Вы здесь

Религия любви. Категории и оценки духовного состояния личности. Глава 11. Рамаяна для всех и каждого (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2009)

Глава 11. Рамаяна для всех и каждого

Рамаяна – это путеводитель, священный текст, вдохновенное писание, созданное для людей всех времен и народов, независимо от их социального положения и религиозной принадлежности. Рамаяна наделяет душевным покоем, умиротворенностью, бесстрастием и внутренней силой. Душевный мир – это величайшее сокровище, без которого власть, слава и богатство ничего не значат. Тьягараджа в свое время пел, что без внутреннего мира не может быть счастья.

Чтобы обрести этот мир и утвердиться в нем, нужно заниматься духовной практикой, помогающей достичь бесстрастия. Человек от рождения до смерти является рабом своих желаний. Нужно осознать это и стремиться не к внешним, мирским удовольствиям, а к тому, что приносит внутреннюю, духовную радость. Такая радость возникает, когда в доме царят мир и гармония, когда все члены семьи живут в дружбе и согласии, и готовы служить друг другу и обществу, в котором живут.

В Рамаяне провозглашаются высокие идеалы, которым должны следовать родители и дети, братья и друзья, господа и слуги, учителя и ученики и т. п. Счастливая семья является основой нации. Она обеспечивает благополучие всего мира, ибо человечество – одно целое. Но если даже одна из составных частей организма будет страдать, то остальные части также не смогут пребывать в мире и счастье.

Никто в мире не может избежать ошибок

Вайрагью или бесстрастие помогает обрести не отвращение к семейной жизни и не жизнь в лесу, а осознание того, что все в мире непостоянно и не дает духовного блаженства. Ум дурачит человека, и он начинает верить, что есть вещи хорошие и плохие, вечные и преходящие. Перед вами может стоять блюдо с прекрасной едой, которая выглядит восхитительной и вкусной, но если повар заявит, что в процессе приготовления пищи в кастрюлю, стоящую на плите, упала ящерица и сварилась там заживо, то вся прелесть этого угощения мгновенно пропадет! Никто в мире не может избежать ошибок, не бывает радости без боли, и нет поступков, совершаемых без тени эгоизма. Помните об этом и будьте бесстрастны, и тогда вы избежите страданий.

В Рамаяне показано, насколько важно обладать бесстрастием и уметь жертвовать собой. Рама с радостью отправился в лес в изгнание, когда узнал, что такова воля его отца. Не забывайте, что при этом его должен был короновать на царство тот же самый человек, который потом отправил в изгнание. В Рамаяне герои, имеющие все необходимые качества, чтобы управлять царством, отрекаются от трона, а в наше время мы видим, что к власти рвутся люди, не имеющие никаких оснований претендовать на это!

Рамаяна учит человека исполнять свой долг

Рамаяна учит, что к своему долгу нужно относиться с благоговением, также как к Богу. Но сегодня люди говорят о долге, когда им нужно продемонстрировать свою власть. Однако это неверный подход. Долг каждого человека заключается в том, чтобы уважать и почитать людей, и служить им по мере своих сил и возможностей. Вы считаете, что имеете право, гуляя размахивать тростью, но другой человек, также гуляющий в этом месте, имеет равное право на спокойный и безопасный отдых. Нужно пользоваться своей свободой и правами, не нарушая при этом прав других людей. Такое отношение подобно поклонению Всевышнему, потому что, почитая других людей, вы почитаете Бога.

Когда Рама, Сита и Лакшмана достигли берегов Ганги, главный советник Дашаратхи Сумантра, сопровождавший их на царской колеснице, не смог следовать за ними дальше, потому что долг заставлял его вернуться назад в столицу. Поэтому, хотя по щекам его лились слезы, он был вынужден поехать в Айодхью. Гуха перевез их на лодке через реку, и они углубились в непроходимые джунгли, следуя друг за другом – впереди шел Рама, за ним Сита, и последним Лакшмана. Скоро они достигли уединенного жилища Вальмики. Когда этот святой мудрец вышел, чтобы приветствовать их, Рама попросил его указать место, где бы они могли поселиться. Вальмики сказал: «Мы все пребываем в Тебе, а Ты – в нас, и Ты спрашиваешь меня, где Тебе поселиться? Хоть Ты и принял облик обычного человека, Твоя неземная красота выдала тебя».

Стремясь к тому, что мимолетно и преходяще, человек отдаляется от конечной цели

Красота Рамы – это красота внутреннего мира и покоя, великолепие того, кто живет согласно дхарме. Рамаяна учит нас, что нужно избавиться от ложного отождествления с телом. Увидев Тару, рыдающую над телом убитого Вали, Рама говорит ей о бренности тела и о том, что глупо отождествлять человека с его внешней оболочкой, являющейся всего лишь средством передвижения.

Когда человек страстно стремится к тому, что мимолетно и преходяще, он отдаляется от конечной цели. Сита отреклась от благ, которые ей сулило пребывание во дворце своего отца и свекра, и предпочла последовать в лес за Рамой. Так она смогла приблизиться к Богу, и находиться рядом с Ним все время. Но, увы, когда Сита увидела золотого оленя, который был всего лишь иллюзией, ей страстно захотелось заполучить его, и она послала за этим оленем Раму и Лакшману, мечтая приручить это прекрасное животное, кормить его, заботиться о нем. К чему привело Ситу такое, казалось бы, невинное желание? Ей пришлось жить в разлуке с Господом, испытывая жестокие страдания.

Если Рама воцарится в вашем сердце – все остальное приложится. Вы будете счастливы, свободны, и вам во всем будет сопутствовать успех. Хануман был всего лишь одним из предводителей обезьяньего царства и главным советником Сугривы, пока не встретил Раму. Когда произошла их встреча, и Рама поручил ему разыскать Ситу. Хануман сразу отправился выполнять это поручение, то есть, иными словами, когда Рама воцарился в сердце Ханумана и стал его господином и покровителем, предводитель обезьян обрел бессмертие и вошел в историю как символ истинной преданности.

Вся Рамаяна глубоко символична. Так, имя Дашаратха означает «тот, кто ездит на колеснице, запряженной десяткой лошадей». Дашаратха связан с тремя гунами (качествами), которые олицетворяют три его жены. У него четыре сына, или четыре цели человеческой жизни. Это дхарма, или праведность (Рама), артха, или богатство (Лакшмана), кама, или желание (Бхарата), и мокша, или освобождение (Шатругна). Эти четыре цели достигаются последовательно, одна за другой, но при этом последняя цель, или мокша, является самой главной. Лакшмана символизирует буддхи (интеллект), а Сита – Сатью (Истину), Хануман символизирует мужество и ум, а Сугрива, которому Хануман служит, символизирует собой различение. Имея таких помощников, Рама отправляется на поиски Истины (Ситы) и находит ее. Это и есть урок, который несет в себе Рамаяна.

Идеалы, лежащие в основе древней культуры Индии

В основе культуры этой страны лежат высокие идеалы праведности, воспеваемые в Рамаяне и Махабхарате. В обоих этих произведениях Господь, приняв облик человека, указывает людям путь и ведет их за Собой. Один эпизод из жизни Александра Македонского прекрасно иллюстрирует величие индийской культуры.

Известно, что Александр, во время пребывания в Индии, имел обыкновение инкогнито заходить в деревни, расположенные вблизи его лагеря, и таким образом знакомиться с обычаями и нравами незнакомой ему страны, в которой он оказался волею судеб. Как-то раз ему довелось увидеть одного человека, умолявшего другого взять у него горшок, наполненный золотом, а тот отказывался и даже не желал смотреть на золото! Александру удалось выяснить, что этот горшок с золотом был найден в земле, раньше принадлежавшей другому. Тот, кто купил земельный участок, утверждал, что он приобрел только землю и, следовательно, не имеет права присваивать себе горшок с золотом. Продавец же настаивал на том, что на проданном земельном участке ему ничего уже не принадлежит. Ни один из спорщиков не хотел уступать. Наконец, пригласили деревенских старейшин, чтобы те разрешили спор. Тут Александр стал свидетелем мудрого решения старейшин, предложивших сыну человека, купившего землю, взять в жены дочь бывшего владельца этого участка, а горшок с золотом использовать в качестве приданного! Александр был восхищен высочайшей нравственностью этих людей. Он также устыдился, что завоевывает силой оружия то, что принадлежит другим. Идеалы, лежащие в основе древней культуры Индии, необходимо воплощать в жизнь хотя бы на ее территории, и это принесет благо всему миру.

Чтобы обрести чистоту, обратите свой взор внутрь

Сегодня, когда вы празднуете день рождения Рамы, вам следует принять решение и начать воплощать в жизнь высокие идеалы, провозглашенные Рамой. То, что вы дожили до сегодняшнего дня, является благословением, потому что вам представилась возможность узнать об этих идеалах и о том, как претворять их в повседневной жизни. Многие тратят время, механически повторяя имя Рамы, или постоянно читая и перечитывая всю Рамаяну в специально отведенные для этого часы. Они также в качестве ритуала ежедневно возносят молитвы перед изображениями Рамы, Ситы, Лакшманы и Ханумана, но совершают это с излишней помпезностью. Все они уподобляются человеку, сделавшему шаг вперед и тут же начавшему пятиться назад. Такие люди совсем не развиваются духовно, хотя тратят на свою практику многие годы. Не очистив сознание, не развив в себе сострадание и готовность служить людям, подобные личности используют все эти чисто внешние проявления религиозности, чтобы приобрести репутацию истинно верующих людей. Чтобы обрести чистоту, следует обратить свой взор внутрь.

Люди рассуждают о сакшаткаре, или видении Господа, дарующем освобождение. В этот миг субъект и объект должны слиться и стать Единым Целым, Одним, без второго. Вот что такое сакшаткара. Совершая тапас, или умерщвление плоти, вы обязательно обретете плод своего аскетизма. Но до тех пор, пока вы не съедите этот плод, не переварите, и он не войдет в вашу плоть и кровь, наделив вас духовной силой, вы не достигнете освобождения. Вашей целью должно быть слияние с Господом, ибо, по сути, вы и Он – одно целое.

Чтобы достичь этой цели, вам придется изрядно потрудиться. Сначала исследуйте свой духовный багаж, проверьте, нет ли в нем изъянов и пороков, то есть, не заражены ли вы эгоизмом, жадностью, лицемерием, своеволием и ленью. При наличии подобных пороков вам будет трудно сосредоточить свои мысли на Господе, пребывающем как внутри вас, так и вовне. Необходимо также развить в себе способность бескорыстно любить все сущее, потому что Бог – это воплощение божественной любви (премы), и познать Его может только тот, кто обладает такой любовью. В этом заключается основная идея Рамаяны. Этот урок Рамаяна преподает всем, кто искренно стремится обрести духовные знания. Вот что Я хотел сообщить вам сегодня.

Раманавами, Бриндаван, 20.04.1975