Глава 4. Блуждающие души – призраки
153. В каком смысле должно понимать жизнь вечную?
«Вечна жизнь духа; жизнь тела переходна и мимолетна. Когда тело умирает, душа возвращается в жизнь вечную.»
Мы не будет цитировать Р. Моуди и его последователей, которые прекрасно описали переселение души после смерти: прекрасный световой туннель, зеленые лужайки, берег реки или озера, за которым ожидает блаженное забвение, затем некий голос, который возвращает назад, в земную жизнь несвоевременно забредшую не в свои места душу. Исходя из принципа «Credo, quia absurdum est»{3}, мы не будем ни возражать против этой теории, ни поддерживать ее. Возражения материалистов тут как правило, сводятся к одному – сознание человека, находящегося в состоянии клинической смерти весьма неустойчиво, и в таком состоянии может привидеться что угодно.
Вот весьма типичный пример городской легенды или «мемы», взятый из российской «желтой прессы» 2000-х годов:
«Это произошло в 1964 году с жительницей Барнаула Клавдией Устюжаниной. Клавдия заболела раком. За все грехи Господь призвал ее к покаянию, к очищению через страдания. Но Устюжанина и не думала каяться. Была она атеисткой, в Бога не верила, поэтому вела свой обычный образ жизни: работала, а дома постоянные пьянки, гульба. За три года болезнь совершенно разрушила организм. 19 февраля 1964 года больной сделали операцию, при которой врачи обнаружили совершенно разложившийся кишечник. Хирург Израиль Исаевич Неймарк выложил все внутренности на стол, увидел, что здесь уже ничем не поможешь, и всю эту полужидкую массу кое-как запихал назад, после чего зашил живот.
За всем этим процессом со стороны наблюдала… сама Клавдия Устюжанина. Впоследствии она рассказывала, как была удивлена: «Я стою и думаю: почему нас двое – и я стою, и я лежу?»
Больную отвезли в мертвецкую. Здесь «вторая» Клавдия видела, что зашел брат вместе с ее сыном Андрюшей. Сын горько плакал. Она его обнимала, успокаивала, а мальчик ничего не чувствовал… Потом она видела, как родная сестра обирала ее дом, укладывала в чемодан самые ценные вещи – ничего не оставила маленькому сыну Клавдии.
Затем Устюжанину подхватил неведомый поток и понес ее ввысь. Она летела над Барнаулом, увидела места своего детства и юности. Затем внезапно наступила полная темнота. Долго-долго это продолжалось. Вдруг – ярчайший свет. Показались невысокие кустарники, большие деревья – вроде как аллея, по которой шла высокая, красивая женщина в длинной одежде и парчовой накидке. За ней шел юноша. Он плакал, о чем-то просил. Но «женщина» не обращала никакого внимания на его мольбы. Подошла к Устюжаниной, сложила руки на груди и, подняв глаза кверху, спросила:
«Господи, куда ее?»
И здесь Клавдия догадалась, что она умерла. Перед ней стоит Царица Небесная, а юноша – это ее ангел-хранитель, Раздался голос Всевышнего: «Верни ее на Землю, она пришла не в срок, добродетель ее отца и непрестанные его молитвы умилостивили Меня, Но прежде покажи ей место, которое она заслужила», В тот же миг Устюжанина очутилась в аду.
«Полезли на меня страшные огненные змеи, – рассказывала после своего возвращения Клавдия, – языки у них длинные, а с языка вылетал огонь. И были другие всякие гады. Смрад там невыносимый, а эти змеи впились в меня и поползли по мне, толстые, в палец, на хвостах иглы зубчатые. Поползли они в уши, глаза, рот, ноздри, во все проходы – боль невыносимая. Я стала кричать не своим голосом, но милости там нет ни от кого».
Видела Клавдия и других грешников: стояли черные, обгорелые люди, их было несметное количество, и от них исходил жуткий запах. Все они просили пить, но никто не давал им и капли воды.
Затем Клавдия оказалась в тартаре. Здесь было еще страшнее. Во тьме появился огонь, К Устюжаниной подбежали бесы и стали показывать все ее худые дела, приговаривая: «Вот мы те, которым ты служила на земле». При этом из их рта вырывался огонь. Бесы стали бить ее по голове, в тело впились огненные искры– Клавдия стала кричать от нестерпимой боли, но раздавались только слабые стоны.
Сколько так продолжалось, неизвестно, но в какой-то момент появилась Матерь Божия, стало светло, и бесы попадали ниц. А души, населявшие тартар, взмолились: «Царица Небесная, не оставь нас здесь!» На что Богородица отвечала: «На земле жили – Меня не призывали, не просили о помощи и не каялись Сыну Моему и Богу вашему, и я теперь не могу вам помочь. Я помилую только тех страждущих, за которых церковь и близкие родственники молятся».
Клавдия рассказала, что в аду ей давали есть червей. Она кричала: «Не буду есть'» А ей отвечали: «На земле постов не соблюдала, ела мясо – так и червей ешь!»
Следует заметить, что это не единственное свидетельство о пребывании грешников в аду. Мирянке Антонине в 1949 году, как и Устюжаниной, тоже довелось побывать на том свете. Там ангел-хранитель водил ее по мытарствам. В аду она увидела черного-пречерного змея, а возле него множество людей, походивших на окаменевшие головешки. Ангел пояснил, что змей и все его стадо – племя сатанинское, они не признавали Бога, и их поглотила навечно тьма. Далее Антонина увидела колодец, на дне которого сидели дети и пищали: «Мама, мама, вытащи нас отсюда!» – «Это твои детки, – пояснил ангел-хранитель. – Забыла разве, что сделала аборт, а у тебя должна была родиться двойня?»
Пошли по другой дороге. Там стояли красные вагоны. В одном из них бесы били пьяниц палками, руки выкручивали и заставляли всякую гадость есть, «В вагоне для курящих» полно смрада и дыма, а бесы прижигали курильщиков папиросками. Рядом в вагоне – занимавшиеся блудом. Мужчины и женщины опутаны змеями: маленькие змеи лезут в рот, глаза, уши, а большие давят тело. К тому же бесы били грешников палками по голове. Грешники старались сбросить гадов, но у них ничего не получалось. Затем впереди показались ворота с надписью: «Мытарство сквернословия и пустословия». Здесь тоже ходили почерневшие от мата люди, которых бесы секли железными прутьями…
Но что же было дальше с Клавдией Устюжаниной? Господь смилостивился – отправил ее домой. Клавдия опять очутилась в Барнауле. Пошла в больницу, в морг. Увидела свое тело, на котором уже успели попрактиковаться студенты. Как вновь вошла в него – не помнит, только сразу почувствовала страшный холод. Она заворочалась, пытаясь согреться, и в этот момент вошли санитары, которые через мгновение в ужасе выскочили из морга. После пришли врачи, минут пять удивленно цокали языками. В конце концов распорядились, чтобы Устюжанину вновь отнесли в палату. Там ее стали отогревать, проводить другие медицинские действия. Постепенно Клавдия пришла в себя. Увидев это, доктора не удержались – снова разрезали живот своей подопечной. И что же они увидели? Вместо напрочь сгнивших кишок – внутренности малолетнего ребенка. Ни одной язвочки!
Хирург, делавший операцию, сказал: «Тебя переродил Всевышний». А главный врач Валентина Васильевна (ее фамилию Устюжанина не запомнила) вышла из операционной и разрыдалась.
Так Клавдия Устюжанина в 40 лет родилась заново. Стала ходить в церковь, приобщаться Святых Христовых Таинств, соблюдать посты и всем рассказывать, что с ней произошло. Конечно, кто-то скажет: сказки, выдумки, бред сумасшедшего… А как же быть с кишечником детской чистоты? Это уже медицинский факт».
Мы привели этот отрывок, лишь как готовую к употреблению «городскую легенду», из множества тех, что кочуют по наших городам и весям, и то, что в ней приведены имена и фамилии, сделано лишь для того, чтобы придать истории побольше убедительности. И не знаем, как там хирург И.И.Неймарк расценил состояние кишечника больной, но в том, что он не мог «воскресшую» вновь положить на хирургический стол, чтобы посмотреть в каком состоянии ее опухоль – это совершенно точно. Ибо нам известны правила проведения хирургических операций в СССР.
В нашем исследовании мистика – совершенно не поможет. Мы в нашем исследовании души вооружены лишь одним-единственным научным орудием: логикой, в помощь к которой призвали статистику. Так что избранный нами способ приблизиться к истине – это опираться на факты, рассуждать и делать выводы.
Для того, чтобы человек мирно и безвозвратно отправился в мир иной среди просвещенного человечества (как и в менее цивилизованной его части) существует отправление определенных обрядов: в христианстве – это соборование, причащение и проч. Значительная часть историй о призраках связана именно с тем, что над душами этих людей не были совершены напутственные обряды, что и вызвало их задержку на земле, и явление их воочию совершенно незнакомым людям спустя какой-то, зачастую довольно длительный срок.
Плиний-младший, не праздный сочинитель, а государственный деятель, губернатор провинции рассказывает, что однажды в его город по делам приехал на довольно длительное время древнегреческий философ Афинодор. Ему понадобилась крыша над головой подешевле постоялого двора. В своих поисках философ наткнулся на большой и удобный дом, предлагаемый за необыкновенно дешевую арендную плату.
Поговорив с соседями, он выяснил следующее: любого, кто пытался вселиться туда, отпугивало привидение ужасающего вида – скелет, скованный ржавыми цепями. Хватало одной встречи с призраком, чтобы жильцы сбегали. Но философ был не из слабонервных и вызов принял. Более того: когда привидение и впрямь появилось, он даже попытался вступить с ним в диалог. Обнаружив понимание, скелет поманил храбреца за собой и отправился во двор, гремя цепями…
Там он остановился, оглянулся на бесстрашно следующего за ним Афинодора и – исчез. Философ пометил место его исчезновения и на другой день испросил у властей разрешение исследовать грунт под каменной плитой, сквозь которую провалился призрак.
Конец ознакомительного фрагмента.