«Scientia nihil aliud est quam veritas»
или Ученье свет, а неученье тьма
Via della Gatta выводит на Пьяцца дель Колледжо Романо (Piazza del Collegio Romano). Имя учебного заведения у площади осталось, а вот самого Колледжо Романо, или Римской коллегии, здесь уже нет. Так называлось первое и самое большое учебное заведение ордена иезуитов – его дитя, надежда и опора. Так как в районе Пинья очень много мест, связанных с орденом иезуитов, самое время начать разговор о них.
Орден иезуитов или Общество Иисуса был учрежден в 1534 году Игнатием Лопесом де Лойолой (1491—1556) в разгар европейской Реформации. Родившись в Парижском Монмартре, свое становление орден получил в первую очередь здесь, в сердце римско-католической Церкви. Это объясняется тем, что главной задачей ордена стала защита Церкви от «адских чудовищ и порождений сатаны», а его первоначальной целью было противодействие Реформации.
Реформацией (от лат. reformatio – исправление, преобразование) было названо широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе, направленное против Римско-католической Церкви. Началом Реформации считается выступление в 1517 году в Германии доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера, бывшего августинского монаха, против злоупотреблений в католической церкви. Начав с осуждения продажи индульгенций, идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость самой католической Церкви с ее иерархией и духовенством, отвергалось католическое Священное предание, а также отрицались права церкви на земельные богатства и имущество. Реформация привела к возникновению протестантизма – третьего, наряду с католицизмом и православием, главного направления христианства.
Пока Реформация набирала силу, для борьбы с ней в 1540 году папа Павел III утвердил устав ордена иезуитов, а папа Юлий III чрезвычайно расширил его привилегии: иезуиты объявлялись свободными от всякой светской юрисдикции, независимыми от епископов и не подчиняющимися никакой власти, кроме своего орденского начальства и папы. К обычным трем монашеским обетам: целомудрию, бедности и послушанию Лойола присоединил для руководства ордена четвертый обет беспрекословного повиновения римскому папе.
Одним из основных методов для достижения своих целей иезуиты избрали воспитание подрастающего поколения, отстранив от него постепенно другие ордена.
Колледжо Романо был открыт в 1551 году самим отцом-основателем ордена иезуитов святым Игнатием Лойолой как бесплатная «Школа грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины» для светских и духовных лиц, исключая женщин. Это заведение, как все иезуитские школы, было призвано воплотить идею иезуитов о том, что «вся польза Христианства и мира зависит от хорошего образования молодежи».
Именно иезуитским школам, главной задачей которых было воспитание юношей в духе преданности католической религии в море соблазнов светской жизни, мы обязаны многим нововведениям, сохранившимся до наших дней. Вот лишь небольшой список иезуитских педагогических нововведений: классно-урочная система обучения, упражнения как средство закрепления пройденного, методика преподавания от простого материала к сложному, поощрение лучших и порицание отстающих учеников и т. д.
А вот и неполный список знаменитых выпускников этих школ: Рене Декарт, Пьер Корнель, Жан-Батист Мольер, Феликс Лопе де Вега, Джеймс Джойс, Артур Конан-Дойль, Пьер Тейяр де Шарден, Альфред Хичкок, Фидель Кастро.
Россия также обязана иезуитам целым поколением выдающихся людей – управленцев, военачальников, ученых, литераторов…
Первые иезуитские учебные заведения появились в Русском царстве в конце XVII века. С 70-х годов XVIII столетия пансионы и коллегиумы открылись в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Саратове, Астрахани, Томске, Иркутске и многих других городах. Педагогическая система иезуитов давала не только глубокие знания, но и развивала умение мыслить и действовать самостоятельно. Выпускниками коллегиумов стали представители таких русских аристократических семей как Голицыны, Вяземские, Одоевские, Гагарины, Толстые, Строгановы, Шуваловы и другие. Благодарный своим учителям поэт Петр Андреевич Вяземский в 1861 году вспоминал:
Детьми нас патер Чиж лелеял в черной клетке,
Но мы, беспечные, как соловьи на ветке,
Встречали песнями весну своих годов.
Любили мирный свой иезуитский кров;
Там жизни внутренней рассвет наш и начало,
Там оперилась мысль, там чувство чувством стало,
Из просвещенных рук наставников-друзей
Запали в нашу грудь, на жатву поздних дней,
Зародыши добра и любознанья семя.
Счастливые года! Безоблачное время.
Однако вернемся обратно в Италию, в Рим…
Строительство Колледжо Романо, инициированное папой Григорием XIII Бонкомпаньи, было закончено в 1585 году. На фасаде много изображений дракона – геральдического символа папы Григория. Этот папа вошел в историю в том числе как реформатор старого юлианского календаря, к тому времени отстававшего от солнечного года на две недели. Комиссия, рекомендовавшая принятие нового календаря, получившего имя папы Григория, возглавлялась священником-иезуитом Христофором Клавиусом, преподававшем в Колледжо Романо астрономию и математику.
Здание Колледжо Романо было спроектировано иезуитом Джузеппе Валериани. Геометрически неправильная форма площади явилась причиной появления у здания некоторых странностей – первая заключается в наличии двух порталов, один из которых ведет в здание и к большому внутреннему двору, а второй не несет никакой нагрузки, кроме эстетической, иначе говоря, красиво замурован. Другая странность постройки видна только с высоты или на картах Гугл – с противоположной фасаду стороны в комплекс Колледжо Романо буквально «въезжает» апсида церкви Святого Игнатия.
На занятия студентов созывал удар колокола на башне наверху здания, а в качестве наглядного циферблата в стену башни были вмонтированы солнечные часы. Напоминающая башню странная постройка на правом крыле Колледжо Романо – это бывшая астрономическая обсерватория, построенная в 1787 году. Обсерватория перестала использоваться в этом качестве в 1852 году, после того как была перенесена на место невозведенного купола церкви Святого Игнатия.
В 1870 году, когда правительство объединенной Италии буквально «разгулялось по буфету», отнимая у Папского государства все, что нравилось, в пользу государства было конфисковано и здание Колледжо Романо. Его со всеми аудиториями-партами-стульями передали вновь образованному Римскому государственному лицею, получившему имя Эннио Квирино Висконти.
Эннио Висконти, в честь которого названо учебное заведение, получил образование в Колледжо Романо. Он был археологом, антикваром, историком искусства и хранителем Капитолийских музеев, написавшим самый полный каталог древних произведений искусства Музеев Ватикана. В конце 1799 года, когда Рим был захвачен неаполитанскими войсками, Висконти уехал во Францию, где получил должности начальника Музея древностей и картин в Лувре и завкафедры археологии в Сорбонне. Во Франции Эннио Висконти стал Кавалером ордена Почетного легиона и прожил в Париже до самой смерти в 1818 году.
Запас энергии в процессе передачи-получения знаний у иезуитов, видимо, был такой мощный, что лицей находится здесь по настоящее время. Частично этой энергией пользуются обитатели левого крыла здания, которое занимают Министерство культурного наследия и туризма Италии и библиотека по археологии и истории искусства. Собственная библиотека Колледжо Романо, состоявшая из 50 тысяч томов в 1875 году тоже была конфискована государством, став ядром Национальной центральной библиотеки.
Гораздо меньше повезло находившемуся при библиотеке музею Кирхенариуму (Museo kircheriano). Это был Кабинет редкостей или Кунсткамера, основанный в 1651 году и получивший имя своего куратора – математика, физика, лингвиста, немца и иезуита Афанасия Кирхера. Коллекция состояла из большого количества античных предметов, оружия, чучел, масок, окаменелостей и различных диковинок, которые привозили в дар Кирхеру иезуиты-миссионеры из самых дальних уголков Старого и Нового Света.
С 1876 года светское правительство Италии весьма своеобразно позаботилось о коллекции – она была разрознена и передана в различные музеи Рима. В 2015 году в лицее имени Эннио Квирино Висконти открылся небольшой музей, что явилось пока еще слабой попыткой создать нечто подобное Кунсткамере. Из оригинальной коллекции Кирхера в экспозицию музея вошли деревянные модели римских обелисков.
Когда в эпоху Муссолини вопрос отношений государства и Ватикана начал приобретать положительный вектор, Святейший Престол, оправившись от потрясений XIX – начала ХХ веков, вспомнил о Колледжо Романо. Для его наследника – Папского Григорианского университета в 1927—1930 годах было построено новое здание – палаццо Пьомбино на пьяцца делла Пилотта (в районе Треви).
И в настоящее время большинство профессоров университета традиционно являются членами ордена иезуитов.