Тема 1. Введение в дисциплину «Региональная экономика и управление»
1. Характеристика предмета, цели, задач и методов изучения курса
Россия – страна с огромной территорией и разнообразными географическими, природно-климатическими и экономическими условиями производства и жизни населения. Преобразования привели к регионализации – росту роли регионов во всех сферах экономической жизни. Но на социально-экономическую ситуацию негативно влияют снижение роли государства в регулировании экономических процессов, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов, ослабление межрегиональных экономических связей. В этих условиях совершенствование системы управления экономикой регионов требует глубокого теоретического осмысления. Изучение региональной экономики необходимо для научного обеспечения экономических преобразований, создания единого экономического пространства, формирования единого и региональных рынков.
Цель дисциплины – изучение региональной экономики и управления.
Главной задачей дисциплины является формирование научного представления о региональном управлении экономическим развитием, что необходимо для формирования профессиональных качеств, необходимых для работы в сфере рекламы, связей с общественностью и туризма.
Другими задачами являются:
– изучение становления «Региональной экономики и управления» как научной дисциплины;
– характеристика природно-ресурсного потенциала России, трудовых ресурсов;
– рассмотрение основных крупных экономических районов РФ;
– формирование знаний о территориальной и отраслевой структуре экономики РФ;
– изучение государственного регулирования регионального развития.
Изучением пространственных аспектов развития общества занимаются многие науки – география, демография, социология, история, культурология, политология, регионология и др.
Предмет региональной экономики – исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения. Данная наука изучает закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
Региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе. Региональная экономика – прикладное направление в экономической науке, изучающее основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции.
Объект исследования региональной экономики – территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– регион как объект хозяйствования и управления;
– основные критерии регионального развития;
– основные методы изучения региональной экономики и управления;
– природно-ресурсный потенциал России;
– принципы территориального районирования в РФ, региональные особенности хозяйства;
– отраслевую структуру экономики;
– региональную бюджетно-налоговую систему;
– закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил;
– эффективные пути достижения результатов в региональном управлении экономическим развитием;
уметь:
– анализировать практическую деятельность в сфере регионального экономического развития;
– применять методы определения отраслей рыночной специализации регионов, экономической эффективности производства;
– обосновать политику государства в региональном развитии;
– анализировать специализацию региона;
владеть:
– терминологическим аппаратом региональной экономики и управления;
– навыками самостоятельного анализа и обобщения затронутых проблем;
– навыками применения на практике полученных теоретических знаний.
В учебный курс «Региональная экономика и управление» входят четыре блока: 1) основы региональной экономики: излагается предмет и объект исследования науки и её место в региональных науках, а также основы территориальной организации общества и размещения производительных сил; 2) территориальная организация региональной экономики дает представление о методах исследования отраслевой структуры региональной экономики, о специализации и комплексном развитии региона; 3) управление экономикой региона формирует знания об организации регионального управления, его целях, методах и средствах; 4) государственное регулирование территориального развития РФ раскрывает цели, принципы и механизмы государственного воздействия на развитие регионов, изучает свободные экономические зоны и межрегиональное экономическое взаимодействие.
В региональной экономике как науке используются разные методы: метод системного анализа, программно-целевой, балансовый, нормативный, методы социологических исследований и экономико-математического моделирования и др.
Системный анализ – комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия, и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ использует принципы поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т. е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.
Программно-целевой метод – это метод постановки целей и задач социально-экономического развития региона, метод реализации взаимоувязанных мероприятий по достижению этих целей и задач в намеченные сроки. При его использовании система целей и задач становится исходным пунктом регионального управления, каждой региональной проблеме соответствует программа её решения. Реализация этого метода проходит через разработку и выполнение целевых комплексных программ, концентрирующих всю совокупность мероприятий по решению конкретных проблем. Применение программно-целевого метода в управлении региональной экономикой является эффективным при соблюдении определенных требований: 1) программные цели должны быть очень значимыми, предусматривать жизненно важные проблемы региона и страны; 2) программных целей не должно быть излишне много в силу недостатка финансовых средств; 3) необходим специальный методический инструментарий, механизм разработки и реализации целевых комплексных программ; 4) должен быть упорядочен организационный процесс реализации целевых комплексных программ.
Балансовый метод – один из традиционных и ведущих методов в деятельности региональных органов власти. Балансовый метод в системе регионального управления позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими хозяйственный профиль региона, и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Он позволяет оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость; определить потребности региона в ресурсах, товарах и рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства и объема вывоза (ввоза) необходимой продукции.
Нормативный метод – метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Нормативный метод важен в регулировании социально-экономических и экологических процессов – через использование норм и нормативов определяются потребности в сырье, товарах, услугах. Важно создание единой научной обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов.
Картографический метод – показывает размещение производительных сил.
Методы социологических исследований – опрос, наблюдение, анализ документальных источников, опрос экспертов, методы социального прогнозирования и моделирования. Задачи прикладной социологии зависят от регулирования конкретных социально-экономических процессов, прогнозирования, планирования и управления.
Методы экономико-математического моделирования – совокупность способов (приемов) расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики. Модели региональной экономики – это модели региона (межотраслевой баланс), модели размещения (модели транспортировки грузов, размещения производства, миграции населения), межрегиональные модели национальной экономики (межрегиональный межотраслевой баланс, модель экономического взаимодействия регионов). Модели показывают взаимосвязи в экономике региона, дают многовариантные расчеты региональных прогнозов и программ.
Индексный метод используется при расчете коэффициентов локализации, душевого производства и др. Коэффициент локализации данного производства на территории района – это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу этой отрасли в стране. Коэффициент локализации показывает степень сконцентрированности данной отрасли в регионе. Коэффициент душевого производства исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства района в структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении. Коэффициент межрайонной товарности рассчитывается как отношение объема вывоза из района данной продукции к объему ее районного производства. Показатель специализации района исчисляется по соотношению удельного веса района в стране по данной отрасли и удельного веса района в стране по всей отрасли промышленности.
2. Этапы развития отечественных региональных экономических исследований
Региональная экономика – сравнительно молодая наука и учебная дисциплина. На Западе региональная наука сформировалась в 1950-х гг. Региональная экономика возникла в 1950-х гг. в США на стыке экономики и экономической географии как наука о территориальной организации хозяйства с учетом размещения производительных сил. Её организатором и идеологом являлся У. Айзард.
Первый этап развития отечественной региональной науки – 30–50-е гг. ХХ в. – начало практических территориальноэкономических исследований и создание предпосылок для формирования региональной экономики. ГОЭЛРО – первый опыт разработки единой государственной программы переустройства народного хозяйства, программа электрификации и развития хозяйства восьми экономических районов. Планы пятилеток разрабатывали институты экономики, географии АН СССР, Институт экономических исследований Госплана СССР. Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Академии наук (ранее КЕПС – Комиссия естественных производительных сил) начал 100 комплексных экспедиций по стране. В эти годы применялись балансовые расчеты, экспертные оценки, метод последовательных (вариантных) приближений и др. Начали исследовать понятия абсолютной и относительно эффективности, применяли показатели окупаемости капитальных затрат и коэффициент их эффективности, формулу приведенных затрат. Использовалось общественное обсуждение на конференциях, в печати.
Региональные исследования, как правило, шли в русле экономической географии – И. Г. Александров, Н. Н. Колосовский, Н. Н. Баранский, В. Ф. Васютин, С. Г. Струмилин и др. Часть экономической географии трансформировалась в прикладную районно-географическую науку – прототип будущей региональной экономики.
На втором этапе – 1960–1990-е гг. – происходила коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение региональной экономики при плановом хозяйстве. Стране нужна была единая система научного, предпланового обоснования развития и размещения производительных сил. СОПС переведен в состав Госплана СССР и руководил подготовкой крупных научнотеоретических, методологических исследований. Впервые разработал генеральные схемы развития и размещения производительных сил страны, включавшие региональные и отраслевые схемы. В нашей стране основателем региональной экономической науки являлся Н. Н. Некрасов (председатель СОПС при Госплане СССР), а также А. И. Ведищев, А. Е. Пробст, С. В. Славин и др. Они разрабатывали схемы развития и размещения производительных сил. Наряду с планами такие схемы становились инструментами территориального прогнозирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. Ученые – А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, М. М. Албегов и др. – вводили в научные разработки новейшие экономико-математические методы. В СОПСе сформировалась научная школа комплексного размещения производительных сил и региональной экономики.
В 1970–1980-х гг. решались узловые проблемы региональной экономики – вовлечение в хозяйственный оборот нефти и газа Западной Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского и других бассейнов, создание новых мощных баз энергетики и энергоемких производств в районах Сибири, Казахстана и Средней Азии, формирование ТПК на Востоке, Севере, В Центральном Черноземье и других районах. Мешал ведомственный подход и местничество, срывы выполнения планов, отставание от НТР, просчеты.
В 1972 г. в СОПСе состоялась теоретическая дискуссия о региональной экономике. В 1975 г. Н. Н. Некрасов дал определение региональной экономики. Он выделил на территории страны макрорегионы (зоны) – Урал, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др. – и регионы. Такой учебный предмет появился только в конце 1980-х гг. Экономическую науку можно представить как комплекс трех систем – макроэкономики, микроэкономики, региональной экономики.
Третий этап – с начала 1990-х гг. – адаптация региональной экономики к рыночным отношениям. Основные направления исследований: разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы; комплексный прогноз развития и размещения производительных сил РФ; комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов; долгосрочные региональные программы федерального значения по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири и другим субъектам РФ; исследования по формированию механизма регулирования территориального развития России; работы по мониторингу законодательства РФ в региональной экономике; предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня; исследования экономических отношений с другими странами.
3. Основные понятия регионального развития
Макрорегион – крупнейшие территориальные образования, предшествующие глобальному уровню. ЕС и другие международные региональные группировки. Государство. Субрегион – регион на одну таксономическую ступеньку ниже базового (международного или государственного) уровня. Типы регионов по функциональным признакам: геополитический (геостратегический) регион, административный регион, экономический регион, социокультурный регион. Район – локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью как объективным условием и закономерным результатом развития данной территории. Регион – территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством, комплексностью и целостностью воспроизводственного процесса, а также управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления. В это определение можно ввести административный признак – субъект РФ, административно-территориальное образование или даже город. Сейчас наиболее распространено принятие за регион субъекта РФ.
Факторы для выделения региона – географические (расположение, величина, количество населения), производственнофункциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки), социологические (нормы общения, поведения). Природные – это наличие природных ресурсов, их количественная и качественная оценка; климатические условия, экологические условия. Экономические факторы – это экономико-географическое положение региона (положение по отношению к развитым районам, транспортным путям). Демографические факторы – численность населения, его расселение, половозрастная структура, численность трудовых ресурсов, половозрастная структура трудовых ресурсов, квалификация трудовых ресурсов.
Регион характеризуют своя структура, функции, связи с внешней средой, история, культура, условия жизни населения. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия – тяготеющие территории. Для региона как целостной системы характерно большое количество взаимосвязанных подсистем с локальными целями. Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей.
Структура региона. Как социально-экономическая система регион представляется совокупностью подсистем: 1) системообразующая база; 2) системообслуживающий комплекс; 3) экология; 4) население; 5) инфраструктура рынка. Человек – органическая часть каждой подсистемы. Он часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства, часть населения, а также через связи с другими людьми он образует социально-территориальную общность.
Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:
1) по производству товаров: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;
2) по оказанию рыночных услуг: транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство;
3) по оказанию нерыночных услуг: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.
Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов территорий.
Цели социально-экономического развития региона – увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Цели – долгосрочные (становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан региона) и краткосрочные (преодоление кризиса, достижение конкретных величин прироста ВНП в следующем месяце, квартале, году).
Критерии и показатели социально-экономического развития региона – ВРП – валовой региональный продукт (абсолютная величина или на душу населения), темпы роста этих показателей, средний уровень доходов населения и степень их дифференциации, продолжительность жизни, уровень психического и физического здоровья людей, уровень образования, уровень потребления материальных благ и услуг, обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса, обогащение культурной жизни людей.
Типы регионального развития. Асимметричный (наращивание какого-либо преимущества или отставания по регионам), гармоничный (сокращение в разрыве уровня региональных показателей) и нейтральный (соотношение показателей не меняется). В РФ видны различные виды асимметрии.
1. Что является объектом и предметом изучения учебной дисциплины «Региональная экономика и управление»?
2. Дайте определение термину «регион».
3. Докажите, что в России преобладает ассиметричный тип регионального развития.
4. Охарактеризуйте деятельность Уолтера Айзарда (1919–2010) как представителя школы пространственного анализа в географии и основателя «региональной науки».