Глава 8. Серединный путь
С помощью садханы (духовной практики) вы можете остановить блуждание ума, порождающее неудовлетворенность и страдания. «Садхана поможет вам достичь даже того, что кажется невозможным», – гласит телужская пословица.
Вы должны понять, что ум ведет с вами нехорошую игру. Он постоянно искушает вас, не давая времени подумать, нужно ли вам то, что вы хотите. После того как вы удовлетворите голод, ум начинает искушать вас интересными кинофильмами, приятной музыкой или другими развлечениями. Затем желания усиливаются настолько, что их трудно сдержать. Когда же бремя желаний становится непосильным, возникает депрессия. В такие минуты ум должен прибегать к помощи интеллекта, а не чувств. Это превратит ум в инструмент, помогающий избавиться от желаний, и сохранит время и энергию для более существенных вещей.
Вы все – «живые клеточки» тела Господа
Исполненные желания порождают новые, а неисполненные ведут к повторным воплощениям на земле для исполнения этих желаний в следующей жизни. Уничтожить желания вы сможете лишь тогда, когда будете посвящать все свои дела Богу, отдавая Ему их плоды. Рассматривайте всех людей как воплощения Бога, поклоняйтесь им и служите с любовью и сочувствием. Только слепой может оставаться равнодушным, видя бедственное положение других людей, только глухого не затрагивают их рыдания. «Других», фактически, нет, ведь вы все – «живые клеточки» тела Господа, каждая из которых, по Его воле, выполняет определенную задачу.
Радость, получаемую при оказании помощи людям, ни с чем сравнить нельзя. Когда вы видите страдания людей, ваше сердце должно таять как воск. Это – признак саттвической (чистой, благородной) личности. Тамасическую (бездуховную, невежественную) личность оставляют равнодушной чужие страдания. Раджасическая (страстная) же личность спешит наказать тех, кто причиняет эти страдания, но при этом иногда даже забывает облегчить их! Основная причина жестокости – бездушие, искажающее божественную природу человека.
В мире существуют тысячи бхаджан мандали (групп исполняющих духовные песнопения), действующих под эгидой Организации Шри Сатья Саи. Они проводят бхаджаны один или два раза в неделю, радостно воспевая Господа.
Соблюдайте во всем меру
Такие собрания отличаются от индивидуальных безмолвных медитаций. Это совместная садхана, совершаемая для того, чтобы победить шесть внутренних врагов человека. К ним относятся похоть, гнев, жадность, привязанность, самомнение и ненависть. Эти ночные птицы садятся на древо жизни человека, свивают гнезда и загрязняют его душу. Когда мы воспеваем Господа, душа начинает сиять, и эти птицы улетают прочь, не в силах вынести яркий свет и громкое пение.
Древние мудрецы советовали людям держаться золотой середины, «ати сарватра варджайет» (во всем соблюдайте меру). Нужно уважать предписания древних мудрецов. Они действуют подобно гранитным набережным, обуздывающим разбушевавшиеся воды, направляя страсти по безопасному руслу и спасая души от погибели. Конечно, у людей есть определенные физические, умственные и интеллектуальные потребности, и их нужно до определенной степени удовлетворять. Но человек не должен объедаться, покупать роскошную мебель и строить огромные особняки. Роскошь расслабляет и порабощает.
Правители должны подавать пример в этом отношении, ибо люди обычно подражают своему руководству. Личный пример эффективнее всяких наставлений. Вот почему Я провозгласил: «Моя жизнь – Мое послание» Вы должны сделать свою жизнь аргументом своей философии. Родители должны подавать детям хороший пример, преподаватели – студентам, а руководители страны – своим избирателям. Проповедовать аскетизм и в то же время жить в роскоши – откровенное лицемерие
Пусть вас ведет и направляет Сам Бог
Родители говорят о честности, но лгут в присутствии детей и даже принуждают их обманывать. Находясь дома, отец велит ребенку говорить, что он уехал! Таким образом, ребенка заставляет кривить душой сам отец. Поэтому не удивительно, что когда такой ребенок вырастет, он превратиться в аморального типа.
Лучший способ стать счастливым – выбрать в качестве своего гуру Самого Бога, и тогда Он будет направлять и хранить вас изнутри, потому что Господь пребывает в сердце человека. Император Шиваджи однажды послал к своему святому гуру Рамдасу слуг с большим количеством зерна, одежды, сладостей и посуды. Гуру спросил их: «Для кого вы принесли все это и почему?» Они ответили: «Для вас. Это прислал Шиваджи Махарадж, ведь о вас некому больше позаботиться». Рамдас засмеялся и сказал: «Обо мне заботится само Провидение, но о Нем никто не заботится. Попросите Шиваджи отдать все эти вещи Богу!»
Сейчас из-за роста цен люди очень обеспокоены, и правительства стараются снизить цены. Основной причиной такого роста является обесценивание человека, который должен осознать, что он бесценен, и перестать считать себя просто винтиком, не играющим большой роли. Ведь человек – это нерушимый, вечный Атман (Дух), и тело является для него только средством передвижения.
У людей нет любви, основывающейся на осознании внутренней божественности каждого человека
Нужно уважать других людей как своих родственников, обладающих одинаковой с вами божественной природой, и тогда появится эффективное производство, экономичное потребление, справедливое распределение, мир и любовь. Любви, основывающейся на осознании внутренней божественности каждого человека, сейчас нет, потому и существуют эксплуатация, обман, жадность и жестокость. Если люди осознают, что все они являются «живыми клеточками» тела Бога, то обесценивание человека прекратится. Человек является алмазом, но в наше время с ним обращаются, как с куском стекла!
Человек сможет исполнить свою миссию на земле, когда осознает, что как он сам, так и другие люди, обладают божественной природой. Человек должен поклоняться Богу в облике человека. Бог может появиться перед ним в виде слепого, нищего, прокаженного, ребенка, старика, калеки, преступника или безумца. Вы должны видеть даже в этих людях божественное воплощение любви, силы и мудрости, видеть в них Саи и поклоняться Ему, служа всем.
Нельзя отождествлять Бога с какой-то одной формой и называть Его только одним именем. Он носит все имена и имеет все формы. Ваши имена и облики тоже Его. Вы кажетесь индивидуумами потому, что глаза человека видят только тело, являющееся всего лишь внешней оболочкой. Когда вы освятите свое зрение и взгляните на все Атмическим взором, то увидите, что люди подобны волнам в океане Абсолюта, подобны «тысяче голов, тысяче глаз и тысяче ног» Вират Пуруши (Космочеловека), воспеваемого в Ригведе. Обретя такое зрение, вы сможете испытать высшее духовное блаженство.
Вы приезжаете в Путтапарти, покупаете Мою фотографию и, вернувшись домой, начинаете возносить перед ней молитвы каждый день или каждый четверг. Но все это просто саткарма, или благочестивое поведение. Подобная практика не позволит вам далеко продвинуться на духовном пути. Вы должны и в повседневной жизни вести себя саттвическим образом. В противном случае ваша жизнь будет просто чередованием плюсов и минусов, когда одно уничтожает другое и, в конце концов, все сводится к нулю.