Вы здесь

Рекламная концепция и рекламный образ. Разработка эффективной рекламы. 2. Творческая стратегия рекламной кампании (Ольга Кравченко)

2. Творческая стратегия рекламной кампании

Ключевые понятия

Творческая стратегия рекламы; рекламная кампания (Е. Э. Павловская); концепция рекламирования (А. Н. Назайкин, Е. Э. Павловская, Ю. К. Пирогова); рекламная идея; рекламная стратегия (У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти); коммуникационная стратегия кампании; творческая рекламная стратегия; этапы креативной стратегии (Ф. Котлер); главная цель творческой стратегии; рационалистические и проекционные творческие стратегии, стратегии смешанного типа (Ю. К. Пирогова); стратегии формального уровня (вербальные, иконичные, смешанные); стратегии содержательного уровня (Х. Кафтанджиев); разработка творческой стратегии рекламной кампании; организационная и творческая стратегия; оргпроект рекламной кампании; этапы создания рекламного образа товара (целеполагание; рекламная концепция товара; концепция рекламного обращения; коммуникативная концепция рекламного образа) (Е. Э. Павловская); целеполагание в рекламе; творческие цели рекламной кампании; функциональные цели рекламной кампании (коммуникативные, поведенческие и ситуационные) (Е. Э. Павловская); цели, задачи и функции рекламной кампании (Е. В. Ромат; Е. Э. Павловская; Дж. А. Валладарес; В. Ян; А. Н. Лебедев-Любимов); цели и задачи PR-мероприятий (И. Л. Викентьев); задачи менеджера по эффективному продвижению товара (Дж. Р. Росситер, Л. Перси).

Основные вопросы

1. В чем особенности товара как объекта рекламы? (Е. Э. Павловская)

2. Что такое «концепция рекламирования»? Какую роль играет разработка концепции товара при подготовке рекламной кампании?

3. Дайте определения следующих понятий: «рекламная кампания», «рекламная стратегия», «рекламная идея».

4. Как определяет рекламную стратегию и рекламную идею Ю. К. Пирогова?

5. В чем отличие понятий «рекламная идея» и «творческая стратегия» от общеупотребительных слов «идея» и «стратегия»?

6. Какие стратегии составляют общую стратегию коммуникационной кампании?

7. Что относят зарубежные авторы к ключевым стратегическим решениям?

8. Как определяют главную цель творческой стратегии рекламной кампании? Какое из мнений вы разделяете?

9. Какие основные типы творческих стратегий выделяет Ю. К. Пирогова?

10. Что положено в основу классификации творческих рекламных стратегий? (Ю. К. Пирогова)

11. Что влияет на выбор типа творческой рекламной стратегии: рациональной или эмоциональной? (Ю. К. Пирогова, А. Н. Назайкин)

12. Какие типы коммуникативных рекламных стратегий выделяет Х. Кафтанджиев?

13. Какая из стратегий формального уровня более популярна? (Х. Кафтанджиев)

14. ▼ Приведите примеры реализации в рекламе стратегий содержательного уровня (Х. Кафтанджиев)

15. Чем обусловлен выбор типа рекламной стратегии? (А. Н. Назайкин)

16. Как определяет творческую стратегию рекламной кампании и главную цель кампании Е. Э. Павловская?

17. Что такое «оргпроект» рекламной кампании? (Е. Э. Павловская)

18. На какие основные этапы распадается алгоритм разработки рекламного образа товара? (Е. Э. Павловская)

19. Какие задачи решаются на каждом этапе разработки творческой стратегии? (Е. Э. Павловская)

20. Какие типы функциональных целей рекламной кампании выделяет Е. Э. Павловская? Какие задачи решаются в каждом случае?

21. Какие собственно рекламные цели (задачи/функции) могут быть реализованы в рекламной кампании? Сравните точки зрения разных авторов. (Е. Э. Павловская; Е. В. Ромат; Дж. А. Валладарес; В. Ян)

2.1. Концепция рекламирования: стратегия и идея

Уточним понятия

Творческая стратегия рекламы

Творческая стратегия рекламной кампании

– рекламное обещание, отвечающее ожиданиям целевой аудитории;

– совокупность взаимосвязанных организационных и креативных решений по созданию рекламного образа товара.


Разработка концепции рекламирования

Концептуальное осмысление товара, рекламная концепция товара – главный этап подготовки рекламной кампании.


Основные задачи этого этапа:

– выбор творческой рекламной стратегии;

– поиск рабочей рекламной идеи.


Выбор правильной стратегии (содержания рекламы) и творческой идеи для ее воплощения – основа эффективного рекламного образа товара. А значит, залог успешности рекламных коммуникаций.

Таким образом, творческая стратегия – это содержание рекламы, идея – это форма рекламного обращения, креативная интерпретация и экспликация смыслов рекламы.


Ф. Котлер выделяет четыре этапа в развитии креативной стратегии:

1) генерирование и оценка идей рекламного обращения;

2) выбор продающей идеи;

3) разработка рекламного обращения;

4) контроль в аспекте социальной ответственности24.

Четвертому этапу в российском рекламном бизнесе уделяют недостаточно внимания. Социокультурные последствия рекламного воздействия волнуют гораздо меньше, чем экономическая эффективность рекламной кампании. Как следствие – распространение провокационной, эпатажной и партизанской рекламы.

На заметку

Если возникли сложности с рекламной идеей, можно ограничиться разработкой рекламного предложения, то есть представить свойства и функции товара как выгоды покупателя.

Больше узнать о разработке рекламного предложения вы можете в нашем учебном пособии «Рекламное предложение и рекламная идея».

Цитаты

Актуализировать потребности и продвигать ценности

«Сегодня потребитель воспринимает свойства и преимущества, качество продукта и позитивный имидж бренда как само собой разумеющееся»25.


«Задача рекламиста при моделировании образа марки – „встроить“ продвигаемый образ товара в уже существующую систему ценностей, чтобы именно эта марка актуализировала ту или иную потребность и выглядела в глазах потребителя как удовлетворение этой потребности»26.


«Американская мечта была обнародована <…> простыми продуктами, которые, вобрав в себя фундаментальные ценности Америки, заставили их сверкать во всех концах света. „Соса-Cola“ – юность, „Marlboro“ – мужественность, „McDonald’s“ – семья, „Levis“ – свобода, „Nike“ – ответственность»27.

Действенность рекламы в значительной степени определяется ее творческим уровнем – рекламной стратегией и идеей ее воплощения.


Сильная в творческом отношении реклама позволяет экономнее расходовать средства на ее размещение, а в некоторых случаях – и на производство28.

Стимул к размышлению

Как выбрать ведущий мотив?

Удачный выбор мотива – основа успешной рекламы.

«Основная идея (рекламная концепция) всегда соотносится с выбранной рекламной стратегией. Ее разработка основана на анализе лучших из ранее выбранных ключевых выгод. <…>

Задача рекламистов состоит именно в определении, какой из мотивов будет ведущим»29.

Уточним понятия

Рекламная кампания, рекламная стратегия, рекламная идея

Рекламная кампания:


1) система взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, объединенных целью, временем и территорией;

2) развернутый комплекс действий по разработке, воплощению образа товара в конкретных рекламных продуктах и внедрению его <рекламного образа товара> в систему представлений потенциальных потребителей30.


Рекламная стратегия (что?):


– содержание рекламного обращения;

– смысловое наполнение рекламного обращения, то, что рекламисты хотят сказать о товаре, чтобы потенциальный покупатель отдал предпочтение товару именно этой торговой марки (по Ю. К. Пироговой).


Рекламная идея (как?):


– выражение рекламной стратегии в формах релкамы;

– наиболее эффективный способ воплощения рекламной стратегии (по Ю. К. Пироговой);

– результат творческой стратегии, интегрирующий творческие цели и концептуальные средства их достижения (по Е. Павловской).

Сравните31

Стратегия – искусство планирования, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.


Идея – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание; намерение, план.


Коммуникационная стратегия кампании (рекламной, PR или интегрированной) решает комплекс задач по управлению маркетинговыми коммуникациями.

Коммуникационная стратегия кампании координирует усилия по разработке:

– стратегии позиционирования товара;

– творческой (креативной) стратегии;

– стратегии медиаразмещения.


Ю. К. Пирогова32, обобщив труды зарубежных авторов, предложила систематизацию рекламных стратегий – лучшую в отечественном рекламоведении, по мнению А. Н. Назайкина33.


Как показал анализ англоязычной литературы по рекламе, понятие «творческая стратегия рекламы» является комплексным.


Понятие «творческая стратегия» охватывает:

1) аудит маркетинговых задач;

2) ситуационный анализ проблем и возможностей рекламы;

3) бюджет;

4) ключевые стратегические решения.


Ключевые стратегические решения:

1) цели рекламы;

2) целевая аудитория рекламы;

3) концепция продукта:

– конкурентные преимущества;

– имидж;

– индивидуальность товара.

4) заявление о позиции товара;

5) концепция рекламного обращения;

6) творческий план – разработка и воплощение творческой стратегии;

7) план средств рекламы;

8) план продвижения;

9) анализ34.


Цель разработки творческой стратегии теоретики и практики рекламы также видят по-разному.


Рассмотрим некоторые определения, которые в комплексе наилучшим образом выявляют сущность этого интегрированного феномена.


Главная цель творческой стратегии:

– создание рекламного образа товара (ТМ, фирмы) (Е. Э. Павловская);

– разработка и реализация творческой идеи (Р. Росситер, Л. Перси);

– разработка концепции продукта и стратегии обращения (К. Бове, У. Аренс);

– разработка содержания конкретного рекламного обращения (У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти); и др.

Факты и цифры

Стратегия и тактика в русской рекламе 18—19 вв.

Л. Л. Геращенко35, анализируя стратегию и тактику русской рекламы 18—19 века, пришла к выводу, что под стратегией в то время понимали необходимую информацию о товаре, которую нужно было донести потребителю.


Стратегия отвечала на вопрос: «Что можно и нужно сказать о рекламируемом продукте или фирме?»


Тактика была способом реализации этой стратегии, выбирала способы воздействия («Как донести эту информацию?») и не всегда соответствовала стратегии. Порой ложные формы подачи информации искажали достоинства товара.

2.2. Основные типы творческих стратегий

Какую стратегию выбрать: рациональную, эмоциональную или комплексную?

Что, в первую очередь, влияет на выбор творческой рекламной стратегии:

– особенности товара?

– мотивы, потребности и ценности потребителя?

– ситуация на общем и конкурентном рынке?

Авторитетное мнение

Выбор стратегии зависит лот конкурентной ситуации

Как отмечает А. Н. Назайкин, выбор стратегии рационального или эмоционального типа во многом зависит от того, какие потребности потребителя (реальные утилитарные или психологически значимые) удовлетворяет данный товар, а также от рыночной ситуации36.

Сравните

Как писал в 1924 году М. Коупланд, для понимания мотивации важно различать, какие потребности движут потребителем: утилитарные или гедонистические37.


Основные типы творческих рекламных стратегий38:

– рационалистические;

– проекционные;

– смешанного типа.

Уточним понятия

Рационалистические, проекционные и смешанные рекламные стратегии

Рационалистические стратегии – рекламные стратегии, в которых доминирует вербальная информация, аргументация строится на логических доводах.


Проекционные (трансформационные) стратегии – рекламные стратегии, которые воздействуют на эмоциональную сферу и в большей мере ориентированы на невербальные каналы передачи сообщения (образы, музыкальный ряд и т.п.). В рекламном обращении создается привлекательный для потребителя образ, настроение или чувство; позитивное отношение к создаваемому образу превращается в позитивное отношение к марке (∆ «перенос ценностей»).


Стратегии смешанного типа – наиболее распространенный тип рекламирования, когда тесно связаны эмоции, чувства и логические доводы.

Классификация

Формальные и содержательные характеристики рекламы

Классификация рекламных стратегий Х. Кафтанджиева является основой анализа формальных (способ выражения) и содержательных характеристик рекламы.


На формальном уровне Х. Кафтанджиев выделяет:


вербальные рекламные стратегии, в основном или исключительно построенные на словах;

иконичные (изобразительные) рекламные стратегии, основанные в основном на образах.


Х. Кафтанджиев отмечает тенденцию к уменьшению словесного текста за счет изображений, которые являются иллюстрациями и рекламными аргументами. В большинстве случаев можно говорить о стратегиях смешанного типа – комбинации формальных и содержательных характеристик.


На содержательном уровне рекламные стратегии более разнообразны. Х. Кафтанджиев выделяет три основных типа (Табл. 1).


Таблица 1 – Классификация стратегий на формальном и содержательном уровне39


2.3. Разработка творческой стратегии

На заметку

Теории и практике разработки творческой стратегии рекламной кампании посвящена книга Е. Э. Павловской40.


Творческая стратегия рекламной кампании объединяет два типа стратегий:

организационную стратегию (1)

и собственно творческую стратегию (2).


1. Организационная стратегия

Задача организационной стратегии – разработка системы мер по эффективной организации:

а) отношений с рекламодателем, регулируемых оргпроектом рекламной кампании;

б) взаимодействия с участниками рекламного процесса: разработчиками, производителями и распространителями рекламы;

в) творческого процесса.


2. Собственно творческая стратегия

Основная задача творческой стратегии рекламной кампании – разработка рекламного образа товара.

Уточним понятия

Оргпроект рекламной кампании

Оргпроект рекламной кампании – договор между рекламодателем и разработчиком рекламы, предметом которого являются условия:

– взаимодействия сторон в ходе разработки и презентации рекламных продуктов;

– обсуждения вариантов и принятия решений.

Технологии

Этапы разработки рекламного образа товара

Е. Э. Павловская выделяет четыре этапа разработки творческой стратегии (рекламного образа товара)41:


– постановка целей (целеполагание);

– создание рекламной концепции товара;

– разработка концепции рекламного обращения;

– разработка коммуникативной концепции рекламного сообщения.


Рассмотрим задачи каждого этапа разработки рекламного образа товара.


Первый этап – целеполагание.

Основная задача – разработка целей творческого проектирования рекламной кампании.

Цели служат:

– ориентиром проектной деятельности;

– критерием принятия творческих решений;

– критерием оценки результатов.


Второй этап создание рекламной концепции товара.

Основная задача – определение оптимальных способов демонстрации ключевых свойств и преимуществ товара.

На этом этапе выбирают творческие приемы, визуальные и вербальные средства создания рекламного образа товара.


Третий этап разработка концепции рекламного обращения.

Основная задача – выбор наиболее эффективных способов воздействия на потребности, мотивы и ценности, чтобы управлять поведением потребителей по отношению к данному товару.


И наконец, четвертый этап разработка коммуникативной концепции рекламного сообщения.

Основная задача – проектирование эффективной коммуникации, воплощение рекламного образа товара в конкретных рекламных продуктах.

2.4. Цели и задачи рекламы в СМК

При разработке творческой стратегии рекламирования одним из самых важных является этап целеполагания.

На заметку

М. Дымшиц считает, что «не все цели, поставленные рекламодателями перед рекламистами, осуществимы в принципе»42.


Рассмотрим основные цели творческого проектирования рекламной кампании.


Е. Э. Павловская выделяет два типа целей творческой стратегии рекламной кампании:

1) собственно творческие цели

2) функциональные цели.


1. Собственно творческие цели связаны с проектированием и воплощением рекламного образа товара.

В процессе творческого поиска творческие цели уточняются и служат критерием принятия творческих решений и оценки результатов творческого проектирования.


2. Функциональные цели направлены на реализацию маркетинговой стратегии заказчика.


Е. Э. Павловская выделяет три типа функциональных целей:

2.1. коммуникативные;

2.2. поведенческие;

2.3. ситуационные43.


2.1. Коммуникативные цели творческой стратегии рекламирования определяют:

– целевую аудиторию рекламного воздействия;

– ожидаемое отношение к товару в результате рекламного воздействия – рационального, эмоционального или смешанного.


2.2. Поведенческие цели творческой стратегии рекламирования определяют желаемое поведение потребителя в отношении рекламируемого товара:

убедить совершить пробную покупку;

– побудить использовать данный товар с необходимой интенсивностью и т. п.


2.3. Ситуационные цели творческой стратегии рекламирования направлены на использование преимуществ внешней ситуации:

конкурентной ситуация на рынке рекламируемого товара;

– времени и места проведения кампании («привязка» к событию и т.п.)


Реклама – один из элементов комплекса маркетинга. Творческая стратегия рекламной кампании разрабатывается в соответствии с основной целью системы маркетинговых коммуникаций (СМК): формированию спроса и стимулированию сбыта.


А. Н. Лебедев-Любимов определяет три основных задачи рекламной деятельности44:

1) привлечь внимание к объекту рекламирования, выделив его положительными оценками из числа аналогичных;

2) представить рекламируемый объект как соответствующий высоким стандартам/ подобный лучшим образцам;

3) вызвать интерес к объекту рекламирования через описание его достоинств, преимуществ и т. п.

Вопрос-ответ

Вопрос: В чем отличие целей рекламы от маркетинговых целей?

Ответ Е. Э. Павловской; «реклама не продает товар, она способна только воздействовать на отношение потребителя к этому товару»45. В результате могут увеличиваться объемы продаж и т. п.

Авторитетное мнение

Реклама решает лишь часть маркетинговых задач

1. Е. Э. Павловская считает, что реклама может решить лишь часть маркетинговых задачи кампании.


Собственно рекламные цели и задачи:

формирование заданного отношения к товару;

– повышение лояльности к объекту рекламирования;

– убеждение нелояльных потребителей в преимуществах товара данной марки;

– формирование устойчивого предпочтения товаров данной марки или данного производителя;

– стимулирование желания совершить покупку;

– создание эмоциональной коммуникации с объектом рекламирования; и т. д.


2. Дж. А. Валладарес также разграничивает маркетинговые и рекламные цели и задачи46.


2.1. Маркетинговые цели (по Дж. А. Валладарес):

– увеличить объем продаж;

– создать осведомленность о бренде;

– выпустить новый товар на рынок;

– пробный маркетинг;

– изменение установок потребителей;

– расширение потребительской базы;

– модернизация бренда.


2.2. Рекламные цели (по Дж. А. Валладарес):

привлечь новых потребителей;

– показать новые ситуации использования;

– побудить покупать больше;

– изменить имидж бренда;

– представить новую концепцию, упаковку и т. п.


2.3. Рекламные задачи (по Дж. А. Валладарес):

использовать визуальные средства рекламы для наглядного показа бренда;

– информировать о новом бренде;

– обучить потребителя чему-нибудь новому;

– объяснить новую концепцию;

– мотивировать потребителя более широко использовать товар; и др.


3. Е. В. Ромат47 к задачам, которые может решать реклама, относит:

– информирование;

– напоминание;

– увещевание (совет, убеждение, наставление, уговоры);

– формирование позитивных коммуникаций;

– мотивация потребителей к покупке товара;

– поддержка лояльности; и др.


4. В. Ян основными задачами рекламных кампаний считает48:

– информирование – о товаре, возможностях, местах продаж, скидках; и т.п.;

– привлечение внимания к товару;

– поддержание осведомленности (эффект постоянной информационной связи с потребителем);

– выработка позитивного отношения к ТМ/бренду;

– создание привлекательного образа товара или ТМ/бренда;

– стимулирование потребления.

Сравните

Основные цели PR-кампаний

И. Л. Викентьев называет основные цели PR-мероприятий:


– позиционирование PR-объекта;

– возвышение имиджа/управление репутацией;

– антиреклама (снижение имиджа, черный PR);

– отстройка от конкурентов;

– контрреклама49.


В рамках этих целей решаются PR-задачи:

прогнозирование кризисов;

– изучение общественного мнения;

– создание фирменного стиля и фирменных стандартов;

– исследование эффективности акций;

– удержание постоянных клиентов; и др.

Технологии

Модель Росситера-Перси

Джон Р. Росситер и Ларри Перси разработали модель деятельности менеджера по эффективному продвижению товаров50.


Модель Росситера-Перси включает следующие задачи:

1) определение целей маркетинга, рекламных коммуникаций и продвижения товаров и бюджета → получение прибыли, создание марочного капитала;

2) выбор целевой аудитории и целевого поведения/функциональных целей → определение объемов продаж и рыночной доли;

3) уточнение целей коммуникации и позиционирования → прогнозирование и анализ действий целевых покупателей;

4) разработка творческой стратегии и стратегии интегрированных коммуникаций (∆ИМК) → прогнозирование и измерение эффектов коммуникации и позиционирования марки;

5) определение стратегии использования средств рекламы (Δ медиапланирование) → измерение процесса обработки информации с учетом основных стадий реакции покупателя (контакт и обработка информации, действия целевых покупателей).

Структура книги «Реклама и продвижение товаров» воспроизводит данную модель деятельности менеджера51.

Дополнительно

Джером, Дж. А. Креативные стратегии / А. Джером Джулер, Бонни Л. Дрюниани; пер. с англ. под ред. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

Дрю, Ж.-М. Ломая стереотипы / Жан-Мари Дрю; пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Зимен, С. Бархатная революция в рекламе/Сержио Зимен. М.: Эксмо, 2003. 288 с.

Павловская, Е. Дизайн рекламы: поколение Next/ Е. Павловская. СПб.: Питер, 2003. 320 с.

Рекламный текст: Семиотика и лингвистика / Сост. Ю. К. Пирогова, П. Б. Паршин. М.: Изд. дом Гребенникова, 2000. 270 с.

Авторитеты

Викентьев Игорь Леонардович – консультант по вопросам рекламы и PR (система «ТРИЗ-ШАНС»), специализируется на творческих задачах и методиках креатива; автор книги-методики «Приемы рекламы и Public Relations», в которой изложен алгоритм создания рекламы и акций PR: от постановки задачи до приемов ее решения на базе ТРИЗ. Портал «Принципы творчества» – vikent.ru

Христо Кафтанджиев – почетный профессор IAAE; преподает рекламу, визуальные коммуникации, семиотику, интегрированные маркетинговые коммуникации, интеркультурные коммуникации в Софийском университете им. Св. Климента Охридского и за рубежом; член жюри Всемирного рекламного фестиваля «The New York Festivals». Автор популярных книг: «Тексты печатной рекламы», «Гармония в рекламной коммуникации» и др. Х. Кафтанджиев рассматривает рекламу с точки зрения универсальной модели коммуникации: адресат, адресант, канал коммуникации, код, сообщение, контекст и т. д. Персональный сайт: http://kaftandjiev.webbeg.com