Конспекты занятий
Тема недели «До свидания, лето»
Занятие 1. Как я провел лето
(Свободный выбор материала)
Программное содержание. Вызвать приятные воспоминания о лете. Предоставить детям возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композицию в лист. Закреплять умение рисовать гуашью. Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой.
Поговорите с детьми о том, где они были летом, что им больше всего запомнилось. Попросите подумать, что они хотели бы передать в рисунке (кто-то нарисует, как он был на море, другой – как купался в речке, третий – изобразит свою жизнь в деревне т. д.).
Детям самостоятельно надо наметить контурный рисунок простым карандашом, а затем оформить работу в цвете.
Закончить занятие можно стихотворением Л. Даскаловой «Слезы о лете»:
Кончилось чудное лето.
Видишь —
В траве золотые монеты.
Тихо роняет на землю береза
Золото листьев —
Прощальные слезы…
Занятие 2. Цветы в вазе
(Рисование акварелью)
Программное содержание. Учить рисовать цветы с натуры. Закреплять умение рисовать кистью изогнутые линии. Упражнять в рисовании акварелью. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.
Демонстрационный материал. Цветы (ромашки, незабудки, астры и т. п.) в однотонной вазе, простой по форме.
Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, акварель, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой.
Поставьте цветы в вазу. Вместе с детьми рассмотрите форму вазы. Из вазы в разные стороны идут тонкие изогнутые стебли, которые следует рисовать концом кисти. На них расположены цветы. Обсудите с детьми строение цветка.
Предложите детям самостоятельно нарисовать натюрморт, добиваясь сходства с натурой. Начинать рисунок следует с вазы, которую нужно расположить в нижней части листа так, чтобы осталось достаточно места для цветов.
Тема недели «Что нам осень принесет»
Занятие 3. Натюрморт из осенних плодов
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Продолжать учить рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, гуашью, передавая форму, цвета, размеры, пропорции предметов. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.
Демонстрационный материал. Репродукции натюрмортов, ткань, муляжи фруктов, овощей, ягод, глиняный горшок или ваза.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Рассмотрите с детьми картины с изображением натюрмортов.
Спросите детей:
– Какое настроение вызывает у вас эта картина?
– О чем рассказывает эта картина?
– Какой из предметов здесь самый красивый? Почему вы так считаете?
– Какие цвета использовал художник?
Вместе с детьми расположите на ткани фрукты, овощи и ягоды рядом с глиняным горшком (вазой, тарелкой) и предложите простым карандашом сделать эскиз на листе бумаги, соблюдая размеры, форму и расположение предметов друг относительно друга.
Затем нужно оформить натюрморты в цвете. Желательно, чтобы дети смешивали краски для получения нужных цветов и их оттенков. Тогда плоды будут выглядеть сочными и вкусными. Подскажите детям, что надо давать краске подсохнуть, чтобы она не растекалась с одного фрукта на другой. Для изображения драпировки нужно использовать приглушенные цвета, чтобы фон не забивал изображение.
Занятие 4. Хохломская тарелка
(Роспись гуашью)
Программное содержание. Расширять представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус.
Демонстрационный материал. Хохломские изделия: миски, солонки, ковши, кружки, вазы, ложки; образцы элементов хохломской росписи.
Раздаточный материал. Бумажные круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Расскажите детям, что раньше посуда, из которой люди ели, была деревянной. В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками.
Вместе подумайте, почему этот промысел называется хохлома (по названию села Хохлома).
Рассмотрите с детьми хохломские изделия и обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев, усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими движениями. Покажите детям приемы рисования осочек (концом кисти сверху вниз), травинок (расширяющимися мазками), капелек (примакиванием), усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали), завитков (тоже спираль, но с нажимом). Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника), листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти или печаткой-тычком.
Раздайте детям шаблоны тарелок и предложите самостоятельно украсить их хохломской росписью.
Закончите занятие отрывком из стихотворения Е. Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.
Тема недели «Кладовая природы»
Занятие 5. Грибная поляна
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Демонстрационный материал. Предметные картинки грибов: подберезовика, опят, белого гриба, рыжика.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Прочитайте детям потешку:
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб —
боровик.
Спросите детей:
– Какие грибы упоминаются в потешке? (Рыжики, подберезовики, опята, белые грибы.)
По картинкам вместе с ребятами опишите их внешний вид.
– Какие еще грибы вы знаете?
Предложите детям нарисовать лесную поляну, окруженную деревьями. А в центре поляны – крупные грибы.
Занятие 6. Расписной лес
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приемы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жесткой полусухой кисти). Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.
Демонстрационный материал. Осенние пейзажи.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, мягкие и жесткие кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.
Рассмотрите с детьми изображение осеннего леса.
Спросите детей:
– Что изобразил художник на картине?
– Какие деревья можно встретить в лесу?
Прочитайте детям стихотворение И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, что оконца…
Спросите детей:
– С чем сравнивается лес в стихотворении? (С расписным теремом.)
– Какого цвета деревья в лесу? (Лиловые, золотые, багряные, желтые.)
– Как вы понимаете слово «лазурь»? (Голубой цвет, в стихотворении – небо.)
Предложите детям нарисовать лес. Сначала надо закрасить лес разноцветными красками, потом нарисовать стволы и ветви деревьев. Отдельные деревья можно выделить мазками, пятнами или тычком жесткой полусухой кисти. Вспомните вместе с детьми разные приемы рисования.
Тема недели «Царство деревьев»
Занятие 7. Ветка рябины
(Рисование простым карандашом)
Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры ветку с осенними листьями, учить закрашивать листья простым карандашом, накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах. Воспитывать любовь и интерес к природе.
Демонстрационный материал. Ветка ясеня или рябины.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши.
Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой:
Опустел скворечник,
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Спросите детей:
– О каких признаках осени рассказывается в стихотворении? (Птицы улетают, опадают листья.)
Рассмотрите с ребятами ветку ясеня или рябины. Обратите внимание, что на одной веточке расположено сразу семь листьев – три попарно и один сверху. Предложите нарисовать веточку с листьями простым карандашом. На ветке рябины можно изобразить ягоды. Затем, аккуратно накладывая штрихи в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах, нужно закрасить листья простым карандашом.
Занятие 8. Береза
(Рисование угольным карандашом)
Программное содержание. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным мелком силуэт березы, передавая его характерные особенности: высокий тонкий белый ствол с черными полосками, гибкие ветви, круглые листья.
Демонстрационный материал. Настоящая береза во дворе (или изображение березы).
Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, угольные карандаши, ватные тампоны.
Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой «Береза»:
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Спросите детей:
– О чем это стихотворение? (О березе.)
Предложите изобразить березу угольным карандашом. Рассмотрите березу. Отметьте ее характерные особенности – высокий тонкий белый ствол с черными полосками, гибкие черные ветви, круглые листья. Напомните детям особенности угольных карандашей: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко. Чтобы рисунок не смазывался, под кулачок правой руки желательно класть салфетку.
Сначала надо нарисовать ствол с расходящимися в разные стороны тонкими ветвями, на них расположить круглые листья и закрасить углем. На стволе березы нарисовать черные полоски. Если будет желание, дети могут нарисовать еще одну березу.
В конце занятия опрыскайте работы лаком для волос.
Рассмотрите с детьми изображенные ими деревья, подчеркните наиболее удачные моменты. Спросите, понравилось ли детям рисовать угольными карандашами.
Тема недели «Звери готовятся к зиме»
Занятие 9. Ежи Ежовичи
(Штриховка цветными карандашами)
Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавать фактуру и объем. Воспитывать любовь к литературным произведениям.
Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, цветные карандаши (или гелиевые ручки).
Прочитайте детям стихотворение А. Каминчук «Ежи Ежовичи»:
Целый день
Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы…
Знают, если есть еда,
Не страшны и холода.
Спросите детей:
– О ком это стихотворение? (О ежах.)
– Что делают ежи осенью? (Запасают фрукты и овощи.)
Предложите нарисовать несколько ежей, занимающихся сбором осенних плодов. Сначала надо простым карандашом нарисовать контуры ежей. Чтобы передать колючки, будем использовать штриховку – короткие, ритмично расположенные и находящие друг на друга зигзагообразные линии.
Рисунок можно дополнить – нарисовать и закрасить цветными карандашами овощи, фрукты, грибы, листья на спинках ежей; деревья; с помощью длинных и коротких линий штриховкой изобразить траву.
Занятие 10. Каляки-маляки
(Рисование простым карандашом и фломастерами)
Программное содержание. Учить видеть в абстрактном изображении образ животного, упражнять в прорисовывании контуров увиденного животного. Развивать зрительное воображение и фантазию, ассоциативное мышление, творческие способности.
Демонстрационный материал. Карточки с нарисованными черным фломастером фигурами (перевернутая трапеция, волнистая линия, зауженный с одной стороны овал, дуга и т. д.).
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, фломастеры.
Поиграйте с детьми в игру «Ассоциации»: по очереди показывайте карточки и предлагайте детям определить, на что похоже изображение (перевернутая трапеция похожа на корпус корабля, лодки, люльку коляски, тележку; волнистая линия – на нитки, змею, ручей; зауженный с одной стороны овал напоминает туловище ежа, мышки, кита, капельку воды, горку; дуга – радугу, мост, дужку от ведра и т. д.).
Предложите простым карандашом нарисовать на альбомном листе в разных местах несколько «каляк-маляк». Затем попросите увидеть в каждой из этих «маляк» силуэт какого-либо животного (или его часть, например, голову). Дети дорисовывают или выделяют фломастерами контуры увиденного животного. У детей могут получиться и несуществующие животные.
Тема недели «Пернатые друзья»
Занятие 11. Это что за птица?
(Рисование цветными карандашами)
Программное содержание. Учить детей самостоятельно рисовать необычных птиц и украшать их сказочными узорами. Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом. Развивать воображение, фантазию, художественный вкус при подборе красивых цветосочетаний. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.
Демонстрационный материал. Книга В. Сутеева «Это что за птица?».
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши.
Заранее познакомьте детей со сказкой В. Сутеева «Это что за птица?». На занятии еще раз рассмотрите, какие странные и необычные получились птицы. Предложите придумать птицу, которая не существует, и нарисовать ее. Напомните, что у каждой птицы есть туловище, голова, шея, ноги, хвост, клюв. А уж какими будут эти части – ребенок может придумать сам и изобразить птицу на альбомном листе простым карандашом. Затем нужно раскрасить ее цветными карандашами, используя яркие цвета и причудливые узоры.
Занятие 12. Каргопольские птички
(Роспись гуашью)
Программное содержание. Познакомить с росписью каргопольской игрушки, ее характерными элементами (полосками, дугами и овалами). Учить украшать объемное изделие каргопольскими узорами. Развивать зрительную память, воображение и чувство цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Демонстрационный материал. Каргопольские глиняные игрушки (свистульки: трубочки, уточки, курочки; фигуры животных: кони, олени, собаки, тройка белых коней; люди: пряха, сеятель с лукошком, бородач с охапкой дров, крестьянка с ребенком).
Раздаточный материал. Вылепленные из глины на занятии по лепке и покрытые белилами (смешанными с клеем ПВА) уточки, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Расскажите детям об истории зарождения и развития глиняной каргопольской игрушки: в северном городе Каргополе и его окрестных деревнях издавна изготавливались глиняные игрушки, их украшали мелом и печной сажей.
Своеобразна роспись игрушек. В ней северная сдержанность и суровость края. Узоры напоминают поле, колосья, цветы на лугу. Мастера использовали неяркие цвета бледных оттенков – серые, розовые, желтые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые. Существует три способа росписи: сплошная, пятнами и линиями, сочетанием штрихов (в виде своеобразного геометрического узора). Покажите детям образцы игрушек.
Предложите ребятам расписать своих птичек. Голову и шею утки можно полностью закрасить синим или зеленоватым цветом. А на белом туловище и хвосте расположить полоски, дуги и овалы.
Тема недели «Золотая осень»
Занятие 13. Радостная осень
(Рисование акварелью)
Программное содержание. Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи. Упражнять в рисовании разных деревьев. Подвести детей к пониманию, что в рисунке есть передний и задний план. Закреплять умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов. Учить приему размывки.
Демонстрационный материал. Репродукции картин с изображением ранней и поздней осени.
Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Вспомните с детьми названия осенних месяцев.
Рассмотрите репродукции картин, определите, какое время года изобразили художники. Поставьте перед детьми проблемную ситуацию – почему осень такая разная? (Разные периоды осени.) В начале сентября солнце еще греет землю, к концу месяца на деревьях постепенно появляются разноцветные листья, в октябре начинается листопад, а в ноябре деревья уже стоят голые, начинаются заморозки, выпадает снег.
Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень» и предложите детям подумать, к какой картине можно отнести это стихотворение и почему:
Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья —
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.
Верно, в стихотворении описывается период ранней (золотой) осени.
Спросите детей:
– Какие краски есть у ранней осени? (Зеленая, желтая, оранжевая, красная, охра, пурпурная.)
Осень в этот период можно назвать радостной, золотой. Обратите внимание ребят, как художник передает предметы, деревья, которые находятся близко и далеко. (То, что близко, рисуется крупно, а задний план – мельче и не так детально, передний план загораживает задний.)
Предложите детям подумать, как бы они изобразили золотую осень. Ребята проводят линию горизонта, делают набросок карандашом и оформляют рисунок в цвете, используя прием размывки кистью прямо на листе. В конце обязательно надо закрасить оставшиеся куски белой бумаги.
Занятие 14. Грустная осень
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Обобщать знания детей о поздней осени и ее характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план. Развивать способность передавать колорит, характерный для поздней осени, подбирать нужные цвета. Учить передавать настроение в рисунке.
Демонстрационный материал. Репродукции картин с изображением ранней и поздней осени.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Рассмотрите репродукции картин, определите, на какой из них изображена поздняя осень. Поздней осенью на деревьях и кустах совсем мало листьев, идут дожди, деревья качаются от ветра.
Спросите детей:
– Какого цвета поздняя осень? (Коричневого, серого, черного.)
Прочитайте детям стихотворение В. Авдиенко «Осень»:
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета.
Затерялось где-то
Лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клена листья
сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый —
Кленовый.
Спросите детей:
– Какая осень вам представилась, когда вы слушали это стихотворение? (Грустная, дождливая.)
Предложите детям подумать, как бы они изобразили позднюю дождливую осень. Можно использовать рисование по мокрому листу бумаги. Ребята проводят линию горизонта, делают набросок карандашом (напомните им про передний и задний план), оформляют рисунок в цвете, используя краски грустной осени.
Тема недели «Комнатные цветы»
Занятие 15. Дюймовочка
(Рисование гуашью)
Программное содержание. Продолжать учить рисовать иллюстрации к сказке. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела; добиваться выразительности образа.
Демонстрационный материал. Книга Г. X. Андерсена «Дюймовочка» с иллюстрациями.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Заранее познакомьте детей со сказкой Г. X. Андерсена «Дюймовочка». На занятии прочитайте детям начало этой сказки: «Жила-была женщина. И у нее не было детей, а ей очень хотелось иметь ребеночка. Одна колдунья дала женщине ячменное зернышко, которое нужно было посадить в цветочный горшок. Из этого зернышка вырос большой чудесный цветок, очень похожий на тюльпан, но лепестки его были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. Женщина не удержалась и поцеловала красные с желтыми прожилками лепестки. Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, внутри которого сидела крошечная девочка. Она была ростом с дюйм, вот ее и прозвали Дюймовочка».
Предложите детям самостоятельно нарисовать горшок с красивым цветком и Дюймовочку на цветке. Напомните ребятам, что цветок был большой, а девочка – маленькая.
Занятие 16. Жостовские цветы
(Роспись гуашью)
Программное содержание. Познакомить детей с русским художественным промыслом – жостовской росписью, с построением традиционных жостовских геометрических и растительных орнаментов и формами цветков (розы, ромашки, пиона и т. д.). Учить рисовать элементы росписи концом кисти, держа ее перпендикулярно поверхности листа. Упражнять детей в составлении композиции и красивом сочетании цветов. Развивать фантазию и воображение детей.
Демонстрационный материал. Жостовские подносы, образцы элементов жостовской росписи.
Раздаточный материал. Картонные шаблоны подносов (разные по форме), тонированные черной гуашью, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Расскажите детям, что недалеко от Москвы есть село Жостово. В нем живут умельцы, которые на железных подносах рисуют букеты цветов (ромашек, роз, пионов, колокольчиков и др.). В центре подносов располагаются яркие, крупные и сочные цветы, ближе к краям – цветы помельче. Вокруг как бы разбросаны по подносу зеленые листья. Форма подносов разная – и овальная, и круглая, и прямоугольная, и квадратная, и даже треугольная. Есть подносы большие, как обеденный стол, а есть маленькие – не больше тарелки. Сделаны подносы из металла и покрыты лаком.
Раздайте детям шаблоны подносов и образцы элементов росписи. Покажите, как волнистыми линиями с точками и листьями украсить борта подноса. Предложите расположить в центре несколько простых по форме цветков: ромашки, васильки, цветки яблони, а вокруг разбросать зеленые листья.
Тема недели «Кто живет у нас в квартире»
Занятие 17. Семейка змеек
(Рисование ватными палочками. Гуашь)
Программное содержание. Учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением змей.
Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой, тряпочки.
Прочитайте детям стихотворение Э. Котляра:
Вот она семейка:
Змей,
Змея
И змейка!
Спросите детей:
– Из скольких змей состоит эта семья? (Из трех.)
Предложите рассмотреть изображение змей и нарисовать их на альбомном листе простым карандашом. Затем нужно на кончик ватной палочки набрать гуашь определенного цвета и прижать к туловищу змеи. Из точек можно составлять различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т. д. Для того чтобы сменить цвет, надо взять чистую ватную палочку.
Занятие 18. Золотая рыбка
(Рисование восковыми мелками и акварелью)
Программное содержание. Учить использовать различные средства выразительности – линии, цвета. Учить соединять в рисунке несколько техник рисования. Развивать художественные способности.
Демонстрационный материал. Книга А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями.
Раздаточный материал. Листы акварельной бумаги, восковые мелки, акварельные (или акриловые) краски, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.
Заранее познакомьте детей со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Начните занятия с чтения отрывка из этой сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу
Раз он в море закинул невод —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.
Спросите детей:
– Какой вы представляете себе эту сказочную рыбку? (Переливающейся, кружевной и т. д.)
Предложите восковым мелком нарисовать туловище рыбки (во весь лист) и разделить его тонкими линиями на отдельные чешуйки. Затем каждую чешуйку закрасить акварелью определенного цвета. Получится рыбка, переливающаяся разноцветными чешуйками. Вокруг можно нарисовать море и водоросли.
В конце занятия обсудите с детьми нарисованных рыбок, отметьте красивые сочетания цветов.
Это занятие можно усложнить, если контуры и чешуйки рыбки прорисовывать тушью при помощи палочки или пера.
Тема недели «На кухне»
Занятие 19. Гжельская посуда
(Роспись гуашью)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, усиками, пружинками, листиками, сеточками, цветами). Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Конец ознакомительного фрагмента.