Пьяцца Венеция
«Смешались в кучу кони, люди…»
Старая как Рим поговорка гласит, что все дороги ведут в Рим. А вот там самые значимые из них сходятся на площади Венеция – Piazza Venezia.
В центре площади стоит не особо любимый римлянами, но невероятно притягательный для туристов белоснежный колосс – монументальный комплекс Витториано (Il Vittoriano). Свое название он получил в честь короля Италии Виктора Эммануила II (1820—1878), чье имя удачно совпало со словом vittoria – «победа», которую он действительно одержал в многочисленных войнах за объединение Италии. Этот высоченный мемориал уже многие годы исправно служит спасительным маяком для приезжих. Вот и для нас он будет своеобразным «нулевым километром» Рима и отличным ориентиром в Вечном городе.
Если смотреть с террасы Витториано на лежащую внизу площадь Венеции, то хорошо видно как от нее отходит, рассекая городскую перспективу, прямая как стрела улица Корсо – via del Corso, ведущая к северным воротам Рима на Пьяцца Дель Пополо (Piazza del Popolo).
Корсо очень древняя улица. Во времена Древнего Рима она называлась via Lata или Широкая и давала начало Фламиниевой дороге, уходившей от стены Аврелиана в сторону Аримина (современного Римини).
В 1466 году прямая и довольно длинная, в полтора километра улица приглянулась папе Павлу II Барбо в качестве места для проведения карнавальных увеселений и скачек и получила название Беговой или Корсо (от лат. сorso – бега).
В средние века жители Рима, как впрочем, и обитатели всех остальных городов и селений мира, обладали своеобразным чувством юмора – изобретательным, но в то же время грубым и часто весьма жестоким. Во время проводимых в Риме карнавалов кто только не бегал по Корсо: карлики, шуты, раздевающиеся на ходу проститутки, ослы, буйволы. Для большей красочности праздника Павел II, не смотря на свой запрет изучения в школах античных авторов, ввел в качестве участников карнавала фигуры Фавна и Дианы с их козлобородыми и полуголыми свитами.
До 1668 года на Корсо существовал так называемый «еврейский забег» (palio degli ebrei), во время которого на потеху публике наперегонки бежали голые представители еврейской общины Рима. В 1580 году папа Григорий XIII за немалый взнос общины позволил ее членам бегать не нагишом, а спрятав тело в …мешок, положив тем самым начало веселому бегу в мешках на детских утренниках.
Однако «гвоздем программы» карнавала были скачки берберийских скакунов без наездников – corsa dei barberi. Для того чтобы сивки-бурки бежали как можно быстрее, их ударяли шипами или выливали горячую смолу на круп. Наблюдавший скачки Чарльз Диккенс писал, что призы владельцам победивших лошадей «частично поставляли горемыки – евреи в качестве возмещения за то, что бегают не они, а лошади».
Забеги по Корсо были отменены только в 1882 году, после того, как на глазах у королевской четы мчавшиеся скакуны затоптали перебегавшего улицу мальчика.
Однако вернемся на пьяцца Венеция. Эта местность давно был связана с городом каналов и дворцов. До XV века она называлась площадью Святого Марка – покровителя Венеции. Новое имя появилось вместе с одноименным дворцом – палаццо Венеция (palazzo Venezia), который в 1455 году начал строить уроженец «владычицы морей» кардинал Пьетро Барбо (тот самый любитель карнавальных скачек, будущий папа Павел II).
В истории папа Павел прославился в первую очередь как страстный коллекционер драгоценностей и активный распространитель книгопечатания в Папской области.
Итальянский гуманист Бартоломео Платина в своей книге «Хроника пап» писал, что предшественник Павла II – папа Пий II иронически называл его, тогда еще кардинала Пьетро Барбо, «Maria Pietissima» («Мария Скорбящая»), потому что тот во время молитвы заливался слезами.
Сменивший Пия II на папском престоле Павел II и на самом деле был таким чувствительным и даже женственным человеком, что злые языки намекали на его нетрадиционную сексуальную ориентацию. Папа пользовался румянами, обожал драгоценности, любил переодеваться в роскошные облачения, а выбирая себе папское имя, сначала остановился на имени Формоз – «Красивый». Даже его скоропостижная смерть от сердечного приступа в 1471 году вызвала массу слухов, объяснявших такой внезапный уход из жизни разными необычными причинами – от расстройства кишечника вследствие переедания дыни до инфаркта во время бурного секса с собственным пажом.
Так или иначе, дворец Пьетро Барбо, пристроенный к базилике Святого Марка, считается одним из первых памятников эпохи Возрождения в Риме. Авторство дворца-крепости приписывают нескольким архитекторам, среди которых Джулиано да Майано, Леон Баттиста Альберти и Франческо дель Борго.
Даже став папой, Павел II предпочел никуда не переезжать, сделав палаццо Венеция своей папской резиденцией. Внутренние покои дворца стали еще пышнее, а у базилики Сан-Марко появилась папская Лоджия благословения.
Палаццо Венеция легко узнается по высокой средневековой башне, несимметрично расположенным окнам и прямоугольным зубцам-«мерлонам» на фасаде. В середине XVI века зубцы исчезли, а башня через какое-то время была «увенчана» крышей.
У этих зубцов есть своя история. С ХII по XV век в Италии шла кровопролитная борьба между сторонниками римских пап – гвельфами и гибеллинами – приверженцами светской власти императора Священной римской империи германской нации. Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме мерлонов на стенах – зубцы в форме ласточкина хвоста, напоминающие взмах крыльев орла, обозначали, что владелец замка принадлежит к гибеллинам. Зубцы замков гвельфов были квадратными или прямоугольными, как, например, у палаццо Венеция.
Наверное, многие замечали похожие черты у итальянских замков в Милане или Вероне и у крепостных стен многих российских городов. Причина в том, что в конце XV – начале XVI века Московская Русь наладила тесные дипломатические, коммерческие и культурные отношения с итальянскими государствами, и приглашенные оттуда архитекторы занесли «ласточкины хвосты» далеко на северо-восток от своей родины.
Антонио Джиларди из Виченцы, миланцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Алоизио да Карезано построили московский Кремль. Этот самый большой из сохранившихся до наших дней замков Европы украшен мерлонами гиббелинов. С тех пор у московитов и пошла мода на «ласточкины хвосты», что отразилось на облике крепостей-кремлей в Можайске, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани и в других старинных городах России.
Спустя век после возведения палаццо Венеция папа Пий IV подарил бывшую папскую резиденцию Республике Венеция, сделавшей его местопребыванием своего посольства. После того, как в 1815 году Венеция была присоединена к Австрийской империи, здесь в течение последующих ста лет находилась резиденция австрийского посла.
В мае 1915 года Италия вступила в Первую мировую войну и итальянцы с австрийцами стали врагами более чем на три года. Дворец у врага конфисковали в пользу государства и разместили в нем Национальную галерею античного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Antica).
В сентябре 1929 года, потеснив музей, в Палаццо Венеция въехала штаб-квартира Национальной фашистской партии (Partito Nazionale Fascista). Художественную галерею оттеснили в другое крыло дворца, под которым фашистами был устроен бункер и проложены подземные тоннели.
Дуче (ит. вождь) Бенито Муссолини занял шестидесятиметровый Зал Карты Мира (Sala del Mappamondo). Это название появилось у зала по висевшей в нем когда-то огромной карты мира, составленной венецианским картографом XV века Джироламо Беллавистой для папы Павла II. В кабинете дуче никогда не выключался свет, что символизировало неусыпную заботу партии о народе.
Балкон дворца, пристроенный в 1715 году по инициативе венецианского посла Николо Дуодо, эффектно использовался эксцентричным Муссолини для его публичных выступлений. С этого балкона 5 мая 1936 года после захвата итальянскими войсками Эфиопии дуче провозгласил перед 400-тысячной бушующей от восторга толпой возрождение Римской империи, а 10 июня 1940 года объявил о вступление Италии во Вторую мировую войну.
Однако победы вскоре сменились поражениями, в Сицилии высадились англо-американские войска, а на Рим начали падать бомбы. И вот 24 июня 1943 года в Зале Попугаев (Sala del Pappagallo), где когда-то папа Павел II содержал экзотических птиц, состоялось заседание Большого Фашистского Совета, на котором планировалось сместить Муссолини с поста главы партии и народа. Дуче, готовый на любой подвох со стороны своих бывших соратников, пришел на Совет с двумя ручными гранатами под пиджаком. Однако, прямо на заседании его вязать не стали и Зал Попугаев, к счастью, не пострадал.
С Залом Попугаев соседствует Зал Пяти Люстр (Sala dei Cinque Lustri). В нем некогда проходили приемы и балы, устраиваемые венецианскими и австрийскими послами. Здесь под волшебный блеском люстр из муранского стекла в 1770 году давал концерт 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт, а в 1842 году было впервые в Италии исполнено вокальное духовное сочинение Джоаккино Россини «Stabat mater». В настоящее время в Зале Пяти Люстр развешаны картины, иллюстрирующие боевые подвиги итальянцев в Первую мировую войну.
В наше время в здании дворца размещается Национальный музей живописи и декоративного искусства XIII – XVIII веков. На входе в него установлен мраморный бюст папы Павла II Барбо, изображен герб его семьи и фрески XVIII века с изображением папы Пия IV Медичи, передавшего в 1564 году дворец Венеции. В боковых комнатах расположены помещения Библиотеки Института археологии и истории искусств.
Пришло время вкратце ознакомиться с экспозицией музея в залах палаццо, носящих имена различных регионов Италии.
В зале «Венето» (Sala Veneto) представлено несколько периодов венецианской школы живописи, начиная с ранних образцов византийской иконографии.
К 1318 году относится диптих анонимного автора из коллекции герцога Джулио Стербини «Дева Мария с младенцем». Красное пятнышко на щегленке в руках маленького Иисуса символизирует его будущие страдания. В русской иконографической традиции щегленок заменяется голубем – символом Святого Духа.
Далее демонстрируются несколько работ также следовавшего византийской традиции видного живописца XIV века Паоло Венециано. Здесь же находится работа иконописца XIV века Джованни да Болонья «Дева Мария с младенцем».
XV век представлен несколькими великолепными работами, в частности, фрагментом фрески «Голова женщины», приписываемой Антонио Пизанелло. Это все, что осталось от фресок данного автора после реставрационных работ 1650 года в Латеранской базилике. Следует отметить картину Никколо да Барбари «Христос и блудница». Однако жемчужиной экспозиции этого зала является картина «Двойной портрет» Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известного под именем Джорджоне.
В зале «Эмилия-Романья» (Sala Emilia Romagna) представлена в своем развитии болонская школа итальянского искусства. Здесь выставлены картины художника-маньериста XVI века Лоренцо Сабатини. Среди других работ – «Поклонение волхвов», приписываемое одному из братьев Заганелли – Франческо или Бернардино, распятие в готическом стиле скульптора Стефано да Феррара, картина «Оплакивание Христа» последователя Микеланджело Лелио Орси, а также три великолепные деревянные статуи XVI века «Мадонна с двумя волхвами», привезенные из Германии3.
В залах «Лацио, Умбрия, Марке» (Sala Lazio, Umbria, Marche) представлена иконография Центральной Италии XIII – XIV веков. Главными экспонатами являются два резных креста XIII века – один из римской базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli) и другой из базилики Святой Клары в Ассизи (Basilica di Santa Chiara). Интересны иконы из провинции Марке, написанные с целью защиты христиан во время страшной эпидемии бубонной чумы – «черной смерти», опустошившей в XIV веке Европу, Русь, Северную Африку, Центральную Азию и Ближний Восток.
Два зала «Тоскана» (Sale Toscana) посвящены региону Тоскана и иллюстрируют развитие одной из ведущих школ итальянской живописи в XIV и XV веков. В первом зале следует отметить картину анонимного автора XIV века «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской».
По легенде девушке-христианке Екатерине, проживавшей в Александрии в III веке, было видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией, которая вручила ее руку своему сыну. Иисус надел ей на палец кольцо и назвал своей невестой.
Во втором зале находится картина флорентийца Фра Филиппо Липпи «Рождество».
В зале «Картины на холсте4» (Sala Dipinti su tela) экспонируются картины итальянской школы XVII – XVIII веков. Бóльшая часть этих произведений входила в коллекцию кардинала Томмазо Руффо, пожертвованную им музею в 1919 году. Среди картин – «Авигея, просящая прощения у Давида» Джузеппе Мария Креспи (1727), пастораль «Танец нимфы» Донато Крети (1725) и «Свадьба в Кане Галилейской» Франческо Солимены, где на радость пирующим Иисус Христос превращает воду в вино.
Затем идут грустные картины XVII века – «Оплакивание Христа» Горация Боргианни (1615) и «Плачущий апостол Петр» Гверчино (1639), на которой изображен друг и ученик Христа после тройного предательства своего учителя.
У Антона Павловича Чехова есть рассказ «Студент» (1894), в котором студент Духовной академии доходчиво и образно рассказал причину отчаяния святого Петра одной крестьянке:
Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били… Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. – Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…».
Зал «Альтовити» (Sala Altoviti) украшен фресками середины XVI века из Палаццо Альтавити работы Джорджо Вазари, которые были перенесены в Палаццо Венеция в 1929 году.
В других залах Национального музея можно увидеть коллекции бронзы, керамики, древней терракоты, изделия из слоновой кости, культовые предметы, как, например, спасенные от огня и меча протестантов немецкие деревянные скульптуры святых XV – XVI веков.
В отдельном зале размещено богатейшее собрание разнообразного оружия и доспехов, переданное княжеской семьей Одескальки, а также богатейшие коллекции прикладного искусства, частично перенесенные из Музея Киркериано5.
На первом этаже музея в конце прохода находится дверь, открыв которую, можно попасть в базилику Святого Марка.