Коррекционная работа по развитию артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Содержанием данного направления работы является оптимизация мышечного тонуса и совершенствование основных психомоторных качеств (статистической и динамической координации, двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).
Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующем развитие речи.
Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.
Тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Анализ данных показывает, как эффективно совмещать работу по развитию артикуляционной моторики с работой по развитию двигательной сферы у детей с нарушением интеллекта.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с нарушением интеллекта, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности.
У детей школьного возраста с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание). Особенность речевых расстройств у дошкольников с нарушением интеллекта состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.
Органическое поражение речедвигательных механизмов ЦНС у этих детей, имеющих дизартрию, определяет особенности фонетического дефекта, нарушение артикуляционной и тонкой моторики. Выявленные нарушения речевой моторики, имеющих дизартрию, определяется ограничением подвижности артикуляторных мышц вследствие нарушения их иннервации, нарушением мышечного тонуса, наличием дискоординационных расстройств и непроизвольных движений.
В пособии рассматривается взаимосвязь двигательного акта с развитием речи и влиянием их друг на друга.
Анализ данных исследовательской работы показал положительную динамику у всех испытуемых детей в развитии общей и мелкой моторики, в развитии артикуляционной и мимической моторики.
Коррекционная работа, построенная на совместном применении артикуляционной гимнастики с комплексами упражнений развивающих двигательную активность детей с учетом их индивидуальных особенностей, будет способствовать более эффективному развитию артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.