Вы здесь

Режиссура психического здоровья. Обсерватория заблуждений (А. В. Савран, 2007)

Обсерватория заблуждений

Определение

Обида на правителей мира сего заставляет человека участвовать в играх политических лидеров, однако условия соглашений в партнёрстве, как известно, вовсе не являются равными. Понимание такого несоответствия не только не смущает граждан, но даже наоборот, разжигает давно уснувший вулкан страстей, который они тщетно пытались погасить в течение всей своей сознательной жизни. Проблема в том и обозначается, что русло её лавы обозначено флажками лидирующих сил, человек же думает, что он является выразителем собственных интересов.

Задача

Вывести кривую политической игры на уровень площадки личностной проблемы.

Вирус: Мой доктор явно провокатор! Как это можно украсть кусок ландшафта у земли, к тому же ещё каким-то лучом карманного фонарика?! Определённо, этим лучом он хотел указать «оградку» своих намерений. Неужто исследует социологизированный конфликт в пределах своей полевой лаборатории? Тогда украсть или добавить? Будем выяснять. Эту главу я назову…

Порча как рабоче-крестьянский шовинизм

Вирус: Итак, представляю запись в дневнике, где на повестке дня этимология внутреннего конфликта.

На сеансе пожилой мужчина с усталым лицом и «потухшими» глазами, рядом его жена с беспорядочной копной волос на голове. У неё растерянное лицо, рукам же своим она никак не найдёт покоя.

Встреча первая

Женщина «с копной…»: Та порча, которую вы снимаете, никогда не может быть снята по тем причинам, что истоки её находятся в корнях этой нашей государственной политики. К примеру, мне пенсию не дали, и у меня началась головная боль, стало покалывать сердце, и подскочившее давление может довести до инфаркта. Вы же ведь не накормите моих детей и внуков? Просто руки опускаются, а вы говорите, что надо спокойно к этому относиться.

Доктор: Тогда почему вы пришли ко мне?

Женщина «с копной…»: Почему? Муж притащил. Всё ему мерещиться конец света.

– Ну, как же! – «муж притащил» – огрызается мужчина. – Тебя наслушаешься, так точно встретишь этот самый конец!

Доктор: Спокойно нельзя, согласен – когда упадёт на голову кирпич, то больно – но попробовать всё же можно. Представьте, что вы и есть политический ресурс власти, который необходимо урегулировать. Вы очень точно выразились «корни этой нашей государственной политики». Разве неправда, что дети – это кошмарный сон родителей? Проблема оголилась, а вместе с ней и понимание сложившейся обстановки: вы неорганизованны, размазаны по стенке собственною проблемой. Зачастую родители выступают, в своей безоглядной любви, жандармами для своих детей. Они не играют в игры, которые любят дети, они запрещают им всё, что не стыкуется с представлением господствующей морали и т. д. Т. е. поступают с ними в точности так, как политический правитель поступает со своим же народом. Поразительное сходство. В этом сопоставлении наметятся кое-какие интересные подробности. Одна подробность уже в том и состоит, что поведение ребёнка есть диагноз его родителей.

Женщина: Знаете, мы простые люди и мы хотим кушать. Мы никому ничего плохого не делали и хотим мирно жить. Но желания одного, как мы понимаем, всё-таки мало: должен быть специалист, который снимет хроническое наше невезение. Вы сможете это сделать? Лидия Васильевна уверила нас, что вы и есть этот самый специалист.

Доктор: Собственно, я не депутат и не мер города, чтобы решать такие вопросы, пенсию не надбавлю, однако… Однако смогу кое-что сделать. Кое-что… для души вашей. Но вопрос не в том, что я могу, а в том, почему у вас это не получилось, а именно: почему не получилось урегулировать собственный внутренний конфликт. Об этом я и хочу с вами поговорить. Вам ведь интересно узнать, почему одна за другой на вас сыплются неприятности?

Мужчина с усталым лицом: В общем-то, да.

Доктор: Представьте, что вы оказались в лесу. Такое часто в фильмах показывают: летел самолёт и бум…, упал на землю. Но самолёт цел, он не взорвался и люди тоже целы, разве что у каждого по царапине. Вам нужно будет с чего-то начинать. С чего вы начнёте?

Мужчина: С того, чтобы построить себе пусть временный, но уютный шалаш и пищу себе добыть до прибытия помощи.

Доктор: Правильно. Вы подумаете о том, что вам нужно будет выжить в этих экстремальных условиях. При чём здесь тогда правители? Ваш «правитель», это сосущий у вас под вашей ложечкой желудок. Это он властелин положения. Вы сами в лесу с группой таких же несчастных людей, потерпевших крушение, и вы надеетесь только на свои силы. Соответственно, со всей необходимостью встаёт вопрос ориентирования. Так вот, министрами вашего «правителя» являются деревья, среди которых вы находитесь: из сучьев вы можете построить шалаш, и, обмазав его глиной, употребить как жилище. Это ему, правителю вашему, «министры» служить будут. Из этих же сучьев вы можете развести костёр и сготовить себе пищу, обогреваясь при этом одновременно. И всё это с помощью тех «правителей», которые определяются вопросами целесообразности. Из камней, к примеру, огонь не разведёшь, хотя из них можно построить жилище. Маленькую наковальню, к примеру, на которой отбивают лезвие косы, тоже называют прави́лом, а потому «правитель» следует понимать как «правильная цель», потому что на нём выстраивается определение лезвия.

Поэтому я говорю, что для того, чтобы научиться ориентироваться, надо ознакомиться с ситуацией, в которой вы оказались. В данном случае понятия «ситуация» и «территория» однозначны. Внимательно изучая создавшуюся ситуацию, вы будете бережно относиться к территории, на которой находитесь. Это и предполагает понятие «ориентация». Развить это понятие ориентации помогут нам деревья: делая засечки на их стволах, можно обозначить тропинку, от пункта «А» до пункта «Б». Таким образом вы выработаете в себе эквивалентность ситуации. Ориентированность ваша будет представлять знание. А знание ситуации предполагает жизнь в экстремальных условиях. Когда эти условия будут соблюдаться, тогда у вас появятся возможности и понимание того, как выжить в сложившихся условиях.

Женщина с копной всколыхнулась: Но ведь мы не в лесу!!!

Доктор: В лесу, как это не прискорбно вам понимать, в лесу…. Вы в дремучем лесу…. Я не пожалею красок, и разрисую ваше бедственное положение со всей ужасающей циничностью. Затем вы сюда и пришли, чтобы я вам напомнил, где вы находитесь, хотя вы и не надеялись на такой «подарок». Вы заблудились. Обида ваша зашла слишком далеко, так далеко, что самостоятельно вряд ли вы от неё избавитесь. Чем больше вы требуете, тем больше вы воруете. Дело в том, что вы прекрасно понимаете, где находитесь. Но, прекрасно осознавая это, вы настойчиво убеждаете себя, что это не так. Вы любите свои иллюзии, вы любите себя убивать. Обида отрастила в вашей душе во-о-от такой ком, и является идеальным средством управления объектом, каковым вы на данный момент и являетесь.

Если же перевернуть эти песочные часы с самого низа на самый верх, то получится колоссальный пушечный залп по этим средствам управления и в этом состоит моя задача: этот душевный ком я вам уберу. Слава Богу, у меня это получается сделать энергетически. Но без вашего осмысления этой проблемы это будет даже опасно. Почему? Будет виновен в вашей несогласованности кто-то другой, возможно даже я, только не вы.

Вам нужен толчок, и я это сделаю, а значит, научу ориентированию. Когда к вам вернётся ваша способность к ориентации, вы, возможно, сами найдёте путь пересмотреть свои позиции, и тогда… тогда многие ваши вопросы найдут своё разрешение. Другими словами, концентрированное внимание к проблемам сделает вас хозяином собственного положения. Меня же можно воспринимать как поводыря….

Вирус: Пока доктор вёл свои беседы, я незримо восседал за журнальным столиком, просматривая его план-конспект очередных работ, и думал о том, когда же он будет работать. Где его пассы? Рук не было видно, он ими жестикулировал, когда выражал свою мысль, но жесты не были пассами. Он не лечил…. Или, как он любит выражаться, «Это было

общение в полном объёме работы.

Пока доктор общался в полном объёме своей работы, я кое-что вспомнил из практики доктора. Рассказ мой можно было бы назвать:

«А я здесь не причём…»

Итак, в один прекрасный вечер доктор приезжает с «югов», – так мой профессор в шутку называет Бердянск – приезжает с «югов» домой, а его уже поджидают клиенты. Оказывается – мать и сын. Матери 71 год, а сыну – 43 года. Мать умоляет доктора снять с её сына психическое заклятье, и сын так же подтверждает своё согласие кивком головы. Сына зовут Владимир, а мать – Людмила.

Доктор (Людмиле): Пусть сын сам расскажет о своей проблеме. Или он у вас не самостоятельный?

Владимир: Так, ма, в самом деле! Шо ты меня позоришь? Иди он на лавочке посиди. Я сам могу о себе пару слов сказать.

Мать, соглашаясь, уходит и доктор слышит от Владимира вот такую историю.

– Я вполне нормальный, но … мне никто не верит. Не в смысле того не верят, что я нормальный, а выражают сомнение по поводу той истории, которая со мной приключилась. А случилось вот что: сплю я, значит, и вдруг – прыг ко мне ктой-то на диван. Я рукой его – мац, а оно… чешуйчатое всё… до половины. Сверху голова женщины, а снизу – …рыбий хвост. Оно и говорит: «Хочу тебя». Ну, в обчем, как баба мужика хочет. А я чё – чокнутый с русалкой сексом заниматься, да к тому ж, когда рядом жена спит?! Русалка эта к тому ж полупрозрачная вся какая-то, толком её и не обнимешь. Я и говорю: «Шла б ты, любвеобильная, по своим делам, да воду б вокруг не мутила. Никакого секса с тобой не будет». А она: «Это ты так думаешь, а я так не думаю. Если я хочу, значит так и будет. Тебе ещё понравится». Потом свистнула, и откуда-то появилось два карлика. Мужики как мужики, только маленькие очень: в высоту сантиметров двадцать. Они хоть и маленькие, зато вполне реальные, в теле. Прыгнули мне на ноги и скручивать стали верёвкой, что в углу у дивана лежала.

Тут я изловчился и ну их накрыл одеялом и верёвкой этой же завязал одеяло в пучок, чтобы не выпрыгнули куда-нибудь. Взял я этот узел и отнёс на улицу, чтоб там поостыли. Русалка, правда, куда-то «уплыла» по причине своей прозрачности, а те двое и сейчас должно быть барахтаются в моём пучке.

Доктор подумал немножко и тоже согласился с ним. Ведь разве не правда, что он видит перед собой двоих страждущих людей?! И эти люди – мать и сын. Сын сейчас рассказывает историю своей жизни.

– Не верит мне никто, что они материализовались из воздуха, и, думаю я, что это порча со мной приключилась.

Доктор: А мама ваша тоже видит их?

– Не знаю. Лучше вам самому у неё спросить.

Доктор зовёт ее, и она рассказывает следующую историю.

Людмила: Я не то что не верю своему сыну, я вижу в каком он состоянии. Чего греха таить, сыночек мой любит выпить, а потом, когда он напьётся, всякие ему чёртики в постель прыгают. Где я только с ним не была, у каких только докторов не лечила – никто помочь ему не в состоянии. Не хочет он за ум взяться.

Владимир: Да, да! меня надо полечить!

Людмила: Вы уж постарайтесь сделать так, что б черти эти оставили его в покое.

Доктор: Хорошо.

Сказано – сделано. Хватило трёх сеансов, чтобы изгнаны были из души Владимира непрошенные «гости». Доктор и на дом ходил к нему, квартиру почистил. Не без внутреннего трепета приблизился к одеялу, где, как утверждал Владимир, «квартировали» два «материализованных» мужичка. Но, как и предполагалось, ничего там, кроме развязанного узла, не было. «Должно быть оказались проворнее, чем я о них думал» – так объяснил ситуацию горе-пациент.

– Как сейчас ты себя чувствуешь – спросил неделю спустя мой профессор.

– Я – отлично! – ответил Владимир … и запил уже на вторую неделю. И не как-нибудь, а «по чёрному». Все, конечно, в шоке. Мать пришла к доктору темнее безлунной ночи: «Вы ведь обещали» – только и смогла сказать она, с упрёком посмотрев на него, а доктор только пожал плечами. Всё, что он сказал, уместилось в четыре слова: «Я свою работу сделал».

Людмила: Это называется у вас «работа»???!

Дальше объяснять было бесполезно. Всё упиралось в поиски виноватых. Конечно же, доктор оказался крайним. Почему? Выполнилась прихоть великовозрастного сына в ублажении очередного его желания. Если оно не выполняется, то виновен кто-то, с кого он может потребовать ответ.

Людмила, мать Владимира, очень деятельная женщина. Полвека проработала в доме культуры замдиректора и потому строго жила по правилам. Правило, как на работе, так и дома, никто не должен нарушать. Нарушение правила влекло очень серьёзные последствия, где человек, образно выражаясь, выставлялся за калитку собственного дома. И всё потому, что она лучше, чем кто-либо, знала, что такое беспутная жизнь. Воля к сопротивлению ломалась самым безжалостным образом и всё во имя блага окружающих её людей. Сын, таким образом, привык к мысли, что ответственность за все его поступки несёт кто-то другой, только не он.

« Всё отлично» – подумал он – «прихоть мамы моей выполнена, а я здесь не причём».

Встреча вторая с известными уже нам пенсионерами

…Доктор: Наше государство отражает наше же лицо – лицо наших желаний, а не ситуацию действительной расстановки сил. Наше «государственное» лицо всегда полно скорби и печали. Плохо ли это или хорошо? Это неизбежно. А на что мы жалуемся? А жалуемся мы на то, что нам… не хватает пенсии. Не возможностей жить по своему усмотрению, а обыкновенной пенсии. И значит, ищем виновных. Это же грязно! Мы продолжаем с всё большей настойчивостью ждать подачки от государственных правителей, словно ничего больше не умеем, как брать и потреблять. Какой выход? Пойти в баню, смыть с себя грязь. Как? Предположите заведомо ложный путь, которым хотят вас повести. Такое бывает: вспомним того же Ивана Сусанина. Иван Сусанин тоже вёл свою игру, и, надо признать, весьма успешно. Только там была игра патриотического фасона, а теперь каждый правитель думает, что он и есть Сусанин своей страны. Правление его в том и состоит, думает он, чтобы собственный народ загнать пробкой по самое горлышко винной бутылки оче-е-нь далеко. Чтобы пальцем не достать и штопор при этом спрятать. Надо сказать, что он имеет на это право: на то он и правитель, а значит, ему заводить карусель. По его убеждениям, он (народ, т. е.) и есть враг собственному его здоровью, народ этот есть зараза и должен, поэтому жить на периферии собственного сознания. Теперь утвердитесь на том понятии, что заведомо ложный путь верен. Это очень важно.

Мужчина: Почему?

Доктор: Вас могут обмануть и не просто могут, а уже обманывают. Возможно, что это я. Вы же хотите, чтобы я вас успокоил: дал «снотворное», чтобы вы уснули. Надо допустить, что всё это уже случилось, что вы спите. Вы ведь тоже иногда так поступаете, спрятав от себя сотню гривен до получки. Спрячете где-нибудь и забудете место, куда положили. И тогда у вас появляется возможность отыскать, в случае крайней нужды, свой собственный спасительный клад. Тогда вы не разочаровываетесь: вы радуетесь находке. Вы будете знать, с чего всё начинается.

Видите ли, это точка зрения государственных служащих – платить за работу. А если работы не будет? Вот тут-то и вышел маленький пробел. Человек ушёл на пенсию, а работа продолжает взимать подати. Это как у штангистов, резко прекращающих свои тренировки, в результате чего гора мускулов превращается в желеобразное месиво: их ум «работает работу», пусть бы даже это отражалось на телесном уровне.

Поймите, вы не должны придерживаться мнения о себе же самих как о бесполезных гражданах. Шансы на выживание будут равны нулю, если охарактеризованное бедственное положение займёт господствующую позицию в вашем сознании, станет доминирующем мировосприятием на окружающий мир. Это разрушительно. Это ещё можно назвать великодержавным рабоче-крестьянским шовинизмом, где всегда прав дающий, так как сила и власть на его стороне. Вы можете теперь объяснить существующую расстановку сил тем, что ведь потому и опускаются руки, что вашей воли, вашей исключительности здесь нет. Требуя пенсии, вы продолжаете работать, продолжаете разрушать. Резкое прекращение подачи нагрузок – это та точка зрения государственных (ваших) «служащих», для которых мнение о здоровье дороже самого здоровья. И тогда ум начинает «разрушать» работу, потому что у него такое свойство – интерпретировать, а значит, разрушать.

Власть таким образом должна восприниматься не как насилие, а как недоразумение. Любое насилие – это недоразумение.

Вирус: Доктор разрабатывает методику противопоставлений «гостевой визы» и бережливой хозяйственной хватки. Он утверждает, что когда вы попадаете в сложную, или, скорей, экстремальную ситуацию, тогда вы учитесь ориентированию. А это привилегия не гостя, а хозяина. Вернее, это ситуация, когда гость в человеке «растворяется» и вырастает в нём хозяин. По сути, это продолжение темы «Обсерватории заблуждений», только с другой беседы. Вот её небольшой фрагмент.

Доктор: «Начнём с того, что, когда вы смотрите на что-либо, – пусть это будет картина происходящего – и увидели происходящее, то это значит, что заметили вас и дают вам оценку. Без этого постулата вам будет трудно понять, о чём я говорю. Примите такую точку зрения, и вы разрешите многие свои затруднения.

Я приведу вам пример упражнения, аналог которого можно применять во всех случаях вашей жизни. Это упражнение научит вас ориентированию.

Итак, в вашей кладовке вы услышали мышиную возню. Вы решили выяснить ситуацию, взяли фонарь и посветили. Ваши «мыши-лучи» разбежались по норкам угловых стен, и вам ничего другого не остается, как созерцать то, что олицетворяет для вас объект тревоги.

Вы скажете: «Понятно. С чего начинать»? Сопоставляйте. Вы и мыши, луч фонаря и намерения мышей. Фокус проблемы – шмат сала на полке. Это то, что является объектом тревоги для вас и предметом вожделения для мышей. Сопоставляйте и анализируйте. Не может быть однобокого отношения к проблеме. Вы разные. В одном лице вы различаетесь каждую минуту. Это поможет вам сохранить душевное равновесие. Если вы сопоставляете, то вы сознающий разницу. Это духовность. Вы исходите не из того, что приемлемо для вас, а что нет, а из того, что составляет суть вашей нуждаемости. Когда вы отражаетесь в этой нуждаемости, тогда вы не потребитель, не из семейства грызунов. Вы – рачительный хозяин своего имущества.

Не выбирайте предмет, а наблюдайте его. Осознайте в себе избирательный случай наблюдения. Соедините «выбирать» и «наблюдать» и вы окажетесь в намерении «быть», что и составляет суть вашей жизни, суть вашего интереса. Выбирая, вы воруете, если же констатируете различия ворованного, оно перестаёт быть для вас серым и безликим. Вы подчёркиваете его индивидуальные особенности. Это создаёт гармонию. Вы перестаёте считать предмет ворованным, не осуждаете».

Обзор

Человек ругает законы и находится тем самым в недоразумении, потому что пользуется приёмами насилия.

Вывод

Если вы стали что-либо осуждать, значит, вы чего-то не поняли. Государство – это мы. Государство всегда достойно своих граждан. Если мы будем разделять государство на граждан с одной стороны и законопослушание с другой, то пропасть между человеком и его проблемой будет ещё больше увеличиваться. Каким же образом?

Вы хотели его (намерение) произнести, что просто невозможно, вы хотели осуществить смысловое значение этого желания, но из этого ничего не вышло. Оно под вашим натиском поменяло свои характеристики – вы подпадаете под его пресс.

Поэтому нужно учитывать одно существенное обстоятельство: пенсионеры – это указатели на столбовой дороге. Они являются учителями избранной нами темы. Такими же учителями являются родители для своих детей. Почему? Предостерегают, не в силах развеять собственное непонимание, а, можно сказать, недоразумение. В предостережении просматривается попытка властвовать.

Р.S. Несогласованные взгляды на проблему отношений, как правило, вызывают недоразумения по основному своему признаку: неспособности противостоять натиску сложившихся обстоятельств. Зависая в своей проблеме, человек намечает план действий по организации своего интереса; однако при ближайшем рассмотрении интерес организации вопроса обрастает множественными подробностями, где эта множественность представлена как решение самой проблемы. Вот и думается мне, разве можно представить буксующий в грязи грузовик, который посредством своего надсадного рыка преодолевает возникшее заблуждение?! Вот мотор ожесточённо рычит и грязь, пугаясь этого рычания, отслаивается от колёс. Взяла, значит, сама испугалась и решила отслоиться. Оказывается, достаточно угрозы, чтобы решить возникший конфликт, громко топнуть по земле, чтобы решение нашло своё завершение. Но машину не обманешь! Топанье ногой по проблеме только сопутствует программе уничтожения. Кому же угрожает человек, как не своему здоровью? Значит, существует такая программа, которая изобретает такие разработки.