Вы здесь

Риски России: экология и здоровье. Глава 3. Система управления качеством окружающей среды (Ю. И. Прокопенко)

Глава 3. Система управления качеством окружающей среды

Охрана окружающей природной среды, система управления качеством окружающей среды, создания условий становления Росси на путь устойчивого развития и обеспечение экологической безопасности страны представляют собой задачу, решение которой связано с большим объемом работ, выходящим за пределы нашей книги. Тем ни менее мы предпримем попытку в общих чертах обрисовать картину, из которой можно было бы понять, как и какими силами все это делается.

Система управления качеством окружающей среды в России представлена следующими разделами:

– государство и экологические риски или система государственного управления качеством окружающей среды;

– мониторинг окружающей природной среды;

– экологическая экспертиза;

– система экологического контроля в России;

– управление лесным хозяйством, водными ресурсами и почвами.

3.1. Государство и экологические риски

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание – парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ «О безопасности» и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. №547. Одной из задач Совета безопасности и ее постоянным рабочим органом межведомственной комиссии является подготовка предложений по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельском и других отраслях народного хозяйства, по решению экологических проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия;

К органам законодательной власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции, Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Специальными органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно участвующие в данном направлении работ, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

К органам экологического управления отнесены Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Росгидромет России проводит мониторинг и контроль состояния окружающей природной среды (ОПС), в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций. На региональном уровне управление ОПС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

Указом президента РФ от 17.05.2000 г. и соответствующего Постановления Правительства РФ Госкомэкологии РФ был упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов России. Создано самостоятельное управление государственной экологической экспертизы, осуществлено формирование о6ъединенных комитетов природных ресурсов во всех субъектах Федерации, куда вошли также местные органы бывшей Лесной службы и бывшего Госкомэкологии РФ.

3.2. Мониторинг окружающей природной среды

Согласно закону РФ «О гидрометеорологической службе» (1998 г.), мониторинг ОПС – долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения.

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинги. По используемым методам – наземный, авиационный и космический. По методам исследований – химический, биологический, физический и другие.

В настоящее время создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем: наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные) и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети.

Создана Единая государственная система экологического мониторинга России, в функцию которой входит: наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последействия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

Мониторинг загрязнения ОПС ведет Росгидромет. Система наблюдений включает следующие подсистемы: I) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах; 2) слежения за загрязнением почв; 3) слежения за загрязнением пресных и морских вод; 4) слежения за трансграничным (межгосударственным) переносом веществ, загрязняющих атмосферу; 5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова; 6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы; 7) комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

Министерство здравоохранения РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории, в которых определяют химические, микробиологические и паразитологические показатели объектов. Осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха в городах и источников питьевой воды, токсикологический и бактериологический контроль территорий, складов ядохимикатов, сельхозугодий и т. д.

3.3. Экологическая экспертиза и экологический контроль

В соответствие с законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и Федеральным Законом «Об экологической экспертизе» (1995), «экологическая экспертиза – это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы».

Принципами проведения экологической экспертизы являются:

– презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор должен предварительно доказать ее экологическую безопасность);

– первоочередность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении ее заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности);

– комплексность оценки воздействия на ОПС и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны ОПС;

– независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения;

– научная обоснованность, объективность и законность заключений;

– достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность должностных лиц, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение ее;

– гласность проведения экологической экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.

В последние годы получил место качественно иной подход к экологической экспертизе: ее основополагающим критерием становится степень риска нанесения ущерба окружающей среде. Это связано с тем, что прежняя концепция экологической безопасности, которая основывалась на критериях ограничения содержания вредных химических веществ (ПДК, ПДВ, ПДС), должна уступить место концепции экологического риска. Согласно этой концепции, полностью устранить отрицательное воздействие проектируемого объекта на экосистемы и здоровье населения невозможно. Поэтому принятие оптимального (с точки зрения охраны природы) решения означает экономически и социально обоснованную минимизацию указанного отрицательного воздействия.

Экологический контроль (ЭК) в целом – это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране ОПС и обеспечению экологической безопасности общества.

В результате проверки создается предварительное заключение экспертной комиссии, которое доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ «Об охране ОПС (ст. 41)» разрешает в ряде случаев принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или ее субъекта (края, области и т. д.). После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. В дальнейшем контроль исполнения требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

В целом система ЭК в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОПС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль.

Общественный экологический контроль осуществляется силами общественных организаций, объединений и движений, профессиональными союзами и трудовыми коллективами, за выполнением нормативных природоохранных требований министерствами, ведомствами, другими юридическими лицами и гражданами. Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов и, кроме того, он в большей степени отражает экологические интересы населения.

3.4. Государственное управление лесным хозяйством, водными ресурсами и почвами

Наибольшую тревогу всей общественности, экологов, медиков вызывают неблагоприятные изменения в трех наиболее важных сферах природной среды. Это: леса, водные ресурсы и почвы. Помимо того, что эти среды обеспечивают жизнедеятельность подавляющей части живых организмов на планете, они также представляют большое народнохозяйственное значение. Неблагоприятные изменения, происходящие в этих средах, прямо или косвенно оказывают вредное воздействие на здоровье населения страны.

Управление лесным хозяйством.

Леса – основной тип растительности России, они занимают 45% ее территории. Они играют огромную роль в экономике России как источники древесины и многих видов сырья – растительного (смолы, грибы, ягоды, лекарственные растения) и животного (мясо, меха, ценные лекарственные препараты – панты, бобровая и кабарожья струя, медвежья желчь и т. п.). В жизни многих народов России лес – основная жизненная среда, на которой базируется весь уклад (финно-угорские народы, эвенки и др.). Для русского населения лес – важнейший рекреационный ресурс. В отличие от большинства западных народов, любительские сбор грибов, ягод, лекарственных растений и охота – не только экономическое подспорье, но и совершенно необходимая часть жизненного уклада. В пейзажах русской живописи и литературы, как профессиональной, так и фольклорной, леса абсолютно преобладают над другими ландшафтами.

Десять наиболее богатых лесными ресурсами стран (Россия, Бразилия, Канада, США, Китай, Демократическая Республика Конго, Австралия, Индонезия, Судан и Индия) располагают 67% лесных ресурсов планеты. Среди этих стран лидирует Россия (20,1% общей площади лесов мира). Доля площади лесов Бразилии составляет 12,9%, Канады – 7,7%, США – 7,5%, Китая – 5,1%.

Однако по общим объемам древесины Россия (81 523 млн. м3) значительно уступает Бразилии (126 221). Далее следуют США (47 088), Канада (32 983) и Китай (14 684 млн. м3).

При этом доля России в мировом экспорте лесобумажной продукции составляет всего 2,3%.

Управление лесным хозяйством и рачительное использование его богатств – важнейшая задача государства, основного хозяина лесов страны. Охрана лесов является также первостепенной и неотъемлемой задачей государства, расположенного на такой территории как Россия.

Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) – кодифицированный нормативно-правовой акт являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России.

Лесное законодательство состоит из кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства.

История многострадального Лесного кодекса заслуживает того, чтобы с ней познакомиться. До начала 1990-х годов в России действовал Лесной кодекс РСФСР. А еще раньше до развала СССР в 1977 г. Верховным Советом СССР были утверждены «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», а в 1978 г. был принят Лесной кодекс РСФСР. Эти документы создали правовую основу для регулирования общественных отношений по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. В1980 г в лесном хозяйстве насчитывалось 12 616 лесхозов и леспромхозов и 12 523 лесничества. После распада СССР, до 1997 г действовал Лесной кодекс РСФСР.

29 января 1997 г президент России Борис Ельцин подписал Лесной кодекс РФ. Однако из-за несовершенства кодекса почти сразу началась разработка новой редакции, которая велась по поручению президента России В. В. Путина.В конце сентября 2004 г проект кодекса был внесён в правительство России.1 февраля 2005 г. правительство России внесло в Государственную думу проект кодекса. 22 апреля 2005 г Госдума приняла кодекс в первом чтении.Ко второму чтению на проект кодекса поступило около 3 тыс. поправок. Депутаты Госдумы, лесопромышленники, главы регионов и Министерство природных ресурсов высказали к проекту кодекса большое число замечаний. Второе чтение законопроекта переносилось 5 раз. 6 апреля 2006 г президент России В. В. Путин призвал правительство России «оперативно снять все противоречия и найти приемлемые решения» для принятия кодекса. 1 ноября 2006 г. проект кодекса был принят во втором чтении, а затем и в третьем чтении.


10 ноября 2006 г проект кодекса поступил в Совет федерации. Члены Совета федерации заявили, что заблокируют принятие кодекса, поскольку их не устроил объём финансирования, выделяемого регионам при передаче полномочий по лесному хозяйству. При запланированном объеме финансирования практически невозможно было выполнять функции охраны лесов в должной мере. И 15 ноября 2006 г. Совет федерации не стал рассматривать проект кодекса. Однако 21 ноября председатель Совета федерации Сергей Миронов побывал у В. В. Путина и 22 ноября Совет федерации принял решение об одобрении проекта. В первых числах декабря кодекс был подписан Президентом. С 1 января 2007 г Лесной кодекс вступил в силу.Таким образом, волевое решение Президента «продавить» утверждение кодекса возымело силу, несмотря на сопротивление членов Совета федерации. Новая редакция Лесного кодекса была принята с целью значительного увеличения эффективности лесопользования и для стимулирования притока инвестиций в лесную отрасль. Представители лесопромышленников в ноябре 2006 г заявили, что с принятием новой редакции кодекса был ликвидирован один из тормозов для притока инвестиций в отрасль – отсталое лесное законодательство.

Чем завершилась история с многострадальным Лесным кодексом? Книга профессора И. В. Шутова «Вехи лесного хозяйства России» (10), посвящённая основным событиям в истории становления и разрушения государственного лесного хозяйства России, хорошо иллюстрирует его состояние в настоящее время. Система управления лесным хозяйством подверглась существенным изменениям, не принесшим пользу нашему лесу. Так, указом Президента России №867 от 17.05.2000 г была упразднена профессиональная Федеральная службы лесного хозяйства.

Недальновидные или преднамеренные изменения в системе управления лесным хозяйством страны начались в конце прошлого века. Принятый Государственной Думой в 1997 г. «Лесной кодекс РФ» развязал руки повальному и неприкрытому воровству леса. В лесах России теперь командуют в основном не лесничие, а структуры местной власти от губернаторов до муниципалов, структуры Главохоты под предлогом охраны животных, а также заготовители леса как легальные, так и нелегальные, обладающие реальной силой. К этому можно добавить еще большое число небескорыстных контролеров.

Кто сейчас пилит лес? Продолжают пилить, кто в поте лица своим трудом зарабатывают на жизнь на лесосеках. И это нормально. Но рубят лес еще люди в штатском и в форме разных ведомств, депутаты и губернаторы, чиновники разных уровней и обыкновенные воры. Данная ситуация не случайна. Она была создана теми лесопромышленными структурами, их мощным лобби в правительстве, Федеральном собрании и в других органах государственной власти, желающими и впредь, получать лес в рубку, минуя нормальную рыночную процедуру, и уж конечно не по свободным рыночным ценам. В качестве иллюстрации результатов того, к чему это привело можно использовать следующие официальные цифры о суммах средств за проданный лес на корню, поступивших в кассы лесхозов:

в 2000 г. – 1 млрд. 910 млн. руб.,

в 2001 г. – 1 млрд. 893 млн. руб.,

в 2002 г. – 0 руб.,

в 2003 г. – 0 руб.

Цифры позволяют четко определить время, когда был включен красный свет на пути в общегосударственную систему рыночных отношений и загорелся зеленый свет для неприкрытого воровства леса.

Если в 1913 г. Россия твердо занимала первое место в мире по экспорту переработанной древесины, то теперь она оказалась тоже на первом месте, но уже с другого конца списка. В частности, в 2002 г. наша доля в объеме мирового экспорта дешевого круглого леса оказалась равна 26,2%, тогда как вместе взятые доли США, Канады, Швеции, Финляндии, Германии и Франции составили только 21,3%.

Лесной кодекс 2006 г многократно подвергался резкой критике со стороны экспертов и специалистов по лесному хозяйству за то, что переложил все лесохозяйственные и противопожарные функции на регионы и на арендаторов. После вступления в действие нового Лесного кодекса была разрушена существовавшая до этого система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны. Из 83 000 человек Гослесоохраны лесхозов было оставлено 680 человек лесных инспекторов в составе Росприроднадзора

Значительное число экспертов считают Лесной кодекс одной из главных причин катастрофических лесных пожаров 2010 г (11). Например, по мнению заслуженного лесовода России Виктора Кузнецова, высказанного им в передаче Первого канала 19 августа 2010 г., среди причин сложной обстановки в лесах европейской части России несовершенство Лесного кодекса РФ. По его словам, «Лесной кодекс, принятый в январе 2007 года, нанес смертельный удар по лесному хозяйству. Согласно этому кодексу вообще перестало существовать такое понятие как Лесхоз. А это важнейшая административная единица, в состав которой входили лесничества, лесники, служба по охране и защите леса. Если брать по России, то до 2007 г более 80 тысяч человек занимались охраной и защитой леса».

Похоже, что история с Лесным кодексом России все еще продолжается. В декабре 2010 г в Лесной кодекс были внесены поправки, которые по мнению экспертов Газеты.ру фактически ничего не изменили и не помогут лесному хозяйству.

Управление водными ресурсами.

Водные объекты рассматриваются как важнейшая составная часть окружающей среды, среда обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биоресурсов, как природный ресурс, используемый человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как объект права собственности и иных прав.

Водные ресурсы – это пригодные для использования в народном хозяйстве воды рек, озер, каналов, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, ледники, водяные пары атмосферы. Общие запасы водных ресурсов составляют 1454,3 млн. км3, из них менее 2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%.

Важнейшая составная часть водных ресурсов России – реки. Центр государственной территории России был определен верховьями рек, площадь территории – их устьями, расселение – направлением речных бассейнов. Реки во многом влияли на нашу историю. На реке русский человек оживал. При переселении река указывала ему путь. В продолжение значительной части года кормила. Для торговца она – летняя и зимняя дорога.

Днепр и Волхов, Клязьма, Ока, Волга, Нева, многие другие реки вошли в историю нашего государства как места важнейших событий в жизни России. Не случайно реки занимают видное место в русском эпосе.

Конец ознакомительного фрагмента.