Глава 1
Теоретические основы реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства
1.1. Теоретические подходы к реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства
Несмотря на то что абсолютное большинство исследователей вполне справедливо считают жилищно-коммунальное хозяйство важнейшей составляющей экономической и социально-трудовой сферы России[1] и отмечают его крайне неэффективный, затратный характер, а также трудности содержания как для потребителей ЖКУ, так и для бюджетной системы, они, как правило, уделяют основное внимание исследованию проблем реформирования и модернизации ЖКХ, оставляя в стороне вопросы реструктуризации. На наш взгляд, необходимо всестороннее рассмотрение данной проблемы. Реструктуризация деятельности предприятий сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, включает исследование процессов формирования, функционирования и развития сферы услуг ЖКХ[2].
Сфера услуг ЖКХ включает в себя производителей, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и потребителей ЖКУ, а также отношения социально-экономического, правового и организационного характера, которые складываются между данными сторонами.
Реструктуризация представляет собой комплексное преобразование деятельности, состоящее в изменении структуры производства с целью повышения устойчивости, доходности и конкурентоспособности, а также преодоления убыточности[3]. В отечественной научной литературе встречается следующее определение реструктуризации: «необходимый процесс преодоления различий между характером текущей деятельности организации и характеристиками, обеспечивающими ее конкурентоспособность (как минимум выживаемость) на внутреннем и международном рынках в средне– и долгосрочном периодах»[4].
Вопросы реформирования ЖКХ обсуждались на специальных заседаниях Государственного совета (май 2001 г., ноябрь 2010 г.), на круглом столе Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики на тему «О перспективах реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и ее законодательного обеспечения»; на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации и др.
Авторы многочисленных работ по реформам ЖКХ рассматривают необходимость реформирования, исходя из анализа устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальной системы, обеспечения ее рентабельности и самоокупаемости, однако оставляют без внимания другие аспекты.
Как правило, под реформированием ЖКХ подразумевается изменение структуры и системы оплаты услуг, предоставляемых населению в данной сфере народного хозяйства. По оценкам ряда известных политиков, вся реформа ЖКХ по существу сводится к достижению 100 %-го уровня оплаты услуг населением, не решая, по сути, проблем, которые стоят перед данным сектором экономики.
В вопросах модели реформирования, его сроков и этапов среди экономистов, политиков и хозяйственных руководителей существует множество значительно отличающихся друг от друга подходов. Однако большинство экспертов сходятся в том, чтобы постепенно отказаться от модели предоставления ЖКУ на «бесплатной» основе, сохранив при этом доступность услуг для широких слоев населения.
Необходимость проведения реформ в этой области обусловлена задачей сокращения бюджетных расходов. Важно отметить, что все системные преобразования сферы ЖКХ должны происходить с учетом интересов общества. Между тем субсидирование малообеспеченных слоев населения не способно преобразовать данную сферу услуг в лучшую сторону.
К другим направлениям реформы ЖКХ, осуществляемой государством, можно отнести:
• окончательное разграничение функций собственника – домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
• демонополизацию деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства и усиление местного самоуправления, что позволит более эффективно формировать на этом уровне рыночные отношения (цены, конкуренцию, предложение и спрос);
• повышение ответственности руководителей и специалистов ЖКХ, повышение профессионализма всех работников отрасли[5].
Предполагается, что разграничение собственности позволит повысить ответственность всех субъектов жилищно-коммунальной сферы, ускорит решение ее проблем. Разгосударствление эксплуатационных организаций, формирование договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг должны привести к снижению затрат и повышению качества предоставляемых населению услуг.
Еще один вектор исследования жилищно-коммунального хозяйства связан с модернизацией данной сферы. Под модернизацией понимается «в широком смысле – достижение прогрессивных сдвигов, изменения соответственно требованиям современности путем внедрения различных усовершенствований»[6]. В отношении имущества – «устранение морального износа посредством замены элементов объекта имущества, устранения конструктивных дефектов»[7]. В настоящей книге под модернизацией понимается повышение качества услуг, усовершенствование существующих и вывод на рынок новых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
Как видно из вышеприведенных определений, понятия «реструктуризация», «реформа» и «модернизация» не являются идентичными. Соответственно, не совпадают и результаты их проведения.
Важность реструктуризации сферы услуг ЖКХ заключается в том, что «ключевой задачей правительства в период восстановительного роста являются структурные реформы»[8]. Так, А. В. Макаров отмечает, что «за последнее десятилетие практически ни одно успешно развивающееся предприятие не смогло избежать болезненной процедуры реструктуризации»[9]. В свою очередь, А. А. Рожков считает, что «для российской экономики реструктуризация базовых отраслей промышленности является необходимым и первоочередным этапом реформирования применительно к рыночным условиям»[10]. По мнению Г. Ч. Ахмадеевой, «в создавшихся условиях реструктуризация экономики является эффективным инструментом, который необходимо применять с учетом особенностей хозяйственной, административной и нормативно-правовой среды»[11].
Таким образом, особенность реструктуризации сферы услуг ЖКХ заключается в том, что она напрямую затрагивает интересы и потребности всех слоев населения, общества в целом, а также государства.
Именно в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства сосредоточены повседневные интересы граждан всех возрастов и категорий. Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя множество предприятий, от работы которых напрямую зависит не только жизнедеятельность, но и функционирование экономики страны. Деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства влияет на экономику, финансы, политику, культуру, обороноспособность и другие сферы жизнедеятельности людей.
В целях конкретизации проблемы исследования необходимо уточнить содержание таких понятий, как «услуга», «жилищно-коммунальные услуги», «структура» и «структура жилищно-коммунальных услуг».
Услуга (serviсe) – экономическая деятельность, направленная на удовлетворение спроса (потребности) отдельного человека и (или) организации. Для постиндустриального общества характерен, во‐первых, опережающий рост и расширение сферы услуг в сравнении с материальным производством; во‐вторых, доминирование услуг, направленных на повышение качества жизни[12]. Услуги – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции[13]. Услуга – разновидность потребительской стоимости продукта. Услуга есть способ выражения для особой потребительской стоимости труда, поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность[14].
Понятие «жилищно-коммунальные услуги» подпадает под общее определение услуг, которое трактуется как «целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение определенных бытовых потребностей – содержание качественного жилья и обеспечение современного уровня коммунальных удобств проживания в нем»[15].
В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 дано следующее определение коммунальных услуг: «осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»[16].
Для рынка жилищно-коммунальных услуг характерны принадлежность услуг к группе жизнеобеспечения, социально-экономическая и политическая значимость услуг, низкая заменяемость другими услугами, совпадение производства услуг с их потреблением. Структура услуг жилищно-коммунального хозяйства складывается из услуг, оказываемых в соответствующих подотраслях данного хозяйства.
Коммунальные услуги – это, прежде всего, деятельность по обеспечению комфортных условий проживания населения в жилых помещениях. «Жилищные услуги» – деятельность по обеспечению населения жильем, созданию условий для безопасного (в пределах жилых помещений) и комфортного (как в пределах жилых помещений, так и на придомовых территориях) проживания граждан.
Современная сфера жилищно-коммунальных услуг – это крупнейшая система жизнеобеспечения населения, имеющая характерную для данной отрасли структуру. Анализ содержания жилищно-коммунальных услуг показывает, что данные услуги, обладая определенной структурой, занимают особое место на потребительском рынке.
Структура (от лат. structura – «строение, расположение, порядок») – это совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство, взаиморасположение составных частей, многоуровневые отношения между элементами целого, обеспечивающие устойчиво воспроизводимое (возобновляющееся) функционирование при разнообразных изменениях и преобразованиях[17]. А. А. Рожков отмечает, что «при изменении структуры системы ее отдельные подсистемы пытаются обособиться, в то время как сама система старается либо их сохранить и усилить свое влияние, либо отторгнуть»[18].
На наш взгляд, «структура жилищно-коммунальных услуг» может рассматриваться как структура совокупности услуг, оказываемых в соответствующих подотраслях данного хозяйства; как структура условий, определяющих производство услуг (например, состояние основных фондов, эффективность используемого оборудования, ресурсосбережение и т. п.), и как структура экономических категорий, характеризующих рынок услуг (спрос, предложение, конъюнктура, конкуренция, рыночные цены и т. д.) и др. Соответственно, реструктуризация сферы услуг ЖКК может осуществляться в каждом из указанных направлений, имея при этом свои особенности[19].
Исходя из общего смысла понятий «услуга», «жилищно-коммунальные услуги», «структура» и «структура жилищно-коммунальных услуг», уточним содержание понятия «реструктуризация» в целях определения основных направлений реструктуризации в сфере услуг ЖКХ.
Проведенное исследование показывает, что многие ученые – теоретики и практики трактуют данное понятие по-разному. Понятие «реструктуризация» (restructuring) было введено в профессиональный обиход Дж. Велчем из General Electric в начале 80-х годов ХХ века[20]. Российские специалисты начали активно использовать это понятие всего 12–15 лет назад. Реструктуризация (лат. re «вновь, снова, назад» + structura) – процесс изменения структуры[21], в ходе которого важно определить факторы достижения прогрессивных качественных сдвигов[22]. Реструктуризация может быть связана с изменением структуры производства, сферы оборота товаров и услуг.
В научных исследованиях встречаются различные подходы к определению понятия «реструктуризация». В частности, следующие:
• реструктуризация – изменение масштабов и форм деятельности, ведущих к повышению интегральной эффективности предприятия (В. Д. Рудашевский);
• метод повышения уровня использования управленческого потенциала (Т. Хоккенен);
• процесс комплексного изменения методов функционирования (И. И. Мазур, В. Д. Шапиро);
• реорганизация системы управления (В. И. Тренев, В. А. Ириков);
• реакция хозяйственной системы по адаптации собственной жизнедеятельности к изменившимся условиям внешней и внутренней среды ее функционирования и развития (И. Г. Оруджев, К. Кордон, Т. Фоллманн и др.).
Нередко процесс реструктуризации рассматривают в контексте изменения организационно-экономической модели управления (Д. И. Стратан), мобилизации ресурсов (В. Г. Крыжановский), изменения в деятельности предприятия, управления или в структуре финансов (А. А. Самодуров), изменения структуры для достижения прогрессивных качественных сдвигов (Л. П. Белых), действий, связанных в том числе с ресурсосбережением, сбалансированным развитием (А. Т. Спицын).
Пониманию сущности и содержания понятия «реструктуризация» способствуют высказывания исследователей относительно ее видов и форм. П. А. Гохан фиксирует следующие формы реструктуризации: дивестирование, расщепление капитала, отпочкование, отделение, разделение и реструктуризацию при банкротстве[23]. Отдельно выделяется реструктуризация в рамках системы финансового оздоровления организаций-должников.
Важные особенности реструктуризации подчеркивает Г. Ч. Ахмадеева, говоря о том, что «только комплексная реструктуризация экономики предприятий позволяет достичь положительных результатов»[24].
Из анализа научной литературы видно, что реструктуризация может затрагивать многие аспекты деятельности предприятия, отрасли и т. д. Так, по мнению И. Г. Оруджева, «реструктуризация сферы оборота товаров и услуг представляет собой процесс адаптации ее активов, пассивов и внутренней организации к условиям качественно изменившейся внешней и внутренней среды ее функционирования и развития»[25]. А.Ю. Волков, В.А. Балукова выделяют реструктуризацию «финансовую, кадровую, производственную, информационную, маркетинговую и мн. др.»[26], Г. Ч. Ахмадеева – техническую реструктуризацию. Под ней она понимает «сложную систему, основными элементами которой являются техника и технологии»[27].
По мнению многочисленных исследователей, реструктуризация наиболее часто применяется в рамках системы финансового оздоровления организаций-должников. Соответственно, выделяют реструктуризацию активов, задолженности и систем управления.
И. Г. Оруджев считает, что «реструктуризация является реакцией хозяйственной системы по адаптации собственной жизнедеятельности к изменившимся условиям внешней и внутренней среды ее функционирования и развития. В этом контексте реструктуризация является моментом устойчивого развития любой хозяйственной системы вне зависимости от ее масштабности и отраслевой принадлежности»[28]. А. Т. Спицын подчеркивает, что «реструктуризация производства взаимосвязана с процессом ресурсосбережения и сбалансированного развития экономики»[29].
Для более полного уяснения понятия «реструктуризация» приведем еще несколько точек зрения. Так, Д. А. Пумпянский отмечает, что «реструктуризация предполагает перераспределение ресурсов, формируя направления структурных преобразований»[30]. Элементами реструктуризации выступают децентрализация, вычленение, преобразование предприятий в новые организационные структуры, создание самостоятельных организаций, сокращение иерархии управления, увеличение гибкости и т. д.[31]
В свою очередь, А. А. Рожков отмечает, что «реструктуризация той или иной отрасли изначально инициируется с целью повышения рентабельности производства и повышения его конкурентоспособности в рыночных условиях»[32]. При этом важным с методологической точки зрения является посыл И. Г. Оруджева о том, что «задачи реструктуризации… не должны ограничиваться лишь сменой организационно-правовых форм, поскольку их последующее устойчивое функционирование и все большее приближение к действительно рыночному состоянию в значительной мере зависят от учета совокупности качественно изменившихся внешних факторов»[33].
Исследование показывает, что общим методологическим правилом реструктуризации выступают правило разработки возможных направлений (сценариев) реструктуризации, разработки концепции, прогноза и плана реструктуризации на средне– и долгосрочный период, определение источников пополнения ресурсов, оценка форм и методов государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях[34].
К основным принципам реструктуризации относят «новое качество компании – новое качество управления – новую организационную структуру». Выделяют стратегическую, тактическую, полную, частичную и другие виды реструктуризации. Как правило, их рассмотрение осуществляется с двух сторон: реструктуризация в условиях роста и реструктуризация в условиях кризисной ситуации; частичная и полная реструктуризация; реструктуризация за счет собственных средств и за счет привлеченных; стратегическая и тактическая; принудительная и добровольная и т. д.
В целом вполне можно согласиться с утверждением В. А. Балуковой, что «реструктуризация должна представлять собой регулируемый процесс, имеющий свою закономерность и возможность определения предельной степени воздействия на эффективность функционирования предприятия»[35].
На наш взгляд, значительный интерес представляет еще одна характеристика, сформулированная группой авторов: реструктуризация представляет собой целенаправленное преобразование технологии производства и управления предприятием, основанное на выборе конкурентной стратегии в изменяющихся условиях и приводящее к изменению производственной, организационной и информационной структур. Иначе говоря, это совокупность мероприятий по совершенствованию структуры и функций управления, преодолению отставания в технико-технологических аспектах, ликвидации узких мест, реализации всех благоприятных возможностей совершенствования финансовой политики, ресурсосбережения, повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, в росте производительности труда»[36].
По мнению А. А. Рожкова, «в методологии организации и управления сложными системами под реструктуризацией в самом общем смысле понимается изменение структуры системы (объекта). В результате реструктуризации состояние системы изменяется, она переходит к новым условиям функционирования, соответствующим изменившимся условиям внешней среды. Для переходных экономик процесс реструктуризации экономической системы в целом сопровождается структурными сдвигами, коррекцией направлений ее развития, изменением характерных свойств и др.»[37].
Исходя из анализа источников, реструктуризацию можно трактовать как регулируемые изменения пропорций рассматриваемого объекта с целью их оптимизации для достижения намеченных результатов. Соответственно, реструктуризация отрасли связана с преобразованием материально-технической, инновационно-инвестиционной и информационной базы ЖКХ, организационно-управленческих принципов, методов предоставления услуг; с совершенствованием качественных параметров сервиса, расширением спектра и вариантов потребительского выбора, более полным и точным учетом предпочтений и запросов клиентов.
Таким образом, реструктуризацию сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства следует рассматривать как позитивное изменение факторов, определяющих процесс производства услуг (например, состояние основных фондов, эффективность используемого оборудования, ресурсосбережение и т. п.), и как совершенствование основных составляющих рынка услуг (спрос, предложение, конкуренция, цены).
Современная реструктуризация сферы услуг ЖКХ связана с качественными изменениями многоуровневых вертикальных и горизонтальных отношений, структуры, форм и методов деятельности, обеспечивающих высокое качество и ассортимент услуг на уровне мировых стандартов.
Достижение положительных результатов развития сферы услуг ЖКХ в результате реструктуризации напрямую связано с осуществлением комплексных преобразований народного хозяйства.
Таким образом, реструктуризацию сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства следует рассматривать как комплекс (систему) действий по изменению структуры объекта и субъекта, форм и методов деятельности в данной сфере экономики (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Основные направления реструктуризации сферы услуг ЖКХ
Реструктуризация сферы услуг ЖКХ – это масштабное преобразование системы, проводимое в соответствии с законами рыночной экономики и на основе выработанной стратегии для обеспечения высокого качества и ассортимента услуг. Важную роль в реструктуризации сферы услуг ЖКХ играет разработка возможных направлений (сценариев) реструктуризации, концепции, прогноза и плана реструктуризации на средне– и долгосрочный период, а также определение источников пополнения ресурсов, оценка форм и методов государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Конец ознакомительного фрагмента.