22. Ограничения по дееспособности в римском праве
Дееспособность в Риме основывалась в целом на возрастной градации: дети до 7 лет не имели дееспособности, несовершеннолетние и женщины любого возраста обладали ею не в полной мере и обязаны были получить опекуна, лица до 25 лет ограничивались в свободе действий попечителями. Опека и попечительство выстраивались так, чтобы лица с частичной дееспособностью не утратили своего имущества.
По дееспособности ограничивались такие категории римских граждан:
– душевнобольные, которым назначался попечитель вне зависимости от их возраста;
– телесно больные, когда болезнь или травма привели к такому поражению органа или способности человека, что это отразилось на его способности правильно интерпретировать поведение окружающих и выражать собственно решение понятным для окружающих способом (немота, глухота, слепота и т. п.);
– расточители, состояние которых находится под угрозой полного разорения; в этом случае они находятся под опекой по сделкам отчуждения или при возникновении обязательства, но в то же время полностью отвечают за все деликты (правонарушения);
– женщины, которым назначается вечная опека сначала со стороны отца или иного домовладыки, затем – мужа, а после его смерти – ближайшего родственника; распоряжаться имуществом женщинам разрешили лишь в конце классического периода римской истории, но и при этом они не имели права принимать на себя чужие обязательства.
Ограничения получали римские граждане, обвиненные в бесчестье. В классическом римском праве получение бесчестья приводило к запрету представлять других в процессе или назначать себе представителя, вступать в брак со свободнорожденным, ограничивало наследственные права.
Бесчестье могло наступить в результате обвинительного приговора за уголовное преступление или правонарушение по отношениям, где подразумевается особая честность (поручение, хранение, опека); при вступлении в брак до истечения года после смерти мужа, за сводничество.
Ограничению в правах подвергалось и лицо, отказавшееся дать свидетельские показания, хотя оно было свидетелем в сделке; после такого отказа человек лишался права принимать участие в сделках, где требовался свидетель, не мог подтверждать волю завещателя.