Вы здесь

Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы. Глава 1. Общая характеристика и оценка природно-ресурсного потенциала российской федерации (Ю. А. Симагин)

Глава 1. Общая характеристика и оценка природно-ресурсного потенциала российской федерации

1.1. Исторический обзор становления природопользования в Российской Федерации

Природные богатства Российской Федерации велики и разнообразны. Они издавна являются предметом гордости россиян, природные ресурсы остаются важным источником денежных поступлений от экспорта (особенно полезных ископаемых, древесины, пушнины, рыбы и икры), обеспечивают развитие экономики страны на собственной сырьевой базе. Отношение россиян к природным богатствам и допустимым масштабам их потребления, осознание, что их необходимо беречь и рационально использовать, в разные времена было неодинаковым.

Красота, мощь, огромные богатство и разнообразие природы издавна вызывали у людей уважительное отношение к ней, восхищение и преклонение перед особо удивлявшими и поражавшими их своей силой, привлекательностью объектами и явлениями природы. В далеком прошлом для человека важнейшее значение имела окружающая его природная среда. Природа довлела над человеком, который часто оказывался совершенно беспомощным перед ее силами. Тогда возник культ природы в его разнообразных вариантах и проявлениях. Широко было распространено почитание солнца, земли, воды и ряда других природных данностей. На подсознательном уровне формировалась и всю жизнь в прошлом сохранялась у человека убежденность в том, что с Божьим даром – природой шутить нельзя, ее нужно уважать, считаться с ее порядком, процессами.

У народов Древней Руси сохранялось своего рода органическое единство человека и природы. Человек зависел от природы, боялся проявления ее сил, перед которыми он был беспомощен, отдавал дань уважения ей в целом и особенно – ее неординарным объектам. Например, особым поклонением у славян пользовался дуб. Культ дуба на Руси сохранился до ХVIII–ХIХ вв., даже свадебный поезд после венчания трижды объезжал одиноко стоящий дуб. Позже славяне стали охранять деревья и рощи, растущие в местах погребения предков.

По мере утверждения христианства на Руси осознанное уважительное отношение к природе усиливалось. С детства православный человек слышал, что мир, природа есть творение Божие. Изучая закон Божий, он уяснил, что в огромном, разнообразном мире царит дивный и стройный порядок, как его тогда учили, установленный Богом, а потом стали говорить – и законами природы. В любом случае, с рождением человека в его создании четко закладывалась мысль, что Божьими щедротами нужно разумно и экономно пользоваться, не нарушать созданный Богом природный порядок, в противном случае нужно ждать от него кары, наказания.

Первые письменные свидетельства о централизованной политике охраны природы на Руси относятся к ХI–ХII вв., тогда были созданы княжеские охотничьи заповедники «Беловежская пуща» и «Семь островов», сформулированы правила промысла животных и ловли рыбы, изложены меры по охране лесов.

Постепенно природоохранная идеология нашла свое отражение в законах и уложениях Российского государства (ХI–ХVIII вв.). В важнейшем памятнике древнерусского права «Русской Правде», принятом на съезде Ярославичей в 1072 г., в Уставе Ярославичей, в Соборном уложении, в других документах ХI–ХVIII вв. содержались статьи об ответственности за недостаточное отношение к землям, лесам, диким животным (например, предусматривались штрафы за вырубку или поджог леса, запрещалось возвращать насильно на старое место расселения бобров, если они переселялись в новое место, и др.).

В ХV–ХVIII веках особой охране уже подлежали засечные леса, находившиеся на южной границе Российского государства (около городов Тула, Рязань, Орел, Козельск и др.). В эти леса, кроме ратников, никто не мог входить. В них часть деревьев была свалена в сторону возможного появления противников, причем срубленные деревья не отделялись от пня полностью и деревья продолжали жить, преграждая путь врагам. Рубка леса в засечных лесах каралась смертной казнью.

В «Домострое» – правилах светского поведения, появившемся в XV–ХVI вв. (первая редакция вышла в Новгороде в XV в.), четко звучала мысль о рациональном отношении, бережном использовании, должном хранении всего, что дают человеку Бог, природа, требующие экономного отношения к их дарам и данностям. В XVIII появился еще один свод светских правил «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», где в основном передается мысль о необходимости почтительного учета природных щедрот.

На относительно ранних этапах развития Руси, России в отношениях природы и людей, в том числе ее правителей (государей – князей, царей), преобладали формы практическая (утилитарная, потребительская) и адаптивная (отношение к природе и восприятия ее как необходимой среды обитания людей). Есть еще одна форма во взаимоотношениях человека и природы – эстетическая. Эстетическая форма отношений основана на восприятии человеком прекрасного в природе. Способность увидеть, оценить, а еще лучше – самому создать или умножить красоту окружающего мира придает человеку дополнительные душевные и физические силы.

Во время царствования Ивана Грозного (1547–1584) появились первые серьезные известия об истощении природных богатств в ряде местностей страны. Именно с ХVI в. на государственном уровне стали постепенно осознавать тревожные негативные изменения в казалось бы неистощимых богатствах природы, особенно в Подмосковье. В ХVI в. появились охранные грамоты на леса, ужесточились правила сохранения великокняжеских (царских) лесов, был введен особый порядок охраны лесов, где велась великокняжеская (позже – царская) охота.

Царь Федор Алексеевич Романов (1676–1682) активно способствовал развитию садоводства и цветоводства. По его указу впервые были привезены в Россию и посажены в Кремле розы, позднее бережно выращиваемые в разных дворцах и садах царя и других влиятельных лиц страны, а потом и у простых людей. Царь Федор Алексеевич также отмечал позитивное воздействие на людей пения птиц, плавной музыки – своим подданным он подавал пример уважительного отношения к природе в любовании садами, в наслаждении пением птиц.

Государственные формы охраны породы, стремление способствовать оптимальному воспроизводству природных ресурсов, а также обязанность государства защищать интересы частной собственности, в том числе и на природные ресурсы, получили значительное развитие в период единоличного правления царя (позднее императора) Петра I (1696–1725). При Петре I были изданы: Указ по защите почв от смыва и выдувания, Указ по защите водоемов от загрязнения, Указ о создании и сохранении водоохранных зон вдоль рек, принята Инструкция по установлению водоохранных зон по берегам рек, запрещен лов некоторых видов рыб, которые были объявлены царской собственностью. Особое внимание Петр I уделял лесному хозяйству, особенно потому, что лес был нужен в большом количестве для создания российского флота и значит – для достижения могущества России в мире. В лесах была запрещена неупорядоченная охота на лося (из кожи лосей изготовляли упряжь, седла, ботинки, сапоги) и соболя. Некоторые лесные массивы получили статус заповедных. Так, в 1703 г. были объявлены заповедными дубовые леса в Симбирской губернии – Ильина гора, Большесурская роща и др., под Москвой был учрежден Измайловский заповедник. По Указу Петра I к заповедным породам деревьев были отнесены дуб, клен, вяз, лиственница и др. Еще раньше Указом 1676 г. была установлена запретная зона для охоты вокруг Москвы. В 1722 году была принята к исполнению Государева Инструкция, которая устанавливала водоохранные зоны по берегам рек. Учитывая положительные стороны этой Инструкции, в 1835 г. был принят Закон об охране рыбных нерестилищ.

После реформ Петра I в России начало складываться общественное движение за изучение и охрану природы нашей страны. Изучение природных богатств России возглавляла Российская академия наук, созданная Петром I, она же способствовала развитию общественных природоохранных начинаний. Большой вклад в природоохранное дело России внесли М.В. Ломоносов, позже – Н.А. Львов, С.П. Крашенинников, П.И. Рычков, А.Т. Болотов и многие другие, все они способствовали развитию общественного движения за изучение и охрану природы.

В период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны Романовой (1741–1761) сохранялось сознание необходимости государственного контроля за использованием и сохранением природных богатств. Так, своими указами и распоряжениями, чтобы уберечь от истребления леса, Елизавета отменила выделку дегтя на экспорт (хотя от этого образовалась брешь в бюджете России). Во имя сохранения богатства растительности и животного мира в радиусе почти 200 км от Москвы запрещалась или сдерживалась работа фабрик, винокурен, стекольных заводов, кузниц. Не удивительно, что в те годы воздух в Москве был чистый и свежий, как в деревне.

Внес свою лепту в становление природоохранного дела в России и император Павел I (правил в 1796–1801 гг.). В это время имел место прецедент оценки приоритета значимости создания и сохранения садов, лесов в ущерб территориальному развитию (росту) промышленных территорий. Так, когда встал вопрос по инициативе нарождавшейся буржуазии о застройке берегов р. Яузы, Павел I решил отдать берега реки под создание парков и сохранение лесов. Указ 1797 г. повелевал все казенные земли по берегам р. Яузы раздавать в вечное пользование тем, кто обещал разводить сады и сохранять леса на своих усадьбах вдоль рек.

Период становления и развития капитализма в России вплоть до событий 1917 г. отмечен хищническим отношением к природе, государству не удалось сдержать частнособственнические интересы потребительского отношения к природным данностям. Особенно большой урон был нанесен природе в ХIХ – начале ХХ в., когда резко увеличились масштабы хищнической рубки лесов, а это в свою очередь вызвало резкое сокращение численности многих видов зверей и птиц. Именно в этот период начало складываться активное общественное природоохранное движение, возникли Московское общество испытателей природы (1805 г.), Русское географическое общество (1845 г.), ряд научных обществ и Комитет по акклиматизации животных и растений, Всероссийское энтомологическое общество и др. Передовые ученые и российская общественность стали активно призывать к разумному использованию богатств природы. В начале ХХ в. велись многие научные работы природоохранного характера, были разработаны научные принципы заповедного дела. Впервые в России стали создавать обширные государственные заповедники, первым из них стал Баргузинский заповедник в Восточной Сибири (1916).

В советский период природоохранную деятельность нельзя оценить однозначно. С одной стороны, декреты, законы, положения способствовали охране природы, но на практике очень часто допускались природоохранные правонарушения и не наказывались их виновники. Мало того, научная обоснованность экологических последствий от реализации многих крупных и не очень крупных проектов слишком часто отсутствовала или была всего лишь отражением и доказательством субъективных желаний влиятельных лиц в государстве. Одним словом, коммунистическая идеология определяла характер природоохранной деятельности, носившей в значительной мере декларативный характер. Нередко желаемое выдавалось за действительность. Тем более что принятые на государственном уровне природоохранные законы очень часто нельзя было корректно выполнить, так как не было надежного механизма их реализации. Тем не менее нельзя забывать, что в советский период было сильное стремление бороться за сохранение и приумножение природных богатств, были приняты природоохранные документы государственной значимости, начались широкомасштабные работы по озеленению городов и поселков, в том числе сформировалось мощное общественное движение по озеленению населенных пунктов.

Декрет «О земле» (1917), принятый Вторым Всероссийским съездом советов рабочих и солдатских депутатов (главным в то время законодательным органом страны), объявил природные богатства России общенародной собственностью. В 1918–1920 годах были изданы декреты «О лесах», «О недрах земли», положение «О социалистическом землеустройстве», декрет «Об управлении лечебными местностями общегосударственного значения». В 1921 году были приняты декреты «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» и «Об охране памятников природы, садов, парков». В 1918 году при Народном комиссариате (министерстве) просвещения был создан Госкомитет по охране памятников природы. На базе этого комитета в 1924 г. было организовано Всероссийское общество охраны природы. В 1929 году состоялся Первый Всероссийский съезд по охране природы. Всего за первые годы советской власти было принято более двухсот законодательных актов, но не был создан механизм для корректного выполнения этих документов. В последующие годы принимались и другие законодательные акты природоохранного толка, во всех них – как и в целом в советский период в СССР, в том числе в России, – как решающий исходный момент базовым условием рационального природопользования называлась социалистическая собственность на средства производства и на природные ресурсы. В конце 1950 – начале 1960-х гг. Верховные Советы всех союзных республик СССР, в том числе России, приняли законы об охране природы своих республик. На Украине, в Молдавии, Белоруссии, Литве, Азербайджане, Грузии, Армении были созданы государственные комитеты по охране природы.

С конца 1960-х гг. в СССР были приняты законы, регулировавшие охрану земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха и животною мира. С середины 1970-х гг. началась на государственном уровне практика планирования природоохранной деятельности, т.е. охрана природы вошла в общий процесс хозяйственной деятельности социалистическою толка. С 1974 года начали разрабатывать государственные планы охраны природы. В 1970–1980-е годы постепенно сложилась практика обязательного включения раздела «Охрана природы» или «Охрана окружающей природной среды» в плановые, проектные, градостроительные документы и работы всех территориальных уровней. В 1980-е годы для разных частей страны были разработаны территориальные комплексные схемы охраны природы. Научные и научно-практические природоохранительные экологические разработки активно велись в СССР, в том числе в России, в 1970– 1980 гг. Наиболее масштабно и результативно они велись по проблемам озеленения территорий, рекультивации нарушенных земель и ряду других.

При общем позитивном стремлении целенаправленно сохранять природную среду и пытаться улучшить ее в советский период (с его командно-административными методами управления экономикой и обществом, мощными ведомственными амбициями и бюрократизацией государственного аппарата, в условиях приоритетности укрепления обороноспособности страны) реальный учет интересов охраны природы на деле при принятии конкретных практических решений очень часто отходил на второй план. Раздел «Охрана природы» чисто символически присутствовал в том или ином документе или проекте. Конечно, развитию гармоничных отношений советского человека и природы мешало и отсутствие грамотных, дипломированных специалистов-экологов в СССР.

Качественно новый этап развития природоохранной деятельности в России начался после 1991 г., в конце которого распался Советский Союз и образовались новые независимые государства. Курс на принципиальные реформы в Российской Федерации, переход к рыночной экономике определили новые условия развития и реализации природоохранной политики в России.

Тем не менее пока сохраняется не вполне рациональное природопользование, что определяет продолжающуюся деградацию природной среды, истощение природных ресурсов, экспорт в больших масштабах ряда полезных ископаемых, круглого леса, пушнины. Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает более половины ВВП и доходов федерального бюджета страны. Экспорт нефти, газа, никеля, алмазов, золота, платины, палладия обеспечивает свыше 70% валютных поступлений в страну.

Российская Федерация не должна превращаться в сырьевой придаток развитых зарубежных стран. Жизненно необходим переход к практике действительно рационального природопользования, включающего экономное использование природных ресурсов, эффективный режим их охраны и воспроизводства, более совершенную воспитательную и образовательную эколого-экономическую политику в стране. Научная разработка актуальной системы принципов и мер (экономических, экологических, правовых, демографических и др.), а также конкретных рекомендаций в эколого-экономическом поле позволит более эффективно решать социально-экономические проблемы Российской Федерации и ее регионов. Негативные изменения природы человеком и осознание растущей опасности для биоты от антропогенной деятельности вызвали появление и рост авторитета науки экологии, изучающей взаимоотношения природы и общества, а также стремление определить и оценить экологическое положение страны и ее регионов.

Экологическое положение Российской Федерации на Евроазиатском континенте имеет свои отличительные черты:

♦ положение отдельных регионов страны в экологическом отношении неодинаково, что связано с неравномерностью заселения и хозяйственного освоения Евразии, направлением господствующих над территорией Российской Федерации ветров и стока ее рек, различной экологической культурой в окружающих ее регионах и др.;

♦ соседство с неблагоприятной в экологическом отношении Западной Европой, необжитыми территориями на южной границе и Северным Ледовитым океаном.

Зарубежная Европа (регион в целом с неблагоприятной экологической обстановкой) находится вблизи Российской Федерации, к западу от нее. В этом регионе огромные пространства занимают техногенные ландшафты, сосредоточено много промышленных производств, в том числе «грязных» – металлургических и химических, наиболее развит автомобильный транспорт. Отрицательное воздействие экологических нарушений в европейских странах распространяется на загрязнение акваторий Балтийского и Черного морей и воздушного бассейна западных регионов Российской Федерации, находящихся в пределах западного переноса воздушных масс. Необходимо добавить, что свой вклад в это недостойное дело вносит и Российская Федерация, располагая в своей западной части мощным хозяйственным потенциалом. Отдельно следует упомянуть о Чернобыльской катастрофе на Украине в 1986 г., когда при аварии на атомной электростанции радиоактивному загрязнению были подвергнуты приграничные районы Российской Федерации.

Регион распространения другой экологической проблемы (опустынивания и сдвига южной границы лесов к северу) наблюдается в степных и полупустынных районах регионах юга Российской Федерации. Эта проблема связана с аральской проблемой, строительством оросительных каналов в Средней Азии и перевыпасом скота в Казахстане и среднеазиатских странах. Данная ситуация осложнена сплошной распашкой целинных земель на севере Казахстана и юге Западной Сибири в Российской Федерации и сильными южными ветрами и бурями, беспрепятственно переносящими по равнинам пыль и соль далеко на север, в Российскую Федерацию.

Экологическое положение страны связано с развитием хозяйства и условиями жизни населения. Негативное влияние геоэкологического положения Российской Федерации проявляется в разнообразных последствиях – например, в необходимости решения дополнительных экологических проблем и ухудшении здоровья населения, что связано с увеличением капиталовложений в программы по охране природы и здравоохранения.

Приоритетность экологического фактора перед экономическим лежит в основе концепции устойчивого развития. Учет глобальных интересов, осознание уязвимости природной среды и наличие конечности пределов ее прочности, объективное сравнение экономического эффекта от хозяйственной деятельности и затрат на преодоление ее негативных экологических последствий, осознанное с экологических позиций изменение у людей системы жизненных приоритетов, структурная перестройка хозяйства являются важными условиями сохранения жизни на земле, борьбы с деградацией природной среды и истощением природных ресурсов, обязательным условием дальнейшего позитивного развития Российской Федерации.

Реструктуризация хозяйства нашей страны в новых исторических условиях с позиций экологических природоохранных интересов включает обширную программу действий, в том числе создание эффективной экологической инфраструктуры, прежде всего прочных систем очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также сбора и утилизации отходов, постоянный контроль за состоянием окружающей природной среды, разработку и повсеместный переход на новые ресурсосберегающие и малоотходные технологии и другие меры.

Развитие природоохранной деятельности в Российской Федерации сопровождается давними традициями и активной деятельностью общественных организаций по охране природы, которые начали особенно активно создаваться на рубеже ХIХ–ХХ вв. Среди них Российское общество покровителей животных, различные целевые природоохранительные объединения, Русское географическое общество, в том числе созданная в нем в 1912 г. Постоянная природоохранительная комиссия, Московское общество испытателей природы, Всероссийское энтомологическое общество и др. Российские ученые и энтузиасты охраны природы принимали участие в Первой конференции по международной охране природы в Берне (Швейцария) в 1913 г. С тех пор российское природоохранное общественное движение и международные контакты экологов существенно расширились и окрепли.

В России в 1906 г. был организован в Санкт-Петербурге Майский союз, деятельность которого заключалась в просветительской работе среди детей по воспитанию любви к природе. Экономическое и экологическое образование россиян осуществляется на новом уровне с начала 1990-х гг. В 10–11 классах средних общеобразовательных учебных заведений введен курс «Основы экономики», а также по выбору курсы «Природопользование» или «Экология». В высших, средних специальных учебных заведениях также были введены для изучения предметы «Природопользование», «Экономика природопользования» или иная профильная для каждого конкретного вуза дисциплина эколого-экономического характера.

Нужно особо отметить, что Российская Федерация имеет исторический приоритет в осознании важности природоохранных действий и принятии масштабных государственных управленческих решений экологического толка. Например, известный американский историк, профессор Аризонского университета Дуглас Вайнер так оценивал еще до начала 1990-х гг. (т.е. до распада СССР в 1991 г.) научный экологический потенциал нашей страны: «Для многих будет удивительно, что еще в 1920-х гг. и начале 1930-х гг. Советский Союз был на переднем плане развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ, и советское правительство было первым, кто воплотил эту идею. Более того, русские были первыми, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановление разрушенных ландшафтов должны строиться на основе экологических исследований». В настоящие время этими идеями и концепциями руководствуются, разрабатывая политику во многих странах. Эти же идеи получили международное признание в программе биосферных заповедников ЮНЕП (ЮНЕП – Программа ООН по сохранению окружающей природной среды). Российский приоритет в изучении и поиске путей решения экологических проблем нужно восстанавливать в нынешних условиях новой России.

Издавна народная мудрость, выраженная в пословицах, учит не искушать природу, не пытаться менять ее. Порой и строки из стихотворений, сложенных в этом ключе, тоже становятся пословицами: «Что природа дала, то и мылом не вымоешь», «Гони природу в дверь, она влетит в окно» и др. Ф.И. Тютчев написал в 1836 г.:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

Хотя не все в деле охраны природы в Российской Федерации пока складывается удачно, хочется верить, что лучшие страницы истории рационального природопользования и действенной охраны природы в стране еще впереди. По этому поводу Ф.И. Тютчев еще в 1866 г. написал так:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить».

Принятые с 1992 г. в Российской Федерации принципиально новые природоохранные законы, осознание необходимости экологизации экономики и разработки действенного управления экоразвитием, начало массового эколого-экономического воспитания, образования, просвещения россиян дают надежду на оптимистическое экологическое развитие страны. Достижению этой цели способствует Экологическая доктрина Российской Федерации. Основные положения этой доктрины представлены в Приложении I.

1.2. Социально-экономическая оценка природных условий и ресурсов современной России

Российская Федерация обладает обширным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, который до сих пор не вполне рационально используется, более того, он постепенно истощается. Природно-ресурсный потенциал складывается из природных условий и природных ресурсов.

Природные условия – это объекты и явления природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для деятельности человеческого общества, но они не участвуют непосредственно в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей. Природные условия в большой мере определяют благоприятность территории для жизни людей и ведения хозяйства. В Российской Федерации на 60% площади распространена многолетня мерзлота, до 70% территории страны малоблагоприятны и неблагоприятны для жизни людей и ведения хозяйства из-за сурового климата – это территории, относящиеся к зоне Крайнего Севера и приравненные к ним: Европейский Север, почти вся азиатская часть страны. Природные ресурсы – это объекты и явления природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности, т.е. являются предметами потребления и средствами производства (предметами труда и средствами труда). Природные ресурсы отличаются от природных условий тем, что последние являются такими объектами и силами природы, которые непосредственно не используются в жизнедеятельности людей и экономической деятельности.

Российская Федерация является страной, в которой в максимальной мере – в сравнении с другими странами – получила распространение многолетняя мерзлота, занимающая около 9 млн км2 территории нашей страны. Толщина слоя многолетней мерзлоты растет по мере увеличения степени суровости климата с юга на север, она колеблется от 1 м до нескольких сотен метров. Приходится использовать колоссальные финансовые, материальные и человеческие затраты для обеспечения на приемлемом уровне жизни во всех формах и в том числе хозяйственную деятельность населения в столь неблагоприятных природных условиях.

Территории, которые можно эффективно использовать для развития экономики, составляют лишь 1/3 площади Российской Федерации – это относительно благоприятные районы Центральной России, Поволжья, Северного Кавказа. Именно в этих районах расселяется около 95% жителей страны, находится примерно 90% ее производственных объектов и инфраструктуры, практически все сельскохозяйственные угодья.

На развитие сельского хозяйства природные условия влияют особенно сильно. Более 30% территории Российской Федерации находится в зонах арктического и субарктического климата, где в открытом грунте выращивание сельскохозяйственных культур практически невозможно. На остальной части площади страны недостаток тепла снижает продуктивность посевов по сравнению со среднемировым уровнем в 3–5 раз. Лишь немногим более 5% территории страны являются зоной гарантированного земледелия, где суммы температур и увлажнение сравнимы с показателями ведущих сельскохозяйственных стран мира. Таким образом, развитие сельского хозяйства в России неизбежно связано с дополнительными трудностями, обусловленными природными условиями.

Природные условия влияют на осуществление строительных работ, особенно на транспортное строительство. Многолетняя мерзлота и большие амплитуды колебания температур в течение года многократно увеличивают стоимость строительства зданий и сооружений. Возводить что-либо в условиях сурового климата трудно и дорого. Первым обстоятельно стал изучать вопросы строительства на мерзлотных грунтах граф Г.Г. Орлов (вторая половина XVIII в.). В сложных климатических условиях на порядок возрастают затраты на поддержание в нормальном состоянии транспортных путей (автомобильных и железных дорог, трубопроводов) по сравнению с территориями без мерзлоты и с небольшими колебаниями температур в течение года.

Климатические условия Российской Федерации разнообразны, что связано в основном с большими размерами ее территории. Страна расположена преимущественно в средних и высоких широтах, имеет весьма ощутимую протяженность с севера на юг, поэтому пересечена четырьмя климатическими поясами (арктический, субарктический, умеренный, субтропический) с соответствующими основными типами климата – от арктического на островах Северного Ледовитого океана до субтропиков на Черноморском побережье Кавказа. Но местности, где распространен наиболее благоприятный субтропический климат, очень малы, а на большей части территории страны представлены умеренный и в меньшей степени субарктический типы климата.

В стране преобладает умеренный континентальный тип климата с хорошо выраженной сезонностью времен года, с продолжительной холодной зимой и сравнительно коротким теплым летом. В связи с огромной протяженностью страны с запада на восток (протяженность в широтном направлении – 9 тыс. км) континентальность климата существенно усиливается в данном направлении. В европейской части он умеренно континентальный, с большим количеством осадков и не столь экстремальными значениями максимальных и минимальных температур по сравнению с восточным регионом; в азиатской – резко континентальный, отличающийся суровостью, резкими амплитудами сезонных и суточных температур, обусловливающий наличие здесь многолетней мерзлоты. Таким образом, в России по особенностям климата выделяются две части: западная с умеренно континентальным климатом и восточная с резко континентальным климатом.

Западные и восточные окраины территории страны подвержены глобальному влиянию океанов, поэтому приморские территории в пределах умеренного пояса имеют более мягкий климат с большим количеством осадков. На побережьях северо-запада страны, а также на Камчатке и Курильских островах распространен морской климат, а на юге Дальнего Востока – муссонный климат.

Субтропический климат с жарким сухим летом и теплой влажной зимой занимает только небольшую местность на Черноморском побережье (курортная зона от Туапсе до Анапы). От Туапсе до границы с Грузией расположен также очень небольшой район влажных субтропиков.

Горные районы страны имеют значительные различия в климате и микроклимате, что обусловлено разнообразными местными особенностями географического положения гор, особенностями их высотной поясности, экспозицией склонов, подстилающей поверхностью и т.п.

Особо сложные климатические условия характерны для островов и побережья Северного Ледовитого океана – заполярного и приполярного севера, где господствуют арктический и субарктический климат с его суровой длительной зимой (полярной ночью), очень низкими температурами, сильными ветрами и где также распространена многолетняя мерзлота.

Экстремальные климатические условия на большей части нашей страны, громадные площади многолетней мерзлоты, непроходимых таежных лесов и болот, рассеченность рельефа на ее востоке и юге осложняют и делают более дорогим освоение территориального пространства Российской Федерации. Это они в значительной мере определяют особенности размещения современного экономического и демографического потенциала России и придают исключительную значимость транспортной системе в обеспечении жизнедеятельности и будущего развития всех ее частей. Неблагоприятные климатические условия серьезно осложняют сельскохозяйственную деятельность даже в европейской части России. Более 30% территории Российской Федерации находятся в холодном поясе, где получать гарантированные урожаи культур открытого грунта невозможно (в США в холодном поясе находится 3% территории). Наша страна развивает сельское хозяйство в основном в условиях умеренного пояса при недостатке тепла. Общий дефицит тепла в России, как уже отмечалось, снижает продуктивность посевов по сравнению со средним мировым уровнем в 3–5 раз.

Особенностью климатических ресурсов Российской Федерации является обладание ею значительных ресурсов солнечной радиации. Из-за большой продолжительности солнечного сияния экономически оправданным является использование солнечных установок на широтах южнее Москвы.

Обширность территории Российской Федерации, исторические особенности включения в ее состав новых территорий, характерные черты освоения частей страны вызвали несовпадение ареалов основного расселения жителей и размещения природных ресурсов.

Геологические условия и рельеф местности ощутимо влияют на характер производственной деятельности и расселение людей, а также напрямую воздействуют на специфику производственной деятельности, перспективы ее развития сейчас и в будущем.

Главными элементами геологического строения территории Российской Федерации являются платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса. Платформы – это древние и устойчивые области земной коры, их основания сложены твердыми кристаллическими породами, местами выходящими на поверхность земли в виде щитов и поднятий. Чехол платформы состоит из рыхлых осадочных пород. На территории Российской Федерации находятся две платформы: Восточно-Европейская и Сибирская, соединенные Туранской и Западно-Сибирской плитами. Между платформами протянулись геосинклинальные пояса, т.е. более молодые складчатые области: Урало-Монгольская (Урал, Алтай, Саяны, Кузнецкий Алатау, Забайкалье), Тихоокеанская (Верхояно-Колымские, Приморские горные системы, горы Камчатки, Сахалина, Курильских островов, побережье Охотского моря). В геосинклинальных поясах горообразование не закончилось и сопровождается повышенной сейсмичностью и вулканизмом. Геологические условия подсказывают наличие минеральных природных ресурсов. На платформах в толщах осадочных пород и в их краевых прогибах, как правило, находятся месторождения минерально-топливных ресурсов. Подвижные геосинклинальные области и щиты чаще всего имеют месторождения рудных полезных ископаемых.

Знание пространственных закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых и повышение степени геологической изученности территории России позволяют лучше, полнее учитывать и использовать ее природные ресурсы. Если 80–100 лет назад с позиций геологии было изучено около 10% территории нашей страны, то теперь – более 80%. Тем не менее по сравнению с общемировым уровнем и степенью геологической изученности многих зарубежных стран Российская Федерация находится еще на недостаточном уровне. Это заставляет ускорять и расширять геологическое изучение территории нашей страны.

Геологическое устройство территории, являясь фактором формирования поверхности, влияет на формы рельефа этой территории. В Российской Федерации преобладают внутренние равнины (около 70% площади) и плоскогорья с высотами до 1000 м, в южных и восточных частях страны расположены горы. Огромные равнинные территории: Русская равнина, Западно-Сибирская низменность, противоположностью им является крупное Средне-Сибирское плоскогорье (500–700 м). Горные области преобладают на востоке и юге страны. Высшая точка Российской Федерации – гора Эльбрус (5642 м).

В целом строение поверхности Российской Федерации можно оценить как удобное для хозяйственной деятельности. Большие равнины благоприятствуют сельскохозяйственной деятельности. Равнинный рельеф способствует судоходству на реках и облегчает дорожно-мостовое строительство. Но рельеф территории нашей страны имеет и отрицательные черты. Так, на севере Российской Федерации нет значительных горных хребтов, что определяет возможность проникновения холодного арктического воздуха вглубь страны. Горные хребты на Дальнем Востоке препятствуют проникновению вглубь континента теплых муссонных ветров, воздушных масс с Тихого океана. Равнинный рельеф повлиял на затопление обширных территорий при создании водохранилищ и т.п.

В связи с указанными особенностями климата и рельефа территория Российской Федерации имеет ярко выраженную природную зональность. Выделяются следующие природные зоны: зона тундры и лесотундры, зона лесов (тайга и смешанные леса), зона степей и лесостепей, пустыни и полупустыни. Имеет место высотная поясность в горных районах. Природная зональность определяет целесообразную специализацию сельского хозяйства и своеобразие сельского расселения населения, диктует специфику строительной, промышленной, рекреационной и других видов деятельности людей, влияет на выбор отраслей рыночной специализации.

Природные ресурсы Российской Федерации в целом отличаются следующими характерными особенностями:

♦ исключительным разнообразием;

♦ большой величиной запасов;

♦ недостаточной общей изученностью;

♦ неравномерностью в размещении по территории страны;

♦ наибольшей концентрацией в слабообжитых районах с неблагоприятными природными условиями;

♦ истощением запасов в хорошо освоенных районах.

Природно-ресурсный потенциал Российской Федерации огромен и разнообразен по сравнению с другими странами мира. Наша страна исключительно богата минеральными ресурсами, в ней открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых промышленно освоено около 50%. По разведанным запасам никеля, золота, серебра, платиноидов, алмазов, ряда других полезных ископаемых Российская Федерация занимает 1–3 места в мире. В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% приходится на ресурсы топливно-энергетического комплекса (нефть, газ, уголь), 15% – на нерудные полезные ископаемые, 13% – на металлы и 1% – на алмазы и драгоценные металлы (золото, серебро, платина).

Абсолютные и относительные показатели добычи полезных ископаемых в России огромны. Из недр России в начале ХХI в. извлекалось 12% мирового объема добычи нефти, 20–25% газа, платины, никеля и кобальта, 5–8% золота, угля и железных руд, 50% палладия, значительная часть других полезных ископаемых. Но нужно отметить недостаточно высокое качество отечественной сырьевой базы. Качество руд полезных ископаемых в России нередко уступает аналогичным зарубежным месторождениям. В стране ощущается дефицит марганца, хрома, урана, титана, циркония, высококачественных бокситов и некоторых других видов минерального сырья.

Среди других видов природных ресурсов особенно значимы воздушные, водные, земельные, биологические. Российской Федерации принадлежит первое место в мире по общим земельным и лесным площадям, запасам древесины и приливной энергии морей, второе место – по запасам водных ресурсов и пресной воды, экономическому гидроэнергопотенциалу рек, третье место – по площади обрабатываемых земель. Она занимает одно из первых мест в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Обеспеченность Российской Федерации многими другими видами природных ресурсов также высока, например термальными и подземными водами, лечебными грязями, ветровой, приливной и геотермальной энергией. По общей площади страны и по общей площади сельскохозяйственных угодий Российская Федерация занимает первое место в мире, однако по усредненной их качественной оценке – одно из последних мест. Большую часть территории Российской Федерации занимают ареалы с очень низкой и пониженной биологической продуктивностью. Территории рискованного земледелия занимают значительную часть территории страны. Но Россия обладает одним из крупнейших в мире массивов плодородных черноземных почв. Третья часть черноземов мира находится в Российской Федерации.

Высокая обеспеченность по вышеуказанным видам природных ресурсов позволяет нашей стране развивать хозяйство на базе собственных ресурсов, массово экспортировать ресурсы и почти не зависеть от импорта сырья. Ведущее место в экспорте занимают топливно-энергетические ресурсы, черные, цветные и благородные металлы, алмазы, нерудное сырье. Главная продукция современного вывоза страны – нефть и нефтепродукты, газ, железная руда и ее концентраты, металлические алюминий, медь и никель, а также круглый лес и целлюлоза, минеральные удобрения, рыба.

При этом все бо́льшая часть экспорта ресурсов из страны идет в страны дальнего зарубежья. Это ведет к усилению торговых и в целом экономических связей со странами дальнего зарубежья, что способствует ослаблению экономических связей со странами СНГ и снижению политического влияния Российской Федерации на них. Так, только за 1995–2008 гг. российский экспорт минеральных ресурсов увеличился (в млрд дол. США): всего – с 33,2 до 326,3 (в 9,8 раза), в страны дальнего зарубежья – с 25,7 до 292,7 (в 11,4 раза), в страны СНГ – с 7,5 до 33,6 (в 4,5 раза). При этом в товарной структуре экспорта в дальнее зарубежье доля минеральных ресурсов растет (с 40,4% в 1995 г. до 73,6% в 2008 г.), а в структуре экспорта в страны СНГ падает (с 51,8% в 1995 г. до 48,2% в 2007 г.).

Размещение природных ресурсов по территории Российской Федерации неравномерно и в целом не соответствует размещению населения и хозяйства (табл. 1.1).


Таблица 1.1. Размещение природно-ресурсного потенциала Российской Федерации, % (Источник: Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. М., 2001.)


Перспективные источники природных ресурсов в России расположены главным образом в ее восточных и северных районах, как правило, отличающихся суровыми природными условиями. Подавляющая часть природных ресурсов сосредоточена в Восточной экономической зоне (азиатская часть страны), тогда как население и хозяйство в основном сконцентрированы в Западной экономической зоне (европейская часть страны, включая Урал).

Основные запасы земельных, лесных, водных, гидроэнергетических и минеральных ресурсов (кроме железных руд и горно-химического сырья, главным образом калийных и поваренных солей, апатитов и фосфоритов) сосредоточены в экономически слабо освоенной Восточной экономической зоне страны, удаленной от важнейших районов и центров их переработки и потребления. Ресурсное преобладание азиатской России значительно. Западная зона выделяется обрабатываемыми сельскохозяйственными землями, в частности пашней, а также агроклиматическим и рекреационным потенциалом.

В восточных районах сосредоточена основная часть запасов топливно-энергетических ресурсов (90%), а также руд цветных (например, основные запасы медно-никелевых руд концентрируются в Восточной Сибири, олова – на Дальнем Востоке) и благородных металлов, а также более 80% запасов древесины. В западноевропейской части находятся основные запасы железных и алюминиевых руд, фосфатного сырья. При этом в целом все суммарные запасы природных ресурсов в западной части страны гораздо меньше, чем в ее восточной части. Российские потребители сосредоточены в основном на западе, что приводит к огромным транспортным затратам при перевозке грузов в европейскую часть страны и проблемам освоения природных богатств в азиатской части при нехватке трудовых и материальных ресурсов, нередко в экстремальных природных условиях.

В Западной экономической зоне освоение природных богатств началось раньше и велось интенсивнее, чем в Восточной, поэтому многие ресурсы истощены: вырублены значительные лесные площади, истреблены животные, сократились топливные запасы, деградировали плодородные почвы, загрязнены реки и озера и т.п. На востоке страны лесные, водные, животные и другие ресурсы сохранились лучше, выше вероятность открытия новых крупных месторождений полезных ископаемых из-за недостаточной геологической изученности этой части страны. Сохранению и оптимизации использования природных ресурсов мешает недостаточное финансирование природоохранной деятельности и нерациональная структура инвестиций в природоохранную деятельность (преимущественное выделение инвестиций на охрану и рациональное использование водных ресурсов см. в табл. 1.2).

Социально-экономическая оценка природных ресурсов Российской Федерации и характера их использования неоднозначна. Природные ресурсы России исключительно разнообразны и велики, но до сих пор они используются не вполне рационально, а порой – беспощадно, неэкономно.


Таблица 1.2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (Рассчитано по: Российский статистический ежегодник – 2010. М. : Росстат, 2010. С. 72.)


Основные причины такого положения следующие.

1. Природные ресурсы Российской Федерации являются мощным потенциалом для повышения ее благосостояния, источником сырья для отраслей хозяйства, прежде всего промышленности. Но их эксплуатация (добыча, использование) в сложных природных условиях делает малоэффективными многие виды хозяйственной деятельности главным образом из-за высокой себестоимости получаемой продукции и больших затрат на обеспечение жизнедеятельности работающих и членов их семей. В зоне Крайнего Севера использование многих природных ресурсов часто является нецелесообразным с экономической и социальной позиций.

2. Богатство природных ресурсов Российской Федерации в значительной мере сформировало расточительное отношение к ним. Так, изобилие древесины, руд металлов, топлива, воды, промысловых рыб и зверей спобствовало развитию сырье-, топливо-, водо-, энерго-, материалоемкости экономики, не стимулировало поиск ресурсосберегающих технологий, форсировало небрежное отношение к природе.

3. В больших масштабах сохраняются нерациональные потери природных ресурсов Российской Федерации. Так, из недр извлекается не более 50% нефти; ежегодные потери извлекаемого попутно с нефтью газа составляют 1/5 его суммарной добычи. Степень извлечения полезных ископаемых при их добыче такова: калийные соли – 40%, хромовые руды – 76%, коксующийся уголь – 84%, уголь – 88%, фосфоритные руды – 91–92%.

4. Не вполне разумная эксплуатация природных ресурсов нашей страны привела к раздутости «нижних этажей» экономики (в первую очередь добывающей промышленности и производств по первичной обработке природных ресурсов), которые отличаются низкой эффективностью производства и высокой экологической опасностью по сравнению с производством готовой продукции и оказанием услуг.

5. Богатство природных ресурсов и преимущественное развитие добывающей промышленности и производств по первичной переработке сырья ориентировали нашу страну на экспорт сырья, материалов и полупродуктов и импорт готовой продукции. Цены на готовую продукцию в несколько раз превышают цены на сырье, из которого она произведена, нецелесообразно продавать свое исходное сырье и покупать изготовленную из него за рубежом готовую продукцию.

Контрольные вопросы и задания

1. Как строились и развивались взаимоотношения людей и государства с окружающей природой в Древней и Средневековой Руси?

2. Какие изменения в природоохранной деятельности со стороны государства произошли в эпоху Петра I и следующих за ним правителей России (в период XVIII–XIX вв.)?

3. Чем в отношении к природе ознаменовался период становления капитализма в России?

4. В чем заключались противоречивость, плюсы и минусы советского периода природоохранной деятельности?

5. Назовите основные причины, вызвавшие разработку в Российской Федерации, начиная с 1990-х гг., свода природоохранных законов, а затем – проекта Экологической доктрины страны?

6. Каковы основные положения Экологической доктрины Российской Федерации?

7. Как в целом можно оценить природные условия Российской Федерации с точки зрения их влияния на развитие хозяйственной деятельности и жизнь человека?

8. Охарактеризуйте климатические условия нашей страны в сравнении с ведущими экономическими державами мира.

9. Каким образом рельеф и геологическое строение влияют на экономическое развитие Российской Федерации?

10. Какие основные проблемы создают природные условия в нашей стране и какие существуют возможности решения этих проблем?

11. На деятельность каких отраслей экономики Российской Федерации природные условия оказывают наиболее существенное влияние?

12. Какими видами природных ресурсов Российская Федерация обеспечена особенно хорошо, занимая по их запасам ведущие места в мире?

13. Каких видов минеральных ресурсов в нашей стране не хватает в соотношении с потребностями отечественной промышленности?

14. Какие виды минеральных ресурсов страны сосредоточены преимущественно в Западной экономической зоне?

15. Каковы основные особенности размещения основных природных ресурсов Российской Федерации?

16. Какие регионы Российской Федерации лидируют по запасам земельных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве?

17. В каких районах страны сосредоточены основные запасы лесных и гидроэнергетических ресурсов Российской Федерации?

18. Каким образом в нашей стране соотносятся районы с большими запасами природных ресурсов и районы их основного потребления?

19. На охрану и рациональное использование каких видов природных ресурсов в нашей стране направляется основное количество инвестиций?

20. Назовите важнейшие социально-экономические последствия освоения природных богатств страны.