V. Tempora mutantur, Или времена меняются…
В Древнем Риме территория Латеранского холма использовалось преимущественно как место для военной и спортивной подготовки, или, как выразились бы военные более поздних времен – под плацы.
В императорском периоде военные казармы дополнили здания роскошных дворцов и утопающих в зелени вилл знатных римлян, а при императоре Константине Великом казармы сменили внушительные здания Патриархии и базилики.
В средние века Дом Бога величественно поднимался над окружающими его постройками римского предместья. С течением времени виллы и дворцы сменились на многочисленные часовни, монастыри и богадельни, почти не изменившие пасторальный пейзаж римского предместья.
Дом Бога спокойно взирал на крестьянские возы, тянувшиеся сквозь ворота Аврелиановой стены к неисчислимым римским рынкам, на вереницы паломников, стремившихся припасть к святыням Вечного города.
Из-за Альбанских холмов вставало солнце, зависало над ним в зените и вечером опускалось за холмы над Тибром. Латеран был полюсом христианского мира, его Альфой и Омегой. Однако времена меняются и волею судеб понтифики перебрались отсюда в тот дальний край Рима, за которым скрывалось солнце – на Ватиканский холм.
Обстоятельства и люди в лице иноземных захватчиков и самих римлян, век за веком подточили латеранскую гармонию. Ныне мы видим неуютную и неопрятную Пьяцца ди Порта Сан Джованни, которую нагло рассекает магистраль с несущимся по ней потоком машин. За площадью вдоль вытоптанного бульвара, именуемого Садами улицы Карла Феличе (Giardini di via Carlo Felice), с одной стороны громоздятся кварталы грязноватых многоквартирных домов индустриальной эпохи конца XIX – ХХ веков, с другой – тянутся обветшалые выщербленные Аврелиановы стены.
Однако, для русских путешественников будет интересным узнать, что неподалеку, за серой шеренгой 100-летних многоэтажек скрывается настоящее сокровище – villa Wolkonsky – вилла русской княгини Зинаиды Александровны Волконской (1789—1862), пушкинской «царицы муз и красоты».26
Как известно, в 1829 году княгиня Волконская навсегда покинула Россию и поселилась в Риме во дворце Поли позади фонтана Треви. В жаркие летние месяцы она уезжала на приобретенную в 1830 году виллу, расположенную среди полей неподалеку от базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Особое очарование этой небольшой вилле, которую Василий Жуковский называл просто «дачей», придавало то, что на ее территории в древности проходил акведук Нерона. За многие века акведук частично ушел в землю, а его арки превратились в живописные гроты. Римский архитектор Джованни Аззури построил для Волконской небольшой дом прямо между арок акведука, перед которыми княгиня обустроила великолепный сад, наполненный «миллионом роз».
На виллу Волконской, где собирались члены русской колонии в Риме, часто приходил Николай Васильевич Гоголь, облюбовавший гроты для своих размышлений и занятий живописью. Здесь же он делал и наброски к роману «Мертвые души». В воспоминаниях П. В. Анненкова упоминается место, нарисованное В.А.Жуковским, где Гоголь проводил «…длинные часы немого созерцания, какому предавался он в Риме. На даче княгини 3. Волконской, упиравшейся в старый римский водопровод, который служил ей террасой, он ложился спиной на аркаду богатых, как называл древних римлян, и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью».27
Неподалеку от остатков акведука Волконской были обустроены ныне не сохранившиеся Аллея Мертвых и Аллея Памяти, где были установлены камни и стелы в память дорогих для хозяйки виллы имен: ближайшего окружения – ее родителей, слуг, домашних животных, а также друзей – Баратынского, Жуковского, Карамзина, Веневитинова, Гете, Байрона, Вальтера Скотта. Здесь же был установлен и мраморный бюст императора Александра I, для постамента которого был использован кусок гранита знаменитой Александровской колонны, стоящей на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Мало кто знает, но самый первый в мире памятник Пушкину был установлен именно здесь, в Риме. В 1837 году, как только весть о гибели поэта достигла Вечного города, Волконская распорядилась установить на своей вилле стелу в память о великом поэте.
После смерти Александра, сына Зинаиды Волконской, виллу унаследовала его приемная дочь Надежда Васильевна Ильина-Волконская (1855—1923), вышедшая замуж за маркиза Владимира Кампанари. В конце XIX века семья Кампанари построила к югу от дома Зинаиды Волконской новое большое здание, которое в 1922 году было продано вместе со всем участком германскому правительству, обустроившему на вилле свое посольство. Царившая на вилле идиллия, наполненная благоуханием цветов и щебетом птиц была так хороша, что здесь решил остановиться во время своего посещения Рима в мае 1938 года канцлер Германии Адольф Гитлер, а для рейхсмаршала Германа Геринга был обустроен бассейн.
В 1946 году на основательно перестроенной немцами вилле обосновалось посольство Великобритании, чье здание у Порта Пиа сильно пострадало во время взрыва, организованного сионистами. В настоящее время вилла Волконских, выкупленная Великобританией в 1951 году, является резиденцией английского посла и часто используется для проведения приемов и других мероприятий, таких как, например, ежегодное празднование дня рождения королевы, национального праздника Великобритании. Торжества проходят в большом доме, построенном в конце XIX века семьей Кампанари. В доме же Зинаиды Волконской в настоящее время проживают сотрудники британского посольства.
В 2015 году на вилле Волконской в отреставрированных теплицах XIX века был открыт небольшой Музей античности, где собраны воедино мраморные саркофаги, барельефы, статуэтки, фрагменты древних надписей, статуй и элементы архитектуры с I века до н.э. по III век н.э., входившие некогда в знаменитую коллекцию княгини Зинаиды Волконской.
От ворот виллы Волконской пройдем на Пьяцца Сан Джованни ин Латерано. Здесь всегда многолюдно. Время от времени на площади громоздят высокие конструкции для рок-концертов или проводят шумные манифестации. На всю эту суету молча взирают с крыши базилики Спаситель и отцы церкви, а с другой стороны площади поднимает руки святой Франциск28, как бы призывая всех к тишине: «Silenzio…Silenzio…».
Пожары, землетрясения, мятежи и политические интриги изменили былую идиллическую картину на Латеране до неузнаваемости…
Бесследно исчезла и архитектурная гармония, складывавшаяся веками. Попробуем хотя бы приблизительно представить каким был Латеран в первые столетия христианской эры.
Изначально христианами на Латеране были построены находившиеся рядом друг с другом базилика – для проведения богослужений, баптистерий – для прохождения обряда крещения и большой дворцовый комплекс – Патриархия, в котором жил епископ29, он же Римский Папа.
Базилика и баптистерий, хоть и изменились за прошедшие века и внешне и внутренне, но остались стоять на местах. А вот примыкающий к базилике Латеранский дворец (palazzo del Laterano) появился в 1585—1589 годах на месте зданий полуразрушенной Патриархии.
Название «Патриархия» возникло не случайно. Результатом проповеди апостолов стало появление в разных городах христианских общин, которые позже назовут Церквами. Первыми стали пять древних Церквей – Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская и Константинопольская. Каждая Церковь управлялась своим патриархом30, который в Римской церкви стал называться Папой.
Папы жили в здании, а, точнее сказать, в обширном комплексе зданий, которое так и назвали – «Патриархия». Папы-патриархи проживали здесь до начала XIV века пока не произошли события, вошедшие в историю под названием «Авиньонское пленение пап». Расцвет же этого архитектурного ансамбля начался в VIII веке, совпав по времени с появлением, так называемого «Константинова дара», на котором просто необходимо остановиться подробнее.
Документ, получивший в истории название «Константинов дар» (лат. Donatio Constantini), был якобы выдан императором Константином Великим папе Сильвестру I. В действительности этот документ изготовили, скорее всего, в одном из французских аббатств во времена короля Пипина III Короткого (751—768). Первым, кто разоблачил эту фальсификацию спустя 700 лет после ее создания, был личный секретарь неаполитанского короля Лоренцо Валла, проведший исторический и филологический анализ текста. Лоренцо Валла был, кстати, весьма заметной и занятной личностью, и на нем мы остановимся подробнее в одной из следующих глав.
Константинов дар, даже будучи явной фальшивкой, является настоящим литературным шедевром подделок. Он не только лихо закручен с точки зрения сюжета, но и во многом явился основанием величия католической церкви в Европе. Поэтому этот документ требует подробного описания.
Согласно Константинову дару, император, удаляясь из Рима в восточную часть Римской империи, передавал папе полную власть над всей ее западной частью. Основание для столь щедрого дара излагалось следующим образом: однажды Константин заболел проказой, и не получив исцеления от врачей, призвал жрецов языческих храмов. Недуг к тому времени так измучил императора, что он пообещал за свое исцеление награду в половину своих владений. Жрецы посоветовали императору искупать его больное тело в купели, наполненной горячей кровью здоровых младенцев. После недолгих раздумий Константин решил не следовать предложенному лечению и стал готовиться к мучительной смерти.
Той же ночью император увидел во сне двух бородатых старцев, похваливших его за мужественный отказ от столь радикального метода исцеления. Старцы велели Константину отыскать в горной пещере недалеко от Рима епископа Сильвестра, скрывавшегося там от гонений на христиан и доверится ему во всем. После того как епископ троекратно погрузит Константина в купель, но не с кровью, а с водой, наступит долгожданное исцеление.
Обрадованный Константин немедленно отправился на поиски Сильвестра и, найдя его в указанном старцами месте, рассказал христианскому священнику о своем сне. Сильвестр немедленно крестил и миропомазал покаявшегося в грехах императора, после чего проказа благополучно отступила. Благодарный Константин, продолжает легенда, повелел построить на Латеранском холме христианский храм, для чего лично принес на своих плечах 12 корзин земли – по числу апостолов Христа. А в благодарность за исцеление, физическое и душевное, Константин передал папе Сильвестру весь принятый в народных сказаниях набор – коня, дворец и полцарства в виде западной части Римской империи.
Озвученная документом передача Константином верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви означала не что иное как полное верховенство церкви на всей указанной территории. Римские папы безоговорочно становились наследниками самых могущественных земных владык того времени – римских императоров, а значит монополистами земной власти как таковой. Подобные документы дорогого стоят.
Местом сосредоточения и символом этой новой власти стал Латеран. Как бы иллюстрируя данную преемственность, новый центр управления утвердился неподалеку от полуразрушенных императорских дворцов соседнего Палатинского холма.
Чтобы все знали, кто теперь в доме хозяин, папы использовали не только слово божье и манипуляции с историческими документами, но привлекли такое мощное оружие пропаганды (в лучшем смысле этого слова) как изобразительное искусство и архитектура. Уже в VIII веке на площади перед дворцом Патриархии с Римских форумов был перенесен важнейший символ могущества Рима – конная статуя императора Марка Аврелия31. В средневековых путеводителях по Риму она называлась (то ли ошибочно, то ли с намеком) конной статуей Константина – caballus Constantini. В Х столетии к бронзовому всаднику добавили и статую «мир вскормившей волчицы». Под этими символами земной власти несколько сот лет вершились суды и казни, пока эпоха Возрождения не изменила правила игры – фигуры «Матери римлян» в 1450 году и «Философа на троне» в 1538 году передвинули на Капитолийский холм.
Подтверждением могущества церкви были и внутренние покои Патриархии. При папе Захарии (741—752) появился роскошный банкетный зал, аналогичный римским триклиниям32, украшенные мозаикой и фресками. Папа Лев III (795—816) добавил к нему еще один – Большой триклиний. Его фрагмент, называемый в настоящее время Триклиний Льва (Triclinio Leoniano), находится на площади Сан-Джованни-ин-Латерано, но речь о нем пойдет чуть позже в отдельной главе.
Весь фасад дворца был занят длинным коридором богато убранного Зала Церковных Соборов, или Sala del Concilio. В средние века здесь утверждались решения пяти Латеранских соборов, признанных Католической церковью Вселенскими, на которых в том числе были осуждены ересь катаров и симония33, провозглашены запрет на использование луков и арбалетов в войнах между христианами и запрет священникам и монахам иметь жен и наложниц.
Сохранилась подробная информация с описанием внутреннего интерьера Патриархии, в котором многоцветье мраморного пола дополнялось многочисленными фресками и мозаикой. Изображенная на них «наглядная агитация» укрепляла веру адептов и вносила смятение в души отступников. Тем более, что с каждым веком папы становились все смелее в выборе сюжетов. Так, в XII веке при папе Калликсте II (1119—1124) приемные залы Патриархии были расписаны фресками с изображением триумфального шествия церковной власти, на которых папы и отцы Церкви попирали ногами еретиков и раскольников, а сам папа Калликст восседал на троне, перед которым смиренно стоял император Генрих V34.
Папа Иннокентий II Папрески деи Гвидони (1130—1143), продолжая дело своего предшественника, пошел еще дальше. В Латеранском дворце появилось изображение коронации германского короля Лотаря II35, на котором приезд короля в Рим сопровождался надписью: «Король встал перед вратами и вначале подтвердил честь Рима, потом он стал вассалом папы, и тот дал ему корону».
Подобные тексты всегда действовали на нервы земным владыкам, и дело дошло до того, что германский император Фридрих I Барбаросса во время переговоров с папскими посланниками в 1157 году потребовал уничтожения и фресок, и надписей, «чтобы не осталось этого вечного напоминания о споре между духовной и светской властью». В ответ противник императора папа Александр III Бандинелли (1159—1181) заказал уже не фреску во внутренних покоях, а видимую всем мозаику на архитраве36 портика Латеранской базилики с изображением истории папы Сильвестра и императора Константина. В ней знаменитый Константинов дар был проиллюстрирован сценами исцеления папой императора от проказы, крещением и письменной передачей прав на светскую власть в Западной Римской империи с надписью: Rex in scriptura Sylvestro dat sua iura (Король дает свои права Сильвестру в письменной форме). Дескать, что написано пером…
Окончательно же захватить государственную власть, потеснив как императора, так и римский патрициат, римской церкви удалось при папе Иннокентии III Конти (1198—1216), который стал считаться самым могущественным правителем в Европе.
Но то, что оказалось не под силу королям и римским республиканцам, сделало время. Пострадавший в пожарах 1308 и 1361 годах комплекс зданий Патриархии постепенно разрушался, а со строительством Апостолического дворца в Ватикане и вовсе терял былое значение. Поэт Франческо Петрарка с горечью писал в свое время, что «Латеран превращается в руины». С завершением «Авиньонского пленения» время зданий Патриархии, к тому времени обветшавших и заброшенных, закончилось окончательно, а с 1377 года местом постоянного проживания римских пап стал Ватикан.
Жизнь вернулась на Латеран только спустя 200 лет – в 1585 году, когда папский престол занял Сикст V (1585—1590), в миру Феличе Перетти. При нем развернулась активная борьба не только с разгулявшимся вовсю римским бандитизмом, но и с разрухой, царящей в Вечном городе на протяжении многих лет. Приводились в порядок улицы, обустраивались площади, на которых поднимались отреставрированные египетские обелиски, строились новые здания, в том числе и церкви. На руинах Патриархии также развернулось масштабное строительство, но речь об этом пойдет в следующих главах.