Вы здесь

Риски России: экология и здоровье. Глава 2. Устойчивое развитие и экологическая безопасность России (Ю. И. Прокопенко)

Глава 2. Устойчивое развитие и экологическая безопасность России

2.1. Определение понятий

Устойчивое развитие (англ. sustainable development – поддерживаемое развитие) – такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.

Концепция устойчивого развития явилась логическим ответом общества на бурно начавшееся в 70-е годы социально-экономическое развитие, когда оно столкнулось с проявлением глобальных экологических проблем. В результате были созданы ряд международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа и др.

В 1972 году в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по окружающей среде, где были разработаны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая – министерства и ведомства по окружающей среде.

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля – Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.

Устойчивое развитие включает в себя экономические, социальные и экологические факторы, которые и составляют триединую основу концепции устойчивого развития. Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование природных ресурсов и использование экологичных технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ.

Экологическая составляющая должна обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. (4)

Экологическая безопасность характеризует реальное состояние природной окружающей среды и механизмы создания системы экологической безопасности. Существуют разные подходы к определению понятия «экологическая безопасность»:

Экологическая безопасность (ЭБ) – юридически-организационная защищенность личности, общества и государства, основанная на комплексе мер по прогнозированию, предотвращению негативных экологических событий и явлений либо компенсации при их наступлении (5). Экологическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф (6).

Экологическая безопасность – одна из составляющих, национальной безопасности совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения, обеспечение устойчивого состояния биоценоза.

Политика ЭБ – целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению ЭБ.

Система ЭБ – совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. ЭБ достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, управление и пр.), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Система ЭБ включает:

Комплексная экологическая оценка территории.

Экологический мониторинг.

Управленческие решения.

2.2. Устойчивое развитие и экологическая безопасность России

Концепция устойчивого развития, получившая широкое распространение в европейских странах, застала Россию врасплох. Триединая концепция устойчивого развития никак не могла быть применима в России без промедлений. После развала СССР Россия не имела возможности гармонизировать экономический, социальный и экологический статус. Советский Союз оставил тяжелое наследие для молодой России. В 90-х годах прошлого столетия после распада СССР обострились социальные процессы: происходит общее «обеднение» населения, возросла угроза массовой безработицы, ухудшилась ситуация с обеспечением жильем, кризисные явления затронули систему образования, здравоохранения и социального обеспечения; резко ухудшилась криминогенная обстановка.

Глубокий кризис переживает экономика: сокращается производство, происходит дальнейшее «утяжеление» структуры промышленности. Тормозом активных структурных преобразований является неблагоприятный инвестиционный климат, несовершенное и нестабильное законодательство, недостатки в системе приватизации. Крайне неблагополучной остается экологическая ситуация в стране. В ряде районов она достигла уровня экологического бедствия, сопровождающегося усилением опасности для здоровья населения и воспроизводства будущих поколений. Процессы, происходящие внутри страны, существенно изменили и ее роль в мировом сообществе. Все это свидетельствует о наличии в стране глубокого кризиса.

Обладая крупнейшей в мире ненарушенной хозяйственной деятельностью территорией, которая составляет более 11 млн. кв. км или 65% всей территории страны, в России имеет место разрушение в значительной степени естественных экосистем. В результате во всех средах идут быстрые геохимические изменения окружающей среды в глобальном масштабе. Оценивая устойчивое развитие и состояние окружающей среды в России, Президент РФ в послании Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 года пишет: «Усилилась деградация природной среды. Хищническое использование земель, вод, лесов, полезных ископаемых в XX веке, что не могло себе позволить ни одно считающее себя цивилизованным общество, превращало СССР – одну из наиболее ресурс обеспеченных стран – в разоренную территорию. Технический потенциал страны использовался не для приумножения полученного наследия, а фактически для уничтожения освоенных многовековым трудом предыдущих поколений земель, которые оказались затопленными гигантскими водохранилищами или превращены в зоны экологического бедствия». В реальности оценка экологического состояния страны никак не соответствовала концепции устойчивого развития.

Начиная с 1991г. ежегодно готовится и публикуется Государственный доклад о состоянии окружающей среды, в котором приводились обобщающие данные о состоянии окружающей природной среды и ее влиянии на здоровье населения. После публикации такого доклада в экологической газете «Зеленый мир» общественности России стало ясно, что страна скатывается к экологическому кризису. Отравленный воздух промышленных городов, загрязнение поверхности вод, радиоактивное загрязнение огромных территорий Европейской части страны в результате радиационных аварий на комбинате «Маяк» Челябинской области в 1957 г. и на Чернобыльской АЭС в 1986г. явились серьезными показателями экологического кризиса.

Благодаря настойчивой работе Минприроды, комитетов по экологии сначала Верховного Совета РФ, затем Госдумы первого созыва был осуществлен настоящий прорыв в законодательстве по экологии: был принят целый ряд основополагающих федеральных законов, регулирующих деятельность предприятий и организаций в различных сферах окружающей среды и жизнеобеспечения граждан. Появились соответствующие статьи об экологических преступлениях и в новом Уголовном кодексе РФ. Б. Н. Ельцин 1 апреля 1996 года подписал Указ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Этот уникальный документ предусматривает последовательный переход РФ к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Это сделано в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестка дня на XXI век».

Концепция устойчивого развития Российской Федерации, разработанная и одобренная Государственной Думой и Правительством страны, предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности России. По определению В. Б. Носова, «экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных, военных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций».

После выхода в свет в 1989 г. постановления Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» и снятия режима секретности с данных об экологической обстановке на объектах оборонной промышленности и объектах вооруженных сил, появилось несколько открытых публикаций о накоплении запасов ядерного оружия, запасов ядовитых химических веществ и в связи с этим о состоянии экологической обстановки в РФ и влиянии ее на здоровье людей. Вот лишь некоторые из наиболее острых экологических проблем, стоящих на пути к устойчивому развитию.

Среди промышленных предприятий, где существует опасность токсического действия на работающих и население, проживающее в непосредственной близости от них, особое место занимают объекты по хранению и уничтожению химического оружия, снаряженного отравляющими веществами (ОВ) смертельного действия. Основу химического оружия составляют ОВ кожно-нарывного (иприт, люизит и их смеси) и нервно-паралитического (зарин, зоман и ОВ типа Ви-икс) действия. В 1996г. было принято постановление Правительства РФ (№305-ФЗ) об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». На момент принятия целевой программы до начала уничтожения химического оружия основные его запасы были сосредоточены в 7 городах. Их распределение представлено в табл.1.

Таблица 1. Распределение ОВ и их объем.




Как видно из таблицы, суммарное количество отравляющих веществ, хранящихся в данных населенных пунктах и подлежащих уничтожению составляло порядка 40 тысяч тонн, что в 4 раза превосходит общее количество отравляющих веществ, израсходованных воюющими странами в первой мировой войне. (7)

Неправильное хранение ядохимикатов, а также техногенные и природные катастрофы, которые имеют место быть в местах хранения ядовитых веществ, являются источниками вредных для биосферы выбросов и поражающих факторов для людей. Несмотря на предпринятые строгие меры контроля содержания продуктов распада отравляющих веществ, которые все еще сохраняют высокую токсичность для окружающей среды и людей, нетрудно предположить, что имеет место распространение этих продуктов в окружающую среду. Следует, однако, заметить, что никаких официальных сообщений об имевших место фактах утечки продуктов распада отравляющих веществ в окружающую среду не было. Такие сведения оставались недоступны населению.

Вот и другие зарисовки неблаговидных последствий для окружающей среды и здоровья людей производственной деятельности государства и общества. Среди большого числа антропогенных воздействий на экологическую безопасность людей оказывает влияние и запуск космических ракет. Знание об этом особенно важно, поскольку информация о ракетно-космических источниках загрязнения окружающей среды не столь популярна. Так, например, на Улаганский район Алтайского края было сброшено в общей сложности 618 ракетных ступеней, в каждой из которых оставалось до 800 кг высокотоксичного ракетного топлива НДМГ (гептил). Остатками топлива и осколками от ракет была покрыта огромная площадь края. Из металлических осколков ракет, попавших на Землю, местные жители делали ножи, столы, кровати. Ножами из ракетных осколков резали баранов.

Вскоре врачи стали замечать, что молодые алтайцы умирают от злокачественных форм рака, а дети теряют волосы, зубы, у них пропадает память. Начали рождаться младенцы без костей черепа. Куры несли яйца без скорлупы. У людей и животных из организма вымывается кальций.

После каждого запуска ракет жители жалуются на «поветрие»: поносы, боли в животе, слабость, высокую температуру. Перед каждым объявленным запуском инфекционное отделение ЦРБ организует дополнительные койки для таких больных. Им ставят диагноз «острая дизентерия», хотя патогенные бактерии никогда не высевались.

После запуска ракетоносителя «Протон» 30 июня 1998 г. к Международной космической станции (МКС) произошло загрязнение веществом желтого цвета на площади 420 га сельхозугодий вблизи села Плоское. И на следующий год, даже несмотря на засуху, на зараженных полях выросли необыкновенно высокие подсолнухи и кукуруза. Во время уборки этого удивительного урожая 18 человек заболели, жаловались на удушье, спазм бронхов, ожоги на открытых участках тела и то же «поветрие».

В 2000 г. на этом участке поля опять вырос «хороший» урожай. Срезанная трава гигантских размеров вызывала жжение на руках. Сухая – зуд во всем теле. Телята, съедавшие эту траву, погибали. Молоко коров приводило к тяжелому отравлению детей. Из поврежденной почвы этого поля шел резкий запах тухлятины.

4 апреля 2000 г. был запущен ракетоноситель «Союз-V», после чего на правом берегу реки Плоская были обнаружены темно-синие пятна маслянистой консистенции. И 5 апреля среди жителей села Плоское начались массовые заболевания с симптомами затрудненного дыхания, жжения слизистых оболочек глаз и носа. Погибал скот; у свиней наблюдался внезапный паралич дыхания, резкий цианоз, молниеносная смерть. Военные экологи уже установили, что химическое загрязнение природной среды высокотоксичными компонентами ракетного топлива в малых дозах повышает биопродуктивность растений и микроорганизмов, а у человека и животных вызывает интоксикацию.

На экологическую безопасность людей оказывают влияние и различные захоронения химических отравляющих веществ и радиоактивных отходов. Развитые страны стремятся свои отходы складировать в третьих странах мира.

Пользуясь тяжелым экономическим положением России, развитые государства стремятся эксплуатировать территорию нашей страны для размещения экологически опасных производств, экспорта грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, применяя при этом все методы вплоть до подкупа лиц, облеченных властью, и членов Государственной Думы.

В марте 1996 г. Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным (и потому недействительным) положение Указа Президента Б. П. Ельцина, которое открывало путь в Россию на временное хранение радиоактивным материалам из других стран – тех, с которыми у России не было ранее соответствующих соглашений.

Насколько успешно осуществляется в России система ЭБ, свидетельствуют следующие цифры. В начале ХХ1 века выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников превысили предыдущие показатели 2001 года на 101,6%, а от автотранспорта – на 109,1%. При общем снижении в 2001 году (по сравнению с 2000 годом) сброса загрязненных сточных вод в водные объекты страны на 2, 6% наблюдался рост объема сбрасываемых без очистки или недостаточно очищенных сточных вод на территории тридцати четырех субъектов РФ. На начало 2003 года в результате хозяйственной деятельности более чем на треть увеличилась общая площадь нарушенных земель в Томской области; в Республике Саха (Якутия), в Ханты-Мансийском автономном округе – на 13%, Республике Татарстан – на 9%. В 2001 году в организациях промышленности образовалось 130 млн. тонн токсичных отходов, что на 9,2% больше, чем в 2000 году. Более половины (55%) из них образовалось на территории Кемеровской области, Краснодарского края, Челябинской, Вологодской и Волгоградской областей. В общей сложности в 2000 году образовалось 131,1 тыс. тонн токсичных отходов (1994 г. – 75,1 тыс. т., 1999 г. – 108,1 тыс. т.); обезврежено в 2000 году – 2,6 тыс. тонн, тогда как в 1994 – 6,8, а в 1999 г. – 3,2 тыс. тонн.

Процесс устойчивого развития подразумевает единство трех основных компонентов: экономика, социальное обеспечение и экологическое благополучие. В соответствии с проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации (М.: Минэкономики России, 1997), показатели устойчивого развития на национальном уровне можно разделить на показатели окружающей среды, экономики и социальной сферы.

Показатели окружающей среды:

– потребление чистой первичной продукции;

– потери чистой первичной продукции при ее потреблении;

– площади ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий и их прирост;

– потребление природных ресурсов: земель, леса, растительных и животных (рыбных) ресурсов, минерального сырья, воды – тенденции; истощение запасов природных ресурсов – изменение темпов;

– загрязнение природных сред: воздуха, воды, почв, растительного и животного мира; выбросы и накопления загрязнителей в средах: газообразных, жидких, твердых;

– выбросы и накопления в окружающей среде особо опасных и радиоактивных отходов;

– биоразнообразие;

– площадь особо охраняемых территорий; озоновый слой;

– техногенные и природные аварии, число, ущерб;

– затраты на природоохранные мероприятия.

Все эти показатели могут быть представлены в абсолютном и в относительном выражении (в процентах, долях единиц и т. д.), а также рассчитаны на единицу площади, душу населения или единицу времени.

Показатели экономики:

– объем валового национального продукта;

– материалоемкость и энергоемкость ВВП;

– изменения структуры хозяйства;

– производительность труда;

– использование отходов, их переработка;

– снижение производства опасных и радиоактивных отходов;

– прирост запасов минерального сырья;

– доля экспорта природных ресурсов во внешней торговле, в том числе естественных биологических ресурсов.

Показатели социальной сферы.

В их составе можно выделить показатели состояния здоровья, качества жизни, социальной активности и демографические показатели.

Показатели здоровья:

– продолжительность жизни (ожидаемая при рождении и фактическая);

– смертность (общая, детская, от различных причин);

– заболеваемость (общая и от различных причин);

– осуществление мер по профилактике заболеваний;

– доступность полноценного отдыха во время отпуска;

– уровень травматизма на производстве и в быту;

– масштабы курения, алкоголизма, наркомании.

Показатели качества жизни:

– наличие мест приложения труда и их соответствие структуре трудовых ресурсов;

уровень доходов, разрыв между высокообеспеченными и низко обеспеченными категориями граждан;

– доступ к образованию и профессиональной подготовке;

доступ к информации;

– обеспеченность жильем и местами отдыха;

– наличие здоровой среды обитания в местах постоянного проживания населения;

– наличие экологически чистых продуктов питания, масштабы их потребления;

– удовлетворение познавательных и культурных потребностей;

– обеспечение личной безопасности граждан.

Показатели социальной активности:

– участие в выборах и референдумах;

– участие в деятельности общественных организаций, в том числе экологических;

– деятельность общественных экологических экспертиз (количество рассмотренных проектов);

– сотрудничество общественных, частных и государственных организаций.

Демографические показатели:

– численность населения, в том числе городского и сельского;

– плотность населения;

– численность мужчин и женщин;

– рождаемость, в том числе в различные периоды репродуктивного возраста у женщин;

– естественный прирост населения;

– возрастной состав населения;

– число регистрируемых браков и разводов;

– национальный состав населения;

– изменение численности и структуры экономически активного населения;

– миграция населения и др.

Как видно из представленного перечня показателей, проведение полноценного анализа состояния России на пути становления устойчивого развития, представляет собой объемный материал, который выходит за рамки нашей книги. Да и решение вопроса о том, насколько наша страна приблизилась к этому пути – это дело специалистов соответствующих профилей.

Выше были приведены отдельные показатели заботы государства об экологической безопасности России. Теперь целесообразно посмотреть, как изменилось экономическое положение страны и социальный статус общества за те годы, что Россия встала на путь устойчивого развития.

Для оценки экономического развития страны были использованы такие показатели как динамика ВВП, развитие промышленности и сельского хозяйства, укрепление национальной валюты и размер государственного долга.

Для оценки социального обеспечения общества использованы такие показатели как доля денежных средств в ВВП, выделяемых на социальные нужды общества, в частности здравоохранение и экологию, распределение денежных средств в различных слоях населения, рост числа бедных и др.

Экономические показатели.

ВВП России в 1990 году составлял 568.9 млрд. долл., занимал 9 место в мире и был на таком же уровне, как ВВПКанады (592 млрд. долл.). Доля ВВП России в мире составляла 2.5%. ВВП России был меньше, чем ВВП США (5979.6 млрд. долл.) в 10.5 раза, ВВП Японии (3103.7 млрд. долл.) ВВП Германии в 5.5 раза, (1714.4 млрд. долл.).

ВВП России в 2012 году составлял уже 2029.8 млрд. долл., занимал 8 место в мире, т. е. за эти годы вырос более, чем в 3раза. Доля ВВП России в мире составляла 2.8%. ВВП России (2029,8) был больше, чем ВВП Финляндии (247.4 млрд. долл.), ВВП Казахстана (202.7 млрд. долл.), ВВП Беларуси (63.3 млрд. долл.), ВВП Монголии ВВП (10.3 млрд. долл.). Однако, ВВП России в 2012г. был меньше, чем ВВП США (16244.6 млрд. долл.) в 8 раза.

Представленные данные позволяют прийти к выводу, что ВВП России занимает достойное место среди развитых стран: она занимает 8 – 9 место, что делает реальным ее участие в процессе становления на путь устойчивого развития.

ВВП на душу населения в 2012г. увеличился по сравнению с 1990г до 14178 долларов, но оставался в мире на прежнем 67 месте. По соседству с ним были по-прежнему малоразвитые страны, да страны СНГ, включая Казахстан, Белоруссию, Украину, Литву и Латвию. По сравнению с развитыми странами ВВП России на душу населения было в разы ниже. По этому показателю Россия сопоставима с развивающимися странами и отстающими в своем развитии от передовых экономик. Россия занимает 66—67-е место, что практически не оставляет возможности осуществлять позитивные мероприятия в социальной сфере, прежде всего, в экологии. Это был значительный минус, и Россия практически не продвинулась в этом показателе за прошедшие годы.

Тем ни менее, следует отметить, что Россия за эти годы прошла путь существенного роста экономики. Так, в 2000-е годы в экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 – 10%, в 2001 – 5,1%, в 2002 – 4,7%, в 2003 – 7,3%, в 2004 – 7,2%, в 2005 – 6,4%, в 2006 – 8,2%, в 2007 – 8,5%, в 2008 – 5,2%), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования – на 91%, текстильного и швейного производства – на 46%, производства пищевых продуктов – на 64%. Рост ВВП России в 2011 году составил 4,3%, темпы роста не изменились по сравнению с предыдущим годом. По итогам 2011 года инвестиции в России достигли рекордного за последние 20 лет уровня в 370 млрд долларов за год. Темпы инфляции опустились до рекордно низкого уровня со времён распада СССР, за 2011 год индекс цен вырос только на 6,6%. С 1 января 2012 года начало работу единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. 22 августа того же года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Но уже по итогам 2012 года рост экономики начал замедляться и составил 3,3%, инфляция составила 6,6%. Всего за 2012 год российское промышленное производство выросло лишь на 2,6 процента (для сравнения за 2011 г. – на 4,7 процента в 2010 году – на 8,2 процента).

В 2013 году экономический рост в России снизился еще в большей степени. Рост ВВП составил 1,3%, инфляция составила 6,5%, рост промышленности составил 0,8% процента. Время для становления на путь устойчивого развития было упущено.

Бюджет России в течение ряда лет выделяет на социальные мероприятия, в частности, здравоохранение ничтожно малые средства. Такие же средства выделяются и на природоохранные мероприятия. Это еже больший минус, который отодвигает Россию на самые отдаленные места на пути устойчивого развития.

В таблице представлены значения выделяемых средств из бюджета в 2014 – 2017гг.

Таблица 2. Выделяемые из бюджета средства в долях ВВП (%) на социальные нужды в 2014—2017гг




Как видим, на охрану окружающей среды выделяется ничтожно малые средства: лишь 1\1000 часть бюджета, на здравоохранение 0,5, что на 0,2% ниже 2014г.

Для сравнения следует привести данные о выделяемых на здравоохранение и охрану окружающей среды средств из бюджета в лидирующих странах. Перед нами таблица, содержащая упомянутые данные от 17 разных стран от Австралии до Японии. Мы видим, что в 2001г. в Австралии выделяли на охрану окружающей среды лишь 0,02% ВВП. Это понятно, так как в Австралии большая часть территории страны является не тронутой или заповедной с незначительным влиянием общества на экологическое состояние. Но вот дальше, начиная с Австрии и до Японии идет неуклонный рост выделяемых средств на охрану окружающей среды. В Австрии – 0,17% от ВВП и в Японии – 1,10. Надо сказать, что в Японии наибольшее значение выделяемых средств вполне оправдано, так как имеет наибольший техногенный стресс на незначительную территорию страны. В США, напротив, имеет место отрицательный баланс средств, выделяемых на охрану окружающей среды, в результате чего образовалась своего рода задолженность государства перед экологической ситуацией. В России ежегодно выделяется 0,1% от ВВП, что существенно меньше по сравнению с другими экономически развитыми странами. Средняя доля государственных расходов в ВВП в развитых странах составляет 0,28%.


Таблица 3. Доля расходов на здравоохранение от ВВП в %




Таблица 4. Доля расходов на охрану окружающей среды в лидирующих странах от ВВП в %.




К сожалению, исходя из представленных цифр и сравнений не в пользу России, здравоохранение и охрана окружающей среды находятся в крайне бедственном положении. Трудно представить, как с такими бюджетными средствами можно становиться на путь устойчивого развития и экологической безопасности. И это несмотря на настойчивые заявления Правительства о своих твердых намерениях идти по этому пути.

Россия – страна с чрезвычайно резким расслоением общества по величинам годовых доходов. Олигархи, чиновники всех рангов и прочие, чей доход больше сто тысяч руб. в месяц, составляют сливки общества. Так, например, среднемесячная зарплата сотрудников администрации президента России в первом полугодии 2013 года составила 171 340 рублей, сообщает Росстат. Сотрудники аппарата правительства получают не намного меньше – в среднем, 167 382 рублей в месяц. Сразу после возвращения в Кремль в мае 2012 года президент Владимир Путин подписал указ, приравнявший зарплаты сотрудников администрации президента к окладам военнослужащих. Это означало рост действующих зарплат практически вдвое. Вслед за этим, для устранения «несправедливости», подняли и зарплаты сотрудников Белого дома. Как рассказывал источник Forbes, чиновникам аппарата правительства «по умолчанию» стали платить вместо пяти окладов ежемесячно около 20. После этого был принят указ и о повышении зарплат аппаратчиков: их тоже приравняли к военным, только каждую должность в аппарате сравняли с военными на уровень ниже, чем у администрации президента. По проекту федерального бюджета на 2014—2016 год зарплата федеральных чиновников к 2018 году вырастет в 2,6 раза. На это планируется потратить 135 млрд. рублей.

– в крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц;

в нищете живут 27,8% населения с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей в месяц;

– в бедности живут 38,8% населения с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей в месяц;

– «богатыми среди бедных» являются 10,9% населения с доходом от 17000 рублей до 25000 рублей в месяц;

– на уровне среднего достатка живут 7,3% населения с доходом от 25 000 рублей до 50000 рублей в месяц;

– к числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50 000 рублей до 75 000 рублей в месяц. Их число составляет 1,1% населения России;

– так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц. (8)

Из приведенных данных видно, что первые три группы (нищие, в том числе живущие в крайней нищете, и бедные) составляют ровно 80% населения современной России. Это почти 113 миллионов человек. Это также безусловный минус, не оставляющий никакой возможности встать на путь устойчивого развития по социальной сфере.

Интересную информацию можно почерпнуть из распределения стран по рейтингу стран мира по уровню социального развития на 2014 год. Новая Зеландия возглавила рейтинг стран мира по Индексу социального развития 2014 года.

В настоящее время понятие социального прогресса стало одним из наиболее важных направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, а показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определенной альтернативы экономическим показателям, так как в целом имеют больше общего с жизнью реальных людей, чем абстрактные экономические теории. Индекс социального развития – это комбинированный показатель, который измеряет уровень общественного благополучия и социального прогресса в странах мира. Этот показатель разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт.

Индекс охватывает 132 страны и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). При определении успехов той или иной страны в области социального развития учитываются свыше 50 показателей, объединенных в три основные группы:

Основные потребности человека – питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильем, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности.

Основы благополучия человека – доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.

Возможности развития человека – уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.

В этом году мировым лидером в области социального развития стала Новая Зеландия. Второе место в рейтинге заняла Швейцария, которая показала лучшие результаты по таким параметрам, как экологическая устойчивость, личная безопасность, ожидаемая продолжительность жизни и религиозные свободы. Третье место заняла Исландия, Четвертое место заняли Нидерланды. Замыкает пятерку лидеров Норвегия, которая продемонстрировала лучшие результаты по личной безопасности, доступу к информации и средствам коммуникации, свободе прессы и базовой медицинской помощи.

Россия в рейтинге социального развития заняла 80 место из 132 стран. Относительно низкие показатели страны обусловлены низким качеством здравоохранения, низким уровнем экологической устойчивости, низким уровнем толерантности и социальной вовлеченности, а также проблемами личной безопасности. Крупнейшие экономики мира расположились в рейтинге от 12 до 29 места.

Замыкают рейтинг традиционно неблагополучные африканские государства: Судан, Гвинея, Бурунди, Центрально-Африканская Республика и Чад. (9)

Этой информацией, пожалуй, можно подвести черту под анализом возможностей вступления России на путь устойчивого развития и экологической безопасности.