Вы здесь

Региональное управление и территориальное планирование. Глава 2. Особенности регионального управления (И. Е. Рисин)

Глава 2. Особенности регионального управления

2.1. Цели и задачи регионального управления

В характеристике особенностей регионального управления сфокусируем внимание, в первую очередь, на его основных целях и задачах.

Прежде всего отметим, что если для коммерческих организаций главная цель управления имеет экономическую природу и рыночную направленность, то для региона – социально-экономическую природу. Развитие экономики субъекта РФ выступает как условие повышения уровня и качества жизни его населения.

Важно обратить внимание на необходимость согласования целей регионального управления с целями публичного управления более высокого уровня.

В этой связи укажем, что в составе основных целей управления, осуществляемого Федеральным центром, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в 2008–2020 гг. устанавливает в том числе:

♦ обеспечение перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития;

♦ создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;

♦ развитие человеческого потенциала;

♦ повышение экономической безопасности страны, расширение и укрепление ее внешнеэкономических позиций;

♦ формирование новых территориальных центров экономического роста, снижение пространственной социально-экономической асимметрии;

♦ ускорение межрегиональной и межмуниципальной интеграции и укрепление единого экономического пространства страны.

Главная цель регионального управления состоит в обеспечении устойчивого динамичного социально-экономического развития субъекта РФ.

Эта цель декомпозируется на подцели, в числе которых выделяются:

♦ обеспечение перевода экономики субъекта РФ на инновационный путь развития и на этой основе – повышение ее конкурентоспособности на национальном и мировом рынках продукции и услуг;

♦ появление и развитие на территории субъекта РФ новых точек экономического роста;

♦ повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ;

♦ рост занятости трудоспособного населения;

♦ сокращение дифференциации населения по уровню доходов и преодоление бедности;

♦ обеспечение роста качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;

♦ улучшение демографической ситуации (снижение смертности, повышение рождаемости, продолжительности жизни).

Каждая из целей регионального управления, в том числе вышеназванных, реализуется посредством решения множества задач.

Так, перевод экономики субъекта РФ на инновационный путь развития, повышение ее конкурентоспособности сопряжены с постановкой и решением таких задач, как:

♦ формирование и развитие региональной инновационной системы, включающей такие ее элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики; инжиниринговый бизнес; инновационная инфраструктура (технопарки, центры трансфера технологий и др.); институты рынка интеллектуальной собственности; механизм стимулирования инноваций;

♦ создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных секторов экономики (например, производства вычислительной техники, летательных аппаратов, включая космические, фармацевтической продукции);

♦ расширение масштабов и диверсификация сфер использования передовых технологий, в том числе созданных в регионе, ускорение процессов создания и освоения производства продуктовых инноваций.

Формирование новых точек роста экономики региона связано с решением задач, в числе которых:

♦ создание и развитие кластеров, реализующих конкурентные преимущества региона, в том числе имеющих инновационный характер;

♦ расширение сферы действия эффективных форм пространственной локализации бизнеса (особые экономические зоны, промышленные и технологические парки и др.);

♦ формирование и развитие элементов «новой экономики» (включая секторы информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий и др.).

Повышение инвестиционной привлекательности экономики субъекта РФ сопряжено с решением задач, в числе которых:

♦ создание новых возможностей для привлечения внешних инвесторов (инвестиционных проектов, площадок, объектов, резервных мощностей энергетики и свободных трудовых ресурсов);

♦ расширение границ пространственной организации процессов инвестирования посредством инициирования и совместной реализации межрегиональных инвестиционных проектов (развитие современных автомобильных магистралей высокой пропускной способности; специализированных транспортно-логистических центров межрегионального значения и др.);

♦ связывание роста инвестиционного потенциала региона с улучшением использования существующих конкурентных преимуществ территории и с созданием новых;

♦ расширение возможностей привлечения средств национальных институтов развития (Инвестиционный фонд РФ, Банк Развития, Российский венчурный фонд) для финансирования перспективных региональных инновационных проектов;

♦ создание в регионе институтов развития (инвестиционного и венчурного фондов и др.) и включение их ресурсов в реализацию целевых программ развития секторов экономики и инфраструктуры;

♦ развитие инвестиционной инфраструктуры (банков, страховых, консультационных и иных компаний);

♦ активизация действий, способствующих расширению масштабов привлеченных сбережений домохозяйств и их конвертации в инвестиционные ресурсы;

♦ расширение масштабов и диверсификация сфер использования механизма государственно-частного партнерства;

♦ формирование благоприятного имиджа инвестиционных возможностей региона на международном и российском рынках капитала;

♦ снижение рисков инвесторов (административно-правовых, финансовых, политических);

♦ сокращение административных барьеров для выхода на новые сегменты регионального и местного рынков товаров и услуг.

Рост занятости трудоспособного населения предполагает решение таких задач, как:

♦ обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов;

♦ формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности;

♦ создание новых высокопроизводительных рабочих мест;

♦ формирование условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

♦ содействие развитию малого бизнеса.

Сокращение дифференциации населения по уровню доходов и преодоление бедности сопряжено с решением таких задач, как:

♦ сокращение социальной бедности, свойственной многодетным и неполным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам;

♦ сокращение экономической бедности, отражающей низкий уровень доходов работающего населения.

Улучшение демографической ситуации в регионе предполагает постановку и решение задач, в числе которых:

♦ формирование здорового образа жизни;

♦ повышение эффективности системы оказания медицинской помощи;

♦ снижение негативного воздействия экономики на окружающую среду и здоровье населения;

♦ повышение рождаемости;

♦ укрепление института семьи;

♦ снижение смертности и рост продолжительности жизни;

♦ обеспечение населения доступным и качественным жильем;

♦ оптимизация миграционных процессов.

Важно уяснить объективно существующую взаимосвязь целей управления развитием экономики региона и повышением уровня и качества жизни его населения.

Так, решение социальных задач повышения образовательного уровня населения, обеспечения здорового образа его жизни формирует в сфере экономики рабочую силу более высокого качества, следовательно, является необходимым условием достижения роста производительности труда как ключевого фактора экономического роста. В свою очередь развитие экономики расширяет возможности для осуществления позитивных преобразований в социальной сфере региона, роста объема и качества предоставляемых ею услуг.

Для конкретизации представлений о целях и задачах регионального управления обратимся к программным документам, определяющим траектории развития отдельных субъектов РФ.

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. устанавливает в числе целевых показателей (2025 г. к 2007 г.):

♦ рост валового регионального продукта – в 3 раза;

♦ рост объема промышленного производства – в 2,7 раза;

♦ рост объема продукции сельского хозяйства – в 2 раза;

♦ рост инвестиций в основной капитал – в 2,8 раза;

♦ рост ожидаемой продолжительности жизни – 5,2 года;

♦ снижение уровня бедности до 1 %;

♦ рост реальных располагаемых денежных доходов населения – в 3,5 раза.

Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 г. предусматривает (2020 г. к 2005 г.):

♦ рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 3,2 раза;

♦ рост валового регионального продукта – в 3,8 раза (в сопоставимой оценке);

♦ рост промышленного производства – в 4,5 раза (в сопоставимой оценке);

♦ рост инвестиций в основной капитал – в 3,3 раза (в сопоставимой оценке).

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 г. предусматривает (2020 г. к 2005 г.):

♦ рост денежных доходов (в среднем на душу населения) – в 5,2 раза;

♦ рост средней начисленной заработной платы – в 6,3 раза;

♦ снижение уровня зарегистрированной безработицы – с 1,7 до 0,6 %;

♦ увеличение средней обеспеченности населения жилой площадью – с 20 (кв. м/человек) до 28,0;

♦ рост валового регионального продукта (ВРП) – в 3,2 раза;

♦ рост инвестиций в основной капитал – в 4,9 раза;

♦ рост доли инновационной продукции – в 5,2 раза.

Следует обратить внимание на постановку и решение еще одной общей для всех субъектов РФ ключевой задачи регионального управления – приращения и эффективного использования его экономического потенциала.

Экономический потенциал региона можно определить как объективные предпосылки, имеющиеся (в том числе созданные) в субъекте РФ, для осуществления и развития экономической деятельности. Их разнообразие определяет сложную природу экономического потенциала, состоящего из совокупности частных потенциалов. В их числе:

экономико-географические характеристики региона (размеры территории; почвенно-климатические условия; устойчивость территории региона к различным нагрузкам природного и техногенного характера; местоположение относительно основных транспортных коридоров национального и наднационального уровней; близость к промышленно развитым регионам и рынкам сбыта; наличие видов сообщения с другими регионами, зарубежными странами и др.);

природный и экологический потенциал (состояние окружающей среды; площадь и качество посевных площадей; обеспеченность важнейшими видами минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных ресурсов, обеспеченность водными ресурсами, в том числе питьевой водой; возможности многоцелевого использования отдельных видов ресурсов в качестве элементов природных заповедников, рекреационно-туристических зон, спортивных баз; разнообразие и мощность месторождений полезных ископаемых и др.);

демографический потенциал (численность населения, соотношение городского и сельского населения, половозрастной состав населения; естественный прирост населения, миграционный прирост и др.);

трудовой потенциал (численность экономически активного населения; профессиональная и возрастная структура рабочей силы; профессиональная и географическая мобильность рабочей силы; распределение трудовых ресурсов по отраслям и видам экономической деятельности и др.);

производственный потенциал (величина основного капитала, его технологическая структура, физический износ, динамика обновления; технологии, применяемые в производстве; наличие импортозамещающего и экспортоориентированного производства, видов деятельности, относимых к «новой экономике» и др.);

инновационный потенциал (наличие и число организаций, выполнявших исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; внутренние затраты на исследования и разработки; число созданных передовых технологий; число использованных передовых технологий; устойчивость связей научных организаций с индустриальным сектором экономики, широта сферы распространения наукоемких производств и др.);

финансовый потенциал (объем и структура инвестиций в основной капитал, в технологические инновации; объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона; бюджетная обеспеченность; объем финансирования целевых программ федерального и регионального уровней в перспективные отрасли социально-экономической системы субъекта РФ и др.);

потребительский потенциал (уровень дифференциации населения региона по доходам, масштабы и виды бедности, величина и структура потребительских расходов, склонность населения к накоплению и др.);

инфраструктурный потенциал (уровень развития отраслей социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры; наличие современных транспортных магистралей, связывающих регион с другими субъектами РФ, их разнообразие и качество; обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием; состояние энергообеспеченности региона; уровень развития банковской сети и др.);

институциональный потенциал (лояльность населения к действиям властей разных уровней; состояние правовой системы, регламентирующей экономический порядок; уровень согласованности действий региональных и местных властей; наличие и состояние институтов гражданского общества и др.);

потенциал государственного управления (уровень подготовки кадров, реализующих функции управления; состав и алгоритмы использования методов и инструментов управления; техническая и информационная оснащенность управленческого труда; состояние информационной базы управления и др.).

Для характеристики и оценки составляющих экономического потенциала региона используется комплекс показателей (табл. 2.1).


Таблица 2.1. Экономический потенциал региона и его показатели










В таблицах 2.1–2.6 приведены количественные значения отдельных показателей экономического потенциала региона применительно к выборке субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО).


Таблица 2.2. Площадь территории и численность населения регионов ЦФО




Таблица 2.3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет




Таблица 2.4. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума,%




Таблица 2.5. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб.


Таблица 2.6. Показатели инновационного обновления экономики регионов ЦФО


2.2. Субъекты регионального управления

Дополним характеристику особенностей регионального управления, фокусируя внимание на его субъектах, т. е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия. Речь идет об организациях, наделенных правами и обязанностями осуществлять управленческое воздействие на социально-экономическую систему субъекта Российской Федерации. В этом качестве выступают органы государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления.

Государственные органы федерального уровня ответственны за разработку рамочных условий территориального развития, обоснование приоритетов, условий и форм использования ресурсов, направляемых ими в регион. Это могут быть инвестиции, выделяемые на выполнение государственных программ, реализуемых на территории региона (например, на строительство объектов Олимпиады-2014, чемпионата мира по футболу-2016, строительство новых АЭС), дотации, предоставляемые на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ, субсидии для долевого финансирования проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения, бюджетные кредиты и др.

Важный аспект деятельности федерального центра – ввод системы показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Среди федеральных министерств, деятельность которых оказывает существенное влияние на состав задач регионального развития и их ресурсное обеспечение, следует выделить: Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Важную роль в регулировании социально-экономических процессов, происходящих в регионе, играют Федеральные службы: антимонопольная, миграционная, таможенная, по оборонному заказу, тарифам, финансовым рынкам, экологическому, технологическому и атомному надзору, надзору в сфере природопользования, ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В компетенцию региональных органов власти входит постановка целей социально-экономического развития субъекта РФ, их согласование с целями развития экономики страны. Важной является осуществляемая ими мобилизация ресурсов, необходимых для развития региона. Существенным является и определение состава методов и инструментов, посредством которых осуществляется воздействие публичной власти на социально-экономическую систему региона, разработка алгоритмов их применения.

Развернутое представление о содержании деятельности региональных органов власти по управлению социально-экономическим развитием региона сопряжено с фиксацией основных полномочий законодательного и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В этой связи укажем, что к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуемым в сфере управления его социально-экономическим развитием, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесены: утверждение схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъекта РФ; утверждение бюджета субъекта РФ и отчета о его исполнении; утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ; установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ; установление налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, установление административно-территориального устройства субъекта РФ; установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления.

К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, реализуемым в сфере управления его социально-экономически развитием, тем же Федеральным законом отнесены в том числе: разработка и представление на утверждение представительному органу проектов бюджета и программ социально-экономического развития субъекта РФ; исполнение указанных бюджета и программ; управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления, реализуемым в сфере социально-экономического развития муниципальных образований, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; создание муниципальных предприятий и учреждений; финансирование муниципальных учреждений; формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования; организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.

В характеристике содержания деятельности субъектов регионального управления особого внимания заслуживают процессы:

♦ разработки и реализации региональной экономической политики, имеющей множество функциональных видов (социальная, промышленная, аграрная, инновационная, инвестиционная политика и др.);

♦ разработки и реализации программных документов социально-экономического развития региона, его муниципальных образований (стратегий и стратегических планов, программ социально-экономического развития региона, его базовых отраслей и комплексов и др.);

♦ формирования и исполнения бюджетов субъекта РФ, муниципальных образований;

♦ развития и эффективного использования собственности субъекта РФ, муниципальной собственности.

Следует отметить, что расширение экономических возможностей органов местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах в перспективе позволит повысить их роль как субъектов публичного управления развитием экономики регионов.

В составе субъектов регионального управления следует выделить полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. В числе реализуемых ими функций:

♦ приведение в соответствие законодательных актов субъектов России федеральному законодательству;

♦ координация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

♦ контроль исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации;

♦ взаимное согласование в региональном разрезе долгосрочных программных документов развития отраслей экономик и социальной сферы (долгосрочных стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования развития регионов Российской Федерации, долгосрочных целевых программ), увязка с ними программных документов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью их ориентации на достижение общефедеральных целей и реализацию экономического потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

♦ оценка эффективности исполнения полномочий территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и на этой основе представление Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предложений о применении мер ответственности и поощрения к соответствующим должностным лицам.

Заметную роль в региональном управлении призваны сыграть и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, компетенции которых определены Федеральным законом от 12 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».

Деятельность ассоциаций направлена на:

♦ обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

♦ подготовку предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;

♦ совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;

♦ достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создания базы для повышения уровня жизни населения;

♦ участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;

♦ оптимальное размещение производительных сил;

♦ взаимосвязанное развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;

♦ подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;

♦ создание комплексных информационных структур и формирование банка данных для принятия оптимальных государственных управленческих решений и др.

В период до 2000 г. было сформировано на добровольной основе 8 межрегиональных ассоциаций Российской Федерации:

♦ Ассоциация экономического взаимодействия Северо-Запада (в составе: г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская, Калининградская, Вологодская, Архангельская области, Коми, Карелия, Ненецкий автономный округ);

♦ Ассоциация областей и городов Центра России (в составе: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва);

♦ Ассоциация «Центральное Черноземье» (в составе: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская и Тамбовская области);

♦ Ассоциация Северного Кавказа (в составе: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область);

♦ Ассоциация «Большая Волга» (в составе: Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Ульяновская области);

♦ Ассоциация «Большой Урал» (в составе: Башкирия, Удмуртия, Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Коми-Пермяцкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская, Тюменская и Челябинская области);

♦ Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (в составе: республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакассия, Алтайский и Красноярский края, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Усть-Ордынский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Агинский Бурятский автономные округа, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская области);

♦ Дальневосточная ассоциация (в составе: Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская области, Еврейская автономная область, Корякский, Агинский Бурятский и Чукотский автономные округа, Бурятия и республика Саха (Якутия).

Важно отметить, что для современной практики характерно наличие и других субъектов регионального управления. Ими являются:

бизнес, дислоцированный на территории региона, уже оказывающий (или способный оказать) воздействие на состояние и динамику его социально-экономического развития;

институты гражданского общества, представленные профессиональными или иными общественными объединениями (профсоюзы, торгово-промышленные палаты и др.), выражающими общие интересы их ассоциированных членов; некоммерческими организациями, интересы которых связаны преимущественно с функционированием объектов социальной инфраструктуры, удовлетворением потребностей членов этих организаций и их семей в спорте, туризме, отдыхе и др.

Участие названных субъектов в региональном управлении обеспечивается посредством формирования:

♦ органов, создаваемых из представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей и профсоюзов для регулирования социально-трудовых отношений;

♦ различного рода комитетов по поддержке или развитию отдельных отраслей из представителей региональных и местных органов власти, союзов предпринимателей;

♦ экспертных, консультативных советов, в которые наряду с сотрудниками государственных органов входят ученые, представители различных объединений, фондов, общественных движений.

Такого рода органы, комитеты, советы заняты преимущественно аналитической и консультативной деятельностью, но нередко участвуют в принятии решений по важным вопросам экономического и социального характера (например, разработка стратегий и программ социально-экономического развития территорий).

2.3. Принципы организации регионального управления

Важный аспект характеристики регионального управления – принципы его организации.

В самом общем виде эти принципы можно определить как условия, выполнение которых обеспечивает эффективную реализацию функций регионального управления. К названным функциям относятся: планирование, организация, контроль.

Состав принципов организации регионального управления включает принципы: целенаправленности, социальности, комплексности, системности, избирательности, активного характера планируемых преобразований, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, демократичности, профессионализма, достаточного информационного обеспечения.

Принцип целенаправленности предусматривает обоснование миссии, стратегических и тактических целей социально-экономического развития региона.

Следование принципу социальности означает, что при формировании стратегических и тактических целей и выборе механизма их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения уровня и качества его жизни.

Соблюдение требований принципа комплексности означает учет в планировании и организации выполнения программных документов (стратегий, стратегических планов, целевых программ) факторов и условий социально-экономического развития региона. Его реализация связана также с необходимостью изучения характеристик, имеющих отношение к принципиально различным институтам организации социально-экономических процессов – рынка и государства.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование его требованиям означает, что определение целей социально-экономического развития региона и механизма их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость регионов в рамках страны, муниципальных образований – в рамках субъекта РФ. Его реализация предполагает также, чтобы при разработке программных документов были учтены предпосылки и ограничения развития, формируемые на различных уровнях: национальном, региональном, муниципальном.

Принцип избирательности предусматривает фокусировку внимания и действий субъектов управления на наиболее значимых параметрах социально-экономической системы региона, концентрацию ресурсов и направление их в сферы, где может быть получен наибольший социально-экономический эффект.

Важную роль играет принцип активного характера планируемых преобразований. Последние должны реализовывать не только сложившиеся позитивные тенденции национального, регионального, муниципального развития, но и определять новые, основанные на формировании и эффективном использовании вновь созданных конкурентных преимуществ страны, региона, муниципального образования на национальном и мировом рынках товаров и услуг.

Следование требованиям принципа адаптивности означает, что управление развитием социально-экономической системы региона необходимо осуществлять с учетом возможных изменений его внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизма их реализации.

Соблюдение принципа эффективности означает, что постановка целей, выбор механизма их реализации призваны обеспечить достижение требуемого уровня и качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками. Его реализация сопряжена с достижением различных эффектов, обеспечивающих приращение социально-экономического потенциала региона. В числе таких эффектов могут быть названы:

синергетический, являющийся результатом поддержки видов экономической деятельности, развитие которых сопряжено с усилением межотраслевых связей в экономической системе страны, региона, муниципального образования;

динамической устойчивости объекта управления за счет реализации превентивных мер, с одной стороны, обеспечивающих использование возможностей, создаваемых его внешней средой, с другой – ограничивающих или блокирующих ее угрозы.

Следование принципу минимизации риска означает, что в процессе планирования социально-экономического развития региона должны быть оценены различные риски.

Принцип баланса интересов многозначен и предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения относительно целей и механизмов их практической реализации.

Принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по планированию социально-экономического развития региона, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения.

Реализация принципа профессионализма обеспечивается специальной подготовкой участников работ по обоснованию и реализации планов развития региона, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов, организацией независимой экспертизы.

Необходимым является и принцип достаточного информационного обеспечения. Его реализация предполагает адекватность структуры информации, используемой в обосновании целей и направлений социально-экономического развития региона, определении необходимых ресурсов и их источников. Такое соответствие необходимо для получения достоверных оценок стартового состояния объекта управления, его потенциала и перспектив развития, возможностей и угроз, возникающих во внешней и внутренней среде.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова главная цель регионального управления?

2. Назовите основные подцели регионального управления и задачи, с решением которых связана их реализация.

3. Приведите примеры постановки целей регионального управления в программных документах органов государственной власти субъектов РФ.

4. Назовите субъектов регионального управления.

5. Что относится к компетенции федерального центра, осуществляющего управление социально-экономическим развитием субъекта РФ?

6. Что относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих управление его социально-экономическим развитием?

7. Что относится к компетенции органов местного самоуправления, осуществляющих управление социально-экономическим развитием муниципального образования?

8. Раскройте содержание принципов: целенаправленности, социальности, комплексности, системности, избирательности, адаптивности, эффективности, демократичности.

9. Используя программные документы органов государственной власти субъектов РФ (Стратегии социально-экономического развития регионов, Программы социально-экономического развития регионов на среднесрочный период), выявите и систематизируйте основные задачи управления социально-экономическим развитием регионов.

10. Используя программные документы органов государственной власти субъектов РФ (Стратегии социально-экономического развития регионов, Программы социально-экономического развития регионов на среднесрочный период) выявите и систематизируйте наиболее значимые меры, обеспечивающие решение основных задач управления социально-экономическим развитием субъектов РФ.

11. Используя статистические данные, выявите регионы, в которых наиболее развиты демграфический, трудовой, производственный, инновационный, финансовый, потребительский, инфраструктурный и институциональный потенциалы.

Литература

1. Бочаров В. П. Экономическая и управленческая деятельность государства: сферы, уровни, инструментарий / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. 556 с.

2. Бочаров В. П. Современное региональное управление: ключевые направления, задачи, инструментарий / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2008. 244 с.

3. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. И. Е. Рисина. М.: КНОРУС, 2016. 240 с.

4. Кирьянчук В. Е. Инновации в системе государственного и муниципального управления: учеб. пособие для бакалавров и магистрантов направления «Государственное и муниципальное управление» / В. Е. Кирьянчук, И. Е. Рисин. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 348с.

5. Лексин В. Н. Реформы и регионы: системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Ленанд, 2012. 1024 с.

6. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / под ред. Акад. А. А. Дынкина. ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2008. 429 с.

7. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. М. Басова [и др.]; Финуниверситет; под ред. Ю. Н. Шедько. М.: Юрайт, 2016. 504 с.