Тема 1
Предмет дисциплины
Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей. Иными словами, важной составляющей предмета исследований региональной экономики является изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.
Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России.
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, важнейшими звеньями которой, по – прежнему, являются электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, сельскохозяйственное производство, строительство и транспорт.
Региональная экономика изучает природно-ресурсный потенциал России и ее регионов, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует уровень экономики страны и субъектов федерации, выделяет основные факторы размещения производительных сил, изучает структуру хозяйства и определяет пути ее рационализации, структурной перестройки экономики, место России в мировой хозяйственной системе, разрабатывает научные концепции социально-экономического развития регионов и страны в целом, экономические методы и механизмов воздействия на процессы размещения инвестиций и регионального развития.
Предмет региональной экономики расширяется за счет включения в ее сферу изучения региональных финансово-кредитных отношений, а также процессов формирования региональных рынков.
Формирование экономических знаний будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения региональной экономики, единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. При этом нужно иметь в виду, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую, расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, имеет свои особенности, уникальный ресурсный потенциал и структуру хозяйства.
Таким образом, региональная экономика – это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.
Региональная экономика сформировалась как наука в течении XX века и прочно заняла свое место среди традиционных экономических дисциплин. Она основывается на теориях, объясняющих законы территориального развития хозяйственной деятельности. Региональная экономика изучает пространственное распределение экономических субъектов и их взаимосвязи, делая акцент на изучении динамики экономических процессов. Целью ее исследований является повышение эффективности развития экономики регионов.
Регионы определяются как территории, с общими природными, социально-экономическими и культурно-историческими признаками, выделяемые на данном этапе развития. В большинстве стран региональное деление совпадает с административными границами территорий и во многом способствует государственному регулированию их экономического развития.
Теория территориального размещения производства основывается на трудах Й. Тюнена (1826 г.)[1], В. Лаунхардта (1882 г.)[2], А. Вебера (1909 г.), А. Леша[3] (1940 г.). Основоположником теории размещения принято считать немецкого экономиста Й. Тюнена.
Отечественная школа региональной науки во главе с такими учеными как Н.Н. Некрасов, А.И. Ведищев, С.В. Славин, Р.И. Шпинер, В.С. Немчинов, А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, разработала теорию планирования размещения производительных сил и методов территориального развития. Научным центром по разработке региональных схем развития и размещения производительных сил Госплан СССР (Совет по изучению производительных сил). Ключевыми формами организации производства на территории СССР были территориально-производственный комплекс (ТПК) и промышленный узел (ПУ).
Формирование ТПК способствовало получению дополнительного экономического эффекта за счет рационального подбора предприятий, оптимальных уровней производства на специализированных предприятиях, пропорциональности между отраслями специализации и дополнительными производствами, между производством и инфраструктурой, рационального использования ресурсов, продуманного размещения строящихся предприятий и асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. В период СССР были разработаны и реализованы уникальные проекты по формированию ТПК различного уровня, обеспечивших резкий подъем в развитии регионов Центральной России, Сибири и Дальнего Востока. Среди них: Тимано-Печорский топливно-энергетический комплекс (ТЭК), Западно-Сибирский ТЭК, Саянский энергетический узел, Канско-Ачинский ТЭК, Южно-Якутский ТЭК, освоение Курской магнитной аномалии.
Современная региональная наука, используя теории и открытия других дисциплин, концентрируется на изучении пространственного аспекта человеческой деятельности и его значении для прогнозирования общественного поведения в новых экономических условиях. Новыми объектами изучения становятся размещения инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем. В современных условиях на смену изучения транспортных, материальных, трудовых факторов размещения, нередко, приходят исследования нематериальных факторов размещения, проблем развития транспортно-логистической инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности. Определенное распространение получила теория полюсов роста Перру, доказывающая ведущую роль отраслевой структуры экономики, и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги.
Современная региональная экономика исследует закономерности размещения в условиях существования противоречивых индивидуальных, корпоративных, региональных и государственных интересов, анализирует и прогнозирует поведение участников процесса развития территорий в условиях высоких рисков.
В 1996 г. более 300 европейских регионов с различным политико-административным устройством, представляющих свыше 400 млн. граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. В Декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства»[4].
Выделение различных типов регионов осуществляется в соответствии с определенными целями и критериями (географическими, производственно-функциональными, градостроительными, социологическими). В современной России регионами принято считать субъекты Федерации.
Для целей долгосрочного прогнозирования экономики Российской Федерации выделяют 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. В силу географического положения Калининградская область считается самостоятельным экономическим районом. Это эксклавная территория РФ.
На территории России выделено 9 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Крымский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Федеральные округа представляют собой особые территориальные образования, учреждение которых связано с рядом определенных факторов и необходимостью решения следующих задач:
1. Совершенствования федеративных отношений;
2. Восстановление управляемости государства;
3. Обеспечение его устойчивости и суверенности;
4. Укрепление властной вертикали;
5. Улучшение условий для контроля над деятельностью федеральной власти в регионах.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах должны обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, организовывать взаимодействие федеральных органов с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями.
На мезоуровне выделяется среднее звено мезорегионов, или районов областного, краевого и республиканского типа, к которым относятся 85 субъектов РФ.
На основе референдумов произошло объединение (присоединение) следующих регионов страны: Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край (2005 г.), Таймырского и Эвенкийского АО с Красноярским краем (2007 г.), Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край (2007 г.), Усть-Ордынского Бурятского АО с Иркутской областью (2008 г.), Читинской области и Агинского Бурятского АО в Забайкальский край».
Территориальная организация в нашей стране формируется в соответствии с государственными задачами. Развитие научных методов районирования требует учета большего числа критериев, в том числе социального, экологического характера, проблем и перспектив регионального развития.
Проблемные регионы – выделяются в теории региональной экономики, как территории, отличающиеся различными аномалиями и требующие активного вмешательства со стороны государства. Их основными признаками являются: кризисность проявления проблем, создающих угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности и экологическому равновесию; наличие важного для национальной экономики ресурсного потенциала; значение геоэкономического и геополитического положения для стратегических интересов страны; недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения. В современной Росси выделяют три главных типа проблемных регионов, по отношению к которым целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые, депрессивные и кризисные.
В региональной экономике существует также понятие приграничных регионов, подразумевающее, что данные территории испытывают существенное влияние государственной границы и нуждаются в особом государственном регулировании. На макроуровне данные регионы представлены субъектами Федерации, которые имеют прямой выход к государственной границе. На мезоуровне – это приграничнык районы, включая города. На микроуровне – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, выходящие на государственную границу. Различают также морские приграничные пространства (акватории), охватывающие внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские воды.
Особое место региональной наукой уделяется зоне Севера, которая занимает более 70 % территории страны, включая 28 субъектов Федерации. Северные регионы существенно различаются между собой по степени комфортности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. Около половины территории зоны Севера охватывает Арктическая зона Российской Федерации, включая прибрежные районы, морскую экономическую зону и континентальный шельф. К ней частично или полностью относятся Архангельская и Мурманская области, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Арктические районы представляют собой северный приграничный регион, обладающий мощным природно-ресурсным потенциалом[5].
В каждом из основных типов проблемных регионов целесообразно выделять особый северный (или арктический) подтип для проведения на данных территориях комплекса мер по улучшению их социально- экономического положения.