Вы здесь

Рекламная реальность (сборник). Глава третья. Полный бренд (Сергей Платон, 2015)

Глава третья. Полный бренд

Любимейшая фраза столь популярных нынче бизнес-тренеров, авторов обильно издающихся учебников по менеджменту и прочих теоретиков маркетинговой науки – Бренд всему голова! – все-таки вызывает у некоторых не слишком искушенных в теории, но активно практикующих предпринимателей множество вопросов. Что это за бренд такой? И почему это, без него невозможно построить успешного дела? Как это так, еще десяток-другой лет назад пахали себе на плодотворной ниве «капиталистического труда» безо всяких там брендов, а успехов добивались немалых. Совсем уж «сбрендили» эти заумные исследователи рыночных процессов на своих семинарах, бизнес-поединках и конференциях. Жили ведь столько лет без брендинга и дальше проживем. А вот и нет! Во-первых, все было несколько «не так», во-вторых – не проживем.

Мировая коллекция брендов

У парня умирает отец. Юноша узнает, что папина душа не успокоена, поскольку умер он не своей смертью, а был отравлен собственным братом, и мама тут же вышла замуж за отравителя. Парень то ли сходит с ума, то ли прикидывается сумасшедшим. Ясно дело, – такие переживания. Во всяком случае, он решает вывести всю эту мерзость на чистую воду и как-то отомстить. В результате – куча смертей. Невеста парня сходит с ума и тонет. Отравитель тем временем приготовил яд уже и для «юного мстителя». Но вмешивается проведение, яд случайно выпивает мама. Интрига раскрывается, мерзавца настигает месть, параллельно гибнет еще несколько человек, в том числе и наш герой. Короче, все умерли. Подгнило что-то в датском королевстве…

Я вспомнил бессмертную гамлетовскую историю не только потому, что законы жанра занимательной публицистики требует неожиданных и лаконичных приемов повествования, несколько напоминающих приведенное выше «слегка вульгарное» изложение великого сюжета.

Дело в том, что Шекспир – мощнейший и, простите за выражение, грамотно «раскрученный» бренд своего времени. В конце концов, не так уж важно кто именно скрывался за кулисами шекспировского бренда (существуют весомые доказательства, указывающие на «творческий коллектив») и то, что реальный Уильям Шакспер из Стратфорда был всего-навсего малообразованным актером и довольно посредственным хозяином театра. Важно, что каждое новое произведение популярного автора было ожидаемо, востребовано, успешно. А качество продукта под этим брендом никогда не обманывало ожиданий аудитории.

Возьму на себя смелость утверждать, что явление, о котором мы сегодня говорим, существовало всегда, только в разные века именовалось по-разному. А иногда и никак не именовалось, было – и всё. Давайте, корректно обойдем тему религиозных брендов и посмотрим на бренды общекультурные, так сказать цивилизационные.

Честно говоря, академическая наука попросила бы нас разделить этот список как минимум на три четких категории – бренд товарный, бренд фирменный и бренд культурный. Но мы этого делать не станем, поскольку наиболее яркие товарные и фирменные бренды почти всегда становятся явлениями культуры. Большую часть в перечислении великих брендов разных цивилизаций, эпох и народов совершенно логично займут наши, родные.

Да вот, пожалуйста, не угодно ли взглянуть?

Фараон. Коньяк. Автомат Калашникова. Зингер. Шампанское. Большой балет. Шпроты. Инквизиция. Елисеевский магазин. Пугачева. СССР. Мальборо. Кремль. Жигулевское. Аэрофлот. Жиллет. Волга. Абба. Фанта. Мегафон. МХАТ. Мосфильм. Панасоник. Путин. Билайн. Мерседес. Уралмаш. Сервелат. МГУ. Боржоми. Третьяковка. Водка.

Вот вам и «жили без брендинга», список этот можно продолжать бесконечно.

Как это всегда бывает, изначально рождается явление, а потом уже человечество договаривается, как это дело называть. Имя предмета наших размышлений родилось примерно в тридцатые годы прошлого века. Brand, в переводе с английского – клеймо. Аналогии тут очевидны. Это и пресловутая «одежка», по которой встречают, метафора, стереотип восприятия, фасад, легенда, знак или, если хотите, ярлык.

И поскольку уже пора бы направить наше краткое исследование от глобальных общечеловеческих масштабов в конкретную рыночную плоскость, стоит упомянуть еще одну немаловажную для товарного и корпоративного брендинга категорию – визуальный образ.

Менеджмент – маркетинг – брендинг

Производители товаров или услуг «эпохи потребления» овладевают всем новым в своей сфере молниеносно. Качественные показатели конкурирующих на рынке продуктов примерно одинаковы. Ярчайший пример – рынок мобильной связи. Конкурентная борьба переместилась сегодня из области качества в область творчества, дизайна, имиджа компании, в область ее социальной ориентированности, коммуникативных методов. Это актуально практически для всех видов бизнеса. Все больше внимания уделяется в данный момент внешнему облику продукта, либо же имиджевым чертам услуги, способам информирования. Вот и прозвучало ключевое слово – коммуникации.

В общем-то, бренд тоже является продуктом. Причем, продуктом довольно дорогим. Этот совершенно реальный объект интеллектуальной собственности сам по себе нематериален. Это идея, которая находит формальное (вербальное, визуальное, звуковое, сенсорное и даже обонятельное) воплощение в конкретных и вполне материальных рекламных носителях (электронные и печатные СМИ, полиграфия, сувениры, интернет, наружная реклама).

Вот в общих чертах мы и обрисовали сферу деятельности бренд-менежера. Надо бы обратить внимание на очень важный аспект этой деятельности. Брендинг, в сочетании с маркетингом – это мастерство стратегических задач. Для тактических решений этих самых задач существуют креаторы, дизайнеры, копирайтеры и представители еще доброй сотни востребованных рекламным процессом профессий.

Грамотное управление брендом – это доскональная осведомленность в поведенческих особенностях целевой аудитории, маркетинговые исследования, сегментация, позиционирование, коммуникационные технологии, ценообразование, бизнес-планирование, основы продаж, дистрибуция и, конечно же, – созидание.

Как бы высокопарно это не прозвучало, основная миссия брендинга – качественное преображение мира (хотя бы его визуальной части, хотя бы его предметной среды).

На первый взгляд…

Не случайно же 80% мировых товаров маркируется товарными знаками. Надеюсь, что к нам уже не вернутся времена, когда Пиво и Жигулевское были синонимами, а колбаса продавалась под двумя марками – Вареная и Копченая. Для 60% покупателей товарный знак – показатель качества; еще для 30% – это не только качество, но еще и «фирменность», престиж; и только 10% потребителей не придают маркам никакого значения. Примерно то же происходит и на корпоративном рынке.

Собрать все идеи под одной обложкой, «застолбить» все наработки, избежать стилистического разнобоя и конкурентных поражений, призван Брендбук (руководство по использованию фирменного стиля). Словесный и визуальный знак, корпоративная и рекламная графика, стилистическое единство деловой документации, рекламных носителей и представительской продукции укрепляют имиджевые позиции, подчеркивая конкретные преимущества. Руководство обычно содержит основные цветографические элементы (визуальные способы воздействия на аудиторию наиболее эффективны) и раскрывает принципы их взаимодействия. Эта комплексная система идентификации предприятия или торговой марки формирует отличный (прежде всего от конкурента) образ, усиливая результативность рекламных кампаний многократно.

От брэнда к бренду

Свершилось! Недавно была поставлена еще одна жирная точка над i. Довольно нелепая ситуация последних лет, когда интернет выдавал нам сотни тысяч ссылок на очень актуальное для рекламистов и маркетологов слово БРЕНД и не меньшее число упоминаний слова БРЭНД, постепенно уходит в историю.

Русский орфографический словарь Российской академии наук (отв. ред. В. В. Лопатин) закрепил в русском языке нормативное, а стало быть, литературное, официальное и единственно правильное написание – БРЕНД. Вслед за этим, «Словарь иноязычных слов», сотня интернет-ресурсов и еще несколько новейших юридических справочников однозначно определили точно такое же номенклатурное написание этого термина, часто используемого в официальных документах, где колебания весьма нежелательны.

БРЕНД и БРЕНДИНГ теперь – официальные юридические термины.

Логотип учрежденной в 1997 году национальной премии «Брэнд года» на сегодняшний день перестал соответствовать нормативному написанию (еще недавно оба варианта были равноправны) и является пусть не грубой, но все-таки орфографической ошибкой.

Каких-либо четких правил по поводу подобных слов не существует. Они даются «списком» в соответствующих словарях, где представлены устоявшиеся в языке формы. Примерно так произошло со словами СТЕНД, СЛЕНГ, ЭСТЕТИКА. Написание буквы Э после твердых согласных утверждено лишь в нарицательных существительных (мэр, сэр, пэр), а также в именах собственных.

Надеемся, что теперь мы уже не встретим на разных страницах одного и того же издания разные написания этого слова. А словари трудностей, синонимов, методических терминов, толковые и словообразовательные словари, до недавнего времени элегантно не замечавшие пришедший в русский язык новый термин, посвятят ему специальные статьи.

Тараканище

Еду намедни из «МЕГИ».

Да, да… В этой самой «Мекке торговой» я – частый гость. Не смущаясь нисколько сим обстоятельством, доложу я вам, гость благодарный и радостный.

Как бы ни совестил меня мой директор, что негоже, мол, человеку с изысканным вкусом запускать к себе в дом типовые и многотиражные предметы интерьера, как бы ни убеждал он меня, что всё это добро дешевое – суть «попса» и «масскульт» для широкой аудитории недалёких соотечественников придуманный, как бы ни иронизировал над идентичными «инкубаторными» креслами в очень разных домах, не прошибают его мудрые доводы моей нежной любови к «Икеюшке-матушке».

При моих-то теперешних доходах, при задержках зарплаты многонедельных, где б ещё я обрёл эти креслица, полочки, стеллажи и паласики? Где бы взял столько миленьких рамочек для картинок и фоточек? А фонари и лампы? Только там они водятся в таком изобилии! Может быть, это всё и брендинговые «игрушки для плебса». Но игрушки, ей Богу, талантливые, интересные, нужные.

Вот зачем мне напихивать в квартирёшку пятиэтажечки элитарную испанскую мебель цельнодеревянную, объясните вы мне? О креслах вольтеровских, роккокошных бюро, тяжелых портьерах, резных обеденных столах и прочих трюмо, оттоманках, секретерах, даже не думаю.

Лаконичная икеевская стилистика и занятные интерьерные штучки – это аккурат по мне. Нифига не монтируется элитная изысканность к моим скромным эстетическим потребностям и бытовым пространствам, хоть обтужся. Да и дорого-богато далеко не всегда означает – стильно. Нечего делать кабинетному роялю красного дерева при входе в сапожную лавку. Правда же?

Такие вот у меня сложились стилистические предпочтения. Ну, да не о них теперь речь, да не особенно и о брендинге, честно-то говоря.

Значит, возвращаюсь я из «ИКЕИ»…

Забираюсь в автобус с десятком таких же, как сам, довольных соотечественников, увешанных коробками и пакетами. На общественном транспорте ездить приладился, знаете ли. Это вон в докризисные времена мог себе такси за четыреста рублей позволить. А ныне и на городском автобусе за двадцаточку запросто еду, экономности и рачительности собственной радуясь.

Две гламурных девчонки, напротив, из-за горки пакетов хихикают. Тётя строгая, типичная учительница физики, сверяет длинный ценник с содержимым огромного «продуктового набора». Маленькая татарская бабушка, очень юркая, яркая, звонкая, длинного внука и рослую внучку радостно поближе к себе пересаживает, про погоду им щебечет, про время у соседей справляется. Внук и внучка зажаты до оторопи, от каждого ее слова шарахаются, смущаются. Пассажиры давно уже в курсе, что ребята недавно приехали, что активная бабуля целый день их таскала по шопингу, что в родном городке у них о таких «Вавилонах торговых» и слыхом не слыхивали.

Физичка на бабку косится неодобрительно, осуждает, но крепится. Пацаны с музыкальными затычками в ушах изучают коробочки с новыми дисками. Мощно татуированный парень, уголовно-простецкой наружности, откровенно на «перстни» свои многочисленные любуется, вспоминает о чем-то мечтательно. Толстый папа непоседливому ребенку айяяйкает, запрещает выуживать из пакетов игрушки. А тому ой как хочется, прям сейчас что-то вытащить. Изловчается все же настырный сынуля, пока папа билет покупает, и катится куча рулончиков туалетной бумаги прям по полу.

Папаша давай собирать. Бабуля давай помогать. А сыночек давай продолжать вынимать. Как только он вытаскивает большого лохматого медведя, тут же получает затрещину, скулит немного для порядка, в окошко обиженно упирается, затихает. Вот характер растёт. Знал, что схлопочет, а ведь добился своего.

Первой остановки ещё не проехали, как одна из модельных дев оглашает салон и окрестности истеричными криками:

– Таракан! А! Фу! Мерзость!

У нее на коленках затоваренный пакет трясётся, на пакете том – сумочка модная, а на сумочке, прям перед носом, сидит наглое насекомое. И вправду, таракан.

Да не просто пруссак, ТАРАКАНИЩЕ! С зажигалку величиной, никак не меньше. А усища-то! Смотрит на свою новую хозяйку, вопли ее внимательно слушает, и не может решить, то ли ему обратно в пакет затыриться, то ли новых хозяев пойти поискать, раз такой здесь приём неприветливый.

Вид у него удивленный и несколько одуревший. Ну, во-первых, путешествие его явно было непростым и продолжительным. Из Китая он приехал к нам, из Москвы, из Европы ли, кто знает. И, похоже, особыми разносолами парня в дороге не баловали. Худоват преизрядно таракашечка. А впрочем, возможно порода такая. Во-вторых, визг девушкин дополняется еще воплем подруженьки и, сливаясь в пожарную сирену, ультразвуком пронзительным рвёт всем душу.

Что же тут началось!

– Таракашка это, – со знанием дела вещает татарская бабушка, – её надо на землю… на землю… да ногой…

– Да ты сбрось его, – советует уголовник.

– За усы и за форточку, – потешаются пацаны-меломаны, выключив плееры, интересно же.

– Ай-я… Ай-я… Ну-ка, э… дайте-ка я, – голосит, подбегая, очень плохо говорящая по-русски, восточная кондукторша. Глядь, а нет таракана-то.

Ультразвук прекращается, все улыбчиво вздыхают и по-доброму усмехаются. Небольшое автобусное пространство распирает простой радостью. Оно наполняется чем-то добрым и очень хорошим. Все-все-все улыбаются. Друг на дружку поглядывают тепло и доверчиво. Комментируют происшествие тихо и тихо хихикают. В салоне зависает атмосфера негромкой, слегка беззащитной радости. Вид у всех наивный и простодушный. Так бывает, когда близорукий очкарик снимает очки.

Вот ведь как. Гастролер-таракашка так вот просто заставил моих земляков снять на время очки привычной чопорной пристойности. Потеплели у них глаза, оттаяли. В этом и заключалось, наверное, высочайшее предназначение его «насекомой судьбы».

По закатному Екатеринбургу ехал недавно целый автобус близоруких очкариков без очков! Больше всех ликовал мальчуган с неуёмным характером. У него на медведе сидел таракан…

Тараканские выкрутасы и вновь начинающийся гвалт пресекла отважная татарская бабушка. Широко взмахнув остро цветастым зелено-алым платком, будто какой-нибудь супер-герой американского комикса, она ухватила тараканище за усища, повалила на пол и с хрустом прекратила последнюю таракашкину гастроль в России посредством изящных китайских кроссовок. Народ аплодировал.

Атмосфера милого воодушевления сохранялась ещё некоторое время, пока в наш автобус не напихалась дюжина новых пассажиров с напряженными лицами, ничегошеньки не знающих о произошедшем, а по сему, чопорных, холодных и строгих.

Надо же, дурацкий заграничный таракан спровоцировал крохотное русское народное единение. Причем, единение доброе, светлое. В самом неподобающем для этого месте, по самому ничтожному поводу, несколько совершенно чужих людей стали вдруг «своими» на краткое время. Полюбили мы там все друг дружку на секундочку, вот в чем дело. И не было ни капли тьмы, ни капли желчи. Никуда эта наша основа, оказывается, не подевалась, всегда она при нас.

Что-то всех нас единило и тихо веселило. Может быть, радовало как раз чувство единения? Ох, как нечасто оно с нами случается. Бренд «IKEA» запомнится всем нам еще и этими неожиданными впечатлениями, а не только товарами. Будем помнить и счастливо улыбаться, встречая знаменитую торговую марку, еще и от этого.

Мифическая реальность

О различиях фирменного и рекламного стиля у нас еще будет случай поговорить. Мы обязательно посвятим этой теме отдельную главу. Так уж вышло, что сегодняшний разговор коснулся в основном товарной рекламы. А для нее безумно важен миф, легенда бренда. Ведь хорошая торговая марка – это зримое воплощение индивидуальности и яркий символ товара, мотивирующий выбор целевой группы.

Новое поколение уже выбрало «Пепси», с удовольствием надело желто-черно-полосатые шапочки и шарфы от «Билайна», обулось в «Камелоты», оно не тормозит и при случае может «сникерснуть». Младенцы литрами пьют сок «Моя семья» и писают в подгузники «Либеро». Сильные мужчины курят «Мальборо», ездят на «Мерседесах» и «БМВ». Домохозяйки дружат с «Капельками Сорти» и на кухни к ним частенько захаживает «Мистер Мускул». А в ротовой полости практически всех граждан прочно обосновалась пара очаровательных сексапильных блондинок от «Орбита».

Мы и не задумываемся о том, что все они, а также тысячи тысяч других, появились на свет благодаря точнейшему расчету, продуманной стратегии и гениальным тактическим приемам. Вот такая «запланированная любовь». Ничего безнравственного в ней нет. Производители прекрасно понимают, что даже самая грандиозная рекламная идея очень быстро разобьется о низкое качество продукта. Никакая реклама не заставит нас еще раз повстречаться с однажды не полюбившимся товаром или услугой.

Ведь реклама – только путь продукта к потребителю, это повод к первой встрече. Узнать о его существовании и самой возможности этой встречи должна помочь скрупулезно сконструированная система продвижения, имя которой – брендинг.