«Харьковский коллегиум» / «Харьковская академия»: воплощенный проект белгородского епископа Епифания Тихорского
Людмила Посохова
История коллегиумов, в том числе Харьковского, уже в середине ХІХ века привлекла внимание краеведов (многие из которых были священниками), а в конце века появились небольшие очерки1, авторы которых делали акцент на биографиях выдающихся воспитанников и преподавателей этого учебного заведения. Важной вехой стало исследование профессора Харьковского университета Амфиана Степановича Лебедева, посвященное просветительской роли Харьковского коллегиума2. Одновременно с очерком Лебедев опубликовал 19 делопроизводственных документов из коллегиумского архива (рапорты, ведомости, аттестаты, расписание занятий, инструкции),18 из которых датировались от середины XVIII века до 1816 года3. До сегодняшнего дня была актуализирована незначительная часть источниковой базы: кроме этой подборки (отдельные документы из нее перепечатывались4), были опубликованы лишь несколько документов, также относящихся ко второй половине XVIII века. Помимо этого на протяжении ХІХ века в журналах и газетах публиковались воспоминания бывших учеников и учителей коллегиума5.Заданные в 1920–1930-е годы крайне негативные характеристики коллегиумов как «церковных» и «архаичных» учебных заведений6 так и не были полностью преодолены в течение ХХ века. Исследование истории Харьковского и других коллегиумов фактически прервалось на много десятилетий7 и возобновилось лишь на рубеже ХХ – ХХІ веков8.
На протяжении всего ХХ века источниковая база несла серьезные потери. Известно, что архив Харьковского коллегиума сильно пострадал в 1917–1920-е годы, потом в годы Второй мировой войны и последующее время. В частности, в ходе так называемой научно-технической обработки, проводившейся в 1949–1963 годах, из фонда 40 «Харьковская духовная консистория» Государственного архива Харьковской области было уничтожено 48 339 дел и 178 кг неописанной россыпи9.
На сегодняшний день источники по истории Харьковского коллегиума сосредоточены в фонде «Харьковский коллегиум» (Ф. 1973) Центрального государственного исторического архива Украины в городе Киеве, фондах духовных консисторий этого архива10 и Государственного архива Харьковской области. Сохранившийся корпус источников по истории Харьковского коллегиума представлен прежде всего делопроизводственной документацией. В фондах консисторий отложились указы, распоряжения, инструкции и «промемории» епископов, которые они направляли священнослужителям епархии, руководству и учителям Харьковского коллегиума. В фонде коллегиума сохранилась разнообразная делопроизводственная документация: рапорты и донесения ректоров о получении указов, инструкций и распоряжений епископов (с информацией о ходе учебного процесса, назначениях преподавателей), справки, рапорты, отчеты преподавателей, различного рода реестры, списки студентов, «аттестаты» и т. п. Эти документы отражают учебно-воспитательный процесс, так называемую академическую повседневность как способ существования преподавателей и студентов, а также совокупность ритуалов, коммуникативных практик, сформированных коллегиумским сообществом в сфере «академической жизни». Отдельные документы удалось выявить в архивах и рукописных отделах библиотек и музеев. При этом документальных материалов, относящихся к первой половине XVIII века, а тем более к начальному периоду истории коллегиума, сохранилось крайне мало.
Кроме того, в фонде № 796 «Канцелярия Синода (1721–1918)» РГИА сохранились официальные письма, рапорты и донесения белгородских епископов, в которых речь шла и о жизни коллегиума. Иногда епископы обращались в Синод с предложениями и ходатайствами, касавшимися коллегиумов, в ответ на которые в ряде случаев принимались важные решения. Большой информационной ценностью обладают отчеты епископов, в которых содержатся в том числе сведения, характеризующие развитие коллегиума (количество классов, учителей, учеников).
Вниманию читателей предлагаются прежде всего четыре указа белгородского епископа Епифания Тихорского11,относящиеся к начальному периоду Белгородской/Харьковской духовной школы. Указы епископа отложились в фонде № 2009 «Белгородская духовная консистория (1712–1855 годы)» в ЦГИАУК и публикуются впервые. Отбор материалов для публикации находился в прямой зависимости от физической сохранности (состояния) документов, поскольку почти во всех документах первых десятилетий XVIII века, имеющих отношение к коллегиумам, присутствуют значительные механические повреждения материального носителя (дыры, разрывы, отсутствие части текста), в ряде случаев процессы угасания текста приняли необратимый характер. По этой причине пришлось отказаться от публикации некоторых документов (хотя общий смысл документа понятен, и они продолжают оставаться важными свидетельствами). Указы, отобранные для публикации, являются типическими, воплощают характерные особенности организационной деятельности белгородского епископа Епифания Тихорского, направленной на создание Харьковского коллегиума. Подобные указы повторялись им неоднократно и в последующее время, будучи адресованы разным священникам во все уголки обширной епархии. Поскольку школа первоначально была основана в том же городе, где и епископская кафедра, она называлась Белгородской. Через несколько лет, при переводе ее в Харьков и преобразования на основе местных традиций (об этом речь пойдет ниже), она стала называться Харьковским коллегиумом. Однако, как это было характерно для того времени, в документах параллельно существовали названия «Харьковская школа» или же «Белгородская школа», когда в документации фиксировался факт наличия/создания школы в белгородской епархии.
Публикуемые указы на первый взгляд могут показаться банальными организационно-распорядительными материалами, вышедшими из-под пера архипастыря одной из епархий на южной окраине Российской империи. Это впечатление может усиливаться на фоне грандиозных просветительских проектов, предлагавшихся выдающимися людьми XVIII века. Однако, как известно, большинство масштабных замыслов не воплотилось в реальность, а огромная дистанция, возникшая между декларациями (даже теми, которые обрели силу законодательного акта) и исполнением начертанного, поражает не менее самих проектов. Архиереи, стоявшие во главе епархий (за исключением нескольких из них, влиявших на выработку политики Синода), как правило, не выдвигали каких-либо планов или проектов, в том числе в области просвещения. По крайней мере об этом известно очень мало, что может привести к несправедливому выводу, что они были и безынициативны, и бесправны. Изучение деятельности некоторых епархиальных архиереев (на которых государство в этом веке возложило выполнение важных образовательных задач) позволяет в ряде случаев с уверенностью говорить о четком видении ими процесса создания новых учебных заведений. Однако в силу церковных традиций и культурно-исторических условий архипастыри нередко облекали свои «проекты» не в форму «плана-проспекта», а в распорядительные документы по своей епархии. Именно таким образом некоторым архиереям удалось реализовать свои замыслы создания школ. В Российской империи XVIII века архиерей имел достаточные полномочия для создания в епархии учебного заведения по своему плану. При этом реализация задуманного зависела от многих факторов, в том числе культурно-исторических, от готовности конкретного местного сообщества к восприятию предложенных идей.
Конец ознакомительного фрагмента.