Вы здесь

Религиозный этикет. Глава II. Армянская Апостольская церковь (В. М. Грусман, 2017)

Глава II. Армянская Апостольская церковь

Армянская Апостольская церковь является одной из древнейших христианских церквей. Христианство появилось в Армении в I веке с прибытием туда апостолов Фаддея и Варфоломея, которые проповедовали здесь. Фаддей создал в Армении пять христианских общин, в том числе в Арцахе-Карабахе, которыми руководили его ученики. Христианские общины стали распространяться во II–III вв.

Благодаря проповедям св. Григория Просветителя (252–326), по имени которого Армянская Апостольская церковь нередко именуется Армяно-григорианской, армянский царь Тиридат III (287–330) принимает со своей семьей крещение.

Несмотря на множество препятствий и благодаря героическим усилиям св. Григория Просветителя, христианство стало официальной государственной религией Армении в 301 году н. э. Началом принятия христианства в Армении считается крещение армянского царя Трдата, его семьи, приближенных и войска.

Армянская Апостольская церковь принадлежит к семье так называемых нехалкидонских церквей, к которым также принято относить Коптскую (Египетскую), Сирийскую, Эфиопскую и Маланкарскую (Индия) церкви.

Географически Армянская Апостольская церковь распространена по всему миру, но едина в своих вероучительных установках.

Под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения, начиная с IX века, была вынуждена периодически покидать страну и искать убежища в зарубежных странах. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский патриархаты и Киликийский католикосат (Великий Дом Киликийский), который в настоящее время находится в Антилиасе(Ливан). Эти три архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в юрисдикции Престола Церкви-Матери Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.

В юрисдикции Иерусалимского патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского патриархата – приходы Турции и острова Крит; в Католикосат Великого Дома Киликийского входят епархии Ливана, Сирии и Кипра.

Помимо своих канонических территорий, каждая кафедра имеет свои приходы и церковно-административные структуры и в других местах проживания армянской диаспоры (в т. ч. в Западной Европе, Северной и Южной Америке и др.).

До середины V в. Армянская Апостольская церковь представляла одну из ветвей относительно единой христианской церкви. Однако, стремясь упрочить свою независимость от Византии и не признав IV Халкидонский Вселенский Собор (451 г.), Армянская Апостольская церковь фактически оказалась в изоляции. Армянская церковь сочла невозможным корректировать формулировки предыдущих трех Вселенских Соборов, тем более ставить их в зависимость от политической ситуации в ведущих христианских державах. «Вера 318 отцов, собиравшихся в Никее Вифинской, да не отменяется, но да пребывает господствующей». Таково резюме Второго Вселенского Собора (381 г.), и Армянский католикосат отвергал любые догматические наросты на основах, заложенных апостолами, равно как и любые нововведения, превращающие христианский догмат в арену для словопрений.

В Халкидоне Константинопольская и Римская кафедры настояли на признании в Христе двух природ (естеств) – божественной и человеческой, неслитных, но нераздельных после воплощения. Приверженцы этого направления стали называться диофизитами. Монахи Диоскор и создатель учения монофизитизма Евтихий вместе со своими сторонниками из числа египетских епископов были отлучены от церкви за несогласие с формулировками собора. Не признав реформистских решений Халкидонского собора, Армянская Церковь, тем не менее, также атафематствовала учение Евтихия и Диоскора как ересь.

Лучшим богословским толкованием позиции Армянской Церкви относительно халкидонских постановлений могут послужить слова Католикоса всех армян Гарегина I, цитату из которого, по необходимости пространную, приводим ниже.

«С IV века вплоть до конца V богословская мысль в Армении развивалась в направлении, которое исключало принятие учения о разделении двух природ Христа, сформулированного в 451 г. на соборе в Халкидоне и, в частности, Папой Львом I в послании к Флавиану. В этих формулировках армяне усмотрели усиление несторианства. Армянская Церковь не является монофизитской в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие. Под монофизитством, как правило, понимают, признание лишь Божественной природы Христа при почти полном исчезновении Его человеческой природы, которая, согласно, Евтихию была потеряна в Его Божественности, «как капля меда в океане». Мы также не следуем учению Нестория, так как никогда не принимали его дуализм в личности Христа, Воплощенного Слова. Доказательством этого служат наши литургические тексты».

Конец ознакомительного фрагмента.