Вы здесь

Рекомендации и материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие для учащихся. Рекомендации для выполнения заданий экзамена (Лейонис ван Хааске)

Рекомендации для выполнения заданий экзамена

Часть 1. Задания с кратким ответом

Общие рекомендации для выполнения большей части заданий

Внимательно читать задание и условия. Ни в коем случае не нужно додумывать описанную ситуацию дальше указанной в задании информации. В большинстве случаев правильный ответ ОЧЕНЬ прямолинейный – пытаясь додумать дальше, чем дано в условиях, вы скорее всего сделаете ошибку.

Следует обратить особое внимание на варианты, в которых присутствуют понятия, обозначающие исключения – такие как «не», «только» или тому подобные. Они требуют дополнительной проверки, и их стоит выбирать только в том случае, если вы уверены. Если вы можете найти исключения из приведенной ситуации – такой вариант выбирать не стоит.

Также внимание стоит обратить на варианты, где указывается возможность – например, присутствуют такие понятия как «может быть», «в том числе», «некоторые» и тому подобные. В данном случае вариант можно выбрать даже в том случае, если вы можете привести два примера – пример как возможности описанной в задании ситуации, так и пример невозможности.

В большинстве заданий требуется указать цифры для правильных вариантов. Это означает, что правильных вариантов может быть сколько угодно – обычно их два-три, но иногда бывает, что подходят все приведенные варианты. Если кажется правильным выбор всех вариантов – не стоит пугаться, это редко, но нормально. Так же возможен случай, когда подойдет лишь один вариант из всех, но это бывает крайне редко.

Определения, которые встречаются в заданиях могут приводиться в самой разной форме – помним, что для одного и того же понятия может существовать десяток определений, не похожих друг на друга. Если возникают сложности в понимании определения, необходимо сделать следующее:

Постараться выделить из него главную мысль или ключевые слова и работать с ними.

Найти пример для описанной ситуации из повседневной жизни. Пример может быть самый простой, главное – быть уверенным в том, что приведенный вами пример работает по-настоящему.

В заданиях на соотнесение должен быть хотя бы один раз каждый из вариантов из правого столбца. Если у вас для соотнесения приведено три категории, но при этом вам кажется, что одна не использована – это означает, что вы допустили ошибку. При этом вполне возможно, что одна или две категории будут использованы только один раз. Например, запросто возможен правильный ответ вида 32111 или 21111 – это абсолютно нормально.

В блоках «право», «политика», «экономика» значительное количество характеристик понятий и явлений являются парными и взаимоисключающими. Значительная их часть указана в «памятке по группам понятий» и «памятке по парным взаимоисключающим понятиям». Этот материал может быть критически полезен как для заданий №1 или 3, №25 («понятие и два предложения»), №28 («план»), так и для многих других.

Пример:

– группа понятий «источники права»: правовойобычай, религиозные нормы, правовой прецедент, нормативно-правовой акт.

– взаимоисключающие понятия: частное право и публичное право. Одна отрасль права не может быть одновременно частной и публичной.

Общие рекомендации для заданий по блоку «Право»

В значительной части заданий требуется соотнести, что из предложенного является правом, а что обязанностью. Самый простой способ действий в данном случае следующий.

Право – это возможность (!) действия, не являющаяся обязательной. Право может быть использовано при необходимости, однако, если его не использовать, никаких санкций не последует. Правом граждане пользуются по своему усмотрению.

Обязанность – это необходимость действия.

Неисполнение обязанности приводит к санкциям.

Задание №1 (таблица или схема)

Задания №1—3 оцениваются в 1 первичный балл. Оценивание происходит по принципу «правильно/неправильно» – здесь нет принципа с частично правильным ответом.

Нередко таблица или схема связана с понятиями, которые существуют только в паре – например, «материальное/процессуальное право». Если мы называли только два вида для явления, и один из них уже указан в таблице – можно смело вписывать второй, других вариантов в данном случае быть не может.

Типичные примеры подобных понятий приведены в памятке по парным взаимоисключающим понятиям.

В таблице в столбце «характеристики» могут быть приведены абсолютно любые определения – иногда сильно отличающиеся от тех, что нам известны. Часто определения искусственно усложнены. В случае затруднений самый простой способ решения таких заданий – выделить главную мысль или ключевые слова или подобрать пример из повседневной жизни. Обычно после этого пропущенное слово становится очевидным.

Задание №2 (обобщение)

Следует помнить, что обобщающее понятие – самое широкое и самое общее из всех приведенных. Оно включает в себя все остальные.

Типичная сложность – выбор из двух вариантов, кажущихся подходящими. Механизм решения в этом случае прост – сравнить два слова и выбрать, какое из них станет большим.

Например:

при решении задания появилось два варианта, кажущихся подходящими – допустим, это «нормативно-правовой акт» и «источник права». «Нормативно-правовой акт» – один из видов источников права, но «источник права» – не всегда нормативно-правовой акт (следует помнить, что существуют другие – например, правовой обычай или религиозные нормы). Таким образом, обобщением в данном случае является «источник права».

В ряде случаев в таком задании проверяется соотнесение ряда типичных понятий с общей для них категории. Типичные примеры подобной ситуации приведены в отдельной памятке (памятка по группам понятий).

Например:

Дан ряд понятий: заработная плата, процент, рента, прибыль, доход. Обобщающим в данном случае будет «доход», так как остальное перечисленное – виды факторных доходов.

Задание №3 (исключение)

Необходимо помнить, что в данном случае нужно выбрать два (!) пункта, выделяющихся из общего ряда.

Типичная ситуация – когда приводится ряд общих понятий для явления, и среди них два откровенно ошибочных.

В ответе необходимо записать две цифры, соответствующие «лишним понятиям».

Задание №10 (график)

Логика выполнения:

– Выяснить, какая ситуация показана на графике – например, «цена понижается, количество повышается».

– Соотнести каждый из приведенных вариантов с выявленной ситуацией по принципу: «будет ли описанное в задании причиной для такого поведения цены и количества?». При необходимости смоделировать мысленно ситуацию.

– Ключевые темы для выполнения задания – конкуренция, спрос и предложение, факторы спроса, факторы предложения. Следует смотреть соответствующие памятки.

Задание №12 (диаграмма)

Логика выполнения:

Каждый из приведенных вариантов сравниваем с приведенной в диаграмме информацией по принципу «совпадает или нет».

Это все.

Это очень простое занятие, и по этому оно оценивается в 1 балл.

Задание №14 (полномочия органов власти)

Это задание проверяет ТОЛЬКО темы «полномочия органов власти», «полномочия федерального центра и регионов РФ»

Единственный способ выполнить правильно это задание – помнить (!) содержание этих тем. По каждой из тем есть соответствующая памятка, в которой указаны ВСЕ встречающиеся в ЕГЭ полномочия, причем в большинстве случаев они приведены именно в таких же формулировках, которые используются в заданиях.

Задание №16 (права и обязанности граждан)

В подавляющем большинстве случаев это задание проверяет только следующие темы: «права граждан», «обязанности граждан», «особенности конституционного строя РФ».

По обязанностям граждан и особенностям конституционного строя РФ есть специальные памятки, кроме того эта тема обязательно разбирается на занятии очно. Все формулировки в памятках и в ходе занятия полностью соответствуют используемым в экзаменационных заданиях. НЕ СЛЕДУЕТ выбирать в качестве ответа в данном случае те варианты, которые отсутствуют в памятках и не разбирались на занятиях – скорее всего они будут не верны.

Если задание требует выбрать из списка обязанности граждан – следует выбирать только те обязанности, которые указаны в памятке и разбирались на занятиях. Других обязанностей у граждан РФ не существует. Их всего шесть штук.

В случае если задание требует выбрать из списка права граждан (без уточнения вида прав), самый верный способ выполнения задания – сразу выбросить из списка то, что точно является обязанностями. Скорее всего, после этого в списке останутся только права.

Часть заданий требует выбрать из списка права какой-либо определенной категории. Например, «социально-экономические» или «личные гражданские». В данном случае может возникнуть сложность в том, чтобы уточнить, каким именно правом является каждое из приведенных. Способ решения в таком случае следующий: необходимо уточнить, что является основным в конкретном праве. Если право относится к собственности или другим категориям экономической сферы – оно экономическое или социально-экономическое. Эта логика применима ко всем случаям.

Пример

Право на труд, право на отдых и право на жилище являются социально-экономическими правами. Труд – способ удовлетворения материальных потребностей (то есть, экономическая категория). Отдых возможен только от труда, что так же делает его экономической категорией. Жилище является имуществом, любое имущество обладает стоимостью – следовательно, это тоже экономическая категория.

Право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства являются личными гражданскими правами. Жизнь не связана с экономикой, не связана с политикой и не связана с духовной сферой. Равно как и честь или личная неприкосновенность.

Задание 20 (подстановка слов)

Для выполнения этого задания лучший способ в первую очередь ознакомиться с списком слов для подстановки. Это позволит заранее составить представление о возможных вариантах и сократить время на выполнение этого занятия.

Следует помнить, что в данном задании идет работа с текстом – следовательно, подставляемые в текст слова должны подходить под логику этой фразы и не противоречить нормам русского языка. Если выбранное вами слово вызывает сомнения и с его подстановкой предложение начинает выглядеть «не по-русски» – возможно, вы ошиблись в выборе. «Так на русском не говорят» – верный способ найти ошибку.

Следует обращать внимание на все предложение с пропущенным словом, а так же на предложения до и после него – это поможет лучше понять контекст пропущенного слова. Кроме того, иногда искомое слово уже используется в предложении до или после – текст таким образом сам может подсказывать вам необходимое понятие.

Если какая-то из пропущенных позиций вызывает значительные затруднения – следует отложить ее и перейти к выполнению следующих. После заполнения всех пропусков у вас может остаться 4 неиспользованных слова, и есть большая вероятность того, что в таком случае правильный ответ станет очевидным – например, по логике предложения в тексте должно быть существительное, а среди оставшихся неиспользованными слов одно существительное и три прилагательных или глагола – в таком случае правильный ответ несомненен.

Часть 2. Задания с полным развернутым ответом. Общие рекомендации

Официальное название второй части – «задания с полным развернутым ответом». Это означает, что от вас требуется указать полный развернутый ответ. Даже если требуется привести три примера или три функции – стоит оформить это полной фразой или списком.

Пример

Задание: «Приведите три функции общества» Правильный ответ: Функции общества:

– Производство

– Распределение

– Воспроизводство человечества. Нежелательный ответ:

Производство, распределение, воспроизводство. Если требуется привести функцию и пример, следует указывать в примерно следующем формате:

Функции общества:

1. {функция} – {пример}

– ….

– ….

В части вопросов второй части приводится требование указать конкретное количество примеров или функций. Если задано конкретное количество – необходимо указать именно это количество. Например, если в задании требуется указать три функции культуры – необходимо указать именно три функции культуры, ни больше и ни меньше. Невыполнение этого требования может привезти к оцениванию задания нулем баллов за невыполнение условий задания.

В случае если в требованиях к заданию указано «не менее трех» – можно указать как три, так и больше.

Если случилось так, что от вас требуется указать, например, три функции какого-либо явления, а вы можете вспомнить только две – стоит указать в качестве третьей что-то похожее, но вызывающее сомнение. Даже если вы укажете одну функцию откровенно неверной, но остальные будут верными – такое задание будет оценено в два балла. Если будут указаны только две – это может быть оценено в ноль баллов.

Так как некоторые задания предполагают ответ на сразу два, три или четыре вопроса, каждый ответ следует оформлять с нового абзаца. Это позволит проверяющим экспертам не потерять какой-либо части вашего ответа при проверке.

Все примеры, которые требуется привести в ответах на задания, должны быть максимально простыми, точными и прямолинейными.

Пример

Задание: «Приведите пример познавательной функции образования»

Нежелательный ответ: «Учеба в школе» Предпочтительный ответ: «Дети на уроке физики изучили явление диффузии».

Задания 21—24 (работа с текстом)

Прежде, чем читать текст, следует внимательно прочесть список вопросов к нему. Особое внимание следует уделить вопросам, в которых указана прямая отсылка на текст – «по мнению автора», «в тексте», «автор приводит».

Вопросы, в которых указана прямая отсылка на текст, можно цитировать дословно из текста.

Пример

Вопрос: «Какие три функции культуры приводит автор?» Ответ: «Автор приводит следующие функции культуры:

1. {функция}, 2. {функция}, 3. {функция}.

Не стоит пренебрегать такими формулами, как «по мнению автора», «автор называет», «автор приводит». Это может быть отличным началом предложения-ответа.

Критически важно сразу заметить, какое количество вопросов присутствует в каждом задании. Обычно правильный ответ на каждый вопрос приносит по одному баллу к оценке. Отсутствие одного или нескольких ответов приводит соответственно к неполучению этих баллов.

Задание 25 (определение)

Важно помнить, что, несмотря на то, что в задании присутствует требование «привести два предложения», правильный ответ на это задание должен содержать три предложения – определение и два предложения, связанных с ним.

Определение требуемому понятию может быть дано в свободной форме, но с передачей смысла. Иными словами, вы можете привести самостоятельное объяснение требуемому понятию, критически важно – правильно передать смысл.

В том случае, если к оставшимся двум предложениям нет конкретных требований (в задании указано просто «приведите два предложения», самой простой логикой выполнения будет следующая:

Для каждого понятия известен ряд видов или функций (обычно и того, и другого). В первом предложении стоит перечислить эти виды или функции. Во втором предложении – раскрыть смысл одной из них.

Пример

Задание: «Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие „семья“. Составьте два предложения, содержащие информацию об этом явлении».

Ответ: «Семья – общность людей, объединенных родством и ведущих совместное хозяйство. Среди основных функций семьи называют: психологическую, репродуктивную, хозяйственную, и другие. Хозяйственная функция семьи заключается в совместном проживании, совместном бюджете и решении бытовых вопросов».

Для правильного ответа не обязательно перечислять все функции или виды – достаточно указать три или четыре. В случае, если вы приводите не все функции (пишете в ответе три или четыре, но вы знаете, что их больше) – стоит указать это в ответе при помощи таких фраз как «некоторые функции» или «наиболее значимые функции» в начале предложения и «и другие» в конце. Пример подобного указан выше.

Задание 26 («примеры»)

Исчерпывающие рекомендации для выполнения этого задания приведены в «общих рекомендациях».

Обратите внимание, что количество приводимых вами примеров должно точно соответствовать требованиям задания.

Задание 27 («задача»)

Содержание этого задания представляет собой смесь из заданий первой части экзамена и заданий для работы с текстом. Обычно в этом заданий вам необходимо проанализировать описанные факты или ситуации и сделать вывод о них.

Ответ на это задание требует в первую очередь знания теоретического материала и умения находить правильную связь с теорией в примере.

Обратите внимание, что это задание обычно содержит в себе несколько вопросов. Вам необходимо ответить на каждый из них.

Напоминаем, что рекомендация о том, что каждый из ответов стоит начинать с нового абзаца, здесь сохраняет свою актуальность.

Задание 28 («план»)

С 2018 года критерии оценивания и рекомендации к выполнению данного задания были существенно изменены. Теперь логика оценивания этого задания стала более прозрачной, а при правильном выполнении всех требований задание оценивается в 4 балла.

Теперь для оценивания плана используются следующие критерии:

К1. Раскрытие темы (максимально – 2 балл)

К2. Общее количество пунктов плана (максимально – 1 балл)

К3. Корректность формулировок и раскрытие темы в рамках плана (максимально – 1 балл)

Раскрытие темы плана (требования по критерию К1)

План должен содержать два пункта, наличие которых позволяет раскрыть заданную тему полностью. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах. Такая ситуация приносит 2 балла.

В случае если план содержит один пункт, раскрывающий заданную тему, и этот пункт раскрыт в подпунктах, за данный критерий выставляется 1 балл. Другой случай для выставления 1 балла по этому критерию – наличие двух пунктов, раскрывающих данную тему, однако отсутствие их детализации в подпунктах. Впрочем, написать план таким образом достаточно проблематично. Иными словами, 1 балл по этому критерию выставляется только в случае, если вы привели несколько пунктов плана, не соответствующих теме, или вы написали план из трех пунктов, из которых раскрыт был только один.

В случае, если план не соответствует заявленной теме или ни один из его пунктов не раскрывает сущность темы (что, впрочем, одно и то же), по данному критерию выставляется 0 баллов. В случае выставления 0 баллов за первый критерий ноль выставляется за все задание, так как в таком случае план полностью не соответствует заявленной теме или требованиям к заданию.

Общее количество пунктов плана (требование по критерию К2)

Один балл выставляется в случае, если в плане присутствует не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунктах. В любом другом случае по данному критерию выставляется ноль баллов.

Обратите внимание: в требованиях к этому заданию прямолинейно указано, что план должен содержать не менее трех пунктов, что означает, что допустимо использовать в плане всего (!) три пункта, из которых два детализированы в подпунктах. Этому требованию уделено отдельное внимание во всей официальной методической литературе. Однако, к сожалению, до сих пор некоторое количество учителей и экспертов настаивают на указании максимально возможно большого количества пунктов в плане, что противоречит требованиям оценки.

Корректность формулировок пунктов и подпунктов (требования к критерию К3)

Один балл по данному критерию выставляется в случае, если пункты плана не содержат ошибок и противоречий теме плана.

В случае наличия фактических ошибок в пунктах плана по данному критерию выставляется ноль баллов.

Если внимательно прочитать требования к оцениванию плана, становится понятно, что написать план, который будет оценен на максимально возможный балл, достаточно просто.

Для этого нужно:

1. Написать план

2. В плане должно быть не менее трех пунктов.

3. Не менее два из них необходимо детализировать в подпунктах

4. Не допустить ошибок в формулировках и не добавить в план лишних пунктов, которые не соотносятся теме.

Самым сложным в написании плана может быть вспомнить точно относящиеся к теме виды, функции и формы. Не стоит пренебрегать этой информацией – виды, функции или формы каждого явления становятся идеальным пунктом плана, а уточнение по этой теме – идеальной детализацией для этих пунктов.

Представьте себе, что вам следует рассказать подробно о теме, которая вам предложена. Скорее всего, вы начнете рассказ с объяснения того, что это за явление – то есть, вам будет необходимо привести определение. Дальше вам нужно будет рассказать о специфике этого явления – и здесь на помощь придут все возможные виды, функции и формы этого явления. Завершить свой рассказ следует кратким выводом или заключением. Именно так строится любой пункт нормального учебника, и именно по такой логике происходит изучение каждой темы с компетентным репетитором. Соответственно, каждая тема в учебнике и каждое занятие с репетитором – это уже один или два плана как минимум. Если вы внимательно готовились к экзамену – скорее всего, все что вам требуется – просто вспомнить необходимую информацию вовремя.

Пример возможного написания плана и комментарии к созданию отдельных пунктов. Обратите внимание – вы можете использовать любые формулировки, не искажающие смысла вашего ответа. Обратите внимание – ответ не должен содержать ничего кроме пунктов и подпунктов плана.

Тема: «Политические партии»

1. Понятие политической партии // или: Политические партии как социальное явление

Лучше всего в первом пункте указать определение явления, которому посвящен план. Некорректно использовать в качестве названия слово «определение», лучше заменить его на «понятие» или «… как социальное явление».

2. Особенности политических партий:

а. Наличие программы

б. Наличие устава

в. Наличие организационной структуры

В плане на данную тему можно указать любые другие особенности или признаки.

3. Функции политических партий // или: Наиболее значимые функции политических партий

а. Представительская // или: представительство интересов социальных групп

б. Электоральная // или: участие в выборах // или:

привлечение заинтересованных избирателей

в. Социализирующая // или: политическая социализация

Для вас не является обязательным указание всех функций явления. Однако, если вы указываете лишь часть из них и понимаете, что их больше, стоит сразу это уточнить, заявив: «некоторые функции» или «наиболее значимые функции» в названии пункта. Впрочем, это не является обязательным требованием.

4. Классификация политических партий // или: типы политических партий а. по идеологии

б. по организационному признаку // или: по составу

в. по отношению к проводимой политике

г. по отношению к закону 5. Типы политических систем:

а. Однопартийная

б. Двухпартийная

в. Многопартийная

В данном случае вы можете как продолжить раскрывать тему политических партий в общем (как в приведенном примере), так и начать раскрывать каждую из групп типов, приведенных в пункте 4.

Например:

5. Типы политических партий по идеологии:

а. либеральные

б. консервативные

в. социалистические

г. коммунистические.

6. Типы политических партий по составу:

а. кадровые

б. массовые

7. Политические партии в современной России // или: Политические партии в современном демократическом государстве

Этот пункт – заключение, его присутствие чисто формально и показывает завершенность вашей идеи и работы в общем.

Обратите внимание, что приведенный план состоит из 6 пунктов исключительно для примера того, как много пунктов плана возможно получить из одной темы. Требования экзамена делают для вас необходимым использование только части этого плана. Например, вы можете ограничиться только пунктами 1 и 6 и любыми двумя из пунктов под номерами 2—5. Такой план будет оценен одинаково с планом, состоящим из 5—8 пунктов.

Задание 29 («эссе»). Общие рекомендации и порядок оценивания

Для того, чтобы лучше понять структуру того, что требуется в эссе представьте себе следующую ситуацию. Кто-то, например, ваш друг, зная, что вы разбираетесь в обществознании (а вы разбираетесь в обществознании, или еще пытаетесь разобраться до конца!) просит вас объяснить ему смысл цитаты – что имел в виду автор, как то, о чем он говорит, оценивают социальные науки, и какие могут быть примеры того, о чем говорит автор, в других областях – например, литературе или истории. Представьте себе, что вы объясняете это. Именно так и выглядит эссе по обществознанию – только в письменной форме.

Составители ЕГЭ и эксперты прекрасно понимают, что вы учитесь в 11 классе, и вы не специалист по социальным наукам. Они не ждут от вас научного текста, они понимают, что вы не можете помнить с полной точностью пару сотен терминов. Главная задача этой работы для вас – показать, что вы можете делать следующее:

понять, о чем говорит автор цитаты,

объяснить смысл этого высказывания, – показать, как смысл высказывания автора соотносится с обществознанием,

привести примеры описанного автором явления в других сферах жизни.

Если вы сделаете это – вы можете рассчитывать на максимальную оценку.


1. Выбор темы.

Грамотный выбор темы – один из главных моментов в успешном написании эссе. Главный аргумент в выборе – вам необходимо взять именно ту тему, по которой вы сможете высказаться. Не стоит акцентировать свое внимание на одной отдельно выбранной области (например, социологии) просто потому, что она кажется вам легкой. Вы должны найти такую тему, по которой вам будет просто привести и теоретическую, и фактическую аргументацию.

После выбора темы следует сразу сделать на черновике пометки, связанные с теоретической и фактической аргументацией. Вам следует сразу выписать те понятия, которые будут использоваться для теоретической аргументации и кратко описать фактические аргументы.

2. Также необходимо сразу сделать для себя приблизительный план текста.

Напоминаем, что эссе должно включать в себя четыре ключевых блока:

– Раскрытие авторской мысли

– Выражение собственной позиции

– Теоретическая аргументация

– Фактическая аргументация

– Вывод (о нем не стоит забывать).

Более подробно о каждом из них будет сказано отдельно ниже.

Не стоит искусственно усложнять свой текст и пытаться в качестве эссе написать что-то в стиле параграфа из учебника. От вас этого никто не требует. Вся ваша задача – рассказать о том, как вы понимаете выбранную вами цитату, как вы к ней относитесь (ключевой вопрос – согласны вы с автором или нет), и привести аргументы в пользу вашего отношения – почему вы с ней согласны или не согласны.


3. Критерии оценивания.

Напоминаем, что у эссе по обществознанию не существует следующих критериев: – объем текста (нет минимального и максимального) – орфография, пунктуация, стилистика.

Существуют только следующие критерии:

К1. Раскрытие авторской мысли (максимальный балл 1)

К2. Характер и качество теоретической аргументации

(максимальный балл 2)

К3. Корректность использования понятий и терминов, общее качество теоретического рассуждения

(максимальный балл 1)

К4. Качество приводимых фактов и аргументов

(максимальный балл 2)

В 2018 году используется такая система оценивания. Она отличается от прежней наличием одного дополнительного критерия (К3). Кроме того, максимальная оценка за это задание выросла до 6 баллов.


К1. Раскрытие авторской мысли

Максимальная оценка – 1 балл. Выставляется в случае, если в эссе полноценно раскрыт смысл цитаты, и это сделано достаточно корректно.

Оценка в 0 баллов выставляется в случае, если раскрытие авторской мысли отсутствует или авторская мысль объяснена неверно. Также в данном случае работа далее не проверяется, т. к. дальнейший текст работы не будет соответствовать заявленной теме.

Конец ознакомительного фрагмента.