25. Правовое положение рабов
Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие. Государственными рабами становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских.
Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в период патриархального рабства они входили в состав семей римских граждан, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Только мелкие производители считались гражданами и имели права, а рабы не считались гражданами и прав не имели.
Рабы носили в римском праве такое же наименование, как орудия труда и скот, – res mancipi, то есть за ними отрицались все три статуса, положенные римскому гражданину:
– status libertatis – состояние свободы;
– status civitatis – состояние гражданства;
– status familiae – семейное состояние.
Человек признавался рабом, если:
– родился от матери-рабыни (статус отца значения не имел);
– был взят в плен или захвачен из страны, не имеющей договора с Римом;
– был продан в рабство (характерно для древнейшей эпохи, позднее продажа соотечественника в рабство законами была запрещена);
– совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни или к работе на рудниках (своего рода помилование пожизненным рабством).
Правовое положение рабов определялось тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, женить, изувечить и даже убить. Раб не может вступать в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое. Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Прекращение рабства было возможно только через отпущение на свободу.