Вы здесь

Религия любви. Категории и оценки духовного состояния личности. Глава 10. Качество образования (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2009)

Глава 10. Качество образования

Будущее Индии – в ваших руках. Вам хорошо известно, что собой представляет Кали Юга (черный период в истории человечества), в которой мы сейчас живем. Вокруг царят неправедность, несправедливость, безнравственность, ложь, зло и жестокость. Но, несмотря на все это, мы должны сохранять спокойствие и все время двигаться вперед. Негативные тенденции проникли практически во все сферы человеческого бытия, но первостепенное внимание необходимо уделять образованию, так как именно эта сфера сейчас очень важна. Прежде всего, мы должны разобраться, почему родители учащихся, учащиеся и их преподаватели сами подрывают основы образовательной системы. Главная причина кроется в том, что современные люди движимы эгоизмом и честолюбием, а это – демонические силы, мешающие осознать, что нужно жить в соответствии со своей истинной природой, заложенной в основе человеческого бытия. Именно она делает вас людьми в полном смысле этого слова. Вам не подобает разменивать свою бесценную жизнь и бездумно тратить ее на исполнение мирских желаний, цена которым – грош. Человек обретает духовное бессмертие не благодаря делам, потомству или богатству. Бессмертным его делает жертва. Поэтому следует наполнить свою жизнь высоким смыслом, жертвуя ради людей личными интересами.

Современные студенты стремятся только к мирским наслаждениям

В наши дни, когда в сфере образования наблюдается глубокий упадок, вызывающий тревогу как у родителей, так и у всего общества, нам следует вновь обратиться к древним традициям, согласно которым только образование, опирающееся на наше культурное наследие, может считаться Атма видьей (Божественным знанием) и вести к просветлению. Каждый индиец должен ценить свою культуру, основанную на философии Вед. Вы знаете, что современная молодежь в поисках смысла жизни хватается за все подряд, но при этом полностью игнорирует духовные достижения прошлого. Сегодня студенты лишь на словах видьяартхи (искатели знаний), а на деле они – вишьяартхи (искатели мирских удовольствий).

Каждый человек должен уважать своих родителей. Индия является вашей родиной, для вас она и мать, и отец. Обязанностью каждого гражданина является изучение своей истории и культуры. Тот, кто игнорирует историческое и культурное наследие своей страны, подобен глупцу, не желающему признавать своих родителей. Чтобы идти в ногу со временем, вам необходимо приложить максимум усилий для развития сферы образования. Но вы игнорируете наших великих классиков и такие священные писания как Рамаяна, Махабхарата и Бхагавад Гита.

Цель образования – сильный характер

Однажды областной инспектор осуществлял проверку одной из школ. Он попросил школьного учителя задать кому-нибудь из учеников такой вопрос: «Кто написал Рамаяну?» Ученик простодушно ответил: «Господин учитель, это – не я, возможно, вы сами ее написали». Тогда учитель, испугавшийся ответственности за написание неизвестного ему произведения, начал уверять инспектора, что не повинен в этом. При этом он поинтересовался, не сам ли инспектор написал ее? Инспектор доложил о происшедшем своему начальнику, и тот высказал предположение, что это, должно быть, дело рук какого-нибудь брахмана. Он также посоветовал инспектору не волноваться и забыть об этом происшествии. Отсюда можно сделать вывод, что сегодня состояние дел в сфере образования настолько плачевно, что учащиеся, их преподаватели, инспекторы, и их начальство, все одинаково невежественны. Никто из них не знает автора даже такого великого произведения как Рамаяна. При подобном положении дел мы не можем называть себя образованными людьми. Мы тратим свое драгоценное время зря, лишь делая вид, что чему-то учимся. Цель образования – сильный характер, а его итог – обретение духовной любви.

Знания, почерпнутые из книг, еще не дают право считать себя образованным человеком. Если полученные знания носят только теоретический характер и их нельзя использовать в жизни, то это бросает тень на саму идею образования. В старые времена считалось, что студент сдал экзамен тогда, когда он ответил на все заданные ему вопросы и набрал сто баллов из ста возможных. Теперь же студенту достаточно набрать всего тридцать пять баллов. Это означает, что учащимся позволяют отвечать неправильно на шестьдесят пять вопросов из ста. Если такие правила существуют для молодежи, имеющей в своем распоряжении массу свободного времени, что же тогда говорить о взрослых людях – почему бы не разрешить им ошибаться на все сто процентов? Студенты обязаны иметь исчерпывающие знания по всем предметам. Если студент, не имеющий никаких других обязанностей кроме учебы, не в состоянии ответить на все вопросы, то в будущем, получив работу, он не сможет удовлетворительно выполнять ее.

Благотворительность делает человеком счастливым в обоих мирах

Полученное образование должно способствовать развитию у человека скромности и смирения, а эти качества, в свою очередь, обеспечат ему хорошую репутацию, которая поможет достичь материального благополучия, и даст возможность творить добрые дела. Благотворительность делает человека счастливым как в этом мире, так и в более высоких сферах.

Сегодня мы любим рассуждать о правах и обязанностях человека. С одной стороны, у нас есть свобода личности и основные права, а с другой – существуют обязанности и долг, которые нужно выполнять. Мы, несомненно, дорожим своей личной свободой, но при этом обязаны соблюдать все законы, существующие в обществе, заботиться о репутации страны и сохранять ее культуру. В наше время в обычных колледжах культуре не уделяется должного внимания. Поэтому необходимо, чтобы такие задачи решались в колледжах Сатья Саи. Мы не собираемся готовить людей, которым придется обивать пороги учреждений в поисках работы и протягивать свои дипломы подобно чаше для подаяния. Эти колледжи созданы для того, чтобы продемонстрировать, какую важную роль играет уверенность в собственных силах и желание служить обществу. Человек не может существовать в изоляции, подобно капле нефти на поверхности воды. Он – продукт общества, и должен жить в нем, работать и совершенствоваться. Родиться человеком очень трудно, и все другие живые существа могут лишь мечтать об этом.

Чувство единства

Чтобы пересечь океан самсары (повседневной жизни), нужно уметь плавать, т. е. погружаться в чинтану (глубокую медитацию). Какими бы обширными познаниями человек не обладал, но если он не умеет этого делать, то обязательно окажется на дне. Жизнь – это лодка, помогающая пересечь океан самсары с помощью медитации на Господа.

Страна нуждается в единстве, и ей, как и человеческому телу, необходимо взаимодействие всех органов. Тело состоит из различных органов. Один единственный орган не может представлять собой все тело. Когда органы тела не работают слаженно, то человеческое тело слабеет и даже может погибнуть. Точно также и страна – если она раздроблена на части, то, в конце концов, прекратит свое существование как государство. В стране может быть много штатов, но при этом все население должно испытывать чувство единства и считать себя одной нацией. Нам нужно научиться видеть единство в многообразии, потому что единство – это Бог. Бог – везде и в каждом, Он наполняет Собой всю вселенную. Нужно видеть Бога во всем. Эти высшие истины, содержатся в наших священных писаниях.

Электрические лампочки могут быть разных цветов, и их мощность также может различной, но через них идет один и тот же ток. Сегодня важно мыслить именно таким образом.

Согласно нашим традициям, мы почитаем отца и мать как Бога и потому ожидаем, что наши дети будут относиться к нам подобным же образом. В этом мире все подчиняется закону причины и следствия.

В Индии мы отводим женщинам особое место

Девушки, обучающиеся в этом колледже, скоро станут матерями. Поэтому необходимо, чтобы они обрели мудрость и изучили культуру своей страны – все это понадобится им в ближайшем будущем. В Индии мы отводим женщинам особое место. Потому чрезвычайно важно, чтобы они получили здесь такую подготовку, которая позволит им воплотить в себе идеал индийской женщины.

В нашем представлении женщина – это, прежде всего, хозяйка дома. Она должна быть хранительницей домашнего очага. Но она – не только домохозяйка, и от ее поведения зависит репутация целой страны. Вот почему свою родину мы зовем матерью. Мы также называем ее Бхаратамата, или, мать Бхарата. По этой же причине мы ставим имя женщины на первое место в таких сочетаниях имен как Сита-Рама, Лакшми-Нараяна, Радха-Кришна, Парвати-Парамешвара.

Подобные колледжи мы открываем для того, чтобы утвердить ведущую роль женщины в нашей стране и в соответствующем духе обучать девушек. Я полагаю, что студентки этого колледжа будут развивать в себе лучшие женские качества и тем самым прославят и свой отчий дом, и тот дом, в котором они окажутся после замужества. У студенток этого колледжа не должно быть дурных привычек и вульгарного поведения, присущего многим их сверстницам. Девушкам из колледжа Сатья Саи следует поддержать высокую репутацию своего учебного заведения, а также честь родного дома, общества, в котором они живут и своей национальной культуры. Только тогда мы сможем считать, что этот колледж выполнил поставленные перед ним задачи.

Джайпур, 10.04.1975

Ригведа учит спокойствию и безмятежности. Состояние внутреннего мира подобно благоуханию розовой воды. Когда вас окропляют этой жидкостью, вдыхайте ее аромат, но не пейте.

Любая критика подобна лекарству – принимайте ее к сведению и используйте себе во благо, но не обижайтесь на критикующего вас.

Сатья Саи Баба