Вы здесь

Резюме помощника руководителя. Глава 1. Собеседование (Анна Гусс)

Глава 1. Собеседование

Обычно обязанности помощника руководителя стандартны. Напишу о тех компаниях, в которых я имела возможность поработать ассистентом, и тех компаниях, в которых мне посчастливилось просто побывать, а также об удачных, неудачных и курьезных собеседованиях. Да возненавидят меня hr-щики, но за 2 года я прошла порядка 60-ти собеседований, что в свою очередь дало мне понимание методов отбора кандидатов.

Понедельник. Утро. Пришел отклик с приглашением на собеседование в компанию. Позвонили сутра. Задав пару стандартных вопросов об актуальности предложения позиции ПА, меня пригласили на собеседование в этот же день, что говорит о срочности данной позиции, а может даже и о моем грамотно составленном резюме, что немаловажно.

На мой взгляд, собеседование – это самое интересное в поиске работы, ведь ты приходишь извне к людям, которые живут своей корпоративной культурой и своими ценностями. Первое впечатление о вас складывается по первой встрече, второго шанса не дано. Встречают по одежке – это правда! Потому тщательно готовилась, и вам советую: готовьтесь заранее. Ваше резюме, краткий диалог о себе и опыте, о своих достижениях и ваш ответ на вопрос «Почему ушла с прошлого места работы?». Заранее продумывала свой внешний look: он очень важен. Поверьте, по тому насколько хорошо вы одеты, можно сразу понять, где вы работали и сколько получали; но главное не допускать излишеств – это отпугивает hr-щиков, а ведь именно они будут оценивать вас по всем параметрам.

У hr-службы задание: найти. Именно поэтому они особо не горят желанием слушать о том, как ты подносила чай, кофе; о способностях вливаться в коллектив; о том, что была в контрах со своими коллегами; о случаях, когда к тебе приставали, клеили, а может даже и сам руководитель посягнул на твое личное пространство – это все в сторону! Главное – твои ТАЛАНТЫ! Но и ты должна оценить уровень компании, чтобы не жалеть потом.

Приходя на собеседование в компанию, я внимательно изучала офис, ресепшн и то как одеты сотрудники, «запах офиса». Иногда он пахнет дорогим кофе или парфюмом, иногда – пирожками из столовой, порою – стройкой и даже канализацией, благодаря этому сразу становится понятно, какого уровня компания.

Если все сотрудники носят костюмы, то и тебе предстоит быть в рамках дресс-кода.

После того, как меня встречали и провожали в комнату ожидания, начинался нервоз и волнение, 30 минут ожидания прихода менеджера HR. Когда ожидание превышает 20 мин – я считаю это невежливо, потому как уважение к соискателям необходимо проявлять. Хотя один раз я прождала 2,5 часа.

В моей голове краткий план характеристики опыта работы, достижений и навыков. Запомните: чем более структурировано вы опишите свой опыт, образование, навыки и умения, тем больше шансов понравиться. В случае если вам не дано быть логиком – напишите всё на листке заранее, это действительно помогает.

HR-щики любят «ушами», а также они обожают практиковать стрессовые собеседования, которым научились от старших коллег или вычитали в зарубежных книгах и теперь практикуют по полной программе, показывая свою компетентность и профессионализм, что в итоге не выявляет достойного кандидата… Они помнят все из сказанного вами ранее, потому не стоит преувеличивать свои возможности или наоборот принижать, не позволяйте заводить себя в тупик.

И самое главное: каждое жесткое собеседование должно, даже нет, обязано заканчиваться положительными моментами. Поэтому после стрессовых вопросов, тестов и общения с руководителем hr-службы или же с руководителем компании, они просто обязаны рассказать о преимуществах работы с ними: почему им важно найти ассистента с таким жестким отбором, и что компания готова сделать для вас, если вы та, которую они так долго искали! Если после стрессового собеседования, где вас разобрали на составляющие и ввели в состояние легкой депрессии, вас не поблагодарили и не рассказали о положительных перспективах работы с ними – бегите! Бегите пока не поздно! Это компания, которой не нужен грамотный специалист, потому как они относятся к вам как к машине. И как только вы совершите незначительную оплошность, вас живо пнут под зад, придумав нелепую причину.


Как рассказать о себе, в деталях, но при этом сжато и понятно?

Вариант первый: у Вас был опыт работы ассистентом. Окончила Гуманитарный университет по специальности «Реклама», прошла курсы менеджмента, делопроизводства и переводчика. Не надо рассказывать обо всех ваших подработках или местах, где вы работали, только последние два-три места. Опишите свои обязанности, если вы работали в компании на start up, то обязательно это упомяните. Важны все детали: как вы внедряли определенные механизмы в документообороте; о взаимодействии с курьерскими, переводческими и визовыми службами; а также, возможно, об обустройстве офиса. Расскажите о важности расставления приоритетов, о тайм-менеджменте, о том, как вы взаимодействовали с руководителем. Даже если ваш руководитель был деспотом, тираном и неадекватным человеком – ни в коем случае не упоминайте об этом! Данная информация составит впечатление, что вы – сплетница и непрофессионал. Ни в коем случае не говорите о том, как вы тайно, всем сердцем и душой ненавидели супругу или девушку вашего прошлого руководителя или о проблемных детях, потому как придется иметь дело с родственниками и на новом месте также. Лучше сказать, что вы работали с руководителем и членами его семьи – ВСЁ! Больше не нужно информации! Если спросят о подробностях и деталях, то ответ: «Не имею права разглашать данную информацию».

Вариант второй: у вас не было опыта. Начните сначала о своем образовании или о том, с каким интересом относились к делопроизводству, этикету, изучению иностранных языков. Обязательно расскажите, как участвовали в конференциях и отслеживали все возможные конкурсы. Будучи старостой, покажите на своём примере вашу ответственность и умение все подготавливать точно в срок. Скажите, что хотите использовать свои навыки организатора и ответственного сотрудника в компании, где это действительно нужно.

Изучите деятельность компании, в которую вы идете на собеседование: всем интересно слушать о себе, тем более из уст соискателя. Выудите в интернете максимум информации и объясните, что работа в данной компании для вас интересна в первую очередь потому, что она стабильная, способствует развитию, несет в перспективе массу достижений, которые можно найти на их сайте или в СМИ. И хоть у вас нет опыта, вы готовы приложить максимум усилий и возможностей, чтобы соответствовать их требованиям. Поверьте: такие слова имеют большую значимость, чем опыт «ленивого» ассистента.

Во время собеседования не ерзайте, не трогайте нос, рот, лицо – это будет говорить о вашей неуверенности, поэтому старайтесь расслабиться, хотя понимаю, что это не домашний диван, но хотя бы постарайтесь. По сути, HR менеджер – это такой же человек, как и вы, и это не кастинг на должность президента галактики. Будьте улыбчивы и лучезарны, представьте, что это – ваша давняя знакомая, и вы перед ней хвастаетесь, я уверена, вы бы это сделали блестяще! Сделайте комплимент hr-менеджеру о красоте офиса, если он таковым является или о близком местоположении к метро, это снимет напряжение между вами.

Что касается одежды, то тут лучше придерживаться business style: белая хорошо посаженная рубашка или блузка без декольте, рюшечек, бантиков и ненужных элементов декора – классика жанра, идеальное решение, внизу брюки или юбка карандаш, желательно темных или приглушенных оттенков. Вы лучше знаете свое тело, потому скрывайте все несовершенное и покажите свою статность. Пиджак или кардиган тоже будет уместен, у меня было платье-футляр строгое и черное, которое всегда выигрышно смотрелось и производило впечатление. Но вы должны найти «свое», однако лучше не экспериментировать. Обувь должна быть удобной, элегантной, наиболее уместны туфли. Волосы собраны либо в хвост, либо в косу – смотрите, что вам больше всего идет, но самое главное – чистые волосы, прокрашенные корни, никаких отросших, грязных корней! Ногти – маникюр, лицо – нейтральный макияж, блеск на губах или матовая помада. Не нервируйте сотрудников раньше времени, особенно если там работают дамы бальзаковского возраста.

Более или менее стало понятно, теперь перейдем к собеседованию с самим руководителем. Это, как говорится, «вершина пирамиды», тут можно опростоволоситься, даже если вы прошли 3 этапа собеседования и потратили месяц – не факт, что вы понравитесь руководителю. Почему-то именно в день знакомства они раздраженные, невыспавшиеся, голодные или болеющие, тоже люди можно понять. Как поступала я: во-первых, старалась прощупать точку «покоя» у руководителя, эпитет я, конечно, подобрала высокопарный, но зато это всегда работало! Руководитель, он же – царь, он же – султан, он же – гений и самый главный среди всех, благодаря ему появилась вакансия, на которую ты пришла и не только твоя вакансия. Его обычно боятся, любят, тайно ненавидят или презирают, считают странным, гениальным или даже сумасшедшим, НО! благодаря ему все вокруг имеют работу, хлеб и возможность проявить себя. Потому для всех сотрудников он – царь и бог! Тогда сразу возникнет противоречие для тебя, пока ты на собеседование, можно понять: сможешь ли ты быть верной слугой и солдатом для него, принять его со всеми недостатками, родственниками и проблемами? Это важно, иначе потом будешь страдать ТЫ!

Пройдя 100500 собеседований со всеми службами компании, ты стоишь за порогом двери того самого «руководителя». К этому моменту стоит также подготовиться, как и к первому собеседованию. Что важно тут? – ВНЕШНИЙ ВИД! Он посмотрит и с первого взгляда определит, будешь ли ты его представлять, помогать ему и иметь доступ ко всем ключам или же никогда не быть тебе его ПА. Это маленький намек на твой стиль. Какой должна быть одежда, см. выше.

Из своего опыта скажу, я пыталась прочувствовать настроение и только потом начать собеседование. Заходя в кабинет, приветствовала его, представлялась, потом благодарила за то, что уделили мне время, потому что ты уже создаешь ему комфорт, а он ощущает эту заботу – для каждого руководителя это приятно. Говорила о том, что наслышана о компании, периодически натыкалась на интересные статьи о них и о том, как она развивается и как набирает обороты, тем самым, давая понять ему, что он руководитель с большой буквы. Если компания и впрямь выросла из ничего, то мне самой было приятно говорить такие слова настоящему профи своего дела. Только после приятных слов у него и у вас уйдет напряжение, потому как он тоже переживает и также боится сделать неправильный выбор, о котором позже возможно придется жалеть или даже мириться.

В крупных и богатых компаниях предлагают чай или кофе, я считаю, что отказываться не стоит. Выпивая жидкость, вы лучше концентрируетесь и не несете «чушь», то бишь не нужную информацию. Руководитель – не менеджер из HR службы, у него максимум на вас 10 минут, потому в сторону резюме! Его надо поразить вашим профессионализмом и сообразительностью.

Конец ознакомительного фрагмента.