Фундаментальная ошибка религий
Мы называем «религией» любую концепцию мира или вселенной, представляемую как исключительная Истина, в которую нужно иметь абсолютную веру – обычно потому, что эта Истина объявляется результатом откровения.
Большинство религий утверждают существование некоего Бога, а также правил, которым нужно следовать, чтобы подчиняться Ему, но есть религии и без Бога, такие как социополитические организации, которые во имя Идеала или Государства требуют того же права, чтобы им подчинялись.
Человек имеет право следовать Истине свободно и приближаться к ней свободно своим собственным путем. Но каждый должен знать, что его открытие хорошо только для него и его не следует навязывать другим.
Вот почему религии всегда заблуждаются, всегда – потому что они хотят превратить выражение опыта в некий стандарт и навязать его всем как неопровержимую истину. Сам по себе опыт был истинным, полноценным, убедительным – для того, кто получил его. Он выразил этот опыт превосходно – для себя. Но желание навязать его другим – это фундаментальная ошибка, которая всегда имеет совершенно разрушительные последствия и которая всегда уводит далеко, очень далеко от Истины.
Вот почему все религии, сколь бы прекрасными они ни были, всегда вели человека к худшим крайностям. Все преступления, ужасы, совершенные во имя религии, – это одни из мрачнейших пятен на человеческой истории, и все из-за небольшой изначальной ошибки – желания чтобы то, что истинно для одного человека, было истинным для масс или коллектива.
Вы хотите знать «Истину» как нечто определенное, классифицированное, установленное и после этого – почивать на лаврах – нет больше необходимости искать! Вы берете ее и говорите: «Вот, это – Истина», – и фиксируете ее. Именно это сделали религии. Они установили свою истину как догму. Но это больше уже не Истина.
Почему люди цепляются за религию?
Всякая религия основана на кредо, которое представляет собой духовный опыт, низведенный на уровень, где он становится более легко постижимым, но ценой потери своей интегральной чистоты и истины.
Время религий прошло.
Мы вступили в век универсальной духовности, духовного опыта в его изначальной чистоте.
Для меня эти вещи не имеют большого значения. У меня нет привязанности ни к одной из религий, а когда у вас нет привязанности, у вас нет и антипатии. Для меня религии являются формами – формами слишком человеческими – духовной жизни. Каждая из них выражает какой-то один аспект единственной и вечной Истины, но, выражая его так, что другие ее аспекты исключаются, она искажает и принижает ее. Ни одна из них не имеет права называть себя единственно истинной, как ни одна из них не имеет права и отрицать истину, содержащуюся в других религиях. И все они вместе взятые не смогли бы выразить Верховную Истину, которая находится за пределами всякого выражения, даже несмотря на то, что она присутствует в каждой из них.
Бог отдает себя всему своему творению; ни одна религия не владеет монополией на Его Милость.
Вместо того, чтобы исключать друг друга, религии должны друг друга дополнять.
Религиозное чувство преклонения, преданности, самопосвящения не противоположно духовному подходу. Но что является ошибочным в религиях – это определенная фиксация ума, цепляющегося за одну формулу как за исключительную истину. Необходимо всегда помнить, что формулы – это только ментальное выражение истины и что эта истина всегда может быть выражена множеством других способов.
Подход к религиям, который нужно принять:
Душевная доброжелательность по отношению ко всем верующим.
Просветленное беспристрастие по отношению ко всем религиям.
Все религии являются частичными и приближенными выражениями одной-единственной Истины, которая намного превосходит их все.