Вы здесь

Римское право. Раздел II. Учение о лицах (П. Н. Астапенко, 2018)

Раздел II

Учение о лицах

Глава IV

Система статусов

§ 17. Общие положения учения о лицах

I. Римское учение о лицах – субъектах права, внешне очень сильно отличается от современных трактовок. Однако это не должно вводить в заблуждение, поскольку именно римлянам мы обязаны пониманием того, что сейчас определяем как субъект права, правоспособность, дееспособность, опеку и попечительство.

Следует иметь в виду, что в римском праве не существовало понятий «субъект права», «правоспособность» и «дееспособность». Однако в нем было несколько понятий, содержание которых можно соотнести с современными.

1. Persona (персона, в дословном переводе – маска) – лицо, наделенное правами и обязанностями, т. е. являющееся участником правоотношений — субъектом права.

2. Caput habere (капут хабэрэ, что буквально можно определить, как «иметь голову»). Данным термином характеризовали способность лица участвовать в правоотношениях. Участие понималось как возможность от своего имени самостоятельно обращаться в суд и защищать свои права.

Реализация права на защиту автоматически означала существование и возможность приобретения лицом иных прав и обязанностей. Однако объем и степень самостоятельности лица их в реализации была различна и определялась целой совокупностью факторов, начиная с правового статуса родителей и оканчивая физическим и психическим здоровьем лица.

Поэтому caput habere – это достаточно широкое понятие, аналогом которого одновременно являются современные понятия «правоспособность» и «дееспособность»[48].

3. Nullum caput habuit – «не иметь никакой головы» – лишиться возможности участвовать в правоотношениях, т. е. потерять свободу и стать рабом.

4. Capitis deminutio (капитис дэминуцио) – «уменьшение, убывание головы» – изменение в объеме принадлежащих лицу прав и обязанностей, вплоть до их полного лишения, т. е. утрата правоспособности и дееспособности.

II. Современное право основывается на универсальном понимании правоспособности: все люди, вне зависимости от места рождения, пола, расы и языка, с момента рождения и до момента смерти являются правоспособным и равными перед законом.

Римское право, как и все древнее право, не всех людей признавало субъектами права. Как сказал Гай: «все люди – или свободные или рабы» (Gaius.1.9).

В юридическом отношении только свободные являлись субъектами права (лицами, persona); рабы (servi) – объектами права, т. е. вещами или говорящими орудиями (instrumentum vocale).

С рабами можно было делать все, что и с вещами. Их покупали, закладывали, дарили, «ломали», играли и выбрасывали, как обычные вещи. Отличие было только в том, что рабы были весьма важной и ценной (не по стоимости) вещью. Представьте, что ваш современный компьютер все делает за вас: набирает тексты, отвечает на письма, убирается в доме, ходит за вас в магазин и т. п. Поэтому к рабам привязывались, дарили подарки, делали ближайшими помощниками, делились тайнами и секретами, наконец, отпускали на свободу.

Таким образом, правоспособность, согласно римскому праву, не являлась универсальной, естественной и неизменной. Римляне исходили из принципа правового неравенства.

III. Суть принципа правового неравенства состояла в следующем. Существует две природы человека: биологическая – то, что он получил с рождения от «природы» и юридическая – его правовое положение.

Биологически все люди делятся на мужчин и женщин. Данное деление постоянно. Мужчина не может стать женщиной, а женщина мужчиной. У каждого, согласно природе, свое предназначение. Все люди от рождения наследуют одинаковые мужские или женские качества и черты. Нет неполноценных людей и народов. Неважно, кто ты: италиец, испанец, галл или эфиоп, черный или белый, высокий или низкий. Ты все равно будешь либо мужчиной, либо женщиной, ребенком или взрослым.

Безусловно, имеют место крайние проявления и исключения. Например, гермафродиты и кастраты. Первые – результат вмешательства природы; вторые – человека. Однако во всем остальном биологическая природа неизменна. Отсюда следует, что нет людей, которые с момента рождения предназначены быть рабами и служить другим. Рабство – это результат стечения обстоятельств и несовершенства общества:


Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе (D.1.5.4. § 1).


Данное положение чрезвычайно важно, так как оно означало принципиальный «разрыв» с античным пониманием рабства. Вот как существование рабства объясняет Аристотель:


Раб по природе – тот, кто может принадлежать другому (потому он и принадлежит другому) и кто причастен к рассудку в такой мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает…Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни[49].


Как видим, у Аристотеля рабы – это особые люди, не имеющие рассудка, предназначение которых – обслуживать других, поэтому они и имеют «мощное тело». У римлян – все принципиально иначе. Рабство не меняет человеческую природу. Хотя человек и уподобляется «говорящему орудию», он тем не менее остается разумным существом. В источниках римского права встречаются формулировки «нравственность» раба. Подстрекательство раба совершить противоправное деяние, например кражу, наказывается чрезвычайно жестко (I.4.1.8).

Сказанное означает, что раб в случае обретения свободы может стать участником правоотношений. Его права и обязанности проистекают не из его биологических способностей, а из юридической природы.

Юридическая природа – это изменчивое состояние, результат усилий и деятельности человека на протяжении всей его жизни. Она подобна маске (persona), которую можно снять, потерять и снова обрести.

IV. Юридическая природа – слагаемое трех юридических состояний или статусов (схема 3).

1. Status libertatis (статус либертатис) – состояние свободы. Первое и главное состояние. Его следует рассматривать в качестве единственного условия существования у лица двух последующих статусов – гражданского и семейного.

Состояние свободы означало, что у человека есть свобода и, следовательно, что он является субъектом права (persona). Отсутствие статус либертатис означало, что человек является объектом права, т. е. рабом.

2. Status civitatis (статус цивитатис) – состояние гражданства. Состояние гражданства означало, во-первых, государственную, или, как говорили сами римляне, гражданскую принадлежность лица; во-вторых, правовую систему[50], на основании и при помощи которой оно осуществляло защиту своих прав; в-третьих, объем предоставляемых прав и обязанностей. В рамках статус цивитатис выделяли три категории лиц: римских граждан, латинских граждан и иностранцев.


СХЕМА 3. Система римских статусов


3. Status familiae (статус фамилия) – семейное состояние. Статус фамилия определял права и обязанности лица в римской семье. Соответственно status familiae был только у римских граждан.

Согласно данному статусу различались две категории лиц: лица собственного права и лица чужого права[51].

IV. Существование статуса цивитатис и статуса фамилия позволяет выделить еще одну особенность римского учения о лицах: существование не одной, а нескольких, при этом принципиально разных видов правоспособности.

Современный человек живет в универсальном мире – мире, где границы по большей части условны, а враждебные действия сильного государства в отношении слабого трактуются как агрессия. Собственные права и обязанности мы воспринимаем как данность, даже не задумываясь об их источнике. Мы говорим, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[52], и воспринимаем существование прав и обязанностей как результат естественного развития вещей. Но ведь все несколько сложнее. Важно не только провозгласить человека носителем прав и обязанностей с рождения, но и обеспечить их реализацию, что возможно только при существовании государства и гражданства.

В античном мире основой отношений между государствами являлось право сильного. Поэтому юридические права и обязанности, которыми наделялся гражданин, – это отражение силы и мощи государства, предоставившего и обеспечивающего его права. Точно так же как есть сильные и слабые от природы люди, так есть сильные и слабые государства. Есть Рим, покоривший практически всех, кого он хотел, и все остальные. Поэтому в римском праве различали правоспособность:

1) римских граждан;

2) латинских граждан;

3) иностранцев.

Различные виды правоспособности существовали до Эдикта Каракаллы, изданного в 212 г. Согласно Эдикту римское гражданство предоставлялось всем жителями империи[53]. Различия между римскими гражданами, латинами и иностранцами исчезли.

V. И наконец, последняя особенность учения о лицах состоит в том, что в римском праве юридических лиц в современном понимании не существовало. Все участники правовых отношений (persona) – это физические лица в нашем понимании. Они могли объединяться в союзы, корпорации и т. д., т. е. создавать юридические лица в современном понимании, но при всем этом они участвовали в правоотношениях от своего имени.

§ 18. Status libertatis

§ 18.1. Замечания общего порядка

I. Статус либертатис (status libertatis) означал, что человек имеет свободу. Свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях. Только свобода делала человека лицом, т. е. субъектом права. Отсутствие или потеря свободы означали утрату субъективных прав и обязанностей (правоспособности), в результате чего человек становился объектом права.

Свобода определялась как «естественная возможность делать то, что кому угодно, если тому не препятствует какая-либо сила или какое-либо право» (I.1.3.1).

II. «Свобода» являлась юридической категорией. Она могла быть утрачена и вновь приобретена. Было два основных способа приобретения свободы и, как следствие, существовало две категории лиц в рамках status libertatis.

1. Свободнорожденные (ingenui, ингенуи) – лица, получившие свободу естественным способом в результате рождения.

2. Вольноотпущенники (libertine, либерты, либертини) – рабы, отпущенные на свободу из рабства, т. е. получившие свободу искусственным способом.

Каждый способ приобретения свободы был детальным образом регламентирован и определен.

§ 18.2. Свободнорожденные

I. Свободнорожденные – это лица, родившиеся от свободной матери. Это главное требование. В классический период развития римского права это требование было упрощено. Согласно Дигестам достаточно было, чтобы ребенок был зачат в то время, когда мать была свободна, даже если к моменту родов она стала рабыней, «так как бедствия матери не должны вредить тому, кто находится во чреве» (D. 1.5.5. § 2).

Рождение от свободной матери было главным, но не единственным условием приобретения свободы. Законодателем также были установлены дополнительные требования признания ребенка свободным:

1. Ребенок должен был иметь человеческий вид:


Не считаются детьми те, которые родились, имея вид, противоположный человеческому роду и извращенный, например, если женщина родит какое-либо чудовище или что-либо неестественное (D.1.5.14).

Если женщина родит какого-нибудь урода или чудовище, это ей ничего не дает, ибо те, кто создан извращенным образом, вопреки человеческой природе, не суть дети (Раи1.4.9.3).


Согласно римской традиции отец семейства должен был взять ребенка на руки и признать его или отказаться и буквально выбросить его.

2. Ребенок должен быть доношенным:


В силу авторитета ученейшего мужа Гиппократа признается, что рожденный на седьмом месяце (беременности) является выношенным плодом; и следует думать, что тот, кто родился от законного брака на седьмом месяце (существования брака), является законным сыном ф.15.12).


3. Ребенок должен быть отделен от утробы матери, т. е. должна быть перерезана пуповина.

4. Ребенок должен подавать признаки жизни: плакать, размахивать руками, ногами и т. п.

II. Как видим, требования достаточно детальные, а некоторые из них выглядят излишними. Например, необходимость перерезать пуповину. Ну, ведь это и так ясно! Однако подобная детализация была неслучайна. Зачастую рождение свободного человека означало, что появляется новый наследник лица, умершего без завещания. Но младенцы часто умирали. И было принципиально важно, когда это произошло. Ведь ребенок мог выйти из утробы матери, но умереть до того, как перерезали пуповину, т. е. юридически не родиться. В результате от факта признания существования младенца или отсутствия такового к наследованию призывались различные категории наследников.

§ 18.3. Вольноотпущенники

I. Вольноотпущенники – рабы, отпущенные хозяевами на свободу. Отпуск раба на свободу осуществлялся посредством специальной процедуры, которая называлась манумиссио (manumissio). Существовали юридически полные (законные) и юридически не полные (неформальные) способы отпуска на свободу.

А. Законным признавался отпуск раба на свободу в следующих случаях.

1. Посредством виндикты. Виндикта представляла собой древнюю публичную процедуру отчуждения или приобретения вещи в присутствии свидетелей (как правило, пяти) с использованием прута, который назывался виндикта. Хозяин раба прикасался виндиктой к рабу и заявлял, что отпускает его на свободу по праву квиритов.

2. Вследствие занесения в цензорский список. Раз в пять лет цензоры составляли список римских граждан. Хозяин раба вносил имя раба в список римских граждан. Как только это происходило, раб становился свободным.

3. При помощи завещания. Хозяин раба делал его своим наследником (сонаследником). Как только завещание открывалось раб обретал свободу.

В. Неформальным признавался отпуска раба на свободу в следующих случаях.

4. Посредством письменного уведомления магистрата об отпуске раба на свободу.

5. В церкви, но данный способ обрел юридическую силу только во второй половине IV в.

6. В присутствии друзей. Это могло быть или прямое заявление хозяина, что он отпускает того или иного раба на свободу, или косвенное, как например:


Достаточно было, чтобы хозяин раба назвал его сыном. Правда, это не делало раба усыновленным. Он просто получал свободу (I.1.9.12).


7. Во время пира (пьянки) или за столом. Как правило, предложение рабу возлечь за стол и принять участие в застолье или выпить с присутствующими означало отпуск раба на свободу.

II. Любой из названных способов делал раба свободным. Однако его гражданский статус (правоспособность) зависел от того, являлся ли способ его отпуска юридически полным или неполным. В результате вольноотпущенник мог приобрести правоспособность либо римского гражданина, либо латина, либо иностранца:


Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю то такое лицо признается римским гражданином. В случае, если одного из этих условий недостает, то он будет латином (Gaius.1.17).


Приобретает, вне зависимости от способа отпуска, исключительно правоспособность иностранца вольноотпущенник, который, будучи рабом:


был закован господами и заклеймен, или те, кто по обвинению в преступлении был подверг пытке и оказался виноватым, или те, кто был выдан господами для участия в гладиаторских играх или для борьбы со зверями и поэтому был брошен на арену или тюрьму (Ulp. 1.11). [54]


20 лет. В последнем случае можно было обратиться в суд и добиться отпуска раба на свободу посредством судебного решения.

Существовало также ограничение по количеству отпускаемых рабов, если это происходило при помощи завещания. Количество отпущенных в подобной ситуации не должно превышать:

✓ ⅓, если общее количество рабов составляло от 10 до 30;

✓ ¼ – от 30 до 100;

✓ ⅕ – от 100 до 500;

«Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни» (Gaius.1.43), при этом должна быть указана очередность отпуска.

§ 18.4. Патронат

I. Вольноотпущенники сохраняли юридическую и человеческую связь с бывшими хозяевами. Между ними устанавливались патрона-клиентские отношения (патронаж). Бывший хозяин становился патроном вольноотпущенника, а тот – его клиентом.

«Патрон» означает «защитник». Суть патрона-клиентских отношений составляло: а) покровительство со стороны патрона и b) оказание уважения со стороны клиента. Любые действия против клиента рассматривались как враждебные действия против патрона. Поэтому бывший раб был достаточно хорошо защищен.

II. Уважение предполагало совершение и отказ от определенных действий в пользу патрона и членов его семьи.

1. Запрет свидетельствовать против патрона в суде, а также вызывать его в суд без предварительного разрешения должностного лица.

2. Необходимость завещать часть наследства патрону в случае, если их состояние превышает 100 золотых.

3. Обязанность оказывать временную материальную помощь или постоянную (выплачивать алименты) в случае материальной нужды патрона.

4. Предоставлять разовый дар в случае женитьбы старшего сына или замужества дочери.

5. В случае вступления в брак с патроном вольноотпущенница (вольноотпущенник) не могла расторгнуть брак; это может сделать только патрон и брак будет продолжаться до тех пор, пока у него будет желание состоять в браке.

6. Клиент должен был демонстрировать надлежащее уважение патрону. Например, не реже одного раза в неделю приходить утром в дом патрона, чтобы его поприветствовать.

III. Внешне данные отношения могут выглядеть как весьма обременительные для клиента. Например, необходимость присутствовать при пробуждении бывшего хозяина. Однако следует понимать специфику римского общества.

Дом бывшего хозяина – это аналог современного офиса. Он являлся сосредоточением коммерческой деятельности хозяина и всех его подвластных, а также вольноотпущенников. Сюда стекались все новости и ценная коммерческая информация. Здесь можно было легко и не опасаясь обмана вступать в сделки, образовывать товарищества, находить помощь и поддержку. Бывший раб, таким образом, весьма быстро и безболезненно интегрировался и становился полноценной частью римского общества.

IV. Клиент, нарушающий свои обязательства перед патроном, по решению суда возвращался в рабское состояние. Но если патрон отказывал клиенту в защите, то это освобождало вольноотпущенника от каких-либо обязательств в отношении патрона.

§ 19. Status civitatis

§ 19.1. Замечания общего порядка

I. Статус цивитатис (status civitatis) означал гражданскую (государственную) принадлежность лица.

Статус цивитатис – это три категории лиц: 1) римские граждане (cives romani); 2) латины (latini); 3) иностранцы (peregrini). Отличия между ними – разный объем прав и обязанностей. Как следствие, каждая категория лиц – это отдельный вид правоспособности.

Подобно свободе, гражданство не являлось постоянным. В течение всей жизни одно лицо в силу разных причин могло сменить несколько видов гражданства.

II. Принадлежность лица к той или иной категории лиц определялась посредством одного из следующих способов.

1. Рождением. Ребенок наследовал правовой статус своих родителей. Однако браки и сожительство между лицами различной и неравной правоспособности в Риме были нормой. В подобном случае гражданский статус новорожденного определялся на основании следующей презумпции:


Если имеется право на брак, дети всегда следуют за отцом, если же права на брак нет, они получают то же положение, что мать (Ulp.5.8).


В результате возможны были следующие варианты приобретения новорожденным гражданского статуса в результате рождения (табл. 2).


Таблица 2

Приобретение гражданского состояния в результате рождения


2. Способом отпуска на свободу (§ 18, V).

3. Наличием особых заслуг перед римским народом. Особые заслуги могли быть коллективными и индивидуальными.

Коллективные заслуги признавались за отдельными общинами или народами, которые всегда сохраняли верность римскому народу и (или) оказали неоценимую экономическую и военную помощь. Например, любой «древний латин», как только переселялся в Рим автоматически становился римским гражданином.

Индивидуальные усилия – это действия конкретного человека, принесшие различные блага римскому народу. Например, бесплатная морская доставка зерна в Рим или предоставление важных военных сведений и т. п.

Решение о признании особых заслуг принималось Сенатом и (или) народным собранием.

§ 19.2. Римские граждане

I. Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римским гражданством.


Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полагаясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности не только перед нашими должностными лицами, ответственными и перед законом и перед всеобщим мнением, и не только среди римских граждан, которых объединяют язык, право и общие интересы, но и везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот; установи за правило, что слова: «Я – римский гражданин» – бесполезны, что претор или любое другое лицо может безнаказанно, под предлогом, что не знает, кто перед ним находится, подвергнуть любой казни человека, называющего себя римским гражданином, и тогда все провинции, все царства, все независимые городские общины, одним словом, весь мир, который всегда был открыт и доступен для наших соотечественников, ты, этим своим утверждением, для римских граждан закроешь… Заковать римского гражданина – преступление; подвергнуть его сечению розгами – злодеяние; убить его,можно сказать, братоубийство (Цицерон. Против Верреса. П.5.167–170).

Конец ознакомительного фрагмента.