В исчезнувшем царстве египетской богини
Поворачиваем на via di Santo Stefano del Cacco, на углу которой примостилась большая каменная ступня левой ноги. Судя по форме сандалии – женской. В XVI веке ножку откопали неподалеку от пьяцца Венеция. Скорее всего, она принадлежала какой-то античной богине, но какой? История пока умалчивает.
Если накопилась усталость и хочется есть, то можно пойти прямо по улице Мраморной ноги (via del Pie di Marmo), и путь до Пьяцца делла Ротонда с Пантеоном и множеством кафе займет всего несколько минут. А самые стойкие и любопытные продолжат петлять по римским старинным кварталам.
По правой стороне в глубине улицы зажата домами церковь Святого Стефана Первомученика (Chiesa di Santo Stefano Protomartire), более известная под простонародным названием Санто-Стефано-ин-Какко.
Итальянское «сассo», хоть и произносится как русское «какко», к нашему пониманию «какко» не относится никакко.
С этой улицей связаны две римские легенды. Первая утверждает, что в средние века возле церкви была найдена статуя… макаки, что вполне возможно, если учесть, что в древности здесь находился храмовый комплекс Iseum Campense, посвященный культу египетских богов Исиды и Сераписа. Храм был пышно украшен обелисками и статуями далеких по времени и пространству богов. В их числе был и внук Исиды – бог Тота, одним из священных животных которого считался павиан. Изображение Тота в образе павиана, найденное рядом с церковью, было установлено неподалеку от входа. Эту обезображенную временем статую римляне ошибочно приняли за… макаку – по-итальянски «macaco (макако)», со временем превратившееся в «сacco».
Вторая легенда даже называет точный год находки – 1345 от Рождества Христова и человека, нашедшего артефакт – политического эксцентрика и страстного поклонника Древнего Рима Колу ди Риенцо.
Присутствие египетских богов в римском языческом пантеоне не случайно. Под власть Рима Египет попал в 30 году до н.э. после самоубийства царицы Клеопатры и Марка Антония. Римляне относились к египетской цивилизации с большим почтением, ведь знаменитые пирамиды в Гизе были старше основателя римской империи Октавиана Августа на две с половиной тысячи лет. Впечатляло римлян и причудливое смешение культур Греции и Ближнего Востока в эпоху эллинизма (IV – I века до н.э.), когда в Египте правила греко-македонская династия Птолемеев23.
Буквально по произволу первого из царей династии – Сотера Птолемея вместо коварно убитого, а затем воскресшего бога-египтянина Осириса богиня Исида обзавелась супругом-греком – богом изобилия Сераписом. Культ Исиды и Сераписа стал очень популярен в Риме, где было построено несколько храмов для их почитания.
Iseum Campense был самым большим из таких храмов, и нет ничего удивительного, что в средние века римляне во множестве находили осколки его былого великолепия. Из Изеума происходят и знаменитая Шишка Ватикана, и «кошка» палаццо Грациоли, и бюст Мадам Лукреции, и мраморная ступня «великанши», а также шесть обелисков24 и два гранитных льва. Эти львы, когда-то украшавшие церковный портал Санто-Стефано, были переставлены Микеланджело к подножию спроектированной им лестницы Кордоната, ведущий на Капитолийский холм.
Основание церкви Святого Стефана теряется в веках, но из письменных источников известно, что уже в IX веке по указанию папы Пасхалия I (817—824) ее апсида была украшена мозаикой. В XII веке была возведена красивая колокольня (увы, практически не видимая со стороны улицы). В 1563 году папа Пий IV передал церковь монахам-сильвестринцам. Эта ветвь ордена бенедиктинцев, основанная в XIII веке святым Сильвестром Гуццолини, отличалась более строгим исполнением устава. При новых владельцах церковь была почти полностью реконструирована (с потерей мозаики IX века), а позади нее был построен небольшой монастырь.
По заказу ордена святого Сильвестра в первой половине XVII века по проекту архитектора Паоло Марушелли был возведен двухэтажный фасад, который мы видим сегодня. По сути это не фасад церкви, а пристройка к стене монастыря. В эпоху барокко выполнен и интерьер церкви. Одним из донаторов церкви был живший неподалеку самый знаменитый эксцентрический персонаж Рима XVIII века – маркиз Онофрио дель Грилло. На памятной доске времен папы Климента XIV в числе спонсоров церкви сильвестринцев его имя упомянуто первым.
В 1870 году здание монастыря было конфисковано на волне революционной секуляризации итальянским государством, но церковь осталась собственностью сильвестринцев. В настоящее время ордену возвращено и здание монастыря.
Двенадцать античных колонн из редких видов мрамора, возможно из храма Исиды и Сераписа, украшают внутреннее пространство церкви, чья внутренняя асимметрия хорошо просматривается из разных концов помещения. Мраморный пол, декор стен и потолка, украшенного фреской «Апофеоз святого Бенедикта», были выполнены в XIX веке.
Свет, проходящий через овальное окно «бычий глаз» (oeil de boeuf), попадает на стоящие позади алтаря деревянные хоры, выполненные из ореха в 1668 году. Три фрески, созданные в 1610 году Кристофоро Казолини, украшают апсиду: центральная «Забивание камнями святого Стефана Первомученика» Чезаре Неббиа и боковые фрески «Святой Карло Борромео» и «Святая Франческа Римская». Неббиа принадлежат и фрески с изображением Троицы и музицирующих ангелов.
Святой Стефан был старшим из семи дьяконов, поставленных апостолом Петром, поэтому его называют архидиаконом. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подтверждая истинность учения Христа знамениями и чудесами, и тем самым навлек на себя гнев синедриона (высшего судебного органа у древних евреев), приговорившего его к побиванию камнями. Умирая, первый христианский мученик воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Ему не было и 30 лет. Свидетелем казни, одобрявшим приговор синедриона, был юноша по имени Савл, которому было поручено стеречь одежды тех, кто бросал камни. Видимо, широкому замаху камнеметателей мешали традиционные накидки-бурнусы. Пройдет несколько лет и Савл, услышав Глас Божий и упав с коня, станет Апостолом новой веры Павлом. На фреске в церкви Святого Стефана к юноше Савлу с небес снисходит луч света, отделяя его от убийц святого и предрекая ему путь восхождения к Истине.
Первая капелла правого нефа посвящена Ангелу-Хранителю (Cappella dell Angelo Custode). Над алтарем мы видим копию одноименной картины 1654 года выдающегося художника эпохи барокко Пьетро да Кортона. На ней добродушный ангел держит за ручку маленького мальчика и указывает ему на яркий свет, исходящий из-за облаков, объясняя, что Бог не оставит его и он, ангел, тому поручитель. Картина трогательная и прекрасно написана. Узнать, насколько оригинал превосходит копию можно, посетив картинную галерею в палаццо Барберини.
Далее следует капелла святого Иосифа (Cappella di San Giuseppe) с алтарной картиной неизвестного художника XVIII века, на которой изображен момент смерти святого Иосифа, мужа Девы Марии и воспитателя Иисуса в его земной жизни.
После капеллы святого Иосифа в нише находится самая знаменитая фреска в церкви – «Пьета», созданная в 1519 году учеником и помощником Рафаэля Санти художником-маньеристом Перино дель Вагой. Яркий прямоугольник в нише – это и есть работа художника, его первый самостоятельный заказ. Познее вокруг фрески Перино дель Ваги неизвестным живописцем была добавлена еще одна – с изображением Голгофы, места Распятия.
В дальнем конце правого нефа (за стеклом в нише) установлена деревянная скульптура XVII века Девы Марии – Утешительницы Скорбящих (Consolatrix afflictorum). Это изображение Мадонны с младенцем считается чудотворным и является одним из образов Девы Марии, который плакал перед французской оккупацией Рима июле 1796 года.
В углу левого нефа находится алтарь, выполненный в стиле флорентийской мозаики (pietra dura), который украшает требующая реставрации фреска XVI века «Святые Лаврентий, Антоний Аббат и Сильвестр Гуццолини возле распятого Христа» работы Кристофоро Ронкалли, по прозванию Помаранчо, или учеников его школы. Сильная поврежденность фрески объясняется тем, что длительное время поверх изображения Христа висело деревянное распятие XVII века – потом его сняли, но фреску подпортили.
Третья капелла левого нефа – святого Матфея (Cappella di San Matteo), изначально посвящалась святому Николаю. В 1870 году она была полностью перестроена и переименована. В том же году была написана и алтарная картина Чезаре Мариани «Апостол Матфей», на которой очаровательный путто словно начитывает священный диктант прилежному и вдохновенному ученику Матфею. Купол часовни расписан музицирующими ангелами и путти.
Далее следует капелла основателя ордена сильвестринцев – святого Сильвестра Гуццолини (Cappella di San Silvestro Guzzolini).
Выходец из знатной итальянской семьи Гуццолини святой Сильвестр (1177—1267) вопреки воле отца принял постриг и стал монахом-отшельником, еще при жизни прославившимся многочисленными чудесами. В течение жизни святым было основано 12 монастырей на основе монашеского правила святого Бенедикта, но отличающихся большей строгостью и стремлением к крайней нищете.
Капелла эффектно украшена колоннами из черного мрамора и табернаклем, за которым находится алтарное полотно XVIII века неизвестного автора (возможно Карло Маратта) – «Святой Сильвестр получает Устав ордена от святого Бенедикта». Странно, что святой Сильвестр изображен на ней без нимба, в то время как он был канонизирован в 1589 году. Возможно, что на картине изображен сюжет пострига в монахи. В правом верхнем углу изображены две святые мученицы.
В люнетах фрески Чезаре Мариани «Святой Сильвестр исцеляет одержимую» и «Дева Мария причащает святого Сильвестра».
Первая от входа капелла левого нефа, изначально названная в часть Святого Имени Марии (Cappella del Santissimo Nome di Maria), была декорирована в 1641 году Джованни Баттиста Феррабоско. С того времени сохранились боковые фрески Джованни Бальоне «Святые Карло Борромео и Филиппо Нери» и «Святые Стефан Первомученик и Павел Фивейский». Особое, спокойное настроение исходит от первой фрески, построенной на сочетании красного, золотого и серого цветов.
В 1945 году францисканская монахиня сестра Зеффирина дель Сакро Куоре (Гертруда Мариани) подарила сильвестринцам копию нерукотворного изображения лика Христа (Santo Volto), которое было помещено в эту капеллу.
В сакристии (1564 год) находятся «Святая Аурелия, ведомая к месту мученичества» Луиджи Гарци (1638—1721), «Рождение Девы Марии» Себастьяно Конка и «Апофеоз святого Николая» Джованни Одацци (1695).
В контрфасаде церкви установлен орган, выполненный в 1642 году мастером Эннио Бонифази.
С церковью Святого Стефана связан финал одной трагической истории, произошедшей в Риме зимой 1634 года. Юная Урсула Кастеллано, дочь состоятельного книготорговца, была против своей воли сосватана отцом за нелюбимого человека. Однако ее сердце уже принадлежало другому. За несколько дней до свадьбы она вместе со своим возлюбленным решила провести ночь вместе, но их замысел был раскрыт. У дверей спальни Урсулы юношу поджидал вооруженный слуга – в начавшейся потасовке девушка была смертельно ранена. Ее похороны в церкви Святого Стефана состоялись в день предполагаемой свадьбы, собрав большое количество народа. Начались пересуды, и эта история получила продолжение. Через несколько дней после похорон по решению суда тело бедной Урсулы было извлечено из склепа и освидетельствовано на предмет ее девственности.
Via di Santo Stefano del Cacco приведет нас к палаццо Альтьери (Palazzo Altieri, вт. пол. XVII в.). Не пропустите по левой стороне улицы буквально приткнутый к стене дворца небольшой фонтан. Когда-то он стоял во внутреннем дворе палаццо, а теперь почти не виден из-за припаркованных автомобилей. Фонтан сделан из античного саркофага и в его декоре причудливо перелетены символы жизни и смерти – два веселых путти, размахивая ногами как в танцзале, держат изображение отрубленной головы Медузы Горгоны, единственной смертной из трех сестричек Горгон. Внизу изображены две белки поедают рассыпавшиеся из ваз то ли фрукты, то ли орехи – редко встречающийся символ в древнем Риме.
На противоположной стороне улицы – театр Эннио Флаиано (Teatro Flaiano). Первый театр был открыт здесь в 1928 годуДжоаккино Фламини и его супругой для постановок детских спектаклей, в основном сказок. В годы войны театр повзрослел и сменил название на Театр Арлекино. Его стены стали свидетелями выступлений и встреч таких звезд культурной жизни Италии как Лукино Висконти, Моника Витти, Анны Маньяни и других. Анна Маньяни снимала апартаменты в соседнем палаццо Альтьери.
В 1969 году театр получил имя писателя, драматурга и театрального критика Эннио Флаиано (1910—1972), чьи пьесы ставились на здешней сцене. Он был автором сценариев ко многим фильмам, в том числе в соавторстве с Тулио Пинелли являлся сценаристом десяти фильмов Федерико Феллини.
Повернув налево на via del Gesu, попадаем на площадь с этим же именем Иисуса – piazza del Gesu, где стоит главная церковь иезуитов – Иль Джезу.