Вы здесь

«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века. Осмысление роли образования в государственном строительстве: проекты Генриха Фика первой четверти XVIII века (Майя Лавринович, 2015)

Осмысление роли образования в государственном строительстве: проекты Генриха Фика первой четверти XVIII века

Яна Ларина


Эпоха преобразований Петра I традиционно оценивается как поворотный пункт российской истории. Перестройке подверглось все «здание государства»: изменился порядок судопроизводства и административного управления страной, был создан флот, организована регулярная армия, новыми явлениями российской действительности стали многие институты и учреждения. Изменение и законодательное оформление новой структуры, внешней формы государственных институтов представляет собой лишь одну из сторон широкомасштабной реформаторской деятельности царя: государственный аппарат невозможно представить без людей – «строителей и постоянных обитателей здания государства»1. Перед Петром I стоял сложный вопрос поиска и подготовки квалифицированных кадров, сотрудников, способных обеспечить слаженную работу государственной машины и содействовать таким образом утверждению «общего блага» для всех подданных2.

Острота кадрового вопроса была обусловлена в том числе тем, что реформы проводились на основе иностранного опыта. Прообразом для многих преобразовательных решений Петра I послужили западноевропейские (в первую очередь шведские) образцы3. Создание коллегий, канцелярий и других учреждений нового типа требовало знания иностранного делопроизводства, права, бухгалтерии, иностранных языков, финансовых вопросов («коммерции») и других специфических для российского служилого сословия навыков. Процесс приобретения, накопления, усвоения и последующей передачи знания в различных отраслях первоначально осуществлялся в ходе заграничного обучения и за счет привлечения иностранцев. Подобно специалистам в области фортификации, кораблестроения и навигации, военного, горного, ювелирного дела и медицины в Россию привлекались и знатоки государственного устройства, права и делопроизводства учреждений западноевропейских стран4. Однако властью осознавалась и необходимость создания собственной системы светского обучения, образования и подготовки квалифицированных подданных.

Отношение к образованию в России в рассматриваемый период во многом определялось тем, что сам Петр I понимал и образование, и науку как сугубо практические общественные институты, стремясь с их помощью создать отлаженную государственную машину как главный рычаг утверждения «общего блага»5. Это отмечали многие исследователи6. Понятия «образование» и «служба» находились в тесной взаимосвязи: первое было необходимо для подготовки подданных к службе государству, поэтому само обучение рассматривалось как долг и разновидность последней. Необходимость распространения просвещения в России ради «государственной пользы» обосновывалась в записках, проектах и реформационных планах «толпы политических прожектеров», окружавших Петра I7.Среди «прожектеров», обращавшихся к проблемам образования, был и Генрих Фик – один из самых известных и деятельных сотрудников царя в деле проведения государственных реформ.

Г. Фик (Heinrich Fick)[2] родился в 1678 году в Гамбурге8. С началом Северной войны он поступил на шведскую службу в пехотный полк, в котором первоначально был писарем (1700–1704), а затем квартирмейстером (с 1704 года)9. В 1710 году он перешел на голштинскую службу и в 1711–1714 годах занимал пост бургомистра города Экернферде, где ему пришлось в трудных военных условиях приводить в порядок городские финансы, принимать меры по борьбе с чумой, решать другие проблемы, связанные с повседневной жизнью города (ремонт городских стен, устранение последствий наводнения и многие другие)10. В связи с изменением расстановки политических сил в регионе голштинское герцогство было оккупировано датчанами, а Фик смещен с должности бургомистра за свои «тесные связи» со Швецией11. Попытки Фика найти другую должность и источники дохода не увенчались успехом, что во многом могло определить его последующее поступление на русскую службу.

К 1714 году относятся первые контакты Г. Фика с Россией, а в декабре 1715 года он приехал в Санкт-Петербург, где царь поручил ему выполнение настоящей шпионской миссии12. Фику предстояло достать и вывезти из Швеции копии различных документов, касавшихся государственного устройства королевства. Успешно выполнив это задание (более тысячи копий тайно привезенных им документов были впоследствии использованы при подготовке реформ), Фик в декабре 1716 года приехал из Швеции в Экернферде13.23 января 1717 года Петр I подписал патент Фика на чин «действительного каммеррата»14.

Первоначально Фик занимал пост советника Камер-коллегии, в 1726 году был назначен на пост вице-президента Коммерц-коллегии и пожалован титулом статского советника. Помимо деятельности, связанной с текущей работой коллегий, Фик следил за переводом привезенных шведских документов, готовил на их основе проекты регламентов и штатов новых учреждений и занимался поисками кадров для них. Он составил множество аналитических записок о работе, функциях и составе шведских властных институтов. В 1718–1720 годах Фик работал над проектом Генерального регламента и затем Регламента Главного магистрата. На основе представленных им материалов и проектов проводились губернская и судебная реформы.

В 1730 году Фик оказался вовлечен в сложную политическую ситуацию, связанную с воцарением Анны Иоанновны. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых и встал вопрос о кандидате на престол. Как известно, влиятельнейший член Верховного тайного совета князь Дмитрий Михайлович Голицын предложил кандидатуру герцогини Курляндской, племянницы Петра I Анны Иоанновны, которая вынуждена была подписать «кондиции», ограничивавшие ее самодержавие. Предполагаемое участие Фика в составлении «кондиций» и близость к Голицыну послужили причиной ареста и последующей ссылки Фика в Якутию. После смерти императрицы он был помилован Анной Леопольдовной, но вернулся из ссылки уже в правление Елизаветы Петровны, возвратившей ему конфискованное имение Оберпален близ Дерпта, где он и скончался в 1750 году15. Положение Фика менялось на протяжении всего периода его службы в России и зависело от того, кто был на троне и около него. Однако вплоть до последних лет своей жизни он продолжал составлять различные проекты «к государственной пользе», стремясь закрепиться в составе политической элиты России.

В целом ряде работ, посвященных проведению петровских реформ в сфере государственного управления и процессу адаптации шведских образцов, традиционно отводится важное место проектам Г. Фика и его работе по введению новых учреждений и институтов. Однако высказанные им идеи и предложения по созданию системы образования в России не подвергались специальному изучению. Между тем комплексный анализ содержания проектов Фика позволяет пролить свет на следующие вопросы: какова совокупность представлений Фика о функциях и роли образования и каким образом он предлагает выстраивать систему образования в России? В какой степени его предложения коррелировали с российской действительностью? Как на практике соотносились в петровское время иностранные образцы (в частности, предложенные Фиком) с российскими условиями? Как в зеркале «образовательных» проектов Фика отражаются собственно российские реалии, система отношений власти и подданных в рассматриваемый период?

Первоначально внимание Г. Фика к проблемам организации образования в России было обусловлено его работой над «запуском» системы коллегий. Весной 1717 года, еще до своего приезда в Россию и начала работы над составлением регламентов, инструкций и штатов новых учреждений, Г. Фик отправился в Пруссию, Силезию, Мекленбург, Гамбург и «протчия места». Целью этой поездки был поиск служащих, которые могли бы «населить», наполнить проектируемое новое «здание» государственного аппарата. Как справедливо отметил Е.В. Анисимов, «написать, отредактировать и утвердить штаты еще не означало создать коллегии, которые состояли из конкретных, реальных людей»16. В ходе реформ недостаточно было создать систему центральных и областных учреждений, действовавших по одним и тем же инструкциям и имевших одинаковых по составу служащих: нужно было создать условия для нормальной работы новой системы управления, обеспечив ее необходимым количеством хорошо подготовленных служащих17.

Решение кадрового вопроса за счет привлечения иностранцев было сопряжено с целым рядом сложностей: надо было найти претендентов и склонить их к службе, определить их действительную квалификацию, обеспечить их приезд с семьями в Россию. Не способствовала быстрому и эффективному поиску иностранных кадров и продолжавшаяся Северная война. На повестке дня стояла не только проблема подбора иностранных специалистов, но и вопрос о необходимости и способах обучения «природных подданных».

Образовательно-ориентированная составляющая прослеживается в проектах Г.Фика уже в 1718 году и с тех пор не выходит из поля его зрения. Известен мемориал Фика от 9 мая 1718 года18, в котором он сообщает Петру I, что подготовил другой, особый «малый мемориал» о

нетрудном обучении и воспитании росийских младых детей, чтоб оных в малое время в такое совершенство поставить, дабы В.[ваше] В.[величество] все гражданские и воинские чины в коллегиях, губерниах, судех, канцеляриях, магистратах и протчая своими природными подданными наполнить; також и собственной своей земли из детей искусных купеческих людей, художников, ремесленников, шипаров и матросов получить могли19.

К сожалению, судьба этого «малого мемориала» на данный момент нам неизвестна. Однако среди документов Г. Фика сохранилась другая записка из 30 различных пунктов – своеобразный план, в котором он обрисовал для себя направления работы и круг вопросов, заслуживавших внимания20. 29-й пункт этого документа имеет заглавие «О воспитании российского юношества» («Von Erziehung der russischen Jugendt»)21. Содержание этого пункта таково:

О воспитании русских молодых людей благородного и низкого звания, которое первой своей ступенью имеет обучение на дому, второй – в школах и академиях, а третьей – в поездках (курсив мой. – Я.Л.), как через то, без затрат для государства, последовательно их в совершенство привесть, что Его величество в малое время всех служащих во всех сферах из искусных природных подданных получить могли, о том уже 11/2 года назад сочинил я малый мемориал и оставляю милостивой воле Его величества [решить], удостоить ли в будущем Его высоким вниманием этот малый, но весьма важный и государству чрезвычайно полезный мемориал или передать его святому отцу, господину архиерею Псковскому[3]22.

Вероятнее всего, и в мемориале от 9 мая 1718 года, и в приведенном тексте речь идет об одном и том же «малом мемориале», поскольку в обоих случаях приведенное содержание документа практически дословно совпадает.

В той же записке из 30 пунктов Фик, в отдельном 28-м пункте, названном «О церкви и школе для иностранцев, служащих в коллегиях» («Von einer Kirche und Schule vor die Auslдndische Collegien-Bediente»), оговаривает необходимость создания церкви и школы для иностранцев, особо отмечая, что в такой школе могли приобрести полезные навыки и «природные подданные» царя. Этот примечательный пункт заслуживает того, чтобы воспроизвести его целиком:

Все потентаты имеют для своих придворных и коллежских служителей особого священника и малую церковь: поскольку сейчас Его царское величество имеет иностранных служителей в основном евангелической, так называемой лютеранской, религии, то послужило бы к славе и интересу Его величества, если бы Они повелели построить наперво малую деревянную кирху на Троицком острове, малую школу и дом для священника и определили бы на церковь и школьных служителей постоянное годовое содержание всего в 400 рублей. А именно: 200 рублей для священника, 100 для искусного учителя и 100 для учителей арифметики и чистописания. Русская молодежь могла бы извлечь большую пользу из обучения немецкому языку, письму и счету, изучению бухгалтерии и получить хорошее основание наук, а такая церковь была бы названа на вечные времена в честь святого апостола и нашего милостивейшего царя, церковь Св. Петра, и в ней бы молились за благополучие Его величества, высокого царского дома и всего государства. И чтобы никому такое маленькое всеподданнейшее предложение не показалось чуждым, я сошлюсь на пример короля Пруссии, который на церкви и школы французских беженцев в своих землях ежегодно тратит 25 000 талеров, и для них установил [их] собственную власть по франкским правам и регулам23.

Конечно, Г. Фик предполагал сообщить царю о пользе от учреждения такой школы с целью убедить его выделить на нее необходимые средства. Тем не менее и в другом мемориале он также размышлял над вопросом приглашения молодых иностранцев в Россию для обучения местного юношества24.Этот мемориал состоит из 18 пунктов. Пространный первый пункт, озаглавленный «Об улучшении гражданства» («Von der Beforderung des Civilwesens»), имел характерный, впоследствии зачеркнутый Фиком подзаголовок: «И в особенности о хорошем воспитании юношества» («In Sonderheit von guter Education der Jugend»)25.Текст этого пункта также ранее не переводился на русский язык и не рассматривался в комплексе с другими представлениями Фика. В то же время в нем содержатся любопытные детали, отражающие как отношение к иноземцам и их положение в России, так и представления Фика как иноземца о «хорошем» образовании. Позволим себе привести текст этого пункта целиком:

Более всего необходимо сделать все возможное, чтобы привить юношеству различные полезные качества, чтобы тем самым заложить в юношестве основание добродетели Божьего страха и наук. Для этого необходимы школы во всех главных городах провинций. Поскольку основы, заложенные в юности, служат к возмужанию человека. Для того было бы необходимо, без расходов для его величества, привлечь в государство некоторое число искусных студентов, которые бы наставляли во всевозможных науках и жизненных правилах юношей в благородных и богатых домах. Такие люди сами бы охотно приехали в государство, если бы было подготовлено и опубликовано постановление, которое бы обеспечило им защиту, безопасность, свободу и средства к существованию. Без таких людей будет сложно воспитать юношество; напротив, не стоит беспокоиться, как могли бы подумать глупые [люди],что эти студенты станут прививать юношеству чуждые религиозные представления, так как я имею в виду не студентов-теологов и не папистов, а студентов искусных в философии, морали, праве и различных добрых науках. Ни одной христианской религии не будет противно, если такой [учитель] станет обучать мальчиков основам всех добродетелей, а именно прежде всего страху Божьему, преданности и верности начальству, сохранению совести, свершению полезных дел для службы отечеству и общего блага, непричинению никому вреда чрез обман, зло, лицемерие, но станет обучать его старанию к соблюдению всех христианских добродетелей и порядочности. Вышепомянутые студенты, как только они освоят русский язык, могут быть назначены учителями в городские школы. Здесь следует отметить, что все европейские народы заложили основу для счастливого состояния своих потомков, в котором они сейчас и пребывают, через школы и академии; в особенности известно, что 300 лет назад в Англии, Дании и Швеции [жили] полуварварским способом и мало знали о науках и морали, в чем папство и его приспешники усердно помогали, чтобы поддерживать народы в состоянии глупости, слепоты и суеверия, чтобы они не замечали папских ухищрений. Римляне держали немцев за таких дикарей, каковыми мы сейчас почитаем дикие народы Америки. Сейчас освободившаяся от папства [часть] германской нации намного ученее и утонченнее той, которая ещё пребывает под его игом. И хотя известно, что прежние славные правители России уже несколько сотен лет назад прилагали большие усилия к тому, чтобы ввести хорошие законы и порядки, это не могло принести требуемых народу плодов, поскольку не была создана [система] образования юношества из-за запрета на заграничные поездки, изучение иностранных языков, книг и так далее; через образование юношества в сердце вкладывается все естественное право и мораль, делая человека полноценным, и, в конце концов, предоставляя искусных, честных и совестливых слуг26.

Итак, согласно представлениям Г. Фика, воспитание и обучение молодежи – основа «счастливого состояния» государства. Элементами образовательной системы должно стать обучение на дому, в городских школах и академиях. Важную роль в обучении могут сыграть иностранцы: как в качестве домашних, так и школьных учителей. Заграничные поездки и изучение языков – непременная составляющая эффективной образовательной системы, прежняя деятельность русского правительства в области создания такой системы не увенчалась успехом, по мнению Г. Фика, именно из-за запрета на заграничные поездки и изучение иностранных языков. Функции и назначение такой системы – закладывание основ добродетельной жизни и обеспечение государства верными и искусными подданными для его блага.

Мысль об образовании как залоге добродетельной жизни и основе хорошей службы и, следовательно, о необходимости создания эффективной и разветвленной системы обучения проходит красной нитью через записки и проекты Г. Фика как 1710–1720-х годов, так и написанных уже в 1730 году, незадолго до начала следствия над ним и последовавшей затем ссылки. Это еще одно свидетельство того, что проблема подготовки и привлечения к службе молодых дворян продолжала существовать. Так, в ноябре 1730 года, уже при Анне Иоанновне, Фик составил и подал пространное «Подданнейшее представление о исправлении города Санкт Питербурха и размножении во оном жителей»27. Один из пунктов проекта вновь посвящен проблемам создания школ, приглашения иностранных учителей и обучения «молодых людей российской нации» для дальнейшего употребления их в службы:

Також как городу Санкт Питербурху, так и российской нации великая в том нужда есть, чтоб учреждены были школы и в тех школах определены были учители немецкой, аглинской, француской и галанской нацей, которые б молодых людей в тех языках також и в арифметике и в бухгалтерском деле обучали, понеже обретающияся здесь молодые люди российской нации в комерцыоных делах впред и во всякие службы от того получать могли б основание, а учреждение таких школ при Санкт Питербурхе и содержание учителей Ее императорскому величеству толико не стало б, сколко содержание одного профессора при академии наук становитца28.

Более того, говоря о взяточничестве и волоките, Фик писал, что «подьяческой чин зело трудно исправлять», и отмечал при этом, что «оное все происходит от плохова воспитания и за неимуществом добрых школ и обучения»29.

Значительный интерес представляет и другой весьма примечательный документ, составленный Г. Фиком в 1721 году: «Реляция, каким образом молодыя графы, бароны и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают» (далее «Реляция». – Я.Л.)30. Реляция отложилась в РГАДА в составе дела, озаглавленного «Разсуждение камер рата Фика о воспитании в Швеции молодых дворянских детей, и о употреблении их в службы, поданное в иностранную коллегию»31. В состав дела входят следующие документы:

1. Немецкоязычный оригинал «Реляции», озаглавленный «Relation auf waЯ Art die junge Grafen, Barons und Edelleute in Schweden, zu des Reiches Diensten erzogen und hernacher employret werden», датированный 6 февраля 1721 года и подписанный собственноручно Г. Фиком32.

2. Современный немецкому оригиналу беловой текст перевода на русский язык, озаглавленный «Реляция, каким образом молодыя графы, бароны, и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают»33.

3. Черновой текст перевода «Реляции» на русский язык34.

4. Краткий экстракт «Реляции» на русском языке35. Состоящая из 10 пунктов «Реляция» затрагивает целый спектр вопросов, однако значительная часть этого документа посвящена описанию шведской системы образования как таковой. Примечательно, что среди более чем тысячи различных документов, привезенных Фиком в 1716 году и отражавших во всей многогранности систему организации шведского государства, были и те, что касались вопросов образования36. К ним относятся следующие документы: Устав Уппсальского университета (1655)37, Королевское письмо об академиях (1691)38, Королевское постановление о гимназиях и школах (1693)39.

Согласно «Реляции», начальное образование дети из обеспеченных дворянских семей получают дома: «Знатныя и богатыя шляхтичи держат искусных и ученых учителей при своих детех с младенчества, и имеют приватныя школы у себя в доме», в то время как небогатые вынуждены отдавать своих детей в публичные школы, «которыя школы однакож изрядно учреждены»40.В это время через «обучение из катехизма, и из гисторических примеров первое основание християнства и добродетели полагаетца и в них вкореняетца»41. По достижении детьми

12–13 лет «начинают отцы натуру и склонность их в разсуждение принимать, и решить, какие науки они предвозприять и к каким службам и управлениям они употреблены быть имеют», для детей определяется дополнительный круг наук, к которым они имеют склонность42. В возрасте 16–17 лет для молодых людей «уже действително самое дело начинается», и их дальнейшее поведение и обучение зависит от избранного служебного поприща, происходит, говоря современным языком, «специализация»43. «Молодой шляхтич» может избрать военную, гражданскую, придворную или дипломатическую службу.

Основными ступенями шведской системы образования, описанной в «Реляции» Г.Фика, являлись обучение на дому, в школах (частных и публичных), в академиях и последующих заграничных академических поездках. Здесь уместно для сравнения вспомнить ранее приведенную нами трехступенчатую систему обучения «русских молодых людей благородного и низкого звания», которую предполагал ввести в России Фик в своих проектах 1718–1719 годов: она «первой своей ступенью имеет обучение на дому, второй – в школах и академиях, а третьей – в поездках» и, очевидно, опирается на шведские образцы, которые он последовательно использует и в «Реляции» 1721 года.

Для будущего гражданского служащего следующей ступенью образования было поступление в «академию», для военного – служба у «союзных потентатов», когда «вне его отечества война есть»44. Неотъемлемой частью обучения были и поездки за границу45. Обеспеченные семьи сами оплачивали пребывание молодого человека за границей. Небогатые же «от самого короля приняты и на королевском иждивении в чюжестранные государства посыланы бывают для обучения»46.Обучение за границей, получение дополнительного образования рассматривалось в дальнейшем при приеме на службу как преимущество: «Когда оные молодые люди назад возвратились, то имеют они великое предпочтение пред протчими молодыми шляхтичами, которые недовольно обучались и в других государствах довольно не бывали, они имеют приступ при дворе и во всех знатных компаниях»47.

В российских условиях, как подчеркивается в новейших исследованиях, далеко не все возвращавшиеся из европейских университетов юноши были затем востребованы на государственной службе. Объяснение этому видят в отношении Петра I к университетскому образованию как к не имевшему самостоятельной ценности48. Так, отправленные в 1716 году обучаться в Кенигсберг студенты сами подняли вопрос о «государственной пользе»: в чем, с точки зрения государства, состояли смысл и задачи их образования и его связь с той службой, которая, как считалось, ждет молодых людей по возвращении в Россию. Несмотря на то, что общий итог командировки оказался положительным (вернувшиеся студенты были приняты на службу переводчиками в коллегии и дипломатические миссии), возникли как серьезные финансовые проблемы, так и вопросы о содержании самой учебы, в частности о «практической» пользе университетского образования для государственной службы России, который в петровское время решен так и не был49.

Примечательно, что данные, опубликованные современными шведскими исследователями, изучавшими историю бюрократии, пути и способы вхождения молодых людей в состав чиновничества Швеции в период, к которому относится «Реляция», соответствуют реалиям, описанным Фиком. Согласно этим данным, обычно молодые люди учились в одном из университетов Швеции и иногда продолжали обучение за рубежом. Бедные студенты часто сопровождали в таких поездках юношей из более обеспеченных семей в качестве наставников. В поездках молодые люди приобретали опыт, необходимый для дальнейшей службы. Если же у молодого человека были связи, он мог получить и место в каком-либо из шведских дипломатических представительств за границей. Чтобы войти в систему государственного управления, многие поступали на должности auskultanter – шведского аналога (или прототипа) коллегии-юнкеров50.В этом качестве молодые дворяне начинали свою карьеру при коллегиях, канцеляриях и надворных судах, непосредственно в учреждениях овладевая навыками, необходимыми на государственной службе51.Они изучали, как функционировало управление, как составлялись документы и протоколы. Несмотря на то что молодые люди первые годы часто служили без жалованья, они устанавливали связи, заводили знакомства, необходимые для дальнейшей службы. Многие молодые люди становились клиентами могущественных патронов, которые, в свою очередь, были зависимы от других лиц, стоявших еще выше по иерархической лестнице52.

Шведский исследователь Клэс Петерсон, указывая на соответствующие пункты «Реляции», прямо связывал с ней введение и в России института, подобного должности коллегии-юнкеров53. Идея подготовки кадров в самих учреждениях отразилась в Генеральном регламенте и Табели о рангах, определявшей порядок обучения дворянских недорослей, для чего в учреждениях открывались вакансии коллегии-юнкеров: в органах государственного управления дворянским сыновьям надлежало служить в этом звании наравне с «подьячими», чтобы таким путем они смогли приобрести необходимые профессиональные навыки. Чтобы заинтересовать дворян в обучении наукам, Петр I в Табели о рангах приравнял пребывание в коллегии-юнкерах к службе в армии54.

Важно, что Г. Фик участвовал в создании обоих документов. В 1718–1720 годах он работал над проектом Генерального регламента (далее – ГР). В его проекте соответствующая глава имела заголовок «О воспитальщиках при канцеляриях» и содержала рекомендации к обучению молодежи в канцеляриях посредством «прилежного списывания дел в письме и арифметике», однако во второй редакции этот заголовок был уточнен следующим образом: «О молодых людях – для обучения при канцелярии»55.

Мысль о подготовке кадров в учреждениях развивалась в Табели о рангах. По мнению С.М. Троицкого, «Реляция» Фика возникла и в дальнейшем была рассмотрена в Сенате именно в ходе работы над составлением Табели о рангах: «8 января 1722 г. в Сенате были „слушаны учиненные пункты“ к Табели о рангах. Затем сенаторы обсудили мнение, которое внесено „из иностранной коллегии о произвождении и поступке шляхетских детей“,и приказали „исправя“ его, приготовить к докладу царю»56.Троицкий отметил, что ему не удалось отыскать «Мнение» и предположил, что речь шла о «Реляции» Фика, которую тот подал в Коллегию иностранных дел 7 февраля 1721 года57. Различные предложения Фика непосредственно коррелировали с правительственной регламентацией в сфере образования. На протяжении многих лет в своих сочинениях он обращается к проблеме создания образовательной системы и при этом параллельно работает над текстами Генерального Регламента и, очевидно, Табели о рангах. Таким образом, представляется возможным рассмотреть процесс создания системы образования в России под двумя различными углами зрения: через анализ законодательного материала как результата подготовки реформы и через проекты Фика, участвовавшего в подготовке реформы[4].

Внимание к вопросам образования на протяжении многих лет оставалось константой в проектах Фика. «Реляция» не является исключением. Как составляющая его текущей работы, она находится в связи с целым рядом других его проектов и должна рассматриваться с ними в комплексе. Постоянное обращение к вопросу о подготовке кадров для государственной службы свидетельствует об их нехватке и, очевидно, востребованности проектов Фика.

Однако в историографии неоднократно отмечалось, что реализацию идеи обучения кадров при учреждениях трудно назвать удачной.

По оценке Троицкого, «не имела успеха» как школа подьячих, организованная в 1721 году для обучения «приказных людей детей» и определенных в коллегии молодых дворян, так и созданные впоследствии с той же целью юнкерские школы: за 30 с лишним лет своего существования они подготовили очень мало квалифицированных чиновников58. По мнению Петерсона, существенных результатов в организации системы обучения кадров не удалось добиться59. Наталия Владимировна Козлова, говоря о Коммерц-коллегии, отмечает, что за 1720-е годы каких-либо следов реализации постановлений о коллегии-юнкерах обнаружить не удалось, а в 1730–1740-е годы положение Табели о рангах о необходимом количестве юнкеров в коллегиях не выполнялось60. Исследователи в целом единодушны в определении причины этой неудачи: дворяне неохотно отдавали своих детей «в учение», рассматривая его как еще одну тяжелую государственную повинность. Так же смотрело на учение и государство, что отразилось и в указах правительства, грозивших строгими карами дворянам, не желавшим отдавать своих детей в школы, поскольку учеба рассматривалась как вариант службы государству, обеспечивавшей подготовку хороших чиновников61. Да и сама служба, в свою очередь, являлась не привилегией, а повинностью, избежать которой законным путем было невозможно. Попытки обойти ее пресекались строжайшими указами, грозившими дворянам публичными наказаниями, публикацией имен «нетчиков» на специальных досках, прибиваемых к виселицам, и конфискацией имений62.Лоренц Эррен обратил внимание и на другой аспект этой проблемы – дворяне по-прежнему отдавали предпочтение военной карьере. По мнению исследователя, петровская система подготовки молодых кадров провалилась не оттого, что дворяне пренебрегали государственной службой как таковой, но в силу того, что последняя была несовместима с господствовавшими представлениями дворян о своем поприще63.

Обращение к проектам Фика, в том числе к тексту «Реляции», выводит исследователя на широкую проблематику отношений власти и общества, восприятия службы в России петровского времени, а также на вопрос об общем ходе реформ и процессе адаптации иностранных образцов. В этой связи особый интерес вызывают рассуждения Фика о степени вовлеченности государства в вопросы воспитания и образования, высказанные им в «Реляции» и других проектах.

В «Реляции» Фик особо отмечает, что в Швеции «никому от правителства не повелеваетца, чтоб он своих детей к военному или морскому делу или гражданскому приводил или в Стокгольм посылал»64. Определяющая роль принадлежит не государству, а родителям, самим подданным: «в Швеции и Лифляндии так шляхта, как и другия чины имели издревле свободу детей своих по благоизобретению воспитывать, учить и в чюжестранныя земли отпускать». А «ежели молодой шляхтич в воинскую службу вступить имеет, то будет он сперва волонтером при гвардии или при других полках, куды родители сами заблагоразсудят»65. Линию независимости от государственной воли в сфере образования Фик доводит вплоть до почти крамольных для России замечаний о необязательности службы для молодых дворян: «Короли шведские ни прежде, ни вовремя самодержавства никогда не требовали, чтоб все молодое шляхетство генерально в действительные службы употреблено было»66. Та же мысль проводится им и в другом проекте 1723 года: «В Швеции и других Эвропских государствах никто в гражданскую службу не принуждаетца»67.В «Реляции» Фик указывает, что в принуждении к службе нет необходимости, поскольку нет кадрового голода:

Ко всем государственным службам и управлениям всегда искусных людей больше находитца, нежели королю потребно, так что когда какая гражданская или воинская служба или место порожно бывает ко всякой службе, хотя высокой, хотя ниской всегда довольно охотных, которыя сами к тому домогаются, которые свои дела и управление с основания разумеют и однакож зело просить принуждены, пока службу получат68.

Примечательно, что причина такого изобилия готовых служить кроется не только в достаточном количестве хорошо образованных специалистов, но и в комфортных условиях службы, обеспечение которых рассматривается Фиком фактически как обязательство со стороны государства. Среди таких условий первое – своевременная выплата положенного и достаточного жалованья: «Нигде такому принуждению быть не надобно, понеже все служители по своему чину надлежащее жалованье получают, и ранг и протекцию имеют, так же уставы весма сносны, и такое доволство искусных людей имеетца, что об одной ваканции [упалом месте] часто многия вместе просят, и того ради всякой по прошению своему легко от службы уволен бывает»69.Фик рассматривал службу не как долг бескорыстного служения, но как труд, за который должно получать соответствующее вознаграждение. Он отмечал это во многих своих высказываниях. Так, в доношении Сенату в 1718 году он настаивал:

Впервое, надлежит каждому государству служителей своих честно и по нужде пропитать, яко мы то видим во всех христианских государствах, також имеет Росия болших прибытков от всевышняго Бога по природе чем служителей пропитать, нежели Швеция; второе, способнее есть давать 100 рублев жалованья, нежели допустить в 200 или в 300 рублев подлога; в третье, нет государству в одном милионе жалованья ни рубля убыли, ежели все оные денги в государстве паки издержаны будут; в четвертое, никогда искусных подданных сего государства к делам склонить не можем, ежели надежда к тому к жалованью и к повышению чина оных не побуждает70.

В «Мнении» Фика, составленном в 1722 году, встречается не менее красноречивое высказывание: «Паки к наупоминанию, что как гражданские дела к службе и ползе всего государства установлены суть, так и всего государства должность в сем есть, как и в протчих государствах потребное пропитание гражданским служителем давать»71. «Никто не служит в Швеции и в других государствах без жалованья», – писал он и в 1723 году72. В России же, где к тому моменту закрепился взгляд на службу как на долг перед государством, вознаграждение воспринималось как милость, оно «не предназначалось для эквивалентной расплаты за труд: это был дар, его жаловали за верную службу. Для того чтобы получить даже положенное по указу жалованье, его следовало просить, подавая челобитную на царское имя, а размер его определялся не объемом и качеством выполненной работы, а чином по Табели о рангах73.

Во-вторых, в «Реляции» и других проектах Фик обращает внимание на необходимость разрешать дворянам отпуск со службы для управления имениями: «Когда шляхтич в действителной службе обретается и он по смерти отца своего или по каким иным притчинам принужден свою экономию в маетностях сам управлять, то ему по его домогателству отпуск охотно дается», или же «в потребном случае каждый свой абшит[5] иметь может»74. В «Мнении» 1722 года он писал:

В протчих государствах поселенное шляхетство, экономию маэтностей своих сами своеволно оставляют, и службы ищут для получения ранга и жалованья, а в сем же государстве принуждены они по указом вотчины и дом оставлять; и часто случаетца в далних местех чины восприимать, и потом малое что или весма ничего от вотчин получить могут, но принуждены ноивящее свое прикащиком оставить75.

Более того, «ежели кто в Швеции или в других государствах для своих нужд некоторые месяцы отпущен будет, то однакож получает свое полное жалованье, понеже никто так весма к своему делу не привязан, чтоб он со времянем также на свою собственную нужду и на дела смотреть не мог»76. Эти замечания Фика являются откликом на ситуацию, сложившуюся в России в результате издания указа о единонаследии от 23 марта 1714 года. По замечанию Анисимова, прямая задача указа состояла в том, чтобы навести такой «порядок» в землевладении, который бы бесперебойно обеспечивал государство военными и гражданскими служащими из дворян, «выживая» их из деревень77.

Особого внимания заслуживают четыре причины, побуждающие в Швеции «шляхетство… своих детей изрядно воспитать и часто с великим иждивением в науки отдавать», перечисленные Фиком в самом конце «Реляции». В них вновь проступает мотив обоюдной ответственности дворян и власти друг перед другом: хорошее образование – лишь одно из оснований верной и «качественной» службы, которое само по себе, без выполнения государством особых условий, не может стать залогом успеха. Из приведенных Фиком причин весьма примечательны также третья: «понеже уставы, регулы и учреждения в Швеции тако учреждены, что способно есть королю служить (курсив мой. – Я.Л.)»,и четвертая: «понеже в потребном случае каждый свой абшит иметь может»78.

По мнению Троицкого, «нарисованная Фиком картина дворянских вольностей, существовавших в Швеции „издревле“ и „во время самодержавства“,возможно, независимо от намерений ее составителя, имела полемический подтекст: в ней как бы осуждались действия Петра I, сурово каравшего русских дворян за уклонение от государственной службы и нежелание учиться»79. Эти полемические замечания были внесены в «Реляцию» Фиком сознательно, как отклик на явления российской действительности. Сам характер деятельности Фика подразумевал не только составление справочных документов о системе управления в Швеции, но и предполагал введение подобного рода образцов в России80.Также не стоит забывать, что проекты использовались как возможность донести до царя и Сената свои чаяния, наблюдения и даже просьбы других людей. В этой связи примечательно обращение Фика к одним и тем же определенным сюжетам и проблемам в различных проектах.

Комплексный анализ проектов Г. Фика, включая его «Реляцию, каким образом молодыя графы, бароны и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают», позволяют сделать следующие выводы. В рамках представлений о функциях образования в России первой четверти XVIII века Фик рассматривал образование и воспитание как основу не только добродетельной жизни, но и эффективной службы на благо государства. Отталкиваясь от шведских образцов, он предлагал создать сеть городских школ, привлечь иностранцев для обучения русского юношества на дому и в школах, создать академии, наладить систему заграничных образовательных поездок, выстроить систему административного обучения в учреждениях. Однако эта система, представляя собой основание «хорошей» службы на благо государства, не могла, по мнению Фика, функционировать без обеспечения условий службы и гарантий для служащих со стороны государства. К таковым он относил свободный выбор вида и места обучения и службы, своевременную выплату жалованья, отпуск в имения по желанию и возможность получения отставки.

В России в рассматриваемый период закрепился иной взгляд на образование, которое, наряду со службой, и дворяне, и власть представляли как повинность. Со стороны первых это отношение выражалось в нежелании отдавать детей в обучение и на государственную службу, а со стороны второй – в ряде указов, определявших суровые наказания за такое уклонение. Отличались от тех, что сложились в петровской России, и представления Фика о жалованье как об эквивалентном вознаграждении за работу, выплачивавшемся на регулярной основе.

Попытки построения подобной системы обучения, выразившиеся, в частности, в создании школы подьячих в 1721 году, во введении института коллегии юнкеров, в организации обучения русских студентов в зарубежных университетах, не увенчались успехом, поскольку не были или не могли быть решены в комплексе с другими проблемами. В зеркале представлений Г. Фика, выраженных им в «Реляции» и целом ряде других проектов, отражается не только механизм работы над созданием системы образования в России петровского времени, но и ход реформ в целом, соотношение российских реалий с иностранными образцами.

Примечания

1Серов Д.О. Администрация Петра I. М., 2008. С. 9.

2 Как известно, теоретической основой реформ Петра I послужили труды западноевропейских философов-рационалистов: Гуго Гроция, Самуэля Пуфендорфа, Готфрида Вильгельма Лейбница и юриста Людвига Секендорфа, заложивших основы теории о «регулярном государстве». Сторонники этого взгляда уподобляли государство механизму. Отлаженная машина «регулярного государства», в котором согласованно функционируют все детали, должна была обеспечить «общее благо» всему населению. Подробнее см.: Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. М., 2006. С. 19–20; Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. СПб., 1997. С. 99–101; Фишер К. История Новой философии. Готфрид Вильгельм Лейбниц: его сочинения, жизнь и учение. М., 2005. С. 572–574; Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. М., 2009. С. 144. См. подробный обзор литературы по данному вопросу: Там же. С. 144–146.

3 Данному вопросу посвящена обширная литература. Назовем лишь некоторые работы: Берендтс Э.Н. Барон А. Х. ф. Люберас и его записка об устройстве коллегий в России. СПб., 1891; Он же. Несколько слов о «коллегиях» Петра Великого. Ярославль, 1898; Peterson C. Peter the Great’s administrative and judicial reforms: Swedish antecedents and the process of reception. Lund, 1979; Троицкий С.М. Об использовании опыта Швеции при проведении административных реформ в России перв. четв. XVIII в. // Вопросы истории. 1977. № 2. С. 67–75; Анисимов Е.В. «Шведская модель» с русской «особостью» // Звезда. 1995. № 1. С. 133–150; Некрасов Г.А. Учреждение коллегий в России и шведское законодательство // Общество и государство феодальной России. М., 1975.

С. 334–343; Водарский Я.Е. Из истории создания Главного магистрата // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961. С. 108–112; Он же. Проект регламента Главного магистрата и его редакции: (1720 г.) // Проблемы источниковедения. М., 1962. Вып. X. С. 195–207; Маньков А.Г. Использование в России шведского законодательства при составлении проекта Уложения 1720–1725 гг. // Исторические связи Скандинавии и России: IX–XX вв. Л., 1970; Медушевский А.Н. Развитие аппарата управления России в первой четверти XVIII в. // История СССР. 1983. № 6. С. 136–142; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. (Формирование бюрократии) М., 1974. С. 69–70, 98–99; Серов Д.О. Судебная реформа Петра.

4 Подробнее о различных группах иноземцев и их правовом статусе в петровское время см.: Ковригина В.А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в конце XVII – первой четверти XVIII века. М., 1998. С. 52–76; Катин-Ярцев М.Ю. Балтийсконемецкое дворянство на российской службе. XVII – конец XVIII в. // Вестник Моск. ун-та. 2000. Сер. 8. История. № 2. С. 25–49; Петрухинцев Н.Н. Немцы в политической элите России в первой половине XVIII в. // «Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе». М., 2008. С. 66–86; Шебалдина Г.В. Шведские военнопленные в Сибири. Первая четверть XVIII века. М., 2005.

5Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. С. 99; Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах. XVIII – первая половина XIX века. М., 2005. С. 127.

6Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России XVIII века. Ярославль, 1874. С. VI; Пекарский П.П. История Императорской академии наук в Петербурге. СПб., 1870. Т. 1. С. XXVII; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М., 1974. С. 268; Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры. М., 1987. С. 38–42.

7Богословский М.М. Значение реформы Петра Великого в истории русского дворянства // Российский XVIII век. М., 2008. С. 32–33; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 269; Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры. С. 42.

8Hofmann H. v. Heinrich v. Fick und seine Ahnen // Baltische Hefte. 1958. H. 4. S. 258; Подробнее о биографии и деятельности Г. Фика см. в моих работах: Прокопенко Я.И. Генрих Фик и процесс интернационализации российской политической элиты в первой половине XVIII в. // Правящие элиты и дворянство России во время и после петровских реформ (1682–1750) / Под ред. Н.Н. Петрухинцева, Л. Эррена. М., 2013. С. 149–177; Она же. «Политический инженер» Генрих фон Фик и феномен реформ Петра I // Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.) / Под ред. М.М. Крома, Л.А. Пименовой. СПб., 2013. С. 323–337.

9 Государственный Военный архив, Стокгольм (Krigsarkivet, Stockholm). Rullor–1723, 1702: 2; Lewenhaupt A. Karl XII: s officerare. Stockholm, 1920. I. S. 195.

10Jessen W. Hinrich Fick, ein Eckernfцrder Bьrgermeister, Ratgeber Peters des Grossen // Jahrbuch der Arbeitsgemeinschaft Schwansen, Amt Hьtten und Dдnischer Wohld. 1941. Jg. 6. S. 20; Slevogt H. Eckernfцrde. Die Geschichte einer deutschen Kaufmannsstadt im Herzogtum Schleswig. Husum, 2005. Bd. 2. S. 171.

11Marklund A. Stenbock. Дra och ensamhet i Karl XII: s tid. Borgе, 2008. S. 252–258; Slevogt H. Eckernfцrde. S. 172.

12Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.; Л., 1945. Т. 1. С. 42 (далее – ЗА).

13 РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Кн. 26. Л. 299; Там же. Кн. 31. Л. 419 об.

14 Сб. РИО. СПб., 1887. Т. 56. С. 116–117; Эстонский исторический архив (Eesti Ajalooarhiiv, далее ЕАА). 1429.1.3. Л. 1–2.

15 Вопрос о причастности Г. Фика к деятельности «верховников» поднимался в целом ряде работ, однако, не подвергался специальному изучению. См.: Пекарский П.П. История Императорской академии наук в Петербурге. СПб., 1870. Т. 1; Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны. Казань, 1880; Hjдrne H. Ryska konstitutionsprojekt еr 1730 efter svenska fцrebilder. Stockholm, 1884; Протасов Г.А. «Кондиции» 1730 г. и их продолжение // Ученые записки Тамбовского педагогического института. 1957. Вып. 15. С. 215–231; Он же. Эпоха «дворских бурь»: очерки политической истории послепетровской России, 1725–1762 гг. Рязань, 2003; Курукин И.В., Плотников А.Б. 19 января – 25 февраля 1730 года: события, люди, документы. М., 2010. Об обстоятельствах жизни Г. Фика в ссылке и его возвращении см.: Сафронов Ф.Г. Генрих Фик в якутской ссылке // Полярная звезда. 1966. № 4. С. 138–142; Он же. Записки Генриха Фика о якутах и тунгусах пер. пол. XVIII века // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 235–250.

16Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. С. 195.

17Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I (окончание) // Отечественная история. 2004. № 2. С. 13–19, здесь с. 17.

18 Тот самый мемориал, на который Петр I наложил знаменитую собственноручную резолюцию «Зделат Академию, а ныне приискат из русских, хто учен и к тому склонность имеет. Также начат переводит книги юриспруденцию и протчии к тому. Сие учинит сего году начала». См.:ЗА.№ 269.С.224.

19 ЗА. № 269. С. 224.

20 Этот документ под названием «Unterthä-nigstes Memorial, wegen einiger wichtigen und zu Ihro Czaarischen Majtt: und Dehro Reiches Hohen und wahren Interesse gereichenden Sachen» («Всеподданнейший мемориал касательно некоторых важных и служащих к Его царского величества и его государства интересу дел») сохранился в составе личного архива Г. Фика, находившегося в некогда принадлежавшем ему замке Оберпален (совр. Пыльтсамаа, Эстония). Он был обнаружен и затем опубликован в 1930 г. А.Р. Цедербергом на немецком языке. См.: Cederberg A.R. Heinrich Fick. Tartu/Dorpat. 1930. Beilage 4. S. 91*–104*. В настоящее время материалы архива Г. Фика хранятся в Эстонском историческом архиве (ЕАА, Тарту).

21 См.: Cederberg A.R. Heinrich Fick. Beilage 4. S. 91*–103*.

22 См.: Ibid. S. 103*. См. здесь же оригинал на нем. яз.: «Wegen Erziehung der Rußischen vornehmen und geringen Jugendt, was ihren ersten Grund zu Hauße so wohl, als den andern Grund auf Schuelen und Academien, und den Dritten Grund auff ihren Reisen betrifft, und wie Sie solchergestalt, ohne so viel Geld außerhalb Reiches zu verzehren, Stuffenweise in der Fähigkeit gebracht werden können, daß Ihro Majtt: in kurtzen Jahren alle Ämbter in allen Ständen, mit geschickten eingebohrnen Landes-Kindern würdigl. Besetzen können, darüber habe schon vor 11/2 Jahren einen kurtzen Entwurff gemachet, und überlaße es Ihro Majtt: gnädigsten Willen, ob Sie künfftig in gnaden geruhen wollen, solches kleine, aber sehr wichtige, und dem Reiche öchstangelegene Werck dehro hohen Einsicht zu würdigen, oder an den Hochwürdigen Vater, den Herrn Archiré von Pleskau zu remittiren» (перевод мой). В дальнейшем мы еще обратим внимание на трехступенчатую систему обучения, которую предлагает ввести

Г. Фик.

23 См.: Ibid. S. 103*. См. здесь же оригинал на нем. яз.: «Alle Potentaten haben vor ihren Hoff– und Collegien-Bedienten einen eige-nen Priester und kleine Kirche; Da nun Ihro Czaarische Majtt: Außländische Bediente meistentheils von der Evangelischen so genadten Lutherischen Religion seyn; So würde es zu Ihro Majtt: Gloire und Intresse gereichen, wann Sie in Gnaden geruhen wolten, vors erste eine kleine Höltzernekirche auff der Troiza Innsull, nebst einem kleinen Schuel und Pfarr-Hauße aufbauen zu laßen, und zu der Kirchen und Schul-Bedienten bestдndigen Unterhalt Jдhrl. nur 400 Ro: zu employren; nembl. 200 Ro: vor den Priester, 100 Rubel, vor den Gelehrten Schulmeister, und 100 Ro: vor den Schreibund RechenmeisterDie Rußische Jugend würde in der teütschen Sprache, im Schreiben und Rechnen, in der Buchhalterey und Studien hiebey ein vieles profitiren, und einen guten grund legen können, und solche Kirche solte zum Gedächtnüß des heiligen Apostels, und unseres Gnдdigsten Czaaren, die Kleine St: Peters-Kirche zu ewigen Zeiten genandt, und darinnen vor die Wollfarth Ihrer Majtt: und des hohen Czaarischen Haußes, und des gantzen Reiches gebethen werden. Und damit dieser Unterthänigste kleine Vorschlag niemanden frembde vorkommen mцge, so beziehe ich mich auff das Exempel des Königes von Preussen, welcher vor die Kirchen und Schulen der franschen refugirten in seinen Ländern Jährl. 25000 Thaler Depensen macht, und vor ihnen eine eigene Obrigkeit, nach franschen Rechten und Process-regeln verordnet hat» (перевод мой).

24 Документ, озаглавленный «Unterschiedliche unterthänigste Vorstellungen und Anmerckungen betreffende die Beforderung des Civil Wesens und guten Ordnungen auch Ihre Keyserl. Mtt und Dehro Reichsinteresse» («Различные всеподданнейшие представления и замечания относительно улучшения гражданских дел и порядков, также служащие к Его величества и его государства высокому интересу»), был также издан А.Р. Цедербергом на немецком языке: Ibid. Beilage 5. S. 105*–113*. По замечанию публикатора, текст представляет собой собственноручно написанный Г. Фиком черновик.

25 Примечательна причина, по которой Г. Фик, очевидно, отказался от этого подзаголовка: обращение к вопросам образования и воспитания молодежи направляет его мысль в дальнейшем к более общим проблемам организации службы в учреждениях (необходимости своевременной выплаты жалованья, увольнения неквалифицированных сотрудников, выдачи челобитчикам разъяснительных справок с указанием основания вынесенных решений и т. д.). Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что образование и воспитание мыслились как инструменты подготовки подданных для службы государству.

26 См.: Cederberg A.R. Heinrich Fick. Beilage 5.

S. 107*–108*. См. здесь оригинал на нем. яз.: «Das allernöthigste ist, alles ersinniliche zu thun umb alle Jugend zu allerhand nützl. Dingen anzuführen, damit Sie in der Jugend den Grund der tugend Gottes Furcht und Wissenschaft legen. Zu welchem Falle in allen Haubtstädten der Provinzen Schulen nötig seyn. Dann so wie der Grund in der Jugend geleget wird, so findet man einen Menschen in der Mannbahrkeit. Zu solcher Ende möchte nöthig seyn, doch ohne ihro Mayt Kosten, eine Anzahl geschickter Studenten ins Reich zu ziehen, welche in den vornehmen und reichen Heusern die Jugend in allerhand Wissenschaften und lebens Regeln unterweisen. Solche Leute würden von selbsten genug ins Reich kommen wenn eine Verordnung wegen deren Protection, Sicherheit, Freyheit und Subsistence angefertiget und publiciret würde. Ohne solche Leute wird die Education der Jugend schon zu erreichen seyn; hingegen stehet nicht zu besorgen, wie die einfaltige meynen möchten dergleichen Studenten der Jugend andere Meynungen in der Religion beybringen wurden, denn meine Meynung ist nicht eigentl. von Sudenten in der Theologie auch nicht von Papisten, sondern von solchen die in der Philosophie, in der Morale und in denen Rechten und allerhand feinen gelehrten Wissenschaften erfahren seyn. Und wann ein solcher den Knaben den Haubtgrund aller Ehren bey bringt, nembl. wie er vor allen Dingen Gott fürchten, seiner Hohen Obrigkeit treu und gehorsahm seyn, in allen actionen sein gewissen bewahren, zu des Vaterlandes Dienst und dem gemeinen Besten was rechtschaffenes lernen niemanden durch Lügen, Betrügen, Bosheit und Falschheit schaden, sondern sich aller Christl. Tugenden und anstandigkeiten befleissigen solle etc. so sind solche Lehrsetze keiner Christl. Religion zuwieder. Die erwähnten Studenten könten so balde Sie die russische Sprache gefasset, zu Schulmeister in den Städten gesetzet werden.Hie bey ist zu bemercken, dass alle Europaeische Völcker durch Academien und Schuelen den Anfang gemacht haben ihre Nachkommen in den glückl. Standt zu setzen, worinnen wir Sie jetzt finden; in Sonderheit ist es bekannt, dass vor 300 Jahren in Engelland, Dennemarck und Schweden [die Gelehrtheit und gute Sitten noch nicht] noch eine halbe Barbarie gewesen und man von Studien und Moral-Wissenschaften darinnen wenig gewusst hat, wozu die Päbste mit ihren Anhangen auffs fleissigste geholffen haben umb den Völckern in der Dumheit, Blindheit und den behinglichen Aberglauben zu unterhalten unterhalten damit selbige die päbstliche Griffe nicht sehen solten. Die teutsche seyn von den Römern vor so wilde Völcker gehalten worden, als wir heutiges Tages die wilden in America halten. Und man findet noch diese Stunde die teutsche nation viel gelehrter und polirter die sich vom Päbste befreyet, als welche noch unter dessen joche leben. Nun ist es zwar bekand, dass die vorige glorwürdige Regenten in Russland schon vor einigen hundert Jahren her grosse Mühe angewand, gute Gesetze und Ordnungen einzufüren, alleine es hat die verlangte Früchte des Volks nicht bringen können, weil die Education der Jugend wegen der damaligen Verbote von Reisen, Studiren frembde Sprachen und Büchern etc. nicht im gange gebracht worden ist; als durch welche Education der Jugend der gantze Natur-Recht wie die gantze Morale ins Hertz gesetzet und selbige zu vollenkommene Menschen macht, woraus dann endlich auch gute geschickte, ehr– und Gewissen-liebende Bediente zu wehlen und zu hoffen stehen» (перевод мой).

27 РГАДА. Ф. 248. Кн. 529. Л. 3–27 об.

28 Там же. Л. 5.

29 Там же. Л. 9 об.–10.

30 Там же. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 5–13.

31 Там же. Л. 1–24.

32 Там же. Л. 1–4 об. Рукопись на 4 листах в 1º (6 страниц текста).

33 Там же. Л. 5–13. Рукопись на листах в 1º (17 страниц текста). Филигрань – герб города Амстердама с литерами HS (см.: Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. № 407. С. 126).

34 РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 14–22.

35 Там же. Л. 23–24.

36 Среди документов, обнаруженных А.Р. Цедербергом в замке Оберпален, есть перечень всех привезенных Г. Фиком из Швеции документов. Этот перечень опубликован в приложении к работе: Cederberg A.R. Heinrich Fick. Beilage 1. S. 1–64 (втор. паг.).

37 Transumpt von der Constitution der Academie zu Upsala. См.: Cederberg A.R. Heinrich Fick. Beilage 1. S. 56 (втор. паг.).

38 Königl: Schreiben wegen des Academischen Wesens. Cм.: Ibid. S. 59 (втор. паг.).

39 Königl: Verordnung wegen Gymnasien und Schulen. Cм.: Ibid. S. 59 (втор. паг.).

40 РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 6.

41 Там же. Л. 6 об.

42 Там же. Л. 7.

43 Там же. Л. 7 об.

44 Там же. Л. 8.

45 Там же. Л. 8, 10.

46 Там же. Л. 9 об.

47 Там же. Л. 10 об.–11.

48Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах. С. 127.

49 Там же. С. 132–134.

50Wetterberg G. Arvid Horn. Malmц. S. 31.

51Gaunt D. Utbildning till statens tjдnst // Acta Universitatis Upsaliensis. Studia Historica Upsaliensia. Uppsala, 1975. № 63.

52Wetterberg G. Arvid Horn. S. 31–32.

53Peterson C. Op. cit. P. 109–112. В свою очередь, Е.В. Анисимов видит в институте коллегии-юнкеров продолжение традиций приказной системы: Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. С. 193.

54Эррен Л. Российское дворянство первой половины XVIII века на службе и в поместье // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века / Ред. О. Глаголева, И. Ширле. М., 2012. С. 72; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 271.

55Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. С. 192.

56Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 98.

57 Там же.

58 Там же. С. 270, 279.

59Peterson C. Op. cit. Р. 111.

60Козлова Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII веке. М., 1999. С. 62, 64.

61Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 270–272; Peterson C. Op. cit. P. 111.

62Анисимов Е.В. Петр Великий: личность и реформы. СПб., 2009. С. 287.

63Эррен Л. Указ. соч. С. 72.

64 РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 5.

65 Там же. Л. 5, 7 об.

66 Там же. Л. 12.

67 Там же. Л. 97 об.

68 Там же. Л. 5–5 об.

69 Там же. Ф. 248. Оп. 2. Кн. 58. Л. 97 об.

70 Там же. Л. 33.

71 Там же. Л. 339 об.

72 Там же. Л. 97 об. См. об этом подробнее в моей работе: Прокопенко Я.И. Генрих Фик и процесс интернационализации российской политической элиты в первой половине XVIII в. С. 175–176.

73Кошелева О.Е. Люди Санкт-Петербургского острова петровского времени. М., 2004. С. 270; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 253; Брикнер А.Г. История Петра Великого. М., 2004. С. 236.

74 РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 12–13.

75 Там же. Ф. 248. Оп. 2. Кн. 58. Л. 340 об.

76 Там же. Л. 97.

77Анисимов Е.В. Петр Великий. С. 285.

78 РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 12 об.–13.

79Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. С. 99–100.

80 Отметим, что Е.В. Анисимов, рассматривая записку Г. Фика о Канцелярииколлегии в Стокгольме, пишет, что ее автор дает весьма подробную характеристику этого учреждения с умыслом: «Из описания Фика следует, что такую Канцелярию-коллегию необходимо организовать и в России» (Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого. С. 192–193).

Список архивных материалов, использованных при подготовке публикации:

РГАДА

Ф. 9. Кабинет Петра I. Отд. II.

Кн. 26. Л. 299–300. Письмо генерала А.А. Вейде Петру I (Гюстров, 13 декабря 1716 г.) Кн. 31. Л. 418–419 об. Письмо генерала А.А. Вейде Петру I (1717)


Ф. 248. Сенат.

Оп. 2. Кн. 58.

Л. 93–98 об. Описание рефлекциям [разсуждениям], которые потентат, а особливо корона швецкая при сочинении штата и росходов имеет (1723)

Л. 32–33. Покорнейшее доношение Г. Фика Сенату (22 ноября 1718 г.)

Л. 339–342. Мнение камор колегии советника Фика (4 июня 1722 г.) Оп. 9. Кн. 529.

Л. 3–27 об. Подданнейшее представление о исправлении города Санкт Питербурха и размножении во оном жителей (23 ноября 1730 г.)


Ф. 370. Дела, относящиеся до образования различных государственных учреждений

Оп. 1. Д. 18. Разсуждение камер рата Фика о воспитании в Швеции молодых дворянских детей, и о употреблении их в службы, поданное в иностранную коллегию. Л. 1–24 (1721)


Государственный Военный архив Швеции, Стокгольм (Krigsarkivet, Stockholm).

Rullor–1723, 1702:2 (1702).


Эстонский исторический архив, Тарту (Eesti Ajalooarhiiv).

Ф. 1429. Оп. 1. Д. 3. Л. 1–2. Извлечения из текста патента Г. Фика, подписанного Петром I 23 января 1717 г. в Амстердаме (копия).

2.1 Реляция, каким образом молодыя графы, бароны, и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают (1721)

2. 1. Relation auf waß Art die junge Grafen, Barons und Edelleute in Schweden zu des Reiches Diensten erzogen und hernacher employret werden


1.

Zu Schweden und Liefland hat so-woll der Adell alß auch die ändern Stände von Alters her die Freyheit gehabt, ihre Kinder nach Gutfinden erziehen, studieren und in frembde Länder reisen zulaßen, umb durch alle mügliche Wege sich geschickt und fähig zu machen; es wird auch niemanden daselbsten von der Obrigkeit befohlen, daß er seine Kinder zur Milice oder Seefarth, oder Civil-wesen anführen, oder nach Stockholm senden soll, zumahle sich zu allen Reichsdiensten und Verrichtungen jederzeit mehr geschickte Leute finden, alß der König nötig hat, dergestalt, daß wann Civil– oder Militairdienste ledig werden, so finden sich auch zu jeden Dienst, er sey hoch oder niedrig jederzeit gnugsahme Competenten, die ihre Sachen und Verrichtungen auß dem Grunde verstehen, und dennoch sehr bitten müßen, ehe sie Dienste erlangen.

1.

В Швеции и Лифляндии так шляхта, как и другия чины имели издревле свободу детей своих по благоизобретению воспитать, учить и в чюжестранныя земли отпускать, чтоб всякими возможными способы себя годными и искусными учинили, також там никому от правительства не повелеваетца, чтоб он своих детей к военному или морскому делу или гражданскому приводил или в Стокгольм посылал, ибо ко всем государственным службам и управлениям всегда искусных людей больше находитца, нежели королю потребно, так что когда какая гражданская или воинская служба или место порожно бывает ко всякой службе, хотя высокой, хотя ниской, всегда довольно охотных, которыя сами к тому домогаются, которые свои дела и управление с основания разумеют и однако ж зело просить принуждены, пока службу получат.


2.

Die Ordnung und Manier, wordurch die adeliche Jugend zu des Reiches Diensten und einer aufständigen Aufführung von Jugend auf capable gemacht wird, bestehet haubtfächlich in einer Standes määßigen Erziehung, in guter frühzeitiger Unterrichtung, in Studien und Reisen, wozu die in Schweden eingerichtete und mit erfahrenen Professoribus besetzte Academien, Gymnasien und andere Schulen das meiste bey-tragen.

2.

Порядок и манера, которым молодое шляхетство к государственным службам и к пристойному поступку с молодых лет способно чинитца, состоит главнейшее в воспитании сходном с состоянием, в добром и благовремянном обучении, в науках и ездах, к чему в Швеции учрежденныя и искусными профессорами снабденныя академии, гимназии и иныя школы наивяще вспомогают.


3.

Die vornehme oder reiche Edelleute hatten geschickte und studirte Informatores bey ihren Söhnen von Jugend auf, und haben also eine Privat-Schule bey sich im Hause, und weiln ein solcher Informator insgemein unterschiedliche Wißenschaf-ten zugleich besitzet, so haben die Discipeln Gelegenheit, in vielen Diengen zugleich den Grund zu legen und weit mehr zu erlernen alß wann sie in den publiquen Schuelen informiret würden, alß in welchen die arme Edelleute auß Noth ihre Kinder halten müßen, welche Schuelen gleichwoll dennoch auch woll eingerichtet und mit trefflichen Lehrmeistern besetzet seyn. Neben solcher Information wird auch bey der Jugend durch den Priester öffentliche Lehren und Predigten und durch den Informatoren täglich Ermahnung und Übung auß dem Cathechismo und auß historischen Exempeln der erste Grund der Chri-stenthumbs und der Tugend geleget und ihnen eingewürtzelt, wie sie sich gegen Gott und ihren König, gegen ihre Ältern und Obern, gegen andere Menschen und gegen sich selbsten betragen sollen, so daß der Grund der Redlichkeit und Wollanständig-keit und die Wichtigkeit eines guten Gewißens und Bewahrung der Ehre, denen Kindern von Jugend auf bey-gebracht wird. Dahero man auch in Schweden selten ein Exempel hat, daß ein Edellman ein Verbrechen begehet, so seine Ehre verletzen könte.

3.

Знатныя и богатыя шляхтичи держат искусных и ученых учителей при своих детех с младенчества, и имеют приватныя школы у себя в доме, и понеже такой учитель обыкновенно розныя науки знает, то ученики имеют случай во многих вещах вкупе основание положить и больше научитца, и ежели они в публичных школах учены были, в которых небогатыя шляхтичи от нужды своих детей держать принуждены, которыя школы однако ж изрядно учреждены, изрядными учител[я]ми снабдены при том учении в молодых людех и чрез публичное учение пасторов и предикаторов, и чрез ежеденное напоминовение учителей и обучение из катехизма, и из гисторических примеров первое основание християнства и добродетели полагаетца и в них вкореняетца, как им к Богу и королю своему, к родителем и начальником и другим людем и к самим себе поступать надлежит, так что основание честности и пристойности и важность доброй совести и сохранение чести в детях с младенчества вкореняетца, от чего в Швеции редко пример имели, чтоб шляхтич преступление учинил, которое честь его повредить могло.


4.

Wann nun bey dergleichen Information die Lehrlinge ihr ntes oder 13tes Jahr erreichet haben, so beginnen die Väter ihre Natur und Inclination in Erwegung zu ziehen und zu welchen Diensten und Verrichtungen sie künfftig employret werden sollen, nach welcher Resolutions zu Hause eingerichtet und die Discipeln schon zu Nebenstudien und Exercitus nach 2. 3. oder 4. Jahre angehalten werden, alß in Krieges Excertitien, Navigation, Civil oder Militair, Architectur oder in der Historia, in den Rechten, in Staats-Sachen etc. in der Musique, Fechten, Tantzen, Reiten etc.

4.

Когда при таких науках ученики до 12го или 13го году дойдут, тогда начинают отцы натуру и склонность их в разсуждение принимать, и решить, какие науки они предвозприять и к каким службам и управлениям они употреблены быть имеют, по которому решению даже до 15го, 16го или 17го году учение в дому учреждено, и ученики в протчих науках и обучениях еще 2, 3 или 4 года содержены быть имеют, а имянно в воинских обучениях навигации, гражданской или воинской архитектуре или в гистории, в правах, в стацких делах и в впротчих, в музыке, в науке на шпаге биться, в танцовании, в науке на лошадях ездить и в протчих;


5.

Vom 16 oder 17 Jahre wird schon würckl. zur Sachen geschritten und woferne der junge Edellman in Militair-Diensten treten soll, so wird er erst Volontaire bey der Garde oder ändern Regimentern, worinnen die Altern auch selbsten wehlen können, und solche freye Wahl ist dazu gut, daß die Altern den Sohn bey einen Regiment setzen können, woselbsten der Obrister oder ein ander Officier ihr Freund oder Verwandter ist, welcher dann dem jungen Edellman seine Taafel mittheilet, ihm von wie-derlicher Gesällschaft abhält, und zu allen Adel-Exercitus und Krieges-Wesen ferner anführen läßet; Da er dann alle Chargen von unten auf durchgehet, dennoch aber nach seinem Stände und Capacitet weil schleuniger alß gemeiner Leute Kinder, avanciret, und endlich in den Fußstayfen und Würden seiner Vor-Väter hineintritt. Hiebey ist aber zu erinnern, daß wann der Sohn einen vornehmen oder reichen Vater hat, so reiset er nach einige Jahre in fremb-den Reichen, ehe er in Diensten tritt, und wann außer seinem Vaterlande Krieg ist, so gehet er in alliirter Potentaten Kriegsdiensten, umb durch würckl. Erfahrung der Grund zu der Kriegs-Wissenschafft zu legen und künfftig seinen König mit mehrer Ehre und Effect zu dienen.

5.

От 16 или 17 лет уже действительно самое дело начинается, и ежели молодой шляхтич в воинскую службу вступить имеет, то будет он сперва волонтером при гвардии или при других полках, куды родители сами заблагоразсудят и оное изобрание к тому полезно, что родители сына своего в такой полк отдать могут, где полковник или иной офицер их приятелем или сродником есть, которой молодому шляхтичу стол свой дает, от худой кампании его удерживает и ко всем шляхетным обучениям и воинским делам более приводит, и тогда он чины снизу проходит, однакож по его состоянию и достоинству скорее, нежели подлых людей дети, произведен бывает, и напоследи в степень и достоинство своих праотцев вступает. Но при сем напомянуть надлежит, что когда которой сын знатного или богатого отца имеет, то ездит он прежде несколько лет в чюжестранные государства, нежели он в службу вступит, и когда вне его отечества война есть, то пойдет он в воинскую службу союзных потентатов, чтоб чрез действительное искуство основание к воинскому знанию положить и впредь своему королю с вящею честию и действом служить;


6.

Die jenige Söhne hingegen welche von den Altern zu Civil-Diensten gewidmet und angeführet worden, treten gleichfalß durch unterschiedene Wege dahin ein, nachdem sie von vornehmen oder geringen, reichen oder armen Adell herstammen, nachdem sie Patronen oder mächtige Anverwandten haben, und nachdem sie lebhafft und geschickt seyn. Diejenige welche also keine Mittell wißen umb auf Academien zu gehen, oder frembde Reiche zu besehen, fangen in ihren 16. biß 17. Jahre an bey den Reichs-Collegien und der Großen Reichs-Cantzley Cantzlisten zu werden und gehen solchergestalt alle Chargen durch; ändern suchen Pagen bey des Königes Hofe, auch bey den Herrn des Senats zu werden, woselbsten sie zu adelichen Übungen und Wißen-schafften angeführet und hernach bey dem Hoff-Staat, oder bey der Garde befördert werden. Andere suchen alß Pagen oder Hofjunckers mit den schwedischen Gesandtschafften in frembde Länder zu gehen und etwas zu erlernen; Andere werden von reichen Anverwandten oder Patronen, so in Diensten leben, aufgenommen, und zu künfftigen Diensten in den Affairen angeführet. Andere werden, wann sie lebhaffte Knaben seyn und gute Hoffnung von sich geben vom Könige selbsten aufgenommen und auf des Königes Kosten in frembde Reiche gesandt, umb die Militair– oder Civil-Archi-tectur, die Navigation, die Anatomie, die Peinture, Bildhauerey oder andere Wißenschafften außen Grunde zu erlernen.

6. Насупротив того, те сыновья, которые от родителей в гражданскую службу определены и возпитаны суть, вступают во оную чрез различные способы, потому как они от какого поколения от знатного или мелкого, богатого или бедного шляхетства произходят, каких патронов или сильных сродников они имеют и какой по[н]ятности они суть, оные же, которые никакого способу и то не знают, чтоб в академию вступить или иные государства смотреть, начинают около 16и или 17 лет при государственных коллегиях или большой государственной канцелярии быть канцеляристами и проходят таковым образом все чины, иные ищут при дворе королевском и у господ от сенату пажами быть, где они к шляхетным обучениям и знаниям воспитаны и потом при надворном стате или при гвардии произведены бывают, иные ищут пажами или гоф юнкерами с шведскими посольствами в ыные государства ехать и чему-нибудь обучатся, иные от богатых свойственников или патронов, которые в службе обретаются, приняты и к будущим службам в делах приведены бывают. Иные же ежели они острой природы и доброй надежды о себе подают, то они от самого короля приняты и на королевском иждивении в чюжестранные государства посыланы бывают для обучения с основания воинской или гражданской архитектуры, навигации, анатомии, живописного и резного мастерства и иных наук.


7.

Der vornehmen oder reichen Edelleute Söhner gehen in ihrem 15. oder 16. Jahre wenigstens erst 2 biß 3 Jahre auf den schwedischen Academien, und legen den fernem Grund in solchen Studien, wordurch sie vor-meynen künfftig in Civil-Bedinnun-gen befördert zu werden. Hernacher treten sie ihre Reisen an, welche meistentheils auf Teutschland, Holland, Franckreich und Italien gerichtet ist; Auf solchen Reisen sind sie insgemein von einen tüchtigen Hoff-Meister begleitet. Sie continuiren entweder ihre Studien auf den frembden Academien, umb einen wollenkommenen Grund in der Gelehrtheit oder gewißen Wißenschaff-ten zu legen, oder sie halten sich auch auf solchen Reisen in den vor-nehmbsten Residentien auf, und erkundigen sich wie die Regierung der Hoff-Staat, das Ceremoniel, die Policey und dergleichen eingerichtet ist; Andere informiren sich von allen Rariteten und Antiquiteten, prächtigen Gebäuden, Gärten und Waßer-künsten etc; Andere beobachten die Commercien, die Zölle, die Navigation und die Reichs Oeconomie, und erforschen durch welche Mittel die Potentaten ihre Flotten und Armeen unterhalten und ihre Schätze füllen, und daneben dennoch die Städte und Provintien in guten Stande erhalten, andere suchen fleißigen Umbgang mit Leuten von Affairen und vom Staat, umb die Geheimnü-ße des Hofes und das Interesse eines solchen Reiches zu erforschen etc; Wann nun solche junge Herrn wieder zu Hause kommen, so genießen sie einen großen Vorzug vor dem übrigen jungen Adel, der nicht gnugsahm studiret und gereyset hat. Sie haben einen Zutritt bey Hofe, und in allen vornehmen Gesellschafften; Ihr erste Bedinunngbey Hofe ist die Charge eines Hoffjun-ckers oder Cammer-Junckers; die in Affairen dienen wollen, suchen bey der Großen Reichs-Cantzley Cantzley-Junckers zu werden, so lang biß etwas vacant wird, oder biß sie in Verschickungen alß Residenten oder Legations-Secretarien employ-ret werden können, andere werden Assesores bey den Hoffgerichten oder bey den Reichs-Collegien, oder Land Richters in den Provincen und wozu ein jeder capable ist, welche Bedinnungen sie alle durch Bitten und Flehen, durch Recommenda-tions und Patronen auch offt durch Presenten suchen und erhalten.

7.

Знатных или богатых шляхтичев сыновья ходят будучи около 15и или 16и лет по меньшей мере чрез два или 3 года в шведские академии и полагают дальнейшее основание в таких науках, чрез которые они надеются впредь в гражданских чинах употреблены быть, после того ездят они в ыные государства, а более в Германию, Галандию, во Францию и в Италию, в таких путях имеют они при себе обыкновенно искусного гоф мейстера и продолжают они или свои науки в других академиях, дабы совершенное основание в науках и некоторых знаниях положить или на таких путях пребывают они в знатнейших резиденциях и уведомляются, как управление, надворной стат, церемониалы, полиция и прочие учреждены, иные получают искуство о всяких раритетах и древностях, о богатых строениях, о садах, фонтанах и прочая. Иные присматриваютца х купечеству, пошлинам и навигации и к государственной экономии и проведывают, чрез какие способы потентаты свои флоты и армеи содержат и свою казну наполняют, и притом однако ж городы и провинции в добром состоянии содержат, иные прилежно обходятся с людьми, которые у дел и у стату, дабы тайности двора и интерес онаго государства выведать, и когда оные молодые люди назад возвратились, то имеют они великое предпочтение пред протчими молодыми шляхтичами, которые недовольно обучались и в других государствах довольно не бывали, они имеют приступ при дворе и во всех знатных компаниях. Их первое услужение при дворе есть чин гоф юнкера или каммер юнкера. Которые в делах служить хотят, ищут при Большой Государственной канцелярии быть канцелярий юнкерами, пока какая ваканция явитца, или пока они в посылках яко резиденты или секретари посольств употреблены быть могут. Иные чинятца асессорами при надворных судах или при государственных коллегиях, обер лант рихтерами в провинциях и к чему которой годен есть, которые чины они все чрез домогательство, прошение, рекомендации чрез патронов и чрез подарки ищут и получают.


8.

Von dem schwedischen Adell tritt niemand, wann er auch noch so arm ist, zu gemeinen Schreiber-Bedie-nungen, alß bey den Contoiren, Zöllen, Magistraten, Gerichten und dergleichen, sondern er gehet lieber Lebenslang mit der Musquete hingegen und wann er auß Noth geringe Civil-Dienste suchen muß, so wirdt er alß Cantzeliste bey den Collegien oder der großen Reichs-Cantzley employret, und dazu kann er nicht kommen, woferne er nicht gute Studien und eine unstraffliche Aufführung hat. Die Cantzelisten bey der großen Cantzley seyn lauter Edelleute und werden, obwoll nicht im Staat, dennoch von denen Sollicitanten, alß Secretarii tituliret.

8.

Из шведского шляхетства не вступит никто, хотя б он в какой скудости ни был, в рядовой чин писарей яко в канторы таможни, магистраты судебные и протчие, но он охотнее до смерти пойдет под мушкет насупротив того, и когда он от нужды подлую гражданскую службу искать принужден, то он яко канцелярист при коллегиях или Большей Государственной канцелярии употреблен бывает, чего он получить не может, ежели он добрых наук и непорочного поступка не имеет. Канцеляристы при болшой Канцелярии суть все шляхтичи и дается им хотя не от стата однакож от челобитчиков титул секретаря.


9.

Schließlichen dienet hiebey annoch zu erinnern, daß die Könige in Schweden, weder vor noch in der Souverainitet, jemahls verlanget haben, den gantzen jungen Adell insgesambt in würckl11. Diensten zu employren, sondern er ist inderzeit auch vor die Conservation der Familien, der adelichen Güter, Bergwercke und andere Fabriquen mitgesorget worden, damit die Privat-Oecono-mie im Reiche nicht zurück gehe, dergestalt, daß wann ein Edelmann in würckl11 Diensten stehet, und er durch das Absterben seines Vaters oder auß ändern Ursachen genötiget wird seine Oeconomie auf dem Lande selbsten vorzustehen, so wird ihm auf sein Anhalten die Dimission willig ertheilet.

9.

Здесь надлежит еще напомнить, что короли шведские ни прежде ни вовремя самодержавства никогда не требовали, чтоб все молодое шляхетство генерально в действительные службы употреблено было, но паче всегда о содержании фамилей шляхетных маетностей, рудокопных заводов и иных фабрик попечение имели, дабы приватная экономия в государстве не убавилась, таковым образом, что когда шляхтич в действительной службе обретается и он по смерти отца своего или по каким иным притчинам принужден свою экономию в маетностях сам управлять, то ему по его домогательству отпуск охотно дается.


10.

Endlich ist auch noch dieses zu erinnern, waß in Schweden den Adell beweget, deßen Söhne woll erziehen und öffters mit großen Kosten studiren und reysen zu lassen. Nembl.

(1) daß ihre Kinder nicht allein durch die Geburth, sondern auch durch Tugend, gute Sitten, Wißen-schafften wieauch durch Caracteres und Besoldungen von dem übrigen Volcke unterschieden werden sollen.

(2) weiln ein Edelmann in Diensten nimmer am Leibe oder Ehren, oder Gütern gestraffet wir dt, oder unter des Büttels Länden kombt, es sey dann daß er ein so großes Verbrechen begangen, daß er das Erben würcklich verlieren, oder das geth-ane Unrecht durch sein Eigenthumb erstatten muß. (3) weiln die gesetzte

Regels und Ordnungen in Schweden also eingerichtet seyn, daß es bequem ist, dem Könige zu dienen und (4) weiln im benötigten Fällen ein jeder seinen Abschied haben kann.

St Petersburg d. 6 febr. 1721. H. Fick

РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 1–4 об.


Помета: Реляция о возпитании в Швеции молодых шляхтичев и употреблении их в службы, сообщил в Государственную Коллегию Инностранных дел Камер рат Фик в Сан[кт] Петербурге в 7 де[нь] февраля 1721 г.


10. Напоследи такожде еще о сем напомнить надлежит, о причинах, которые в Швеции шляхетство побуждает своих детей изрядно воспитать и часто с великим иждивением в науки отдавать и в иные государства посылать, а имянно: (1) Чтоб их дети не токмо по породе, но такожде по добродетелям, доброму нравоучению и знанием, такожде по карактерам и жалованью от подлаго народу отличены были. (2) Понеже шляхтич в службе никогда телесно лишением чести или маетностей наказан не бывает или в руки палача не впадает, разве что он так великое преступление учинит, живота действительно лишится достоин или за учиненное преступление имением ево конфисковано быть имеет. (3) понеже уставы, регулы и учреждения в Швеции тако учреждены, что способно есть королю служить, и (4) Понеже в потребном случае каждый свой абшит иметь может.


В Санкт Петербурге в 6 день февраля 1721 г.


РГАДА. Ф. 370. Оп. 1. Д. 18. Л. 5–13.