Глава 2. Улица Ильинка
Улица Ильинка в Китай-городе
Улица Ильинка – сердце Китай-города, украшение Первопрестольной. По своему возрасту она много старше каменных стен Кремля: крепость была ещё деревянной, Фроловская стрельница была ещё из брёвен, а дорога в крепость уже была. Через Фроловские ворота (ныне место Спасской башни) и улицу Дмитровскую (ныне Ильинку) вывел Дмитрий Донской своих воинов, отправляясь на войну с Мамаем. У Фроловских ворот встречали воинов-победителей.
Первое упоминание о Дмитриевской улице датируется 1472 годом, в летописи при описании пожара: «горело по Воскресение на Дмитриевской, да оттоле по Еупатей святый, о Кулижку же» [47].
Улица за всю свою историю пять раз меняла название. «Ильинская улица известна под этим названием не раньше XVI в.», – пишет М. Н. Тихомиров. В XIV – XVI веках она звалась Дмитриевской улицей; в XVI веке и до середины XVII века – улицей Ильинской, с середины XVIII века до середины 30-х годов XX века – улицей Ильинкой, в советское время с 1935 по 1990 год – улицей Куйбышева, а с 1990 года по настоящее время – вновь Ильинкой.
О том, что улица Ильинка – старейшая, свидетельствует и карта памятников археологии центра Москвы, датированных 1375 годом (смотри рисунок 1.3 в первой главе). На этой карте улица Дмитровская (Ильинка) по своему культурному слою соперничает не только с Богоявленским переулком, но и с Кремлём и Подолом (будущим Зарядьем).
Дорога от Фроловских ворот Кремля через нынешнюю Ильинку шла на Владимирскую дорогу, к прежним русским столицам – городам Владимиру и Суздалю. В указателе дорог от Кремля, составленном П. Хавским, мы находим следующую последовательность перемещения по маршруту от Кремля на Владимирскую дорогу: «1. Спасские ворота в Кремле, 2. Улица Ильинская в Китае городе, 3. Ильинские ворота, 4. Покровская улица, 5. Старая Басманная улица, 6. Разгуляй улица, 7. Покровская улица, 8. Семеновская улица до самой заставы этого имени… От Семеновской заставы в правую сторону выезд на Богородскую большую дорогу; она же называется Владимирской дорогой» [48].
Современные исследователи считают, что «Ильинка представляла собой начальный участок древней Стромынской дороги, соединявшей Москву с Юрьевом-Польским и Суздалем, в те времена, а Варварка – начало пути во Владимир, Коломну и Рязань: Стромынская дорога (Стромынка, Большая Стромынская дорога, Стромынский тракт и пр.) – одна из старейших сухопутных дорог России, соединявшая Москву, Юрьев-Польской, Суздаль и Владимир, известна ещё с периода удельных княжеств, когда и Москвы-то ещё не было. Считается, что главную роль играла она в XII – XIV вв. и что название её связано со Стромынским монастырём (ныне село Стромынь Московской области), около которого она проходила. В XV веке, видимо, когда сложилась новая Владимирская дорога, старый тракт потерял своё государственное значение» [49].
Купцы-сурожане на улице Ильинка
Вот что пишет Н. М. Карамзин о московской торговле тех времён: «Россия, несмотря на все бедствия, нанесенные ей моголами, в XIV и в XV веке имела знатное купечество. Древний, славный путь Греческий для нас закрылся: открывались новые пути торговли, с Востоком чрез Орду, с Константинополем и с Западом через Азов посредством реки Дона. Купцы, торгующие шелковыми тканями, назывались в Москве сурожанами, по имени Сурожского, или Азовского моря: ибо они привозились к нам из Азова. Сии купцы были главными, вместе с суконниками, которые продавали немецкие сукна, получая оные из Новгорода, где цвела торговля ганзейская!» [50]. А ведь это время совпадает со временем заселения Москвы купцами-сурожанами.
Мнению Н. М. Карамзина относительно гостей-сурожан и суконщиков противоречит П. П. Мельгунов. Он считал, что это одна и та же корпорация: «…в то время считались самыми богатыми гостями суконщики и сурожане, что в сущности одно и тоже» [51].
И. Е. Забелин также предполагал, что «Москва, как только начала свое историческое поприще, по счастливым обстоятельствам торгового и именно итальянского движения в наших южных краях, успела привлечь к себе, по-видимому, особую колонию итальянских торговцев, которые под именем сурожан вместе с русскими заняли очень видное и влиятельное положение во внутренних делах» [52].
Известный Энциклопедический словарь И. А. Ефрона и Ф. А. Брокгауза так характеризует сурожан: «Старинное название русских (московских) купцов („гостей“), которые вели торговлю с крымским городом Сурожем и составляли особый сурожский ряд, впоследствии видоизмененный в суровский» [53].
Рис. 2.1. Приход в Москву гостей-сурожан. 1356 Миниатюра летописного свода XVI века
«Гости-сурожане – так называли в Русском государстве купцов (армян, греков, итальянцев) из древнего города Сурожа (Судака, Сугдеи), которые с XII века часто и надолго приезжали в Москву, а с XV века, после завоевания Османской империей генуэзских колоний в Крыму, многие из них осели здесь навсегда, обзаведясь семьями, быстро освоив новый язык и культуру и уже во втором и третьем поколении слившись с основным ядром москвичей» [54].
Итак, у историков три версии: а) московские купцы-сурожане, торговавшие через Азов; б) московские купцы-сурожане, торговавшие через крымский города Сурож (современный город Судак) с Византией, итальянскими городами и Турцией; а также, в) иностранные купцы-гости (армяне, греки и итальянцы), торговавшие с русскими и позже переехавшие жить в русские города, в том числе в Москву.
Вспомним некоторые детали этой истории. Известно, что во второй половине XIV века, воспользовавшись разногласиями в Золотой Орде, генуэзцы захвалили несколько городов и поселений в Крыму. В 1356 году они захватили город Сурож, который к тому времени имел торговые связи с Русским государством. Главным же политическим и торговым городом генуэзцев в Крыму был город Кафа (ныне Феодосия). Именно через этот город шёл транзит русских товаров в Европу и Ближний Восток. Кстати, знаменитый русский гость Афанасий Никитин возвращался на Русь из своего путешествия в Индию через Кафу. Пребывание русских купцов-гостей прослеживается до начала османского вторжения.
В свою очередь, начиная с конца XII в. на территории города Азова располагалась генуэзская фактория в Азове, а ещё её называют венецианская торговая фактория Тана или Орна, через которую проходил «Великий Шелковый путь».
Всё это вместе даёт основание считать, что все три версии имеют право на существование: московские купцы торговали через Азов (удобство доставки товара через Волгу и Дон); московские купцы торговали через Кафу и Сурож; купцы Сурожа, Кафы (греки, итальянцы, армяне) возили товар в Москву, чтобы подороже продать, а когда (примерно через сто лет) налетели турки – большей частью переехали жить в Москву.
Второй вопрос – где поселились сурожане? Многие «москвоведы» сходятся в том, что главным центром обитания сурожан стал Китай-город. «Сурожане селились, – пишет исследователь Сыроечковский В.Е., – в самых привилегированных районах города (в Китай-городе это место называлось «крымок»). Многие из «гостей», не ограничивая себя торговлей, добивались права владения вотчинами и боярскими титулами, участия в политической жизни. Один из Ховриных, к примеру, стал казначеем Великого князя Московского Ивана III, и эта должность остается за Ховриными вплоть до царствования Бориса Годунова, когда они впали в немилость [55].
Так где же в Китай-городе Крымок?
Наиболее зажиточные и именитые купцы-сурожане, вполне очевидно, в качестве одной из преференций получили право селиться в самом Кремле или возле него. Предполагается, что некоторые из них ставили свои дома на территории Кремля, а лавки за кремлёвской стеной. Например, купец-сурожанин Тарокан построил свой дом на территории Кремля около Фроловских ворот и только после того, как на месте ворот началось строительство Спасской башни, вынужден был сломать свой каменный дом и переехать в район Введенского переулка (ныне – Рыбный переулок). И другие купцы, ставили вдоль дороги от Кремля свои лавки и дворы, т.е. местом компактного проживания для них становилась нынешняя улица Ильинка. Этот факт не оспаривается никем из исследователей и стал уже энциклопедическим постулатом [56].
Право застраиваться здесь купцы получили не задаром. Опытные, умелые, состоятельные, видевшие мир и знавшие многие языки, они могли оказывать великому князю финансовые, а также дипломатические услуги. Сурожане в Азове, Сугдее (Суроже) и Кафе работали под контролем Орды, и князю Дмитрию представлялась возможность укрепить дружеские отношения с этими городами посредством купцов-сурожан.
С первых лет своего пребывания торговые гости всячески содействовали возведению разных сооружений (помогали строить город), они обеспечивали продовольствием и товарами царский стол (выполняли госзаказ), и даже ходили с великим князем Дмитрием Донским на войну на Куликово поле, участвовали в защите Москвы от Тохтамыша, в походе на Казань, помогая обеспечивать войско оружием, продовольствием, служа проводниками и толмачами (переводчиками), или сами участвовали в боевых действиях. В те времена купец должен был быть и воином.
На Куликовской битве их пользу летописец сформулировал так: «поведаниа ради, аще что случится тайно, не поведают в борзе на Москве» [57], то есть рассказать о том, что случилось на Куликовской битве москвичам. В тексте «Повести о Мамаевом побоище» по Лондонскому списку указан несколько другой аргумент: «… поведаниа ради; да еще что случить господь бог, те же имают – поведати в дальних землях яко исходници сущая» [58]. То есть рассказать о случившемся в дальних землях.
Что же касается самого места «Крымок», то попробуем установить места поселения хотя бы на примере отдельных семей сурожан. «Первоначально Сурожский шелковый ряд начинался у Фроловских ворот (Спасской башни) и простирался до Дмитровского (Ильинского) крестца», — сообщает нам академик М. Н. Тихомиров [59]. И многие другие исследователи сходятся на том, что главным местом обитания сурожан стала дорога от Фроловской башни, которая в дальнейшем и перерастёт в улицу с современным названием Ильинка. Еще не было монастырей и подворий на Ильинке (они появились значительно позже), не было гостиных дворов, а стояли на той дороге дома и лавки купцов-сурожан. Как нам кажется, в пределах этой территории и надо искать «Крымок».
Посетивший в 1623 г. Персию купец Ф. А. Котов сравнивал лучший здешний рынок с московским Суровским рядом: «тут у них болшой ряд, велик, кабы у нас суровский ряд» [60] Сурожский ряд долгие годы был одним из самых богатых по набору товаров на всем Торге.
Рассмотрим места расселений отдельных купцов-сурожан, о которых сохранились сведения, имея ввиду, что фамилии многих купцов-сурожан, не отмеченных в сохранённых исторических документах, нам остаются неизвестными. Обратимся к карте. За основу была взята карта XVI века, представленной на рис. 2.2, но, в данном случае её возраст не имеет значения и не влияет на прояснение ситуации. Главное – увидеть места расселения сурожан.
Рис. 2.2. План Китай-города. Затемнённым кругом отмечено предполагаемое место компактного поселения сурожан «Крымок». Номерами в этом круге и на территории Кремля обозначены места дворов купцов-сурожан. Вертикальная стелка в центре круга показывает место будущей церкви Дмитрия Солунского
Итак, нам известно о купце Тимофее Весякове, который назван в числе десяти сурожан, которых великий князь Дмитрий Иванович взял с собой в поход в 1380 г.: «Весяков двор» стоял в Китай-городе поблизости от Богоявленского монастыря во второй половине XV в. На рисунке он обозначен цифрой 1 внутри круга под названием «Крымок» (номера 1—5) и на территории Кремля (6,7).
На Дмитровском крестце (на углу нынешней Ильинки и Богоявленского переулка) стоял двор Семёна Онтонова (Антонов), также участника Куликовской битвы (цифра 2). Его потомок позже держал здесь Стряпчее подворье, которое потом передал под Троицкое подворье. К месту поселения сурожан присоединялись и крымские послы. Напротив двора Антонова через дорогу, на месте современного Гостиного двора стоял двор сына крымского посла князя Сулешова (на рисунке цифра 3). Князь Сулешов жил и действовал уже сто лет спустя в XVI веке, и, казалось бы, не имеет отношения к «Крымку», но, справедливо предположить, что, что даже спустя столетие на этом месте продолжают селиться выходцы из Крыма.
Сурожанин Тарокан, как мы уже говорили, поначалу поселился возле Фроловской стрельницы (будущей Спасской башни), а когда её стали перестраивать, поставил свой новый дом около церкви Дмитрия Солунского на территории современного Рыбного переулка (на рисунке это место обозначено цифрой 4). О том, что он сурожанин известно из нескольких источников [61]. На Варьской улице (Варварке) находилась богатая усадьба гостя сурожанина купца по прозвищу Бобёр (цифра 5), жившего со своими братьями. Они имели свою домовую деревянную церковью во имя Бориса и Глеба» [62].
В 1434 г. в ней похоронили известного московского юродивого Максима Блаженного. Когда в начале XVI века храм перестроили в камне, то его стали называть церковь Максима Блаженного.
Судя даже только по этим пяти фактам, Крымком следовало бы назвать поселение на территории второго квартала от Красной площади, ограниченного современными улицами Ильинка и Варварка, а по другим сторонам – Хрустальным и Рыбным переулками, иными словами, территорию нынешнего Гостиного двора. Безусловно, дома сурожан ставились не только в этом квадрате, но и по противоположным сторонам улиц Ильинки и Варварки.
Судя даже только по этим пяти фактам, Крымком следовало бы назвать поселение на территории второго квартала от Красной площади, ограниченного современными улицами Ильинка и Варварка, а по другим сторонам – Хрустальным и Рыбным переулками, иными словами, территорию нынешнего Гостиного двора. Безусловно, дома сурожан ставились не только в этом квадрате, но и по противоположным сторонам улиц Ильинки и Варварки.
Подтверждением этого тезиса могут быть, например, результаты раскопок, произведённые в Хрустальном переулке в 1890 году: «… в Хрустальном проезде, имевшем прежде, вид большого рва, оказались под землею на глубине около 10 аршин остатки древних деревянных жилищ; частые колодцы на расстоянии 7—8 сажен друг от друга…, срубы этих колодцев и найденных остатков подпорных стенок были изготовлены из дуба» [63]. Словом, это был жилой квартал.
Кроме этого, есть факты поселений сурожан в других местах города. Например, в Кремле поставил свой дом сурожанин князь Стефан. Купцы Ховрины вели свое происхождение от некоего князя Стефана, который пришел к Дмитрию Донскому «…из своей вотчины, с Судака да из Манкупа да из Кафы», а Владимир Григорьевич Ховрин, внук предполагаемого Стефана, стал казначеем Великого князя Московского Ивана III. Двор Ховриных-Головиных примыкал к Вознесенскому монастырю, основанному вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Дмитриевной в 1407 г.
По мнению Тихомирова М. Н., к середине XVI в. западную часть улицы Варварки тоже заселили купцы-сурожане [64]. Но это было значительно позже первых поселенцев.
Был ещё храм Иоанна Златоуста, впервые упоминаемый в 1412 году. Тот же академик М. Н. Тихомиров считает, что часть сурожан обосновалась ещё и на Лубянке, где они возвели себе, по его мнению, патрональный храм, будущий соборный храм Златоустьинского монастыря, оставивший по себе память в названии местных Златоустьинских переулков [65]. При этом он ссылается на летопись, где было сказано: «Того же лета (6987), июля месяца, заложил церковь Иоанна Златаустаго великий князь Иван Васильевич камену, а преже бывшую древяную разобрав; бе же та изначала церковь гостей московских строение» [66]. Однако с этим утверждением можно поспорить. В летописи написано – «гостей московских строение», но не купцов-сурожан… Не могла же патрональная церковь ставиться так далеко от места поселения основного контингента купцов-сурожан, от места большого торга. Скорее всего, это была чья-то домовая церковь.
Как нам представляется, «Крымок» был не только местом размещения домов и лавок сурожан, но и первыми показательными «рядами», где сурожане продемонстрировали новые технологии продаж, собирая однотипный товар от разных купцов в специализированный ряд, чем впоследствии и был славен Китай-город. Ильинка не только приняла на поселение первых переселенцев-сурожан, но и явила новые, прогрессивные по тем временам методы торговли. Отсюда и пошла слава Великого торговища!
В пятнадцатом веке произошли значительные изменения во внешней и внутренней жизни Московского государства. В 1478 году Османская империя сделала Крымское ханство своим протекторатом, вытесняя купцов, торговавших с Русью. В Кафе и Азове купцы подвергались дополнительным притеснениям со стороны турецких властей. Это вынудило сурожан нерусского происхождения попытать счастья в Москве. В течение XV века приток новых сурожан в Москву не ослабевал, а купеческая корпорация превращалась в серьёзную политическую силу. И это не могло не волновать власть.
В то время Московское государство переживало новый расцвет. 17 февраля 1478 г. Иван III отправил из Новгорода в Москву вечевой колокол – символ новгородской власти, а спустя два года состоялось ещё более значительное событие – Северо-Восточная Русь освободилась от власти Орды. Теперь уже не нужно было собирать ежегодную дань. Появились новые условия для развития. Это не замедлило сказаться на развитии Москвы. В 1485 году началось возведение из кирпича новых стен и башен Кремля.
Рис. 2.3. Реконструкция Схемы улицы Ильинской, составленная для целей парадного приёма послов в 1669 году
В 1493 году Иван III принял титул «государя всея Руси», но продолжавшаяся оппозиционность Новгорода, тем не менее, не давала ему покоя. И тогда Иван III принимает решение о массовом переселении новгородских бояр и купцов в Москву и в другие города Руси. Пришлось проделать огромную работу по массовому переселению бояр и купцов; он вывез из Новгорода около тысячи боярских и купеческих семей, расселив их в Москве и других городах страны, а из Москвы переселил в Новгород опальных теперь купцов-сурожан. История новгородских летописей с этого времени стала богата рассказами о купцах-сурожанах, которые теперь уже в этом городе развили свою бурную деятельность, организовав торговлю, по форме похожую на московские ряды.
В свою очередь московская торговля ухудшилась, что подтверждается фактами неоднократного принудительного сбора всех московских купцов для торговли на Красную площадь и на освободившихся от сурожан торговых рядах. В 1493 году после очередного пожара на место рядов, которые опустели из-за выселенных Новгород купцов Сурожской сотни, поселили купцов, ранее торговавших на территории Кремля. Да и сама московская купеческая корпорация сурожан сошла с исторической сцены, возродившись затем в городе Новгороде.
И только в середине XVI века Иван Грозный вернул сурожан из новгородской ссылки в Москву, но уже на общих основаниях, без всяких привилегий и льгот. Из оставшихся в живых и помнивших принудительное выселение осталось тогда только пять человек. Это был уже третий по счёту коллективный въезд сурожан в Москву.
Но это была уже другая Москва. С середины XVI века в Китай-городе начал строится первый гостиный двор, чётную сторону улицы Дмитровской уже заполнили монастырские дворы и подворья. На рисунке 2.4 представлен План XVII века части города Москвы (улицы Маросейка и Ильинка и Красная Площадь), составленный для целей парадного приема послов в 1669 году [67].
О богатстве и разграблении Гостиного двора свидетельствуют воспоминания поляка Самуила Маскевича, участвовашего в московских боях во времена Смуты (см. Маскевич. Дневник (1594—1621), 1859, С. 69—70.:
«Слуги наши получили великую добычу, также и многие товарищи, наиболее из полку Зборовского, который стоял в Китае-городе. Там жили все купцы Московские. Лавок и товаров считалось несметное множество, и действительно было на что посмотреть и чему подивиться; но уже в первый день мятежа, т. е. во вторник, к вечеру ни одна лавка не уцелела. И как добыча была не равна, ибо одни бились, а другие грабили; то приказано складывать вещи на майдан; все товарищи и пахолики присягали в коле, по учрежденному в войске порядку, пред тем товарищем, который избран был продавать вещи, а в каждом полку был особый майдан. У нас назначен был к этой должности Андрей Русецкий, нашей роты товарищ. Продажа производилась таким образом: каждый товарищ имел право купить вещь за половинную цену, против того, что дал бы купец или шинкарь. Многие однако ж, даже самые товарищи, вопреки присяге, не все вещи представляли; за что Бог покарал некоторых явно. Так два товарища, не упомню из какой роты, не отдав на майдан денег, драгоценных вещей и фантов, играли вдвоем, запершись, чтобы никто их не видал и вероятно в жару спора, не известно за что, пронзили друг друга штыком на вылет; их нашли уже мертвых вместе с вещами. После присяги Господь явно карал и все войско: видно, много было подобных клятвопреступников».
Итак, подведём итоги. Многие исследователи подтверждают факт расселения купцов-сурожан в Большом посаде по дороге, идущей от Фроловской башни на восток. Практически все исследователи подтверждают наличие купеческой корпорации сурожан по образу и подобию «Иваново сто» в Новгороде. Исключением по данному вопросу оказалось мнение Б. Е. Сыроечковского, который утверждал, что «…ни гости, ни суконники Москвы не развились в настоящую „гильдию“, хотя бы сколько-нибудь подобную новгородскому Иванскому сту» [68].
Что касается мнения В. Е. Сыроечковского, то, во-первых, само сравнение с прошлыми веками не корректно: «Иваново сто» получило свои права и действовало в середине XII века, а Сурожская гостиная сотня начала свою деятельность, по-видимому, только в начале XV века (три века спустя!). Во-вторых, сохранились документы, свидетельствующие о довольно обширных привилегиях гостей, например, освобождение его от стоялыциков [69], разрешение безъявочно и безвыимочно держать дома питье, установление подсудности только самому государю и др. В-третьих, что такое «настоящая гильдия» Б. Е. Сыроечковский не описал, и поэтому трудно спорить, когда нет критерия оценки.
Иерархия купеческих объединений предпринимателей в допетровские времена сложилась следующим образом. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII в. было не более 30 человек). Звание гостя купцы получали непосредственно от царя, и были подотчётны только ему. Гости освобождались от уплаты налогов, возглавляли таможенные посты, имели водочные и прочие монополии. Чтобы претендовать на звание гостя, необходимо было иметь торговый оборот не менее 20 тысяч рублей в год.
Члены Гостиной сотни были вторыми после гостей и составляли высшую иерархию московского купечества. Считается, что гостиная сотня выросла из купцов-сурожан. Ещё ниже рангом в иерархии купцов находились члены суконной сотни, которые построили своё дело на доходном по тем временам товаре – сукне.
Количество членов Гостиной и Суконной сотен в XVII в. было около 400 человек. Они также пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести», в отсутствии жалованной грамоты царя. Гостиные и Суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.
В третьем разряде находились купцы и ремесленники чёрной сотни – это были торговые и ремесленные самоуправляемые организации. Они торговали, как правило, продукцией собственного производства. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились ещё и на «лучших, средних и молодших».
С правами и обязанностями члена Гостиной сотни лучше всего ознакомиться через жалованные грамоты, тексты которых сохранились до нашего времени.
В заключении приведём для примера образец грамоты члена Гостиной сотни. Данный памятник начала XVII в. даёт яркое впечатление о характере взаимодействия предпринимателей и власти на всех её уровнях. Документ интересен ещё и тем, что приведённый текст в своей основе несёт в себе ведущие положения, перечень прав и обязанностей членов Гостиной сотни.
Жалованная грамота торговому человеку Гостиной сотни Федотову Василию
«(Л.363) Список з государевы грамоты слово в слово.
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси по городом бояром нашим и дьяком и всяким приказным людем.
В прошлом во 138-м году (1630 году – прим. автора) марта в 3 день по нашему и отца нашего великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Руси указу взят к Москве в гостиную сотню з Двины с Юрьева Наволоку Василей Федотов. И ныне он живет и тягло дает и наши всякие службы служит в Москве з гостьми и гостиные сотни с торговыми людьми вместе.
И бил нам челом Василей Федотов [70], а сказал, что ево на Устюге и по иным городом, в Казани и в казанских пригородках и в Астарахани и в Кайгородке и у Соли камской и в сибирских городех, где ему лучитца в отъезде быть, воеводыи всякие приказные люди судят и ведают ево во все попрежнему, и подати дает он вдвое. А где он живет в отъездах по городом или братья ево или племянники или приказщики, которых он посылает в сибирские городы и в Мангазею и в Енисейский острог для своего собственного промыслу, и в тех де в сибирских городех воеводы и дьяки и всякие приказные люди наметывают в судах их наши всякие запасы провадить в Верхотурья в дальние и сибирские городы и ярыжних с их товаров к хлебным запасом на сплавку еммлют и на коче мореми на промыслу аманатов в те суды их сажают и насильства и налоги чинят великие. И многие люди на них в тех во всех сибирских городех, куды они ездят, ищут, (Л.364) поклепав напрасно, и таможенные де головы с товаров их пошлины емлют лишние, вдвое и втрое. И как де они приезжают из Мангазеи на коче морем, и головы де их прямою дорогою через Камень не пропускают и их задерживают, а велят им ехать на Тобольск. И оттого от промыслов своих отстал, и нам бы сво пожаловати, в Юрьеве Наволоке земским судейкам и старостам других податей и в мирские розметы имать и службы служить не велеть, и как он где живет в отъезде для своего промыслу в городех, и в тех городех в застое и в насильстве от воевод и в поклепных искех велети его оберегати.
А по нашему и отца нашего великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Руси указу торговых людей, которые взяты с городов к Москве в гостиную сотню, в городех судом и службам и ничем ведать их не велено и не сошного письма велено их выложити, а будет за ними где в городех есть оброчные места или какие угодья или лавки, и с того им оброк велено платить по-прежнему.
Да гостиной же сотни торговым людем во всю сотню дана наша жалованная грамота за красной печатью, а в той нашей жалованной грамоте написано: велено им жить в нашем жалованье на льготе, а где им лучитца в отъезде быть самим или их детям или их племянникам или их людем, и наши бояре и окольничие и воеводы и дьяки и всякие приказные люди ни в чем их не судят, а кому будет в чем до них дело, ино их велено судить на Москве казначею нашему или кому мы укажем. А где станут на ком (Л.365) искати или кому отвечати, а по суду дойдет до крестнаго целованья, и им самим и их братье и их детям креста не целовати, а целовати крест лутчих людей людем их.
И с черными сотнями никаких им дел не делати и не тянути ни в чем, опричь своей гостиной сотни. И питье им про себя велено держати безвыимочно, и стояльщиков у них во дворех и всяких иноземцев ставити не велено, и во дворех у них изб и мыльни топити вольно, а печати у них изб и мылен не велено, и огню у них не выимают. И подвод у них в городех по ямом и на дороге имати не велено ж, а куды им лучитца в дорогу ехати для своего промыслу, и у них на реках перевозов и на мостех мостовщины и проезжего мыту с них не емлют же. А перевозити их на реках и пропущати на мостех безденежно, чтоб им в том мотчанья не было. А хто их чем обесчестит, а по суду доищетца, и бесчестья им гостиной сотни лутчим людем указано по 20-ти рублев, а середним людем по 15-ти рублев, а мототчим по 10-ти рублев.
И по нашему и отца нашего великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Руси указу на Устюге Великом воеводам нашим и всяким приказным людем ево, Василья, с братьями и с племянниками и их половников судом и службами и ничем вперед не ведати и тягла и податей с них Устюжскаго уезда в Юрьев Наволок земским судейкам и старостам и целовальникам имати с них не велети, опричь оброчных угодий. А где ему, Василью, или братье ево или племянником или прикащиком лучитца куды по горо (Л.366) дом или в сибирские городы ехати для своего промыслу, и бояром нашим и воеводам и дьяком и всяким приказным людем гостиной сотни торгового человека Василья Федотова з братьями и с племянниками и прикащиков их не судить, опричь душегубных и татиных и розбойных дел с полишним, и насильств и продаж и убытков никому чинить им не велеть. И подвод у них в городех по ямом и на дороге имати не велели, а с товаров их в городех нашу таможенную пошлину велели имати по нашуму указу и по уставной грамоте, а лишних пошлин имати не велели. А будет ево, Василья, хто чем обесчестит и по сыску он того бесчестья своего доищетца, и бесчестья ему, Василью, указали б естя против лутчево гостиные сотни торгового человека, 20 рублев, а братье и племянники его по 15-ти рублев.
А прочитая сю нашу жалованную грамоту, отдавали б естя Василью Федотову или братье ево или племянником или прикащиком назад. Писан на Москве, лета 7140-го (1632 года – Прим. автора) июня в 9 день» [71].
Комментировать указанный текст смысла нет – здесь всё понятно.
Улица Ильинская
Современные археологи доказали, что с точки зрения технического оснащения улиц территория Великого посада (будущего Китай-города) была полностью освоена в домонгольское время, а вот деревянное мощение Дмитровской улицы начинается только с конца XIV века [72].
Сначала это было бревенчатое замощение, а со второй половины XVII в. улица была вымощена уже брусьями. И эту традицию ввели тоже купцы-сурожане. Раскопки, проведённые современными археологами вдоль Ильинки вплоть до крепостной стены Китай-города, позволили обнаружить древнюю деревянную мостовую в 23 яруса (!). Начиная от раннего времени, она регулярно ремонтировалась, и с определённой периодичностью, по мере роста культурного слоя, возводились всё новые и новые бревенчатые настилы-мостовые. А теперь пройдёмся мысленно по улице Ильинке и вспомним некоторые детали из её истории.
Рис. 2.4. Фрагмент реконструкции плана Китай-города. 1650
Уникальную роль сурожане сыграли и в строительстве Москвы. Достаточно привести такие фамилии градостроителей, как Ермолины, Ховрины, Фрязины… По данным Н. Н. Воронина, на протяжении одного только столетия, с 1320-х по 1420-е гг., раннемосковская архитектура пополнилась более чем 30 памятниками, то есть в среднем возводилось по одному каменному сооружению каждые три года [73].
Рис.2.5. Ильинка от Хрустального переулка. Фото 1928
Рис.2.6. Ильинка от Хрустального переулка. Фото 2012
На рисунке 2.4 размещён фрагмент реконструкции плана улицы Ильинки [74] на котором видно, что на территории, ныне занимаемой зданием Торгово-промышленной палаты России, стояли две церкви Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. Истории этих двух церквей мы отведём особое место, посвятив им отдельные статьи, а пока осуществим прогулку по улице Ильинка «сквозь века», отмечая особо запомнившиеся здания и постройки.
Прежде всего, расскажем о сохранившейся до наших времён церкви Илии Пророка. Илия один из первых святых, которых стали почитать на Руси. От Красной площади, сразу за Ветошным переулком открывается церковь его имени [75]. По этой церкви и сама улица была позже переименована из Дмитровской в Ильинскую. О строительстве церкви в монастыре упоминается в летописи начала XVI века: «Некто Клим Мужила построил здесь в 1519 году каменную церковь» [76]. А поскольку рядом были торговые ряды, то и саму церковь многие называли церковью Илии Пророка на Торжище.
Церковь эта вошла в историю ещё и тем, что в ночь на 17 мая 1606 г. набатом от соборной церкви Ильинского монастыря князем Шуйским был дан сигнал к восстанию, жертвой которого пал Лжедмитрий I. У Н. И. Костомарова это эпизод описан следующим образом: «17 Маия, в светило ужасную тревогу столицы: ударили в колокол сперва у Св. Илии, близ двора гостиного, в одно время загремел набат и в целой Москве, и жители устремились из домов на Красную площадь с копьями, мечами, самопалами, дворяне, дети боярские, стрельцы, люди приказные и торговые, граждане и чернь.
Рис. 2.7. Улица Ильинка от Биржевой площади в сторону Кремля. Р. Курятников. 1824
Рис. 2.8. Улица Ильинка от Биржевой площади в сторону Кремля. Фото 2012
Там, близ лобного места, сидели Бояре на конях, в шлемах и латах, в полных доспехах, и, представляя в лице своем отечество, ждали народа. Стеклося бесчисленное множество людей, и ворота Спасские растворились: князь Василий Шуйский, держа в одной руке меч, в другой Распятие въехал в Кремль, сошел с коня, в храме Успения, приложился к святой иконе Владимирской и, воскликнув к тысячам: «во имя Божие идите на злого еретика!» указал им дворец, куда с грозным шумом и криком уже неслися толпы, но где еще царствовала глубокая тишина…» [77]. Так был казнён Лжедмитрий I, а на царство вошёл потомок Рюриков боярин Василий Шуйский.
Когда монастырь был упразднен, точно неизвестно. В середине XVI в. он еще упоминается в летописи: «сгореша церкви и монастырь Богоявленской и Ильинской» (ПСРЛ, XIII, 152), но в XVII в. монастыря уже не было, а церковь Ильи именовалась: «что в Ветошном ряду, что на Новгородском подворье» (М. д. И. М., I, 375) [78]. С этого времени церковь стала приходской и перешла в ведение Новгородского митрополита, который открыл здесь своё подворье. Важнейшими событиями в истории храма были крестные ходы из Спасских ворот к Ильинской церкви на Ильин день. Здесь слушали обедни первые русские цари дома Романовых.
Существовала традиция празднования на улице Ильинке Ильина дня. Ильин день был всенародным праздником, который обязательно сопровождался делами милосердия. Во время празднований осуществлялся крестный ход через Фроловские ворота к храму Илии Пророка на Ильинке, и процессия должна была останавливаться по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен. Традиция эта угасла во времена Екатерины II. После революции древний Ильинский храм был закрыт и разорён.
Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни.
С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в Храме возобновились богослужения. С 1998 года в нём проходят противоаварийные и реставрационные работы.
После выселения сурожан значительную часть левой стороны Ильинской улицы стали занимать монастырские подворья: Новгородского митрополита – дом 3 (1676—1790 гг.), Троицкое Троице-Сергиевой Лавры – дом 5 (1535—1852 гг.), Иосифовское Иосифо-Волоколамского монастыря – дом 7 (1613—1883 гг.).
Иосифо-Волоколамскому монастырю передали во второй половине XVI века «двор наш на Москве на улицы на Дмитровки» князья Иван и Григорий Звенигородские [79]. Алексеевское подворье (дом 9) в конце XVI века было продано воеводе Шеину. Теперь это здание Министерства финансов РФ. В XVI веке было открыто и Воскресенское подворье (дом 11) с церковью Воскресение Христово. В 1920-30-х гг. на месте подворья Новоиерусалимского Воскресенского монастыря было построено новое административное здание (дом 11, архитектор В. М. Маят).
По правой стороне Ильинки между церковью Дмитрия Солунского и нынешним Никольским переулком находился Посольский двор – здесь проживали послы, приехавшие в Москву, а сам переулок назывался Посольским. Для целей сопровождения иностранных гостей и организации торжественного приёма существовал определённый ритуал с участием всех знатных особ и их слуг. Сохранилась запись о принятой тогда церемонии приёма иностранных послов. Для этого по всему маршруту следования от здания Посольского двора и до самого царского дворца по обеим сторонам улицы Ильинки и по улицам Кремля выстраивалась шеренга стрельцов в красных кафтанах, а почётного гостя сопровождал по всей дороге назначенный на эту церемонию стольник.
В. О. Ключевский, ссылаясь на Бернгарда Таннера, так описал Посольский двор: «Это было обширное здание в 3 этажа, с 4 башенками по углам. Над подъездом возвышалась пятая, большая башня, вокруг которой устроены были в 3 ряда, один над другим, балконы („гульбища“), откуда открывался красивый вид на Москву. В этом здании в 1678 г. без труда поместилось с экипажами и лошадьми польское посольство, состоявшее более чем из 1500 человек. Среди здания находился квадратный двор, с колодезем посредине» [80].
На месте Посольского двора (Ильинка, 8—10) архитектор М. Ф. Казаков возвёл большой дом в классическом стиле, принадлежавший двум богатым московским купцам – Н. С. Калинину и А. И. Павлову. В нём открылось Купеческое собрание и Немецкий клуб. А. Ф. Малиновский об этом писал так: «Купцы Павлов и Калинин, получив около 1790 года Посольский двор в собственность, выстроили не сем месте огромное и красивое здание в три этажа: внизу по улице лавки, в бельэтаже хорошие комнаты, занимаемые теперь купеческим собранием, где сие сословие собирается для своих увеселений; тут же и танцклуб немецкий» [81].
Рис. 2.9. Улица Ильинка от Биржевой площади в сторону Ильинских ворот. Худ. Ф. Я. Алексеев, 1800—1802
Рис. 2.10. Улица Ильинка от Биржевой площади в сторону Ильинских ворот. Современный вид. 2012.
Сооружение Гостиного двора было начато в 1790, но закончено только в 1830 году. Помешала Отечественная война 1812 года. В 1812 году Ильинка в очередной раз выгорела при пожаре, а старые торговые ряды на Красной площади ещё и пострадали от мины, заложенной в одной из башен Кремля. Как уже было сказано выше, ещё в 1782 году архитектор И. Е. Старов спроектировал Ильинскую площадь, которая позже неоднократно переименовывалась, но сохранилась в полном виде до настоящего времени. Единственным исключением из проекта площади стала её южная сторона: западная часть южной стороны площади была занята построенным в 1830 году Гостиным двором, восточная часть была отдана в 1836 году под строительство здания Биржи.
Позже, уже в XIX веке «участок разделился на две части (№8 и 10 по Ильинке); левая часть – на углу с Никольским переулком – была существенным образом переделана в 1882 г. архитектором Б. В. Фрейденбергом для московских банков. В доме №8 по ул. Ильинка находились Волжско-Камский, Русско-Азиатский и Московский купеческий банки. Дом 12 по ул. Ильинка выстроен по проекту арх. Р. И. Клейна для Русского внешнеторгового и Сибирского торгового банков. О церкви Николая Чудотворца Большой Крест в клировой ведомости 1821 г. сказано, что она возведена в древности; в 1697 г. «тщанием архангелогородских купцов, московских гостей Филатьевых» построен придел во имя Успения Богоматери [82]. Подклет ее купцы использовали для хранения своих товаров. За церковью, в самом конце улицы, находился большой двор князя Барятинского.
Старый гостиный двор имел свои особенности. Он «был построен в три яруса: в нижнем находилось амбаров 22, в среднем 38, а в верхнем ярусе – 14; поставленных среди двора шалашей икорных и свежерыбных считалось 33, а на Варварской улице была одна лавка». Новый также был в три яруса: «амбаров находилось в нижнем ярусе 50, в среднем 44, в верхнем 36, а для входа 14 лестниц. Длина сего здания была 60, а ширина 50 саженей. Лавки около Гостиного двора принадлежали казне…» [83].
2.11. Биржевая площадь 1864 года
2.12. Современная Биржевая площадь
Создание гостиных дворов наверняка стало объединяющим началом для формирования новой купеческой корпорации – Гостиной сотни. Наиболее именитые купцы стали получать от царя жалованные грамоты гостя с полагающимися при этом привилегиями и обязанностями по несению государственной службы. Таким образом, ликвидированный ранее институт Сурожской гостиной сотни стал предшественником другой корпоративной организации – Гостиной сотни.
Описывая состояние улиц Китай-города, В. О. Ключевский отмечает: «Улицы в Китае, как и в других частях Москвы, вымощены были круглыми бревнами; только две главные, – одна против Спасских ворот, по которой обыкновенно царь выезжал из города, а другая у посольскаго дома, – выложены были обтесанными брусьями» [84].
В 1700 и 1705 годах Петром I были изданы указы о замощении улиц Москвы в пределах Бульварного кольца булыжником; о застройке Кремля и Китай-города, а в 1712 году – и Белого города каменными зданиями с запрещением строить здесь деревянные. При этом каменные здания должны были ставиться не во дворах, как прежде, а по улицам, примыкая одно к другому и выравниваясь по прямым линиям, параллельным противоположной стороне.
В 1717 г. все дипломатические службы были переведены в Санкт-Петербург, Посольское подворье пустовало, и тогда там была организована мануфактура Ф. А. Апраксина, П. А. Толстого и П. П. Шафирова. Ткацкая фабрика имела довольно большие масштабы производства: на ней работало до 700 человек!
С приходом к власти Петра I начались всевозможные притеснения гостей, членов Гостиной и Суконной сотен, всех торговых людей. Торговые люди были записаны в гильдии при магистратах, и речь о льготах и привилегиях уже не шла, а главным стали государственные заказы и государственные интересы. В итоге за первую четверть XVIII в. многие из купцов разорились или влачили жалкое существование.
В 1737 г. во время страшного пожара, от которого пострадала почти вся Москва, все дома, в том числе и Посольское подворье, сгорело. Это был, по-видимому, самый крупный пожар в период до наполеоновского нашествия.
Каменное домостроение не спасало от погибельных пожаров, поскольку бедняцкая Москва оставалась деревянной.
Постепенно и левая сторона Ильинской улицы утрачивала свой традиционный клерикальный уклад, и всё больше захватывалась энергичным купечеством. На территории бывших монастырей развивались постоялые дворы, оптовые склады, рестораны и закусочные.
Екатерина Великая в судьбе улицы Ильинки
В годы правления Екатерины Великой улица Ильинка была заново благоустроена, да настолько великолепно, что многие исследователи не могли удержаться от восторженных похвал. «Будь моя воля, – пишет известный исследователь Москвы Лев Колодный, – я бы на Ильинке, где она расширяется в площадь, установил бы памятник Екатерине II» [85].
Действительно, кроме улицы Ильинки можно привести ещё много примеров участия Екатерины II в архитектурном украшении Москвы: Московский университет, Сенат в Кремле, Екатерининский и Петровский дворцы, громадный Воспитательный дом, Екатерининская больница… Все эти монументальные здания служат и поныне.
Рис. 2.13. Императрица Екатерина Великая. Портрет работы Д. Г. Левицкого. 1794 (?)
В 1775 г. Екатерина II утвердила доклад Комиссии департамента по плану города и приложенный к нему «Прожектированный план г. Москвы». Но её заслуга не только в том, что она утвердила этот план, но и в том, что она тщательнейшим и внимательнейшим образом следила за его выполнением. Представили ей, например, на утверждение план постройки Гостиного двора, спроектированный московским архитектором С. А. Кариным, а она его забраковала, как отставший от времени, и предложила использовать идеи архитектора Джакомо Кваренги, которые он реализовал в Санкт-Петербурге.
Конечно, Семёну Антоновичу Карину пришлось изрядно потрудиться, чтобы при таком резком уклоне, какой существует между улицами Ильинка и Варварка, создать полноценный непрерывный строй колонн и при этом не испортить общее впечатление о единообразии внешнего вида здания со всех улиц, на которые оно выходит.
Сооружение Гостиного двора было начато в 1790, но закончено только в 1830 году. Помешала Отечественная война 1812 года. В 1812 году Ильинка в очередной раз выгорела при пожаре, а старые торговые ряды на Красной площади ещё и пострадали от мины, заложенной в одной из башен Кремля.
2.14. Ильинка. Вид от Ильинских ворот в сторону Кремля. Фото XIX в.
Рис. 2.15. Ильинка. Вид от бывших Ильинских ворот в сторону Кремля. Фото нашего времени
Как уже было сказано выше, ещё в 1782 году архитектор И. Е. Старов спроектировал Ильинскую площадь, которая позже неоднократно переименовывалась, но сохранилась в полном виде до настоящего времени. Единственным исключением из проекта площади стала её южная сторона: западная часть южной стороны площади была занята построенным в 1830 году Гостиным двором, восточная часть была отдана в 1836 году под строительство здания Биржи.
Наступил новый этап развития улицы Ильинки.
Улица Ильинка в XIX – XX вв.
В первые послевоенные годы вместо сгоревших старых торговых рядов на Красной площади по проекту Осипа Ивановича Бове были построены в стиле ампир новые торговые ряды, продолжена реконструкция Гостиного двора по первичным чертежам Кваренги, но уже с участием московского архитектора О. И. Бове.
О зданиях, выходящих на Ильинскую площадь и построенных в XIX веке, было рассказано в первой главе. Остаётся только дополнить информацией о проектах, реализованных на улице Ильинке далее Биржевой площади. В той части улица была застроена зданиями крупнейших в России банков:
– Волжско-Камского коммерческого банка (дом 8, 1890 г., архитектор Б. В. Фрейденберг);
– Петербургского международного коммерческого банка (дом 9, 1910, архитектор А. Э. Эрихсон; ныне Министерство финансов РФ);
– Азовско-Донского банка (дом 9, строение 2, 1912 г., архитектор A. Н. Зелигсон);
– Московского торгового банка (дом 10, 1882, архитектор Б. В. Фрейденберг);
– Русского внешнеторгового и Сибирского банков (дом №12, начало XX в., архитектор Р. И. Клейн; впоследствии архив ЦК КПСС, ныне – Федеральное архивное агентство России);
– Московского купеческого банка (дом 14, 1894 г., архитектор Б. В. Фрейденберг).
Рис. 2.16. Улица Ильинка. Специальное обозрение городской части, составленное К. Нистрем. 1846
В конце улицы выделяется башней с часами комплекс Северного страхового общества (дом 21—25, 1909—1911 гг., архитекторы И. И. Рерберг и В. К. Олтаржевский).
Схема улицы Ильинки XIX века представлена на рисунке 2.16 [90].
Какой же была Ильинка в XIX веке? Например, П. Д. Боборыкин в своём романе «Китай-город» очень красочно описал будни Ильинки: «…Улица и площадь смотрелись веселой ярмаркой. Во всех направлениях тянулись возы, дроги, целые обозы. Между ними извивались извозчичьи пролетки, изредка проезжала каре-
Рис. 2.17. Фрагмент церкви Николая Чудотворца Большой крест
Рис. 2.18. Пустующее место из под бывшей церкви Николая Чудотворца Большой крест
та.… На перекрестках выходили беспрестанные остановки. Кучера, извозчики, ломовые кричали и ходко ругались. Городовой что-то такое жужжал и махал рукой…» [86].
Ильинка стала символом преуспеяния и купеческой чести. Улица не раз поминается в монологах купцов – героев пьес А. Н. Островского: «Разница-то велика: по морозу в каком-нибудь срам-пальто прыгать да кулаки подувать или в шубе с седым бобровым воротником по Ильинке проехаться», – философствует удачливый Ераст в комедии «Сердце не камень».
А Самсон Силыч Большов у порога долговой тюрьмы страшится, что его проведут по Ильинке: «А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто верст покажется…» [87].
Образ жизни купцов, которые отъедались в ресторанах только по вторникам, описал В. А. Гиляровский в своих знаменитых воспоминаниях «Москва и москвичи»: «Вторничные» обеды были особенно многолюдны.
Здесь отводили свою душу богачи – купцы, питавшиеся всухомятку в своих амбарах и конторах, посылая в трактир к Арсентьичу или в «сундучный ряд» за горячей ветчиной и белугой с хреном и красным уксусом, а то просто покупая эти и другие закуски и жареные пирожки у разносчиков, снующих по городским рядам и торговым амбарам Ильинки и Никольской.
Рис. 2.19. Вид на Ильинские ворота. XIX в.
Рис. 2.20. Вид на бывшие Ильинские ворота. XXI в.
– Пир-роги гор-ряч-чие!…» [88].
Ильинка раньше других московских улиц познала, что такое «пробки». Она всегда была труднодоступна для проезда из-за обилия покупателей и продавцов. Может быть, поэтомупредставляет определённый интерес проект, предлагавшийся для борьбы с пробками на улице Ильинка.
В мае 1911 года, например, был составлен проект постройки трамвайного тоннеля от Красной площади под улицей Ильинкой до Ильинских ворот [89]. Видимо, уже тогда идея метрополитена пришла на ум московской администрации. Однако этот проект был отклонён.
Во время Великой Октябрьской социалистической революции по Ильинке наступали на Красную площадь революционные отряды 1-й запасной артиллерийской бригады, 85-го полка и красногвардейцев Рогожско-Симоновского района. У Ильинских ворот красные части встретили броневик противника, с которым вступили в боевое столкновение. Пустив в ход ручные гранаты, они заставили броневик белых отступить. Жемчужиной Ильинки была церковь Николая Чудотворца (Большой крест). Храм был одним из наиболее известных и красивых в Москве. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 165 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким, и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» – присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.
Осенью 1931 года храм был закрыт, а в 1934 был разрушен вместе с колокольней. Такое надругательство над православной верой совершили большевики во главе с Лазарем Кагановичем. На месте храма до настоящего времени пустырь (см. рис. 2.18). Московской общественности следовало бы организовать общественное движение или фонд за возрождение храма Николы Чудотворца «Большой крест». Полагаю, возрождение такого храма было бы важным шагом к возрождению русского духа.
После слома церкви Николая Чудотворца и китайгородской стены вместе с Ильинскими воротами, этот участок Москвы приобрёл новый вид. (см. рис. 2.20, 2.21).