Шишка на ровном месте
Пинья (Pigna) – название IX-го, одного из центральных районов Рима, переводится на русский язык как «шишка».
Русская «шишка» имеет много значений: она может висеть на дереве или торчать на лбу, быть важной персоной или (scusi!) геммороидальным узлом. Итальянская же «pigna» немного романтичнее – в основном значении она обозначает шишку ели и сосны, но может обернуться и гроздью винограда, и частью изразцовой печки.
Выдающийся во всех смыслах район под названием Пинья находится в центре исторической части города, на действительно ровном месте. Значительную часть этой местности занимает территория, названная в древности Марсовым Полем. Эта обширная низменность у левого берега Тибра поначалу использовалась для спортивных и военных тренировок, радуя бога войны Марса, легендарного отца Ромула и Рема. Но дамоклов меч массовой застройки навис и над ним: еще в древности Марсово поле стало заполняться сначала культовыми зданиями, а потом и жилыми строениями.
К нашему времени современный район Пинья так плотно утрамбован всевозможными памятниками и достопримечательностями, что по праву держит «шишку» среди своих собратьев. Древнее название «Марсово поле» ему не досталось, но и собственное имя девятого района Рима не менее интересно.
Как известно, самой знаменитой шишкой Рима является четырехметровая бронзовая махина I – II веков, установленная во внутреннем дворе Ватикана, названном в ее честь – Cortile della Pigna. Эта огромная шишища была, по мнению большинства историков, частью фонтана древнеримского храма в честь египетских богов Исиды и Сераписа, стоявшего на Марсовом поле недалеко от Пантеона. В те времена струи воды били через отверстия в чешуйках шишки, неся водную прохладу и большую символическую нагрузку. Скульптором этого чуда считают некоего Публия Синция Сальвия, чье имя высечено в основании шишки.
В VIII веке шишку как ценный артефакт перевезли к портику старой Собора Святого Петра в Ватикане. Там ее по некоторым источникам приспособили в качестве декоративного украшения наполненного водой резервуара, где паломники могли привести себя в божеский вид перед входом в храм. Тут шишку и увидел приехавший в Рим Данте. Поэт был так поражен размерами бронзовой великанши, что даже использовал ее образ в «Божественной комедии» при описании библейского царя-богоборца Нимрода:
Лицом он так широк и длинен был,
Как шишка в Риме близ Петрова храма
Божественная Комедия, Песнь 31: 38
Вот теперь мы знаем, на кого был похож человек, построивший Вавилонскую башню и из-за которого приходится учить иностранные языки2. Когда в XVII веке был построен новый Собор Святого Петра, шишке храма Исиды отвели постоянное почетное место в Бельведере, внутреннем дворе Ватикана.
Отказавшись от хвойной версии, некоторые исследователи полагают, что название района связано со словом «Vigna» (винья, или виноградник) по имени находившихся здесь в средние века монастырских виноградников.
Так или иначе, свои «шишки» у района есть – нарисованная красуется на гербе района, а каменная украшает один из фонтанов, а точнее, фонтанчиков, установленных в 1927 году Муниципалитетом Рима в качестве знаков исторической памяти города. Фонтан (чик) поставили напротив базилики Сан-Марко и его шишка, в отличие от конусообразной ватиканской, изображает почти круглую шишку пинии – разновидности сосны, широко распространенной в Италии.
На карте Рима район Пинья выглядит симпатичной равнобедренной трапецией, к нижнему правому углу которой примыкает Пьяцца Венеция. Она и будет являться отправной точкой нашего маршрута.
Итак, как говорили древние: «Verte» – переверни лист…