Вы здесь

Рим в любую погоду. «Над миром вознесенный Латеран». II. Стена (Ольга Аверина)

II. Стена

Выйдя из метро и оглядевшись по сторонам трудно не заметить древнюю кирпичную стену с множеством арок и высокими парадными воротами, облицованными белым камнем. Это древняя стена императора Аврелиана6, охранявшая в былые времена жизнь и покой Вечного города.


Древние римляне были большими мастерами по возведению всевозможных фортификаций и, прежде всего, стен. Они городили их везде, куда ступали запыленные калиги7 отважных легионеров. Сеть укрепленных рубежей Рима раскинулась от знойных песков Сахары с ее «мавританским лимесом» до пасмурных гор Шотландии, где поднялись валы Адриана и Антонина. Примечательно, что последние явились в настоящее время прообразом циклопической «Стены» из фэнтезийной эпопеи Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», более известной по сериалу «Игра престолов». Эта «Стена» ограждала цивилизованный мир Семи королевств от дикого и враждебного Севера, чьи безбрежные пространства населяли орды панкообразных «одичалых», вымороченных зомби – «белых ходоков» и всяческой нечисти. И в реальной жизни по тому же принципу и с той же целью Рим был защищен сначала древней Сервиевой стеной8, а в более поздние времена стеной Аврелиана. Только вместо «одичалых» на римские стены пытались вскарабкаться иные пришельцы с севера – племена галлов, готов, вандалов, лангобардов…

Для жителей России небезынтересно знать, что по образцу первого Рима была построена и Москва – наш северный Рим, третий по счету, который, как известно «стоит, а четвертому не бывать»9. Семь московских холмов окружали укрепления древнего Земляного города. Его 16-ти километровый периметр стал основой для вечно спешащего Садового кольца и, соответственно, границами исторического центра города. В современном Риме ту же роль играет стена Аврелиана, обогнавшая московскую на 1300 лет во времени и на три километра в пространстве.

Мощную городскую стену вокруг Рима император Аврелиан начал возводить в 271 году. Под ее защиту вошли семь холмов Рима, Марсово поле и римское «Замоскворечье» (если продолжить аналогии с Москвой) – район Трастевере на правом берегу Тибра. Строя это внушительное сооружение, Аврелиан как в воду глядел – на носу было Великое переселение народов. Растущая напряженность на границах Римской империи диктовала необходимость укрепления столицы, и стена выросла очень быстро – за четыре года. Бетон при строительстве не экономили, возводя стены толщиной 3,4 метра и высотой в 8 метров (позже, при императоре Гонории10 в начале V века ее нарастили до 10,5 – 15 метров), сразу же облицовывая кирпичом. На расстоянии 30 метров друг от друга вознеслись массивные башни, а дороги, которые согласно поговорке, все ведут в Рим, упирались в 18 ворот, внешний вид и укрепление которых обустраивались согласно стратегической важности направлений.

В пределах древней Аврелиановой стены находится и расположенная на отроге холма Целий местность под названием Латеран. Неподалеку отсюда начиналась древняя виа Кампана, ведущая в сторону области Кампания11.


Небольшие ворота между двумя круглыми массивными башнями носят красиво звучащее имя Порта Асинария (Porta Asinaria), что переводится довольно прозаично как… Ослиные ворота. При возведении стены здесь был проделан лишь небольшой проход – постерула для проезда живших за пределами Рима земледельцев. Отсюда в город следовала Виа Асинария (via Asinaria или Ослиная улица). Так как основным транспортным средством для древнеримских фермеров были ослы, отсюда, видимо, название и улицы и ворот. Узкий проход в стене был расширен лишь при ревностном христианине императоре Гонории12. Кстати, именно Гонорий запретил бои гладиаторов в 404 году после того, как толпа насмерть забила камнями монаха Телемаха, пытавшегося остановить кровавый поединок в римском амфитеатре.

История уготовила Ослиным воротам весьма беспокойную судьбу. В 536 году через них в Рим вступило войско византийского полководца Велисария для освобождения города от германского племени остготов, возглавлявшимся королем Витигесом. Спустя десять лет, проломив тараном ворота, в город ворвались воины нового остготского короля – Тотилы.

В 1084 году в этом месте стены в Рим вторглись нормандцы под предводительством Роберта Гвискара, разграбившие и разгромившие все, что попадалось им на глаза. Напоследок войска Гвискара подожгли Вечный город, действуя с таким остервенением, что этот пожар признается историками одним из самых разрушительных в римской истории. Однако Ослиные ворота, несмотря ни на какие исторические перипетии, прекрасно сохранились. Правда, в настоящее время из-за понижения уровня дороги они закрыты для проезда автомобилей, но пешеходы, в том числе и ослы, могут по-прежнему проходить сквозь них.


Широкие нарядные ворота в честь святого Иоанна – Порта Сан Джованни (Porta di San Giovanni), достойные для въезда солидных людей и пышных процессий, появились в стене Аврелиана лишь в 1574 году. Их строительство было начато по благословлению папы Пия IV Медичи (1559—1565), а завершено при папе Григории XIII Бонкомпаньи (1572 – 1585), которому мы, кстати, обязаны введением нового григорианского календаря.

Работы по возведению ворот возглавил архитектор Джакомо дель Дука, затем его сменил другой Джакомо – делла Порта, ученик Микеланджело. В народной легенде сообщается, что Джакомо делла Порта умер от заворота кишок, вызванного обжорством: несчастный якобы объелся арбузов и дынь на загородном пикнике, а смерть настигла его как раз в момент въезда через ворота святого Иоанна. Таким образом душа оставила бренное тело зодчего именно под сводами его творения. Скорее всего, это, как сейчас говорят, фейк. Люди обожают в своих анекдотах губить знаменитых людей при помощи приписываемых им греховных пристрасти: в Чехии вам сообщат, что астроном Тихо Браге опился пивом Крушовице до разрыва мочевого пузыря, а в России, что баснописец «дедушка Крылов» скончался от несварения желудка после невероятного количества блинов, съеденных им на Масленицу.

Несмотря на людские домыслы, мы благодарны Джакомо делла Порта за нарядные торжественные ворота, которые служат заодно прекрасным ориентиром для современных туристов на пути от станции метро «San Giovanni» к Латеранской базилике.