23. Инфамия
Умаление чести вследствие бесчестья (infamia) было особым явлением с особыми юридическими последствиями для римского гражданина, ограничивающими его правоспособность; на прочие слои населения оно не распространялось. Бесчестье могло наступать по фактическим или по законным основаниям. Фактическое бесчестье вело происхождение из нравственного осуждения обществом морального облика или поведения лица (неуличенный вор, распутник, карточный шулер).
Признание фактического бесчестья в формально-правовом отношении являлось как бы превентивным лишением равноправия: лицо не допускалось в число возможных свидетелей, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица, исключалось от решения общественно-нравственных вопросов; признание человека turpitude (позор – разновидность непосредственного бесчестья) создавало достаточное основание для лишения его прав на наследство.
Законное бесчестье происходило в результате преторского распоряжения, на основе закона или согласно нормам гражданского права. Бесчестье могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье (infamia juris immediate) наступало, если лицо вело образ жизни или отличалось поведением, характерными для осужденных законом: проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т. п., и не требовало никаких индивидуаль-но-правовых постановлений.
Опосредованное законное бесчестье наступало (infamia juris mcdiata) в результате индивидуального акта, по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, при уклонении от обязанностей по опеке.
Следствием бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав – на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, на наследование.
Умаление чести могло быть пожизненным или временным. Восстановление чести реализовывалось либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.