Источники римского права
Источниками древнейшего римского права были правовые обычаи. Право в архаический период носило сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т. д. Первым писаным источником римского права являются Законы XII таблиц. Согласно традиционной версии для их составления была создана комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на десяти выбеленных досках – таблицах, которые были выставлены по обычаю для всеобщего обозрения, но текст которых не удовлетворил плебеев Рима.
В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Каждая из таблиц посвящалась одному разделу права. Первоначальные тексты доподлинно не известны, но в реконструированном виде разделы выглядят следующим образом:
– О вызове в суд (Таблица I);
– О вершении исков (Таблица II);
– О долговом рабстве (Таблица III);
– О порядке манципации при сделках (Таблица IV);
– О завещании и семейных делах (Таблица V);
– О пользовании земельным участком (Таблица VI);
– О воровстве (Таблица VII);
– О личном оскорблении – обиде (Таблица VIII);
– Об уголовных наказаниях (Таблица IX);
– О порядке похорон и церемоний (Таблица X);
– О публичных делах в городе (Таблица XI);
– О неиспрашивании привилегий (Таблица XII).
Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан.
До середины III в. до н. э. господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим отражение и в Законах XII таблиц.
Квиритское право отражало отношения раннеклассового общества и отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. В нем регулировались имущественные отношения и право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Квиритское право отличалось соблюдением судебных обрядов, форма в нем превалировала над содержанием, а судебный процесс – над материальным правом.
Большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые и неманципируемые. К первым относились земли, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты; ко вторым – все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т. п.), ряд хозяйственно важных вещей (общественная земля) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.
Отчуждение манципируемых вещей могло осуществляться только путем манципации – процедуры, требовавшей сложной обрядности. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги. Существовал формальный способ передачи права собственности путем обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам и представлял собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Имелся порядок признания вещи собственностью в силу давности, но Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей.
Для движимых вещей срок приобретательной давности был в один год, для недвижимых вещей – в два года.
Особым видом вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью.
Знал Рим и договорное право. Правом требования в договоре наделялась лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности. Распространенной формой договора был нексум, в форме которого выражались различные обязательственные отношения, в том числе аренда, отчуждение собственности, заем, а также – контракт, или стипуляция. Обязательства возникали не только из договоров, но и из деликтов, которые рассматривались как посягательство на права частного лица, как частный деликт.
По квиритскому праву к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство. Обязательство, ложившееся на виновного, выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего, а в случае членовредительства допускался талион; кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание, после чего вор выдавался потерпевшему, который мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником.
Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось, согласно Законам XII таблиц, в случае порубки чужих деревьев или же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сложенной около дома.
Публичные деликты наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений не был широк: преступления против республики (за них назначалась смертная казнь), убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т. д.
За некоторые преступления полагалась смертная казнь: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т. д. Постепенно она начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса, лишение права на погребение, а за преступления – наложение проклятья.
При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и т. д.). Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних.
Писаными законами были и законы, принятые комициями (Lex), – они носили имена авторов. Источником права являются постановления сената и преторские эдикты. Поскольку римское право создавалось столетиями, оно вынужденно было изменяться, приспосабливаться к новым условиям и конкретным ситуациям.
Комиции, сенат, магистраты и императоры дополняли и изменяли правовые нормы согласно изменившемуся миру. В период республики должностные лица (преторы, эдилы, квесторы) при вступлении в должность издавали эдикты, которые действовали, пока они находились у власти, с уходом в отставку вместе с должностным лицом уходил и эдикт. Некоторые эдикты имели значение для развития права: преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право, постепенно различия между цивильным и преторианским правом стерлись.
Римская юриспруденция приобретает светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н. э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер. Юристы давали юридические консультации, редактировали и составляли юридические акты, принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций Руф, которые дали обобщение судебной практики, систематически изложили цивильное право (Публий Сцевола) и составили первый комментарий преторского права (Сульпиций).
В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти: эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан). В эпоху принципата значение приобретает преподавательская деятельность юристов.
В I—нач. II в. н. э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые преподавали право (Сабин и Юлиан) и давали трактовку некоторых правовых институтов (Прокул и Цельз). Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие – для практического использования.
Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. Важное место занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели «Институции» Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.
Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II–III вв. н. э. способствовал тот факт, что императоры стали приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты. В III в. н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия, получившая также наименование «доминат» (от «доминус» – господин). Исчезают старые республиканские учреждения, а управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, во главе которых стоят сановники, назначенные императором.
В интересах управления Римская империя была разделена на две части – Западную со столицей в Риме, и Восточную с центром в Константинополе (Стамбул); империя считается единой, но имеет двух правителей.
Развитие римской юриспруденции в период домината утрачивает творческий характер: начиная с IV в. юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников, их деятельность направлена на систематизацию существующих законов и приспособление старых законов к новым обстоятельствам.
В период домината начался глубокий кризис рабовладельческой системы. Утрата римским правом динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Работы по систематизации права велись и в восточной части Римской империи (Византии).
В конце III в. н. э. были составлены частные сборники римского права – «Кодекс» Грегориана и «Кодекс» Гермогениана, а в 438 г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).
Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528–534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Юстиниан ставил задачей собрать как императорские законы (leges), так и сочинения классиков (jus), изъять архаичные нормы и систематизировать используемые.
Первый кодекс Юстиниана (529 г.) до нас не дошел. В 553 г. был создан учебник римского права – «Институции», сразу получивший силу закона. «Институции» состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены «Институции» Гая.
Параллельно Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права («50 решений»).
В том же 533 г. был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов из 50 книг под названием «Digesta» (собранное), или «Pandectae» (все вмещающее), получивший обязательную силу. После окончания кодификации Юстинианом был издан ряд законов, известных как «Новеллы» (т. е. новые законы), которые были объединены в сборник уже после смерти Юстиниана. В Средние века «Институции», «Дигесты», «Кодекс» и «Новеллы» в совокупности получили название Corpus juris civilis («Свод гражданского права»).
В хронологическом порядке известные римские кодификации (объединение и систематизация норм права) можно распределить следующим образом:
1) с V в. до н. э. действовали Законы XII таблиц, отличающиеся простотой, логичностью и обязательностью для изучения, их требования римские дети заучивали с 6 лет;
2) в III–IV вв. н. э. появляются конституции – первые попытки частных лиц обобщить правовые нормы, вычлененные из указов императоров;
3) в V в. создан «Феодосиев кодекс», состоящий из 16 книг, – попытка первой официальной императорская кодификации, оказавшаяся неудачной;
4) в VI в. создается масштабный труд – «Кодификация Юстиниана», являющаяся обобщением не только императорских указов, но и сочинений классиков для создания единой законодательной базы; основной задачей «Кодификации Юстиниана» было максимальное укрепление власти императора.
«Кодификация Юстиниана» («свод нового гражданского (цивильного) права») создавалась на протяжении с 528 по 534 гг. лучшими юристами империи и включала следующий материал:
1) первый свод императорских законов, которому позже пришел на смену «Кодекс 50 решений»;
2) «Дигесты Юстиниана», собрание трудов юристов за всю прошедшую историю, состоявшие из 50 томов или более чем тысячи законов по всем отраслям права;
3) «Институции» – элементарный учебник по праву, состоявший из 12 книг на основе «Институций» Гая, одного из пяти ведущих юристов прошлого;
4) «Кодекс 50 решений», явившийся весьма прогрессивным для своего времени для разрешения спорных вопросов, кодекс отменил устаревшие процедуры, привел законодательство к логически обоснованному и согласному эпохе виду,
5) «Новеллы» (новые законы), объединенные в сборник уже после смерти Юстиниана.
«Кодификация Юстиниана» применялась до X в. в Восточной Римской империи (Византии). В Западной Римской империи для этой же цели использовались сборники отдельных королевств (законы Легес) и практика юристов. Только в XI в., когда как империя Рим не существовал, тексты «Дигестов» распространились в юридических кругах европейских королевств.