2 Программа раздела «Литературное редактирование»
2.1 Темы и планы лекционных занятий
I Литературное редактирование как одна из составляющих профессии журналиста (4 часа)
1. Психологические и логические основы редактирования.
2. Особенности редакторской работы в условиях различных каналов массовой коммуникации (в газете, на радио, на телевидении, в информационном агентстве). Система рациональных приемов работы над журналистским текстом.
3. Литературное редактирование в условиях развития новых информационных технологий.
II Текст как объект литературного редактирования (4 часа)
1. Текст литературного произведения и его основные характеристики как предмет работы редактора.
2. Виды текста как композиционно-речевые категории.
3. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение; их речевые особенности.
4. Методика редактирования отдельных функциональных разновидностей текстов.
III Виды редакторской правки и ее техники (4 часа)
1. Виды правки.
2. Работа над языком и стилем авторского материала.
3. Принципы работы над фактическим материалом.
4. Приемы проверки и обработки различных типов фактического материала (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т.п.).
IV Этика редакторской работы (2 часа)
1. Бережное отношение к языку и стилю рукописи.
2. Редакторский анализ и правка текста.
2.2 Темы практических занятий и теоретические вопросы для обсуждения
Примечание – Преподаватель на свое усмотрение может проводить теоретический опрос в разных формах: устный фронтальный опрос, письменный опрос, коллоквиум.
Занятие 1. Литературное редактирование в процессе коммуникации (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Каковы предмет и задачи литературного редактирования текстов массовой коммуникации?
2. Почему предмет получил название не просто «редактирование», а «литературное редактирование»?
3. Каковы обязанности редактора при подготовке материала к опубликованию?
4. Какое место в структуре коммуникации занимают текст и процесс его редактирования? Каковы коммуникативные особенности редактирования?
5. Можно ли обойтись без литературного редактирования текста перед публикацией, просто подобрав хороших авторов?
6. Каким образом редактор в работе над текстом учитывает интересы читателя и уровень его подготовки?
7. Что такое саморедактирование, нужно ли оно?
8. Раскройте суть вопроса о психологических основах редактирования, ответив на ряд вспомогательных вопросов:
– Какую роль играют знания из области психологии в формировании научной базы редактирования и его практических методик?
– Охарактеризуйте основные составляющие общей психологической схемы работы редактора над текстом.
– Каковы психологические предпосылки редакторского восприятия текста?
– Разделяете ли Вы мнение, что редактор материалов массовой информации должен работать над текстом, ориентируясь на запросы и вкусы «среднего» читателя?
9. В чем особенности контроля, осуществляемого редактором при работе над текстом?
10. Как должен редактор относиться к отклонениям от общеязыковой нормы?
11. С чем, на Ваш взгляд, связана необходимость, кроме речевых и стилистических ошибок, выделить в отдельный разряд коммуникативные ошибки? Какими экстралингвистическими факторами эта необходимость может быть обоснована?
12. Каковы особенности редактирования телевизионных текстов и радиотекстов?
13. Одинакова ли роль редактора в подготовке материалов прямого эфира и материалов для передач, которые идут в записи?
14. Какие функции редактор выполняет в том и другом случае?
15. Есть ли различия в редактировании письменных (к примеру, газетной или научной статьи) и устных текстов массовой коммуникации (например, интервью) и если есть, то какие?
16. Каковы особенности редакторской работы в информационном агентстве? С материалами каких жанров здесь чаще всего приходится работать редактору?
17. Дайте общие рекомендации рациональных приемов работы над журналистским текстом.
18. Упростился ли процесс литературного редактирования в связи с появлением и развитием новых информационных технологий?
Занятие 2 Редакторский анализ логических качеств текста (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Какое значение для литературной правки журналиста и редактора имеет знание логики?
2. Как Вы толкуете понятие «логическая культура редактора»?
3. Какие мыслительные операции проводятся в ходе анализа текста?
4. В чем состоит операция логического свертывания высказывания?
5. Какие качества правильного мышления обеспечиваются соблюдением основных законов логики?
6. Приведите формулировку основных законов логического мышления.
7. Приведите формулировку основных законов логического мышления.
8. Как логически правильно построить ответ на заданный вопрос?
9. Охарактеризуйте различные виды противоречий, возникающие в тексте при нарушении закона противоречия.
10. На основании какого закона логики строится альтернатива в публицистическом тексте?
11. Укажите типичные случаи нарушения в тексте закона достаточного основания.
Занятие 3 Работа редактора над композицией рукописи, ее заголовком (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Почему нецелесообразно вносить в текст поправки при первом знакомстве с текстом авторского произведения?
2. Сформулируйте основные требования к построению литературного произведения.
3. Что означают термины «композиция» и «структура» литературного произведения, его «архитектоника», «сюжет»?
4. В чем особенность построения произведений малых литературных форм?
5. Какими графическими средствами может быть проявлена структура текста газетной публикации?
6. Охарактеризуйте типичные приемы построения информационных материалов.
7. Приведите удачные, с Вашей точки зрения, публицистические материалы, где использованы образные приемы построения.
8. Какие виды планов существуют в практике литературной работы редактора?
9. Что входит в понятие «композиционные рамки» литературного произведения?
10. Какова роль начальной фразы в журналистском выступлении?
11. В чем Вы видите недостаток «прямолинейных» концовок?
12. Охарактеризуйте логические, контактные и конструктивные функции заголовка. Приведите примеры удачных и неудачных, с Вашей точки зрения, заголовков.
Занятие 4 Работа редактора с журналистскими текстами разных жанров (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Есть ли различия в работе редактора над текстами различных жанров?
2. Приведите примеры заметок, построенных по сокращенной схеме умозаключений.
3. В чем особенность работы редактора над текстами научных жанров?
4. Приведите примеры удачно, с Вашей точки зрения, построенных определений и объяснений в публицистических жанрах.
5. Вы согласились бы работать в газете, целевая аудитория которой – камикадзе в возрасте от 18 до 30 лет, охваченные религиозным фанатизмом? Почему? Какие темы, сюжеты, жанры, какая лексика понадобилась бы Вам?
Занятие 5 Выполнение творческих заданий по предыдущей теме «Работа редактора с журналистскими текстами разных жанров» (2 часа; см. в следующем разделе)
Занятие 6 Редактирование повествовательных и описательных текстов (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Чем определяется выбор способа изложения?
2. Какие способы изложения были приняты их традиционной классификацией? Дайте определения основным способам изложения.
3. В каких дополнениях нуждается традиционная классификация видов текста в связи с практикой редактирования материалов массовой информации?
4. Справедливо ли мнение о том, что повествование – самый простой для автора способ изложения?
5. Сформулируйте общие требования к построению повествования.
6. В чем различие между эпическим и сценическим способами повествования?
7. Какую роль в публицистическом тексте играет передача особенностей речи рассказчика о событиях?
8. В чем сложность работы редактора над повествованием в событийной информации?
9. Какова логическая структура повествования и описания и психологические особенности их восприятия читателем?
10. Каковы особенности синтаксической структуры повествований и описаний?
11. В чем особенности логической и синтаксической структуры повествований и описаний в информационных материалах?
12. Какова цель описания как способа изложения?
13. Какими критериями руководствуется редактор при оценке элементов описания?
14. Как достигается эффект единовременности при перечислении элементов описания?
15. Приведите примеры статических и динамических описаний, описаний процессов.
16. Каковы функции описаний в публицистическом тексте?
17. Как проявляется в публицистическом описании личность автора, особенности его эмоционального склада?
18. Укажите приемы, активизирующие внимание читателя описательного текста.
19. В чем заключается для журналиста сложность работы над портретным описанием?
20. Охарактеризуйте стилистические особенности описаний в публицистическом тексте.
21. Какие методические приемы активизируют в ходе анализа описательного текста контролирующее мышление автора?
Занятие 7 Работа редактора с текстом-рассуждением и текстами с определениями и объяснениями (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Назовите известные Вам виды определений.
2. Какие правила определений основаны на требованиях логики?
3. Какие правила определений основаны на языково-стилистических требованиях?
4. Какие требования должен предъявить редактор к фактической точности определений? Какова методика ее проверки?
5. Для какого стиля изложения характерно строгое классификационное определение?
6. Охарактеризуйте логическую и синтаксическую структуру рассуждений.
7. Каковы логические и синтаксические структуры определений и объяснений? В чем их отличие от рассуждений и описаний?
8. Чем обусловлена сложность работы редактора над текстом рассуждений?
9. Сформулируйте правила построения рассуждения, укажите его основные части.
10. Приведите примеры различных видов рассуждений.
11. Какова цель рассуждения-доказательства? Назовите его виды.
12. Приведите примеры рассуждений, построенных на основе рациональных объяснений и практических силлогизмов.
13. Охарактеризуйте стилистические особенности рассуждений.
14. Какие приемы выразительности при построении рассуждений представляются Вам типичными для современной публицистической практики?
15. Укажите типичные недостатки в построении рассуждений.
16. В чем особенность работы редактора над терминами общественных наук?
17. Какие приемы расшифровки терминов приняты в практике обработки информационных материалов?
18. Приведите примеры удачно и неудачно, с Вашей точки зрения, построенных определений и объяснений в публицистическом тексте.
Занятие 8 Дискуссия «Современное состояние литературного языка в средствах массовой коммуникации». Согласны ли Вы с высказываниями Станислава Ежи Лец: «Невероятный прогресс! Неграмотные стали редакторами!» и Х.А. Шерринга: «Если бы змей искушал Еву языком нынешних журналистов, мы и теперь бы жили в раю»? (2 часа; см. в следующем разделе)
Занятие 9 Виды редакторского анализа и правки текста (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Какое применение находят в редактировании методики сравнительного анализа текста?
2. В чем смысл лингвистического эксперимента в толковании Л.В. Щербы?
3. В чем видел А.М. Пешковский смысл стилистического эксперимента?
4. Какое значение для редактора имеют экспериментальные лингвистические и литературоведческие методики анализа текста?
5. В чем Вы видите смысл и значение конкретизации как одной из операций редакторского анализа текста?
6. В чем особенности различных видов чтения, применяемых при редактировании?
7. Почему углубленное прочтение текста считается ключевым этапом его редакторского анализа?
8. Охарактеризуйте процесс правки текста.
9. Какие виды правки различает методика редактирования? В чем их особенности?
10. В чем отличие корректорской правки-вычитки от правки-вычитки редакторской?
11. Укажите основные приемы правки-сокращения.
12. Какими причинами бывает вызвана правка-переделка?
Занятие 10. Работа редактора над фактическим материалом (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Как теория редактирования трактует понятие «фактический материал»?
2. Укажите основные функции фактического материала в тексте.
3. Какие приемы изложения помогают достигнуть «эффекта событийности» в информационных материалах?
4. Какими критериями руководствуется редактор при оценке фактического материала, привлеченного как основание для предлагаемого читателю вывода?
5. Приведите примеры включения в текст фактического материала в функции иллюстрации.
6. Укажите основные виды проверки фактического материала. Как применяет их редактор в своей работе над текстом?
7. Охарактеризуйте типичные для журналистского текста ошибки номинации (ошибки в именах собственных, наименованиях реалий, ошибки словоупотребления и др.).
8. В чем особенности работы редактора над фактическим материалом в публикациях на темы истории?
9. Какими критериями руководствуется редактор, оценивая ситуации современной действительности, представленные в журналистском произведении?
10. Чем обусловлен выбор между цифрой и словом при обозначении в тексте количества?
11. Какие приемы проверки применяет редактор при оценке цифрового материала?
12. Приведите примеры включения цифр в публицистический текст. Какие приемы помогают привлечь внимание читателя к цифрам?
13. Охарактеризуйте табличную форму обобщения фактического материала и виды таблиц.
14. Перечислите основные требования к содержанию и построению таблиц.
15. Каковы особенности построения таблиц, предназначенных для публикации в газете?
16. Какими правилами руководствуется редактор, оценивая цитаты, включенные в текст? Как он трактует правило точности цитирования?
17. Укажите типичные ошибки цитирования.
18. Каково назначение цитат в публицистическом тексте? Какая роль отводится в нем комментарию к цитатам?
Занятие 11. Этика редакторской работы. Деловая (ролевая) игра (2 часа)
Теоретические вопросы для повторения и обсуждения.
1. Назовите основные этические и профессиональные правила работы редактора с автором и его произведением. На что редактор не имеет права? Или он может вносить любые изменения в текст, сообразуясь только с личным вкусом и пониманием темы?
2. Какими юридическими и этическими профессиональными нормами руководствуется редактор, работая над текстом?
3. Какими знаниями и навыками должен обладать редактор, чтобы убедить автора в целесообразности правки? А может, и не нужно его ни в чем убеждать, просто выправить текст, опубликовать, а потом вручить автору?
4. Как Вы обосновываете право редактора на вмешательство в авторский текст?
5. Должен ли редактор писать за автора?
6. Как должен редактор относиться к отклонениям от общеязыковой нормы?
Занятие 12 – Выполнение творческих заданий (2 часа)