27. Изменение правового положения раба
Часть римских законов касается освобождения рабов. Это было возможно только по воле их господина. Раб мог стать латином и приобрести квиритское право. Но не каждый, кто хотел, имел право отпустить раба на волю.
Запрещалось отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону, не имел права отпускать раба также господин, которому менее 20 лет, ему разрешалось отпускать раба на волю только в том случае, когда отпущение совершалось посредством суда и когда законное основание отпущения доказано перед советом.
Законным основанием отпущения на волю было такое, когда господин отпускал на волю отца, или мать, или воспитателя, или молочного брата. Признается римским гражданином раб старше 30 лет, бывший собственностью господина по квиритскому праву и получивший свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания. В случае если одного из этих условий недостает, он признается латином. Раб моложе 30 лет, если он в завещании объявляется свободным, становится латином.
В то же время рабы, отпущенные на волю в возрасте до 30 лет и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того как женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе не меньше семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. Такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он латин, и если претор или наместник заявят, что дело доказано, то он и его семья признаются согласно приказу римскими гражданами.
Раб моложе 30 лет, будучи отпущен на волю, может сделаться римским гражданином в том случае, когда он в завещании получает свободу и назначается наследником своего господина, несостоятельного должника, если только другой раб не становится прежде наследником с признанием свободы, или кто-нибудь другой в силу этого завещания. Но если кто-нибудь сделал свободными и назначил наследниками детей, рожденных от собственной рабыни, то все-таки дети эти останутся рабами.