Вы здесь

Религии народов мира. От Конфуция до Баха. Глава 3. Мировые религии (Изольд Гинзбург)

Глава 3. Мировые религии

Иудаизм

История государства Израиль и Иерусалима

Эрец-Исраэль (буквально «Земля Израиля») – название страны, родины еврейского народа. На этой земле народ сформировался как нация, здесь сложился его духовный и религиозный облик, здесь процветало его суверенное государство, здесь создавались ценности национальной и общечеловеческой культуры, здесь была накоплена и завещана Миру Книга книг – Библия, мировоззрение которой легло в основу не только иудаизма, но и двух наиболее распространенных религий мира – христианства и ислама.

Библейское предание о родоначальнике еврейского народа гласит: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе», т.е. в Землю Израиля, обетованную Богом потомкам Авраама. И в XVI веке до новой эры на этих землях поселились пришельцы из Месопотамии. Они назывались иврим или евреи. Во главе этих людей выделялся некий Авраам, которого и считают прародителем народа. Потомки Авраама попали в рабство в Египет, откуда их примерно в 1250 г. до н.э. вывел выбранный Богом Моисей, который считается величайшим из пророков. Бог велел Моисею после исхода из Египта водить евреев по пустыне 40 лет, пока не умрет последний раб, чтобы в новой стране могли бы жить свободные люди.

Название страны меняется несколько раз (Ханаан первоначальное), пока не устанавливается окончательно Эрец-Исраэль, принятое в еврейской традиции, литературе, быту, впервые упомянутое в Библии в повествовании о войнах царя Саула. Считается, что один из внуков Авраама, Иаков, взял впоследствии себе имя Израиль, которое и закрепилось за страной. Однако позже, в XII веке до н.э., в эти места вторглись народы из Малой Азии – филистимляне, и страну стали иногда называть Палестина, это название указом закрепил Император Адриан в 135 г., переименовав Иудею в Палестину. С распространением христианства название Палестина стало в Европе общепринятым и вытеснило прежнее название страны.

У Авраама было 12 сыновей, которые образовали 12 колен израилевых. Они и расселились по этой земле. Нашествие филистимлян объединило страну. Захватчики, высадившись на побережье, двинулись вглубь страны. Первым приняло на себя удар племя Дана, одного из двенадцати колен израилевых. Война выдвинула первого израильского царя – Саула (из колена Вениаминова). Он собрал войско и выиграл несколько сражений на севере страны. В это время выдвинулся Давид, сын землепашца Исессея из колена Иуды. Юношей он победил, метнув камень из пращи, филистимлянина Голиафа и стал всеобщим любимцем. Во время одного из сражений погиб Саул, и сильное племя Иуды пригласило на царство Давида. Давид объединил племена в единое государство, собрал войско и разбил филистимлян в долине Рефаил. В Иерусалиме на горе Мория (впоследствии Храмовая) возвел Давид алтарь как символ союза между Богом и Его народом. Давид придал городу статус Царской собственности, перенеся из Хеврона свою резиденцию, а из Кирьят-Иеарима Ковчег завета, превратив таким образом Иерусалим в религиозный центр своего царства. Город располагался на Храмовой горе. Расширив город к северу и построив на горе Храм, а по соседству с ним царский дворец, преемник Давида Соломон закрепил за Иерусалимом статус священного и одновременно престольного города.

Главной святыней и самым значительным архитектурным сооружением Израиля стал храм Соломона. Храм состоял из притвора, дома Божьего, в котором стоял жертвенник, или Золотой Алтарь, и Святая Святых, в котором хранился Ковчег завета.

После распада Объединенного царства, после смерти Соломона в 928 г. до н. э. Иерусалим оставался столицей Иудейского царства, которым правила династия Давида. В 598 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор осадил город, который сдался, а царь с придворными, знатью, воинами и ремесленниками (10 тыс. человек) был уведен в плен в Вавилонию. Возведенный в 597 г. до н.э. на престол Навуходоносором, другой царь Цидкияху поднял восстание в 588 году до н. э. Тогда вавилоняне снова подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен, Храм сожжен, большинство населения убито или уведено в плен.

В 538 году до н.э. персидский царь Кир, завоевав Вавилонскую империю, разрешил еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм. Новому правителю Иудеи Зрубавелу и первосвященнику Иехошуа удалось завершить строительство храма и торжественно освятить его. В 445 г. до н.э. правитель Иудеи Нехемия восстановил также городские стены и крепость. И переселил в город десятую часть сельских жителей Иудеи, также ввел налог на содержание Храма, восстановил (вместе с Эзрой) статус Иерусалима как религиозного центра еврейского народа.

В 332 г. до н. э. Иудея и Иерусалим без сопротивления покорились Александру Македонскому. После его смерти город был захвачен египтянами, что, как ни странно, принесло Иудее процветание – страна получила широкую внутреннюю автономию, в Иерусалиме сосредоточилась духовная и светская знать страны, тесно связанная с двором египетских правителей династии Птолемеев и греческой аристократией Египта.

Затем греки завоевывают эти места. В царствование Антиоха IV (175—164 гг. до н.э.), усмотрев очередной мятеж в сопротивлении, он овладел Иерусалимом, разрушил городские стены, конфисковал храмовые сокровища, а сам Храм приказал превратить в святилище Зевса Олимпийского. Следствием этого было восстание под предводительством Иехуды Маккавея. В декабре 164 г. до н.э. им удалось занять Храмовую гору, очистить Храм от принадлежностей языческого культа и возобновить традиционные жертвоприношения. В ознаменование этого события было проведено восьмидневное торжество освящения – Ханукка, которое ежегодно празднуется евреями.

В 63 г. до н.э., воспользовавшись войной в Иудее за престолонаследие, вспыхнувшей после смерти Соломеи-Александры, войска римлян под предводительством Помпея подошли к Иерусалиму. В результате навязанного Помпеем политического урегулирования Иерусалим из столицы обширного независимого государства превратился в административный центр римского протектората.

Правил в то время страной царь Ирод I (37—4 гг. до н.э.). Он расширил и укрепил город, построил близ Яффских ворот цитадель, возвел великолепные дворцы и форумы. Особой роскошью отличался царский дворец, за внешней оградой которого были разбиты сады с мраморными портиками и множеством статуй. Храм был расширен и перестроен, его высота удвоена, укреплена площадь верхней части Храмовой горы, возведена подпорная стена из огромных тесаных камней. Надземная часть стены была оформлена в виде крылатых аркад. Южную стену Храмовой горы венчала «царская колоннада», от которой вела вниз роскошная лестница. Город несколько раз был опоясан крепостными стенами. После его смерти Иудея была превращена в территорию, управляющуюся римскими прокураторами, резиденцией которых была Кесария.

Управление Иерусалима находилось в руках первосвященника и Синедриона. Площадь Иерусалима в это время составляла около 2,6 кв. км, население от 30 до 100 тысяч. Иерусалимом правил младший сын Ирода Великого – Ирод Антипа, в правление которого по приказу римского прокуратора Понтия Пилата римскими легионерами был казнен Иисус Христос.

В нижнем городе располагались главные городские рынки, и был густонаселенный квартал. В Верхнем городе жила аристократия и зажиточные горожане, находились дворцы первосвященника и хасмонейской знати, дворец Ирода с башнями высотой 40, 36 и 21 м. Широкий мост соединял Храмовую гору с Верхним городом, а монументальная лестница с Нижним городом. Над всем городом возвышалась Храмовая гора, окруженная массивной стеной с колоннадами. Сам Храм был окружен еще одной стеной, достигавшей высоты 45 м и блиставшей белым мрамором с позолотой. За городскими стенами находился иерусалимский некрополь с гробницами царей, священников, Судей (членов Синедриона). Осенью 66 г. уже н.э. израильтяне опять подняли восстание. И уничтожили небольшой римский гарнизон, находившийся в Иерусалиме. Тогда римляне сначала под водительством Веспасиана в 66 г., а потом в 70 г. под командованием Тита после многомесячной осады с боем захватили Храм и сожгли его, убили большинство жителей города, остальных казнили или продали в рабство, а город разрушили. Уцелели лишь три башни цитадели Ирода. Затем римляне взялись и за остальных евреев в стране, обрушив кровавые репрессии, а на Храмовой горе воздвигли языческий храм.

Затем через 50 лет после нового восстания Бар-Кохбы (три года город находился в их руках) в 135 г. римляне вновь захватили город, на месте Храма воздвигли святилище Юпитера, построили на развалинах города римскую колонию Элия Капитолина, на месте Святая святых установили конную статую Адриана, в город стали прибывать христианские паломники, появилась христианская община, а евреям жить запрещалось.

В 324 г. византийский император Константин I овладел страной, и город приобрел в основном христианский облик, на месте предполагаемого захоронения Иисуса была воздвигнута церковь Гроба Господня. Лишь в 438 г. благодаря заступничеству императрицы Евдокии евреям вновь было разрешено проживать в городе, отстроенном и значительно расширенном ею, построен дворец патриархов, монастыри, башни, площади, улицы, колоннады.

В 614 г. персы взяли Иерусалим. Евреи видели в персах избавителей от насильственного обращения в христианство и поддержали их. Потом в 629 году византийцы вновь овладели городом, они беспощадно расправились с евреями и изгнали их из города. В 638 г. арабы овладели Иерусалимом. В городе поселились наряду с христианами арабы. На Храмовой горе на месте ранее разрушенных храмов построили мечети.

В 800 г. христианские святыни Иерусалима перешли под покровительство Карла Великого, что стимулировало строительство христианских храмов и монастырей. В 878 г. вся территория Израиля была присоединена к египетскому султанату и до Османского завоевания в 1516 г. (за исключением периода крестовых походов) Иерусалим оставался под властью египетских правителей. В 1020 г. очередной завоеватель Халиф ал-Хаким разрушил церкви (в т. ч. Церковь Гроба Господня) и синагоги Иерусалима. В 1071 г. Иерусалим был захвачен сельджуками и присоединен к империи султанов Ирака и Персии. В 1098 г. Фатимидам удалось вновь овладеть Иерусалимом, но в 1099 г. город взяли крестоносцы. Они вырезали мусульманское и еврейское население, а уцелевших продали в рабство. Иерусалим стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев. Большинство населения Иерусалима в 12 веке состояло из европейцев, большей частью французов. Мусульманам и евреям проживать в городе не разрешалось, но некоторое число евреев поселилось поблизости от города. При крестоносцах многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Омара – в церковь Храма Господня, мечеть Ал-Акса – в церковь Соломона), строились новые церкви (наиболее значительной стала церковь Гроба Господня в 1149 г.), формировались и укоренялись христианские предания, в особенности легенды о жизни Иисуса (например, предание о крестном пути – Виа Делороза).

Но не было покоя этому многострадальному городу, как будто медом намазано это место, хотя холмы и пустыня вокруг, нет даже реки, недалеко лишь безжизненное Мертвое море. Но упорно, как ни в одном другом городе на земле за всю его историю, его захватывают, уничтожают, строят и снова захватывают до бесконечности. И снова, в который уже раз в 1187 г. войска Салах-ад-Дина овладели Иерусалимом. Церкви опять превратили в мечети, христианам запретили жить, но почему-то этот правитель оказался милостив к евреям и восстановил еврейскую общину, пополнив ее людьми из многих, в т.ч. европейских стран. Но все это тоже продолжалось недолго. В 1260 году в Эрец-Исраэль вторглись монголы, жители бежали из города, но через полгода монголы были разбиты силами мамлюков, и страна Израиля стала частью мамлюкского султаната. Иерусалим находился в упадке. С 1391 г. в Иерусалиме стали селиться марраны – насильственно крещенные испанские евреи, вернувшиеся к иудаизму. Мусульманские власти притесняли евреев, к 1488 г. в городе проживало только 70 еврейских семейств, а в 1492 г. стали в город прибывать евреи, изгнанные из Испании.

В 1517 г. страна Израиля вошла в состав Османской империи. При султане Сулеймане I Великолепном (1520—1566 гг.) вокруг Иерусалима в 1536—1541 гг. вместо старой крепостной стены (с использованием ее частей) была возведена новая, сохранившаяся до наших дней. В стене имелось семь ворот, из которых Дамасские (Шхемские) и сохранившиеся от византийских времен Ворота Милосердия (Золотые), замурованные при Салах-ал-Дине (в 1187 г.) отличаются особым богатством архитектурного оформления. Еврейское население к тому времени насчитывало около 1 тыс. человек, к концу XVIII в. уже 5 тыс. за счет прибывших из стран рассеяния. Стали строиться синагоги. К середине XIX в. еврейская община Иерусалима стала самой значительной в стране. Стали учреждаться банки, почтовые агентства, типографии. Благодаря щедрой поддержке филантропов, в первую очередь М. Монтефиоре и семьи Ротшильда в Иерусалиме возводились клиники, больницы, школы.

В 1844 г. в Иерусалиме насчитывалось 15 тыс. жителей, в т.ч. 7,1 тыс. евреев. Вследствие перенаселенности еврейского квартала в Старом городе, возникла необходимость строительства еврейских жилых кварталов вне городских стен. Первый такой квартал был построен Монтефиоре в 1860 г., а близ него – ветряная мельница, ставшая достопримечательностью города. Затем строились другие кварталы. В 1873 г. начато строительство и христианских кварталов. Стали выходить газеты, появилась телеграфная связь, а в 1868 г. проложили тракт в Яффу. В конце века появляются многоэтажные дома, гостиницы, открываются банки и магазины, прокладываются дороги в другие места, в 1892 г. открывается железнодорожная линия между Иерусалимом и Яффой.

Первая Мировая война задела и эту часть земли. В декабре 1917 г. Иерусалим был сдан турками британским войскам и стал в 1920 г. центром британской гражданской администрации. В 1924 г. был создан впервые за всю историю городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трех религиозных общин. Несмотря на численное превосходство еврейской общины, британское правительство, ссылаясь на историческую традицию, всегда назначало мэром Иерусалима мусульманина, а его заместителями араба, христианина и еврея.

Быстрое развитие подмандатной Палестины, обусловленное главным образом еврейской эмиграцией и ростом еврейского хозяйственного сектора, благоприятно сказалось на Иерусалиме. В 1925 г. на горе Скопус открыт Еврейский Университет, город стал центром главных учреждений и Верховного раввината. В 1929 г. город был электрифицирован, в 1935 г. введен в действие трубопровод, доставлявший через систему насосных станций воду из реки Яркон, интенсивно строилось жилье, административные, общественные и культурные здания, больницы, музеи.

В 1947 г. ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на еврейское и арабское государство и об интернационализации Иерусалима. В 1948 г. истек срок британского мандата, и британские воинские части покинули город. Арабы усилили террористическую деятельность, к городу подошли войска Египта и Ирака, соединившись с частями Арабского региона Трансиордании, который держал в осаде Еврейский квартал старого города. Его пришлось сдать, и восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а западный Иерусалим под контролем Государства Израиль. В западном Иерусалиме начался процесс восстановления и развития города. Было налажено водо- и электроснабжение, железнодорожное и шоссейное сообщение с остальными частями Израиля. В 1958 г. построены новые корпуса Еврейского университета и новый медицинский центр Хадасса, сооружен большой концертный зал «Биньяней Ха-умма», мемориал Катастрофы европейского еврейства Яд Ва-шем, здание Академии естественных и гуманитарных наук, Кнессет (в 1966 г.), Израильский музей (в 1967 г.), Верховный раввинат и др. Население еврейского Иерусалима достигло 185 тыс. человек.

В Шестидневную войну в 1967 г. весь Иерусалим перешел под контроль Израиля. Началось объединение городского хозяйства, также начались работы по реконструкции Еврейского и других кварталов Старого города, строятся гостиницы, жилые кварталы, резиденция Президента, театр, восстановлены на горе Скопус Университет и медцентр Хадасса. Кнессет принял в 1980 г. закон, по которому объединенный Иерусалим является столицей Государства Израиль.

Так спустя почти 2 тысячи лет восторжествовала справедливость.

Сейчас в стране проживает 5 млн. человек, развита промышленность и сельское хозяйство, построены дороги, гостиницы, жилые кварталы, театры и концертные залы, современные универсамы, системы водоснабжения и орошения, замечательные пляжи, прекрасные музеи, апельсиновые рощи, сады и парки, отреставрированы старинные города и кварталы.

Основные принципы иудаизма

Праотцом еврейского народа считается Авраам. У него был сын Исаак и внук Иаков. У последнего было 12 сыновей, Так, согласно легенде, возникло двенадцать колен. Из них самым многочисленным оказалось племя Иуды. Оно и дало название религии.

В Библии говорится, что Авраам утверждал, что Бог един. И между Авраамом вместе с еврейским народом и Богом заключается соглашение, по которому устанавливаются определенные взаимоотношения между ними. Сущность их – не нарушать волю Божью, не нарушать принятых соглашений. Несколько позже эта воля была выражена в десяти заповедях, которые были даны одному из вождей еврейского народа – Моисею на горе Синай.

Во время исхода из Египта сформировалось иудейское вероучение, в сущности монотеистическая религия, принявшая, что Бог един. Моисей, водивший свой народ 40 лет, периодически уходил в уединенные места на горе Синай, где беседовал с самим Богом, потом возвращался и объявлял народу результаты этих бесед. Однажды он сообщил, что Бог поручил ему написать свод религиозных законов – Тору.

Моисеем были написаны пять книг Торы (письменной). Затем через много лет была создана устная Тора. Итак, учение иудаизма изложено в Торе. Письменная Тора или Танах – сборник книг, которым соответствует в христианстве Ветхий Завет. Библия (греч. «книги») объединяет Священные Писания иудаизма и христианства. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов XII – II вв. до н.э. образует первую часть – Ветхий Завет. Еврейская Библия – Танах. Устная Тора – еврейское религиозное наследие, не вошедшее в Танах – Талмуд. В Талмуде, кроме того, обозначены Десять Заповедей, посвященных отношениям с Богом и между людьми.

Десять заповедей были даны Богом на третий месяц после Исхода из Египта и начертаны на двух каменных досках-скрижалях.

1. Я, Бог твой, вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства.

2. Да не будет у тебя других богов кроме меня.

3. Не произноси имени Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, чтобы святить его.

5. Почитай отца своего и мать свою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством.

10. Не возжелай дома ближнего своего, ни жены его, ни раба и рабыни, ни вола, ни осла, ничего, что есть у него.

Наиболее известные: «не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Почитай отца и мать!», «Не сотвори себе кумира».

Священное писание иудеев Танах носит еще название Сфарим, что, как и слово «Библия», означает «книги». Христиане называют Танах Ветхим Заветом. Тора (или Пятикнижие Моисея) включает в себя пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Первая книга Пятикнижия – Бытие, в которой рассказывается о том, как был створен мир, земля, небо, животные, человек (Адам и Ева). В ней повествуется о грехопадении, об изгнании из Рая, о всемирном потопе и том, как Ной спасся во время потопа, взяв с собой по паре всех животных. В ней рассказывается о первых патриархах – Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе с братьями и о египетском плене.

Вторая книга Пятикнижия – Исход. Она повествует об исходе евреев из Египта, о пророке Моисее и его десяти заповедях, о начале поклонения Богу Яхве.

Третья книга называется Левит и представляет собой свод религиозных догм, правил, ритуалов.

Четвертая книга – Числа и пятая – Второзаконие повествуют о жизни еврейского народа после освобождения из Египта, вплоть до завоевания «земли обетованной».

Затем идет книга Иисуса Навина. Она не входит в Пятикнижие, но является его продолжением. В ней продолжается рассказ о завоевании «земли обетованной» евреями во главе с Иисусом Навином.

Вслед за этими книгами в Библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков, сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песнь песней Соломона, Притчи Соломоновы и др. Книги носят в основном религиозный характер. К ним относятся книга Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги хроник, книги Ездры, Неемии, Эсфирь, Иова и др. Кроме того, в Ветхий Завет входят книги Пророков, в которых собраны тексты не только религиозного, но исторического и политического содержания. Это книги Исайи, Иеремии, Иезекииля. Затем – книги двенадцати «малых пророков» – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума и др.

Это все тексты Ветхого завета. Тора («учение») или Пятикнижие Моисеево – главная книга в иудаизме.

Экземпляры Торы с древности и до наших дней пишут вручную на коже и хранят в синагогах в особых шкафах, раввины во всех странах мира целуют Тору перед началом богослужения. Свитки Торы всегда переписываются от руки на пергаменте, поэтому они особо ценятся верующими.

Религия приписывает авторство Торы Моисею, историческая наука считает, что Тора – создание многих авторов на протяжении веков. Вначале она существовала, вероятно, в устном варианте, а с IX в. до н.э. после возникновения у евреев письменности, ее начали записывать.

Еще раз повторим: Тора включает в себя первые пять книг Ветхого Завета и входит в состав Священного Писания, известного как «Танах».

Талмуд, означающий «Учение» (Устная Тора), является основой иудейского вероисповедания. Центральное место в ней занимает учение о Боге, едином, всемогущем, вездесущим и бестелесном. Учение о едином Боге дополняется признанием существования ангелов и демонов. Главный ангел – Мегатрон («стоящий у престола»), главный демон – Сатана («противник»).

В Талмуде излагаются вопросы иудейского культа, а также затрагиваются вопросы древней еврейской науки – философии, истории, медицины, математики, естествознания. Обычно Талмуд делят на две части: Галаху – законодательную и обязательную для правоверного иудея, и Гагаду – не обязательную к исполнению часть, наполненную причинами, размышлениями и рассуждениями.

Пророки предсказывали приход мессии, который освободит народ, поможет ему сбросить иго завоевателей. Евреи также верили в загробную жизнь, в то, что праведники будут вознаграждены. Об этом говорится в Талмуде. Талмуд является основным сводом религиозных предписаний.

В иудаизме имеется понятие «Тшува», что означает «покаяние», «возвращение» и «ответ». Это понятие противоположно понятию «грех». Если грех – это уход от Бога, то Тшува – возвращение к нему. Если грех – это нарушение заповедей Бога, то Тшува – ответ, ответственность, покаяние. Чтобы Тшува состоялась, надо осознать грех, исправиться, принести извинения и покаяться.

Большое место в иудаизме занимает учение о пророках. Пророки – это уста Бога, это те, кто открывает по воле Бога людям истину. Танах содержит пророческие книги, в которых упоминаются 78 пророков и пророчиц. Величайший из пророков – Моисей, который вывел евреев из египетского плена и которому Бог открыл десять заповедей.

Пророки учили преданности Богу, чистоте помыслов и сердца, являлись неофициальными жрецами, обличали социальную несправедливость, грозили грешникам божьей карой, были сторонниками признания Яхве единственным богом. Пророки миролюбивы, но отличались нетерпимостью к людям, не выполняющим Заветы. Пророки затем в христианстве приобрели статус святых.

Главная черта иудаизма – монотеизм, учение о едином высшем Боге. Это, возможно, предопределило возникновение в последующем других мировых религий – христианства и мусульманства. Бог един и народ един, народ сплачивается этой идеей.

На территории Израильского музея Книги в Иерусалиме под сильно укрепленным полукруглым куполом хранятся манускрипты, найденные в 1947 г. у Мертвого моря в пещерах. Среди них – свиток пророка Исайи – самый ранний текст Библии на древнееврейском языке (I в. до н.э.).

Существует множество ритуалов и обычаев. Практика иудаизма предусматривает совместную молитву в синагогах, соблюдение религиозных праздников, системы предписаний и запретов. Так, ничего нельзя делать в субботу. Суббота (шаббат) – это день, посвященный Богу, и потому день запрета на любую деятельность – на предприятии, на дому, запрещается хоронить умерших, водить машину и др. Общественный транспорт в Израиле в субботу не работает, кроме полиции, скорой помощи, пожарных.

«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исход, ХХ, 8). Шаббат (с вечера пятницы до захода солнца в субботу) напоминает, что Бог отдыхал на седьмой день после сотворения мира, и что человек должен поступать так же. Евреи воздерживаются в этот день от работы, не зажигают свет, не готовят пищу, не пользуются транспортом.

В субботу нельзя ссориться. В этот день все в доме должно быть прибрано, стол накрыт белой скатертью, все нарядно одеты и ждут, когда зажгут свечи – ровно за 18 минут до захода солнца.

В еврейской религии важно, как человек питается, как ведет субботу, семейную жизнь, как относится к другим людям, общается с ними. Важно любить другого, потому что он тоже человек, зачастую страдающий. В еврейской традиции в судный день раз в году вспоминают, как прошла жизнь.

Запрещается употреблять мясо тех животных, которые считаются нечистыми. К ним относятся – свиньи, лошади, зайцы и др. Запрещается употреблять в пищу кровь. Мясо забиваемых животных должно быть обескровлено, чтобы получить «кошерное» (правильное) мясо. Запрещается одновременное употребление мясной и молочной пищи, нельзя даже готовить их в одной посуде. Над входной дверью дома должен висеть футляр с фрагментом Торы («мезуза»). Голова мужчин должна быть всегда покрыта («кипа»). Наиболее ортодоксальные евреи (хасиды) придерживаются традиции отращивать пейсы и бороды.

К предписаниям иудаизма относятся также обрезания мальчиков на восьмой день после рождения, церемонии бар-митва (совершеннолетие мальчиков) и бат-митва (совершеннолетие девочек), обряды по случаю вступления в брак, смерти и траура по усопшему.

Бракоразводные дела находятся в ведении раввинатских судов. В светских школах религиозным дисциплинам отводится часть учебного времени.

Следует сказать, что иудаизм – одна из древнейших религий, и она также стала важным источником двух самых больших религий – христианства и ислама.

Танах был написан на языке еврейского народа – иврите. Приведем несколько принципов веры:

– Бог вознаграждает тех, кто выполняет заповеди Торы, и наказывает тех, кто их не выполняет.

– Когда страдания народа достигнут предела, непременно придет мессия и всех спасет, и мертвые воскреснут, но сроки его прихода неизвестны. Легенда эта давала надежду на будущее счастье.

Воплощением чистоты, надежды, мира в иудаизме является голубь. Для христиан это символ Святого Духа.

Направления в иудаизме

В современном иудаизме имеются три основных направления: ортодоксальный, консервативный и реформистский иудаизм.


Ортодоксальный иудаизм

Ортодоксальные евреи являются продолжателями и хранителями тысячелетней еврейской религиозной традиции, основанной на соблюдении законов, содержащихся в Торе и Талмуде.


Консервативный иудаизм

Консервативные евреи, хотя и считают обязательным следование почти всем ритуалам Торы, однако признают возможность внесения изменений в законы Талмуда. В частности, женщинам разрешается принимать участие в совместных молитвах, становиться канторами и даже раввинами.


Реформаторский иудаизм

Реформаторский иудаизм является более либеральным направлением, отрицающим мистический и абсолютный характер заповедей, склоняющийся к необходимости социальной справедливости в обществе.


Хасидизм

Хасидизм противопоставляет себя ортодоксальному иудаизму, считая, что Бог присутствует во всем, что окружает человека, и контакт с ним возможен непосредственно через молитву без посредников-раввинов. Хасиды создали доктрину радости для каждого, полагая, что чистый религиозный дух и радость жизни важнее скрупулезного изучения религиозных первоисточников. Они придают большое значение совместным трапезам, песням и пляскам.

Задолго до нового тысячелетия в иудаизме возникают важные религиозно-политические движения, самыми влиятельными из которых были фарисеи, саддукеи и ессеи. Фарисеи тщательно соблюдали ритуалы, ревностно служили Богу, верили в загробную жизнь, посмертное воздаяние, пришествие Мессии.

Саддукеи контролировали храмовую службу, признавали только письменную Тору, особое внимание уделяли обрядам, считали, что жизни после смерти нет.

Ессеи не признавали обрядов, ибо были выходцами из крестьян и ремесленников и не имели большого количества времени на религиозные церемонии. Они считали, что если человек жил праведно, то он будет вознагражден после смерти. Ессеи верили в бессмертие души и в загробную жизнь, не признавали личного богатства. Они обрабатывали землю, а свободное время проводили в молитвах и чтении книг.

Была еще секта (или партия) книжников. Это были ученые люди, знатоки существующих и разработчики новых законов. Именно они сделали письменное положение «Устной Торы».


Каббала

В иудаизме существует и мистическое направление – Каббала (ивр. «получение»). Последователи этого направления стремятся к постижению скрытого тайного смысла Священного Писания, пытаются понять зашифрованные в символах тайны творения мира с помощью магических формул и методов. Большое внимание уделяется мистике цифр и букв. Основным каббалистическим сочинением считается книга «Зоар» («Сияние»). Средневековое религиозно-мистическое учение «Тайное знание». Считается, что Каббала управляет судьбой человека, что предметом ее изучения являются высшие, духовные миры, и что ее постижение дает ответ на вопрос, в чем смысл жизни конкретного человека, и даже всего человечества. Человек состоит из желаний, к которым относятся – пища и секс, стремление к богатству, к власти и славе, жажда знаний, и, наконец, постижение Творца. Именно последнее желание Каббала называет желанием духовного света, а все остальные характерные естественные человеческие желания обычными для человеческого общества, которое стремится к накоплению, богатству, успеху и т. д.

Каббала занимается тем, что показывает изучающему ее, как можно осуществить, наполнить это самое высшее желание духовного, если оно возникает. Этот высший свет называется Творцом, потому что создает желание и Сам же его наполняет. Н если у человека не возникает такого желания, то он продолжает жить как обычный человек, то есть гонится за пищей, сексом, богатством, властью, знаниями.

Многим людям в истории человечества удалось реализовать свое духовное желание, о чем они рассказали в своих книгах. Центральная книга Каббалы – «Зогар» («Сияние»), написанная на арамейском языке, делает попытку постичь сокровенный мистический смысл Торы, понять зашифрованные в символах тайны Творца. При этом большое внимание уделяется мистике букв и цифр. При том, что все мироздание зашифровано в 10 цифрах и 22 буквах еврейского алфавита.

Поскольку Бог один, то число 1 его характеризует и является основой всех чисел и даже жизни.

Число 2 символизирует разделенность мира на мужское и женское начала.

Число 3, как и три буквы иврита – алеф, мем и шин, соотносится с явлениями на земле – воздухом, водой и огнем.

Число 4, как и его геометрическое изображение в виде квадрата, означает единство Бога и сотворенного им материального мира в виде четырех направлений в пространстве, четырех уровней Торы, четырех сторон Иерусалима.

Число 5 символизирует страх. Из десяти заповедей Мосеева Закона 5 заповедей открытых и 5 – сокрытых.

Число 6 графически соответствует углам звезды Давида, считается принципом равновесия и символом души человека.

Число 7 насчитывает 7 ветвей меноры, 7 великих праздников в году, 7 лет строительства Первого Храма в Иерусалиме.

Число 8 – «число Господа», число букв в его имени, число дней освещения Храма.

Число 9 – число «Адама» (число человечества). На иврите Адам пишется как АДМ, а числовое значение букв: А—1, Д – 4, М – 40; сложив эти числа 1+4+4+0, получим 9. Число колен Израилевых 12, возведенное в квадрат, равно 144, что тоже даст число 9.

Число 10 символизирует Древо Жизни, 10 заповедей, 10 подсвечников в Храме Соломона и др.

Последователи Каббалы считают, что сокровенное содержание Священного Писания можно расшифровывать и предсказывать будущее.

Чтобы овладеть методикой наполнения души, духовным светом, постичь ощущение вечности, абсолютного познания и совершенства, разработана прикладная каббала, суть которой состоит в том, что вся Тора стала рассматриваться в виде зашифрованного текста, который можно расшифровать при помощи подсчета и перестановки букв в определенном порядке, подстановке числовых значений и других приемов. Эти действия позволят проникнуть в Священное Писание и узнать будущее. Хотелось узнать не только свою судьбу, но судьбу близких людей, своего народа в условиях непрерывных войн, бедствий, неурожая, голода, эпидемий, болезней.

Некоторые цифровые значения слов: «исцеление» равно 287, лечить – 288, добро, благо – 17, зло – 270, «совершенный» – 490, здоровье – 620. Число 27 символизирует чистоту, совершенство, депрессия – 81, мысль – 355, болезнь – 49, жизнь – 68, чистота – 216, любить – 13, искра и образ Божий – 246.

Каббалисты находят в Торе описания законов высшего мира и пытаются их расшифровать. Существует даже язык каббалы, называемый «язык ветвей», а также языки сказаний и пророчеств.

Чтобы проникнуть в пространство Творца, чтобы ощутить Его, необходимо преодолеть 620 ступеней, на каждой из которых последовательно, находясь в своем теле, живя в этом мире, исправляя свои свойства и желания, используя определенные методы на каждой ступени, каждый раз постигая новое ощущение Творца. Когда подъем по духовной лестнице завершится, душа наполняется светом Творца.

После прохождения всех ступеней можно войти в ощущение высшего мира, где исчезают обычные представления о времени и о пространстве, приобретаются качества, позволяющие понять, что есть польза и что есть вред, приходит понимание причинно-следственных связей мира, появляется как бы новый орган чувств.

Качество души – это совокупность ее свойств. В каждой душе существует 620 внутренних частей, частных желаний. Взаимное их сочетание между собой и определяет структуру души. Ее можно выразить численно и с помощью букв. Изучение каббалистических книг, работа над собой поможет найти средства для «возвышения души», а также понять единую управляющую всем мирозданием Высшую силу. Каббала изучает процесс развития и устройство мироздания, его причинно-следственную основу, цель, место человека в нем и практическое применение этих знаний к решению вопроса о месте человека в этом мире и о том, чтобы исследовать и выбрать наилучшее из возможных решений и изменить себя к лучшему, достигнуть совершенства.

Самые важные еврейские праздники

1. Главный праздник – Пасха («исход»), посвящен исходу евреев из египетского плена. Символизирует освобождение народа от рабства и рождение еврейской нации. Отмечается в месяце ниссане (март – апрель) от 14 до 21 ниссана. Центральным ритуалом Пасхи является Седер («порядок»). В это время нельзя есть квасное тесто, вплоть до хлебных крошек, вместо этого едят мацу, чтобы напомнить евреям о внезапности Исхода, когда не было возможности ждать, пока тесто заквасится. Едят марор – горькую траву, что символизирует горечь рабства в Египте, а также харосет – сладкую смесь из фруктов, орехов, миндаля, корицы и красного вина, растертых до кашеобразного состояния, в который обволакивают марор в память о глине, из которой евреи делали кирпичи для строительства городов в Египте. В этот день читается агада – специальный сборник ритуальных текстов об Исходе из Египта.

В Израиле Седер совершают только в первый день Пасхи, в диаспоре – в первый и второй дни.

2. Праздник «йом-кипур» («день искупления») – судный день, день всепрощения. Сопровождается суточным постом, который выражает покаяние. Его отмечают осенью. В этот день не едят и не пьют от заката солнца до вечера следующего дня. В этот день принято просить прощения у Бога и ближних. Принято сожалеть обо всем плохом, что вольно или невольно делалось в прошедшем году. Следует три раза просить у всех прощения.

Отмечается еще один, второй по значимости после йом-кипура – девятое ава, в этот день были разрушены как Первый (586 г. до н.э.), так и Второй (70 г. н.э.) Иерусалимский храм.

3. Шавуот («седьмица») – отмечается в день дарования Торы на горе Синай (приходится на май – июнь). В ночь на Шавуот в синагогах читается молитва – специальный сборник цитат из Священного Писания. Шавуот еще и праздник жатвы, сбора урожая.

4. Рош-гашана («голова года») – Новый год, верующие евреи празднуют его осенью. Этот праздник символизирует завершение уходящего года и начало нового. Это еще и праздник подведения итогов в жизни каждого еврея. В этот день читаются особые молитвы, на праздничном столе должны находиться яблоки, мед и сладости.

5. Суккот («кущи») – длится семь дней, в которые верующие должны строить и проводить время в шалашах. В суккот благодарят Бога, благословившего труд и пославшего обильный урожай. Посвящен памяти Исхода из Египта и странствий на пути к Земле Обетованной. Шалаши символизируют условия жизни евреев во время сорокалетних скитаний по пустыне. Отмечается осенью.

6. Симхат («радость Торы») – праздник Торы. В этот день завершается годовой цикл чтения Торы в синагоге, где выносятся свитки Торы и проносятся по синагоге так, чтобы каждый из присутствующих мог к ним прикоснуться. Праздник сопровождается весельем, танцами, песнями. Приходится на сентябрь – октябрь.

7. Пурим – праздник, установлен в память о чудесном избавлении евреев от гибели в Персидском царстве, связан с легендой об Эсфири и Мордехае. В книге Эстер рассказывается, как злой визирь Аман добился царского разрешения уничтожить всех евреев, а царица Эстер, воспитанная еврейским мудрецом Мордехаем, сумела отвести царский гнев и обратить его на Амана. В день, который Аман выбрал для погрома, сам Аман и его сыновья были казнены. В этот день принято дарить сладости родным, знакомым и бедным, устраивать карнавалы и веселые шествия. В синагогах читают книгу Эстер. Отмечается весной.

Конец ознакомительного фрагмента.