Основные принципы и функции ПР
Связи с общественностью прежде всего направлены на формирование и поддержание благоприятного имиджа фирмы и являются одним из самых эффективных методов маркетинга. Они могут создать прекрасную рекламу. С помощью ПР о вашей фирме очень быстро узнают в деловых кругах.
Основными принципами "паблик рилейшнз" являются: обеспечение общественной гармонии и взаимопонимания; открытость информации и опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями, фирмами и общественностью, отказ от субъективизма, нажима на общественность, попыток выдавать желаемое за действительное.
Основные функции "паблик рилейшнз" можно сформулировать следующим образом:
"Паблик рилейшнз" является неотъемлемой частью всякой современной управленческой деятельности и тщательно планируется, обеспечивая гармонизацию государственной, экономической и общественной деятельности.
Служба "паблик рилейшнз" имеет дело с отношениями между предприятием, фирмой, с одной стороны, и различными контингентами общественности – с другой, заботится о высокой деловой репутации (имидже) предприятия, фирмы. Деятельность службы во взаимодействии с рекламой способствует продвижению товаров, услуг, успех инвестиционной политики, особенно в условиях конкуренции.
Она обеспечивает благоприятную деловую атмосферу в отношениях между руководством и сотрудниками организации, фирмы, предотвращает и нейтрализует конфликты.
Служба "паблик рилейшнз" изучает общественное мнение, потребности, интересы, вкусы людей, выявляет тенденции к их изменениям, и предлагает соответствующие коррективы в деятельности организации.
Она курирует социальные связи, благотворительную, экологическую деятельность предприятия, фирмы, укрепляющие ее престиж в глазах общественности, а также анализирует воздействие фирмы на общественность, предотвращает случаи недопонимания, опровергает ложные слухи, парирует попытки дискредитации предприятия.
Между прочим, последняя функция может быть далеко не последней по значимости. Обычно каждый новый товар сталкивается с известным покупательским недоверием, и задача рекламы, опираясь на потребности и мотивации людей, преодолеть это недоверие. Однако цель деятельности "паблик рилейшнз" заметно отличается от этой коммерческой задачи. Ведь отрицательное отношение к товару может быть основано вовсе не на убеждении, что он плох, а на национальной, политической или иной неприязни к фирме – изготовителю товара или стране его происхождения. Например, ухудшение внешнеполитических отношений между странами может вызвать, и обычно всегда вызывает, падение спроса на товары импортируемые из страны, связи с которой разладились. Противодействие такому снижению продаж является одной из задач службы "паблик рилейшнз" (ПР).
Таким образом, ПР можно назвать своеобразным искусством создавать благоприятный климат, благоприятное отношение к фирме-продавцу или производителю товаров не только потенциальных клиентов, но и очень многих людей, причем на самых разных уровнях, вплоть до правительственного (сотрудники внешнеторговых ведомств, таможенных служб и т.п.). Ведь в конечном итоге коммерческий успех фирмы зависит от того, относятся ли окружающие люди к ней с доверием или без него. И потому надо иметь в виду, что работа ПР должна быть даже более целеустремленной и систематической, чем рекламная деятельность, ибо рекламу товаров, вышедших из моды или насытивших рынок, можно и нужно прекращать, а работу ПР необходимо проводить с самого начала выхода на рынок и продолжать, не ослабляя, все время деятельности на нем, а может быть, даже и после ухода с рынка, если фирма рассчитывает когда-нибудь на него вернуться.
В основе формирования благоприятного общественного мнения должна лежать прежде всего та идея, что фирма – производитель товара выпускает и продает его в интересах публики, а не ради получения прибыли, хотя получение прибыли является нормальным следствием торговли. Эту мысль, своеобразно выразив, следует доносить до общественности в первую очередь с помощью каналов массовой коммуникации, по преимуществу печати и телевидения. Связь со СМИ выполняется с помощью ряда мероприятий, к главным из которых относятся:
пресс-конференции (пресс-конференцией называют ответы на вопросы журналистов после достаточно обширного доклада представителя фирмы, а на брифинге его выступление непродолжительно);
некоммерческие статьи и телефильмы, телерепортажи;
разнообразная общественная и благотворительная деятельность в пользу лиц или учреждений (организаций) той страны, в которой ведется торговля;
разного рода юбилейные мероприятия и торжественные события;
ежегодные отчеты о коммерческой деятельности;
нерекламные фирменные журналы, бюллетени.
Используя все эти и иные способы донесения информации до аудитории, служба ПР ставит во главу угла не призывы к покупке, а разъяснения направленности новых товаров, показ их роли, например в защите природы от загрязнений, в облегчении условий профессиональной работы и домашнего труда, в защите здоровья и т.д.
Конец ознакомительного фрагмента.