Вы здесь

Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории. ГЛАВА I.. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (И. Л. Ткаченко)

ГЛАВА I.

ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Основные понятия и критерии инвалидности

В современном обществе инвалидность представляется как состояние человека, у которого вследствие заболевания, дефекта или травмы нарушены способности к жизнедеятельности, в результате чего данный индивид нуждается в социальной помощи. В своем первичном проявлении инвалидность – состояние индивидуальное, однако при многократном повторении у большого количества лиц оно приобретает общесоциальное значение. Как социальное явление, инвалидность представляет собой неоднозначно трактуемую ситуацию, неопределенность которой порождена многими причинами, что прослеживается в определениях, которые дают разнообразные источники.

В российском законодательстве инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты11.

Термин «инвалид» включает в себя значительное число функциональных ограничений. Согласно федеральному законодательству, ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью12.

К настоящему времени в научных кругах отсутствует единый подход к пониманию инвалидности. Определения инвалидности и инвалидов как социальных категорий принадлежат преимущественно не социологическим наукам, поэтому обыденные представления граждан, определяющие их повседневные социальные практики, наполнены упрощенными образами людей с инвалидностью.

Не вдаваясь в научные дискуссии в поисках определений, наилучшим образом отражающих сущность инвалидности, укажем, что в рамках нашего исследования мы будем оперировать следующими понятиями:

Инвалидность – особое интегральное свойство личности, обусловленное медицинскими, социальными, психологическими, экономическими и нравственными факторами, приводящее к социальной недостаточности и определяющее положение человека в социальной структуре общества.

Социальная недостаточность понимается как социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к барьерам и ограничению жизнедеятельности человека, а также к необходимости его социальной защиты.

Ювенальная инвалидность – особое интегральное свойство личности в детском, юношеском и молодежном возрасте, обусловленное медицинскими, социальными, психологическими, экономическими и нравственными факторами, приводящими к социальной недостаточности.

Инвалид – это лицо, имеющее социальную недостаточность в результате врожденного или приобретенного нарушения здоровья, а также наличия социальных, психологических, экономических, нравственных и иных ограничений, препятствующих самостоятельному удовлетворению потребностей и независимому функционированию.

Ребенок с инвалидностью – это лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, имеющее социальную недостаточность в результате врожденного или приобретенного нарушения здоровья, а также наличия социальных, психологических, экономических и нравственных ограничений, препятствующих самостоятельному удовлетворению потребностей и ведения нормальной жизнедеятельности.

До 1979 года юридически термин «ребенок-инвалид» не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, официального статистического учета не производилось. Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1979 г. № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства», которым устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения. В Приказе Минздрава СССР от 14 декабря 1979 г. № 1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» утверждены перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка-инвалида и порядок его выдачи. Тогда и стала складываться целенаправленная система социальной защиты детей-инвалидов и их семей13. Этот Приказ дополнялся «Перечнем медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» и включал в себя список тяжелых, как правило, врожденных, заболеваний, не поддающихся реабилитации.

Ситуация изменилась в 1991 году, когда «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Признание лица инвалидом в России с 2006 г. осуществляется федеральными государственными учреждениями МСЭ: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

На государственную службу МСЭ возложены определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалидов в социальной защите, разработка ИПР. Для детей и взрослых с этого момента введены единые критерии установления инвалидности. Однако имеются различия в методических подходах, при экспертизе детей учитывается их психофизиологическое развитие соответственно возрасту. Для признания ребенка инвалидом является сочетание следующих трех основных факторов: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности; необходимость осуществления мер социальной защиты.

2 октября 2005 г. вступил в силу Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», была изменена характеристика основных видов нарушений функций организма.

К ним относят:

– нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

– языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи; сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

– статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

– функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета;

– нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)14.

Согласно Приказу № 535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные, значительно выраженные) и семь категорий ограничений жизнедеятельности трех степеней выраженности.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности.

Категория «ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

В 2009 г. Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. утвердил новый Приказ № ІОІЗн «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (вступил в силу 06.04.2010 г.). Это уже третий документ, описывающий ограничения жизнедеятельности, важные при разработке ИПР и являющиеся основой присвоения инвалиду его группы.

Основных моментов при определении группы у критериев два: необходимость использовать вспомогательные технические средства и помощь других лиц. Определяются вначале степени различных способностей человека, относящихся к его жизнедеятельности. Этих способностей по-прежнему семь. Для них определены степени отклонения от нормы, от первой до третьей, которые и дают право определить группу инвалидности, соответственно от третьей до первой. Номер группы определяется степенью одной из способностей. В разных редакциях «Критериев» формулировки немного различны.

Первая степень означает, что человек не лишен соответствующей способности, но проявляет ее замедленно, «с трудом», при иногда возникающей необходимости пользуется вспомогательными техническими средствами.

Вторая степень – требуется регулярная частичная помощь других лиц. При этом в критериях не определено, что такое регулярная ни что такое частичная помощь, что является слабым моментом критериев.

Третья степень требует для проявления соответствующей способности постоянной помощи других лиц.

Важное значение имеет упоминание стойкости и степени выраженности нарушений, эти характеристики не имеют точного определения и подразумевают хорошее знание диагноза и его долговременных последствий.

Итак, в современное время институт МСЭ призван определять потребности лица в социальной защите на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. На государственную службу МСЭ возложены определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалидов в социальной защите, разработка ИПР. Для детей и взрослых с этого момента введены единые критерии установления инвалидности. Однако имеются различия в методических подходах, при экспертизе детей учитывается их психофизиологическое развитие соответственно возрасту.

Для признания ребенка инвалидом является сочетание следующих трех основных факторов: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности; необходимость осуществления мер социальной защиты.

В основе возникновения инвалидности у детей лежат самые разнообразные причины. Среди основных – генетика человека, высокий уровень заболеваемости у родителей и детская заболеваемость, травматизм, неблагоприятные условия труда беременных женщин, отсутствие культуры здорового образа жизни, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессогенные факторы, социальное неблагополучие.

Существенное влияние на формирование инвалидности у детей в школьном возрасте оказывают условия обучения и отдыха детей. Нарушение гигиенических условий школьной среды – один из факторов патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

На рост инвалидности могут оказывать влияние также ситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с долговременными тенденциями социально-демографических процессов. Например, обострение социально-экономического кризиса усиливает влияние факторов, обусловливающих причины инвалидности. Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации.

К росту инвалидности ведет также интенсивное развитие техники, транспортных технологий и урбанистических процессов. Напряженное состояние окружающей среды, рост антропологической нагрузки на вмещающий ландшафт, экологические катастрофы, подобные взрыву на Чернобыльской АЭС, ведут к тому, что техногенные загрязнения влияют на повышение частоты генетических патологий, снижение защитных сил организма, возникновение новых болезней, неизвестных ранее. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как детей, так и молодых, и взрослых лиц.

К сожалению, нельзя не отметить, что значительная часть как детских, так и взрослых патологий вызвана недостаточным или некачественным оказанием медицинских услуг. Это может являться, например, прямым следствием неточной диагностики, ошибок при родовспоможении, неправильного или недостаточного лечения. Современное диагностическое оборудование сосредоточено только в крупных центрах, потому его услуги недоступны для большинства населения, проживающего на периферии.

Развитие медицинских технологий на современном этапе также могут являться причинами инвалидности. Сегодня появились возможности спасать многих детей, которые, родившись с определенными дефектами, прежде были обречены на «естественное выбывание». Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет им жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Но в других случаях, в то же время, растет число лиц с определенными патологиями, которые берут начало как раз в этих пренатальных и перинатальных отклонениях, обстоятельствах первых дней или месяцев жизни ребенка15.

Среди социальных факторов, влияющих на картину инвалидности, хотелось бы отметить курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами и др.

1.2. Численность и структура инвалидности в России и Мурманской области

Регистрация и статистический учет детей-инвалидов стал производиться с 1980 года.

Согласно официально опубликованным данным, в 1980 году в РФ было зарегистрировано 53 тысячи детей-инвалидов, в 1990 г. – 155 тысяч. Уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа МЗ РФ 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории «ребенок-инвалид»16.

С 2000 года изменение сроков определения инвалидности детям на один, два года и до достижения ими 18 лет существенно повлияло на статистические данные по учету детей-инвалидов. Так, на 1 января 2005 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты, составляла 593 тысячи17.

Оценка реальной численности и структуры инвалидов является сегодня достаточно проблематичной. Государственная статистическая отчетность не позволяет оценить структуру инвалидов по полу, возрасту и тяжести заболевания и однозначно определить их число. В ней приводится численность пенсионеров, получателей пенсии по инвалидности; численность лиц, впервые признанных инвалидами; и другие показатели, которые предназначены для оценки состояния того или иного вопроса, связанного с инвалидами, не позволяющие составить цельную и ясную картину об инвалидизации населения страны. Как следствие, реальная численность инвалидов в современной России неизвестна, поскольку в настоящее время не ведется статистика общего количества инвалидов.

Сегодня ведомственная статистика Минздравсоцразвития позволяет учесть только первичную инвалидность. Кроме того, сегодня не ведется статистического учета инвалидов ювенальной категории, или отдельно молодых инвалидов, что было бы удобным для планирования и реализации социальных программ с данной категорией лиц.

В России количество людей с инвалидностью в 2013 г. составило 2 млн 800 тыс. человек. Это 9,2 % населения нашей страны 18.

Динамику численности инвалидности сегодня можно проследить на основе статистики количества лиц, впервые признанных инвалидами.

На рисунке 1 представлены сведения о лицах, впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и старше в Российской Федерации за последние шесть лет.


Рис. 1. Динамика численности лиц, впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и старше, в Российской Федерации, тыс. чел.


Последние годы наблюдается снижение первичной инвалидности, с 1474 тыс. чел. в 2006 г. до 842 тыс. чел. в 2011 г.

Спад инвалидности, вероятнее всего, связан с изменениями подходов к определению инвалидности и работе медико-социальных экспертных комиссий в результате реформирования системы медико-санитарной экспертизы.

Динамика общей инвалидности в Мурманской области за последние шесть лет в целом соответствует тенденциям по России. Так, численность инвалидов, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, в области снизилась с 6337 чел. в 2006 г. до 2969 чел. в 2011 г. (рис. 2)18.


Рис. 2. Динамика численности лиц, впервые признанных инвалидами вМурманской области, чел.


Причем, если в 2006 г. на 10 тыс. чел. соответствующего возраста приходилось 76,2 человек, впервые признанных инвалидами, то в 2011 г. – 37,5 чел. (табл. 1).


Таблица 1.

Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами (по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области) 19


Информация о структуре по заболеванию, обусловившему развитие детской инвалидности в регионе за 2009-2011 гг., представлена в таблице (табл. 2).


Таблица 2.

Структура по заболеванию, обусловившему развитие детской инвалидности населения Мурманской области 20


Как видно из таблицы, в структуре инвалидности по основным видам нарушений лидируют болезни нервной системы и органов чувств отмечается, наблюдается рост психических заболеваний.

Численность детей с инвалидностью в Мурманской области составляла:

– в 2008 г. – 2114 человек (из них в г. Мурманске – 703 ребенка)21;

– в 2009 г. – 2044 человек22 (из них в г. Мурманске – 673 ребенка)23;

– в 2010 г. – 1933 человека24;

– в 2011 г. – 1860 человек. В 2011 году выросла доля детей в возрастной группе 0-14 лет (2009 год – 716, 2010 год – 567, 2011 год – 651).

Соотношение мальчиков и девочек в структуре детской инвалидности в течение последних лет практически не меняется: мальчики в 2011 г. составляли 58 %, девочки – 42 % (табл. 3).


Таблица 3.

Распределение детей с инвалидностью за 2009-2011 гг., Мурманская обл. 25


В 2012 г. впервые установлена инвалидность 219 детям (2011 год – 225), что составляет 11,6 % от общего числа детей-инвалидов. Если число детей-инвалидов в предыдущие годы имело тенденцию к сокращению на 4-5% в год, то в 2012 году по сравнению с 2011 годом число детей инвалидов выросло на 33 ребенка и составило 1893 человека26.

Наибольшее число первично освидетельствованных детей с инвалидностью в 2012 г. приходится на возраст от рождения до 4-х лет (44 %), далее – дети 5-9 лет (31 %), затем – от Юдо 14 лет (15 %) и от 15 до 17 лет (10 %) (диаграмма 1).


Диаграмма 1.

Структура первично освидетельствованных детей в 2012 г.


По данным на 2013 г., в Мурманской области проживает 34 тысячи инвалидов, из них около 2100 детей, 1800 молодых инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет, 3000 инвалидов-колясочников, 2200 человек, признанных недееспособными, более 1000 инвалидов по зрению, около 800 инвалидов по слуху27.

Ведущими причинами детской инвалидности в регионе остаются болезни нервной системы, врожденные аномалии и психические расстройства, сокращается доля детей-инвалидов, имеющих заболевания мочеполовой системы.

Распределение детей по типам нарушений показано в таблице 4.


Таблица 4.

Распределение численности детей-инвалидов по главному нарушению, 2009-2011 гг.


Ведущими болезнями инвалидности на 2012 г. в Мурманской области остаются:

– болезни нервной системы (27,0 %);

– психические расстройства (23,7 %);

– врожденные аномалии развития (17,2 %)28.

Большая часть детей с инвалидностью Мурманской области на 2011 г. проживала в семьях (76,9 %). В учреждениях Министерства образования Мурманской области проживало 15,7 % детей-инвалидов, в учреждениях Министерства здравоохранения и социальной защиты проживало 7,4 % данной категории детей. По сравнению с предыдущими годами наблюдалось увеличение численности детей, проживающих в данныхучреждениях (гистограмма 1).

Большинство детей-инвалидов Мурманской области на 2012 г. также проживали в семьях (76,9 %). В 2012 г. наблюдается постепенное сокращение доли детей-инвалидов, проживающих в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты.29


Гистограмма 1.

Контингенты детей-инвалидов по месту проживания


Численность получателей государственной социальной пенсии детей-инвалидов, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда РФ по Мурманской области, составила:

– на 01.10.2010 г. – 2197 человек30;

– на 01.01..2011 г. – 2110 человек;

– на 01.01.2012 г. – 2111 человек;

– на 01.01.2013 г. – 2142 человека.

Средний размер государственной социальной пенсии детям-инвалидам в области вырос в сравнении с 2010 годом почти на 26 % и составил в 2012 году 10161,27 руб. (гистограмма 2)31.


Гистограмма 2.

Средний размер государственной социальной пенсии детям-инвалидам


В Мурманской области социально-экологическими причинами инвалидности выступают общее ухудшение здоровья населения, климатогеографическая среда Кольского Севера, неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, почвы, воды, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и другие излучения).

Мурманская область является промышленно развитым, урбанистическим регионом, в котором городское население составляет почти 93 %. Население, в первую очередь, подвержено воздействию токсических веществ в результате добычи полезных ископаемых и функционирования атомного флота. Антропогенные загрязнения оказывают существенное влияние на заболеваемость детей. У людей, проживающих на территориях с развитым металлургическим сектором и высоким уровнем загрязнения воздушной среды замедлено физическое и нервно-психическое развитие, нарушены функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы. Так, в течение последних трех лет уровень детской заболеваемости превышает среднероссийский показатель на 22 % (наибольшее превышение по болезням эндокринной системы – 35 %, мочеполовой системы – 30 %, новообразованиям – 39 %). В структуре заболеваемости 49,9 % составляют болезни органов дыхания, по 6,4 % – болезни органов пищеварения, болезни глаза и придаточного аппарата, 4,4 % – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

В 2012 году в области на фоне стабильных показателей общей и первичной заболеваемости женского населения отмечено увеличение заболеваемости беременных женщин за счет роста числа заболеваний и патологических состояний на 10 % к уровню 2011 года (2012 год – 96 % беременных, 2011 год – 86 %), что связано с тщательным статистическим учетом заболеваемости и проведением комплексного обследования во время беременности32.

Следующими причинами инвалидности в Мурманской области выступают низкий культурный и духовный уровень населения, наличие «вредных привычек» – алкоголизма, табакокурения, наркомании у молодых людей. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в 2013 году оформлена инвалидность по сопутствующим заболеваниям 26 наркоманам (в 2012 г. – 12 чел.)33. Итак, инвалидность в России и, в частности, Мурманской области, остается серьезной проблемой, затрагивающей значительное число людей. Рост заболеваемости, ухудшение экологии, снижение качества жизни, разрушение духовно-нравственных основ общества и многое другое способствуют дальнейшей инвалидизации населения нашей страны.

1.3. Общая характеристика инвалидов ювенальной категории

Инвалиды ювенальной категории – сложная и разнохарактерная группа. К основным категориям физических аномалий относятся дети или молодые люди:

– с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

– с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

– с нарушением опорно-двигательного аппарата. К той же категории можно отнести с дефектами в физическом строении (например, отсутствие конечностей);

– с тяжелыми соматическими заболеваниями (астма, сахарный диабет ит.д.).

Большинство психических и физических типов нарушений, приведших к инвалидности, связаны с поражением каких-либо участков головного мозга различной степени и в различные периоды.

Причины раннего органического повреждения головного мозга, зависящие от времени возникновения подразделяются на:

– пренатальные (до рождения);

– интранатальные (во время рождения);

– постнатальные (после рождения)34.

В зависимости от патогенного фактора, вызвавшего повреждение головного мозга, выделяются следующие формы нарушений центральной нервной системы:

1. Гипоксические, связанные с кислородной недостаточностью мозга.

2. Травматические, связанные с травмой до или после рождения.

3. Воспалительные, связанные с воспалениями мозга (энцефалитами) или мозговых оболочек (менингитами), или с инфекционными заболеваниями матери во время беременности.

4. Токсические, в результате воздействия препаратов или психоактивных веществ.

5. Эндокринные заболевания.

6. Хромосомные синдромы (например, Дауна).

7. Наследственные заболевания и синдромы.

Наиболее частое нарушение, связанное с хромосомными заболеваниями, – болезнь Дауна. Распознавание симптомов этого заболевания происходит сразу после рождения по характерному внешнему виду ребенка: характерные черты лица, малая масса тела, низкий рост, отсутствие пропорций. С первых месяцев жизни они отстают в психомоторном развитии, основная часть данных детей так и не может достичь полной социальной адаптации и нуждается в опеке близких.

Основной контингент детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют дети, страдающие церебральным параличом (ДЦП). У данной группы детей поражаются двигательные зоны головного мозга, происходит задержка и нарушение созревания, нарушается весь ход моторного развития, могут быть нарушены эмоционально-волевая сфера, речь, зрение, слух.

Соматические заболевания оказывают значительное влияние на процесс социализации. Так, например, больные бронхиальной астмой характеризуются высоким уровнем притязаний, лидерскими качествами, ответственностью и добросовестностью. Но эти положительные качества сочетаются с сензитивностью, тревожностью, ригидностью мышления, агрессивностью. У детей, больных гипертонией, преобладают внешне обвинительные реакции, иногда самообвинение. Они не импульсивны, сильнее подвержены психотравмирующим ситуациям. И такие характеристики можно дать любым заболеваниям35.

Дети с инвалидностью в разной мере осознают и признают факт болезни. Наиболее часто дети с инвалидностью, за исключением тяжелых заболеваний психоневрологического профиля, используют механизмы отчуждения, вытеснения, проекции, идентификации, отрицания, рационализма. При отчуждении ребенок накапливает новую информацию о своих внутренних особенностях функционирования организма. При вытеснении переживания детей связаны не с очевидными фактами болезни, а с непонятной или неприятной информацией – уколах, врачах, операциях и т.п. Проекция выражается в приписывании своих переживаний, чувств, проявлений болезни детям с такими же заболеваниями. Идентификация выражается в приписывании себе качеств героев кинофильмов, литературных произведений, знакомых людей. Ребенок в данном случае хочет быть похожим на этих людей: «Я буду сильным, граф Монте Кристо, и не буду плакать».

Механизм отрицания характеризуется отвержением болезни, проявляющемся в двух крайних вариантах. В первом случае дети могут не верить как в сам факт заболевания, и стараются не менять образа жизни, увлечений, круга общения. Во втором случае дети отрицают болезнь, но не стремятся бороться за свое существование, чаще пассивны, чем активны. Нередко это выражается в полном отказе от общения с окружающими, от участия в развлекательных и познавательных мероприятиях. Рационализм проявляется в понимании всех неприятностей заболевания и успешном приспособлении к новым условиям36.

У детей и молодых людей с инвалидностью чаще наблюдается переоценка возможностей своего здоровья и недооценка болезни и самой инвалидности. «Дети-подростки, – отмечает в этой связи HT. Колесник, – часто не оценивая своего состояния, стремятся продолжить после школы обучение далеко от дома, выбирают профессию, по которой не смогут работать в дальнейшем»37.

Серьезность ювенальной инвалидности очевидна, так как отклонения в физическом и психическом развитии накладываются на процесс развития психики и характера ребенка, влияет на его первичную и, далее, в молодежном возрасте – вторичную социализацию.

Проблемы детей и молодых инвалидов схожи, с одной стороны в специфике медицинских проявлений одинаковых нарушений функций организма, с другой – уровнем жизнеобеспечения, с третьей – уровнем подготовленности внешней среды для независимого функционирования. Тем не менее, они отличаются своей спецификой на разных возрастных этапах.

В российской науке сегодня отсутствует четкое понимание границ молодого поколения (детей, подростков, молодежи). Возрастные границы детства, юности, молодости разнятся в зависимости от ведущих видов деятельности, возрастных кризисов, социальной ситуации развития, центральных новообразований. Однако если брать за основу ведущую деятельность, то взрослый период жизни может начаться уже в 14 лет, с началом трудовой деятельности, когда россиянин получает паспорт и может реально трудиться. С 15 лет детей переводят из детской поликлиники во взрослую. В соответствии с законом о государственной статистике молодость в России – это возраст до 30 лет, однако с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого возраста. Не вдаваясь в дальнейшие противоречия в определении возрастных границ ювенальной категории, будем придерживаться следующей периодизации взросления: дети раннего возраста, дети подросткового возраста, юношеский возраст и собственно молодежь. Дети раннего возраста (до 12 лет включительно) испытывают трудности, связанные с первичной социализацией, овладением навыками самообслуживания, самостоятельности, взаимодействием с другими людьми, игровой, учебной деятельностью. На этом этапе формируется доверие к миру, чувства уверенности в себе или, наоборот, неполноценности.

Дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет) имеют трудности в самоопределении, самоидентификации, самопозиционирования перед своими сверстниками. Этот период – приобретения чувства идентичности. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее38.

Юношеский возраст (от 18 до 21 года) связан с продолжающимся процессом идентичности, проблемами самоопределения в профессиональном, дружеском плане, соизмерения возможностей с желаниями в получении профессии, самореализации творческого потенциала.

Молодежный возраст (от 22 до 29 лет) – это период решения вопросов трудоустройства, вхождения в новые организации, коллективы, создания семьи, рождения детей.

Проблемы ювенальной инвалидности специфичны, они отличаются от проблем старшего возраста и требуют своего особого решения. Здесь следует указать, что особенности заболевания накладывают свой отпечаток на каждый рассматриваемый возрастной период. В одном случае в молодежном возрасте имеется возможность отделения от родительской семьи и самостоятельного обеспечения, в другом – речь может не идти о самоопределении в случае зависимости от третьих лиц в жизнедеятельности. Характерной особенностью всех этапов является перетекание одних проблем в другие, их наслоение при нерешенности трудностей предыдущего этапа и нарастание дезадаптации.

Дети, подростки и молодежь – это ценнейший ресурс общества, обладающий рядом характерных черт. Прежде всего, речь идет о специфических социальных практиках, связанных с образованием, досугом, общением, личностным самоопределением и др.

Важной социально-психологической особенностью молодого поколения является высокий уровень коммуникабельности, общительности. Детям, подросткам и молодым людям свойственно стремление к общению с членами сообществ, к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми.

В детско-юношеском возрасте человек наиболее способен к творческой деятельности, а в молодежном периоде – максимально работоспособен. Молодежь овладевает наиболее сложным и способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных современных областях науки и техники. При этом в трудовой деятельности (интеллектуальной и физической) усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое творческое совершенствование.

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Во всех областях жизни молодой человек стоит в самом начале пути, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложились еще в детско-юношеский период.

Составляющей ресурса молодого поколения является также социальная и личная активность, в основе которых находится потребность в достижениях. Данная потребность переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это – соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется.

Важное значение в детско-юношеском периоде имеет и принадлежность к социальным группам (это может быть семья, класс, кружок по интересам, позже – профессиональное сообщество и пр.). Включенность в эти социальные группы обеспечивают человеку возможность дальнейшего разностороннего личностного развития.

Как отмечает K.B. Абрамов, творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов39. Молодые люди, обладая интеллектуальным потенциалом, выступают не только носителями усвоенной информации, но и нестандартного мышления, инноваций, инициативы.

Молодые люди, кроме всего прочего, – наиболее мобильная часть общества. Эта мобильность, прежде всего, обусловлена ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей – таких, как семья, жилье, профессиональный стаж.

В период молодости деятельность человека достигает значительной эффективности в общественной, производственной и личной сферах. Все эти характеристики относятся, прежде всего, к здоровым представителям ювенальной категории. В отношении молодого поколения с инвалидностью ситуация складывается двояко.

С одной стороны, дети, подростки, молодежь со статусом инвалида имеют все те же потребности (осознаваемые и неосознанные), что и их здоровые сверстники.

С другой стороны, чаще всего они вынуждены в первую очередь решать задачи, связанные с поддержанием здоровья, социальной реабилитацией и адаптацией, и в последнюю – потребности, свойственные их возрасту, которые, как правило, остаются неудовлетворенными. Причем число проблем, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью в процессе социализации, несоизмеримо с трудностями здоровых индивидов.

Трудности ювенальной инвалидности включают в себя вопросы образования, профессиональной подготовки, гражданского воспитания, создания семьи наряду с проблемами физического и психического здоровья. Психофизиологическое состояние здоровья людей, в первую очередь, подростков и молодежи, существенным образом влияет на их социальную активность в различных сферах жизнедеятельности, таких как образование, быт, досуг, труд, межличностные отношения. Любое отклонение в физическом и психическом развитии ребенка приводит к нарушению дальнейшего формирования познавательных функций, эмоционально-волевой, личностной сферы. Понимая тот факт, что именно в молодом возрасте у человека могут возникать серьезные проблемы с развитием самосознания и личной идентичности, дети и молодые люди с инвалидностью в данной связи составляют наиболее уязвимую категорию.

Следует отметить, что в нашей стране молодые люди с инвалидностью традиционно рассматривались лишь как объект воспитания, образования, социализации, без учета того факта, что они еще и субъект общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего социума. Молодое поколение с врожденными и приобретенными патологиями в большинстве случаев не соответствует «норме» ни в физическом и физиологическом, ни в социальном, ни в духовно-культурном аспектах. Не имея возможности полноценно функционировать в обществе, молодые люди оказываются за «бортом» социальной жизни.

1.4. Основные проблемы функционирования представителей ювенальной инвалидности и пути их решения в Мурманской области

Лица с инвалидностью и их семьи сталкиваются со множеством социальных проблем.

Положение инвалидов в России далеко от удовлетворительного. Данные лица сталкиваются с ограничением, недостаточностью тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых в процессе жизнедеятельности. Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов молодых людей, создает неравенство жизненных условий и дефицит возможностей, а отсутствие достаточного круга общения приводит, соответственно, к дезадаптации.

Анализируя материальное положение семей с инвали дами, следует отметить, что среднестатистическая семья, имеющая своим членом человека с инвалидностью с тяжелыми формами нарушений, не позволяющими вести ему независимый образ жизни, малообеспеченна, ведет достаточно замкнутый образ жизни, и отягощена многими социальными и психологическими проблемами. Чаще всего родители вынуждены большую часть времени находиться дома с ребенком-инвалидом, по минимуму зарабатывать, отказаться от профессиональной самореализации, активного участия в общественной жизни.

Так, в численности граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители составили – 158 человек. В более 3,3 тысячи семей Мурманской области проживают дети-инвалиды и инвалиды с детства I группы40.

Много инвалидизированных семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Так, по состоянию на 01.01.2012 в очереди на получение жилья числится 57 семей с детьми-инвалидами. В 2011 году за счет средств федерального бюджета жилые помещения семьям с детьми-инвалидами предо ставлены не были.

Проблема социальной защищенности инвалидов и их семей, таким образом, стоит особенно остро.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена единовременная материальная помощь. В 2012 году 13 семей (2011 год – 8), воспитывающих детей-инвалидов, получили такую помощь в связи с необходимостью приобретения дорогостоящих и жизненно необходимых лекарственных препаратов, медицинских средств и приспособлений на общую сумму 208,8 тыс. рублей (2011 год – 140,78 тыс. руб.)41.

Ежегодно в бюджете Мурманской области предусматривается на оказание адресной государственной социальной помощи 166,3 млн руб. Малоимущим семьям, имеющим детей (в том числе – инвалидов), социальная поддержка предоставляется в виде адресной государственной социальной помощи.

Адресная государственная социальная помощь в 2012 году оказана 210 семьям, имеющим детей-инвалидов (2011 год – 214, 2010 год – 188, 2009 год – 214). Средний размер адресной государственной социальной помощи на семью, имеющую детей-инвалидов, составил в 2012 году 17,97 тыс. руб. (2011 год – 16,25 тыс. руб.)42.

Предоставление семьям адресной помощи позволяет реализовать трудовой потенциал получателей помощи, повысить социальную ответственность, сконцентрировать ресурсы на оказание помощи наиболее нуждающимся.

Кроме того, лица с инвалидностью обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В 2012 году за счет средств федерального бюджета было обеспечено 665 детей-инвалидов по 8340 рецептам на сумму 14,59 млн руб. (средняя стоимость рецепта – 1749,53 руб.) и медицинскими изделиями 158 детей по 1543 рецептам на сумму 1,65 млн руб. (средняя стоимость рецепта – 1067,08 руб.)43.

Еще одной проблемой выступает проблема социализации детей-инвалидов. Она обусловлена не только объективными и субъективными трудностями в воспитании и образовании данных детей, но и микроклиматом в семье, отношением родителей к ребенку и друг к другу.

Рождение аномального ребенка может структурно деформировать семью, стать причиной семейных конфликтов, которые приводят к распаду семьи, а неполная семья, в свою очередь, отрицательно сказывается на социализации ребенка. Часть семей существует с искаженными межличностными отношениями, сохраняя семью формально, и только незначительная доля семей, преодолев кризис, сохраняет гармоничные отношения.

Более 80 % детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных «барьеров инвалидности» и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 % из них попадают в дома-интернаты)44. Так, в 2011 г. в России около 40 тыс. детей-инвалидов воспитывались в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения45.

Важнейшей проблемой инвалидов ювенальной категории является проблема получения образования на всех уровнях – общего среднего, специального, высшего.

С повышением уровня образования населения связано главное конкурентное преимущество любого региона в деле развития человеческого потенциала. В этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста и Мурманской области. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. Решение этой задачи является приоритетным для региональной политики в сфере профессионального образования.

Дошкольное воспитание и образование детей-инвалидов обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. Об этом гласит статьи 18-19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»46.

Гарантия получения образования независимо от состояния здоровья прописана также в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов47. Статья 5 Закона устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном законодательством.48

В Постановлении Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10.03.2009 № 216) «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» указано, что для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноо слепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. В установленном порядке в образовательном учреждении могут создаваться специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня. Коррекционное учреждение обеспечивает детям условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество49.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации детей с инвалидностью, уровень образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Минздравсоцразвития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения. Дети-инвалиды направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образования только с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, которым, согласно заключению федерального учреждения МСЭ, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях50. Однако на современном этапе обучение инвалидов в российских вузах все еще достаточно редкое явление.

В структуру учреждений профессионального образования Мурманской области входят:

– 4 образовательных учреждения начального профессионального образования (далее – ОУ НПО) федеральной службы исполнения наказания;

– 1 федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;

– 37 образовательных учреждения среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО);

– 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – ОУ ВПО).

В области получают профессиональное образование по рабочим профессиям более 240 выпускников коррекционных образовательных учреждений51.

В Мурманской области в 2012 году образовательная подготовка детей с проблемами здоровья в регионе осуществлялась в 14 специальных (коррекционных) учреждениях – 3 государственных и 11 муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждения (СКОУ).

Из них:

– 10 школ-интернатов (8 – для детей с нарушениями интеллекта, 1 – для детей с нарушением слуха и зрения, 1 – для детей с тяжелыми нарушениями речи)52;

– 4 специальных (коррекционных) школы (2 – для детей с нарушениями интеллекта, 1 – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 1 – для детей с нарушением зрения, нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями речи).

Доля учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями в общем количестве специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Мурманской области составляет 80 %.


Гистограмма 3.

Контингент СКОУ, чел.


Количество обучающихся в данных учреждениях в 2012 г. составило 1454 чел. (в 2011 г. – 14 учреждений, 1435 детей), в 149 специальных коррекционных классах с численностью 1537 обучающихся (в 2011 г. – 144 класса, 1456 детей) (гистограмма 3).

В дошкольных учреждениях численность воспитанников с проблемами здоровья составила 447 детей (в2011 г. – 448 детей).

Обеспечено обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях по месту жительства.

Следует отметить, что категория «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) не является синонимом инвалидности, а представляет собой более широкое понятие, носителем которого могут быть как люди с инвалидностью, так и не обладающие этим статусом, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В 2012 году создано 149 классов и классов-комплектов для детей с ограниченными возможностями здоровья (2011/2012 учебный год -148 классов), в том числе:

– 10 классов для детей с умственной отсталостью;

– 105 классов и 3 класса/комплекта для детей с задержкой психического развития;

– 9 классов для слабовидящих детей;

– 19 для детей с тяжелыми нарушениями речи;

– 3 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата со сложным дефектом53.

В данных классах в 2011 г. обучалось 1456 чел. с ограниченными возможностями здоровья, в 2012 г. – 1537 чел. (гистограмма 4).


Гистограмма 4.

Наполняемость специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях, чел.


В 2011/2012 учебном году в образовательных учреждениях Мурманской области обучалось 1585 детей-инвалидов, из них:

– 543 – в общеобразовательных классах;

– 506 – в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

– 88-в специальных (коррекционных классах);

– 448 – в дошкольных образовательных учреждениях54.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом на 18 % увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах.

В области в форме инклюзии если в 2010 г. обучалось 265 детей, то в 2012 г. уже обучается 325 детей с инвалидностью (см. гистограмму 5).


Гистограмма 5.

Обучаются в форме инклюзии, чел.


В 2012 году продолжена работа по реализации регионального эксперимента по созданию модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных школ. В ходе экспериментальной деятельности разрабатывается модель комбинированной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. В эксперименте принимают участие 8 общеобразовательных учреждений и 8 дошкольных образовательных учреждений.

С целью обеспечения равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию всех уровней в 2012 году Мурманская область включилась в реализацию мероприятий государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда» 2012 году на территории Мурманской области создано 3 базовых образовательных учреждения, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в том числе:

– муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Мурманска прогимназия № 61;

– муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Североморска Мурманской области;

– муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Североморска Мурманской области.

На создание в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды в 2012 году из федерального бюджета выделены финансовые средства в объеме 3,1 млн руб., из муниципальных бюджетов -3,3 млн руб.55

В 2012 году Министерством обеспечена реализация направления «Дистанционное образование детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование». За период реализации проекта с 2009 по 2012 год в Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов зачислены 130 детей-инвалидов56.

К2012 г. более доступным для детей с инвалидностью в Мурманской области стало дополнительное образование. По сравнению с 2011 годом количество объединений, реализующих образовательные программы для обучающихся с повышенными образовательными потребностями на бесплатной основе, увеличилось на 14 %, для детей с ограниченными возможностями здоровья – на 11 %. В 2012 году в Мурманской области учреждениях дополнительного образования детей открыто 92 объединения адаптивной физической культуры для 500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для 218 детей-инвалидов57.

Несмотря на отмеченные позитивные стороны в деле образования детей-инвалидов в регионе, тем не менее, сегодня все еще имеются учреждения, которые не используют возможности обучения детей, предусмотренные совместным письмом Минобрнауки России (№ ВФ-577/06) и Минздравсоцразвития России (№ 2608-ВС) от 04.04.2007 г. «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах… на образование». В Письме отмечается, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации58.

Согласно этому документу, обучение детей может осуществляться путем зачисления их в специальное (коррекционное) образовательное учреждение либо иное образовательное учреждение, расположенное поблизости. При этом следует исходить из того, что отсутствие у конкретного дома-интерната лицензии на осуществление образовательной деятельности ничуть не освобождает его администрацию от обязанности организовывать процесс обучения своих воспитанников59.

Особую тревогу вызывает положение тяжело больных детей. Зачастую им вообще отказано в праве на воспитание и образование. В Мурманской области более 50 % детей-инвалидов не имеют возможности посещать дошкольные учреждения. Численность детей, обучающихся на дому, составило 227 чел., охваченных дистанционным обучением – 115 чел. (в 2011 г. – 297 чел., охваченных дистанционным обучением 65 чел.). Региональная программа действий в интересах детей на 2012-2017 гг. предусматривает конкретные меры и действия по дальнейшему обеспечению адаптации детей с проблемами здоровья в обычной социальной среде60.

Проблема образования инвалидов ювенальной категории является ключевой для интеграции их в общество. В современном мире образование играет исключительную роль в профессиональной деятельности, повышает возможности восхождения по социальной лестнице, получения более значительного статуса. Помимо законодательного обеспечения получения инвалидами общего и профессионального образования (начального, среднего, высшего) важно, чтобы молодой человек с инвалидностью стал сам интересоваться выбором профессии, осознавать необходимость и роль собственного труда в общественном производстве, и хотел участвовать в этом труде.

Мы подошли к еще одной проблеме молодых людей с инвалидностью – проблеме трудоустройства и успешной профессиональной деятельности. На данный момент не существует законов, ограничивающих инвалидов по должностям, которые они могут занимать. Инвалид равен в своих правах со всеми, а группа инвалидности свидетельствует лишь об объеме обязанностей государства и работодателей при реализации его права на труд.

Институт занятости в Российской Федерации реализует меры социальной политики в отношении трудоустройства и обучения лиц с инвалидностью. Об этом указано в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 20-25 статьях. Органы Федеральной службы занятости России принимают решение и о признании инвалида безработным. В соответствии с действующим законодательством Управление Федеральной службы занятости осуществляет выплаты пособия по безработице инвалидам, признанным в установленном порядке безработными за счет фонда занятости.

Согласно п. 2 ст. 15 части II Европейской социальной хартии, ратифицированной Россией в 2009 г., инвалиды имеют право на доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе данных лиц в обычной рабочей среде. А там, где это невозможно по причине инвалидности, необходимо адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью инвалидности.

Одним из главных условий для обеспечения занятости инвалидов является наличие в организации квоты для приема их на работу и создания специальных рабочих мест.

Содействие занятости инвалидов в пределах полномочий субъекта РФ в Мурманской области осуществляется в рамках Постановления Правительства Мурманской области от 06.10.2005 № 375 – ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области». В соответствии с региональным законодательством о социальной защите, поддержке инвалидов для организаций Мурманской области, независимо от правовых форм собственности, в настоящее время установлена квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Она составляет 2 % от среднесписочной численностиработников более 100 человек61.

Стоит отметить, что в 1 квартале 2013 года в службу занятости населения Мурманской области в поисках подходящей работы обратилось 408 инвалидов, из них 152 женщины. Приступили к профессиональному обучению и переподготовке 52 инвалида по профессиям: оператор компьютерной графики, кладовщик, делопроизводитель, охранник, техник-сметчик, I-C бухгалтерия, социальный работник и другим62.

Согласно сведениям, написанным в программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2012 год, в регионе остается низким качество рабочей силы, около 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования. В отношении инвалидов этот показатель достигает 60 %. Сохраняется низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан, в том числе молодежи в возрасте 16-29 лет и инвалидов. Ежегодно в службу занятости обращаются свыше 2,0 тыс. инвалидов. При этом их профессиональный состав характеризуется низким уровнем профессиональной квалификации, что затрудняет трудоустройство. До 50 % обратившихся инвалидов имеют 1-2 группу инвалидности и рекомендации органов медико-социальной экспертизы о работе на дому или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Спрос на надомную работу на рынке труда Мурманской области практически отсутствует (1-2 вакансии в год)63. В целях повышения уровня трудоустройства инвалидов за счет субсидий из федерального бюджета создаются рабочие места для их трудоустройства.

Итак, сложность трудовой занятости инвалидов состоит не только в том, что инвалид не может или не хочет работать, но и в особых условия труда и ограниченных видах трудовой деятельности.

Следует также сказать несколько слов о социальной реабилитации и социальном обслуживании инвалидов.

Серьезной проблемой, с которой сталкиваются лица с инвалидностью, является плохое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимают на основании медицинских показаний, к которым обычно относят стойкие расстройства функций организма, вызванные заболеваниями или травмами.

Перечень показаний для выделения инвалидам технических средств реабилитации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Дело, однако, в том, что нормативный правовой акт, определяющий медицинские показания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, пока не принят, а применявшиеся в этих целях прежде Методические рекомендации отозваны на основании письма Минздравсоцразвития России от 18.04.2007 г. № 3092-ВС.

В связи с этим Уполномоченный по правам человека РФ еще в ноябре 2010 года обратился к руководителю Федерального медико-биологического агентства с просьбой ускорить разработку соответствующих нормативных правовых актов. В декабре того же года пришел ответ, из которого следовало, что разработкой новых рекомендаций (теперь под названием «Перечень показаний…») занималось Минздравсоцразвития России. В свою очередь, последнее уже в июле 2011 года сообщило Уполномоченному о том, что в рамках пилотного проекта в трех субъектах Российской Федерации – Удмуртской Республике, Республике Хакасия и в Тюменской области – в 2012 году начата апробация разработанного Перечня показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации64.

Существует еще ряд серьезных проблем в данной сфере. Так. к настоящему времени отсутствует также единая система службы ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь детям, социально-психологическую и консультативную помощь родителям. Отсутствует преемственность помощи в раннем детстве и в дошкольном возрасте, организация комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Существует потребность обеспечения укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий и медико-социальной экспертизы современными квалифицированными кадрами, создания механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий. Требует внедрения современных методик комплексная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.

Тем не менее, вся деятельность по реабилитации лиц с ювенальной инвалидностью, будучи системной и комплексной, осуществляется совокупностью органов и учреждений социальной сферы, принадлежащих к системе социальной защиты, образования, занятости, культуры и спорта и т.д.

В системе здравоохранения комплексную помощь ребенку с инвалидностью и его семье оказывают:

– поликлиники;

– центры комплексной реабилитации;

– центры восстановительной медицины и реабилитации;

– специализированные санатории;

– дома ребенка.

Работа в этих учреждениях осуществляется не только с детьми-инвалидами и инвалидами с детства независимо от возраста, но и с их семьями. Например, в поликлиниках по месту жительства можно получить консультации юриста, психолого-педагогическую помощь, работают школы для родителей, школы адаптивной физической культуры.

Конец ознакомительного фрагмента.