Вы здесь

Риск-менеджмент. Глава 2. АКСИОМЫ, ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА (А. Н. Фомичев, 2011)

Глава 2

АКСИОМЫ, ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Основные аксиомы риск-менеджмента

В основу аксиоматики риск-менеджмента может быть положено утверждение о неустранимости противоположностей, использованное Е. А. Королевым при изучении динамики организационных систем17.

Адаптируя указанное утверждение к потребностям рискменеджмента, получим следующую его формулировку: существование идеальной категории теории управления “безрисковая зона” объективно обусловливает существование полностью противоположной ей идеальной категории “зона абсолютного риска”.

Идеальная категория “безрисковая зона” определяет условия управленческой деятельности, при которых вероятность успешного осуществления любых запланированных действий равна 100 %. Противоположная ей идеальная категория “зона абсолютного риска” тождественна условиям, при которых вероятность выполнения запланированных мероприятий равна нулю. Обе вышеназванные категории считаются идеальными по той причине, что в реальной управленческой деятельности определяемые ими условия никогда не возникают. В то же время все практические управленческие ситуации размещаются именно в пределах, ограниченных двумя рассматриваемыми идеальными категориями.

Таким образом, утверждение о неустранимости противоположностей “безрисковая зона”–“зона абсолютного риска” можно считать первой и основной аксиомой риск-менеджмента.

В качестве второй аксиомы риск-менеджмента можно выделить положение о всеобщности рисков, согласно которому риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды организации. Иными словами, в отношении любых элементов системы управления и любых видов деятельности хозяйственной организации всегда существует объективная вероятность неисполнения или ненадлежащего исполнения запланированных мероприятий.

Помимо двух рассмотренных выше утверждений Е. А. Королев предлагает использовать при исследовании динамики организационных систем еще три положения18:

• любая система, вне зависимости от ее типа, характера и свойств, может существовать, развиваться и функционировать только в пространстве и во времени;

• любая система, вне зависимости от ее природы и назначения, обладает своим внутренним пространством, определяемым свойствами системы, и имеет свое время (точнее, свой ритм течения времени), определяемое скоростью протекания внутренних процессов в системе (прежде всего обменных процессов, которые составляют основу взаимодействия между элементами и частями системы);

• скорость протекания любых процессов внутри системы всегда конечна и не может быть бесконечно большой или бесконечно малой (другими словами, никакое взаимодействие в системе не может длиться вечно и не может происходить мгновенно).

Попытаемся адаптировать вышеприведенные утверждения к теории управления рисками с целью формулирования третьей, четвертой и пятой аксиом риск-менеджмента.

Третью аксиому риск-менеджмента можно определить так: любые риски могут возникать, развиваться и функционировать только в пространстве и во времени.

Сущность четвертой аксиомы риск-менеджмента сводится к следующему: любые риски обладают своим внутренним пространством и временем. Это означает, что любые риски могут возникать лишь на ограниченной территории и существовать в течение конечного промежутка времени.

Пятая аксиома риск-менеджмента: время существования рисков не может быть бесконечно большим и не может равняться нулю.

2.2. Законы управления рисками

Закон представляет собой довольно сложное и емкое понятие. В наиболее общем виде закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

С научной точки зрения законом можно считать “необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе”19.

В рамках настоящей работы большее значение имеют законы управления. Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и полное определение этого понятия. Среди исследователей нет единого мнения по этому поводу.

Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятельности людей и их хозяйственной практике20. Такое определение является достаточно развернутым, но вместе с тем имеет один существенный недостаток. Оно не раскрывает сущности самого понятия “закон”, т. е. изначально требует дополнительных пояснений.

Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения21. Это определение представляется более оптимальным. Опираясь на него, можно сделать окончательный вывод.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Риск-менеджмент как формирующаяся самостоятельная отрасль научного управления также имеет свои законы, причем рассматривать указанные законы целесообразно комплексно, т. е. в тесной взаимосвязи с общей теорией менеджмента.

Вся совокупность законов управления может быть условно подразделена на три основные группы.

К первой группе относятся общие законы управления. Они отражают наиболее общие причинно-следственные связи в управленческой деятельности.

Во вторую группу входят частные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев.

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, имеющие отношение к различным отраслям теории менеджмента. Такие законы можно обозначить термином “специальные”. Именно к третьей группе и относятся законы риск-менеджмента. Однако прежде чем перейти непосредственно к изучению законов управления рисками, целесообразно вкратце рассмотреть содержание общих и частных законов менеджмента.

1. К общим законам управления относятся: закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления; закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления; закон единства системы управления; закон соотносительности управляющей и управляемой систем; закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами; закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Таким образом, управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом.

С технической точки зрения управление можно рассматривать как единство всех видов работ, выполняемых участниками кооперированного труда. В этом плане оно имеет целью соединение живого и овеществленного труда, поддержание необходимых связей и пропорций в трудовом процессе. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качественные особенности организации управления.

При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления – в чьих интересах осуществляется управление. В социальном плане управление представляет собой отношения между собственником средств труда и наемными работниками. Оно выступает как функция собственника средств труда, осуществляемая им в собственных интересах. Исходя из этого, цель управления, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.

Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале ХХ в. Она предполагает:

• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования более квалифицированных рабочих кадров;

• скалярную цепь команд, т. е. передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в последовательном порядке;

• наличие формальных правил и норм поведения персонала;

• подбор кадров в соответствии с квалификационными требованиями к конкретной должности, закрепленными в соответствующих справочниках или должностных инструкциях.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные подсистемы – управляемую и управляющую. Эти подсистемы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой подсистеме). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом.

Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Обеспечение соответствия управляющей подсистемы потребностям нормального функционирования современной организации является одной из основных проблем административного менеджмента. Задача заключается в том, чтобы управляющая подсистема оказывала именно такое воздействие, в котором нуждается управляемая подсистема. Этого можно достичь только в том случае, когда сложность управляющей подсистемы соответствует характеру деятельности, осуществляемой управляемой подсистемой.

Таким образом, соотносительность управляющей и управляемой подсистем – это тип отношений, в основе которого лежит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню технического обеспечения, экономическим показателям и т. п.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой подсистемой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой подсистемами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой подсистемы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще недостаточно. Необходима обратная связь – от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Таким образом, любой процесс управления должен включать в себя четыре основные составляющие, как это показано на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:

1) входное воздействие (прямая связь), т. е. информационные сигналы, поступающие от управляющей подсистемы к управляемой;

2) преобразование входного воздействия, которое заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;

3) результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;

4) влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о текущем состоянии и функционировании объекта управления.


Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации


Содержание и формы обратной связи в социально-экономических системах имеют разнообразный характер. Сюда относятся отчетные данные, дополнительные сведения, характеризующие состояние управляемого объекта, и т. п.

Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществление его обратной связи с управляемой подсистемой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организации предъявляются три основных требования.

Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обобщенный характер и были взаимосвязаны с соответствующими формами обратной связи на других ступенях иерархической лестницы.

Второе требование заключается в том, что формы обратной связи должны позволять компенсировать влияние на систему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.

И, наконец, третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.

Оптимальное функционирование и развитие любой системы управления возможно лишь при условии наиболее полного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между ее подсистемами различного уровня и масштаба.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, и законы организации (т. е. управляемой подсистемы).

2. К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся: закон изменения функций управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон концентрации функций управления; закон распространенности контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем, при прочих равных условиях, управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Всю совокупность законов организации в зависимости от их важности можно условно разделить на две основные подгруппы. К первой подгруппе относятся наиболее важные, или основополагающие, законы организации. В их число входят закон синергии, закон самосохранения и закон развития.

Менее важные законы организации, такие как закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, относятся ко второй подгруппе. Рассмотрим содержание и сущность вышеперечисленных законов.

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Иными словами, общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Практика применения закона самосохранения неразрывно связана с обеспечением безопасности организации в целом и личной безопасности ее руководителей. В деятельности, направленной на обеспечение безопасности, можно выделить два основных направления: оперативное и стратегическое. Оперативная деятельность по обеспечению безопасности предполагает осуществление охраны территории предприятия, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции, а также обеспечение личной безопасности сотрудников. Стратегия обеспечения безопасности требует разработки прогнозов состояния внешней и внутренней среды организации в перспективе с целью выявления и нейтрализации возможных угроз.

Закон развития имеет следующее содержание: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Развитие организации можно представить в виде ее жизненного цикла. Жизненный цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяющих друг друга этапов:

1) порог нечувствительности;

2) внедрение;

3) рост;

4) зрелость;

5) насыщение;

6) спад;

7) крах;

8) ликвидация.

При этом первые четыре этапа представляют собой процесс прогрессивного развития, а последние три – регрессивного.

Закон информированности–упорядоченности можно сформулировать следующим образом: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем больше вероятность ее нормального функционирования.

Этот закон требует создания, развития и обеспечения условий нормального функционирования эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия адекватных и обоснованных управленческих решений.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.

В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.

Для реализации положений закона единства анализа и синтеза на практике необходимо следующее: составление и реализация программ постоянного совершенствования организации; проведение маркетинговых исследований; сокращение производственных и непроизводственных затрат и т. п.

Основу системы управленческого анализа и синтеза составляет метод постепенного приближения, подробно описанный в гл. 3.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенном соотношении. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотношение представляет собой не что иное, как пропорциональность.

Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования устанавливает, что каждая организация должна иметь план деятельности и развития.

Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в исполнительный механизм.

Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять все функции основной деятельности и управления либо собственными силами, либо привлекая независимых специалистов или сторонние организации.

Тесную взаимосвязь и взаимодействие законов управления можно видеть на примере законов, относящихся к управляющей подсистеме. Закон сокращения числа ступеней управления взаимодействует с законом концентрации функций управления на каждой ступени. Преимущества концентрации очевидны, поскольку она позволяет значительно сократить трудоемкость обработки информации, на которой основано управление. С другой стороны, на определенном этапе укрупнения управляющего органа объем внутренней информации настолько увеличивается, что организация начинает работать сама на себя, т. е. затрачивает значительную часть времени на непроизводительную работу.

Законы организации также тесно связаны и взаимодействуют между собой. Причем их взаимодействие может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия.

К примеру, согласно закону синергии добиться резкого увеличения организации можно посредством простого увеличения численности персонала. Однако это утверждение в корне противоречит положениям закона композиции и пропорциональности и закона единства анализа и синтеза.

Аналогичным образом закон композиции и пропорциональности требует обеспечения стабильности организации, что противоречит содержанию закона самосохранения, согласно которому организации необходимо обладать достаточной гибкостью для нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

3. Теперь можно попытаться сформулировать основные специальные законы управления рисками.

Наиболее важным законом риск-менеджмента является закон неизбежности риска. Его смысл заключается в том, что деятельность любой организации всегда сопровождается рисками, присутствующими в ее внешней или внутренней среде. Основываясь на действии этого закона, можно сделать вывод о том, что в условиях современного бизнеса полностью избежать рисков невозможно, поэтому их следует воспринимать как объективный элемент системы управления.

Вторым по значимости законом риск-менеджмента можно считать закон сочетания потенциальных потерь и выгод. Смысл указанного закона можно сформулировать следующим образом: практически в любых ситуациях риска потенциальная возможность потерь или убытков сочетается с потенциальной возможностью получения дополнительных доходов.

В качестве третьего закона риск-менеджмента можно выделить закон прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов, имеющий следующее содержание: чем выше степень риска при осуществлении хозяйственной операции, тем выше уровень планируемых от этой операции доходов, и чем ниже степень риска, тем ниже уровень планируемых доходов. На практике этот закон наиболее ярко проявляется при инвестировании в новые проекты. Ведь чем рискованнее проект, тем большие дивиденды желают получить инвесторы в случае его удачного осуществления. И наоборот, инвесторы готовы выделять свои капиталы даже под небольшие проценты, в случае если риск неудачи проекта минимальный.

2.3. Принципы риск-менеджмента

Слово “принцип” происходит от латинского principium – первоначало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления рисками можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач22.

Механизм формирования принципов риск-менеджмента представлен на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Механизм формирования принципов риск-менеджмента


Как видно из схемы, на содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести существующие на данный момент способы осуществления производственной деятельности, форму собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

Как и управленческие законы, принципы менеджмента можно подразделить на три основные группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся подсистемы управления в целом. Ко второй группе – принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам подсистемы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности или явлениями (в частности – рисками).

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом менеджмента, является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Главное в системном подходе – это разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое – значит раскрыть его сущность и специфику; состав, количественные и качественные характеристики элементов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы; историю данного целого.

В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирования системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.

Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии с новыми целями функционирования.

С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

Можно выделить еще два немаловажных общих принципа управления, а именно: принцип регламентации и принцип формализации.

Согласно принципу регламентации все процессы, происходящие в подсистеме управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами, в любой организации должна быть разработана развернутая система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов регламентации и формализации позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным, рациональным, надежным и предсказуемым.

Приведенный выше перечень общих принципов управления является далеко не полным. Здесь были рассмотрены лишь основные и наиболее универсальные принципы. В то же время следует помнить, что любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижения определенных конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

Частными принято называть принципы управления, относящиеся к отдельным элементам подсистемы управления. В группе частных принципов управления можно условно выделить две подгруппы.

Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Сюда входят принципы планирования, организации, учета, контроля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подразделение, организация, отрасль, национальная экономика).

С целью детальной характеристики частных принципов управления рассмотрим более подробно некоторые принципы, входящие в вышеназванные подгруппы.

Для характеристики первой подгруппы используем в качестве примера принципы организации и учета. Среди принципов организации выделяют принципы приоритета, принципы соответствия и принципы построения процесса организации как функции управления23.

1. В состав принципов приоритета входят принципы приоритета цели, приоритета функций над структурой при создании организаций, приоритета структур над функциями в действующих организациях, приоритета субъекта управления над объектом управления при создании структурного подразделения, приоритета объекта управления над субъектом управления для действующих организаций.

• Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель–задача–функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и потом функция.

• Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реализации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразделений организации, в соответствии с набором функций рассматриваются иные варианты построения организации исходя из приоритета цели, достижению которой должны служить вышеупомянутые функции.

• Смысл принципа приоритета структур над функциями в действующих организациях заключается в следующем. В сформировавшихся и нормально функционирующих организациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляются, а излишние постепенно отмирают. Согласно данному принципу действующие организации в состоянии осуществлять лишь ограниченный набор функций. В случае выхода за рамки указанного диапазона весьма вероятно возникновение ситуации, когда организация не в состоянии обеспечить решение стоящих перед ней задач.

• Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следующее содержание. В процессе создания организации ее учредители должны формировать в соответствии со своими потребностями и возможностями трудовой коллектив, характер деятельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

• Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления организации должны назначаться в соответствии с характеристиками и потребностями конкретных структурных подразделений.

2. К принципам соответствия относятся: принцип соответствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип соответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления.

• Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели должен соответствовать набор финансовых, сырьевых, материальных, энергетических и человеческих ресурсов, позволяющий обеспечить достижение указанной цели.

• Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руководителей.

• Принцип соответствия эффективности производства и экономичности можно сформулировать следующим образом: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью функционирования и совокупными затратами. Указанный принцип устанавливает правило, согласно которому любые дополнительные затраты организации должны быть оправданы предполагаемым или фактическим повышением эффективности ее функционирования.

• Формулировка принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления имеет следующий вид: чрезмерно малые и чрезмерно большие организации функционируют гораздо менее эффективно, чем организации, имеющие средний размер. Иными словами, размер организации должен оптимально соответствовать ее целям и задачам, характеру деятельности, специфике рынка и т. п.

3. Построение процесса организации как функции управления должно осуществляться на основании следующих принципов:

• преимущественная направленность на достижение поставленной цели, а не на устранение внутренних и внешних возмущающих воздействий;

• комплексный подход к изучению управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс организации;

• обеспечение объективности протекания процесса;

• наиболее оптимальное и полное информационное обеспечение процесса;

• жесткая регламентация операций и процедур всех этапов проектируемого процесса;

• соответствие свойств процесса техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам организации.

К принципам организации и осуществления управленческого учета относятся24:

• непрерывность деятельности предприятия;

• использование единых для планирования и учета единиц измерения;

• оценка результатов деятельности как предприятия в целом, так и каждого его структурного подразделения в отдельности;

• преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

• формирование системы показателей внутренней отчетности организации как основы коммуникационных связей между разными уровнями управления и отдельными структурными подразделениями, находящимися на одном уровне управления;

• применение бюджетного (сметного) метода управления затратами и запасами;

• полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

• периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Для характеристики второй группы частных принципов управления рассмотрим принципы кадровой политики. В системе принципов организации и осуществления кадровой политики можно выделить несколько различных групп. Наиболее показательными из них являются группа принципов построения системы управления персоналом и группа принципов подбора кадров.

1. Формирование системы управления персоналом организации осуществляется на основании следующих принципов25: адекватности функций управления персоналом целям функционирования, первичности функций управления персоналом, оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом, оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации, потенциальных имитаций.

• Принцип адекватности функций управления персоналом целям функционирования имеет следующее содержание: формирование и изменение функций управления персоналом должно осуществляться в строгом соответствии с целями и потребностями функционирования организации.

• Смысл принципа первичности функций управления персоналом заключается в следующем: состав, количественные и качественные характеристики элементов системы управления персоналом, а также характер информационных связей и взаимодействия между ними находятся в прямой зависимости от содержания функций управления персоналом.

• Принцип оптимального соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом определяет необходимые пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом, т. е. интрафункциями, и функциями управления персоналом, т. е. инфрафункциями.

• Сущность принципа оперативного реагирования на изменения специфики функционирования организации заключается в необходимости опережения ориентации функций управления персоналом на развитие основной деятельности в сравнении с функциями, направленными на вспомогательную деятельность.

• Принцип потенциальных имитаций гласит: временное выбытие отдельных работников организации не должно прерывать процесс ее функционирования. Иными словами, каждый работник должен быть в состоянии выполнять служебные обязанности вышестоящего и нижестоящего работника или двух работников своего уровня.

2. В процессе подбора кадров необходимо учитывать следующие основные принципы: принцип ситуации, принцип совместимости, принцип сочетания, принцип компенсации и принцип динамизма26.

• Сущность принципа ситуации заключается в том, что в процессе подбора кадров необходимо не только учитывать общее соответствие характеристик кандидата требованиям конкретной должности, но и принимать во внимание конкретную сложившуюся ситуацию.

• Большое значение имеет принцип совместимости при подборе работников со стороны и внутренней ротации кадров. Данный принцип указывает на то, что при замещении вакантных должностей руководителю организации необходимо учитывать ряд особенностей.

Прежде всего следует помнить, что собственные работники, претендующие на новую должность, уже являются неотъемлемой частью организации и поэтому, минуя период адаптации, могут сразу же с полной отдачей приступить к исполнению должностных обязанностей. В то же время работники, принятые со стороны, должны приложить ряд усилий, чтобы “вписаться” в коллектив и стать его неотъемлемой частью. Однако, с другой стороны, такие работники могут более объективно оценить процессы, происходящие в организации, обратив внимание руководства на недостатки, ставшие привычными и воспринимающиеся другими сотрудниками как само собой разумеющееся явление.

• Не менее важным в системе подбора кадров является принцип сочетания. Его смысл состоит в обеспечении оптимальной интеграции совместных усилий “старых” и “молодых” работников. Если первые являются своего рода носителями жизненного и трудового опыта, то вторые более активны и менее консервативны, а зачастую обладают и более современными, прогрессивными знаниями. Рациональное сочетание во всех структурных подразделениях организации работников того и другого типа является неотъемлемым условием эффективного функционировании организации.

• Принцип компенсации рекомендует подбирать кадры таким образом, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались положительными качествами другого.

• И, наконец, принцип динамизма устанавливает необходимость сочетания мобильности и стабильности. Мобильность позволяет своевременно проводить мероприятия по выдвижению и ротации кадров в соответствии с изменениями во внешней среде и потребностями самой организации. Стабильность необходима для осуществления долгосрочных программ.

К специальным принципам риск-менеджмента можно отнести: принцип лояльного отношения к рискам; принцип прогнозирования; принцип страхования; принцип резервирования; принцип минимизации потерь и максимизации доходов.

Рассмотрим содержание вышеперечисленных принципов. Принцип лояльного отношения к рискам требует от руководителя рассматривать любые риски как объективный и неизбежный фактор хозяйственной деятельности. В соответствии с указанным принципом менеджер любого уровня должен стремиться не избегать рисков, а умело управлять ими, добиваясь максимальной эффективности деятельности организации.

Принцип прогнозирования гласит: в целях повышения эффективности управления рисками, а также снижения уровня затрат и внеплановых потерь руководство организации должно постоянно принимать меры для прогнозирования возникновения рисков. Прогнозирование позволяет заранее подготовиться к возможным негативным явлениям и создать необходимые предпосылки для их локализации или нейтрализации.

В соответствии с принципом страхования необходимо использовать возможности внешних страховых компаний для обеспечения полного или частичного погашения потерь, связанных с предпринимательскими рисками. Любые новые проекты или рискованные операции, осуществляемые организацией, необходимо заранее страховать. Страховые выплаты, полученные фирмой в случае неудачи, позволят компенсировать понесенные ею убытки частично или в полном объеме.

Принцип резервирования предполагает создание в организации внутренних резервных фондов, средства которых можно будет использовать в случаях крайней необходимости. Например, в случае резкого и непредвиденного повышения цен на ресурсы, необходимые для выполнения проекта, организация за счет внутренних резервов сможет покрыть возникшую разницу и обеспечить своевременное выполнение запланированных мероприятий.

И, наконец, принцип минимизации потерь и максимизации доходов требует от руководителя, с одной стороны, рационально использовать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а с другой стороны – стремиться к повышению доходов за счет грамотной реализации проектов с высокой степенью риска. Это позволит добиться максимальной эффективности не только в управлении рисками, но и в деятельности организации в целом.

Основные положения главы 2

• В основу аксиоматики риск-менеджмента может быть положено утверждение о неустранимости противоположностей, согласно которому существование идеальной категории теории управления “безрисковая зона” объективно обусловливает существование полностью противоположной ей идеальной категории “зона абсолютного риска”.

• В качестве второй аксиомы риск-менеджмента можно выделить положение о всеобщности рисков, согласно которому риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах деятельности внешней и внутренней среды организации.

• Третью аксиому риск-менеджмента можно определить так: любые риски могут возникать, развиваться и функционировать только в пространстве и во времени.

• Сущность четвертой аксиомы риск-менеджмента сводится к следующему: любые риски обладают своим внутренним пространством и временем.

• Пятая аксиома риск-менеджмента имеет следующее содержание: время существования рисков не может быть бесконечно большим и не может равняться нулю.

• Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

• Вся совокупность законов управления может быть условно подразделена на три основные группы. К первой группе относятся общие законы управления, ко второй – частные, к третьей – специальные.

• Объективными, или общими, законами управления следует считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

• Частные законы представляют собой законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.

• Специальными законами управления являются законы, которые связаны с отдельными отраслями менеджмента.

• Специальные законы риск-менеджмента включают в себя закон неизбежности риска, закон сочетания потенциальных потерь и выгод, закон прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов.

• Принципы управления представляют собой изначальные нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества, а также его производительных сил. Соблюдение вышеуказанных норм, правил и закономерностей способствует достижению целей функционирования и решению поставленных задач.

• Любая социально-экономическая система создается и функционирует для достижения конкретных целей, поэтому и принципы, которыми руководствуются менеджеры организации, должны подбираться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из целей функционирования.

• В процессе классификации принципов управления целесообразно подразделять их на три основные группы (по аналогии с законами управления). Принципы, входящие в состав первой группы, являются общими принципами управления, относящимися к системе управления в целом. Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы управления. В третью группу входят специальные принципы, отражающие особенности управления конкретными видами деятельности.

• Основу системы общих принципов управления составляют принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкости и демократизации управления.

• В группе частных принципов управления можно условно выделить две подгруппы. Первая подгруппа включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например социальной, экономической, организационно-технической и т. д.

• Группа специальных принципов риск-менеджмента включает в себя принцип лояльного отношения к рискам, принцип прогнозирования, принцип страхования, принцип резервирования, принцип минимизации потерь и максимизации доходов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что составляет основу аксиоматики риск-менеджмента?

2. Перечислите основные аксиомы риск-менеджмента.

3. Какие существуют подходы к классификации законов управления?

4. Перечислите общие законы управления.

5. Как формулируется закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления?

6. Раскройте содержание закона единства систем управления.

7. Дайте определения понятий “объект управления” и “субъект управления”.

8. В чем заключаются смысл и назначение системы обратной связи в организации?

9. Каково содержание закона сокращения ступеней управления?

10. В чем заключается сущность закона распространенности контроля?

11. Каким образом основные элементы организации могут влиять на ее потенциал?

12. В чем могут заключаться причины резкого повышения или совокупного понижения потенциала организации?

13. Приведите формулировку закона самосохранения.

14. Каким образом внешние и внутренние факторы влияют на устойчивость организации?

15. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы жизненного цикла организации.

16. В чем заключается сущность закона развития?

17. Приведите примеры взаимосвязи и взаимодействия законов управления.

18. В чем заключается суть принципа единства применения законов управления?

19. Перечислите специальные законы риск-менеджмента.

20. Раскройте сущность закона неизбежности риска.

21. Каково содержание закона сочетания потенциальных потерь и выгод?

22. В чем состоит смысл закона прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов?

23. Дайте определение понятия “принципы управления”.

24. Что представляют собой общие принципы управления?

25. Охарактеризуйте принцип регламентации управленческих процессов.

26. Что включает в себя понятие “частные принципы управления”?

27. Перечислите принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления.

28. Какие принципы входят в состав группы принципов соответствия?

29. Перечислите специальные принципы риск-менеджмента.

30. В чем состоит сущность принципа лояльного отношения к рискам?

31. Раскройте содержание принципа прогнозирования.

32. В чем состоит коренное различие между принципом страхования и принципом резервирования?

33. Что означает принцип минимизации потерь и максимизации доходов?