Глава 1
Общая характеристика отношений по ресурсоснабжению жилищно-коммунального хозяйства
§ 1. История развития отношений по ресурсоснабжению жилищно-коммунального хозяйства по гражданскому законодательству
Многолетняя реформа энергетики в современной России, начатая в 90-х гг., завершилась в 2008 г. Однако в ближайшем будущем нас ждет новый виток реформ в данной отрасли. Также в последнее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства было принято большое количество правил, сменяющих и дополняющих друг друга. Названные правила относятся как к особенностям предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, так и к особенностям заключения и исполнения договоров ресурсоснабжения, заключаемых между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.
Названное обуславливает важность не только мер организационных и экономических преобразований, но и непременного правового обоснования и сопровождения энергоснабжения в его развитии.[1]
Наука, изучающая сферу правового регулирования энергоснабжения (термин «ресурсоснабжение» как таковой долгое время не применялся и вводится законодательством в последние несколько лет) и жилищно-коммунального хозяйства, также претерпевала естественные изменения, главном образом обусловленные трансформацией системы энергетики страны и соответствующего законодательства. Вместе с тем фундаментальные подходы к исследуемому договору и его правовой природе часто оставались неизменными.
На наш взгляд, к вопросу о периодизации истории энергоснабжения (самой отрасли народного хозяйства, нормативного регулирования и науки, изучающей энергоснабжение) следует подойти в следующем порядке.
Саму историю энергоснабжения на примере электроснабжения авторы А.И. Грищенко, П.С. Зиноватный разделяют на три периода[2], что обуславливает аналогичное условное деление развития законодательства в сфере энергоснабжения и науки, изучающей правовое регулирование ресурсоснабжения. В основу периодизации названные авторы положили способ государственного регулирования электроснабжения как главенствующей составляющей всего энергоснабжения[3].
Первый период начинается от возникновения электрохозяйства в 19 в. до его национализации в 1918 г. Государство в своем участии в процессе регулирования энергоснабжения ограничивалось техническо-полицейским надзором за безопасным пользованием электроэнергией и соблюдением законов, иных нормативных актов в части продажи энергии, формированием необходимых дополнений в гражданское законодательство и стимулированием научных разработок в сфере производства электроустановок. Практически за счет средств частного сектора экономики проектировались и строились в это время электростанции и иные энергетические сооружения. Вместе с тем на этом этапе были разрозненные попытки отнесения энергоснабжения к договору подряда или к договору купли-продажи.
Характерной чертой досоветского периода развития сферы энергоснабжения является техническо-прикладное направление ее развития, поскольку она ориентирована была преимущественно на выработку правил безопасности, технического присоединения, и в меньшей степени была связана с обсуждением покупки энергоресурсов субъектами рынка.
На рубеже 19–20 вв. энергоснабжение постепенно становилось фундаментом жизни общества, необходимым условием для прогресса в народном хозяйстве страны. В получении энергии в какой-либо форме нуждается большинство используемых современным обществом предметов: электрические машины, производственное оборудование, жилища, электронные устройства и др. Правовой формой, опосредующей процессы потребления энергии, и выступает договор энергоснабжения[4].
В досоветском периоде имелись различные точки зрения, обосновывающие особенности правового режима такого специфического товара как «электрическая энергия». Такая теоретическая неясность в отечественном дореволюционной цивилистике предопределена смешением в одном понятии сущности договора подряда и поставки: «Подряд или поставка есть договор, по силе которого одна из вступающих в оный сторон принимает на себя обязательство исполнить своим иждивением предприятие или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу которой сие производится, учинить за то денежный платеж» (Зак. гражд., ст. 1737)[5]. Описанное несоответствие нивелируется в проекте пятой книги Гражданского уложения, который был составлен еще в 1899 г., а для одобрения внесен в Госдуму в 1913 г. В гражданском уложении предметом подряда были только «работы всякого рода», вместе с тем договор поставки относился к подвиду договора купли-продажи.
В начале 20 в. также была распространена иная научная и правовая позиция. В то время наука гражданского права еще не выработала классификацию договоров электроснабжения. Так, согласно теоретическим разработкам, изложенным в труде «Гражданское право Германии»[6], немецкие ученые Ф. Бернгефт и И. Колер полагали, что энергоснабжение – это разновидность договора подряда. «К договору подряда принадлежит также сделка, в силу которой электрическое заведение обязуется доставлять кому-либо электричество в известном количестве, она подлежит его началам. Это не договор купли, т. к. было бы противно всем началам права допускать куплю состояния, силы: продавать можно только предметы (хотя бы не телесные), предметность служит той разграничительной чертой, которая отделяет куплю от других договоров»[7]. Профессор И.М. Тютрюмов расположил этот комментарий к ст.1737 Законов гражданских, в которой речь шла о подрядах и поставках, а не к статье о купле-продаже.
В 1902 г. в решении Уголовной коллегии Правительствующего Сената приводится толкование понятия электрической энергии как объекта прав. В процессе разрешения уголовного дела по обвинению крестьянина Н. Иванова в несанкционированном подсоединении к местной кабельной электрической сети и краже электричества для освещения собственного жилья кассационный суд сделал вывод, что электрическая энергия как сущее успела уже стать для людей известным материальным благом, стала предметом менового оборота и предметом продажи в обществе, иными словами, стала обладать всеми признаками имущества в смысле закона, существует несомненно и вполне реально. В итоге судебная коллегия сделала вывод, что к охране электричества должны быть применяемы общие правила об охране имуществ[8]. Из этого логически следует, что и договор энергоснабжения представляет собой договор купли-продажи имущества, а не является подрядом.
На закате дореволюционного периода развития науки договор энергоснабжения (договор на поставку ресурса через присоединенную сеть) все чаще стали относить к разновидности договора купли-продажи (или подвиду поставки). Российский ученый-цивилист Д.И. Мейер отмечал значительное сходство поставки и купли-продажи[9].
Второй период охватывает время функционирования советского социалистического строя в нашей стране, при котором государством была либо запрещена либо строго монополизирована вся предпринимательская деятельность. Личная собственность советских граждан в коммунистическом строе ограничивалась лишь предметами домашнего быта, ограниченными трудовыми доходами, небольшим жилым домом; земельный участок, также небольших размеров, мог выделяться государством в пользование советскому гражданину. Вместе с тем даже минимальный набор личной собственности было запрещено использовать для получения «нетрудовых доходов», в противном случае могла наступить уголовная ответственность. Процесс электрификации РСФСР и СССР осуществлялся государственными органами и предприятиями в условиях отсутствия всякой конкуренции, в подавляющем большинстве случаев – на базе директивных планов. Область энергетики подвергалась регулированию исключительно административными актами – приказами министров и профильных ведомств, постановлениями Совета министров. Наука этого периода часто шла в унисон с социалистическим строем и обслуживала существующий законодательный порядок. Вместе с тем, основные подходы к определению правовой природы договора энергоснабжения, его предмета, прав и обязанностей сторон, стали фундаментальными, вошли в учебники по гражданскому праву того и последующего периода.
В конце 1920 г. восьмым Съездом Советов РСФСР был окончательно принят план государственной электрификации России (так называемый, план ГОЭЛРО), который разрабатывался в течение 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России.
Утвержденное Постановлением СНК СССР от 27 декабря 1929 г.[10] Положение о взаимоотношениях электрических станций, подстанций и распределительных сетей с потребителями электрической энергии можно назвать одним из первых нормативно-правовых актов, имевших объектом регулировании совокупности прав, обязанностей, возникающих из обязательства по энергоснабжению (в современном смысле). В данном документе подчеркивалась юридическая необходимость в заключении договоров на снабжение электроэнергией. Затем был принят аналогичный нормативный акт в 1934 г.[11].
Министерством электростанций СССР в 1951 г. принимаются и вводятся в действие с 1 января 1952 г. новые Правила пользования электрической энергией, в которых отразились действующие нормативные и административные акты и накопленный за предшествующие годы передовой опыт по энергоснабжению. Отметим, что объем договорного регулирования субъектами обязательственных правоотношений был настолько мал, что Правила пользования электрической энергией формально стали неотделимой частью каждого договора о снабжении электроэнергией. В 70-х гг. принят аналогичный документ[12]
Е.В. Блинкова считает, что слабое качество нормативных актов того времени, регулирующих взаимоотношения между энергоснабжающими организациями и потребителями, обуславливалось их ведомственной принадлежностью. Так, Правила пользования электрической энергией разрабатывались инженерами и другими техническими специалистами Министерства энергетики и электрификации СССР, не имеющими необходимых знаний, умений, навыков по подготовке проектов нормативных актов, недостаточно сведущими в общих тенденциях развития гражданского законодательства о хозяйственных договорах. Несколько изменить ситуацию призваны были Правила пользования электрической энергией, утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. № 310[13], однако кардинальных изменений в правовом регулировании отношений энергоснабжения не произошло[14].
С развитием самой электроэнергетики, законодательства, ее регулирующего, стали возникать разные по сути научные мысли к подходу правовой природы договора энергоснабжения.
На данном этапе значительна уже сама сфера применения договора в отношениях между гражданами (продажа предметов личной собственности)[15].
Базовыми источниками правового регулирования отношений по поставкам служили Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления[16].
Договор поставки в этот период характеризуется следующими признаками: предметом поставки являются вещи, определенные родовыми признаками (товары); поставщик обязан доставить вещи; между заключением договора и его исполнением со стороны поставщика должен истечь определенный срок; наличие более или менее определенного срока является необходимым признаком поставки.[17]
В ходе проведения целого ряда экономических реформ на рубеже 80-х и 90-х гг. 20-го столетия, когда постулировался принципиальный отказ от неэффективной советской системы управления экономикой, которая имела административно-командный характер, на уровне законодательства была выявлена потребность в обновлении нормативной базы о купле-продаже и поставках. В условиях свободной рыночной экономики рынка были уже негодными пришедшие из «планового» директивного прошлого правила оборота товаров, содержавшиеся в ГК РСФСР 1964 г.[18], Положениях о поставках продукции и товаров 1988 г., а также в многочисленных ведомственных положениях, инструкциях и типовых договорах, утвержденных в советском прошлом Госснабом, Минторгом и иными ведомствами СССР. Так, необходимо было создавать новое правовое регулирование тех отношений, которые ранее не имели права на существование в принципе, поскольку не вписывались в жестко регламентированную централизованную экономику страны. В качестве примера следует привести порядок определения цены на товар.[19]
Дальнейший шаг в развитии законодательства о поставках составили Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.[20]. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик нормы о договоре поставки помещены в гл.9 «Купля-продажа». Договор поставки представляет собой отдельный вид договора купли-продажи. Впервые на уровне закона (в собственном смысле этого слова) закрепление отношений энергоснабжения получили лишь в Основах законодательства СССР и республик 1991 г., согласно которым договор по передаче электрической энергии через присоединенную сеть отнесен к купле-продаже.
Есть мнение, что на протяжении всего советского периода развития энергоснабжение жилищной сферы становилось частью жилищного права, окончательное закрепление этой тенденции произошло с принятием в 1981 г. Верховным Советом СССР Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик[21] и получило дальнейшее развитие в принятом 24 июня 1983 г. Жилищном кодексе РСФСР[22]. Ст.57 ЖК РСФСР определяла перечень коммунальных услуг, куда были включены водоснабжение, газ, электрическая и тепловая энергия и другие услуги. При этом в литературе отсутствует научно-обоснованное объяснение того, что положено в основу разделения коммунальных услуг.
Третий этап в развитии российской энергетики берет начало с 1992 г. Этот период непосредственно связан со становлением новой российской государственности и началом преобразований рыночных механизмов в экономике. В свете этого в 90-х гг. и начале 2000-х гг. был принят ряд основополагающих программных документов (концепции реформ), а также сами законы и подзаконные нормативные акты. Наука стала изучать не просто сам договор энергоснабжения, а отдельные аспекты в регулировании оптового и розничного оборотов электроэнергии, услуг по передаче электроэнергии, услуг по компенсации потерь электроэнергии. На современном этапе активно стала обсуждаться реформа деления сетевой деятельности, генерации и сбыта в электроэнергетике. В настоящее время активно обновляются различные правила коммунального обслуживания в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, затрагивающие как отношения граждан с управляющими организациями, так и отношения, складывающиеся между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.
В 1992 г. указами Президента РФ от 15 августа[23] и 5 ноября[24] создается Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единые энергетические системы России» (РАО «ЕЭС»).
21 ноября 1995 г. принят федеральный закон «Об использовании атомной энергии»[25], согласно которому атомная энергетика находилась в исключительном ведении Российской Федерации, которая обладала полной монополией над этой сферой. 8 апреля 1996 г. принят федеральный закон «Об энергосбережении»[26], создающий условия для поддержки эффективного использования энергоресурсов, возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий. Главные цели реформы электроэнергетики были провозглашены в подписанном 11 июля 2001 г. председателем Правительства РФ постановлении № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации»[27] и выглядели следующим образом: демонополизация производства электрической энергии, создание конкурентного рынка электроэнергии, сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики (магистральные линии и диспетчерское управление).
В 2003 г. утверждены федеральные законы «Об электроэнергетике»[28] и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…»[29], закрепляющие новую структуру и новые правоотношения в электроэнергетическом хозяйстве. 1 июля 2008 г. прекращается деятельность РАО «ЕЭС России». Это ознаменовало собой итог реформы российской электроэнергетики
В настоящее время договор энергоснабжения рассматривается в действующем гражданском законодательстве как разновидность договора купли-продажи. Гражданский кодекс Российской Федерации[30] комплексно урегулировал отношения по снабжению электрической и иных видов энергий через присоединенную сеть в отдельном § 6 гл.30 раздела IV.
Вместе с тем до настоящего времени не выработано единого подхода к определению места договора энергоснабжения в системе договорного регулирования гражданского законодательства. Природа самого договора энергоснабжения продолжает вызывать вопросы у теоретиков.
Решение данной проблемы не является чисто теоретической задачей, поскольку от этого зависит определение круга обязательных правил, регулирующих договорные отношения, складывающиеся на рынках реализации и потребления энергии: права и обязанности сторон, порядок заключения договора, ответственность при неисполнении обязательств и пр.
Отметим, что лишь на современном этапе развития законодательства появился термин «ресурсоснабжение», по содержанию равнозначный «энергоснабжению», закрепленному в Гражданском кодексе РФ, но более емкий, включающий все виды договоров данной отрасли, распространяющийся в ведомственных актах.
Итак, отношения по снабжению электрической и тепловой энергией, снабжению горячей и холодной водой промышленных предприятий, коммунально-бытовых служб и населения опосредуются сегодня договором ресурсоснабжения, который используется как правовой инструмент рыночной организации снабжения энергоресурсами. Начиная с 2010 г., законодатель последовательно вводит название исследуемому договору, он становится «договором ресурсоснабжения». Такие изменения коснулись как Жилищного кодекса РФ, так и многочисленных Постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающих специальные правила в области ЖКХ.
На современном этапе развития науки, изучающей энергоснабжение, характерна обоснованная критика проведенной реформы деления энергоснабжения на три «ветви»: генерация, сбыт, сети. Разделение по видам деятельности в отрасли придумали не случайно. Через такое разделение удалось снизить монопольное влияние на потребителя, предоставить ему возможность выбирать поставщика ресурса, влиять на качество оказываемых услуг. Без конкуренции на розничном рынке электроэнергии об этом можно будет забыть, условия потребителю будут просто диктоваться.
Вместе с тем после того как в начале 2014 г. несколько гарантирующих поставщиков впервые лишились статуса субъекта рынка, их функции временно стали исполнять МРСК. Тогда же началось обсуждение возможности допустить сетевые организации к официальному аукциону на выбор гарантирующего поставщика. Сетевые компании имеют явное преимущество перед стандартными сбытами, т. к. у МРСК есть материальные активы и финансовые ресурсы, которыми можно расплатиться в случае возникновения долгов.[31]
На фоне прогрессивного развития самой отрасли ресурсоснажения, законодательство его регулирующее, также принимает колоссальные масштабы. Количество теоретических разработок ученых также возрастает, большинство из которых относится к изучению правовой природы, предмета, объекта самого договора ресурсоснабжения. Кроме того, некоторые исследователи пытаются заглянуть в будущее и проанализировать предстоящее развитие ресурсоснабжения в стране.
§ 2. Природа отношений по ресурсоснабжению жилищно-коммунального хозяйства России
Область ресурсоснабжения как сектор экономической деятельности и объект правового регулирования в настоящее время привлекает особое внимание специалистов. Существенные изменения, возникшие в связи с введением значительного количества программ развития жилищно-коммунального хозяйства, правил коммунального обслуживания и различных нормативных актов, регулирующих смежные области, ужесточение ответственности субъектов ресурсоснабжения, увеличение количества споров в сфере ресурсоснабжения требуют необходимости разработки теоретических концепций в данной области, в первую очередь выявления природы изучаемых отношений.
Главным трендом в современной сфере ЖКХ является усложнение отношений между субъектами и изменение договорных конструкций как форм закрепления данных отношений.
Практическая эффективность организаций ресурсоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных социальных проблем населения. Не секрет, что от качества энергоресурса и бесперебойности его подачи в жилые помещения зависит качество жизни граждан в стране. А политика Российской Федерации в силу прямого указания в ст.7 Конституции РФ[32]должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Проблемы ЖКХ в последнее время стали одним из основных, если не главным, препятствием для комфортной социально-экономической жизни страны. От их решения напрямую зависит социальная стабильность в обществе и устойчивый рост в экономике.
Непрозрачность деятельности ЖКХ дает питательную среду для совершения коррупционных преступлений и злоупотреблений полномочиями, особенно в сфере расходования как муниципальных, так и региональных средств на всех уровнях комплекса. Официальная статистика сообщает, что общие размеры коррупции в сфере ЖКХ в год достигают порядка 40 млрд рублей.[33]
Для исследования природы отношений по ресурсоснабжению необходимо определиться с основными понятиями, используемыми в монографии, раскрывающие природу отношений по ресурсоснабжению жилищно-коммунального хозяйства России.
Понятие «энергоснабжение» нормативно закреплено и представляет собой договор, в силу которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1 ст.539 ГК РФ).
При этом, исходя из правил п.1 и 2 ст.548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.539–547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539–547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Т.е. при принятии ч.2 Гражданского кодекса РФ законодатель изначально предполагал называть энергоснабжением все договоры, содержанием которых является поставка энергоресурса (электричество, вода, тепло). Это повлияло на название той стороны, которая поставляет ресурс – энергоснабжающая организация.
Учитывая отсутствие какого-либо иного параграфа, главы, раздела в Гражданском кодексе РФ, а также указанную в ст.548 ГК РФ ссылочную норму и всю правоприменительную практику, следует сделать вывод, что энергоснабжение – исчерпывающее название, которое законодатель ввел в ГК РФ для закрепления отношений по поставке коммунального ресурса и даже отведению сточных вод.
С введением новых Правил № 354[34], Правил № 124[35] понятие «энергоснабжение» либо не используется совсем, либо используется очень редко, при характеристике отношений, складывающихся между поставщиком ресурсов и исполнителем
Так, в п.1 Правил № 124 указывается, что данные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее – товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в т. ч. поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее – потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее – договор ресурсоснабжения).
Как видно, в одной из первых норм Правил № 124, в одном предложении понятия «договор энергоснабжения» и «договор ресурсоснабжения» одновременно используются как равнозначные.
На наш взгляд, данная терминологическая путаница должна быть устранена путем повсеместного использования более широкого и отвечающего своему содержанию понятия «ресурсоснабжение», которое этимологически и семантически является более корректным.
Примечательно, что указанный п.1 Правил № 124 упомянул договор энергоснабжения и более сам нормативный акт его больше не использует, а оперирует понятием «договор ресурсоснабжения». Указывая в п.1 данных Правил на «энергоснабжение», очевидно, законодатель лишь хотел сохранить тем самым преемственность законоположений (т. е. показывая, что продолжают применяться нормы § 6 гл.30 ГК РФ) и вывести терминологию на уровень «ресурсоснабжения», вводя очень детальное регулирование того же «энергоснабжения», которое имелось ввиду при принятии ГК РФ, но уже называя его «ресурсоснабжением»
Сама дефиниция «ресурсоснабжение» пока в действующем законодательстве прямо не раскрывается, хотя и широко применяется. В качестве ключевого термина понятие «ресурсоснабжение» используется в таких современных нормативных актах, как Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями № 124; Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354; Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами[36]; Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг[37] и пр. Более того, Жилищный кодекс РФ[38] начинает оперировать понятиями «ресурсоснабжения» (см., например, ч.4.1. ст.155 ЖК РФ, п.6.3, ст.155 ЖК РФ, п.7.1, ст.155 ЖК РФ, ч.1 ст.157, ч.12 ст.161, ч.1 ст.197 – нормы введены с 2010 г.).
Предположим, что в дальнейшем применение понятия «ресурсоснабжение» станет более частым и будет вытеснять собой понятие «энергоснабжение».
В связи с указанным интересной представляется позиция Дроздова И.А., согласно которой следует различать договоры энерго- и ресурсоснабжения. Предметом первых является энергия, представляющая собой свойство материи, а вторых – ресурсы, относимые к числу вещей. В то же время наличие единого способа передачи указанных товаров – через присоединенную сеть – предопределяет их единое правовое регулирование нормами главы ГК о договорах энергоснабжения.[39]Однако данная позиция является устаревшей (диссертация исследователя написана в 2002 г.), поскольку принятые Правила № 124 фактически приравняли терминологию: «договор ресурсоснабжение» и «договор энергоснабжения»: и вода, и электроэнергия, и тепловая энергия являются ресурсом (энергией).
В любом случае, ключевым в сфере ресурсоснабжения является понятие «энергия». Само слово «энергия» впервые введено Аристотелем в трактате «Физика», однако там оно обозначало деятельность человека.[40]
Различные науки подходят к определению понятия «энергия» по-разному. Энергия (от древнегреческого – действие, деятельность, сила, мощь) – скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие.[41]
В классическом (физическом) понимании, энергия представляет собой определенное полезное свойство материи, выраженное в возможности производить полезную работу, способности обеспечивать реализацию различных технологических операций, возможности создавать нужные предпосылки для хозяйственной и бытовой деятельности. В этом состоит ценность энергии и это определяет особый практический интерес к договору ресурсоснабжения, к необходимости исследования многочисленных правовых конструкций, связанных с ресурсоснабжением.
С биологической точки зрения, существуют три основных вида ископаемых энергоносителей: уголь, нефть и природный газ. Запасы данных ископаемых ограничены. Согласно прогнозам, запасов угля может хватить не более чем на пять веков, а учитывая постоянное увеличение потребления, – не более чем на два века. Геологи приходят к выводу, что к 2030 г. будет исчерпано 80 % разведанных мировых запасов нефти.[42]
С фундаментальной точки зрения энергия представляет собой интеграл движения.[43]
Механика различает потенциальную энергию и кинетическую энергию. Их сумма называется полной механической энергией. Энергией обладают все виды полей. По этому признаку различают: электромагнитную, гравитационную и атомную энергии. Термодинамика рассматривает внутреннюю энергию и иные термодинамические потенциалы.
В химии рассматриваются такие величины, как энергия связи и энтальпия, имеющие размерность энергии, отнесенной к количеству вещества. Энергия взрыва иногда измеряется в тротиловом эквиваленте.[44]
В юриспруденции в настоящее время с учетом терминологического обновления правильным было бы говорить не об «энергии», а о «ресурсе» как предмете договора ресурсоснабжения, однако практически все исследователи, изучающие правовую природу договора, согласно которому поставляется коммунальный ресурс, используют термин «энергия»[45].
В научной литературе неоднократно предпринимались попытки определить особые черты энергии как объекта гражданских прав[46]. Вместе с тем ученым важно учитывать специфику энергии во всех ее различных формах и проявлениях, а также то понимание, которое формируется в науке и законодательстве в правовых системах других стран, а также международно-правовой практике.
«Юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства. Это вещь, определенная всегда родовыми признаками, которые выражаются только в результатах ее использования, и подается в соответствии с единицей измерения. Представляя собой важный объект обязательства, она никогда не может быть объектом права собственности»[47].
Согласно позиции П.Г. Лахно, учитывая значимость любого вида энергии в обеспечении всех сфер жизни и народного хозяйства современного общества, требуется системное, комплексное и относительно обособленное правовое регулирование всей совокупности отношений, связанных с производством, передачей, куплей-продажей, транспортировкой и потреблением энергии[48]. П.Г. Лахно полагает, что энергия – это самостоятельное явление (элемент) материального мира и самостоятельный объект гражданских (и не только) прав, при этом не тождественный имуществу (вещи)[49].
М.И. Брагинский отмечает следующие классические свойства энергии как товара на примере электроэнергии: 1) отсутствует возможность накапливать электроэнергию в значительных количествах и хранить ее; 2) процесс производства электроэнергии непрерывен и неразрывно связан как с ее передачей, так и с потреблением; 3) электроэнергия при передаче потребляется и не может быть возвращена; 4) передавать электроэнергию возможно лишь только через присоединенную сеть, поэтому для приема энергии у покупателя должны быть необходимые технические устройства для подключения к сетям, по которым передается электроэнергия.[50]
В.В. Витрянский отмечает: «Энергия в отличие от вещей представляет собой определенное свойство материи – способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности»[51]. В таком понимании цивилист соединяет физический аспект энергии и его коммерческую (потребительскую) ценность.
По поводу того, что электроэнергия не может быть возвращена (скажем, в порядке реституции), т. к. она потребляется при самой ее передаче потребителю, писал также О.Н. Садиков[52].
В.А. Лапач по поводу энергии указывает: «Можно прогнозировать, что дальнейшее развитие системы объектов гражданских прав приведет к включению таких объектов в качестве промежуточной (между вещами и имущественными правами) объектной категории»[53].
Как указывает А.Д. Жанэ, нормы ГК РФ нивелируют границы в рамках договорных отношений по купле-продаже между такими категориями, как «вещь» и «товар», в силу чего «с гражданско-правовой точки зрения энергию следует относить к категории вещей (так называемому бестелесному имуществу), обладающих рядом специфических свойств, которые не позволяют использовать ее в гражданском обороте в полной мере»[54].
Вместе с тем, как считает Д.В. Мурзин, электроэнергия является настолько новым объектом гражданских прав, что категория бестелесной вещи не относится к ней в полном объеме, поскольку, по сути, бестелесная вещь – это право[55].
Ученый Корнеев С.М. полагал, что энергию невозможно отнести к таким объектам прав, как вещи, в смысле предметов материального мира[56]. Аналогичной точки зрения придерживался также Л. Эннекцерус[57].
Немецкие юристы полагают, что «вещами признаются лишь материальные предметы»[58]. Иными словами, по их мнению, энергия является товаром, но не вещью.
Действительно, владеть, пользоваться, распоряжаться самой по себе энергией невозможно, однако по поводу совершения сделок, предметом которых являются продажа ресурса для оказания в последующем коммунальных услуг, возникает комплекс взаимных прав и обязанностей у лиц продающих и покупающих такой ресурс.[59]
Собственно понятие «энергия» в законодательстве не приводится. Под энергетическим ресурсом в целом законодатель в ст.2 федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[60] понимает носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Как указывают некоторые авторы, применение правомочий владения и распоряжения к энергии в качестве объекта права собственности ограничивается по сравнению с классическим проявлением этих правомочий[61]. Например, электрическая энергия не может быть предметом залогового права, объектом аренды, не может входить в состав наследства и т. п. Невозможность использования для защиты прав и интересов сторон в отношениях, связанных с ресурсоснабжением, исков, направленных на защиту права собственности и других вещных прав (виндикационного и негаторного), обусловлена отсутствием практической возможности для их реализации.
По смыслу гражданского и жилищного законодательства видами энергетических ресурсов, являющимися предметом купли-продажи, являются: тепловая энергия, горячая и холодная вода, электрическая энергия, газ, а также своеобразным «ресурсом» является водоотведение. Последнее в большей степени является коммунальной услугой.
Вместе с тем энергия в современной судебной практике зачастую, но не всегда, признается товаром. По конкретному арбитражному делу № А65-2725/2011, арбитражный суд кассационной инстанции отметил, что довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемый договор на снабжение тепловой энергией является смешанным договором, сочетающим в себе элементы, предусмотренные ГК РФ для договора поставки и договора энергоснабжения, а также договора, не предусмотренного ГК РФ, был предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонен. Предметом договора, заключенного между сторонами, является тепловая энергия, соответственно положения о договоре поставки в данном случае не применимы, поскольку тепловая энергия не является товаром, а является энергетическим ресурсом, ее подача от источника теплоты потребителю возможна исключительно через присоединенную сеть.[62] Таким образом, судебная коллегия разделила понятия «товар» и «энергетический ресурс». Выводы кассации остались не опровергнутыми и в надзорной инстанции ВАС РФ.
Непосредственным предметом (ресурсом) договора ресурсоснабжения может быть (энергия по смыслу предмета договора, поименованного в ст.539 ГК РФ):
– электрическая энергия – свойство материи, полезность которого заключается в способности производить работу, энергия, заключенная в электромагнитном поле, товар в договорах ресурсоснабжения (легальное определение отсутствует);
– тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); теплоноситель – пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии (п.1, 4.1. ст.2 федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»[63]);
– вода – бинарное неорганическое соединение, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного – кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью, при нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объеме), запаха и вкуса; холодной водой признается вода, температура которой ниже 60 °C (легальное определение отсутствует);
– горячей признается вода, которая получена путем подогрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а иногда – путем очистки, химической обработки и других технологических операций (исходя из п.7 ст.2 федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»[64]); горячей водой признается вода, температура которой не ниже 60 °C и не выше 75 °C;
– газ – природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями (ст.2 федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»[65]);
– сточные воды централизованной системы водоотведения – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п.23 ст.2 федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Очевидно, ресурс (вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, условно – водоотведение) подается потребителям через присоединенную сеть. Данный признак также является основным для понимания природы отношений ресурсоснабжения.
Сравнение признаков, характерных для передачи через присоединенную сеть, с теми признаками, которыми обладает общегражданское понятие «передача» (или traditio, как описывает Белов В.А.[66]), позволяет установить несколько различий между этими понятиями, имеющих принципиальное юридическое значение. Как указывает Корнеев С.М., передача электроэнергии потребителю происходит своеобразным способом – путем предоставления потребителю технической возможности в ее использовании, при этом особая сделка в виде «передачи» в данном случае отсутствует.[67]
Присоединенная сеть является обыкновенным техническим средством, делающим процесс систематического получения некоторых видов товаров (ресурсов определенного типа) более удобным, менее затратным и более эффективным, хотя и несколько более сложным с технологической точки зрения (предполагающим наличие специального передающего и принимающего оборудования, а также приборов учета потребления).
Эта особенность, как указывают некоторые авторы, воплощается в неразрывности процессов производства, транспортировки и потребления товара, в ограниченных возможностях его хранения, во влиянии деятельности абонентов на качество товара.[68]
В этом ключе наиболее известным и очевидным является предметное отличие от обычной передачи товара: по присоединенной сети передаются так называемые энергоносители – потоки заряженных частиц, газы и жидкости. Газы и жидкости если и могут быть отнесены к категории вещей, то лишь вещей генерических (родовых); что же касается потоков заряженных частиц, то их отнесение к вещам представляется невозможным. Одним из важнейших признаков энергии является отсутствие индивидуальной определенности: энергия определяется родовыми признаками.[69]
Отметим, что родовая определенность предмета сетевой передачи ресурса никак не мешает возникновению обязательств на почве общественных отношений по поводу такого предмета. Главным является абсолютная определенность (конкретность) сторон юридического отношения, претендующего на статус обязательства – кредитора и должника (возможно, будущих сторон судебного спора). Другое дело – участники фактического отношения фактического. Так, например, должник вправе возложить исполнение обязательства на третье лицо, а кредитор обязан принять надлежащее исполнение, предложенное таким (третьим) лицом (ст.313 ГК РФ[70]), равно как и то, что кредитор имеет право за свой счет переадресовать причитающееся ему исполнение (например, с помощью отгрузочных разнарядок – п.2 и 3 статьи 509 ГК РФ). Иными словами, кто конкретно и кому именно будет производить исполнение – неважно, лишь бы само исполнение было надлежащим.
Применительно к отношениям ресурсоснабжения в системе жилищно-коммунального хозяйства таким фактическим потребителем коммунального ресурса (пользователем коммунальными услугами) является гражданин, несмотря на то, что договор ресурсоснабжения заключается между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией (исполнителем).
С уверенностью скажем, что наиболее частой ссылкой абонентов-ответчиков в судебных разбирательствах по искам ресурсоснабжающих организаций о взыскании с них долгов по оплате за поставленный коммунальный ресурс в многоквартирные дома является то обстоятельство, что сами граждане-потребители как фактические пользователи услуг имеют задолженность перед управляющими компаниями, следовательно, такие абоненты-ответчики не располагают достаточными денежными средствами для оплаты задолженностей. Однако такие доводы являются несостоятельными.[71]
Отметим, отличительным моментом передачи через сеть является то обстоятельство, что обычная передача товара представляет собой единый двусторонний акт сдачи-приемки, внешне выраженный в известных положительных действиях каждого его участника, – юридический факт однократный и одномоментный. Нам трудно привести какой-нибудь другой пример исполнения обязательств, при котором ни должник с кредитором, ни лица, на которых возложено (которым переадресовано) исполнение, не только вообще никак не взаимодействовали бы друг с другом, но и вовсе бездействовали, равно как и пример такого обязательства, существование и исполнение которого происходили бы непрерывно и постоянно.
Таким образом, общая гражданско-правовая «передача» и «передача через присоединенную сеть» – это два разных юридических акта, т. к. ни один из определяющих признаков передачи через присоединенную сеть (передачи по сети, сетевой передачи) не совпадает ни с одним из соответствующих ему параметров понятия передачи вещи по договору, как это употреблено по смыслу ст.223, 334 ГК РФ.
Ресурс, как правило, невозможно накапливать в значительных количествах и хранить; процесс его производства и потребления, как правило, непрерывен и неразрывно связан передачей; ресурс передается при помощи присоединенной сети, возвратить его нельзя.
С формально-юридической точки зрения энергия как объект экономического оборота определяется такими специфическими свойствами, как бестелесная материальная природа, непрерывность процесса производства энергии и его неразрывная связь с ее транспортировкой и потреблением, невозможность накопления в значительном количестве и хранения.
Итак, особенностями передачи ресурса через присоединенную сеть являются родовая определенность предмета; субъектная неопределенность участников процесса сетевой передачи; передача ресурса может носить односторонний и пассивный характер действий.
Невозможность существования единого подхода к определению правовой природы энергии (ресурса) во многом обусловлена отсутствием законодательного определения этого понятия. Как выяснилось, в научной правовой литературе имеются различные точки зрения, так или иначе объясняющие особенности нормативного регулирования такого уникального объекта материального мира и объекта гражданских прав, как энергия.
Как справедливо замечает Зайченко Н.М., только юридическая характеристика электроэнергии позволяет определить ее как один из видов объектов гражданских прав и соответственно установить виды прав, которые могут устанавливаться на него; только исследование закономерностей оборота электроэнергии позволяет сформулировать и обосновать особенности заключения и исполнения договора, специфику его содержания; особое значение электроэнергии как основы жизнеобеспечения и источника повышенной опасности определяет особенности ответственности сторон и порядка расторжения договора.[72]
В связи с чем, на наш взгляд, требует законодательного закрепления в качестве самостоятельного вида объекта гражданских прав энергии. В действующей редакции ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Как известно, юридическое понимание вещей не совпадает с обыденным представлением о них. С юридической точки зрения вещами традиционно признаются не только обычные предметы обихода и недвижимость, но и объекты животного мира (например, домашние животные), составные материальные объекты (например, стадионы, торговые центры, промышленные здания и сооружения, железные дороги), различные виды энергии (например, тепловой, электрической, атомной и т. п.), а также жидкие и газообразные вещества (например, вода и газ в резервуарах, трубопроводах и т. п.). Однако, на наш взгляд, жидкие и газообразные вещества вне емкостей, в которых они содержатся, вещами не являются.
Вещи учеными-цивилистами понимаются как материальные предметы внешнего окружающего мира, данные природой, созданные людьми ценности материального мира, выступающие в роли объектов гражданских прав, в т. ч., например, различные виды подвластной человеку энергии (тепловой, электрической, атомной)[73].
Полное отнесение ресурса (энергии) к категории вещей означало бы приравнять все свойства классической вещи к ресурсу, что не является оправданным.
Некоторые авторы полагают, что энергия является вещью в юридическом смысле, поскольку гражданский оборот вещей и энергии одинаков[74]. Отнесемся критически к такому категоричному выводу.
Самая специфичная особенность энергии заключается в том, что она в отличие от вещей представляет собой определенное свойство материи, а это свойство выражено в способности производить полезную работу, обеспечивать реализацию различных технологических операций, создание необходимых условий для коммерческой и любой иной деятельности[75]. Таким образом, энергия не является самой материей (вещью), а лишь ее свойством. Данный вывод наиболее характерен для тепловой и электрической энергии как видов ресурса.
Главной чертой вещи как объекта гражданских прав является ее дискретность (в переводе – прерывный). Как указал В. А. Л апач, дискретность объектов гражданских прав – это их качественная, а также физическая и/или учетная определенность и обособленность от всех других объектов.[76]
Именно в этом свойстве кроется главное отличие ресурса от других материализованных объектов прав: нередко ресурс не поддается четкому определению и фиксации. Зачастую в отсутствии приборов учета, возникают споры о действительном объеме отпущенного ресурсоснабжающей организацией исполнителю ресурса.
Отметим, что ресурс легко и быстро транспортируется по сетям на значительные расстояния: в пределах района, города, области, страны.
Согласно легальной позиции энергия признается товаром, поскольку в ГК РФ конструкция договора энергоснабжения, помещена в гл.30, регулирующую отдельные виды договора купли-продажи. Поэтому договор энергоснабжения – прежде всего договор передачи товара. Вместе с тем энергия не является обычным товаром. Физические особенности ресурса делают этот товар сугубо специфическим, что отражается в правах и обязанностях сторон и содержании обязательства ресурсоснабжения. Отсюда и особенности данного вида договора.
Также для нас очевидным является тот факт, что ресурс не является имущественным правом, т. к. имущественное право – это абстракция, плод человеческого разума, оно относится к сфере сознания, тогда как ресурс – это объективно существующий объект материального мира, он относится к сфере материи (объективной реальности).
Таким образом, по смыслу ст.128 ГК РФ ресурс следует отнести к иному имуществу, причем, очень специфичному, что вполне допускает выделение его в качестве отдельно поименованного объекта.
Определим ресурс как производимый или приобретаемый ресурсоснабжающей организацией объект, необходимый для обеспечения жизни людей и функционирования зданий, строений, сооружений, приборов и оборудования.
Отметим основные специфичные черты, выделяющие ресурс как уникальный объект гражданских прав:
• Ресурс невозможно накопить в значительных количествах, сохранить его подобно другим товарам на складах или в специальных емкостях;
• Ресурс можно передать только через присоединенную сеть;
• Процессы производства, транспортировки и потребления ресурса являются непрерывными;
• Ресурс не может быть возвращен, только лишь оплачен;
• Количество поданного исполнителю ресурса определяется в соответствии с данными учета о его фактическом потреблении (либо расчетным способом – по нормативам);
• Родовая определенность ресурса;
• Ограниченное применение (или невозможность применения) классических правомочий прав собственника;
• Полезные свойства ресурса реализуются в процессе его использования.
Полностью согласимся, возможно, с не самой популярной теоретической позицией – мнением профессора А.Г. Быкова: «С моей точки зрения, наиболее правильно было бы включить энергию в число самостоятельных объектов гражданских прав, который, безусловно, является материальным благом, как говорят в научной литературе: «вслед за вещами, но не из вещей»[77].
Нами предлагается следующая трактовка ст.128 ГК РФ, с включением в нее отдельного объекта «ресурс»: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, ресурс, иное имущество, в т. ч. безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».
Подчеркнем, в настоящей монографии исследуется ресурсоснабжение, обеспечивающее в конечном итоге интересы собственников жилых помещений многоквартирных домов в виде коммунальных услуг, т. е. не исследуется вопрос коммерческого ресурсоснабжения: обеспечение ресурсами торговых центров, промышленных заводов, фабрик, объектов коммерческой недвижимости.
Учитывая, что ресурс как объект права изучается не в статическом, а динамическом отношении, важным для полного исследования природы ресурсоснабжения является определение коммунальной услуги, а также указание на отличие ее от коммунального ресурса.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой такой комплекс (совокупность) отраслей экономики, который обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населенных пунктах, создает удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путем предоставления им широкого спектра услуг. ЖКХ включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.
Система ЖКХ обеспечивает, в первую очередь, потребности собственников (нанимателей) жилых помещений. В соответствии со ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации[78], жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилищно-коммунальными признаются услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.
Коммунальные услуги – это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В настоящее время действующее законодательство не относит к коммунальным услугам вывоз мусора.
Конкретный состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома, под которой понимается наличие или отсутствие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих оказать потребителю следующие коммунальные услуги:
– электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
– горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
– холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
– водоотведение – отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;
– газоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;
– отопление – круглосуточная, в течение отопительного периода, подача в помещения тепловой энергии, обеспечивающая поддержание в помещении нормативной температуры воздуха.
Как полагает А.В. Афонина, отмеченные виды коммунальных услуг ограничиваются соответствующими правоотношениями: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление.[79]
В силу содержащихся в п.2 Правил № 354 определений под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), под «коммунальными ресурсами» – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг, к коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Аналогичные определения содержатся в п.2 Правил № 124.
Необходимо отметить, что Правила № 354 сменили собой устаревшие Правила № 307[80], ими были введены новые понятия, усовершенствованы прежние. В частности, законодателем с принятием указанных Правил № 354 предпринята попытка свести к минимуму возможность смешения понятий коммунальных услуг и коммунальных ресурсов.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме. Исполнителем по такому договору может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, ресурсоснабжающая организация.
Также в и.2 Правил № 354 даны определения понятиям «внутридомовые инженерные системы» (ВИС), «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» (ЦС ИТО), «внутриквартирное оборудование» (ВО).
Приведенные выше технические определения в сущности позволяют идентифицировать ресурсоснабжающую организацию в качестве лица, осуществляющего подачу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) посредством использования ЦС ИТО, исполнителя коммунальных услуг – в качестве лица, осуществляющего деятельность по подаче потребителям коммунальных услуг посредством ВИС, а потребителей коммунальных услуг – в качестве лиц, осуществляющих потребление коммунальных услуг с использованием ВО, которое обособлено от ВИС и ЦС ИТО соответственно.
Изложенное исключает понимание «деятельности» исполнителя коммунальной услуги отдельно от приобретения коммунальных ресурсов. В силу приведенных положений, коммунальная услуга определяется как совокупность взаимосвязанных действий исполнителя коммунальной услуги, которые обеспечивают возможность приобретение соответствующего коммунального ресурса, доведение его до границы балансовой принадлежности общего имущества многоквартирного дома, передачу этого ресурса по внутридомовым инженерным сетям и коммуникациям до жилого помещения, занимаемого гражданином, пользующимся коммунальной услугой. Отметим, что из приведенного толкования коммунальных услуг исходил законодатель, наделяя юридической обязанностью исполнителя (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном жилом доме коммунальных услуг) покупать коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации, необходимый для предоставления гражданам коммунальной услуги.
В постановлении Президиума ВАС РФ № 15417/11 от 5 апреля 2012 г.[81] разъяснено, что положения Правил предоставления коммунальных услуг означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности в т. ч. и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества.
Отметим, что понятие «коммунальная услуга» в науке может выходить за рамки легального определения (как передача ресурса) и включать в себя иную деятельность исполнителя. Так, Михайлов Д.И. отмечает, что коммунальные услуги как объект гражданских прав могут воплощаться в действиях обязанных сторон, включающих доведение энергии до абонента-потребителя в различных формах, а также оказание услуг в виде: капитального ремонта многоквартирного дома; технического обслуживания многоквартирного дома, включая эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение встроенных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт дорожных покрытий, уход за зелеными насаждениями; услуг по управлению жилым домом и иные услуги.[82]
Приведем мнение Степановой Е.И. относительно объекта так называемых «коммунальных правоотношений». Автор отмечает, что основным объектом правового регулирования является собственно коммунальный ресурс, а в качестве вспомогательного объекта можно назвать коммунальные услуги, под которыми следует понимать действия продавцов (владельцев) коммунальных ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей граждан-собственников жилых помещений.[83]
На наш взгляд, оказание коммунальных услуг плохо вписывается в правовую форму договора энергоснабжения, закрепленного в ГК РФ, поскольку с доктринальной позиции «оказание услуг» не есть то же самое, что и «передача товара». В этом видится определенное противоречие. Поэтому, имеет смысл разграничить договор купли-продажи коммунальных ресурсов от договора возмездного оказания услуг в целях выявления правовой природы деятельности исполнителя по предоставлению гражданам коммунальными ресурсами.
Согласно ст.779 ГК РФ суть услуг заключается в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности. Принципиальное различие предоставления услуг от купли-продажи заключается в нематериальном характере полезного результата услуг[84]. Вместе с тем электричество, тепло, вода, являются уже материальными объектами, которые гражданин в быту оплачивает наряду с другими материальными объектами (одежда, питание, мебель и пр.), причем размер этих купленных объектов (объем коммунальной услуги) конкретно определен в единицах измерения, а это не вписывается в категорию услуги, которая формально имелась ввиду законодателем в гл.39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».
Авторы Д.П. Гордеев, В.Ю. Прокофьев аналогично этому полагают, что материально-вещественная природа конечного продукта деятельности по предоставлению коммунальных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) бесспорна, «…поэтому определение собирательного экономикоправового понятия «коммунальные услуги» ближе к понятию «ресурсоснабжение», являющемуся разновидностью отношений по снабжению (купле-продаже) энергии и других видов ресурсов»[85].
Согласимся с данной позицией, тем более, она соответствует вышеуказанному терминологическому обновлению законодательства: повсеместному введению в специальные нормативные акты понятия «ресурсоснабжения». Вместе с тем договор ресурсоснабжения может также включать элементы договора возмездного оказания услуг, что определяет его как смешанный договор (более подробно – в § 1 гл.2 монографии).
Заслуживает внимание мнение И.А. Фаршатова, который определял коммунальное обслуживание как деятельность специализированных предприятий и организаций, направленная на удовлетворение общих потребностей граждан в электричестве, газе, воде, тепле; транспортных услугах, радио, телефоне и т. п.[86] В качестве системных признаков коммунального обслуживания автором выделяется следующее: во-первых, особый субъект на стороне обслуживающего лица – специализированные предприятия и организации (ресурсоснабжающая организация, по действующему законодательству – отмечено нами), во-вторых, характер потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность этих организаций – общий, без учета индивидуальных требований или запросов.
Итак, оказание коммунальных услуг собственникам жилых помещений является также конститутивным признаком природы отношений по ресурсоснабжению, необходимо для настоящего исследования, поскольку сам процесс поставки ресурса четко никогда не расчленяется на доставку его в управляющую организацию, а затем гражданину: ресурс направляется сразу (мгновенно) от ресурсоснабжающй организации к потребителю, а выделение договорных отношений между поставщиком энергоресурса и управляющей организацией, а затем между управляющей организацией и гражданином является условным, осуществляется для целей правового регулирования и закрепления обязательственных отношений, наделением разным комплексом прав, обязанностей, ответственности каждого из субъектов.
На основании изложенного в настоящем параграфе следует сделать вывод, что природа отношений по ресурсоснабжению может быть раскрыта через три основных признака: сущность понятия «энергии» («ресурса»); доставка ресурса при помощи присоединенной сети; оказание собственникам жилых помещений как конечным потребителям коммунальных услуг.
В советский период достаточно длительное время коммунальное обслуживание рассматривалось как общественное отношение между социалистическими организациями и гражданами. В данных отношениях не существовали отношения между специализированными организациями сферы ЖКХ. Это исключало возможность системного исследования механизма правового регулирования общественных отношений в области коммунального обслуживания как особого объекта.
Ресурсоснабжение и коммунальное обслуживание не являлось отдельным объектом исследования ученых, поскольку сама рассматриваемая сфера экономики и юридической практики не считалась самостоятельной отраслью как таковой. Об этом прямо свидетельствуют, например, выводы Н.А. Баринова.[87]
Вместе с тем, как указывалось нами выше, сам ресурс является самостоятельным объектом гражданских прав, его следует назвать специфичным имуществом (товаром), обладающим ценностью по поводу которого заключаются договоры ресурсоснабжения; ресурсоснабжение представляет собой урегулированные нормами права общественные отношения, в рамках которых осуществляется снабжение ресурсами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. В качестве системных признаков, позволяющих выделять данные отношения в системе гражданско-правовых отношений, следует выделить:
– отношения возникают по поводу продажи энергоресурса;
– в рамках данных отношений доставка ресурса осуществляется через присоединенную сеть;
– снабжение ресурсами является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности;
– потребности и интересы, на удовлетворение которых направлена деятельность являются неиндивидуализи-рованными (не учитываются отдельные характеристики субъектов).
§ 3. Отношения по ресурсоснабжению в зарубежном праве (на примере законодательства Германии)
Несмотря на разразившийся новый политический кризис, возникший в последние годы на фоне локального конфликта на Украине и регионального противоборства на территории Сирии, конфронтации США и России, а также, несмотря на применяемые странами Западной Европы санкции по отношению к Российской Федерации, область ресурсоснабжения
Германии и России была и остается сферой взаимного сотрудничества.
Как отмечает исследователь Гусев А.С. в специальной статье, посвященной данной теме, партнерство двух стран во многом обусловлено их взаимной зависимостью друг от друга и происходит на различных уровнях: межгосударственном, на уровне энергетических компаний и отдельных политических лидеров, т. е. имеет билатеральный характер.[88]
Отношения между Германией и Россией характеризуются как взаимозависимые. Основную долю энергоресурсов Германия импортирует из России (33,7 % всей импортируемой нефти и 39,1 % всего импортируемого газа).[89]
На международном уровне Президент РФ Владимир Владимирович Путин сам неоднократно определял взаимный, стратегический характер партнерских отношений двух стран и условия для их развития. Например, В.В. Путин предложил Германии роль дистрибьютора российского газа для стран ЕС: «Наша взаимозависимость создает устойчивость, надежность и стабильность… Должен наш экспорт быть уменьшен? В этом случае мы без проблем найдем другие рынки»[90].
Вышеуказанное свидетельствует об актуальном рассмотрении в настоящей монографии отношений ресурсоснабжения в гражданско-правовом регулировании в Германии.
В научном смысле энергетическое право Германии является самостоятельной отраслью в правовой системе страны. Это отчасти подтверждается тем фактом, например, что в структуре многих юридических факультетов немецких университетов (Свободный университет Берлина, университеты Кельна, Бремена, Иены, Бохума и пр.) имеются кафедры и институты энергетического права. Вопросам энергетического права уделено немало внимания в современных трудах исследователей.[91]
В практическом смысле энергетическое право Германии основано на четырех «столпах»: Закон об энергетическом хозяйстве (Energiewirtschaftsgesetz (EnWG)) вместе с Законом о гарантированном энерго- и газоснабжении (Energiesicherungsgesetz 1975); право охраны окружающей среды; антимонопольное право; договорное право, соответственно, в сфере энергетики.[92]
По мнению Ф. Ю. Зеккер (профессор, доктор юридических наук, доктор политических наук, почетный доктор, директор Института немецкого и европейского предпринимательского, конкурентного и энергетического права Свободного университета Берлина), немецкое энергетическое предпринимательское право держится на четырех угловых опорах: 1) на Законе об энергохозяйстве и на Законе о гарантированном (устойчивом) энергообеспечении; 2) на энергетическом праве охраны окружающей среды; 3) на энергетическом картельном праве;
4) на энергетическом праве защиты потребителей.[93] Профессором кратко раскрывается смысл этих «опор» энергетического предпринимательского права.
Много внимания в энергетическом праве Германии уделяется безопасности и надежности энергоснабжения. Подразумевается не только техническая надежность энергетических устройств и энергетических сетей, но и долгосрочная безопасность энергоснабжения.
Совместимость энергоснабжения с окружающей средой. Речь идет о том, что правовое регулирование должно исходить из необходимости сохранения окружающей среды: законодателю необходимо делать все, чтобы природа не пострадала и не возникала опасность для здоровья и жизни людей. Поэтому право окружающей среды направлено на снижение выбросов углекислого газа при любых производственных процессах, а также на сохранение природных топливных резервов.
Энергетическое картельное право исходит из необходимости обеспечения неограниченного доступа к любому энергоресурсу. Иными словами, каждому лицу предоставляется субъективное право на использование энергосетей и самих ресурсов на гарантированных и общих условиях.
Энергетическое право защиты потребителей обеспечивает договорное регулирование области снабжения электричеством и другими видами энергоресурсов, определение содержания и формы договора в интересах потребителя. Этим соблюдается требование о соблюдении стандартов современного законодательства о защите прав потребителей. Данная часть энергетического права гарантирует снабжение потребителя недорогими ресурсами на выгодных условиях.
Отметим, что энергетическое право чередуется характерными признаками частного и публичного права. Например, энергетическое хозяйственное право и энергетическое право охраны окружающей среды входят в систему публичного права, в то время как энергетическое право защиты потребителей и энергетическое картельное право входят в систему частного права, которое.
Специальное энергетическое законодательство в Германии появилось в отличие от России довольно рано – в 1935 г. и связано с принятием упомянутого выше Закона об энергетическом хозяйстве (Energiewirtschaftsgesetz vom 13. Dezember 1935), действовавшего достаточно длительное время. Лишь только 29 апреля 1998 г. был принят новый Закон об энергетическом хозяйстве (с последующими значительными изменениями в 2003 и 2005 гг.). Принятие нового Закона было обусловлено процессом европеизации энергетического законодательства.
Одной из предпосылок создания Евросоюза являлась потребность государств Европы в едином энергетическом рынке, и, как следствие, непрерывное энергоснабжение на известных заранее условиях, снижение цен на энергию. Этому способствовали следующие правовые акты международного уровня: Единый европейский акт 1986 г.[94] (подписан в г. Люксембурге 17 февраля 1986 г. и в г. Гааге 28 февраля 1986 г., Россия не участвует) и Маастрихтский договор 1992 г. (подписан в г. Маастрихте 7 февраля 1992 г., Россия не участвует)[95]. После подписания данных документов национальный уровень энергетического права государств-участников превратился в международный коалиционный уровень согласованности в сфере энергоснабжения.
Унификация законов в области энергетики в Европе была также запущена на основе Директивы 96/92/ЕС о внутреннем рынке электрической энергии (1996 г.) и Директивы 98/30/ЕС о внутреннем рынке газа (1998 г.).
Однако внутреннее право в сфере энергетики каждого государства не переставало изменяться, что привело в итоге к формированию двухуровневой системе энергетического права: национальное энергетическом право члена ЕС и европейское энергетическое право.
Теоретическим разработкам энергетического права Германии уделяется немало внимания как в России, так и самой Германии.
Среди наиболее значимых системных монографических исследований в области энергетического права двух государств можно назвать книгу П.Г. Лахно, Ф.Ю. Зеккера «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование»[96] представляет собой первую в России крупную, фундаментальную работу. В книге указывается, что энергетика представляет собой одну из наиболее капиталоемких комплексных отраслей. В исследовании проработана тема, которая охватывает не только энергетику, но и включаемые в нее процессы добычи, обогащения, переработки, транспортировки и дальнейшей реализации энергетических ресурсов. Кроме этого, в исследовании рассматривались проблемы использования атомных и возобновляемых источников энергии.
Авторы указывают на наиболее тесную связь энергетики Германии с природопользованием. Это выражено в том, что функционирование горного предприятия технологически связано с непосредственным антропогенным воздействием на невосполняемый, ограниченный, относительно ресурса, элемент геосистемы, повышенным экологическим риском и опасностью для людей. Горное предприятие связано с участком недр не только как с основанием размещения самого технологического комплекса, но и как с производственно-экономическим, пространственно-операционным базисным элементом средства производства самого этого предприятия.
Среди нескольких теоретических концепций о правовой природе энергии есть точка зрения, суть которой сводится к тому, что энергия не является ни правом, с одной стороны, ни вещью, с другой стороны. Исходя из этой концепции, по договору на снабжение энергией электростанция (ресурсоснабжающая организация, по действующему законодательству – отмечено нами) обязуется совершить определенную работу, необходимую для доставления потребителю энергии, а не передавать последнему какое-либо имущество. Данная концепция исходит из правовой квалификации отношений по энергоснабжению как подрядных. Договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать подрядным[97].
Из подобной концепции исходит и немецкий законодатель в регулировании отношений по энергоснабжению. Согласно германскому законодательству договоры на энергоснабжение относятся к подрядным.
Классически точно понятие вещи сформулировано в Германии в § 90 Германского гражданского уложения 1896 г.[98]: вещами в силу закона являются только физические (телесные) предметы. Немецкие юристы считают, что «вещами признаются лишь материальные предметы». Таким образом, энергия является товаром, но не вещью.
Вопрос о материальной природе электроэнергии привлекал внимание еще и в связи с возможностью признания действий по незаконному пользованию электроэнергией хищением, т. е. уголовно наказуемым деянием, а самой электроэнергии – имуществом.
Как выше отмечалось, в российском государстве имел место судебный прецедент в 1902 г., в котором судебная коллегия признала энергию в качестве имущества для целей применения уголовного закона о хищении. Отметим, что ранее (10 марта 1887 г.) аналогичное дело было разрешено Четвертой гражданской палатой Имперского суда Германии. Электроэнергия была признана объектом гражданского правоотношения, поскольку понятие «вещь» не означает лишь одну материально-природную специфику, энергия вполне может быть объектом гражданского оборота. Данное дело также являлось источником права для правоприменителей в аналогичных ситуациях. Интересно, что во Франции аналогичный судебный прецедент состоялся на основе решения Кассационного суда в 1912 г.
Целый ряд вопросов о правовом статусе сетей энергоснабжения дискутируются немецкими исследователями. Например, X. Манэ пишет, что в Германии нет особых нормативных актов, регулирующих вопросы, касающиеся права собственности на сети энергоснабжения, в связи с чем возникает вопрос о том, являются ли сети энергоснабжения существенными составными частями земельного участка, через которые они пролегают, или являются мнимыми составными частями и оставляют за собой особый правовой статус[99]. Автор ссылается на имеющуюся судебную практику, согласно которой сети энерго- и газоснабжения являются существенными составными частями земельного участка. Данный вывод основывается на положении абз.1 § 94 Гражданского уложения Германии, согласно которому к существенным составным частям земельного участка принадлежат вещи, прочно связанные с землей.
Каждый объект недвижимости в Германии имеет своего собственника, на которого возлагаются все обязанности как по ремонту своего имущества, так и по оплате всех коммунальных услуг. Коммунальные услуги оплачиваются ежемесячно исходя из средних расходов конкретного домохозяйства за предыдущий год. В конце года происходит окончательный подсчет потраченной воды, газа, электрической энергии и домовладельцу выставляется окончательный счет на доплату, либо наоборот, возвращается излишне уплаченная сумма (например, если граждане стали экономить или жили в доме не все время). Примечательно, что вывоз мусора является в Германии коммунальной услугой, которая также оплачивается собственниками помещений.[100]
Внутренние источники энергоресурсов в одной из наиболее влиятельных и больших стран Западной Европы, Германии, значительно ограничены выработанными месторождениями каменного и бурого угля, использованными потенциальными возможностями строительства ГЭС, а также ограничены использованием возобновляемых источников энергии: энергии солнца, ветра, подземного тепла, бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными отходами.[101] Собственных запасов нефти и газа у Германии практически нет: те незначительные объемы, которые добываются ежегодно, не могут покрыть даже самый минимум потребности страны в данных углеводородах.
Как правило (за редчайшими исключениями), к дому подводится только холодная вода. Получение из нее горячей воды возлагается на плечи собственника дома. Для этого существует несколько способов: либо газовый, электрический или на каком-либо другом топливе котел, который используется для отопления дома и одновременно обеспечивает дом горячей водой, либо простейший электрический проточный нагреватель. Вода оплачивается по счетчику. Оплачивается как водоснабжение, так и канализационные стоки. Таким образом, 1 м3 (1000 л) воды стоит в итоге около шести евро.
Электроэнергия в Германии также стоит недешево. Годовые затраты на электрическую энергию для семьи из четырех человек составляют примерно 1000 евро (80–85 евро в месяц). Неожиданных отключений электроэнергии практически не бывает, редко (раз в один-два года) бывают плановые, кратковременные (до двух часов) отключения, однако с предварительным уведомлением граждан.
Самым существенным моментом во всей системе энергоснабжения в Германии является возможность свободного выбора поставщика электрической энергии. Электрические сети на определенной территории принадлежат какой-либо определенной компании. Эта компания является так называемым «базовым» поставщиком электроэнергии. Если потребитель не высказывает желания заключить договор с другим поставщиком, то снабжать его будет именно владелец электросетей в этой местности. Тарифы у такого поставщика практически всегда самые высокие. Но каждый отдельный потребитель (собственники квартир или частных домовладений) имеет право сам решать, какого поставщика себе выбирать. Это достигается за счет законодательно закрепленного и урегулированного права беспрепятственного доступа к энергосистеме всех поставщиков и потребителей. Таким образом, потребитель может выбрать самого выгодного для себя поставщика. Для этого существует множество интернет-страниц для сравнения тарифов и возможность прямо в режиме он-лайн заполнить заявку на смену поставщика. Все формальности по расторжению предыдущего договора энергоснабжения берет на себя новый поставщик. Точно такая же система действует и в газоснабжении.[102]
Конец ознакомительного фрагмента.