Вы здесь

Резолюция для женщин. Часть I. Кто я на самом деле (Присцилла Ширер, 2011)

Часть I. Кто я на самом деле

Удивительно удовлетворенная. Резолюция, быть довольной

Тридцать шесть

Дело было в конце декабря, и именно столько мне вот-вот должно было исполниться. Я сидела за столом напротив подруги, которая уже давно миновала этот возраст, и наблюдала, как ее карие глаза замерцали от приятных воспоминаний.

Точно не знаю почему, но что-то в ее словах по-настоящему меня тронуло. Возможно, дело было в том, как она это сказала. Может быть, в выражении ее глаз. Или в легкой усмешке, спрятавшейся в уголках губ. Что бы это ни было, оно не оставило меня равнодушной, привлекло мое внимание и засело в моем разуме и сердце, чтобы я могла поразмышлять над этим после.

Я подумала о своем приближающемся дне рождения с ее позиции. В различные моменты мы обсуждали с ней события, сопровождавшие ее третий десяток, сюрпризы, то и дело врывавшиеся в четвертый, и оседлость, державшую ее за руку и грациозно вводившую в пятый. Она была замужем уже двадцать пять лет, вырастила троих потрясающих детей, имела дело с неожиданными поворотами жизни, которые знакомы, наверное, большинству людей, стоящих на границе своего пятидесятилетия. Она познала разочарование, испытала огромную радость и теперь жила полной жизнью, обогатившейся крепкой дружбой и еще более крепкой верой.

И вот мы сидим в ресторане за столом, украшенным к рождественским праздникам, с аппетитом уплетая кусок восхитительного шоколадного торта, и она делает глубокий вздох удовлетворенной женщины. Итак, она убирает спадающую на глаза светлую челку, слегка поднимает голову и говорит мне, что я вступаю в прекрасный период своей жизни и должна встретить его в приятном ожидании и радоваться его благословениям. Дети уже более самостоятельные, брак стал старше на несколько лет, тело почти по-юному свежо и прекрасно.

Да, воспоминания об этом годе ее жизни вызвали у нее улыбку. Значит, он действительно был хорош.

И, сделав этот простой комментарий, она снова взялась за ложку и поднесла ее ко рту вместе с каплями шоколадного великолепия.

Должно быть, она не заметила моей реакции. Не обратила внимания, что вес ее слов ударил меня наотмашь, как бейсбольный игрок, размахнувшийся и сделавший подачу. Одним резким взмахом руки она отправила мое сердце в плавание к далеким берегам осуждения. То, что она имела в виду, и как она предлагала мне подойти к этому следующему этапу моей жизни, было совершенно противоположно моим склонностям.

Понимаете, я из тех людей, кто всегда стремится вперед, часто просто пробегая сквозь текущие дела, по пути к следующим. Мое сердце и тело не всегда умеют быть вместе в одном и том же пространстве. Вместо того чтобы получать удовольствие от каждого момента, каждого года, каждой возможности, каждого шага пути, я постоянно слишком стремлюсь к следующему этапу, который всегда выглядит более привлекательным, чем настоящий. Меня очень редко удовлетворяет мое нынешнее состояние.

Быстрая умозрительная инвентаризация выявила факты, убедительно свидетельствующие, что я действительно не присутствовала в значительных периодах своей жизни. Подростком я нетерпеливо и на полном газу рвалась к юности. Во время учебы в университете я не могла дождаться серьезных отношений и закончить учебу, чтобы жизнь «наконец началась». Обретя любящего спутника на всю жизнь, я наслаждалась первыми годами брака, но даже тогда испытывала тайную неудовлетворенность нашей бездетностью. А когда появились дети, ночи стали длинными, а дни еще длиннее, и я все время молилась, чтобы сегодня время ложиться в постель пришло быстрее, чем вчера. Я была там все эти годы моей жизни как студентка, жена, мама – женщина – и все же по-настоящему помнила так мало, лишь отдельные чувства, сопровождавшие некоторые события моей жизни. Почему? Потому что, находясь там, я в действительности там не была.

И в момент, когда тридцать пятый год моей жизни подходит к концу, мне пришло на ум, что и в этом году я по-настоящему не жила. О да, я получала удовольствие от большей его части, но я не погрузилась в него, не смаковала, не лелеяла, не праздновала его, не ценила то, чем он был, – единственным и неповторимым тридцать пятым годом моей жизни. Теперь он практически подошел к концу, и передо мной разворачивался новый год, наполненный делами, людьми, событиями, отношениями и вехами, которые сделают его уникальным и неповторимым опытом, единственным моим шансом в полной мере быть самой собой в этом возрасте и в этой поре. Только в наступающем году мой муж будет именно таким. Только в эти мимолетные мгновения мои дети будут говорить, выглядеть и вести себя именно так. И если я снова решу пролететь их в спешке, в попытке избежать моментов, которые мне не нравятся, одновременно я упущу и все, что мне нравится в этой поре.

Я осознала, что мчась по жизни, я обесценивала тех, кто меня окружает, и выпавший мне жизненный опыт, не ценя важности и значимости, которые они несут в каждый момент моей жизни, не осознавая ответственности дорожить и правильно использовать дары, которые доверил мне Бог. Вместо того чтобы максимально использовать привилегию стать благословением для моего мужа, моих детей, друзей и всех остальных, я молчаливо транслировала им свое желание, чтобы они изменились и прибавили скорость, чтобы постарались стать другими, больше соответствующими моим желаниям и потребностям, чтобы поспешили туда, где смогут сделать меня счастливее, чем сейчас.

Вот такая я. Всегда устремляюсь к следующей минуте, следующему месяцу, следующему событию, редко позволяя себе привилегию полного участия и погружения в происходящее передо мной прямо сейчас, в этот самый день.

И одновременно с последним кусочком самой шокирующей в моей жизни встречи за десертом я поняла, что у этого чувства есть название: неудовлетворенность. Она возникает на пороге вашего дома, как случилось со мной, и с нетерпением ждет возможности войти и устроиться поудобнее. Она не ограничивается коротким визитом или редкими ситуациями, она вообще отказывается уходить, везде раскладывая свой багаж, заполняя все свободные углы, которые вы считали недоступными для этого ненавистного захватчика. Она приходит. Она остается. Она крадет у вас ваши годы. И даже прежде чем вы это поймете, вы лишитесь радости, духовного роста, приходящего в борьбе с трудностями, сладкого и острого жизненного опыта создания собственных воспоминаний.

Я вышла из кратковременного транса и посмотрела на тарелку. Торт исчез. Остался лишь шоколадный сироп и крошки бисквита со следами взбитых сливок. С новой для меня решимостью я начала соскребать с тарелки все, что там было, не желая оставлять ни капельки от этого изумительного переживания. Ммммм. Оно стоило всех усилий. На вкус было таким же, как в самом начале.

Я рада, что ничего не прозевала на своей тарелке.

И пообещала себе не прозевать ничего в своей жизни.


Внимательно изучите, что Библия говорит об удовлетворенности:

• «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).

• «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8).

• «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя…» (Евр. 13:5).

Что вы делаете второпях?

• Куда вы торопитесь?

• Какие хорошие моменты вашего жизненного опыта вы прозевали в попытке побыстрее проскочить через трудные?

• Что вы можете изменить сегодня, чтобы «соскрести все с тарелки» – собрать все хорошее вокруг вас и начать радоваться своему жизненному путешествию?

Секрет

Моим мальчикам нравятся секреты. У нас даже есть настоящая игра про секреты. Иногда, когда приходят их друзья, мы встаем в одну линию. Первый шепчет секрет на ухо следующему, а затем этот секретный монолог передается от одного к другому, пока не достигнет последнего человека. Почти всегда то, что сказал первый игрок второму, по пути оказывается недопонятым, переиначенным или вовсе измененным. Почему-то исходное сообщение никогда не достигает последнего игрока неискаженным.

И если посмотреть на современных женщин в западной культуре – то же самое произошло и с нами. То, что сейчас озвучивается как секрет удовлетворенности, сильно отличается от варианта, впервые прозвучавшего много тысячелетий назад.

Сегодня мы слышим философию счастья, которая на самом деле уже давно учит нас не быть счастливыми. Она гласит, что всегда есть что-то еще, что-то большее, какие-то дополнительные условия, только при наличии которых мы сможем по-настоящему наслаждаться жизнью так, как ею нужно наслаждаться. И вот реклама заваливает нас советами, заливает рекомендациями, созданными для того, чтобы возбудить наши аппетиты, и дразнит наши вкусовые рецепторы, призывая избавиться от старого и приобрести новое, не довольствуясь тем, что у нас уже есть.

Если вы не замужем, вам следует обрести безопасность брака.

Если вы замужем, вам нужно обрести свободу холостого человека.

Если вы живете в квартире, вам давно пора приобрести дом.

Если у вас есть дом, он должен быть больше, чем ваш сегодняшний.

Понимаете, о чем я?

Ваша одежда должна быть от этого дизайнера.

Ваша внешность должна соответствовать этой тенденции.

Ваши дети должны быть больше похожи на тех детей.

Ваши критерии успеха должны соответствовать этим стандартам.

Последствия этого почти неизбежны. Накормленные такой строгой диетой недостижимых желаний, мы неуклонно наполняемся презрением к своим жизненным обстоятельствам. Пойманные в этот порочный замкнутый круг, в результате мы чувствуем себя неполноценными и выпадающими из стандартов. Несчастными. Невоздержанными. Несостоявшимися.

Неудовлетворенными.

Именно поэтому удовлетворенная женщина – это удивительная женщина. Она шокирующе заметна в мире, живущем в соответствии с бледным отголоском секрета – секрета, который она, очевидно, слышала неискаженным. Об этом можно судить по ее умиротворенности, покою и безмятежности, по сопровождающей ее таинственной легкости. От одного ее присутствия веет свежестью на всех окружающих.

Редкость и уникальность женщины, избравшей быть удовлетворенной тем, что у нее есть, кто она и где она живет, так же непривычна и достойна ликования, как снег, выпавший на Рождество в пустыне. Она уловила секрет, переданный слабым шепотом через века, и приняла решение довериться его мудрости и построить на нем свою жизнь. Это состоятельная женщина, потому что она удовлетворена, она выбрала удовлетворенность и отвергла недовольство.

Так же как тот, кто первым произнес слова секрета.

Удовлетворенность не была каким-то уникальным даром, переданным апостолу Павлу. Она не являлась неотъемлемой гранью его личности. Это было искусство, которое он выбрал и принял, а затем овладел им и применил в своей бурной жизни. В результате он мог с библейской уверенностью написать: «…Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11).

Он научился.

Пришел к пониманию.

Приобрел мастерство.

Развил духовную дисциплину.

Отточил способность.

А началось это все с «секрета» (4:12) – тайны, которой он держался с упорством и честностью, даже когда его внешние обстоятельства едва ли способствовали размеренной жизни с ощущением благополучия. Он был хорошо знаком с разочарованиями и лишениями. Он был бит камнями и палками, его враги охотились на него. И вообще, когда он писал эти слова письма христианам старинного города Филиппы в Македонии, он был узником, ожидающим смерти, пережившим самые экстремальные обстоятельства, которые только можно вообразить. Ничто в его жизни не было благополучным.

Он вовсе не отрицал очевидного. Он с готовностью признавал, что обстоятельства выглядят угрожающими. Не эксплуатировал он и тему гонений, ведя себя как мученик или пытаясь найти некоторое удовлетворение в знании того, что проходит через большие испытания, чем кто-либо другой.

Просто он знал секрет. И этот секрет дарил ему мир и безмятежность даже в тисках самых зловещих опасностей – тот же самый секрет, до которого мы можем дотянуться, схватить и не отпускать его, когда наши обстоятельства ужасны или просто не такие, как нам бы хотелось. Этот секрет – ключ, способный открыть поток радости, струящейся в наше сердце, радости, бушующей внутри, независимо от того, что бушует снаружи.

И вот в чем был секрет Павла: он решил быть довольным.

«…Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»

(Флп. 4:11-13).

Греческое слово, которое он изначально использовал в стихе 11, чтобы передать значение «довольный», относится к внутренней достаточности: удовлетворение, обретаемое в глубинах жизни человека с Богом, независимое от окружающих обстоятельств. Извлеченная на свет и примененная на практике, эта «секретная» достаточность способна привнести полную меру радости и эмоциональной стабильности в любой жизненный опыт, каким бы унылым или мучительным он ни был.

Это справедливо не только для Павла.

Это справедливо и для вас. И для меня.

И это ставит нас с вами в положение абсолютной свободы.

Когда вы приходите к выводу, что вам достаточно того, что у вас уже есть, – это все, что вам нужно, и это квалифицировано Богом как достаточное, тогда вы подготовлены и наделены силой полноценно участвовать в задачах, поставленных перед вами в этот период вашей жизни. Павел описывает это так:

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»

(2 Кор. 9:8).

Одно ведет к другому. Чем больше вы верите в то, что Божья благодать обогащает вас, тем более вы убеждены, что всегда будет иметь все необходимое. И чем больше вы уверены, что никогда не будете нуждаться, тем с большей готовностью и умением будете отдавать себя и свои ресурсы по Его призыву, в силу убеждения, что Бог всегда пополнит ваши запасы.

Вы можете смело на это рассчитывать. Вы можете довериться своему Богу – Он даст вам все, что нужно для успешного достижения Его целей. Так что если у вас чего-то нет – чего угодно, – вам это и не нужно. Возможно, вы этого хотите, но для совершения наиболее важного в вашей сегодняшней жизни в этом нет нужды, и Он это знает. Иначе Он дал бы вам это. Он слишком любит вас, чтобы лишить благ «ходящих в непорочности» (Пс. 83:12).

Если Он что-то дает или не дает, то делает это по определенной причине, возможно, известной только Ему, но вы, не видя ее глазами, можете довериться ей всем сердцем. Все решения, которые вам нужно принять, все задачи, стоящие перед вами, все отношения, требующие ваших усилий, все детали повседневной жизни – все это Бог уже идеально соединил с неисчерпаемым источником всех благ. И если вы с этим не согласны, вы или не способны по достоинству оценить то, что у вас есть, или занимаетесь тем, чем не должны сейчас заниматься.

Людей, всегда считающих, что у них чего-то нет или им чего-то недостаточно, легко узнать. Они скупы на свое время.

Эгоистичны со своими ресурсами. Прижимисты со своими силами. Они с неохотой вкладываются в жизни других, потому что боятся, что, отдав, сами останутся ни с чем. Им всегда не хватает времени, энергии, таланта, денег, мастерства, терпения. Они похожи на моего двухлетнего сына, не желающего делиться с друзьями из опасения, что ему самому чего-то не хватит.

Но каждый раз, когда мы так поступаем, «всякое доброе дело», упомянутое Павлом, – действительно важные дела и отношения, несущие благословения и нам, и другим людям, – остается несделанным. Мы не способны полноценно участвовать, а еще меньше добиваться успехов в чем-то, когда не чувствуем, что у нас есть нужное количество, нужная марка, нужный вид ресурсов, совершенно необходимых для дела. И поэтому «дело» так и не дождется нас, а мы упустим возможное влияние этого «дела» на нас, упустим значение, память, уроки, опыт, которые Бог сплетает вместе, создавая важнейшую часть нашей истории.

Бог уже дал достаточно. Он всегда дает достаточно.

И когда вы и я решим признать, что это так, и довериться Его непрекращающемуся обеспечению, мы сможем жить, как никогда не жили раньше. Мы наконец заживем жизнью с избытком.

Теперь вы знаете секрет.

И можете передать его дальше.


Довольная женщина осознает свои нужды и то, что Бог уже удовлетворяет их. Начните свой путь к удовлетворенности с создания списка. На одной стороне напишите «Мои потребности». На другой – «Как Бог меня обеспечивает». Затем соотнесите нужды с тем, как Бог удовлетворяет их в настоящее время. Держите список под рукой, чтобы обратиться к нему, когда вас искушает чувство неудовлетворенности.

• Что Бог может растить в вашем характере или укреплять в ваших отношениях с Ним, не давая вам чего-то желаемого, чего вы не имеете?

Изобильное благословение

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

(Лк. 6:38).

«Используйте точное количество продуктов», – говорится в моем рецепте. Акцент здесь на слово «точное». Этот список инструкций дала мне подруга, поделившаяся со мной не только рецептом самого вкусного домашнего хлеба, но и баночкой закваски, которую нужно хранить в холодильнике. Наконец у меня есть шанс проверить, соответствую ли я уровню ее мастерства. Я могу поразить свою семью домашним хлебом. Именно таким, как у нее.

Раз в неделю я подхожу к холодильнику и достаю закваску – пузырящуюся жидкую массу, призванную стать основой изумительного хлеба. Потом разворачиваю потрепанный листок бумаги, который она мне дала, и тщательно следую всем инструкциям. Это очень-очень важно, сказала мне она.

О! Как же она была права.

Этот хлеб капризен. У него есть проблемы с настроением. Вы никогда точно не знаете, что выведет его из себя, но одна-единственная маленькая промашка в процессе приготовления может привести к тому, что тесто не поднимется или хлеб не запечется до золотисто-коричневой корочки. Нужно быть очень внимательной.

Время шло, и дети стали помогать мне с моей стряпней, подтаскивая свои табуретки к разделочному столу, жаждая запачкать свои ручонки, замешивая тесто. Но прежде чем замесить тесто, нужно добавить муки. Шесть мерных чашек, если быть точной. И этих чашек должно быть «точно» шесть. Теперь я могу доверить это даже моему шестилетнему сыну, который собственными глазами видел, к каким перепадам настроения может привести буханку хлеба слишком большое или слишком малое количество муки. Он усвоил это на уровне науки – науки из Евангелия от Луки (6:38): «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною».

Он погружает чашку в мешок с мукой и достает «добрую меру». Его порцию никак нельзя назвать экономной. К счастью, он все еще держит чашку над мешком, когда мука пересыпается через край. Но он знает, насколько важно взять точное количество и добавить его к другим ингредиентам, уже отмеренным и ожидающим в миске для замеса. И его маленькие пальчики крепко держатся за ручку и осторожно «утрясают» чашку.

Я объяснила ему, что это встряхивание устраняет воздух, образовавшийся внутри и занимающий пространство, которое должно быть заполнено мукой. Хорошенько встряхнув чашку, он будет уверен, что каждый кубический миллиметр мерной чашки используется по назначению.

Наконец, он кладет вторую руку на горку муки в чашке и нежно ее похлопывает, проверяя, чтобы она была «нагнетена». Он неизбежно обнаруживает, что теперь чашка может вместить больше муки, чем в ней было. И он продолжает добавлять муку, встряхивая и выравнивая, пока не решит, что она полна до предела. Тогда он высыпает ее содержимое в миску для теста.

Он проделывает это шесть раз. Погружает, встряхивает, прихлопывает. Погружает, встряхивает, прихлопывает. В этой иллюстрации не хватает лишь одной части библейской инструкции. Именно эта часть призывает нас каждый день выбирать удовлетворенность вместо неудовлетворенности: «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною».

У Бога, очевидно, нет конкретной инструкции о том, сколько добра нам возвращать. Его дары изобильны. Он не скуп в Своей доброте и не мелочится с ресурсами. Когда вы решаете давать, Он обещает, что у вас будет достаточно – и даже больше, чем вы думаете, – и наполняет ваши хранилища обильнее, чем было вначале. Это не просто добрая мера, не просто нагнетенная и утрясенная, она не справедлива, не соответствует тому, что вы заслужили. Она пересыпается через край, так, что вы не способны ее вместить.

Хочу сказать, я ни в коем случае не имею в виду, что вы всегда и без раздумий должны жертвовать ценой отношений и целей, являющихся приоритетными в вашей жизни. Иногда самое лучшее, наполняющее внутренней силой слово, которое стоит научиться говорить, – «нет». Но в случаях, когда вы действительно чувствуете, что Бог побуждает вас отдавать, не стоит волноваться, что ваших личных ресурсов окажется недостаточно. Если Он подтвердил ваше участие, вы можете действовать с полной готовностью и убежденностью, что Он всегда вернет вам больше, чем вы отдали. Довольная женщина, когда ей требуется поделиться своим временем, любовью, ресурсами… даже собой… чувствует себя в безопасности, зная, что имеет достаточно. И ожидает исполнения обещания о сверхъестественном возмещении ее инвестиций.

Я представляю, о чем вы сейчас думаете, потому что я тоже думала об этом:

• У меня так мало сил.

• Мой «бензобак любви» почти опустел, уверена, что скоро я «заглохну».

• Еще только вторник, но лимит моего недельного терпения уже исчерпан.

• Мой кошелек даже тоньше, чем мне кажется, а финансовые потребности не исчезают.


Но в тот самый момент, когда вы чувствуете, что в вас не осталось ничего, что можно предложить, или ваша жизненная ситуация, казалось бы, оправдывает вашу пассивность, вы услышите Его шепот…

«Давайте, и дастся вам».

И когда Он зачерпнет дивиденды, которые собирается послать вам в ответ, Он не будет скуп и мелочен. Он не станет отделять излишки и ограничиваться «точным» взвешиванием. Он выделит вам долю, изобилующую добром и превосходящую все затраты. Он утрясет и нагнетет, и снова утрясет и нагнетет, чтобы никакие воздушные пузыри не заполнили место, предназначенное для Его благословений. А потом Он насыплет Свою милость и благодать такой огромной горой, что перевалится через край, и вы даже не сможете все удержать. Ваши руки и сердце попытаются удержать каждый кусочек, падающий из вашей чаши, но этого будет слишком много, и сыпаться будет слишком быстро.

Хорошо, что у вас есть колени. Потому что на них упадет излишек, который никак не собрать, избыток, для которого не осталось места. И его будет все больше и больше.

Такова награда для женщины, выбравшей удовлетворенность.

Поэтому «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше…»

Казалось бы, самый лучший способ получить побольше того, что вам нужно, – отдать то немногое, что, по вашему мнению, у вас осталось, и сделать это в подходящее время и подходящим образом. И все же лучший способ стать удивительно довольной – иррационально позволить себе откликнуться на Божье побуждение служить, даже когда это кажется невозможным, поскольку вы думаете, что у вас ничего для этого нет.

Итак, составьте резолюцию – резолюцию быть довольной. Потом взгляните в сторону небес в святом ожидании и присядьте в вашей длинной юбке, свободно собранной на коленях, готовясь ловить избыток в расправленные складки ткани. Проживите этот момент. Отдайте себя до последней капли. Испейте жизненный опыт каждого драгоценного дня. И будьте готовы получить изобильные Божьи благословения.


Когда вы оцениваете уровень вашей готовности отдавать себя, он указывает больше на удовлетворенность или на недовольство в вашем сердце? В чем это проявляется?

• Учитывая данные вам Божьи ресурсы, перечисленные вами в конце предыдущей главы, что вы могли бы сделать для кого-то прямо сейчас, отложив книгу и используя эти ресурсы.

• Запишите ваши размышления о следующем утверждении: «Иногда самое лучшее, наполняющее внутренней силой слово, которое стоит научиться говорить, – «нет».

Точка равновесия

Надеюсь, ваши глаза уже открылись, и вы осознали, сколько потребностей Бог удовлетворил, чтобы вам чувствовать себя довольной. И все же я понимаю, ваш список нереализованных желаний может еще оставаться длинным. И, возможно, этот громкий призыв довольствоваться тем, что Бог уже вам дал, кажется почти признанием поражения – отказом от статуса-кво, жизнью посредственности. Может быть, вы чувствуете, что выбрать удовлетворение одновременно означает подавить желания и заглушить ваши стремления даже надеяться на большее.

Напротив, удовлетворенность – это равновесие между радостью от жизни сейчас и ожиданием того, что придет в будущем. Довольство охраняет вас от безумных и безконтрольных желаний. В нем ключ, освобождающий от оков неуемной жажды, иссушающей сердце и неизбежно начинающей контролировать вашу жизнь, делая вас рабыней того, чего вы не имеете, и лишающей возможности по-настоящему обладать тем, что у вас есть. Это искренняя уверенность, что дарованное Богом прямо сейчас заслуживает благодарности и признательности, и не просто потому, что этого достаточно, но потому, что это хорошо.

Выбирая удовлетворенность, вы не избавляетесь от своих желаний – вы просто требуете, чтобы они заняли в вашей жизни подобающую им смиренную позицию, не управляли вами, как диктатор-тиран, принуждая покориться его постоянно растущему и меняющемуся списку требований. Удовлетворенность означает, что теперь вы не позволяете желаниям и стремлениям контролировать вас, красть у вас удовольствие, благодарность и способность радоваться тому, что дано вам сейчас, как будто Он «не догадался» вам чего-то дать.

Принятие этой резолюции удовлетворенности откроет вам возможность смотреть в завтрашний день спокойно и непринужденно, с уместной степенью ожидания, а не с отчаянием и спешкой, часто сопровождающими наш взгляд в будущее. Это станет вашим билетом в жизнь с целями и амбициями, вдохновленными Его широкой умопомрачительной волей, без необходимости жертвовать сегодняшним благословением.

Оставаясь удивительно удовлетворенной, вы получаете лучшее от обоих миров. Вы разрешаете себе в полной степени наслаждаться тем, что у вас есть, тем, какой вы человек, и жизнью сегодня, продолжая питать мечты, помогающие вам расти и устремляться в будущее.

Так деловой человек умеет получать удовольствие от сегодняшних достижений, одновременно лелея высокие ожидания от завтрашних. Домохозяйка учится преуспевать в радостном хаосе сегодняшних задач, и в то же время спокойно и терпеливо ожидает более размеренного ритма, который может наступить в будущем. Незамужняя женщина действительно способна наслаждаться своей независимостью, а не делать вид, что это ей приятно, – одновременно радуясь обещаниям жизни, разделенной с будущим партнером. Она не должна оставить надежду на брак, но и не впускать в свою жизнь депрессивный привкус пустоты и жалости к себе.

Таков баланс. Святое равновесие. Искренняя благодарность за то, что дарит этот день, в сочетании с контролируемым предвкушением завтрашнего.

Это безопасное, здоровое место, где удовлетворенность дает вам возможность пустить корни и обосноваться. Вместо того чтобы бесконтрольное недовольство манипулировало вами, а нетерпеливость принуждала к заведомо неправильным решениям, отношениям и возможностям, удовлетворенность хранит ваш разум в чистоте. Спокойным. Уравновешенным. Безмятежным. Счастливым быть здесь, а когда Бог решит, что пришло время, счастливым быть там.

Такова резолюция быть довольной.

Эта резолюция изменит вашу жизнь.


Вернитесь назад и перечитайте ответы и комментарии к вопросам этого раздела. Затем прочитайте резолюцию, которую собираетесь принять. Помолитесь об этом. Проведите с ней немного времени. Отдохните в ней. Даже если вы измучены жизненными испытаниями и требованиями, пусть это будет момент глубого вдоха и наслаждения, к которому приглашает вас Бог. Он просит вас что-то отдать, обещая снабдить вас помощью для выполнения этой задачи. Когда будете готовы, произнесите резолюцию вслух или даже в присутствии человека, способного помочь вам помнить о вашей ответственности. Затем напишите под ней свое имя.

УДИВИТЕЛЬНО УДОВЛЕТВОРЕННАЯ

Я торжественно обещаю принять этот сезон моей жизни и максимально посвятить ему свое время. Я буду сопротивляться искушению проскочить или обойти какой-либо отрезок моего пути, но буду житьв духе удовлетворенности.

Сознательная женственность

Резолюция. достичь библейской женственности

Красота внутри?

Репортер из журнала «Нью-Йорк Таймс» сидит напротив нас с мужем в местном ресторане «Панера Брэд». Удивительно, но мы чувствуем себя спокойно.

Мы запланировали эту встречу несколько месяцев назад, и все это время я волновалась. Речь шла не о местной газете или новом кабельном канале с небольшой аудиторией. Это был «Нью-Йорк Таймс». Вместе с его 160-летней историей. Они делали репортаж о роли женщин в семье и церкви и почему-то решили, что этот расширенный воскресный выпуск должен представить нас с Джерри в качестве главных героев. Вы это всерьез?

Мы не очень понимали, как к этому относиться и почему они выбрали такую пару, как мы. Все это выглядело как вероятная ловушка, чтобы выставить нас как устаревшую реликвию с анахроничными взглядами, как людей, игнорирующих достижения женщин современности. Мне было сложно представить сценарий, в котором это ведущее светское издание не изобразило бы наши убеждения и образ жизни как странные и устаревшие, ну и нас самих заодно.

За недели до этой встречи я целыми днями томилась, думая, как подготовиться, уверенная, что любые мои слова будут неправильно истолкованы, непоняты, вырваны из контекста, записаны так, чтобы запутать читателей. Уже приближался назначенный час, и я приготовилась к тирании репортора, враждебного, рычащего, готового атаковать не только мой взгляд на женственность в двадцать первом веке, но и мой брак.

Поэтому я была шокирована, когда на встречу приехала приятная стройная, темноволосая женщина с широкой улыбкой, обняла меня вместо рукопожатия и начала разговор с добродушной шутки. Этот репортер меня совсем не пугала. Она была блестящим журналистом и писателем, готовилась выйти замуж и не скрывала, что взялась за эту историю не только в силу своих обязанностей, но и благодаря новой роли, которую вскоре собиралась примерить. Меня захватили ее вопросы обо всем, начиная с наших взглядов на христианство, богословие и исторический контекст роли женщины в церкви, до личных деталей наших собственных отношений. И, конечно, о моем решении принять вызов и противопоставить библейски обоснованную женственность постфеминистской культуре. Это легкое общение позволило мне расслабиться и глубоко погрузиться в тему.

Статья была напечатана почти шесть месяцев спустя. Называлась она «Божьи домохозяйки» и занимала восемь страниц, предлагая глубокие рассуждения о женщинах в целом, нашем браке и служении в особенности и о том, как система наших убеждений – библейская система, построенная на лидирующей роли мужа и женском положении подчиненного партнера, – проявлялась в нашей семье.

Она провела честную работу, представив обе стороны вопроса, как сделал бы любой хороший журналист. Люди прочитали статью. А потом они откликнулись. Некоторые ценили нашу искренность, другие выражали озабоченность и тревогу, что, выбрав жизнь, основанную на таких устаревших взглядах, я запирала себя, свои силы и способности в брачный и теологический сейф, открыть который и освободить меня могли лишь идеалы и принципы феминизма.

Так завязалась дискуссия, подогреваемая многочисленными комментариями в Интернете. И хотя с точки зрения технологий этот форум можно было назвать новым, но столкновения идей новыми не были. Эта битва ведется в сердцах женщин уже многие века. Включая и сердца христианок. Поскольку, хотя мы ценим многие права и признания, с огромным трудом отвоеванные мужественными женщинами на протяжении сотен лет, мы хотим сохранить равновесие между ними и нашим желанием защитить святое определение женской роли, данной нам в Божьем Слове. Это не отговорка. Это обещание почитать Того, Кто создал нас женщинами и знает нас лучше всех, Кто снова и снова доказывает, что полную удовлетворенность мы можем обрести только в послушании Его плану для нас.

Если посмотреть внимательно и объективно, мы увидим, что принципы и идеалы, отстаиваемые в разные годы женщинами, отчаянно стремящимися заново определить и восстановить нашу роль, незаметно и ловко, но слишком далеко отклонились в одну сторону. Еще раз оговорюсь, я согласна, что некоторые восклицания и призывы привели к исправлению законодательной несправедливости – низкой оценки женщины, что всегда противоречило библейскому учению и сердцу Бога. Но многие, если не большинство, из этих инициатив украли у нашего пола значительную долю уникальности, которую мы созданы испытывать и демонстрировать. И эти прожилки независимости, автономности и эгоцентричности так разрослись – и стали такой огромной частью общественного сознания и установок, – что порой мы не осознаем, насколько негативный эффект они производят на наши решения, до тех пор пока не столкнемся с их разрушительными и вызывающими хаос последствиями.

Христианская женщина – та, кто с гордостью носит значок женственности, данный ей Отцом, – должна решить плыть против течения. Она должна отстаивать свои убеждения, основанные на уверенности в Том, Кто донес до нее рукописную вечную истину. Она должна вернуться к Божьему определению и замыслу для женщин, а затем радостно охватить, принять и испытать сопровождающие его благословения.

Божьи пути – благи.

Благи все до одного.

Вы, Божья женщина, созданы одновременно сильной и уязвимой. Могущественной и нежной. Способной на многое, но готовой уступить. Вы умны, мудры, наделены способностями, одинаково ценны и надежно защищены в отношениях с другими, и при этом удовлетворены ролью, данной вам Богом. Вы парадокс – мощная смесь, удивительная своей сдержанной энергией, вдохновляющая и привлекающая таинственной грацией, чей образ жизни заставляет других переосмысливать и менять свои взгляды, притягивая их к Богу, делающему женщину такой ценной, глубокой и пленительной.

Такой исключительно женственной.

Возможно, ваша сцена не журнал «Нью-Йорк Таймс». Скорее всего, и для меня она уже в прошлом. Но все мы каждый день поднимаемся на подиум – позицию, доверяемую нам каждое утро, когда мы вылезаем из-под одеяла. На вершине этой ежедневной трибуны вы и я по-прежнему в свете прожекторов, а жизнь, которую мы выбрали, провозглашает красоту библейской женственности или отрекается от нее. Именно мы заставляем наших дочерей желать или бороться с ней. Мы вдохновляем наших сыновей ценить или использовать ее.

Да, эта трибуна доверена нам. И в результате огромная аудитория друзей, членов семьи, близких, детей, коллег и приятелей наблюдает не только за тем, как мы живем, но и как мы относимся к жизни.

Какой женщиной вы станете?

Ваш ответ будет сердцем этой резолюции.


Какие феминистские идеалы влияют на женщин в стиле их одежды, в законах, в принимаемых решениях?

• Какие наиболее очевидные признаки того, что молодые женщины отворачиваются от библейской роли, вы видите?

• Какие библейские принципы женственности отталкивают вас как сковывающие или репрессивные? Почему вы так думаете или чувствуете?

• Продолжая чтение, расскажите Господу в молитве о вашей озабоченности этим. Попросите Его использовать это время, чтобы ответить вам и вновь утвердить для вас Его приоритеты в этой сфере.

Хорошо быть девушкой

Недавно в одной программе новостей сообщили, что агностики знают о Боге столько же или больше, чем религиозные люди. В общем-то непонятно, какая польза от подобных исследований, но, вероятно, статистики опрашивали людей, выходящих после богослужения из какой-то церкви, как называются первые четыре книги Нового Завета. Большинство не смогли ответить на этот вопрос.

Шокирует, правда?

Или нет?

Уровень участия или присутствия нашего общества в религиозных действиях может оставаться довольно высоким, но никого не удивляет, что знание Бога и Его Слова, к сожалению, уменьшается. И эта тенденция наиболее заметна в вопросе знания и понимания женщинами библейского определения женственности. Единственный возможный способ для нас выражать и отстаивать христианскую веру в обществе, наводненном феминистскими идеалами, это в первую очередь осознавать, что наша вера влечет за собой и каковы намерения Бога, создавшего нас.

Основание движения феминизма, а также одна из ключевых забот современного общества – неравенство мужчин и женщин. Этот вопрос отдельно освещается в Писании. Вы были созданы по образу Божьему. «И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Вы, как женщина, ценны не менее и не более, чем ваши мужские собратья. Несомненно, вы отличаетесь, но только по функции (о чем я поговорю в следующей главе), а не по ценности.

Века человеческой истории свидетельствуют о том, как эта данная Богом истина искажалась неуместными идеями и ярлыками, превращенными социальными структурами в крайние примеры насилия и подчиненности. Ложное восприятие, что ценность мужчины и женщины не равна, привело к тому, что многих женщин просто использовали. Честно говоря, я удивлена, что единодушное выступление женщин против этих унижающих предрассудков не началось раньше.

Но ты, сестра, не только равный партнер в порядке мироздания, Сам Бог сказал о тебе «хорошо» и даже «хорошо весьма» (стих 31).

И ты не просто хороша, но и необходима.

Адам в одиночку не смог бы решить все задачи, возложенные Творцом на человечество. Мужчине нужен был партнер, способный помочь исполнить порученное. Без женщины все эти задания не будут выполнены.

Итак, с самого начала Бог отмечает женщин как важных. Они[1] хороши, потому что носят в себе Его образ, и[2] необходимы в достижении целей, задуманных Им на земле. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на все сферы влияния, куда поместил вас Бог. Этот круг людей и обстоятельств нуждается в вас. Прикосновение, опыт, мудрость и ваше женское сердце, совершенно необходимы во всех этих сферах, чтобы воплотить Божьи планы. Вы не довесок, о котором вспомнили в последнюю минуту и который легко и без последствий можно исключить. Многое будет потеряно без вашего участия и вклада. И это намерение Бога.

Но из-за грехопадения и растления человека женщины вскоре были принижены и низведены до неясного второсортного статуса. Во всех летописях Ветхого Завета мы видим, что женщин перестали ценить, почитать и лелеять, как было задумано Создателем.

Приход Иисуса Христа.

С новозаветным приходом Мессии, родившегося в обществе, принижающем важность и ценность женщин, Бог вновь подтвердил значимость женщин. Христос во плоти явил истинное сердце Бога.

Четвертая глава Евангелия, написанного Иоанном, показывает лишь один из многих примечательных случаев, когда Христос демонстрировал Свое уважение к женщинам и их врожденной ценности:

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить»

(стих 7).

Появление этой женщины у колодца, где оказался Иисус, является чрезвычайным происшествием. Для начала хочу сказать, что традиционная иудейская культура не позволяла дружелюбного общения между самарянами и иудеями. Кроме того, и это касалось более широкого культурного контекста, мужчины, жившие в первом веке, не вступали в публичные разговоры с женщинами, даже если это были их жены. Так что Иисусу не только не подобало разговаривать с этой женщиной у кого-то на глазах – свидетели этого разговора легко могли счесть его скандальным. Это было не просто нарушение правил – это был шок. Позор.

Но мы же говорим об Иисусе – революционере, никогда не стремившемся подстроиться под социальные нормы, наоборот, восстававшем против них, менявшем их и представившем новый мировой порядок как Своему, так и каждому последующему поколению. Итак, что же Он сделал? Он не только вступил с ней в непринужденный разговор, но спросил ее мнение о богословских вопросах, способности ответить на которые мужчина той исторической эпохи никогда не ожидал бы от простой женщины. Вопреки раввинской снисходительности и почти единодушному общественному презрению к женщинам Иисус отнесся к ней как к человеку разумному, что-то значащему и так же достойному «живой воды» Мессии (стих 10), как и любой другой. В Своей милости и любви Он протянул ей дар, которого ее почитали недостойной очень многие, – Его благодать, Его защиту… Себя Самого… чтобы очистить ее, сохранить ее и укрепить ее.

Обращаясь с этой божественно избранной личностью, Иисус не оставил никакого сомнения в том, что женщины и важны, и ценны, а кроме того, совершенно достойны доверия. Ибо Он не только вручил ей дар Своего спасения, но и доверил ей рассказать о Его послании другим. После ее встречи с Христом у деревенского колодца она вернулась домой, рассказывая о том, что с ней случилось, призывая людей пойти и самим убедиться в этом. Каков же был результат? «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины…» (стих 39).

Читая эту истину в Божьем Слове, мы должны захотеть встать на защиту библейской роли женщины в нашем аморальном обществе. Потому что Он говорит, что мы…

Хороши.

Необходимы.

Важны.

Достойны.

Надежны.

Быть женщиной никогда не являлось проклятием или чем-то, с чем нужно смириться. Это дар, который нужно ценить и уважать. Это путь, избранный для нас Богом, для отношений с Ним как с Создателем и Отцом и для демонстрации (вместе с нашими партнерами-мужчинами) открывающейся всему миру любовной истории взаимоотношений Христа с Церковью (см. Еф. 5:22-31). Это особый путь для нас вкусить Его и Его любовь в нашем жестоком, опасном и разрушительном мире. И это наш подарок своему поколению и миру, в котором мы живем. О чудо! Оказывается быть женщиной – это привилегия.


Выберите одну из жизненных ролей, которую вы сейчас исполняете, и запишите, как:

• вы хороши для нее;

• необходимы для нее;

• вы ее важная часть;

• вы достойны быть ее частью;

• вы надежны в исполнении вашей роли.

В каких ситуациях и в окружении каких людей вы особенно ощущаете, что оспаривается и подвергается сомнению библейское значение женственности?

• Как вырастить дочерей амбициозными, образованными и уверенными в себе, и в то же время помочь им ценить награды и благословения повиновения? Как воспитать сыновей, чтобы они относились к женщинам с уважением? Обсудите с друзьями некоторые творческие идеи.

Обмен ролями

Буду честна с вами. Я почти ничего не знаю о футболе. Мне нравится шум оваций и одобрительных возгласов во время игры профессиональных футбольных команд, когда в воскресный вечер дом наполнен ароматом готовящегося ужина. Это напоминает мне годы юности. Но должна признаться, что не смотрела футбольный матч от начала до конца уже… да, пожалуй, никогда.

Однако кое-что о профессиональном футболе я все же знаю. Его игроки – ребята крупные. Огромные горы мышц. Невероятная скорость. За один день они демонстрируют больше силы и атлетизма, чем большинство из нас за всю жизнь. Но как бы великолепны ни были эти парни, они не самые могущественные люди на поле, когда начинается игра. Я всегда получаю удовольствие от других мужчин, присутствующих на поле, – многие из них гораздо меньше ростом, старше и лысее, все в черно-белых полосатых футболках – стоят между этими гигантами, перебирая свои желтые флаги и свистят в свистки. В большинстве случаев эти рефери сильно уступают в размерах атлетам, с которыми делят футбольное поле. Но даже от одной их команды, указания или решения игра останавливается. Большие и сильные мужчины, тяжелее судей килограммов на 40-50 каждый, замирают и следуют их инструкциям.

Они делают выбор в пользу подчинения.

Представьте себе, как трудна и неуправляема была бы игра, если бы они этого не делали.

В нашей решительности бороться за библейскую модель женщины мы должны признать, что Божье устройство приносит с собой не только врожденное женское достоинство, но и установленный порядок. Человеческие взаимоотношения не предназначены быть ареной для демонстрации силы и власти, но дисциплинированным признанием четко обозначенных ролей. Поэтому мы используем свое огромное влияние в жизни, зная, как сдержать и обуздать нашу сильную волю.

К изумлению многих людей, этот вопрос актуален не только для замужних женщин – это всеобщий принцип. Тем не менее незамужнюю женщину редко спрашивают, кому она подчиняется, а женатого мужчину – какая власть стоит над ним. Но эти трудные вопросы нужно задать всем нам. Потому что именно в повиновении каждый человек обретает настоящую свободу. Вот что говорит Писание:

• Работник, мужчина или женщина, должен покоряться своему начальнику (см. Кол. 3:22).

• Гражданин, мужчина или женщина, должен покоряться власти (см. 1 Пет. 2:13).

• Верующий, мужчина или женщина, должен покоряться духовной власти (см. 1 Пет. 5:5).

• Ребенок, мальчик или девочка, должен покоряться своим родителям (см. Еф. 6:1).

• И, да, жена должна покоряться лидерству своего мужа (см. Еф. 5:22, 23).


Живя в рамках этих Богом установленных позиций подчиненности соответствующей власти, мы помещаем себя под защитное покрывало Господа и обретаем свободу, которую может дать только Его истина. Сделав шаг за пределы этих ролей, мы навлекаем на себя неприятности. Вот так все просто.

Сестра, нет никаких сомнений, что у тебя есть сила и способности, возможно, ты даже более способна и компетентна, чем некоторые из тех, кому ты призвана покоряться. Ты наделена талантами и важна – даже незаменима, – и ты носишь в себе образ Самого Бога. И все-таки вся эта сила, наполняющая твою природу и личность, только разрастается и выигрывает, когда ты покоряешься власти, установленной Богом. Профессиональный спортсмен, способный легко одолеть рефери, или подчиненный, действительно более одаренный, чем его начальник, или жена, наделенная более яркой личностью, чем ее муж, все равно должны уважать поставленного над ними лидера, несмотря на то, что, на их взгляд, этот человек совершенно неуместен в данной роли.

Отказываясь держаться правильной стороны дороги, отклоняясь на полосу, которую мы не должны занимать, мы всегда будем обречены чувствовать неудовлетворенность. Я верю в то, что большая доля разочарования, которое испытывает женщина, – большая доля моего разочарования в жизни – напрямую связана с отказом покориться Божьему замыслу женской роли.

Порядок важен – и не имеет значения, понимаем мы его, соглашаемся с ним и хотим ли его. Мы не сможем по-настоящему и до конца наслаждаться жизнью, если не пожелаем оставаться в рамках своих ролей и границ.

Так уж все устроено.

Но, хотите верьте, хотите нет, это хорошо.

В основе всех инициатив первой волны движения феминизма, нахлынувшей в девятнадцатом и начале двадцатого веков, а также второй большой волны 1960-х, лежала борьба за права. И хотя за некоторые из этих прав действительно стоило бороться, основная цель этих крестовых походов была в том, чтобы поместить женщину не просто в равное с мужчинами положение, но выше его – а иногда и выше Самого Бога. И тем не менее в этих разнообразных битвах за признание каждое движение не сумело признать наиболее важное право всех женщин – право добровольно и с достоинством покоряться определенной власти. Сила женщины – истинная сила вообще любого человека – лучше всего проявляется не во власти над установленным Богом лидером.

Даже самый великий Человек, ходивший по земле, продемонстрировал важность этого принципа:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»

(Флп. 2:6-8).

Если Он, такой великий, мог продемонстрировать подобный уровень смирения ради достижения гораздо более важного результата, то какое оправдание найдем мы, не желая поступить так же, – отказаться от наших предполагаемых прав ради воплощения Божьего плана для человечества? Выбрать доверие Его мудрости и намерениям? Принести Ему всю славу даже ценой отказа от собственных прав?

Но в нашем обществе произошла замена ролей. И это привело к поразительному результату. Женщины узурпировали власть мужчин, мужчины пассивно пренебрегают ролью лидеров. Результат этого – разрушенные семьи, шаткие отношения, нездоровая динамика и летящее под откос наследие. Браки распадаются, гостиные становятся полями боя. Железные воли сталкиваются так, что летят искры и дробятся личности, опаляя все вокруг.

Но из-за хаоса, вызванного нашим упрямым сопротивлением Божьему устройству, Божий путь решения проблемы не тронулся со своей исходной позиции. Лишь покорившись Его плану, мы, женщины, испытаем освобождение, которого отчаянно ищем там, где его нет.

Я уверена, согласие на покорность – это не призыв поднять гипотетический белый флаг, согласиться на некую неполноценную жизнь, унижающую и обесценивающую ваши дары и таланты. Напротив, оно дает вам обрамление, в котором ваш потенциал по-настоящему расцветет. Огнем лучше всего наслаждаться, когда он ограничен стенами камина, – так и ваши сильные стороны будут освещены лучше всего, а преимущества раскрыты наиболее полно, когда вы сделаете выбор в пользу надежных и эффективных границ Богом установленного порядка.

Именно в этом сущность подчинения.

Подчинение.

Ну вот оно, это слово. То самое слово, от которого холодные мурашки побегут по спине самой сильной из нас. Более того, чем вы сильнее, амбициознее, самостоятельнее и способнее, тем больше вероятность того, что вы вздрогнете, услышав его.

Подчинение. Это просто решение подчиниться людям, правилам и принципам, представляющим власть в вашей жизни.

Не спорю – некоторые злоупотребляют этим словом. Другие неправильно его применяют, позволяя мужьям доминировать, а женам – становиться дверными половичками. Наша инстинктивная реакция и восприятие, навязанные нам постоянным воздействием постфеминистского образа мышления, будут утверждать, что, поставив женщину в зависимость от власти мужа, мы тем самым снижаем ее статус.

Но если намерения Бога именно такие, почему Он, видя в вас настолько большую ценность (мы говорили об этом в предыдущей главе), затем унижает до раболепия? И почему Иисус, один из наиболее уважаемых и великих людей даже по мнению неверующих, выбрал полностью подчиненный образ жизни и описал его так: «…Я всегда делаю то, что Ему [Отцу] угодно» (Ин. 8:29)?

Очевидно, такое божественное устройство ролей, границ и ответственностей задумано, чтобы повсюду распространять благословение. Так же как подчиненные, граждане, верующие и дети получают огромное преимущество и наиболее эффективно выполняют свои задачи, добровольно и с благодарностью функционируя в рамках предписанных им ролей и подчиняются соответствующим властям, так и женщины получают жизнь в избытке, когда оказывают влияние через покорность, полностью доверяя Богу.

Вы правы, не все лидеры хорошо справляются со своими обязанностями. Возможно, если вы замужем, к их числу принадлежит и ваш муж. И вы, а также ваша семья, расхлебываете неприятности, мелкие и крупные, к которым это приводит. Но ваш муж, как и любой лидер в установленном Богом порядке, ответит за то, насколько мудро, прилежно, посвященно и по-библейски исполнял свою роль.

И знаешь, сестра, ты тоже будешь отвечать.

Ты также ответственна за то, как действуешь в рамках отведенной тебе роли подчинения, с доверием принимая любовь и благость Божью, через послушание Ему, вопреки желанию поступить иначе. Это ни в коем случае не означает, что ты должна подчиняться кому-то, кто ведет тебя к греху или применяет к тебе насилие. Если твой брак угрожает чистоте твоей совести или физической безопасности, долг покорности не призывает безмолвно терпеть любые требования. Ты меня слышишь?

Не совершай подобной ошибки. Но будь честна: насколько часто твое нежелание подчиняться вызвано различием во мнениях и предпочтениями, отказом выполнять любые приказания просто потому, что от тебя этого ожидают?

Итак, оцените свои чувства, связанные с этой частью вашей женской роли. Обижает ли вас мысль подчиняться чьей-то власти? Если вы замужем, бунтуете ли вы против этого? Если вы не замужем, насколько серьезно вы будете стремиться к библейскому образцу брака, однажды став женой? И даже в сегодняшней ситуации ищете ли вы духовного покрывала в подотчетности тем, чьи жизни вы уважаете, тем, чья благочестивая зрелость может обеспечить вас твердым полезным советом и руководством на вашем жизненном пути?

Каждую женщину, равняющуюся на Божий проект, ожидает жизнь, полная свободы и мира. На нас лежит ответственность раскрыть ложь нашего времени и напомнить этому поколению об истинной красоте и ценности покорной женщины.

Такова наша резолюция.


Готовясь подписать вашу вторую резолюцию, еще раз прочитайте это утверждение: «Сила женщины лучше всего проявляется не в демонстрации ее власти, но в ее способности обуздать эту силу, покорившись власти поставленного Богом лидера». Тщательно обдумайте его и определите, как это будет выглядеть в вашей жизни. Примите эту резолюцию с уверенностью, зная, что вы избраны жить в соответствии с Его премудрым планом. Примите свободу и напишите свое имя, скрепляя это обещание.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Я буду отстаивать Божью модель женственности в моем постфеминистском обществе. Я научу этому своих дочерей и буду поощрять сыновей поддерживать ее.

Подлинная я. Резолюция ценить себя, и радоваться за других

Умный дизайн

Утро вторника.

Это не просто день в начале недели. Еще так называется расположенный по соседству магазин, предлагающий множество товаров для дома по сниженным ценам (мой любимый вид шопинга). От крепкой мебели до маленьких декоративных безделушек – все расставлено по рядам, и на каждой вещи красуется бирка, подтверждающая вашу выгоду. Именно в этом была причина моей радости, когда наш архитектор и дизайнер интерьеров вошла в почти отремонтированный офис, неся несколько сумок из «Утра вторника», доверху наполненных различными предметами.

Мы перестраивали наш амбар площадью более 200 квадратных метров и маленький трехкомнатный домик – в офисные помещения для нашего служения и кабинет для меня. Наши соседи и друзья, Стив и Бриджет, все лето потратили на дизайн, планировку и общее руководство проектом. Они знали не только наши вкусы в деталях, но и наше предпочтение покупать на распродажах и со скидками. Поэтому, когда Бриджет наткнулась на декоративные детали, привлекательные внешне и по цене, она их купила.

Распаковывая последнюю сумку, она стала показывать мне предметы, выбранные специально для моего рабочего кабинета. Мы намеренно оформили эту комнату в нейтральных тонах – просто и естественно – потому что я еще не решила, в каком стиле хочу ее видеть. Я не была уверена, какие чувства должна была пробуждать эта комната. Поэтому попросила выкрасить стены в простой серый цвет. Пол, стены, потолки, рабочие поверхности были чистых, спокойных, пастельных тонов – идеальный фон для любой мебели и декора, которые мы выберем позже.

Поэтому, когда Бриджет открыла эту последнюю сумку из «Утра вторника» и вытащила шнурок с кисточкой, который вешают на дверную ручку или выдвижной ящик, я засомневалась. Конечно, он был красивым. Концы нитей различной текстуры и оттенков струились из богато украшенного шарика, и каждая блестела в солнечных лучах, проникающих сквозь оконные стекла. Должна признать, что в этом помещении он будет выглядеть прекрасно. И цена отличная, о чем свидетельствовал ценник. Еще одна причина признать эту вещь великолепной.

Но что-то меня в ней беспокоило. Я уселась на пол в центре этой пустой комнаты, вертела шнурок в руках и думала. Но даже попытка придумать для него подходящее место вызвала во мне нежелание вообще его оставлять.

Была ли причина в шнурке? Нет, я считала его красивым.

Проблема в том, сколько он стоил? Вряд ли. Не думаю, что удастся найти за эту цену что-то подобное.

Но если причина не в этом, то в чем же?

Вот оно что. Это был первый декоративный предмет для моего нового кабинета, и он был определенной расцветки. Красивой, но совершенно конкретной. Если повесить его в кабинете, он будет влиять на мои решения относительно всего декора этой комнаты. В конце концов мне придется повсюду искать сочетающиеся с ним предметы и украшения. Поэтому, хотя я считала шнурок великолепным, меня смущала идея основывать весь дизайн на чем-то столь маленьком и незначительном. Мне это казалось несколько абсурдным. Нелогичным. Поставленным вверх тормашками. Я не могла отделаться от мысли, что нужно принимать конструктивные, фундаментальные решения, основываясь на более приоритетных аспектах моего декоративного плана – таких как цвет, элементы мягкой мебели, ковры, освещение, картины на стенах, – прежде чем останавливаться на этой маленькой детали отделки. Нужно выбрать большие предметы. Предметы, которые имеют важное значение. Предметы, заслуживающие быть главными украшениями комнаты.

Уж никак не шнурок.

Поэтому я его вернула. Каким бы милым и дешевым он ни был, он просто недостаточно важен для меня, чтобы основывать на нем всю дизайнерскую линию, диктовать каждое решение, которое предстояло сделать в отношении этой комнаты.

К сожалению, я не всегда подходила к своей жизни с такой позиции. Слишком часто я основывала свою ценность на второстепенных, несущественных деталях или догадках – например, на внешности, на социальной группе, к которой принадлежу, или на том, насколько я соответствую общественным стандартам, – чтобы определить, какой женщиной мне быть, чтобы диктовать, о чем мне думать или чему посвятить себя.

Снова и снова и в более серьезных областях, чем мне хотелось бы признаться, я покупала шнурок – грубый, второстепенный, тривиальный, даже совершенно неподходящий и неуместный, – вешала его в самом центре и затем строила вокруг него всю свою жизнь.

Уверена, что не я одна так поступала. Может быть, и вы подбирали детали и кусочки ложной мирской идеологии или философии, а затем решали изменить свою точку зрения (а соответственно, и саму себя), чтобы под нее подстроиться. Приходилось ли вам принимать ошибочные общественные парадигмы и советы, когда вы ощущали давление воплотить их в жизни, вместо того чтобы верить, что вы хороши такая, какая есть? Или, возможно, вы раздували некую проблему, например, отдельное событие или временную неудачу, а затем разрешали ей определять, кто вы, принуждая себя строить вокруг нее всю свою жизнь. Вы и опомниться не успеете, как попадете под контроль того, что, честно говоря, не имеет никакого права вами распоряжаться. И теперь вы манипулируете своей жизнью, пытаясь подстроиться под обстоятельства или идею, которым с самого начала дали слишком много прав.

Этот подход лишен равновесия. Перевернут вверх тормашками. Абсурден. Непоследователен.

Нам нужно в первую очередь принимать важнейшие, более радикальные решения. Сначала следует решить, что делать с домом, а уж потом – где размещать аксессуары.

Вот почему эта резолюция так важна для меня и для вас: это обещание определить нашу истинную ценность, основываясь на данных Богом значимости, талантах, дарах и способностях. Потому что если мы разберемся с этим вопросом – главным вопросом, – все остальное начнет вставать на свое положенное место. Мы свободны строить свою жизнь на том, что действительно важно, отбрасывая все, что незначительно.

Я призываю вас не позволять чему-то столь значительному, как ценность собственной жизни, базироваться на дешевой идее из магазина распродаж, на которую вы наткнулись на философском блошином рынке, или достойном мусорной корзины мнении, подобранном на модной тусовке. Жизнь, к которой вы стремитесь, имеет слишком большой Богом данный потенциал, чтобы укоренять ее на столь дешевом основании. Копайте глубже и опирайтесь на истину – истину о том, кто вы и что, по Его замыслу, вы должны дать миру, – и тогда выводите вашу жизнь на орбиту этого твердого знания. Вот такой подход не будет шатким, перевернутым и абсурдным. Он тверд, основателен, достоин доверия и солиден.

Он совершенно решительный.


Каким незначительным эпизодам вы позволяли формировать свое представление о себе и своей ценности?

• Как в результате этого изменились декорации всей вашей жизни?

• Прочитайте отрывок из Первого послания Петра (2:9, 10) и запишите ваше утверждение собственной ценности. Постарайтесь по-настоящему вчитаться в этот отрывок Писания и поразмышлять над ним, как можно глубже погружаясь в данную вам истину.

Сверхъестественный выбор

Вчера вечером по телевидению показывали интервью с мировой знаменитостью. Она выглядела потрясающе и была очаровательна. Она воплощала каждую деталь выдающейся, состоявшейся, общепризнанной публичной персоны, известной представительницы ее профессии. Но даже эта женщина, обожаемая миллионами, добившаяся огромного богатства, высокого положения и славы, сказала то, что я совсем не ожидала услышать. Отвечая на один из заданных вопросов, она произнесла: «Я никогда не имела здоровой самооценки. Я даже не уверена, как человек может ее приобрести. Я отчаянно пытаюсь понять, где ее можно найти».

Что? Это она-то? Недовольна собой? Я была шокирована. Женщина, обладающая таким талантом и статусом, достигшая пятидесятилетия, в своей взрослой жизни не знающая ничего, кроме высокого положения и популярности, признается во внутренней битве, которую она ведет многие годы, – многолетней попытке обрести себя, принять себя и быть довольной самой собой.

Благодаря таким откровениям и опыту нашей собственной борьбы с подобными чувствами мы знаем, что истинная непреходящая ценность личности должна строиться на чем-то большем, чем то, что находится на поверхности.

Не просто на чем-то, но на Ком-то.

Послушайте, как Его голос ободряет молодого человека, тоже утратившего здоровую самооценку. Обращаясь к молодому пророку Иеремии, Бог сказал ему:

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя»

(Иер. 1:5).

Перечитайте этот стих еще раз. Как дочь внимательно слушает голос своего любящего Отца, вслушайтесь в три поразительных утверждения.

«Я познал тебя».

«Я освятил тебя».

«Я поставил тебя».

Вот кто вы такая на самом деле. Женщина, которую Он знает. Освященная женщина. Назначенная женщина. В эту самую минуту, с этой книгой в руке вы не случайность, как не случайно ваше желание принять серьезные резолюции, влияющие на всю вашу жизнь. Нет никакой ошибки в том, что вы живете определенной жизнью, сталкиваетесь с определенными проблемами, при этом владея определенными личными способностями и дарами.

Именно Бог сделал вас вами и поставил на ваше место. С определенной целью.

Он познал вас. Вы часть божественного, тщательно продуманного и вечно значимого плана. По причинам, которые вы можете не понимать и с которыми, возможно, даже не согласны, Бог выбрал вас для Себя. С Его стороны это не было скоропалительным или случайным решением. Это свободное проявление воли Самого Бога, сделанное с обдуманным расчетом и мудростью.

Познание в этом стихе означает «знание». Его выбор основывался на глубоком и личном знании того, кто вы есть. Поэтому даже если вы не можете постичь, почему Бог избрал такую, как вы, для участия в Его определенных делах, Сам-то Он прекрасно осознает эти причины. Он выбрал вас и все, что в вас есть, для участия в делах, которые Он творит в данный момент истории. Как для тренера, тщательно рассматривающего, кого из бегунов поставить на определенные этапы эстафеты, для Бога решение поставить вас именно в эту точку марафона вполне осознанно.

Поэтому вы здесь. Именно на этом месте.

Работаете над этим проектом.

Замужем за этим мужчиной.

Имеете этих друзей.

Столкнулись с этой проблемой.

Живете в этом районе.

Возглавляете этот комитет.

Участвуете в этой работе.

Воспитываете этих детей.

Живете этой жизнью.

Не потому, что так случилось, но потому, что вы были познаны и избраны уникальным Тренером, признающим вас совершенно подходящей, подготовленной и способной исполнить Его удивительный план с ювелирной точностью.

Именно тебя, подруга.

И-мен-но тебя.

Эта ошеломляющая истина однажды побудила мою подругу Анну встать на колени, чтобы излить из своих прекрасных глаз поток теплых слез в поклонении и почтении перед Богом. Незадолго до этого ее отвергли… снова. Это была ее вторая разорванная помолвка, последняя капля, уничтожившая ту малую крупицу собственного достоинства, прежде еще теплящуюся в ее сердце. Представьте себе это. Она чувствовала себя (и думала, что у нее есть на это все основания) нелюбимой, недооцененной, ненужной. Она не видела в себе почти ничего обнадеживающего или привлекательного, что могло бы вызвать чей-то интерес. Ничего уже не было. После всего, что случилось. Разве недостаточно дважды показать – возможно, наиболее унизительным, интимным и болезненным способом, – что ты никому не нужна?

Но слова Иисуса к Его ученикам, к ней, к нам – как и слова Бога Иеремии, – поразили ее своей силой и покоем: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» (Ин. 15:16). Она и раньше видела этот стих в Писании, но никогда именно так – выделенным сияющим маркером Святого Духа, вырисовывающего каждое слово с прицельной точностью божественного всезнания. Я избрал вас. Эти слова упали в сердце Анны словно смягчающий бальзам, исцеляющий зияющие раны, освежающий пересохшую душу. Для нее с этой фразы началось новое путешествие осознания, то же поразительное открытие, которое каждая из нас должна сделать, принять и впустить в себя, если мы хотим реализовать в жизни Его план для нас. Ваша ценность, как и моя, покоится в незаслуженном, но совершенно божественном выборе Бога.

Он освятил вас. Вы не такая, как все остальные участники эстафеты. Если вы постоянно смотрите на бегуна перед вами или на того, кто позади, мечтая обладать его способностями и талантами, ваша дорожка будет забыта. Нам не нужны одинаковые бегуны. Нам нужны бегуны освященные. Бегуны посвященные. Такие, кого освятили и отделили для их особенных задач, исполняющие свои уникальные роли, бегущие свой этап в гонке в этом месте и в это время.

«Освященность», или отделенность, связана с идеей посвящения определенной задаче в определенное время, готовности к тем моментам, когда (как и где) вас можно использовать лучше всего, а вы можете по-настоящему быть собой. Как особые тарелки, хранящиеся в кухонном шкафу. Возможно, полученные в подарок на свадьбе. Почти всегда они за стеклом, взирают на кухонный стол, где все внимание выпадает на долю повседневных тарелок и стаканов. Но когда наступает особенный момент, момент, требующий специального подхода, используется только превосходная посуда.

Вы освященный Божий сосуд, предназначенный для особых времен, когда ваша уникальность может проявиться в полной мере и будет оценена, – сосуд «в чести, освященный и благопотребный Владыке» (см. 2 Тим. 2:21). Он благословил вас во Христе «…всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3), освободил для полной посвященности той жизни, к которой Он вас призвал, для путей, которые Он с верностью укажет вам, если вы пойдете рядом с Ним.

Недавно ко мне обратилась молодая писательница, обеспокоенная тем, что ее произведениям не хватает глубины и интриги. Она упоминала нескольких писателей, которыми восхищается. «Если бы мой стиль был похож на их, – писала она, – я смогла бы закончить книгу по изучению Библии». Читая ее рассуждения, я думала, как часто сама чувствую то же самое, – мечтаю, чтобы мои строки имели большую глубину и изысканность, подобно тем, что восхищают меня у других авторов. И рядом со мной были люди, напоминавшие мне о том, что и я написала этой молодой женщине: некоторые читатели услышат, поймут и примут только те особенные идеи, выраженные именно твоими словами, с твоей точки зрения, произнесенные твоим голосом. Каждый из нас был создан Богом, чтобы выполнить свою задачу. И если мы бросаем ее, потому что считаем, что она недостаточно ценная, мы тем самым наносим большой урон. Кто-то где-то нуждается, чтобы вы, со всей вашей уникальностью, выступили вперед и выполнили свое призвание.

Так придите и займите свое место. Примите свою особую роль. Радуйтесь преимуществам ваших сильных сторон, а не горюйте над недостатками и особенностями, и не позволяйте себе чувствовать угрозу от качеств, которыми вы должны восхищаться в других. Вы не ошибка, не неожиданный результат случайности. Ваше сотворение происходило под сверхъестественным контролем Всемогущего Бога. Вы необыкновенно важны.

Вместо того чтобы стараться произвести впечатление на других или превзойти их в чем-то, вместо того чтобы чувствовать стыд за то, чего у вас нет, или за то, чего вы не умеете, получите удовольствие от возможности быть живым, двигающимся и дышащим примером Божьей благодати для женщины, освященной и отделенной быть драгоценным сосудом в Его служении. Вы значимая и полноценная единица. Шедевр, заслуживающий аплодисментов.

В вас нет ничего банального.

Он избрал вас.

Быть избранной и отделенной – огромная честь, но не позволяйте себе заблуждаться: честь сопровождается большой ответственностью. Одна из причин, по которой Бог избрал вас (или, как гласит другой перевод, «поставил вас»), – дать вам возможность принести особый результат, используя обстоятельства вашей жизни. Иисус так завершает Свою мысль: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод…» (Ин. 15:16).

Поэтому вы можете быть совершенно уверены, что Он поставил вас на ваше место именно сейчас, поскольку здесь вы будете наиболее продуктивны как личность. Даже если вы не совсем довольны тем, какой Он вас создал, даже если вас не переполняет радость от текущих обстоятельств вашей жизни, вы можете быть уверены, что Бог поставил вас на ваше место с определенным замыслом и намерением. Он выбрал «почву», в которой вы сейчас растете. Каждое время года и любая погода, выпадающие вам, прежде чем коснуться вас, прошли через Его руки. Все это было божественно продумано, дабы окружить вас обстоятельствами, позволяющими вашим уникальным дарам и способностям достичь максимального потенциала. Чтобы расти. Чтобы отдавать. Чтобы производить.

И, как любой земледелец, Он рассчитывает получить урожай с посаженного семени. Яблочные семечки должны произвести яблони. Семена редиса – редис. Так и ваши семена предназначены производить ваш уникальный урожай. Поэтому нет никакого смысла пытаться произвести плоды, которые должен вырастить кто-то другой. Ваша задача – в каждый момент жизни воплощать все ваши дары, все ваши таланты, все ваши склонности и всю страсть и верить, что они достаточно хороши для производства ожидаемого от вас плода.

Доверьтесь Ему. Он знает вас. У Него есть для вас особый план.

Я не знаю всех обстоятельств, с которыми вам нужно справляться в данный момент, когда вы пытаетесь приобрести более здоровую самооценку. Но я знаю, что единственный способ сделать это – вернуться к оригинальной, аутентичной реальности вашей ценности в глазах Бога, Того, Кто избрал вас, освятил вас и назначил приносить плод. Он любит вас так сильно, что создал непохожей на всех остальных и дал вам задание, которое можете выполнить только вы с Его изобильной помощью и силой.

Примите решение любить себя так, как Он, создавая, любил вас.

Выберите хотя бы один из данных стихов, чтобы изучить его и запомнить:

• Послание к Ефесянам (2:10) – провозглашение вашей важности для Бога.

• Книга пророка Иеремии (1:5) – подтверждение вашего избрания Богом.

• Второе послание к Коринфянам (3:5) – засвидетельствование вашей достаточности в Боге.

Подумайте о том, что вы не смогли сделать, чувствуя себя неподготовленной или недостойной. Решите, к какому из этих дел вы сможете приступить на этой неделе.

Счастье быть собой

…настоящей собой.

Это неуловимая реальность, которую не всем удается испытать. Многие из нас проводят слишком большую часть жизни, желая быть или притворяясь кем-то, кем они не являются, и никогда не испытывая радостную свободу просто быть собой. Порой мы долгие годы прилагаем огромные усилия, пытаясь освободиться от своей уникальности, и, даже столкнувшись нос к носу, не узнаем себя самого.

Но вновь узнать и признать себя, ту, кого Бог создал изначально, необычайно важно для каждой женщины, желающей реализовать в жизни свою главную цель.

В мире есть только одна такая, как вы. Единственная и неповторимая. Та, которую, согласно Псалму 138, Бог…

• испытал;

• знает;

• видит;

• защищает;

• сопровождает;

• благословляет;

• руководит;

• укрепляет;

• поддерживает;

• дивно устроил;

• направляет.

Вы когда-нибудь по-настоящему старались узнать этого человека, настолько важного для Самого Бога, что Он массу времени и внимания уделил созданию и поддержке этой личности? Когда вы протираете фасады и убираете внешний налет, снимаете все маски и удаляете притворство и маскировку, – оставшееся и есть настоящая личность, драгоценная в глазах Самого Бога, полностью подготовленная и уникально созданная для достижения Его целей в ее жизни.

Вы. Такая, какой вы были задуманы.

Поэтому остановитесь и восстановите связь с тем, что лучше всего вас характеризует: с вашими дарами, талантами, страстью, странностями, антипатиями, слабостями, интересами и уникальностью во всей их первозданной неиспорченной форме. Не спешите с этим. Вам понадобится довольно много времени и усилий, чтобы снять слой за слоем стереотипы и ярлыки, неправильные толкования и клейма, использованные вами (сознательно и несознательно), чтобы обозначить себя. И еще больше нужно для того, чтобы двигаться в сторону подлинности. Возможно, вам даже потребуется помощь близких друзей.

Во-первых, попросите их указать, что, по их мнению, делает вас уникальной. Зачастую трудно увидеть себя так ясно, как видит вас близкий человек. Красота быстро становится обыденной. Гениальность рано или поздно начинает казаться банальностью. Вы привыкаете к себе. Вы не замечаете удивительные, потрясающие черты, делающие вас совершенно особенной, потому что вы просто привыкли к ним. Ваша уникальность становится незаметной, когда превращается в кусочек повседневности.

Поэтому будьте открытой, чтобы услышать напоминание о том, что другие видят в вас. Запишите, что они вам скажут. Впустите это в себя. Примите. Ваши дары и способности. Вашу личность и темперамент. То, что делает вас единственной и неповторимой. Ваши сильные стороны и, да, ваши слабости.

Во-вторых, определите, каким образом вы пренебрегали этими характеристиками, и примите решение в будущем признать и чтить вашу уникальность. Представьте себе, каким прекрасным подарком через несколько лет, а возможно и через несколько недель, станет для вас это возвращение к вашей подлинности. Способность жить в настоящей свободе, необремененность постоянной необходимостью производить впечатление или вести себя так, как вам несвойственно. Больше никаких попыток компенсировать вашу выдуманную несостоятельность. Ориентир на Божью волю вместо постоянного сопротивления Его плану и стремления к противоречивым целям.

Принятие себя.

Возможность ценить то, что Он вложил в вас.

Эта резолюция стоит того, чтобы ее принять.


Запишите, в чем уникальность, которую видят в вас другие люди. Что вас в этом удивляет?

• Запишите, что вы можете сделать, чтобы сознательно использовать и ценить эти качества по достоинству.

• Как жизнь вашей семьи, ваша работа или ваши отношения с людьми выиграют от этого?

Кампания в защиту принятия

Мой муж удивительно тонкий и чуткий человек, но представительницы прекрасного пола порой сбивают его с толку. За годы нашей совместной жизни он обнаружил множество черт женского поведения, которые, по его словам, он никогда не поймет до конца. Например, почему в путешествие недостаточно взять одну пару обуви. Или почему простой разговор может превратиться в дарящее наслаждение хобби. Уже двенадцать лет он забрасывает меня бесконечными вопросами в надежде разгадать некоторые из этих вещей. Но тем не менее даже после моих старательных попыток пролить свет на загадочность женской природы, он лишь улыбается, нежно треплет меня по щеке, а затем выходит из комнаты, в недоумении качая головой.

На мой взгляд, мужчина никогда не поймет каких-то вещей, для женщины прозрачных и ясных. Например, как одна женщина может говорить комплименты другой.

Недавно мой муж услышал, как я сказала своей подруге, что ее юбка очень хорошо подчеркивает ее красивые ноги. Другой подруге я сказала, что ее прическа и цвет волос идеально подходят ей. Он видит, как другие женщины подходят ко мне и благодарят за ту или иную черту характера или просто говорят, что блузка сидит на мне идеально.

И всю свою жизнь он не понимает, как это работает. Мужчины так не делают, говорит он мне. Я не слышала, чтобы он хоть кому-то из мужчин сказал что-то приятное о прическе или о том, как пиджак подчеркивает его широкие плечи. Более того, он ясно дал мне понять, что если я когда-нибудь услышу, как кто-то из мужчин делает ему комплимент по поводу тех или иных вещей, которые обычно подчеркивают женщины, то мне надо следить, чтобы этот мужчина не слишком часто оказывался где-то поблизости.

Конец ознакомительного фрагмента.