Вы здесь

Регистрация фирмы: самостоятельно, правильно и быстро. Глава 1. С чего начать (С. Г. Исаев, 2010)

Глава 1

С чего начать

1.1. Предпринимательская идея

Конечно, и телевидение дает бесплатные уроки зарабатывания денег. Можно также прочитать какую-нибудь книгу из серии «Как получить миллион» и почерпнуть оттуда немало чужих мыслей и приемов. Однако тщательный анализ данного вопроса и многолетний практический опыт регистрации предприятий показывают, что все успешные коммерческие проекты создавались не вдруг.

Люди, стоявшие у истоков таких проектов, как правило, располагали достаточной информацией о том, что, как, когда и почему следует делать. Кому, сколько, при каких обстоятельствах и почему надо платить деньги. Где находится источник финансирования всего проекта и каков его, источника, размер.

Нередко те, кто регистрирует новое предприятие, уже принимали участие в похожем процессе, но остались недовольны своим местом и ролью в нем. У таких людей коммерческий проект даже при невысокой финансовой емкости создаваемого предприятия обречен на успех. Они знают, чего хотят, и достаточно мотивированы, чтобы довести начатое до результативного конца.

Вместе с тем существуют предприниматели, организующие новое дело и регистрирующие под него коммерческую структуру, которые не являются сами по себе высококлассными специалистами. Они разбираются в сути производственного процесса лишь поверхностно, но при этом отличные управленцы от рождения или по стечению обстоятельств. Они представляют, как привлечь на все ключевые места вновь создаваемого предприятия необходимых специалистов. При достаточных финансовых вложениях такие люди великолепно реализуют эффективные коммерческие проекты.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня, в эпоху нарастания мирового кризиса, складывается и третья категория людей, открывающих собственное дело. Это лица, регистрирующие коммерческую организацию от безысходности. Нередко они не имеют стабильной работы либо потеряли ее. Возможно также, что их заработки не позволяют прокормить себя, не говоря уже о достойной жизни семьи в перспективе. При этом сами они вполне энергичные люди. Таким предпринимателям посоветую не спешить, скрупулезно и должным образом все просчитать и взвесить, написать бизнес-план и еще до подачи документов на регистрацию решить, куда делать финансовые вложения и как расходовать будущую, еще не полученную прибыль!

Пожалуй, последний совет годится для любого проекта. Резюмируя, можно сказать следующее:

• еще до регистрации предприятия будущие его участники должны иметь необходимые знания о том роде занятий, с помощью которого они попытаются заработать свой первый миллион;

• должен быть четкий план как, на что, в каких размерах и в какой последовательности будут расходоваться средства, зарабатываемые в ходе выполнения проекта;

• должна быть договоренность о том, как участники покроют убытки, если дела пойдут не столь успешно;

• следует определить продолжительность проекта и шаги, которые будут предприняты, если за отведенный срок цель проекта будет или не будет достигнута;

• следует установить правила и, главное, процедуру приема новых и выхода старых участников из общего бизнеса и принципы раздела общего имущества;

• необходимо иметь минимальный объем имущества (лучше денежных средств), чтобы начать собственное дело.

Замечу еще раз, что успешной предпринимательской может стать абсолютно любая идея.

1.2. Участники, учредители и прочие сотоварищи

Как правило, «замутить» в первый раз свое дело отваживаются хорошо знающие друг друга люди, друзья или родственники. Это и понятно: в трудную минуту хочется чувствовать плечо надежного человека. Но не каждый сможет войти в эти тесные ряды!

И это несмотря на то что по закону, следуя общим правилам учредительства, участниками могут быть лица и физические и юридические, и резиденты (то есть граждане или приравненные к ним) и нерезиденты (то есть граждане других государств), и даже лица без гражданства! При этом некоторым, зачастую наиболее активным субъектам, закон напрямую не разрешает ни учредительство, ни коммерческую деятельность. Так, согласно ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ от 31.07.1995 «Об основах государственной службы» и ст. 11 Федерального закона № 8-ФЗ от 08.01.1998 «Об основах муниципальной службы» государственным и муниципальным служащим запрещается заниматься иной, кроме основной, оплачиваемой, деятельностью. Сами государственные и муниципальные органы в ряде случаев также не могут выступать участниками предприятий.

Не следует забывать, что жизненный цикл любого предприятия весьма продолжителен и часто дольше человеческой жизни. Стоит ли создавать на один-два года сомнительную компанию с вульгарным прозвищем «однодневка», не имея к концу этого срока представлений, что же делать с ней дальше?

Если вы планируете действительно долгосрочный коммерческий проект, то и ваше отношение к такому проекту должно быть серьезным.

Однако личные представления о том, как относиться к своему детищу сейчас и в будущем, у разных участников проекта могут быть диаметрально противоположные, несмотря на то, что они друзья, родственники и просто хорошие люди. Потому что все люди разные. Случается, что, прожив в браке много лет, воспитав детей, построив дом и разбив не один сад, супруги расстаются, ломая судьбы себе и близким. А как поведут себя партнеры по бизнесу через год, три, пять лет? Вы уверены? Правда?

А как они себя поведут, если удастся заработать большие деньги? А очень большие деньги? Что будет, если после успеха по тем или иным причинам вдруг наступит коллапс и вся прибыль будет потеряна? Какими путями и за чей счет выходить из кризиса?

Этот параграф вовсе не ставит целью полностью отбить желание начинать новый проект сообща. Он призывает всех участников, не важно, родственники они или просто партнеры, договариваться обо всем «на берегу», до начала совместного проекта. По основным позициям обязательно следует договариваться письменно. Память порой подводит, участник в силу разных обстоятельств может изменить точку зрения, бумага – никогда!

В общем-то, к этому же призывает действующее законодательство, требуя письменного предоставления и регистрации в установленном порядке учредительных документов для создания новой фирмы.

К сожалению, очень часто отношение участников к фактическому наполнению учредительных документов формально-потребительское: соответствует закону, чтобы пройти регистрацию или нет? На практике многих конфликтов и неприятностей можно было бы избежать, если бы аргументом в споре выступала пусть плохо формализованная, но прописанная договоренность, скрепленная подписями всех спорящих сторон.

1.3. Что такое уставный капитал и зачем он предприятию

Главным условием создания любой организации является формирование его имущества. Согласно действующим законам именно наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества является основой в фактическом приобретении организацией статуса юридического лица (ст. 48 ГК РФ). Очевидно, что в момент создания такое обособленное имущество должно быть сформировано из неких вложений, паев, долей, то есть взносов участников. Сами участники в момент учреждения предприятия называются учредителями. Объединение всех взносов учредителей называется уставным капиталом (ст. 90, 98 и др. ГК РФ), или складочным капиталом (ст. 73, 85 ГК РФ), или паевыми взносами (паем, ст. 111 ГК РФ) в зависимости от типа организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Уставный капитал организации состоит из номинальной стоимости взносов его участников в денежной, натуральной или иной (неденежной) форме. При этом взносы обязательно должны иметь денежную оценку, а размер уставного капитала будет являться суммой денежных оценок всех взносов.

Интересно, что участники обязательно должны сделать свои взносы в уставный капитал. Срок поступления первоначальных взносов не должен превышать одного года.

Размер уставного капитала организации может быть пересмотрен, но только после выявления окончательной суммы всех первоначальных взносов и, как правило, в случае, если все участники согласны с этим.

Смысл закрепления в законодательстве понятия «уставный капитал» в принципе прозрачен. Организации нужны деньги для успешного старта, то есть начальная величина капитала должна быть достаточной для подобной деятельности. Кроме того любая организация (и коммерческая, и некоммерческая) обязана нести ответственность перед своими кредиторами всем собственным имуществом. Поэтому все участники организации несут персональную имущественную ответственность в пределах, размеры которых зависят от выбранной организационно-правовой формы, а минимальный закреплен действующим законодательством.

Уставный капитал организации – это и стартовый потенциал, и гарант интересов организации перед кредиторами, поскольку чем он больше, тем весомее ответственность, как каждого участника, так и организации в целом.

1.4. Юридическое лицо

Формальное определение юридического лица дано в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Главный признак юридического лица – это имеющееся у него в наличии обособленное имущество. Такое имущество может находиться в собственности организации, организация распоряжается им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 48, 298 ГК РФ). Также в собственность организации включаются денежные средства и иные активы. Откуда же такое имущество берется?

Первоначально все имущество организации складывается из первых обязательных взносов ее учредителей (участников, то есть собственников, владельцев) в уставный капитал в момент учреждения компании или сразу же после ее государственной регистрации. Размер таких вложений зависит от решения учредителей и от выбора организационно-правовой формы организации. Взносы могут иметь денежную форму (бывает чаще всего) или состоять из личного имущества учредителей. В случае если личное имущество становится вступительным взносом, его владельцы теряют право распоряжаться им. Это право переходит к учреждаемой организации.

Все имущество организации, аккумулированное из вкладов учредителей, становится собственностью вновь создаваемой компании. Итак, главное и существенное условие создания нового юридического лица – наличие обособленного имущества, можно считать выполненным.

Другим значимым признаком юридического лица является приобретение и реализация им гражданских прав (то есть прав, зафиксированных Гражданским кодексом Российской Федерации), то есть правоспособность. Приобретенные права могут быть имущественными и неимущественными. Они реализуются юридическим лицом от своего имени в процессе гражданского обращения. С приобретением прав юридическое лицо автоматически приобретает обязательства и начинает нести ответственность, то есть правоответственность.

Юридическое лицо может и должно иметь самостоятельный баланс, или финансовую смету. Такой документ отражает и подтверждает имущественную самостоятельность юридического лица. В нем указывается все имущество, принадлежащее юридическому лицу, его активы и пассивы, денежные и иные имущественные поступления и списания.

Следующим признаком юридического лица является его возможность быть истцом и ответчиком в суде. Правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности в нашей стране осуществляется арбитражными судами. Юридическое лицо, чье право нарушено, может обратиться в арбитражный суд за защитой своих оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом юридическое лицо осуществляет свои права и обязанности быть истцом и ответчиком в суде.

Все гражданские права и связанные с ними обязанности, все виды деятельности организации должны быть предусмотрены в учредительных документах, принимаемых общим собранием учредителей. Кроме того учредительные документы определяют объем гражданской правоспособности и, как следствие, правоответственности юридического лица. Правоспособность и правоответственность возникают в момент создания и прекращаются в момент ликвидации юридического лица (ст. 49 ГК РФ).

Именно правоспособность, зафиксированная в учредительных документах (проще говоря, уставе), напрямую влияет на выбор организационно-правовой формы юридического лица и приобретение им статуса коммерческого или некоммерческого предприятия.

1.5. Организации коммерческие и некоммерческие

Гражданский кодекс Российской Федерации подразделяет все юридические лица на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ).

Основной целью деятельности коммерческих организаций как субъектов гражданского оборота является получение прибыли и распределение полученной прибыли между своими участниками (акционерами, дольщиками, пайщиками, членами). Перечень возможных видов коммерческих организаций закрыт (то есть не допускает добавлений) и приведен в Гражданском кодексе Российской Федерации.

К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества и общества: акционерные, с полной, дополнительной или ограниченной ответственностью, а также производственные кооперативы, государственные и унитарные муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации не имеют основной целью деятельности извлечение прибыли. Прибыль, получаемая в результате деятельности некоммерческой организации, не может распределяться между участниками. Это вовсе не означает, что деятельность таких организаций является убыточной; вся прибыль должна расходоваться на цели учреждения таких некоммерческих организаций.

К некоммерческим организациям (ст. 50 ГК РФ) относятся общественные и религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы.

Интересно, что, в отличие от коммерческих, перечень некоммерческих организаций не является исчерпывающим. В соответствии с принимаемыми законами могут появляться формы некоммерческих организаций, отличные от приведенных в ГК.

При выборе между коммерческой и некоммерческой организацией будущий участник должен оценить объем своих прав и обязанностей.

В коммерческой организации к правам участника относятся:

• право на формирование имущества организации;

• право на участие в распределении прибыли;

• право на долю в имуществе организации при прекращении членства;

• право на управление организацией;

• право на получение информации о деятельности организации;

• право на защиту своих интересов в законном порядке.

К обязанностям же участника следует отнести экономическую ответственность за результаты деятельности коммерческой организации.

Участники некоммерческой организации лишены большинства существенных прав, но и их экономическая ответственность за результаты деятельности такой организации практически сведена к нулю.

1.6. Индивидуальный предприниматель

Как уже отмечалось, индивидуальный предприниматель – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в установленном законодательством порядке.

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя происходит исключительно по месту его жительства (месту регистрации).

Вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству Российской Федерации полной дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Поэтому стать индивидуальным предпринимателем можно по достижении 18 лет.

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, должно выступать под своим именем (ст. 19 ГК РФ). Оно не нуждается в образовании юридического лица и является самостоятельным субъектом гражданского и предпринимательского права наряду с любой коммерческой организацией.

В данном случае, с одной стороны, речь идет о самостоятельном труде индивидуального предпринимателя: индивидуальный предприниматель одновременно выступает в качестве владельца средств и орудий труда и рабочей силы (то есть обладает способностью к труду), самостоятельно организует свой труд и распоряжается его результатами, являясь самостоятельным работником.

С другой стороны, индивидуальный предприниматель является топ-менеджером: он самостоятельно определяет направления, виды и конкретные формы предпринимательской деятельности, заключает от своего имени договоры с другими участниками предпринимательского процесса, организует свою работу и необходимое взаимодействие. Индивидуальный предприниматель может стать работодателем, вступая в трудовые отношения с другими физическими лицами – работниками по найму.

При этом индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо.

Индивидуальный предприниматель может открыть расчетный счет в банке и иметь свою печать, хотя эти атрибуты для него не обязательны.

Отсутствует у индивидуального предпринимателя и необходимость в формировании собственного уставного капитала.

Для него действующим законодательством предусмотрена особая, отличная от принятых для большинства юридических лиц система налогообложения. Он должен отражать свою предпринимательскую деятельность в специальной документации – книге учета доходов и расходов.

Таким образом, можно сказать, что индивидуальный предприниматель – уже не физическое лицо, но еще и не до конца сформированная организация.

1.7. Выбор организационно-правовой формы предприятия

Согласно ст. 54 ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь организационно-правовую форму, закрепленную в его учредительных документах.

Под организационно-правовой формой юридического лица следует понимать способ первоначального закрепления и дальнейшего использования имущества хозяйствующего субъекта, его правовое положение, цели и способы ведения предпринимательской деятельности; иными словами, от выбранной организационно-правовой формы зависит порядок ведения хозяйственной деятельности.

Коммерческие организации в Российской Федерации могут иметь две формы.

1. Хозяйственные товарищества. В полном товариществе (ст. 69–81 ГК РФ) участники отвечают по обязательствам не только своим взносом в капитал, но и всем принадлежащим им имуществом. Капитал полного товарищества называется складочным, а взносом кроме имущества может быть участие в деятельности такого товарищества.

В товариществе на вере (коммандитном товариществе) (ст. 82–86 ГК РФ) наряду с полными товарищами имеется ряд участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Наличие двух типов участников с разной ответственностью по обязательствам товарищества является основным отличием полного и коммандитного товариществ. На практике товарищества не получили широкого распространения из-за высоких рисков ответственности всем имуществом их участников.

2. Хозяйственные общества, которые отличаются от товариществ тем, что в основе их создания и деятельности лежит не принцип объединения лиц (физических или юридических, что имеет место в товариществах), а принцип объединения капиталов. Участники товариществ обязаны и вынуждены принимать личное участие в их деятельности. От личных качеств участников, а не от их капиталов зависит успешная деятельность товарищества. В обществах же главным фактором является капитал, вносимый участниками, руководить движением которого вправе профессионально подготовленные лица – управленцы. Такие лица могут не иметь никакого отношения к собственникам, быть наемными работниками и быстро заменяться. Решающее значение здесь имеют исключительно их профессиональные качества.

Отличительной чертой общества с ограниченной ответственностью (ст. 87–94 ГК РФ) является разделение уставного капитала на доли в размерах, определенных учредительными документами. Ответственность участников по обязательствам общества ограничена пределами стоимости принадлежащей им доли.

Вот отличительные признаки общества с ограниченной ответственностью:

• уставный капитал разделен на доли, размер которых определяется в виде дроби или в процентах;

• участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риски убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (риск утраты вкладов);

• участники общества утрачивают право собственности на имущество, вносимое ими в его уставный капитал. Однако при выходе из общества они вправе требовать денежной компенсации стоимости принадлежащей им доли в уставном капитале или выдачи в натуре имущества, адекватного ее стоимости;

• возможна «упрощенная» система управления и контроля деятельности общества;

• минимальный уставный капитал – не менее 10 тысяч рублей;

• общество обязано самостоятельно вести реестр своих дольщиков (участников);

• распределение прибыли происходит между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале или ином порядке, предусмотренными уставом общества.

Отличительной чертой общества с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) является то, что ответственность по его обязательствам распространяется и на личное имущество его участников пропорционально их долям в уставном капитале. Понятно, что из-за этого факта данную форму на практике используют крайне редко, равно как и всех форм товариществ.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на акции, удовлетворяющие обязательные права по отношению к обществу (ст. 96– 104 ГК РФ).

Участники акционерного общества отвечают по обязательствам общества только в суммарном размере принадлежащих им акций.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под дивидендами следует понимать часть прибыли, остающейся после налогообложения и предназначенной для выплаты акционерам в виде имущества, ценных бумаг или денежных средств. Действующее законодательство предусматривает наличие двух типов акционерных обществ: открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО).

Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Оно не вправе устанавливать преимущественное право общества или его акционеров на приобретение или отчуждение (продажу) акций этого общества. ОАО обязано раскрывать информацию о своей деятельности в установленном порядке и объемах, предусмотренных действующим законодательством. Общее число акционеров ОАО не ограничено.

Акции закрытого акционерного общества распределяются только среди его учредителей или иного круга лиц, заранее определенных учредительными документами. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом распространять их среди неограниченного круга лиц. Продажа акций ЗАО возможна только при соблюдении установленного преимущественного права его акционеров. Информация о деятельности ЗАО не подлежит публичной огласке, а число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек.

Разделение уставного капитала любого акционерного общества на акции требует регистрации проспекта эмиссии (выпуска) акций в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) и ведения реестра акционеров. Саму операцию по регистрации проспекта эмиссии акционерное общество должно осуществить самостоятельно. Вести же реестр акционеров можно как собственными силами, так и с помощью сторонней специализированной организации – регистратора (реестродержателя).

Для любого акционерного общества характерны следующие основные черты:

• уставный капитал разделен на акции одинаковой номинальной стоимости;

• акционеры (участники) не отвечают по обязательствам общества и несут риски в пределах стоимости принадлежащих им акций (то есть существует риск утраты акций);

• акционер утрачивает права собственности на вносимое им в уставный капитал общества имущество и может рассчитывать только на денежную компенсацию своих акций, выставленных на продажу;

• функциональная система управления и контроля деятельности общества;

• распределение прибыли общества в виде начисления и выплаты дивидендов по размещенным акциям;

• минимальный уставный капитал ЗАО – не менее 100-кратной, а ОАО – не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда на дату государственной регистрации общества.

Правила создания и функционирования ЗАО и ООО практически идентичны: участие заранее определенного и ограниченного числа лиц, право преимущественного приобретения этими лицами долей (акций) в уставном капитале общества, обязанность публикации информации о деятельности общества лишь в законодательно регламентированных случаях.

Отличия сводятся к тому, что ЗАО имеет право распространять свои акции исключительно среди своих же акционеров. Кроме того, есть отличия в необходимых для регистрации учредительных документах, о чем будет сказано ниже.

Кооперативные общества основываются на идее само– и взаимопомощи их участников, могут быть как коммерческими, так и некоммерческими (ст. 107–112 ГК РФ). Стать членом кооператива можно приобретя пай. Причем вне зависимости от размера паевого взноса каждый участник приобретает право одного голоса. При выходе из кооператива участник получает свой пай в неизменной форме. Прибыль от деятельности кооператива распределяется между его участниками пропорционально личному участию в работе кооператива и размеру паев.

Производственный кооператив (артель) является коммерческой организацией со статусом юридического лица и представляет собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности (ст. 107 ГК РФ). Имущество кооператива складывается из паев его участников, а деятельность строится на их личном участии в производственном процессе. Ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива является субсидиарной (то есть члены кооператива могут отвечать всем своим имуществом), что роднит кооператив с товариществами. Размер ответственности определяется уставом кооператива.

Отличительными чертами кооператива являются следующие:

• паевой фонд (капитал) разделен на паи участников – возможно наличие неодинаковых взносов членов кооператива в имущественной или денежной форме и соответствующей (пропорциональной) части чистых активов кооператива;

• члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном уставом кооператива;

• член кооператива утрачивает право собственности на имущество, вносимое в паевой фонд, и может рассчитывать на денежную компенсацию или выдачу в натуре стоимости принадлежащего ему пая;

• система управления и контроля деятельности кооператива является иерархической;

• прибыли распределяется между членами кооператива в соответствии с их личным трудовым и иным участием, а также размером паевого взноса каждого участника.

Некоммерческие организации могут иметь три организационно-правовые формы.

1. Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения их материальных или иных потребностей, осуществляемого путем объединения имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).

2. Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, объединяющая домовладельцев в целях совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества (ст. 291 ГК РФ). Такое товарищество создается специально для согласования домовладельцами порядка реализации принадлежащих им прав на недвижимое имущество для обеспечения содержания, сохранения и приращения недвижимости.

3. Общественное объединение – некоммерческое объединение лиц на основе общности интересов для реализации единых целей (ст. 117 ГК РФ). Учредителями объединения могут выступать физические (не менее трех!) или юридические лица, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание. После регистрации объединения учредители утрачивают свое значение, и возникает и усиливается роль членства лиц (юридических и физических), чья заинтересованность в совместном решении задач общественного объединения оформляется индивидуальными заявлениями и документами о приеме.

На практике общественное объединение может быть реализовано в одной из приведенных ниже форм.

Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите общих интересов и достижения совместных целей уставной деятельности объединившихся членов;

Общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов и пожертвований и использование такого имущества на общественно полезные цели;

Общественное движение – не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками такого движения;

Общественное учреждение – не имеющее членства массовое общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям;

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью решение различных социальных проблем, возникающих по месту жительства, работы или учебы, и направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей;

Некоммерческое партнерство – некоммерческая организация, члены которой, сохраняя права на свое имущество, оказывают содействие в ведении общественно полезной деятельности;

Автономная некоммерческая организация – учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

Подчеркнем, что перечень некоммерческих организаций является открытым и форма вновь учреждаемой организации может отсутствовать в Гражданском кодексе Российской Федерации.

После проведенного анализа большинства возможных организационно-правовых форм юридических лиц следует наконец сделать вывод, какая из этих форм больше всего подходит для будущего предприятия. Оставим за рамками дальнейшего рассмотрения такие «экзотические» формы, как коммандитные товарищества или общества с дополнительной ответственностью. В нашей стране использование таких форм, весьма распространенных за океаном, в реальном предпринимательстве фактически невозможно из-за риска потерять личное имущество. Не будем касаться и некоммерческих организаций: цели их создания по сути иные, нежели извлечение прибыли.

В итоге среди многообразия различных организационно-правовых форм ведения бизнеса начинающему предпринимателю подойдут следующие:

• юридическое лицо в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ООО);

• юридическое лицо в форме закрытого акционерного общества (ЗАО);

• юридическое лицо в форме открытого акционерного общества (ОАО);

• юридическое лицо в форме производственного кооператива (ПК);

• предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) (ст. 23 ГК РФ).

У будущих участников (бизнесменов и собственников) выбор не так уж велик, но сделать его все-таки придется.

В Приложении 2 приведен для сравнения правовой анализ пяти указанных организационно-правовых форм создаваемого предприятия, который позволяет сделать следующие выводы.

Производственный кооператив (специфическая организационно-правовая форма коммерческой организации) основан. в первую очередь, на личном труде и не обладает, на наш взгляд, необходимыми характеристиками для успешной реализации коммерческого проекта с целью извлечения максимальной прибыли и минимизации предпринимательских рисков. Коммерческая деятельность в данной форме на практике повлечет возникновение определенных трудностей из-за необходимости личного участия членов кооператива в производственной деятельности, их субсидиарной ответственности по обязательствам самого кооператива, уравнительного принципа распределения голосов при принятии стратегических решений и проведении общих собраний. Последний фактор может негативно отразиться на управлении кооперативом, привлечении инвестиций, приеме в его члены третьих лиц. Можно считать нецелесообразным использование такой организационно-правовой формы, если необходимо создать структурированную, многофункциональную, профессионально управляемую и высокодоходную компанию.

Акционерные общества представляют собой более предпочтительную организационно-правовую форму ведения бизнеса. При этом ЗАО является оптимальным вариантом, если:

• необходимо минимизировать риски для общества и других акционеров при намерении какого-либо участника выйти из игры;

• необходимо максимально ограничить деятельность исполнительных органов, применив различные процедуры одобрения и согласования сделок (особенно крупных) с общим собранием акционеров;

• требуется создать компанию с четко регламентированными процедурами деятельности органов управления и наличием широких возможностей для защиты прав собственников;

• требуется реализовать принцип пропорциональности при распределении прибыли между акционерами;

• есть желание созать положительный образ компании благодаря определенному отношению в обществе к такой организационно-правовой форме.

Следует помнить о преимуществах использования организационно-правовой формы открытого акционерного общества (ОАО), среди которых:

• возможность неограниченного привлечения сторонних акционеров и, следовательно, их капиталов, фактически лишенных права оперативного управления деятельностью общества;

• наличие облегченного способа привлечения инвестиций путем проведения дополнительной эмиссии акций.

У организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью (ООО) также есть свои несомненные достоинства:

• отсутствие необходимости осуществления эмиссии акций, регистрации их проспекта;

• прибыль, полученная по результатам деятельности общества, может быть распределена в любом порядке, предусмотренном уставом общества (в отличие от акционерных обществ, где прибыль начисляется в виде дивидендов, то есть доходов на акции).

Выбор организационно-правовой формы в пользу ООО может быть целесообразен в случае заинтересованности участников в упрощении процесса управления компанией, оперативном принятии легитимных решений, приобретении определенной доли самостоятельности ввиду меньшей регламентации деятельности.

Но окончательное решение остается за учредителями, и принимается оно на общем собрании. Но это уже тема совсем другой главы.

1.8. Для чего предприятию нужно определить виды экономической деятельности

Уже отмечалось, что основной целью создания и деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли путем осуществления разрешенных действующим законодательством одного или нескольких видов экономической деятельности (на некоторые виды деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо в установленном порядке получать лицензии).

Как правило, первоначально участники договариваются об осуществлении одного, максимум двух-трех видов деятельности. Именно эти виды деятельности вытекают из первоначальной коммерческой идеи и должны приносить стабильный доход.

Возможно, что представления о будущих видах деятельности создаваемого предприятия у ее участников сильно разнятся. Чтобы облегчить выбор, а также для грамотного позиционирования предприятия на рынке, в системе органов государственной статистики существуют Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 029-2001 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.), а также Указания Госкомстата РФ по определению основного вида деятельности коммерческими организациями на основе ОКВЭД № АС-01-24/5420 от 02.12.2002. Следует помнить, что выбор видов деятельности должен учитывать максимальный спектр возможностей будущей организации, но не быть избыточным.

Согласно законодательству Российской Федерации собственно экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (сырье, энергия, технологии, информация, рабочая сила и др.) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг). Поэтому различают основные, второстепенные и вспомогательные виды экономической деятельности, каждый из которых, вообще говоря, может приносить организации доход.

Результатом основного вида экономической деятельности организации является создание наибольшей части добавленной стоимости, получение максимального дохода.

Второстепенным видом деятельности признается любая другая экономически целесообразная деятельность по созданию добавленной стоимости.

Вспомогательным видом деятельности является деятельность, направленная на обеспечение или облегчение двух первых видов деятельности.

У организации может быть несколько основных, несколько второстепенных и несколько вспомогательных видов экономической деятельности. Однако при этом должен существовать главный, определяющий вид деятельности.

Определение главного вида экономической деятельности очень важно для грамотной регистрации любой предпринимательской формы, как в качестве юридического лица, так и в качестве предпринимателя.

От того, каким будет первый (а именно он и является определяющим) вид экономической деятельности в учредительных документах, зависят многие значимые показатели. Например, размеры обязательных взносов в органы социального страхования назначают на основании классификации основного вида деятельности. Теоретически определять, а возможно, и менять основной вид деятельности функционирующего предприятия можно ежегодно по состоянию на 1 января очередного года на базе статистических данных по результатам хозяйствования за истекший год. Практически всегда это делается один раз – в момент регистрации предприятия.

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) позволяет классифицировать каждый возможный вид экономической деятельности согласно кодам. ОКВЭД подразделяется на несколько разделов, обозначенных латинскими буквами. Каждый такой раздел соответствует одной из отраслей экономики страны: производство, торговля, услуги и др. Разделы делятся на группы, отмеченные цифрами. При выборе нужных кодов ОКВЭД, соответствующих видам будущей деятельности, рекомендуется указывать кодировку, состоящую не менее чем из трех цифр.

В момент регистрации еще неясно, каким будет преобладающий вид деятельности предприятия, скажем, через пять лет. Чтобы не пострадать в будущем, в учредительных документах следует делать оговорку «Иные виды деятельности, не запрещенные законодательством». Тогда при необходимости смены видов деятельности можно не вносить изменения в учредительные документы. Достаточно лишь письменно уведомить об этом Госкомстат России и получить новые коды, соответствующие новым видам деятельности.

1.9. Место нахождения

Любая предпринимательская деятельность невозможна без офиса. Прежде чем регистрировать компанию, следует хорошо подумать, где формально и фактически будет находиться офис, в котором расположится хотя бы единоличный исполнительный орган компании, который может действовать от имени компании самостоятельно и без доверенности.

Очень хорошо, если участники будущей организации заранее готовились к такому серьезному шагу, как учреждение и регистрация. Еще лучше, если у кого-то из них в собственности или долгосрочной аренде имеется нежилое помещение, пригодное для обустройства офиса. А вдруг участникам захочется начать свой новый бизнес в другом городе? Например в Воркуте, Владивостоке, Магадане, Грозном. Как быть в этом случае, ведь место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ)? Какой адрес следует указывать в юридических документах после начала хозяйственной деятельности компании? Где следует вставать на налоговый учет?

Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» трактует понятие «место нахождения юридического лица» как место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации (иного органа или лица, который имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности). Часто таким исполнительным органом является генеральный директор, который, вообще говоря, может руководить своей компанией из собственной квартиры.

Заметим, что основанием для регистрации вновь создаваемого предприятия по определенному адресу служат следующие документы:

• свидетельство о праве собственности одного из учредителей на некое нежилое помещение, расположенное по этому адресу, или

• договор аренды такого нежилого помещения, заключенный и зарегистрированный в установленном порядке с собственником помещения;

• свидетельство о праве собственности одного из учредителей на жилое помещение (квартиру, дом), когда в учредительных документах в качестве места нахождения указывается место жительства одного из учредителей (как правило генерального директора). В этом случае необходимо получить письменное согласие всех зарегистрированных на данной жилой площади совершеннолетних жильцов, представить выписку из домовой книги и финансово-лицевой счет.

После регистрации организация ставится на учет в налоговой инспекции и иных уполномоченных органах (фондах) по месту своего нахождения. Во всех документах, затрагивающих деятельность вновь зарегистрированной организации, указывается один и тот же адрес.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (месту регистрации). Следовательно, индивидуальный предприниматель должен вставать на учет в налоговом и иных уполномоченных органах (фондах) по этому же адресу.

Следует иметь в виду, что реально функционирующая организация может иметь фактический адрес, скажем, офиса, не совпадающий с адресом ее местонахождения, указанным в учредительных документах. Для регистрирующего органа это может послужить поводом потребовать приведения учредительных документов в соответствие с фактическим адресом. В таком случае придется дополнительно изменить все записи во всех действующих документах: договорах, лицензиях, разрешениях, выданных уполномоченными на то органами. Это довольно болезненный и хлопотный процесс, вдобавок затратный по времени.

Конец ознакомительного фрагмента.