© О. И. Гордеев, составление, 2011
© ООО «Издательство “Сова”», 2011
Римское право как древнейшая система права
«Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским. А право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным (ius gentium). Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям», – так писал в «Институциях» римский юрист Гай.
Римское право – уникальное явление в мировой истории: это единственная в мире система права, которая не только пережила цивилизацию, ее создавшую, но и получила дальнейшее развитие и породила создание правовых систем практически во всех европейских странах. Римляне давным-давно ушли с исторической сцены, но плодами их юридической мысли мы пользуемся до сих пор.
Что послужило основой для самого римского права и с чем связано такое фантастическое его совершенство? Ведь ни Египет, ни Вавилон, ни Древняя Греция, будучи сильными и в своем роде совершенными цивилизациями, не могут похвастаться тем, что их система права стала основополагающей для потомков.
Особенности такого положения Рима в мировой истории следует искать в национальной психологии римлян. И Египет, и Вавилон, и Греция сложились в самобытные и самодостаточные культуры. Чужие влияния плохо приживались на национальной почве. Римляне же с самого начала своей истории не боялись принимать чужие достижения как свои собственные. Они с легкостью переняли весь олимпийский пантеон богов, присвоив им собственные римские имена, они с легкостью подмяли под себя древних этрусков и до такой степени их поглотили, растворили в себе, что теперь мы гадаем, что ж это был за народ; но они взяли себе культуру этрусков. Они с такой же легкостью перехватывали любое чужое знание и не стеснялись пользоваться плодами умов покоренных ими народов.
Именно имперское сознание римлян и является тем ключом, который приоткрывает тайну совершенства их правовой системы. Римляне были удивительно не оригинальны в искусствах и науках, но они были воинственны, практичны и в определенном смысле дальновидны. Их простой и расчетливый ум быстро подмечал все, что можно использовать на благо родины. Завоевывая мир, они брали чужое, изучали внимательно, перенимали с огромным удовольствием и после этого перенятое чужое становилось совершенно римским, словно они с этими богами, науками, искусствами и родились.
Если в Новом Завете Христос восклицает: «Несть эллина, несть иудея», – устанавливая духовную, а не этническую национальность веры, то римляне все это к христианским временам претворили в своей правовой практике – в те времена гордое наименование «римлянин» ничего не говорило уже о национальности, это было уже совсем иное – гражданское понимание слова. Римлянин мог быть по рождению хоть нубийцем, но, будучи гражданином Рима, он навсегда становился римлянином.
Рим в античное время был громадным неповоротливым чудовищем, простиравшимся от современной Испании до современной Индии, от африканского Египта до современной Великобритании, и на всем этом необъятном пространстве жили римские граждане и действовало римское право.
Условно историю Рима можно разделить на три периода:
– царский период – 753–510 гг. до н. э.;
– период республики – 509–27 гг. до н. э.;
– период империи – 27 г. до н. э.–476 г. н. э.
По легенде, племена древних латин, сабин и этрусков, обосновавшихся в долине Тибра, основали в 753 г. до н. э. город Рим. Объединение племен привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды (патриции), которые обладали следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (долей в общей земельной собственности); правом на наследование надела и родового имущества; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.
В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Каждая курия была представлена в собрании только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос. Пришлое население не входило в римскую общину, оно получило наименование плебса (плебеев). Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Имущественная дифференциация внутри общины разорила многих ее членов, а часть плебеев разбогатела.
Несмотря на богатство, плебеи не обладали политическими правами, что породило борьбу плебеев с патрициями, которая закончилась победой плебеев и созданием римского государства.
Ранний период римской истории называет семь царей: легендарный Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Царь избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, – куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Царь исполнял военные, жреческие и судебные функции. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса (выборного вождя, царя) Сервия Туллия в VI в. до н. э.
Сервию Туллию удалось примирить интересы патрициев и плебеев, но его реформы способствовали возникновению в Древнем Риме республиканской формы правления.
В основу общественной организации Рима были положены имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима было разделено на имущественные разряды, исходя из размера земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1–3 разряды – тяжеловооруженной пехоты, 4–5 разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии этим и заканчивалось. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, что оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. Рим разделили на 4 городских и 17 сельских территориальных округов, к которым перешло название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, они подчинялись старосте, он же собирал с них налоги. Позже по территориальным трибам стали созываться собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.
Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
В 509 г. до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников).
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве это означало право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве – право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
Народные собрания – центуриатные, трибутные и куриатные – большого значения для управления Римом не имели. Из них наиболее влиятельны центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания были плебейские и патрицианско-плебейские, они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и были позже заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. сенаторы не избирались, а раз в пять лет включались цензорами в списки из представителей знатных и богатых семей. Это делало сенат фактически независимым от воли большинства свободных граждан. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, рассматривая (и отвергая) законопроекты; контролировал избрание народными собраниями должностных лиц; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; утверждал постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу; обладал внешнеполитическими полномочиями; ведал набором в армию и распределял легионы между командующими армиями; имел право принять решение об установлении диктатуры.
Государственные должности в Риме именовались магистратурами. В Риме сложились принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Существовала иерархия должностей, власть магистратур разделялась на высшую (диктатор, консул и претор) и общую. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, создававшиеся в чрезвычайных обстоятельствах.
Во II в. до н. э. власть Рима распространилась практически на все Средиземноморье, что принесло немыслимое количество рабов и разорило крестьян. Началась борьба между мелким и крупным землевладением, ее кульминацией стали реформы братьев Гракхов. В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, – 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными.
Этой реформе воспротивился сенат. В борьбе с сенатом Тиберий и погиб (его обвинили в стремлении стать диктатором и казнили), его брату Гаю удалось добиться той же должности, он снизил цены на хлеб, начал колонизацию завоеванных земель, но был убит. Поскольку юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что римская территория считалась общественной собственностью, законом 3 г. до н. э. земельные владения были объявлены неприкосновенной собственностью.
При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная тому, кто ей платил, армия стала орудием партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии. В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную бессрочную диктатуру, отстранив от власти все другие магистратуры. Сулла предоставил новые права сенату и резко уменьшил компетенцию народных собраний.
Трибуны были лишены политических функций. Римская рабовладельческая республика переживает глубокий кризис. Ее окончательное крушение было ускорено знаменитым восстанием рабов под руководством Спартака (74 г. до н. э.).
В середине I в. до н. э. Юлий Цезарь заложил основание нового политического строя, пришедшего на смену республиканскому. Его называют принципатом – по одному из титулов первого лица в государстве – римского императора – принципса (первого сенатора). Император получил от сената право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы, он наделялся высшей властью, был избран на важнейшие должности в нарушение республиканских законов – одновременно консулом, цензором и народным трибуном.
Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа (27 г. до н. э.–14 г. н. э.). Период империи принято делить на два этапа: принципат (I в. до н. э. – III в. н. э.) и доминат (III–V вв.), получивший наименование от «доминус», или господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.
Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Со II в. сенат потерял значительную часть прав, имея только право утверждать предложения принцепса. Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников.
В совет включались префекты, «друзья» императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские.
В III в. н. э. в Риме установилась неограниченная монархия, и начался период домината. Исчезли старые республиканские учреждения, управление империей перешло в руки нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. В интересах управления Римская империя была разделена на две части – Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе. Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.
Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии – опоры империи. сенат был отстранен от дел, а звание сенатора осталось как почетное обозначение привилегированного сословия.
Исчезла выборность должностных лиц. Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась прослойка профессиональных управленцев – бюрократии, которая стала замкнутой системой, подконтрольную исключительно императору.
Восточная часть Римской империи превратилась в самостоятельное государство – Восточную Римскую империю, а позднее – Византию. Западная часть империи пала под ударами варваров, Византия просуществовала до XIV в., превратившись из рабовладельческого в феодальное государство, точнее основательно смешав черты рабовладения и феодализма, и создав на базе римского византийское право, которое отличалось от первоисточника, как ночь от сияющего дня.
Наследие западного римского права перехватила молодая феодальная Европа. Наследие казуистичного и неповоротливого византийского права, отдающего азиатчиной, – появившаяся на исторической сцене Древняя Русь. С этим «ошметком византийщины» в качестве правовых норм Русь просуществовала чуть не до XVIII в., когда, благодаря усилиям Петра Великого стала приспосабливаться к европейскому праву, построенному на основе западного римского права.