Вы здесь

Рестарт. 4. Приоритеты в работе и жизни: фокус разных поколений (Т. Е. Ананьева, 2018)

4

Приоритеты в работе и жизни: фокус разных поколений

Все мы разные, и по множеству факторов нас можно разделить на группы. Подобное деление позволяет каждому из нас лучше узнать себя, осознать собственные модели поведения, выделить свои приоритеты. Так намного легче выстраивать стратегию жизни и одновременно понимать и принимать других.

В сфере управления персоналом активно используется теория поколений, дающая несколько важных ключей к пониманию особенностей людей разных возрастов. Самое пристальное внимание в последние годы уделяется поколению Y – людям, рожденным после 1985 года.

По данным глобального опроса компании Universum (лидер в области исследования карьерных предпочтений), участие в котором приняло более одного миллиона студентов по всему миру, половина респондентов предпочтут быть безработными и жить в менее комфортных условиях, нежели ходить на работу, которую они ненавидят.

Не менее интересным выводом этого ежегодного исследования, проводимого в 55 странах мира, включая Россию, стал вопрос о приоритетах представителей поколения Y. Если говорить о России, где число участников исследования составило около 19 тысяч студентов из ведущих вузов страны, у них явно выделились три ключевых приоритета:

1) развиваться и изучать новое;

2) проводить время с семьей;

3) прожить долгую и здоровую жизнь.


Кроме того, согласно данным этого исследования, во всем мире наблюдается активная тенденция к росту значимости баланса работы и жизни как одного из ключевых запросов к работодателю. Причем в России этот показатель уже в течение трех последних лет занимает второе место в списке карьерных приоритетов молодежи. В 2015 году в рамках первого исследования среди профессионалов с опытом работы, проведенного Universum, этот приоритет также вошел в пятерку лидеров. По сути, запрос на баланс работы и жизни – это точка, где встречаются два поколения Х (люди, рожденные в 70–80-х годах) и Y, хотя и по разным причинам.

Поколение Х уже успело обзавестись семьей и заработать определенный уровень материальных благ, выполнив заложенную родителями программу, и стало стремиться больше времени уделять себе и детям. Также важным стал запрос на сохранение собственного здоровья и молодости как одной из основ счастливой и радостной жизни. Поколению Х потребовалось больше времени для себя и родных, появилось желание видеть и чувствовать жизнь во всей ее многогранности. Особенно это видно у представителей среднего класса, активно путешествующих и отдыхающих за рубежом. Они добились стабильности в материальном плане и начали задумываться о верхнем уровне пирамиды Маслоу – самореализации.

Поколение Y изначально не проводило жесткой границы между работой и жизнью. У них сформировалось четкое понимание и запрос на то, чтобы работа была важной частью жизни; чтобы она позволяла не только получать определенное количество денег, но и реализовывать желания, потребности, раскрывать таланты. Поэтому запрос на баланс в работе и жизни для них в большей степени означает уважение со стороны работодателя к их интересам (а далеко не обязательное требование к работе из дома или гибкому графику). Они стали требовать со стороны компании признания значимости их личности и интеграции их интересов в рабочие задачи. В неменьшей степени для них важна жизнь компании, а также способность реализовывать свой потенциал внутри (а не только за пределами) организации.

Подобные требования, предъявляемые наиболее активной и востребованной частью рынка кандидатов, не могли оставить компании равнодушными. И все большее их число стало создавать системные программы для сотрудников, стараясь дать им возможность максимально полно реализовать свои желания внутри организации.

Однако важно смотреть не только на настоящее, но и на будущее. В процессе изучения меня все больше увлекала значимость ценностей разных поколений. Мне попало в руки исследование, проведенное компанией «Иннопрактика» в рамках реализации проекта «Ценностный атлас России» в 2015 году. В нем приняли участие 2177 подростков, а также их родители и учителя. Эта работа проводилась в более чем 30 городах в 6 федеральных округах России (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский и Сибирский). Участниками исследования стали подростки – ученики старших классов школ, учащиеся колледжей и лицеев в возрасте от 14 до 19 лет.




Оказалось, что для большинства из них характерны базовые, важные для всех ценности. Они отдают приоритет заботе о ближних, стремятся быть хорошими друзьями, поддерживать традиционные ценности, уважительно и терпимо относиться к другим людям и т. д. Стоит сказать, что подобное исследование, проведенное этой же компанией в 2000 году, продемонстрировало другие ценности. Тогда на первом месте у подростков стояли богатство и власть над людьми. Для нынешних подростков большое значение имеет здоровье. Думается, что при таких ориентирах тема баланса работы и жизни, осознанности будет крайне актуальна и для представителей совсем молодого поколения.

Однако одновременно с этим был выявлен сильный потенциальный конфликт, который важно понимать каждому родителю. Ведь путь его преодоления лежит исключительно в сфере работы над собой. Дело в том, что у детей воспроизводится гедонистическая структура личности родителей. Подростки хотят много зарабатывать, хорошо жить, получать удовольствие. Они готовы учиться и после школы, осознавая необходимость хороших знаний для получения престижной работы, но очень слабо ориентируются в вопросах, как этого достичь, и не соизмеряют свои желания с возможностями. Это может обернуться значительными проблемами как для самих подростков, так и для общества в целом, когда в реальности они будут натыкаться на фрустрирующие барьеры, а их желания будут разбиваться о реальность.

В этом плане тем самым представителям поколения Х, которые и являются сегодня родителями этих подростков, предстоит заняться вопросами осознанности не только в плане личного развития, поиска смысла своей жизни. Они должны заботиться и о подрастающем поколении, обучая его навыкам осознанности, умению работать с собственной целью, и выбирать экологичные для человека пути ее достижения.

Хочется отметить последний аспект данной темы – людей «третьего возраста». Этим термином обозначают тех, кто перестал ездить на работу ежедневно, вышел на пенсию, но по-прежнему полон сил и активен. Тех, кто находится в так называемом возрасте «дожития» (так часто говорят о людях пенсионного возраста), который может при современном уровне жизни и развитии медицины составлять 20–30 лет. Этим людям очень важно заново обрести себя, открыть новые смыслы в собственной жизни. Если этого не происходит, человек начинает чувствовать себя выключенным из социума, в результате чего запускается механизм самоуничтожения. По сути, человек подсознательно запускает программу, направленную на саморазрушение, поскольку больше не видит смысла в жизни, не может радоваться своим достижениям. И если для двух предыдущих поколений осознанность – это ключ к счастью, то для этого поколения – еще и главное условие сохранение жизни.