Дорогие москвичи и гости столицы!
Владимир Платонов, президент
Московской торгово-промышленной палаты, депутат Московской городской Думы
Я – коренной москвич, но не считаю, что это является заслугой перед Отечеством. Просто повезло, как и миллионам других москвичей, родиться в нашем городе, который я очень люблю. И пока Господь Бог даёт мне силы, я и далее буду делать всё возможное для процветания нашего любимого города.
Я всегда интересовался историей Москвы, много читал на эту тему, и считаю, что между разными поколениями москвичей обязательно должна присутствовать некая духовная связующая нить. Таковой, например, может послужить огромная масса связанных с историей города экспонатов и исторических документов, хранящихся в московских музеях и архивах, а также ещё не найденных археологами артефактов. Например, совсем недавно наши историки обнаружили раритеты, подтверждающие, что Москва гораздо древнее, чем это было принято считать ранее. Память о многовековом историческом пути нашего города хранит москвоведческая литература, по праву считающаяся одной из основ российской культуры и духовности.
«Реликвия русского купечества» наверняка относится к разряду исторических изданий-открытий. После выхода в свет этого интереснейшего исследования наверняка потребуется дополнить Энциклопедию города Москвы и многочисленные исторические ресурсы именами архитекторов, построивших здание Московской биржи (ранее там были указаны не все фамилии) и здания Нового гостиного двора на Рыбном переулке, внести изменения и дополнения в описательную часть Паспорта памятника архитектуры «Московская биржа».
И с общественной, и с научной точек зрения это хороший дискурс, весьма важное погружение в предлагаемую историческую тему.
Во-первых, он открывает неизвестные ранее страницы зарождения первых в Москве купеческих объединений и прослеживает путь их развития до наших дней. Данные исторические факты чрезвычайно важны и даже позволят открыть самостоятельный раздел в истории московских предпринимателей. Мне кажется, что подобного исследования у нас пока не было.
Во-вторых, в данной работе открылись имена московских архитекторов, чья деятельность ранее была неизвестна или не до конца раскрыта. Это наверняка станет практическим вкладом в историю московской архитектуры.
В-третьих, что меня поразило в этой работе, и что принципиально отличает её от всех постсоветских лубочных исторических изданий (в которых русский купец всегда выглядит этаким благодетелем и филантропом), – то, что автор привёл в ней и весьма нелицеприятные для российского купечества примеры стяжательства.
Особенно запомнился эпизод, когда члены Московского купеческого общества хитростью и уловками использовали не по назначению часть средств, выделенных Императором, отказав Николаю I в желании построить грандиозное здание Московской биржи и воздвигнув на часть этих средств Новый гостиный двор на Рыбном переулке (что принесло Московскому купеческому обществу новые большие доходы). Другой эпизод, связанный с судьбой старшины биржевого комитета, банкира Александра Найдёнова, который в 1918 году раздал все свои личные сбережения в счёт погашения долгов, вызванных экспроприацией его банка большевиками, вызвал во мне чувство гордости за соотечественников и уверенности в том, что человек может оставаться Человеком в любые времена… В целом же все это создает сложный и противоречивый портрет русского предпринимателя.
Согласимся, не у каждого купца есть стремление к нравственной жизни. Так было всегда, так остаётся, к сожалению, и сегодня. И наша задача – прививать новым поколениям московских предпринимателей нравственные христианские принципы. Пример этому подаёт автор, обращая наше внимание на разрушенные храмы, возрождая утраченные ранее купеческие традиции по внесению освящённых икон в дома предпринимателей. Обращение к православным традициям – хороший пример каждому москвичу и гостю нашего города. Без веры человек жить не может.