Вы здесь

Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи. Глава I. Теоретические и практические предпосылки модернизации региональной системы профессиональной ориентации ( Коллектив авторов)

Глава I. Теоретические и практические предпосылки модернизации региональной системы профессиональной ориентации

1.1. Анализ рынка труда Северо-Востока России и Республики Саха (Якутия)

В настоящее время трудовая деятельность человека осуществляется в сложных условиях функционирования рынка труда Северо-Востока России, для которого характерно влияние не только факторов формирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической и денежно-кредитной политики, но и особенностей экономики самого региона. К ним следует отнести:

– социально-экономические (реструктуризация экономики, ее индустриально-аграрный характер, многоотраслевая основа, сырьевая направленность производства, приоритетность алмазодобывающей и золотодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, многообразие форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.);

– демографические и миграционные (замедление и сокращение темпов естественного прироста, отток трудоспособного населения за пределы региона, внутрирегиональная миграция (переселение сельских жителей в город, закрытие промышленных населенных пунктов));

– региональные (суровые природно-климатические условия, большая территория, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, очаговый характер хозяйственной деятельности и расселения, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, зависимость от состояния рынков сырьевых ресурсов, накопленный многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая, поликультурная среда, малочисленность коренных народностей Севера).


Находясь в едином экономическом пространстве Российской Федерации, для экономики Северо-Востока России также характерны те негативные социально-экономические процессы и тенденции, которые имеются на федеральном уровне. Снижение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, последствия финансового кризиса, инфляция, низкая инвестиционная активность, затратность и издержки производства обуславливают сокращение спроса на рабочую силу, оказывают неблагоприятное влияние на состояние рынка труда региона. Рост уровня безработицы, снижение численности занятого населения, увеличение общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, изменение структуры безработных граждан, нарастание социальной напряженности – основные характеристики современного рынка труда региона.

Указанные проблемы обуславливают необходимость осмысления происходящих социально-экономических изменений, их влияния на растущего человека для подготовки социально и профессионально мобильных выпускников различных типов и видов образовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям рынка труда и успешно самореализоваться в профессии. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная государственная политика в области профессиональной ориентации, позволяющая снизить остроту безработицы, обеспечить занятость молодежи, учитывающая развитие экономики регионов, национальных республик и территорий, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.

Вследствие этого необходимо проанализировать состояние рынка труда Северо-Востока России, определить его специфику, выявить потребность в кадрах с учетом особенностей региона.

Рынок труда региона характеризуется снижением численности занятого населения всеми видами экономической деятельности, увеличением общей и регистрируемой в органах службы занятости населения численности безработных, ростом уровня безработицы.

Спад объемов производства, реструктуризация отраслей экономики, ухудшение демографической ситуации в регионе (замедление и сокращение темпов естественного прироста населения, миграционный отток трудоспособного населения) обуславливают снижение численности экономически активного населения.

На Северо-Востоке России отмечаются негативные явления, влияющие на кадровую ситуацию, в качестве которых представлены:

– структурная и территориальная несбалансированность рынка труда: сосредоточение большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств;

– несбалансированность подготовки специалистов по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка труда;

– острая потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним специальным образованием по техническим профессиям;

– недостаточные устойчивые связи между рынком труда и рынком образовательных услуг, а также между субъектами системы профессионального образования и работодателями;

– отсутствие системы профессиональной ориентации на региональном уровне.


Следует отметить, рынок труда Северо-Востока России характеризуется повышенными требованиями к уровню образования работников, профессиональной подготовки. Вследствие этого выпускники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профессионального образования имеют неравные стартовые возможности по сравнению со специалистами с высшим образованием. Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена рядом факторов: недостаточностью профессиональных знаний, трудовых умений, отсутствием необходимой квалификации; не отлаженной системой предоставления молодежи информации о развитии рынка труда и услуг, востребованности профессий, потребности региона в конкретных специалистах; отсутствием у работодателей финансовых средств для организации профессионального обучения.

Анализ образовательного уровня безработных в РС (Я) показывает, что 8,6 % имеют высшее образование, 15,9 % – среднее профессиональное образование. Соответственно в Камчатском крае 16,2 % и 21,1 %, Магаданской области – 12,5 % и 16 %, Чукотском автономном округе – 9,5 % и 14, 7 %. Наибольший процент безработных среди тех, кто имеет среднее (полное) общее образование.

Численность экономически активного населения составляет в РС (Я) 501 тыс. чел., Камчатском крае – 206 тыс. чел., Магаданской области – 104 тыс. чел., Чукотском автономном округе – 32 тыс. чел.

Среди занятых в экономике наиболее высокий процент специалистов, имеющих высшее образование и среднее профессиональное образование: в РС (Я) – 24 % и 26,7 %, Камчатском крае – 34,1 % и 24,8 %, Магаданской области – 27,6 % и 25,6 %, Чукотском автономном округе – 29 % и 27,9 %. Вместе с тем в РС (Я) численных занятых в экономике, имеющих среднее (полное) образование составляет 24,7 %, Магаданской области – 31,7 %.

В 2009 г. в Республике Саха (Якутия) экономическая активность населения наблюдалась в образовании (70481 чел.), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании (52935 чел.), оптовой и розничной торговле, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (50585 чел.), транспорте и связи (46686 чел.). В строительстве работают 30008 чел., добыче полезных ископаемых – 27543 чел., обрабатывающем производстве – 21868 чел.

Согласно Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта, энергетики в Республике Саха (Якутия) до 2020 г. будут развиваться базовые отрасли экономики: добычи алмазов, золота, олова, угля, природного газа, алмазогранильной и ювелирной промышленности, переработки древесины и выпуска сельскохозяйственной продукции, созданы новые подотрасли горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса: нефтедобыча и нефтепереработка, углехимия, добыча железных руд и металлургическое производство, газопереработка и газохимия, добыча урановых руд. Для обеспечения реализации мегапроектов РС (Я) ускоренным темпом будут развиваться транспортная и энергетическая инфраструктура, связь. Вследствие этого рынку труда РС (Я) до 2020 г. потребуются специалисты для развития данных отраслей экономики республики.

В Республике Саха (Якутия) формирование регионального рынка труда обусловлено развитием рыночных отношений, что оказало влияние на снижении уровня занятости населения по отношению к трудовым ресурсам и изменению структуры занятости по формам собственности. В республике расширяется негосударственный сектор экономики. Однако создание числа новых рабочих мест в сфере частного предпринимательства, малого бизнеса и фермерства не компенсирует сокращение занятости на предприятиях. Для современного рынка труда Республики Саха (Якутия) характерны следующие особенности:

– несоответствие спроса и предложения кадров;

– значительная дифференциация по секторам экономики и территориям;

– определение перспектив занятости в промышленных центрах потребностям реформируемого производства;

– незначительный рост экономической активности населения;

– рост уровня официальной безработицы;

– перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг;

– рост потребности в новых квалифицированных кадрах;

– низкий уровень доходов сельского населения.


В республике наблюдается спрос на рабочую силу в связи с развитием промышленности. В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года актуализирован заказ на подготовку кадров для обеспечения устойчивого развития республики.

Сокращение занятости произошло в золотодобыче, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей отрасли, производстве строительных материалов, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и в сельском хозяйстве. Эти отрасли производства оказались в реформируемый период в наиболее драматической ситуации, именно они пережили глубокий спад деятельности, вызванный деформациями кредитно-денежной сферы, дефицитом инвестиционных ресурсов, процессами реструктуризации производства. Наибольшие сложности возникают с трудоустройством сельского населения, поскольку реструктуризация сельскохозяйственного производства в северных условиях осложняется негативным влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов. Модернизация сельского хозяйства – это сложнейший и проблемный процесс в масштабах всего российского государства. Еще большие сложности он приобретает, когда рассматривается развитие северных территорий. Специфической проблемой развития аграрного сектора является его подверженность влиянию закона убывающей отдачи, убывающего плодородия земли – это объективные сложности, преодолеть которые удастся лишь при условии применения самых современных технологий землепользования и переработки выращенной и произведенной продукции. Именно такая цель обозначена руководством Республики Саха (Якутия) при решении вопросов развития сельского хозяйства, трудоустройства населения и обеспечения его адекватным размером доходов, создания на селе высокотехнологичных производств и перерабатывающих комплексов.

В Республике Саха (Якутия) имеются населенные пункты (монопрофильные), градообразующие предприятия которых могут в ближайшее время при поддержке государства восстановить эффективную деятельность. Они обладают уникальным для страны потенциалом.


Таблица 1 – Сведения о градообразующих предприятиях РС (Я)


В республике также есть населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Укрепление зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: открытие новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания рабочих мест.

В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия – горнодобывающая отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия – нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка; Северо-Восточная Якутия – добыча цветных и редкоземельных металлов. В настоящее время реализация инвестиционных проектов находится в стадии проектирования. Данные Центра занятости г. Якутска на конец 2011 г. свидетельствуют о востребованности таких рабочих профессий, как электрики и электромонтеры, сварщики, слесари-сантехники, водители, плотники, столяры, продавцы, повара, также неквалифицированных работников – уборщиц, рабочих, сторожей, охранников, санитарок, дворников. Среди специалистов (служащих) наибольшим спросом пользуются инженеры, врачи, учителя, преподаватели, медицинские сестры. Наименьший спрос имеют юристы, товароведы, экономисты, работники сферы туризма и спорта, социальные педагоги и социальные работники.

Реструктуризация российской экономики, в целом, и в Республике Саха (Якутия), связанная с формированием рыночной экономической системы, сопровождается существенными изменениями социальных отношений, в том числе в сфере занятости, которые, в значительной степени повлияли на снижение конкурентоспособности молодежи на рынке труда в условиях возрастающих требований работодателей к соискателям рабочих мест.

При анализе положения молодежи на рынке труда выделяются три основные возрастные группы.

Подростковая группа (молодежь в возрасте 15–17 лет), представленная в основном учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ. Эта категория, как правило, не вовлечена в трудовую деятельность, однако невысокий уровень материального состояния большинства семей изменяет ее выжидательную позицию. Большую часть этой молодежи составляют учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. В качестве наиболее уязвимой категории эксперты выделяют несовершеннолетних, ищущих работу. Множество подростков до 18 лет находится в трудной жизненной ситуации, и для многих работа является фактором физического выживания. Такая ситуация вынуждает молодежь и, в частности, молодых девушек, нуждающихся в заработке, прибегать к нелегальной временной занятости. Этот путь, по мнению экспертов, как наиболее реальный выбирают многие подростки и сфера их «применения» на «теневом» рынке, далек от представлений о нормативных возможностях использования детского труда.

Молодежь в возрасте 18–25 лет – студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Эта группа также достаточно уязвима, так как вступает на рынок труда без достаточного профессионального и социального опыта. Внутри этой группы специалисты государственной службы занятости выделяют выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, впервые ищущих работу. Несмотря на их немногочисленность, проблемы с этой группой демонстрируют отсутствие взаимодействия между учебными заведениями и организациями, в которых востребованы специалисты подобного уровня. Данные Биржи труда – Центра занятости г. Якутска показывают, что из обратившихся трудоустраиваются около 70–80 % юношей и девушек в возрасте 18–20 лет.

Молодежь в возрасте 25–29 лет – молодые люди этой возрастной группы, сделав профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и гражданский опыт, что побуждает их предъявлять высокие требования к предполагаемой работе, как правило, не совпадающие с имеющимся на рынке труда предложениями. Это вызывает определенные трудности при поиске ими работы.

Примечательно, что эксперты служб занятости считают профессионально-квалификационный уровень молодых специалистов всех ступеней профессионального образования недостаточным для занятия престижных, требуемых молодежью вакансий, то есть отмечают «синдром нереалистического оптимизма», который отзывается при неудачах в трудоустройстве всевозможными психологическими проблемами.

Проблема молодежной занятости имеет вполне объективный характер в условиях свободной конкуренции на рынке труда. Можно заметить, что уровень безработицы снижается прямо пропорционально возрасту: от самых молодых к более старшим когортам.

Для определения профессиональных намерений выпускников вузов г. Якутска проведено анкетирование, в котором приняло участие 377 респондентов, из них 47 % старшеклассники средних образовательных школ № 31, 21, 15, 18, 26 г. Якутска; 49 % – студенты ФЭИ, ИЗФИР, ИТФ, Нерюнгринского филиала СВФУ, Якутского филиала СГА, Якутского филиала РГУТиС, Якутского филиала СПБУиЭ, Филиала РУДН в г. Якутске, Якутского филиала ИСИ, Якутского колледжа технологии и дизайна, Якутского сельскохозяйственного техникума; 25 % – работающая молодежь [12]. В результате анкетирования были выявлены установки в труде и карьерном продвижении, характерные для современной молодежи.

Опрос показал, сто студенты вузов ставят для себя в трудовой деятельности «высокую планку», так среди целей карьеры молодые люди указывают: «устройство на работу по специальности», «продвижение по карьерной лестнице на 2–3 единицы в течение 3–5 лет», «воспитание ребенка», «получение ученой степени», «стать профессионалом в своей области». Студенты планируют найти работу, «которая была бы мне интересна и отвечала собственным требованиям», «высокооплачиваемую, интересную, с дальнейшим карьерным ростом, «которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы», «занимать должность, усиливающую возможности и развивающие их», надеются «устроиться на работу в перспективную компанию», «уделять больше времени самообразованию», найти «вид деятельности, соответствующий самооценке и доставляющий моральное удовлетворение».

В установке на получение перспективной работы юноши и девушки практически единодушны, но наблюдается особенность: в числе основных целей юноши указывают создание семьи (хотя отмечают плюсы и минусы семейной жизни), а девушки – получение работы. Выпускницы вузов, уже имеющие детей, отмечает, что дети создают «непредвиденные обстоятельства, связанные с воспитанием». Среди факторов, способствующих успеху, девушки указывают – целеустремленность (наиболее часто повторяющееся качество), наличие образования, способность к обучению, креативность, трудоспособность (трудолюбие), опыт работы, жизненную необходимость, настойчивость и решительность, упорство, информированность, достаточно высокий уровень интеллекта, мобильность, коммуникабельность, организованность, предприимчивость, наличие хороших знакомых. У юношей факторами, способствующими успеху, являются «подвязки в правительстве», базовая подготовка экономического или управленческого профиля, личные способности, личные связи и связи друзей, связи семьи. В отличие от девушек, среди факторов построения карьеры все юноши упоминают социально-политическую и экономические факторы – финансово-экономическую стабильность, наличие системы кредитования малого и среднего бизнеса и т. п.

Факторы, препятствующие успеху, у девушек – лень, отсутствие опыта работы, женский пол, наличие ребенка, неорганизованность, поверхностность, безответственность, слабоволие, неуверенность, форс-мажорные обстоятельства, непунктуальность, теоретический характер знаний, идеализм, общественные предпочтения мужского пола.

В целом, юноши менее критичны по отношению к себе, факторами, препятствующими успеху, они считают рождение детей, «бюрократию при организации своего дела», недостаточное развитие банковского кредитования и т. п., но практически не акцентируют внимание на личностных характеристиках.

Для достижения жизненных целей, по мнению молодых людей, необходимо задействовать – здоровье («силы душевные и физические»), время, деньги (наиболее повторяющаяся триада), энергию, настойчивость, поддержку семьи и детей, заниматься самообразованием, самоанализом, саморекламой, осуществлять самоконтроль. Кроме того, юноши ориентированы на поиск и поддержание «нужных связей» на уровне муниципальных и региональных органов власти.

Практически все выпускники вузов имеют крайне высокий уровень притязаний: к 30 годам планируют быть начальниками отделов в крупных фирмах, к 40 годам – иметь как минимум два образования и занять должности на уровне руководителей отделов, управлений министерств, около 40 % рассчитывают в течение указанного времени получить ученую степень по избранной специальности. Девушки в основном не рассматривают возможность заняться предпринимательской деятельностью, юноши в качестве одной из дополнительных целей ставят открытие собственного дела.

Установки «поколения next» отличаются от установок девушек-выпускниц начала 2000-х гг., которые более остро воспринимали ситуацию трудоустройства и последующей трудовой деятельности [Кривокурцева]. Молодые люди при трудоустройстве выделяют следующие проблемы:

– отсутствие стажа и опыта работы в определенных (интересующих) сферах;

– отсутствие знакомых и родственников в организациях;

– отсутствие вакансий по полученной специальности.


По мнению молодежи, наиболее значимые каналы получения работы в современных условиях – это родственные связи и знакомства, поиск через Интернет, рассылка резюме работодателям. Неоднозначно оценивается роль кадровых агентств. Большинство высказывает мнение, что негосударственные службы трудоустройства не мобильны, зачастую действуют «для «своих», не имеют популярности среди населения.

Результаты исследований показывают: молодежь, более чем остальные категории трудоспособного населения, ориентируется в поиске работы на относительно высокий уровень заработной платы и нестандартные формы занятости (частичная занятость, надомный труд, занятость в рамках неформального сектора), что в значительной мере определяет формирование ее профессиональных приоритетов. Молодежь довольно прочно связывает перспективы своего социального становления с решением проблемы профессионального выбора, самореализации в избранной сфере трудовой деятельности. Несоответствие же потребностей рынка труда жизненным ценностным ориентирам молодежи, препятствующее активному поиску работы молодыми людьми, обостряет ситуацию на рынке труда.

Естественно, ситуация, складывающая в сфере воспроизводства кадрово-профессиональной структуры общества, не остается без внимания со стороны государственных учреждений и организаций. Основой государственной политики в области управления профессиональным самоопределением являются Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральная программа развития образования на 2011–2015 гг. Главная цель Программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. В Программе предусмотрено предоставление возможности выбора профессиональных образовательных программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся.

На основании данных нормативных актов Правительством РС (Я) приняты законы и подзаконные акты в области согласования интересов личности и общества в системе образования, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации. Также разработаны Республиканская целевая программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2007–2011 годы и основных направлений до 2015 г. (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.2009 г. № 1777), Республиканская целевая программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009–2011 годы» (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.09 г. № 1781), Республиканская целевая программа развития образования РС (Я) на 2009–2011 годы (утверждена Указом Президента РС (Я) от 26.12.2009 г. № 1771). Задачами Республиканской целевой программы являются: формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

Правительством РС (Я) принята Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2011 год (Постановление № 37 от 01.02.2011 г.), в качестве основных целей и задач указаны: принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в РС (Я) в условиях посткризисного развития экономики; повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы; эффективное использование трудовых ресурсов; опережающее профессиональное обучение; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта и др.

Учитывая потребности развивающего регионального рынка труда в квалифицированных кадрах, Правительство Республики Саха (Якутия) в 2010 г. для консолидации усилий министерств и ведомств в профориентационной работе среди детей и молодежи приняло и утвердило Межведомственный план на 2010–2012 гг., в котором определены основные направления деятельности по профориентации, ответственные исполнители (распоряжение Правительства РС (Я) № 588-р от 26 мая 2010 г.). В данном документе определен координатор профориентационной работы в муниципальных районах, городских округах Республики Саха (Якутия) – Министерство науки и профессионального образования РС (Я) (позднее преобразованный в Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров) совместно с Комитетом занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я).

На республиканском уровне принята Концепция организации системы профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия), определяющая основные направления деятельности координации профориентационной работы в республике при Заместителе Председателя Правительства РС (Я). В ней сформулированы задачи информационного, методического и практического обеспечения системы профориентации в РС (Я), определены содержание, формы работы с различными категориями населения, раскрыты направления деятельности республиканской Межведомственной комиссии по профориентации.

Принятие Концепции организации системы профессиональной ориентации в РС (Я) и создание Межведомственной комиссии по профориентационной работе в Республике Саха (Якутия) знаменует начало нового этапа развития профориентации в республике.

1.2. Приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия)

В условиях динамично развивающейся экономики актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. В этой связи требуется создать условия для благоприятного вхождения растущего человека в мир труда и профессий и последующего его профессионального развития в течение всей жизни. Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами [71].

Современный этап развития общества требует переосмысления концептуальных подходов к организации профориентации. Необходимо учитывать тенденции, характерные для мирового сообщества и российского общества: глобализацию, открытость, информатизацию, гуманитаризацию образования, повышение его наукоемкости, ориентацию на обучение всей жизни, усиление значимости компетентности работника на рынке труда, возрастание роли командной работы в современном мире, которые оказывают существенное влияние как на систему образования, так и на профессиональную ориентацию.

Учитывая данные тенденции, в теории профессиональной ориентации осуществляются исследования, направленные на изучение закономерностей, факторов и условий, способствующих успешности профессионального самоопределения и профессионализации личности. Анализ научной литературы по профориентации показывает, что значимыми концептуальными подходами к модернизации профессиональной ориентации являются системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), компетентностный (Д. Равен, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской и др.), управленческий (Н. Н. Захаров, В. М. Лизинский, С. Н. Чистякова и др.), информационный (Д. Норманн, А. Ньюэлл, Г. А. Саймон, Дж. С. Шоу и др.), способствующие созданию открытое профориентационное пространство в регионе, объединить всех субъектов профессионального самоопределения обучающихся, усилению компетентностной основы подготовки учащихся и студентов к будущей профессиональной деятельности, их профессионально значимых качеств, формированию профессионально важных качеств работников, внедрению управленческих и информационных технологий в профориентационную деятельность.

Изучение теории профориентации (Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, С. Н. Чистякова и др. [71; 81]) позволило определить значимые теоретические позиции для развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):

– системность в управлении профессиональной ориентацией, предусматривающая организацию и координацию профориентационной деятельности всех субъектов профессионального самоопределения;

– ориентация на формирование профессионального самоопределения личности как системы основополагающих отношений человека к труду и профессии;

– активизация социального партнерства как равноправных участников профессионального самоопределения личности;

– использование информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе для предоставления широкого спектра информации.


Вышеуказанные теоретические позиции легли в основу предложений по совершенствованию профессиональной ориентации как на федеральном, так и на субъектном уровнях.

На федеральном уровне требуется создать государственную систему профессиональной ориентации, как в 80-е гг. ХХ в. в СССР, с разветвленной структурой профориентационных советов (комиссий), формируемых субъектами (республиками, областями и др.). Для повышения качества профессиональной ориентации, устранения межведомственной разобщенности следует принять целевую государственную программу «Профориентация», в настоящее время преобразованная в ведомственный проект «Траектория карьеры», реализуемый Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по делам молодежи. Необходимо включение профессии профориентатора в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью обеспечения системной работы по профориентации с различными категориями населения.

На субъектном уровне важно сформировать гибкую систему профессиональной ориентации с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала региона, направленную на обеспечение взаимодействия ведомств, министерств, учреждений (организаций), которые призваны решать проблемы профессионального самоопределения личности и трудоустройства работников, координации профориентационной деятельности различных субъектов профориентации по уровням образования и жизненным циклам человека.

При создании системы профессиональной ориентации на субъектом уровне необходимо учитывать социально-экономические условия, в которых происходит трудовая деятельность человека. Как и для многих субъектов Северо-Востока России для экономики Республики Саха (Якутия) характерны снижение объемов и темпов производства, большие издержки производства, рост убыточных предприятий, низкая инвестиционная активность, что оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние республиканского рынка труда. В республике отмечается рост уровня безработицы. По данным Комитета занятости населения РС (Я), общая численность безработных составила 37,4 тыс. чел., уровень безработицы – 7,4 %, что выше на 0,8 % в среднем по России.

Основными негативными характеристиками современной ситуации на рынке труда республики являются снижение численности занятого населения, увеличение общей и регистрируемой в органах службы занятости численности безработных, изменение структуры безработных граждан.

Кадровый рынок республики имеет следующие особенности:

– структурную и территориальную несбалансированность рынка труда: значительную дифференциацию по секторам и территориям, сосредоточение большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств;

– перераспределение рабочей силы из материального сектора в сектор услуг;

– незначительное повышение экономической активности населения при сохранении высокого уровня безработицы;

– острую потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним специальным образованием по техническим специальностям.


Указанные проблемы обуславливают необходимость подготовки социально и профессионально мобильных выпускников различных типов и видов образовательных учреждений, способных психологически адаптироваться к жизненным реалиям и особенностям рынка труда, а также спроектировать и успешно реализовать траекторию собственного профессионального развития. В этой связи особую значимость приобретает взвешенная, продуманная региональная политика в области профессиональной ориентации молодежи, учитывающая развитие экономики региона, комплекс социально-экономических, демографических, миграционных, региональных особенностей.

За последние годы в республике наблюдается повышенный интерес со стороны органов власти к организации профессиональной ориентации молодежи. В связи с принятием Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года Правительство Республики Саха (Якутия) предпринимает меры по кадровому обеспечению реализации данного программного документа, созданию системы профессиональной ориентации, способствующей оптимальному распределению трудовых ресурсов на Севере, прогнозированию развития регионального рынка труда.

На уровне Правительства Республики Саха (Якутия) принята Концепция организации системы профессиональной ориентации, создана Межведомственная комиссия по профориентационной работе в Республике Саха (Якутия), сформирован госзаказ на разработку организационно-функциональной модели профориентационной работы с учащимися с учетом образовательного и производственно-профессионального потенциала РС (Я).

На уровне министерств, департаментов – региональных структур власти проводится определенная деятельность по профессиональной ориентации учащихся и молодежи.

Министерством образования РС (Я) приняты Концепция дуального образования в Республике Саха (Якутия) (2006 г.), Стратегия образования в РС (Я) – 2020, в которых подчеркивается значимость подготовки учащихся к жизни и труду, повышения качества общего среднего образования.

В образовательных учреждениях республики в настоящее время:

– реализуются отдельные компоненты профориентации в воспитательно-образовательном процессе школ;

– применяются формы, методы и технологии профориентационной работы (профориентационные игры, профессиографические исследования, проектная деятельность, конкурсы и др.);

– осуществляется поиск новых моделей сетевого взаимодействия школ по организации профильного обучения;

– совершенствуются формы сотрудничества учреждений общего среднего и профессионального образования, в том числе и с вузами (профильные и фирменные классы, малые академии) и др.


Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) ведет целенаправленную работу по развитию социального партнерства в системе профессионального образования республики, установлению взаимовыгодных партнерских отношений образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования с администрациями муниципальных образований городов и улусов республики.

Проблемы профориентационной подготовки учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования постоянно обсуждаются на заседаниях Коллегии Министерства. Этой проблеме был посвящен I республиканский форум работников профессионального образования Республики Саха (Якутия) «Модернизация профессионального образования РС (Я) на 2008–2011 гг.», прошедший в 2008 г.

Данным министерством ежегодно проводится телепередача «Вакантное место» для студентов выпускных курсов учреждений начального и среднего профессионального образования, поддерживаются инициативы учреждений системы НиСПО в организации конкурсов «Технологическая сессия», «Молодой специалист», «Шаг в мир», «Новый старт», интерактивной игры «Планирование карьеры» и др.

Министерство по молодежной политике и спорта Республики Саха (Якутия) многие годы занимается вопросами профессиональной ориентации молодежи. Основными направлениями профориентационной деятельности являются: профдиагностика, профконсультирование, организация массовых профориентированных мероприятий, социальная поддержка незанятой молодежи.

С 2009 г. Министерство под патронатом Президента РС (Я) Е. А. Борисова проводит Республиканскую деловую игру «Молодежь – инновационно-стратегический ресурс РС (Я)» («МИНИСТР»). Главной целью игры является создание условий эффективного использования научного и творческого потенциала молодежи для реализации инновационных проектов, направленных на решение практических задач социально-экономического развития республики и формирование резерва управленческих кадров для нее.

При Министерстве молодежной политике и спорта РС (Я) продолжительное время работает Центр социально-психологической поддержки подготовки и молодежи РС (Я), который занимается оказанием социально-психологической поддержки в вопросах самопознания и самореализации личности и решении психологических проблем молодежи; психологической реабилитацией в сложных жизненных ситуациях и кризисных состояниях. Центр реализует различные программы: «Тренинг командообразования», «Тренинг креативности», «Адаптация первокурсников», «Абитуриент» и др.

В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников в Департаменте занятости населения при Министерстве предпринимательства, занятости и туризму РС (Я) сформирована система работы по профессиональной ориентации с учащимися общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов: организация профессионального просвещения, информирования, консультирования по вопросам выбора профессии и трудоустройства в консультационных пунктах центров занятости, семинаров и тренингов по технологии поиска работы; проведение Дней профориентации в муниципальных образованиях республики, учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования; организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников; проведение «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей и др.

Вместе с тем анализ профориентационной деятельности в республике свидетельствует о наличии следующих противоречий:

– между социальным заказом на качество профориентационной работы субъектов профориентации и отсутствуем системной организации профессиональной ориентации в республике;

– между потребностью рынка труда республики в компетентных специалистах и отсутствием перспективного прогноза в кадрах для обеспечения реализации Схемы – 2020;

– между необходимостью комплексной организации профориентации на всех этапах жизни человека и эпизодическим характером проведения профориентационной работы;

– между потребностью личности в получении качественной профориентационной информации, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения и недостаточным ресурсным обеспечением профориентационной работы.


Согласно прогнозу потребности в трудовых ресурсах в экономике РС (Я) ожидается увеличение спроса в специалистах, занятых в строительстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, обрабатывающих производствах.

Как показывают результаты опроса школьников, проведенного в рамках выполнения НИР по госконтракту РС (Я) № 1120-1 от 14 июня 2011 г. (опрошено 363 чел.), учащиеся в основном выбирают следующие профессии, относящиеся к следующим областям: экономика и менеджмент, юриспруденция, далее медицина, информация, строительство, связь с общественностью, дизайн, журналистика, филология. 48,6 % опрошенных указывают на средний уровень организации профориентации в республике.

Как видно из представленных данных, наблюдается рассогласованность в профессиональных намерениях школьников и потребностей рынка труда в кадрах для развития экономики республики.

Для обеспечения качества профориентационной работы необходимо определить следующие приоритетные направления развития профессиональной ориентации в Республике Саха (Якутия):

1. Создание системы профессиональной ориентации, которая предполагает структурирование и соединение всех элементов в одно целое с разветвленными упорядоченными подструктурами с единым органом управления, что позволит усилить скоординированность профориентационной работы всех субъектов профориентации республики. Системный подход к организации профориентации будет содействовать единому планированию и организации профориентационной деятельности. Для этого в республике необходима не только работа Межведомственной комиссии, но и республиканский Центр профориентации. В каждом улусе требуется создать аналогичные комиссии и ресурсные центры профориентации. Системность предполагает также существование не только вертикальных, но и горизонтальных связей, которые смогут на уровне муниципальных образований обеспечить взаимодействие всех социальных институтов (школы, семьи, учреждений профессионального образования, общественных организаций, производственных предприятий, бизнес-структур, учреждений социальной защиты и здравоохранения и др.).

2. Обеспечение комплексности профориентации, предусматривающей реализацию всех ее компонентов: профдиагностики, профинформации, профконсультирования, профотбора, профподбора, профадаптации, профориентированной деятельности, которые в совокупности позволят на качественно новом уровне организовать профориентационную работу [1]. Комплексность предполагает также осуществление различных направлений работы, форм, методов, использование профориентационных технологий, информационных средств и ресурсов. Не менее важным является организация профориентационной работы с различными категориями населения: обучающимися, работниками, безработными, подростками, имеющими ослабленное здоровье, инвалидами, сиротами, осужденными и др. В настоящее время имеется также социальный заказ на организацию профориентационной работы с различными возрастными группами людей. Вследствие этого необходимо обеспечить непрерывный характер профориентации, охватывающей все периоды жизни человека, начиная с дошкольного возраста и заканчивая окончанием его трудовой деятельности.

3. Ориентация на потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, улусах, районах, республике. Это позволит сбалансировать потребности республики в кадрах и интересы личности в выборе профессии, востребованной на рынке труда республики. В этой связи примечателен опыт Татарстана, где создаются образовательные кластеры по отраслевому и региональному принципу, формируемые в экономических зонах республики. Образовательные кластеры объединяют отраслевое министерство, учреждения общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Благодаря их работе устраняется дисбаланс в профессиональных намерениях школьников и студентов и потребностях рынка труда.

4. Осуществление вариативности при организации профориентационной работы. Учитывая региональные, этнокультурные, культурно-исторические особенности республики, профориентационную работу необходимо организовывать, используя возможности наслежно-улусного воспитания, традиций трудовой подготовки человека на Севере. В этом плане следует использовать при организации профориентационной и допрофессиональной подготовки различные варианты профилей и направлений, учитывая сформировавшиеся модели дуального образования и сетевого взаимодействия в малокомплектных и кочевых школах, профессиональных проб по традиционным видам деятельности.

5. Организация ресурсного обеспечения профессиональной ориентации, включающая материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, организационно-управленческую, кадровую, научно-методическую, информационную поддержку всех этапах профориентационной деятельности.


Материально-техническое обеспечение включает создание центров профориентации, а также профконсультационных центров, бюро и кабинетов, обслуживающих различные категории населения, в том числе и школьников, и студентов, учебно-производственных комбинатов (по типу тех, которые существовали в 80-е гг.), сохранившиеся в Мегино-Кангаласском улусе и Мирнинском районе. При этом подготовка школьников должна осуществляться по широкому спектру квалификаций, по профессиям, востребованным в улусах (районах).

Финансово-экономическое обеспечение предполагает разработку и реализацию Республиканской целевой программы «Профориентация» с отдельным финансированием на строительство объектов для оказания профориентационных услуг, выделение средств для организации профориентационной деятельности.

Нормативно-финансовое обеспечение требует разработки законодательной базы. По примеру других субъектов РФ необходимо принять Закон РС (Я) «О профориентации», определить регламенты работы всех министерств, ведомств и др. субъектов профориентации по выполнению их функциональных обязанностей по профориентационным вопросам.

Организационно-управленское обеспечение предусматривает создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений «школа – ПТУ», «школа – ССУЗ», «школа – колледж – вуз» по типу Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ», ресурсных центров, учебно-консультационных пунктов и представительств вузов в городах и улусах (районах), клубов по профессиональным интересам, проведение летних и зимних школ и лагерей с профориентационной направленностью, конкурсов, профессиональных праздников, олимпиад внедрение в практику профориентационной деятельности современных управленческих технологий.

Кадровое обеспечение направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, психологов, специалистов по управлению профориентацией, социальных педагогов, тьюторов и др. работников, занимающихся решением профориентационных проблем. Следует отметить, что практически в республике за последнее время не проводились курсы повышения квалификации и мастер-классы по профориентации. Для повышения качества профориентационной работы требуется в образовательных учреждениях дополнительно вводить должности профориентаторов (профориентологов), профконсультантов.

Научно-методическое обеспечение профориентации включает разработку учебных программ дисциплин, курсов по выбору с профориентационной направленностью, учебных пособий, электронных учебно-методических комплексов, справочников по профессиям и др.

Информационное обеспечение профориентации предполагает создание республиканского информационно-образовательного портала по профориентации, в котором концентрированно был бы представлен материал с профориентационной направленностью: перспективный и текущий прогноз о потребностях рынка труда, профессиограммы профессий, информация о востребованных профессиях, образовательных учреждениях НПО, СПО и ВПО региона, правилах поступления в них, сведения о медицинских противопоказаниях, возможностях построения профессиональной карьеры, технологии поиска работы, рекомендации по профессиональному самоопределению и др.

6. Реализация компетентностного подхода к организации профориентации, направленного на формирование компетенций обучающихся и профессиональной компетентности работников. В школьный и студенческий периоды жизни взрослеющего человека важно сформировать универсальные ориентационные компетенции, которые позволят осуществлять выбор своего жизненного пути, будущей профессии, индивидуальную траекторию послешкольного развития, а в зрелые годы быть профессионально мобильным при смене профессии и сферы профессиональной деятельности.

7. Информатизация профориентации, предусматривающая использование современных информационных источников и ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов на всех этапах профориентационной деятельности. Что предполагает использование возможностей Интернета, порталов и различных видов сайтов, имеющих профориентационное наполнение, Интернет-диагностики, сетевого консультирования, создание электронных профориентационных ресурсов, персональных веб-сайтов и электронных портфолио достижений, проведение дистанционных курсов по профориентации для обучающихся, специалистов и различных категорий населения. Главным в данном направлении должно стать обеспечение профориентационной деятельности информационно-коммуникационными технологиями с учетом современных реалий информационной среды.

8. Активизация социального партнерства посредством создания в Якутии регионального представительства Ассоциации профориентаторов России, ассоциаций стратегических и социальных партнеров образовательных учреждений, консолидирующих профориентационные и профессионально-образовательные ресурсы, позволяющие осуществлять системно кадровую политику на предприятиях, организациях (как, например, АЛРОСА), использовать производственный потенциал для допрофессиональной подготовки школьников, дуального образования, проведения и профессиональных проб, прохождения производственных практик студентов и др.

9. Организация сопровождения и комплексной поддержки профессионального самоопределения подростков и молодежи и профессионализации взрослых. Идея сопровождения профессионального самоопределения обучающихся реализуется при организации профдиагностики, морально-эмоциональной поддержки при выборе будущей профессии, построении послешкольного профессионально-образовательного маршрута, профессиональной карьеры и др. Комплексная поддержка ориентирована на осуществление педагогической, психологической, медицинской, информационной помощи личности в процессе профессионального самоопределения, при смене сферы профессиональной деятельности.

10. Внедрение современных образовательных и интерактивных технологий и активных методов профориентации в содержание профориентационной деятельности, учитывая зарубежный и отечественный педагогически ценный опыт: тренинговых, игровых, проектных, диалоговых технологий, технологии портфолио, психотехнических игр и др.


Реализация вышеуказанных приоритетов развития профориентации в Республике Саха (Якутия) позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие человеческого капитала, трудового потенциала региона, консолидацию профориентационных ресурсов республики, повысить качество профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для процветания Якутии.

1.3. Профессиональная направленность старшеклассника как социальная проблема

Формирование профессиональной направленности старшеклассников есть сложная социальная проблема. Ее достижение обеспечивается единством педагогического целенаправленного влияния, собственной активности обучаемого как субъекта деятельности. Методологические основы профессиональной направленности освещены такими авторами, как Л. А. Байко, П. В. Вавилов, Н. К. Елаев, В. В. Кревневич, Н. К. Котиленков, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, С. С. Мартынова, К. К. Платонов, В. Ф. Сахаров, А. П. Сейтешев, В. А. Сластенин, и др., которые рассматривают ее как основной элемент общей направленности, результат наличия у человека сложившейся системы устойчиво доминирующих мотивов выбора профессии.

Ведущее место в формировании профессиональной направленности занимает личная направленность. Изучение проблемы направленности личности свидетельствует о том, что в психологии нет единого понимания своеобразия направленности как индивидуальной характеристики. Многие авторы рассматривают направленность личности как результат наличия у человека определенной структуры его мотивационной сферы.

По мнению К. К. Платонова, направленность личности – это совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ориентированных на достижение относительно сложных и отдаленных жизненно важных целей.

В понимании Б. Ф. Ломова направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Такой же точки зрения придерживается С. С. Мартынова. Исследователь считает, что направленность является «сложным и важным психологическим свойством личности, занимающим ведущее место в ее структуре» [44].

Следующей существенной характеристикой направленности личности является система отношений человека к действительности. В. Н. Мясищев отмечает, что «мое отношение к моей среде есть мое сознание». Под направленностью личности автор понимает отношение человека к миру, людям, себе.

Интересна трактовка С. Л. Рубинштейна, который определяет направленность как систему побуждений или мотивов, влияющих на ее деятельность. Автор считает, что направленность является важнейшей стороной личности, определяющей ее социальную и нравственную ценность.

Таким образом, направленность личности рассматривается различными авторами, как отношение личности к миру, людям, себе (В. Н. Мясищев), как совокупность взглядов, идей, убеждений (К. К. Платонов), как система мотивов (Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн), как социальная и нравственная ценность (С. Л. Рубинштейн).

Из вышеизложенного следует, что направленность личности представляет собой сложное психологическое, системно-генерализованное образование, отношение человека к миру, себе, системное свойство личности, отражающее устойчивую взаимосвязь инициатора действий с заданной целью и обеспечивающее регуляцию поведения и деятельности человека.

Как было отмечено ранее, изучение функциональной природы направленности личности показывает, что она формируется в деятельности. Основу научного исследования направленности личности составляет положение А. Н. Леонтьева о решающей роли мотивационного компонента деятельности. По его мнению, реальный смысл учения для ученика определяется не знанием значения изучаемого предмета – теоретического или практического, а, следовательно, и не целями, которые ставятся перед учащимися учителем, а мотивами ученика – его отношением к предмету. Исследователь считает, что «мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель) действия» [38]. Этот момент представляется нам важным в понимании функциональной природы направленности личности. Именно так и появляется новая деятельность, и рождаются новые отношения человека к действительности.

А. Н. Леонтьевым определено, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому он придает такое большое значение мотивационно – потребностной деятельности. Взаимно превращающимися единицами, или «составляющими», деятельности являются «потребность-мотив-цель-условия» и соотносимые с ними «деятельность-действие-операции». Вследствие этого деятельность является и предпосылкой, и средством формирования позиции личности: в каком направлении человек действует, такова и направленность его позиции. С точки зрения автора, целостную личность характеризует сформированность комплекса общественно значимых личностных качеств человека. В значительной степени такая личность обладает также и развитыми профессиональными качествами, которые характеризуются профессиональными знаниями. Профессиональные знания и профессионально значимые личностные качества человека невозможно разъединить, они являются профессиональной характеристикой личности.

Таким образом, анализ отечественных теорий личности показывает, что личная направленность характеризуется личным мотивом, который ориентирован на достижение субъектных целей. Мотивы человека, как осознаваемые, так и неосознаваемые им, являются формой проявления его потребностей. Другими словами, потребности человека конкретизируются и проявляются в мотивах.

В последние годы проблема формирования мотивов выбора профессии рассматривается в условиях функционирования инновационных школ. Так, И. В. Тимонина считает, что эффективному формированию мотивов выбора профессии у старшеклассников способствуют следующие условия: оптимально спланированный в условиях инновационной школы учебно-воспитательный процесс; реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; совместная работа педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями, направленная на обоснованный выбор профессии старшеклассниками [79].

По нашему мнению, мотив – это содержание направленности, внутренняя побудительная сила, потребность в самоутверждении. Это подтверждается тем, что в психологических исследованиях направленность личности рассматривается в связи с активностью личности как генерализованное, стержневое свойство человека. Таким образом, определяющим в характеристике направленности личности является мотив деятельности, имеющий направляющие и смыслообразующие функции. Он представлен как генерализованное, стержневое свойство индивида, представляющее начало, ядро личности.

В целом направленность личности во вне проявляется и конкретизируется в виде установки или в виде отношения. При этом установки характеризуют направленность человека на предъявляемые ему задачи профессионального выбора. А также становятся убеждениями благодаря активной познавательной деятельности школьников. В этой связи высшей формой направленности личности, в том числе и профессиональной, является убеждение, которое выражается в твердой решимости растущего человека избрать какую-либо профессию.

В первом случае в качестве побудителя выступает влечение, а в качестве цели – нечетко сформированная логическая конструкция или образ. Во-втором случае, побудителем становится мотив, а цель представлена в виде модели желаемого результата. Именно в этом, на наш взгляд, заключается связь мотивационно-потребностной сферы человека с познавательными процессами.

В психолого-педагогической литературе определение профессиональной направленности не имеет единого научного толкования. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем наиболее важные аспекты профессиональной направленности личности, которые позволяют подойти к практическому решению проблемы подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Большинство авторов считают, что профессиональную направленность характеризуют чувство профессиональной зрелости, необходимость выбрать социальный и профессиональный идеал, найти свое место во взрослой жизни.

По С. Л. Рубинштейну, профессиональная направленность – это комплекс ценностно-избирательных и эмоционально-волевых отношений личности к тому или иному виду профессионального труда.

По мнению целого ряда ученых (Ю. П. Вавилов, Л. Л. Кондратьева, К. К. Платонов, А. Д. Сазонов), профессиональная направленность всегда отнесена к определенному объекту, виду трудовой деятельности. При этом мы придерживаемся мнения А. Д. Сазонова о том, что профессиональная направленность личности – это характеризующее данное человека, своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность.

Это позволяет нам считать, что профессиональная направленность имеет ряд специфических особенностей, которые определяются, в частности, через такие параметры, как: избирательность и специализация, способности и склонности, характерологические и стилевые особенности и др.

Как показывают современные исследования по изучению проблемы направленности личности, важное место в личностной структуре занимает профессиональная направленность растущего человека как его существенная индивидуальная характеристика.

Такую ориентацию можно обозначить как «предметно-профессиональную». В соответствии с ней старшеклассник выбирает будущую профессию, которая соответствует (или не соответствует) его личным интересам то и вызывает у него определенные эмоции. На основании вышеизложенного, можно утверждать, что профессиональная направленность, прежде всего, имеет предметное содержание.

В формировании профессиональной направленности личности важна субъектная позиция – процесс делания человеком себя. Как отмечает Н. А. Люрьи, «все разрывы и диссонансы современного образования должна преодолеть сама личность, ее самость, сам воспитуемый, обучаемый посредством неких возможностей, которые у него, безусловно, есть, их надо только выявить, раскрыть, реализовать» [40].

При этом личная заинтересованность школьника заключается в самооценке им своих способностей, склонностей. Процесс перехода внешнего регулирования во внутреннее саморегулирование обеспечивает его сознательную позицию. В результате способность личности к самоактуализации деятельности выступает как основной признак продвижения старшеклассника в своем развитии.

Педагогический аспект феномена самоактуализации личности состоит в создании условий формирующемуся человеку для реализации его потенциала, которые предполагают опору на собственные силы, самостоятельное и независимое собственное мнение.

Процесс формирования профессиональной направленности старшеклассников завершается появлением у выпускника школы установки на конкретные профессиональную деятельность. Следовательно, профессиональную направленность характеризует также отношение личности к самой проблеме выбора профессии.

В этой связи профессиональная установка выражает собой личностную активность субъекта деятельности и относится к смысловым установкам, возникающим в ходе профессионального развития. Своим возникновением понятие «профессиональные установки» также как и понятие «профессиональная мотивация», обязано, прежде всего, реализации принципа личностной активности. Именно данный принцип позволяет учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Активность старшеклассника при выборе профессии определяется тем, насколько оно подготовлен как субъект деятельности. При этом важно оценить уровень сформированности профессиональной направленности. Для результативности ее формирования необходимо выявить показатели, критерии и уровни, характеризующие ее сформированность.

В теории профориентации разработка критериев и показателей сформированности готовности школьников к выбору профессии осуществлена в исследованиях С. И. Вершинина, Е. А. Климова, Е. В. Машиньян, Н. С. Пряжникова, М. С. Савиной, С. Н. Чистяковой и др.

С. И. Вершинин выделяет следующие критерии эффективности профориентационной работы в целом, в качестве которых представлены:

– информированность учащихся и профессиях и путях ее получения;

– наличие у старшеклассников потребности в обоснованном выборе профессии;

– осознание учащимися социальной значимости труда;

– степень развития самопознания школьника;

– наличие у учащихся обоснованного профессионального плана.


Таким образом, представленные критерии свидетельствуют о практической и психологической подготовленности школьника к выбору профессии, развитии его профессионально важных качеств. На наш взгляд, важнейшей характеристикой сформированности профессиональной личности является наличие у человека твердой воли, реальной способности превратить свои планы в деятельность. Поэтому мы считаем, что необходимо выделить в отдельный критерий – волевой. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующие критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной направленности старшеклассников.

1. Побудительно-мотивационный критерий. Показатели: наличие потребности старшеклассника в выборе профессии; обоснованность устойчивой системы мотивов выбора профессии; интерес к содержанию выбираемой профессиональной деятельности.

2. Когнитивный. Показатели: информированность старшеклассника о профессиях, содержании и перспективе выбираемой профессии, условиях ее освоения, требованиях, предъявляемых к человеку, возможностях профессионального роста.

3. Волевой критерий. Показатели: стремление преодолеть трудности жизненных ситуаций; уверенность в преодолении препятствий на пути в овладении профессией; эмоциональная уравновешенность; осознание своих возможностей, способностей и своей позиции, отношения к определенной профессиональной деятельности.

4. Адаптивный критерий. Показатели: умение личности адаптироваться к новым условиям; стремление к самореализации потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к выбору профессии, самопознанию; развитость умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии; умение осуществлять самоконтроль поведенческой и психологической активности, регуляцию и коррекцию своей деятельности.


Определение критериев профессиональной направленности позволило выделить следующие уровни ее сформированности у старшеклассников:

Высокий уровень – достаточно полная информированность о мире профессий, о выбранной профессии; устойчивый интерес к определенной профессии; психологическая готовность к выбору конкретной профессии; знания о своих индивидуальных особенностях.

Средний уровень – недостаточные знания о содержании будущей профессии; первоначальный опыт; неустойчивые волевые усилия в отношении выбора профессии; развивающаяся потребность в знаниях о профессии; неустойчивый интерес к профессии.

Низкий уровень – неполные представления о содержании выбираемой профессии; недостаточно развитая мотивация выбора будущей профессии; появление потребности в ознакомлении с профессией; понимание необходимости выбора будущей профессии; пассивность.

Выделение критериев, показателей и уровней сформированности профессиональной направленности старшеклассников, в целом, будет способствовать целенаправленному осуществлению профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях.

Важным для нашего исследования является определение качеств, характеризующих профессиональную направленность личности. Традиционно профессиональная направленность старшеклассника выражена такими эмоциональными качествами, как: широта, действенность, интенсивность и устойчивость. Интенсивность профессиональной направленности выражена в мотиве выбора профессии, преодолении старшеклассником трудностей в учебе, труде. Широта – направленность на различные профессиональные сферы (широкая направленность). Действенность – способность личности активизировать свое отношение к выбранной профессии. Устойчивость – степень желания школьника учиться, его стремление к овладению профессиональными умениями и навыками, настойчивость в достижении цели.

Следующим важным моментом в нашем исследовании является определение факторов, обуславливающих выбор школьниками будущей профессии.

Анализ теории профориентации и практики позволил выделить следующие факторы, влияющие на формирование профессиональной направленности старшеклассников:

– внешние (региональные, социальные особенности, психолого-педагогические условия);

– внутренние (самопознание, самоопределение, самореализация, самоутверждение в профессиональном выборе).


В некоторых работах по данной проблеме указывается, что в выборе профессии, в основном, действуют социальные факторы. Так, исследование проблем формирования профессиональной направленности личности связано с изучением наиболее актуальных специфических процессов в общественном и индивидуальном сознании. Решающее значение для развития профессиональной направленности старшеклассника имеет социальная направленность процесса формирования личности, поскольку растущий человек включен в процесс социализации, в котором принимают участие все социальные институты общества.

Социальные требования общества являются общими для всех людей, они побуждают человека самостоятельно конкретизировать их сообразно своему жизненному плану, благодаря которым возможно «самосостояние» человека. По степени развития “самости” можно судить об уровне и качестве сформированности профессиональной направленности личности.

В процессе социализации старшеклассники усваивают общие социальные ценности, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия школьников. По мнению М. И. Томаса, процесс выбора профессии целиком детерминирован заучиваемыми ценностями. Существует множество ценностей, которые, исходя из запросов общества, кажутся важными. Однако любая ценность приобретает истинный смысл, только будучи включенной в определенную систему. Так, Л. А. Амирова считает, что на различных этапах профессиональной ориентации важнейшим условием является изучение и последующий учет в работе ценностных представлений молодежи. Следует отметить, что система ценностей не статична, она находится в постоянном развитии.

Как свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы, профессиональная ориентация способствует формированию у старшеклассников ценностных ориентаций, что имеет немаловажное значение для формирования профессиональной направленности личности. Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем вывод, что формированию профессиональной направленности старшеклассника способствуют социальные факторы и ценностные ориентации, являющиеся значимыми в обществе.

Особое место в характеристике профессиональной направленности личности занимают психологическое и педагогическое изучение школьников. Профессиональная направленность личности тесно взаимосвязана с индивидуальными способностями психических процессов и биопсихическими свойствами личности. По мнению Т. В. Кудрявцева, при рассмотрении данных процессов в традициях деятельностного подхода к развитию личности основной упор делается на диалектику взаимодействия операционально-технических и мотивационно – потребностных компонентов профессионального развития [37]. Интересные размышления о развитии субъективности и личности приводит В. А. Петровский. «Развивается ли личность? Спрашивает В. А. Петровский. – Кощунственное сомнение возникает в связи с тем, что без другого человека никакое собственное развитие индивида, очевидно, не происходит… Человек включен в другого человека и через эту включенность развивается как личность».

В целом, профессиональная направленность как интегральное свойство личности формируется в результате прямого воздействия на внутренний мир старшеклассника. На наш взгляд, важно отметить, что профессиональная направленность должна интегрировать в себе и развитие мира профессий, и развитие мира образования, и развитие внутреннего мира человека. Именно на этом уровне решается основной вопрос индивидуального развития школьника в плане профориентации.

Профессиональная направленность формируется наиболее успешно при условии, если старшеклассник осмысливает при этом не только личные потребности и интересы, но и то, как они соотносятся с общественной значимостью, интересами окружающих людей, с объективными возможностями их удовлетворения. Этот процесс протекает под влиянием различных, нередко противоречивых воздействий. Поэтому формирование профессиональной направленности требует активизации преднамеренных общественно значимых побудителей. В связи с этим, наибольший интерес представляет исследование Н. К. Елаева, считающего, что профессиональная направленность личности формируется под влиянием всего комплекса окружающей среды, который она испытывает постоянно в процессе повседневной жизни. Устойчивость этой направленности зависит от степени сложности и разносторонности ее жизненных связей с этой средой. Именно то, как школьник воспринимает окружающую среду, какие формы активности считает для себя подходящими, как выходит на новые уровни взаимодействия – все это и определяет сформированность его профессиональной направленности.

Таким образом, при рассмотрении факторов, влияющих на формирование профессиональной направленности личности, всегда нужно учитывать как взаимосвязь и взаимообусловленность возможно большего числа внешних факторов, так и личностные характеристики обучаемых.

На основе выявленных особенностей целостного процесса формирования профессиональной направленности личности старшеклассника необходимо сделать вывод о том, что наиболее значимое влияние на его эффективность оказывают следующие характеристики: социальные факторы, психолого-педагогические условия, образовательные системы, которые, взаимодействуя друг с другом, дают возможность школьнику выбрать профессию в соответствии со своими личностными качествами и требованиями самой профессии к человеку, ее выбирающему. Однако, определяющими факторами являются личностные условия, так как только личная заинтересованность в выборе профессии активизирует старшеклассника.

Характеристика процесса формирования профессиональной направленности личности свидетельствует о сложности данного социального явления. Как показал анализ теории, исследователи основное внимание уделяют содержательной и операционной сторонам формирования профессиональной направленности личности на основе учета ее индивидуальных особенностей.

Многими исследователями отмечается, что правильный выбор профессии зависит от степени профессиональной направленности, сформированной у учащихся в школьные годы. С другой стороны, она имеет и нравственную значимость, поскольку характеризует особенности отношения растущего человека к профессиональным видам деятельности, избираемой профессии.

Таким образом, профессиональная направленность является результатом развития самой личности. Наиболее значимой в реализации профессиональных планов является способность личности к самоактуализации деятельности. Это личностное образование значительно влияет на овладение школьниками профориентационными знаниями, умениями, что является предпосылкой для формирования готовности учащихся к выбору будущей профессии.

Анализ теоретических работ по психологии труда показывает, что структура профессиональной направленности личности школьника отражает структуру общей направленности личности, связанную с профессиональной подготовкой. А. П. Сейтешев указывает, что профессиональная направленность личности в зависимости от глубины и уровня развития деятельности человека внешне проявляется в различных формах: от влечения, желания до интереса, склонности, цели, идеала, убеждения. По его мнению, в понятие профессиональной направленности личности учащегося следует включить «ряд ее форм: чувство (влечение, желание, страсть), установки и тенденции, интересы, склонности, идеалы и убеждения».

К. К. Платонов считает, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Такое же определение мы находим у Н. Д. Левитова и В. В. Кревневича.

Л. Л. Кондратьева отмечает, что профессиональная направленность – это психологическое новообразование, характеризующее профессиональное развитие личности, которое отражается на этапе освоения профессии.

Следовательно, интересы, стремления с их мотивами, профессиональные идеалы – качества, определяющие профессиональную направленность. В содержательном плане профессиональная направленность обуславливается сферой только тех потребностей и интересов, которая связана с выбором профессии.

Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что профессиональная направленность школьника – это ведущая его характеристика, выражающаяся в познавательных процессах, влияющих на выбор учащимися профессии, и обуславливающих целенаправленную деятельность растущего человека для получения дальнейшего образования.

Значение профессиональной направленности старшеклассника, ее место при выборе конкретной профессии нашло отражение также в исследованиях В. Ф. Афанасьева, Т. А. Воробьева, В. П. Грибанова, В. В. Кревневича, Л. Л. Кондратьевой, Р. И. Райдаган и др. Исследователи по-разному выделяют возрастные этапы оптимального периода для активного формирования у учащихся профессиональной направленности.

Однако все они сходятся во мнении, что старший школьный возраст более зрелый для выбора профессии, что подтверждает правомерность выделения нами данного возрастного периода школьников в нашем исследовании.

Становление качественно новых образований, чувство взрослости происходит в результате перестройки организма, роста самосознания школьника, развития интереса к собственному «Я». Учет этого обстоятельства, на наш взгляд, оказывается принципиально важным в плане формирования профессиональной направленности, поскольку способность к осознанному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формированием образа «Я». В признанной многими исследователями схеме «Я» – концепции человек предстает как субъект самосозидания, самовыстраивания «изнутри». В «Я»-концепции личности таится сила, благодаря которой возможно «самосостояние» человека в любых жизненных обстоятельствах.

Создание образа «Я» имеет важное значение в процессе выбора школьниками будущей профессии для того, чтобы адекватно осуществить его согласно их возможностям. Поэтому важно активизировать все духовные силы старшеклассников для гармоничного становления личности человека. При этом в своей реальной жизни старшеклассник должен готовиться к индивидуальному профессиональному выбору.

Большинство авторов, изучающих данный возрастной период, отмечает ориентированность личности старшеклассника на проблемы выбора профессии. Старший школьный возраст К. К. Платонов рассматривает как период осознанного «отбора» личностью ведущих основных интересов, удовлетворение которых может обеспечить основную линию жизни. Схожей точки зрения придерживаются Л. И. Божович, И. С. Кон, И. В. Дубровина, подчеркивая высокую степень развития у старшеклассника мотивационно-потребностной сферы.

Развитие личности в подростковом возрасте определяется новыми отношениями – потребностью социального самоутверждения. При этом личностное саморазвитие положительно влияет на такие виды деятельности, как художественное творчество, занятия физкультурой и спортом. Система трудового воспитания обеспечивает учащимся все большие возможности для удовлетворения своих профессиональных интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к будущей профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость целенаправленной работы по формированию у старшеклассников готовности трудиться в различных отраслях производства, которая определяется положительным отношением к общественно значимому труду.

В связи с этим у старшеклассника углубляется интерес к учебе, который имеет устойчивый личностный характер, что побуждает его к активному апробированию разных целей в ходе действий, напрямую связанных с выбором профессии. Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили значимость формирования профессиональной направленности личности в старшем школьном возрасте. Готовность школьника к будущей профессии есть суть его отношения к труду как к общественной ценности.

1.4. Современные формы профориентационного сопровождения обучающихся

Основная цель профориентации состоит в создании реальных возможностей для профессионального самоопределения личности с учетом индивидуальных способностей, интересов, а также и потребностей государства в квалифицированных кадрах. В настоящее время профориентационную работу принято рассматривать в рамках системы, субъектом которой могут выступать различные структуры общества. По мнению Е. Ю. Пряжниковой и Н. С. Пряжникова субъектами профориентации могут быть: мировая экономика, государство, органы управления, конкретная самоопределяющаяся личность, семья, психолого-педагогическая наука, центры и службы психолого-педагогической помощи населению, образовательные учреждения, фирмы, организации, предприятия [67, С. 22–23]. Каждый субъект профориентации имеет определенные задачи, свои специфические средства и свое видение профориентации, что в конечном итоге направлено на развитие общества в целом. Поэтому, рассматривая организацию профориентации в рамках разных социальных институтов, мы видим, что направления в ее организации исходят из поставленных целей.

Конец ознакомительного фрагмента.