Вы здесь

Религиозный этикет. Глава I. Русская Православная Церковь (В. М. Грусман, 2017)

Глава I. Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь, членами которой по Крещению являются до 75 процентов российских граждан, является крупнейшей религиозной организацией на территории нашей страны. В настоящее время в России зарегистрировано 11,5 тысяч ее приходов, монастырей и учебных заведений.

Канонической территорией Русской Православной Церкви является все пространство СНГ и стран Балтии за исключением Грузии, православных христиан которой окормляет Грузинская Православная Церковь.

Русская Православная Церковь является частью Московского Патриархата, в который помимо нее входят также Украинская Православная Церковь, Японская Автономная Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Латвийская Православная Церковь и Эстонская Православная Церковь). В пределах России названия «Русская Православная Церковь» и «Московский Патриархат» могут считаться полностью идентичными.

Правила хорошего тона не допускают сокращать наименование Русской Православной Церкви как «РПЦ», однако позволяют сокращать синонимичное название «Московский Патриархат» как МП. Также стоит учесть, что словосочетание «Московская Патриархия» (или просто «Патриархия») является названием центрального аппарата Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и не синонимично словосочетанию «Московский Патриархат».

Устройство Православного храма

Духовное значение православного храма – ковчег спасения, поэтому чаще всего храм строился в форме корабля, как писали апостолы, «продолговато устроенным, и на восток обращенным». Христианские храмы всегда ориентированы алтарем на восток.

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Каждый храм посвящается Богу, а его название всегда хранит память о том или ином важнейшем историческом событии или о ком-то знаменитом, причисленном к лику святых. Все церковное здание делится на притвор, собственно храм, и алтарь (с восточной стороны), и если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари, кроме главного, называются приделами.




Алтарь

Это самая важная часть храма, отгороженная иконостасом с множеством икон, высотой, в большинстве случаев, до потолка. В алтаре находится главная святыня храма – престол, представляет собой особо освященный стол, на котором во время литургии совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, поэтому стоять спиной к алтарю нельзя ни в коем случае.








В алтарь ведут Царские врата (так называется украшенная резьбой и росписями центральная дверь в иконостасе), а также боковые северные и южные двери, которые называются еще и диаконскими. Через них проходят священнослужители, которые помогают вести богослужение. Женщинам входить в алтарь запрещено. Мужчины могут заходить в туда, но только по разрешению священников, и не со стороны западного входа, а исключительно через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь могут входить только священнослужители.

Солея

Непосредственно к иконостасу примыкает солея – площадка, расположенная на возвышении вдоль всего алтаря. Полукруглый выступ солеи перед Царскими вратами называется амвон. На всю эту площадку заходить без разрешения священнослужителей также не разрешается. По краям солеи, у самых стен, также находятся выступы – клиросы для хора и чтецов.

Иконы в храме

Все иконы в храмах занимают соответствующее место. Так, на иконостасе справа от Царских врат размещена икона Спасителя, слева – образ Пресвятой Богородицы, за ними – иконы особо чтимых святых. При этом обычно справа от образа Спасителя помещают храмовую икону – на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. Поэтому нижний ряд в иконостасе называется местным рядом. Именно по иконе, помещенной справа от образа Спасителя, всегда можно узнать, как называется храм.

Следующим за местным рядом обычно идет ряд праздничных икон с изображением двунадесятых праздников (двенадцати главных событий Евангельского повествования).

Третий ряд – деисисный (от греческого deesis – «моление»). В этом ряду – изображение Божией Матери, Святых Апостолов, Архангелов и святых, склонившихся к Господу в молитвенной позе.

По всем стенам храма и на колоннах также располагаются иконы. Как правило, все они помещаются в красивых рамах под стеклом – киотах, либо лежат на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые ставятся свечи. В средней части храма, обычно, у северной стены находится канун – прямоугольный стол с мраморным или металлическим верхом с множеством гнезд для свечей, на котором или за ним установлено распятие. Это то место, где можно ставить свечи о упокоении усопших. Именно здесь проводятся заупокойные службы – панихиды и литии.

Правила поведения в православном храме

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Подходя к храму, верующий человек всегда совершает крестное знамение. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, он повторяет этот жест.

Входящему в храм неверующему или по долгу службы не следует бравировать своим неверием или принадлежностью к иной вере, Входя в храм, необходимо следовать общепринятым принятым правилам поведения в молитвенном доме. В религиозном этикете действует главное правило, что и во всех других видах этикета: будьте крайне доброжелательны к окружающим и уважайте достоинство и убеждения других людей.

Внутри церковной ограды (а также, разумеется, на паперти и внутри самого храма) нельзя курить. В храме недопустимо громко разговаривать, смеяться, есть или пить, пользоваться жевательной резинкой, принимать лекарства, говорить по мобильному телефону. Кстати, перед входом в храм мобильник следует выключить или отключить звук. С осторожностью надо относиться к фотографированию, поскольку в большинстве храмов фото- и киносъемка запрещена. В исключительных случаях – только с разрешения священнослужителей.

Во время богослужения мужчинам положено стоять в правой части храма, а женщинам в левой, оставляя свободный проход от главных дверей к Царским вратам.

Находясь в храме, не следует стоять, сцепив руки за спиной или держа их в карманах Нельзя стоять спиной к алтарю, о чем уже было сказано.

В православном храме не принято сидеть, однако, пожилые или больные люди могут на некоторое время присесть на лавки, обычно расположенные слева и справа от главного входа.

Расписание служб обычно вывешивается слева от входных дверей. Прихожанам рекомендуется приходить на богослужение следует за 10–15 минут до его начала. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Прихожане вначале подходят к центральной, праздничной иконе, прикладываются к ней или же просто касаются рукой, а потом ставят зажженную свечу в подсвечник. Ее следует зажигать не от лампады, а от любой горящей свечи. Прежде чем прикоснуться к иконе или к мощам, вначале полагается осенить себя крестным знамением дважды, приложиться – поцеловать икону или коснуться ее лбом, затем отойти, в третий раз осенить себя крестным знамением и сделать поклон. Надо также помнить, что неправильно одновременно креститься и кланяться: сначала надо совершить крестное знамение и только затем – поклон.

В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не мешать молитве других. Во время богослужения ни в коем случае нельзя вести себя как в музее – ходить по храму, рассматривать иконы и разговаривать, проявлять любопытство или пристально рассматривать окружающих. Чиновники, которых направляют на праздничные богослужения, как правило, не принимают участие в вышеописанных церковных обрядах – просто стоят, смотрят, слушают. После окончания службы архиерей или священник всегда произносит приветственное поздравительное слово. Если приглашенное светское должностное лицо хочет что-то сказать в ответ, то ему также предоставляют слово для поздравлений и пожеланий, но не для длинного выступления на тему, которая напрямую не касается праздника.

Если же вы пришли только для того, чтобы осмотреть внутреннее убранство храма, его роспись, иконы, а, заодно, поставить свечки или подать записки, то следует для этого выбрать время до или после церковной службы. При этом недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме, осуждать или одергивать новичка, не знающего церковных правил. В этом случае лучше помочь ему вежливым и добрым советом, например, убрать руки из-за спины или вытащить их из карманов, снять головной убор и т. д.

Если вы пришли в храм, чтобы поговорить со священником, сделать это можно только после богослужения. В том случае, когда не было предварительной договоренности о встрече с ним, то передайте свою просьбу через алтарника – священнослужителя, который время от времени выходит в зал из алтаря. Как правило он проходит через северную дверь, т. е. слева от Царских врат. К этой двери можно подойти поближе, но ни в коем случае нельзя наступать на солею.




Следует также напомнить, что нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Например, приветствуя православного священнослужителя, неверующий человек не должен первым протягивать ему руку, даже если он и старше по возрасту, а уж тем более, не стремиться первым обнять и расцеловаться. Что касается прихожан, то они знают, что при приветствии следует вначале испросить у священнослужителя благословения и, лишь потом, поцеловать его руку.

В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук). Одежда посещающего храм или церковные мероприятия, не должна быть особо яркой или же чрезмерно открытой. Женщинам в храме следует находиться с покрытой головой, брюки – нежелательны.

Отдельно следует остановиться на некоторых моментах, связанных с церковными праздниками. Немаловажно знать, как следует в эти дни одеваться для посещения православного храма. Зачастую в провинциальных церквях на праздничных службах можно увидеть чиновников в куртках, свитерах, черных рубашках, как бы приехавших на загородную прогулку. Однако в русской традиции всегда было принято идти в храм как на праздник, и даже самые бедные всегда имели для такого случая праздничную одежду.

На церковные праздники также принято дарить подарки. Например, местная администрация или состоятельный бизнесмен может принести в дар храму или монастырю икону, колокола, сделать личное или коллективное пожертвование в виде автомашины, оплаты стоимости ремонта храма. Подарком от высокопоставленных государственных служащих может быть, например, принятие административного решения о постройке дороги к храму.

Церковные трапезы

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами – фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.

После праздничного богослужения в одном из церковных помещений принято организовывать совместную трапезу. Она бывает двух форматов: либо шведский стол, либо с рассадкой за столом или за столами.

Если светских гостей много, то главный стол делится пополам. На одной половине рассаживается духовенство, на другой – гости. Если участников трапезы немного, то духовные лица рассаживаются вперемежку с приглашенными чиновниками.

На столе принято ставить таблички с фамилиями, однако в любом случае гостей подведут к своим местам. Супруга главного гостя обычно сидит рядом с ним, однако в ряде случаев, когда настоятель женат, ее приглашает к себе за стол его супруга, к которой, как и ко всем женам или матерям священников, следует обращаться «матушка» или же «матушка (имя)». В случаях, когда сложились личные отношения, женщин можно называть просто по имени.




Прием без рассадки – фуршет, характерен тем, что приглашенные трапезничают стоя. Этот вид приема продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно также по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример – праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

Приглашения на такие трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашения бывают красочно оформлены; если, например, прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем.

В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: «Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя». Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На ней обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение, либо рукопожатие. Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Напомним, что человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки, причем, первым подает руку священнослужитель независимо от возраста и служебного положения гостя.

В отношении рассадки классическое требование светского этикета – чередовать дам и мужчин – не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие – старейший по хиротонии архиерей. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви. Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы.

Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например, губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха. В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако, опять же в иерархическом порядке. Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку предоставлять кому бы то ни было место напротив Святейшего Патриарха – не принято.

Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть представители иных вероисповеданий или неверующие, они обязаны в этот момент, из уважения к остальным присутствующим, сохранять благоговейную тишину.

На светских и дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается коньяк или шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества. В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее начале или конце. Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»). Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви. Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве, причем именно этот тост является сигналом к завершению трапезы.

Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.

Несколько практических советов

Опоздание на прием без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет, если, конечно на приглашении не стоит время начала и окончания мероприятия. В этом случае, можно приходить в любой час обозначенного времени. В противном случае, опоздание или внезапный уход с мероприятия может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения.

Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

Если рядом в вами находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.

Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил желание быть еще раз приглашенным к этому столу. В действительности же, это является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку также нельзя заправлять за ворот, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.

Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки – с левой. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.

Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а выпивать напитки «залпом». И вообще необходима умеренность в употреблении крепких напитков.

На фуршете не следует ходить с тарелкой и одновременно есть. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются с нее.

Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.

Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой – это требование относится, главным образом, к посещению храма.

Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

Правила обращения к священнослужителям

Для тех, кто занят в системе внешних связей, очень важно знать правила обращения и переписки, принятые в церковных кругах.

Начнем с того, что в православной церкви есть три степени священства: диакон, священник и епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить, будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же, приняв монашество (черное духовенство). С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата (по-латыни – «холост»), то есть сан принимается с обетом безбрачия. Диаконы и священники – целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи-священники служат не только в монастырях, они нередки и на приходах, как в городе, так и в деревне.

Епископ обязательно должен быть из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена в таком виде:




Если монах принимает схиму (высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка «схи» – схимонах, схииеродиакон, схииеромонах, схиигумен, схиархимандрит, схиепископ (архирей – схимник должен при этом оставить управление епархией).

Встречаясь с архиереями – митрополитом, архиепископом, епископом, то есть с высшими церковными чинами, официально обращаться к ним следует так: «Ваше Высокопреосвященство» либо «Ваше Преосвященство». В повседневном общении возможно обращение «Владыка». Официальное обращение к патриарху – «Ваше Святейшество».

К любому духовному лицу, независимо от того, кто это – архимандрит, протоиерей, старый церковнослужитель или молодой, которого только вчера рукоположили, обращаться следует: «отец (имя)» или просто «батюшка» (неофициальное обращение). Иногда говорят «отец» или «отче» (без имени). Такое же обращение к диакону, а официально – «Ваше Преподобие».




Жен священников называют матушками, но добавляют при этом имя «матушка Татьяна». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Анна». К юноше или мужчине можно обратиться «брат», «браток», «друг».

Чтобы не запутаться, следует помнить, что обращение «Преподобие» относится только к младшему священнику, а если это протоиерей, игумен, архимандрит, то следует обращаться «Ваше Высокопреподобие». К монахам обращаются «отец (имя)», если оно известно. Не следует употреблять обращение «святой отец» – это католическая, а не православная традиция. Диакона от священника отличает одеяние – он не носит наперсного креста, служит в рясе и подряснике. Наперсные кресты у священников иные, в зависимости от длительности служения.

К настоятельнице монастыря обращаются гуменья» или «мать (имя)».

Вопрос о том, в какой форме (на «ты» или на «вы» следует обращаться в церковной среде решается однозначно – на «вы».

В то же время, при близких отношениях общение естественно, может перейти на «ты», однако подчеркивание близких отношений со священнослужителем при посторонних воспринимается отрицательно. Так, жена священника дома разговаривает с мужем на «ты», но подобное обращение в церкви, а, тем более в присутствии других людей подрывает его авторитет.




Следует также помнить, что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому надо говорить: «отец Иоанн», а не «отец Иван», «диакон Сергий», а не «диакон Сергей».

Если хотят узнать имя священнослужителя, обычно спрашивают: «Простите, пожалуйста, какое Ваше святое имя?». Если употребляется имя собственное, то вопрос должен звучать так: «Отец Сергий, позвольте задать Вам вопрос». Если о диаконе говорится в третьем лице, то следует употребить такую форму: «Отец диакон сказал мне, что…», или «Отец диакон сегодня не служит».

Не принято приветствовать священника словами «Здравствуйте». Сам же священник, представляясь, должен сказать «Иерей (или священник) Александр Сергиев», «игумен Петр». В третьем лице, ссылаясь на священника, говорят: «Отец настоятель благословил».

Как поступить мирянину, если он оказался в обществе нескольких священников? Вариаций много, однако, общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиреев, затем у иереев. Сориентироваться в санах позволяет крест, который носит священник. Крест с украшением – значит перед вами протоирей, позолоченный или серебряный – перед вами иерей.

Правила переписки со священнослужителями

Наиболее распространенными «жанрами» переписки являются поздравления по случаю основных церковных праздников, ныне ставших государственными.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

При этом надо иметь в виду, что форма писем часто не менее важна, чем само содержание.

При именном обращении к иерархам Поместных Церквей следует, например, знать, что титул Предстоятеля Церкви – Патриарха, Митрополита, Архиепископа – всегда пишется с прописной буквы.

Для того, чтобы направленное в исполнительные органы и региональные подразделения Русской Православной Церкви было оперативно рассмотрено и не вызвало удивления своей неграмотностью, необходимо соблюдать следующие правила:

1. Четко определить адресата, что можно сделать с помощью таблицы сфер ответственности Синодальных учреждений:






Телефоны и адреса Синодальных учреждений можно легко найти в сети Интернет, календарях и справочниках Русской Православной Церкви. Большинство их имеет свои официальные веб-сайты, на которых можно увидеть самую свежую информацию о их деятельности.

Конечно, можно направлять все письма на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, однако в этом случае их рассмотрение значительно затянется, поскольку потребует направления запросов профильным специалистам.

2. Корректно написать титул того человека, которому направляется письмо. Не стоит воспроизводить его звание на слух, поскольку это может привести к курьезным ошибкам. Для уточнения деталей можно обращаться в Интернет либо к сотрудникам соответствующей структуры.

3. При оформлении обращения следует обратить внимание на его вариативность в зависимости от темы письма. Так, если к епископу Выборгскому и Приозерскому Игнатию обращаются по делам его епархии, то обращение выглядит следующим образом: «Его Преосвященству епископу Выборгскому и Приозерскому». Если же поднятая тема затрагивает сферу ответственности возглавляемого им Отдела по делам молодежи, то к вышеприведенному обращению после запятой добавляются слова «председателю Отдела по делам молодежи Московского Патриархата».

4. В документах не принято писать фамилии архиереев, а тем более называть их по мирскому имени и отчеству. При подготовке письма архимандриту, игумену или иеромонаху можно в скобках упомянуть их фамилию. Фамилии белого духовенства пишутся без скобок, однако обращение к ним по имени-отчеству также не приветствуется.

5. Указывать свою фамилию, имя и отчество, контактную информацию и при необходимости – имя исполнителя. Для отслеживания хода бумаги и срока ее исполнения следует узнать ее входящий номер.

Соблюдение вышеприведенных правил позволит значительно сократить время рассмотрения Ваших бумаг и получит высокую оценку сотрудников аппарата Русской Православной Церкви.

Таким образом, к Святейшему Патриарху следует обращаться – Ваше Святейшество, к митрополитам и архиепископам – Ваше Высокопреосвященство, к епископам – Ваше Преосвященство, к архимандритам, игуменам, протопресвитерам, протоиереям, архидиаконам, протодиаконам – Ваше Высокопреподобие, к священникам, иеромонахам, диаконам, иеродиаконам – Ваше Преподобие.

В повседневном обиходе к епископам, архиепископам, митрополитам обращаются «Владыка» (обычно без имени), к лицам священнического и диаконского чина – «отец NN».

Примеры обращений

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЯ РУСИ КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ВАРСОНОФИЮ, МИТРОПОЛИТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМУ И ЛАДОЖСКОМУ, УПРАВЛЯЮЩЕМУ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Ваше Высокопреосвященство!

ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФЕОФАНУ, ЕПИСКОПУ СТАВРОПОЛЬСКОМУ И ВЛАДИКАВКАЗСКОМУ

Ваше Преосвященство!

ЕГО ПРЕПОДОБИЮ ИЕРОМОНАХУ ИОАННУ (Иванову) СЕКРЕТАРЮ ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ваше Преподобие!

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви – Патриарха, Митрополита, Архиепископа – всегда пишется с прописной буквы.

Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.

Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество» (точнее даже: «Ваше Всесвятейшество»), все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка».

Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.

Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество».

В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).

Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.

Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера.

Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Говоря об общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма общепринятых форм вежливости, которые свидетельствуют об уважении служебного положения отправителя и адресата, и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование правил этикета или недостаточное проявление уважения.

Особенно важно соблюдать протокольные нормы международной служебной переписки. Здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при обязательном соблюдении соотношения рангов между отправителем и адресатом. Принятые правила подчеркивают равенство, уважение и взаимную корректность в отношениях между Церквами, государствами и их представителями.

Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица – «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи).

То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас – прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента – фразы, завершающей текст.

Наиболее распространенная форма обращения при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, представляет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX–XX веках, могут быть полезны и ныне.

Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка и христианской культуры.

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях

• Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!

• Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!

• Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!

• Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!

• Дорогой и глубокочтимый Владыко!

• Дорогой и досточтимый Владыко!

• Дорогой и сердечночтимый Владыко!

• Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!

• Многоуважаемый батюшка, отец…!

• Возлюбленный о Господе брат!

• Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!

• Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!

• Достопочтеннейшая о Господе!..

• Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!

• Благожелательно о Господе приветствую мать игумению!..

Примеры комплимента

• Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим…

• Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю…

• Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю…

• С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник…

• Благо словите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся…

• Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник…

• С братской любовью о Христе…

• Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю…

• Благословение и милость Господня да пребудет с Вами…

• С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный…

• Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный…

• Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный…

• Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный…

• Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный…

• Вашего Преосвященства недостойный послушник…

• Вашего Преосвященства смиренный послушник…

• Вашего Преосвященства нижайший послушник…


В переписке между церковными людьми перед заключительным комплиментом принято испрашивание молитв.

Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану; письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением», а письма мирян или священнослужителей к архиерею – комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».