Опыт применения интонационно нейтральных элементов устной речи в работе логопеда ДОО
Выразительность речи окружающих ребенка людей, особенно ребенка с нарушением в развитии, – обязательное условие организации его адресного сопровождения. Чем сложнее структура нарушения речи детей, клиническая картина развития, аспекты их психологического статуса, тем насущнее необходимость в обеспечении социально-образовательного пространства богатым речевым контентом.
Для многоплановой стимуляции речевой активности ребенок должен иметь возможность воспринимать образцы устной речи различной степени и вариативности интонационной выразительности.
Я работаю учителем-логопедом в специальной коррекционной группе для детей с нарушениями речи. Здесь много детей со сложной клинической картиной речевой патологии, и комплексная работа по развитию интонационной выразительности является важным средством исправления речи.
Но современные концепции образования, а также практика коррекционной работы ориентируют на поиск разнообразных средств для активизации индивидуальных, личностно значимых и сверхкомпенсационных возможностей ребенка.
Поэтому необходимо представить детям обогащённый спектр вербальных эталонов для стимулирования самостоятельного подбора и поиска интонационных, тембровых и иных средств выразительной речи. Целесообразно обеспечивать такую работу в старшем дошкольном возрасте, когда дети с выраженными нарушениями речи испытывают утомление от длительного коррекционно-развивающего процесс, и негативные настроения. Обновление педагогических средств, их проективная направленность отвлекают детей от привычного содержания занятий, заинтересовывают, создают занимательную ситуацию с благоприятным аффективным компонентом, необходимым для развития познавательной сферы и являющимся необходимой основой для рефлекторной стимуляции высшей нервной деятельности.
Ознакомление с эмоционально нейтральными образцами устной речи обеспечивается появлением сказочного персонажа. Заколдованный Кай, Несмеяна персонифицируют и подобную интонационную стилизацию, и дальнейшие навыки детей. Опыт «замороженной», «заколдованной», «пустой» речи дети преобразуют в готовность воспринимать неокрашенные образы устной речи в качестве нулевого эталона – объекта приложения последующих проективных усилий.
Опыт интонационно нейтральной речи дети целенаправленно реализуют для оформления реплик и коротких текстов, стихотворных строк, опираясь на богатую предшествующую практику выразительного чтения и непосредственного общения в ДОУ и семье.
Иногда я неожиданно для детей вновь предъявляю интонационно нейтральные элементы устной речи, позволяя им самостоятельно выявить такую особенность речи взрослого и предложить другие варианты интонирования. Допустим и возврат к таким речевым опытам в речевой практике самих детей, уже не только в ролевой, мотивированной форме, но и в аналитической деятельности детей.
Состязательный момент коммуникативного сотрудничества взрослых и детей обогащает и эмоциональные переживания участников, и опыт моделирования, анализа творчества.