Глава восьмая
1. Ребенок твой!
Один человек пришел к Имаму Али (А) и заявил: «При половом акте со своей женой я всегда предохранялся, а теперь вижу, что она беременна».
Имам (А) спросил: «Было ли так, что за одну ночь после первого раза, не помочившись, ты совершил второй половой акт?»
«Да», – ответил тот мужчина.
«Этот ребенок твой!» – ответил Имам Али (А).
2. Дедуктивное заключение, основанное на Коране
У человека по имени Гайсам через шесть месяцев по возвращении с войны родился ребенок. Не считая ребенка своим, он обвинил жену в измене и заявил об этом Умару. Умар отдал приказ казнить женщину.
Имам Али (А), узнав об этом, сказал Умару: «Ты обязан верить ей, ибо в Коране сказано: «Беременность и кормление до отнятия его [ребенка] от груди продолжаются тридцать месяцев»[47], а также «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года».[48] Если вычесть период кормления, то есть из 30 месяцев вычесть 24, то остается 6 месяцев, а это самый короткий период беременности».
Умар, освободив женщину, воскликнул: «Если бы не Али, Умар бы погиб!».[49]
3. Обвинение в прелюбодеянии
Одну девушку, обвиняемую в прелюбодеянии, привели к Имаму Али (А). Он распорядился, чтобы ее обследовали, после чего выяснилось, что она девственница. Имам (А) сказал: «Я никогда не стану наказывать девственницу».[50]
4. Прелюбодеяние поневоле
К Имаму Али (А) привели мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Женщина поклялась, что ее заставил мужчина. Имам (А), приняв заверение женщины, не стал наказывать ее.[51]
5. Лишенные рассудка
Одну сумасшедшую женщину привели к Умару и сказали, что она совершила прелюбодеяние и сейчас беременна. Умар хотел ее казнить, но Имам Али (А) сказал: «Разве ты не слышал, как Пророк (С) сказал: «Сумасшедшие не несут ответственности перед законом до тех пор, пока продолжается их помешательство»».[52]
6. Оправдание
Несколько человек пришли к Умару и заявили, что видели, как одна замужняя женщина изменила своему мужу. Умар приказал казнить ее. Женщина, взывая к Аллаху, сказала: «Господи! Ты знаешь, что я невиновна!»
Умар, рассердившись, спросил: «Ты опровергаешь свидетельство этих людей?»
Имам Али (А), наблюдавший за происходящим, сказал: «Подождите, быть может, у нее есть веская причина».
Когда ее спросили о случившемся, она рассказала все подробно: «Однажды я со своим соседом повела верблюдов к водопою. По дороге меня стала мучать жажда, но, сколько я ни просила у соседа воды, он ставил условие, что я должна сблизиться с ним. Поэтому, чтобы не умереть от жажды, мне пришлось согласиться на это».
Имам Али (А) сказал: «Аллах Велик! «Но кто принужден без нечестивости и своевольного непослушания – на том греха не будет»[53]».
После этих слов Умар освободил женщину.[54]
7. Смысл слова
Однажды мужа и жену привели к Умару, чтобы он судил их. Муж обозвал жену прелюбодейкой, а та в ответ сказала: «Ты изменил мне больше, чем я». Халиф приказал наказать обоих.
Но Имам Али (А), находившийся рядом, остановил Умара. «Ты ошибаешься! – сказал он. – Женщину следует наказать по двум положениям закона, а мужчину освободить. Слова «ты изменил больше, чем я» означают, что она действительно изменяла и потому должна нести ответственность, а второе наказание ей за клевету. Однако, что касается первого наказания, то оно должно быть частичным».[55]